Новый год: кому подарки, а кому — учет

В избранном В избранное
Печать
Наталья Белова, налоговый эксперт, Лилия Ушакова, эксперт по вопросам оплаты труда
Налоги и бухгалтерский учет Ноябрь, 2015/№ 96
В период новогодне-рождественских праздников мы активно строим планы на будущее, загадываем желания и с удовольствием покупаем подарки своим друзьям, близким, бизнес-партнерам, клиентам. Здорово, что в этот период можно воспользоваться различными акциями, скидками и распродажами. Но вот кому в предпраздничные дни не до лирики, так это бухгалтерам торговых предприятий. Правда, дорогие коллеги? Ведь вам все скидочно-акционные мероприятия нужно правильно отразить в учете. Мы хотим, чтобы это получилось у вас без сучка и задоринки, поэтому в помощь подготовили данную статью. Изучайте с удовольствием и встречайте Новый год с радостью!

Чтобы заставить покупателя раскошелиться, надо приложить немало усилий. Ведь любых товаров и услуг на рынке столько, что глаза разбегаются. Поэтому за каждого покупателя приходится бороться. Но маркетологи не зря едят свой хлеб. Придуманные ими акции наподобие «Новогодняя цена со скидкой», «Цена до», «2+1», «Подарок при покупке» действуют безотказно — покупатели с удовольствием открывают кошелек и без сожаления расстаются с деньгами.

Давайте узнаем, как предприятию подарки и акции отразить в своем учете.

«Я тебе весь мир подарю…»: дарим подарки партнерам

Подарок лучше всяких слов говорит о желании сформировать или поддержать у контрагента положительное мнение о компании, установить с ним прочные связи и наладить долговременное сотрудничество. Поэтому можно смело утверждать: затраты на покупку подарков для клиентов, партнеров, покупателей — это расходы на рекламу.

Подтвердить рекламный характер мероприятия вам легко поможет соответствующий приказ руководителя предприятия.

Бухгалтерский учет. Затраты на покупку презентов (независимо от их стоимости) как рекламные включаем в расходы на сбыт ( п. 19 П(С)БУ 16*). Отражаем их на счете 93 «Расходы на сбыт».

* Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Минфина от 31.12.99 г. № 318.

Но если придать подарку рекламную окраску не получается, покажите операцию в учете как бесплатную передачу товара. Тогда стоимость покупки на основании п. 20 П(С)БУ 16 пойдет у вас в прочие операционные расходы (Дт 949 «Прочие расходы операционной деятельности»).

И в том и в другом случае учетный результат от вручения подарка одинаков — расходы есть, а дохода нет

Налог на прибыль. На стоимость подарков, попавшую в бухгалтерские расходы, смело уменьшайте свою налогооблагаемую прибыль. Ведь с 1 января 2015 года основой для ее расчета является бухфинрезультат ( п.п. 134.1.1 НКУ**).

** Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

При этом никакие ограничения, привязка к хоздеятельности и расчет налоговых разниц в данной ситуации вам не грозят, даже если вы 20-миллионщик. Будьте спокойны!

НДС. Суммы «входного» НДС по товарам, которые вы планируете передать в виде подарка, попадают в налоговый кредит по НДС ( п. 198.3 НКУ). Разумеется, если у вас есть НН поставщика, зарегистрированная в ЕРНН ( п. 198.6 НКУ).

Когда будете дарить презенты, отразите налоговые обязательства по НДС ввиду факта их поставки. Ведь бесплатная передача как раз вписывается в это понятие ( п.п. 14.1.191 НКУ). Важно: размер НДС-обязательств должен быть не ниже минимальной планки, т. е. в нашем случае — не ниже цены приобретения ( п. 188.1 НКУ). В подтверждение облагаемой операции составьте две НН и зарегистрируйте их в ЕРНН:

— первую — на договорную стоимость (с нулевыми стоимостными показателями);

— вторую — на стоимость приобретения (с типом причины «15»).

Если ваша щедрость не имеет под собой хозяйственной подоплеки (в частности, рекламной), то придется начислить и вторые налоговые обязательства — для компенсации «входного» НДС. Это условие п. 189.1 и п.п. «г» п. 198.5 НКУ. Здесь надо составить третью НН — сводную — и зарегистрировать ее в ЕРНН.

