Темы статей
Выбрать темы

РК: основной инструмент исправления ошибок в НН

Алешкина Наталья, налоговый эксперт
Всем свойственно ошибаться, и, безусловно, не являются исключением ошибки в налоговых накладных (НН). Но помните: безвыходных ситуаций не бывает, и отчаиваться в любом случае не стоит... Да и не так страшна ошибка, если правильно и вовремя ее исправить. А вот потерянное в этом случае время можно вполне оценить в денежном эквиваленте (в сумме понесенных штрафных санкций). Поэтому не будем затягивать и начнем разбираться с порядком их исправления прямо сейчас.
img 1

Классификация ошибок и общий алгоритм действий

Как вы уже успели заметить, все ошибки в НН можно разделить на две категории: суммовые (связанные с ошибкой в суммовых показателях НН) и несуммовые (ошибки в реквизитах НН).

Причем расчет корректировки (РК) к «ошибочной» НН является основным инструментом для исправления в ней ошибок, в том числе не связанных с изменением суммы компенсации стоимости товаров/ услуг ( последний абзац п. 192.1 НКУ). То есть

РК имеет два предназначения: корректировка НО согласно требованиям НКУ и исправление ошибок в НН

Больше о механизме исправления ошибок с помощью РК в НКУ нет ни слова.

За разъяснениями обращаемся к Порядку № 1307. Правда, он тоже немногословен и в нем об исправлениях через РК упоминаются только два момента ( п. 21 Порядка № 1307):

(1) при исправлении ошибки, не связанной с изменением суммы компенсации стоимости товаров/услуг, в РК указываем правильные данные;

(2) не допускается исправление данных относительно даты составления налоговой накладной и ее порядкового номера.

Как видите, Порядок № 1307 тоже дает совсем мало информации. Поэтому отдельные нюансы будем «черпать» из писем и разъяснений контролеров.

Сразу скажем, что «универсального» способа заполнения РК в случае исправления ошибок попросту нет, тем не менее сформулировать какие-то общие принципы и правила исправления ошибок в целом с помощью РК можно.

По сути, все ошибки исправляются путем составления РК или РК плюс новая НН. В свою очередь, ошибки, допущенные в РК, можно исправить только с помощью РК. Причем важное значение имеет регистрация таких НН/РК в ЕРНН.

Так, не вызывает вопросов регистрация НН, ведь эта обязанность возложена исключительно «на плечи» продавца (он же поставщик)*, а вот с регистрацией «исправляющей» РК есть варианты. Тому причина в п. 192.1 НКУ. Напомним, согласно п. 192.1 НКУ РК в ЕРНН регистрируют:

* Исключение составляют услуги нерезидента, где покупатель составляет НН (тип причины — «14») с условным кодом продавца (500000000000) и регистрирует ее в ЕРНН.

поставщик — если предусмотрено увеличение суммы компенсации стоимости товаров (работ, услуг) в пользу поставщика или если корректировка количественных и стоимостных показателей в итоге не изменяет сумму компенсации;

покупатель (если он плательщик НДС) — если предусмотрено уменьшение суммы компенсации стоимости товаров (работ, услуг) в пользу поставщика.

Начнем прежде всего с того, в какой части НН допущена ошибка. Ведь от этого будет зависеть порядок ее исправления. Ошибка может быть допущена:

(1) в заглавной части НН;

(2) в дате/номере НН/ИНН покупателя;

(3) в табличной части НН.

Сгруппируем эти три вида ошибок и основные правила их исправления в таблице ниже.

Общие правила исправления ошибок в НН

№ п/п

Ошибка допущена в:

Порядок исправления «ошибочной» НН:

1

заглавной части

НН (кроме ошибки в ИНН)

Составляем к ней «исправляющий» («пустой») РК, в котором правильно (!) заполняем исключительно заглавную часть ( п. 21 Порядка № 1307). Табличную часть РК не заполняем.

«Пустой» РК регистрирует продавец, поскольку сумма компенсации не затронута ( п. 192 НКУ)

2

дате/номере НН или ИНН покупателя*

Здесь одним «пустым» РК не обойтись (а в отношении даты и номера НН прямо запрещает исправляться п. 21 Порядка № 1307), поэтому исправлять будем в два действия.

1. Аннулируем «ошибочную» НН путем составления к ней «уменьшающего» РК. Такой РК регистрирует покупатель, если он — плательщик НДС. Причем