Невозмещаемая сумма НДС отправится прямиком в состав расходов (Дт 949 — Кт 641/НДС). Подробнее об этом см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 76, с. 9.

Хотя если на «входе» налоговый кредит вы не отражали, то со вторыми налоговыми обязательствами возиться незачем. Когда это может произойти? Например, когда вы купили «безНДСный» товар или же не сформировали налоговый кредит из-за того, что поставщик не зарегистрировал НН в ЕРНН или допустил ошибки в ее обязательных реквизитах (см. консультацию в подкатегории 101.16 БЗ).

Подробнее об НДС-последствиях бесплатной передачи читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 92, с. 38.

НДФЛ, ВС и ЕСВ. Здесь все будет зависеть от возможности персонификации дохода физлица.

Если идентифицировать получателя подарка невозможно, то объект обложения НДФЛ не возникает (см. консультацию в подкатегории 103.23 БЗ). При этом стоимость подарков в налоговом расчете по форме № 1ДФ не отражается. Не будет тут также ВС и ЕСВ.

Если же получателями выступают конкретные лица (с возможностью идентификации), то стоимость подарка будет для получателя налогооблагаемым доходом.

В базу обложения НДФЛ такой доход попадает увеличенным на «натуральный» НДФЛ-коэффициент.

Правда, тут можно воспользоваться «освобождающим» п.п. 165.1.39 НКУ, в соответствии с которым в 2015 году «неденежные» подарки не дороже 609 грн. (в расчете на месяц) под налогообложение не попадают. В таком случае облагать НДФЛ придется стоимость подарка, превышающую 609 грн. (в расчете на месяц).

В разделе I Налогового расчета по форме № 1ДФ сумму подарка отражайте так: в пределах указанного освобождения от НДФЛ — с признаком дохода «160», а облагаемую сумму, увеличенную на «натуральный» НДФЛ-коэффициент:

— с признаком дохода «126», если получатель — неработник предприятия (см. абзац «е» п.п. 164.2.17 НКУ, письмо ГНАУ от 26.09.2012 г. № 2557/0/61-12/17-1115);

— с признаком дохода «101», когда одариваете работника.

Со стоимости не облагаемого НДФЛ подарка (его части) ВС взимать не нужно. Сбор удерживайте только с облагаемой НДФЛ стоимости подарка (его части), увеличенной на «натуральный» коэффициент для НДФЛ (см. по этому поводу «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 67, с. 114).

В разделе II формы № 1ДФ отражаете только облагаемую ВС часть стоимости подарка.

А вот ЕСВ со стоимости презентов не взимается, если, конечно, ваш визави не является вашим наемным работником (см. консультацию в подкатегории 301.03 БЗ). В противном случае стоимость подарка попадет в фонд оплаты труда в составе прочих поощрительных и компенсационных выплат на основании п.п. 2.3.2 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5. Следовательно, с нее необходимо будет взимать ЕСВ.

Учтите! В базу взимания ЕСВ войдет как не облагаемая, так и облагаемая НДФЛ часть подарка. Причем, на наш взгляд, облагаемая НДФЛ часть подарка должна попасть туда увеличенной на «натуральный» коэффициент. Ведь именно в такой сумме она будет начислена в бухучете.

Пример 1. Предприятие, чтобы поздравить с Новым годом своего партнера — юрлицо, приобрело подарок стоимостью 12000 грн. (в том числе НДС 20 % — 2000 грн.). Цель подарка — рекламная.

Эту операцию предприятие в своем учете отражает так (см. табл. 1 на с. 24):

Таблица 1. Учет новогоднего подарка


п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Перечислена продавцу предоплата за подарок

371

311

12000

2

Отражена сумма НДС, не подтвержденная НН

644/1

644

2000

3

Отражен налоговый кредит по НДС на основании полученной НН, зарегистрированной в ЕРНН

641/НДС

644/1

2000

4

Получен подарок от продавца

281

631

10000

5

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС

644

631

2000

6

Отражен зачет задолженности

631

371

12000

7

Передан партнеру подарок в рекламных целях

93

281

10000

8

Начислены налоговые обязательства по НДС исходя из цены приобретения подарка

949*

641/НДС

2000

* Хотя не будет ошибкой, если вы примените в данном случае счет 93 «Расходы на сбыт».

«Открытка вместо сотни слов»: поздравляем клиентов

Считается, что первую рождественскую открытку создал английский художник Добсон в 1794 году. На карточке, которую он подарил своему другу, были изображены зимний пейзаж и семейная сценка возле елки.

Простая прямоугольная карточка быстро завоевала огромную популярность.

В наши дни открытка обрела новую жизнь, «переселившись» в Интернет. И от этого получить разрисованный прямоугольник картона через обычный, а не электронный, почтовый ящик стало еще большим праздником, приятным сюрпризом.

Бухгалтерский учет. Затраты, связанные с приобретением поздравительных открыток, бесспорно, направлены на то, чтобы создать положительный имидж предприятия, вызвать интерес к его деятельности, установить новые контакты и укрепить уже существующие. Поэтому в бухгалтерском учете место этих затрат в составе расходов на сбыт (Дт 93).

А вот расходы на услуги почтовой связи или на доставку другой службой — это административные расходы (Дт 92).

Налог на прибыль. В налоговоприбыльном учете все тихо:

корректировки бухгалтерского финрезультата, предусмотренные разд. III НКУ, данную операцию обходят стороной

Причем как у малодоходных плательщиков, так и у высокодоходных.

НДС. Суммы «входного» НДС, «сидящие» в стоимости открыток и их рассылки, предприятие при наличии НН, зарегистрированной в ЕРНН, включает в свой налоговый кредит ( п. 198.3 НКУ).

Рассчитались за покупку наличными? Тогда сумму НДС по чекам можете отнести в налоговый кредит только в размере не более 40 грн. в день ( п.п. «б» п. 201.11 НКУ). А если общая сумма чека больше 240 грн. — то вообще ни копейки.

Пример 2. Чтобы поздравить клиентов с новогодними праздниками, предприятие заказало изготовление поздравительных открыток со своим логотипом и торговой маркой. Расходы на них составили 360 грн. (в том числе НДС 20 % — 60 грн.), расходы на доставку открыток — 240 грн. (в том числе НДС 20 % — 40 грн.).

В учете «поздравительные» операции предприятие отразит так (см. табл. 2 на с. 25):

Таблица 2. Учет поздравительных открыток

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Получены изготовленные открытки

209

631

300

2

Отражена сумма НДС, не подтвержденная НН

644/1

644

60

3

Отражен налоговый кредит по НДС на основании полученной НН, зарегистрированной в ЕРНН

641/НДС

644/1

60

4

Перечислена оплата за изготовление открыток

631

311

360

5

Направлены открытки партнерам и клиентам

93

209

300

6

Отражены расходы, связанные с доставкой открыток

92

685

200

7

Отражен налоговый кредит по НДС по расходам на доставку (при наличии НН, зарегистрированной в ЕРНН)

641/НДС

685

40

Среди множества новогодних приятностей — праздничные акции, распродажи и скидки для покупателей. Как вы понимаете, они тоже носят рекламный характер и направлены на увеличение объемов продаж. А поскольку они ничем не отличаются от обычных маркетинговых мероприятий, мы сейчас не будем подробно останавливаться на их учетных тонкостях. Все самое интересное и важное об учете скидок вы можете узнать из «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 92, с. 21 и 25.

Желаем вам, дорогие друзья, счастливого Нового года, финансового благополучия, удачи и успехов в делах!

выводы

  • Затраты на покупку подарков (независимо от их стоимости) как рекламные включайте в расходы на сбыт.
  • На стоимость подарков, попавшую в бухгалтерские расходы, смело уменьшайте свою налогооблагаемую прибыль. Причем без привязки к хоздеятельности и расчета налоговых разниц.
  • Когда будете дарить подарки, отразите налоговые обязательства по НДС, так как тут налицо поставка товаров.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить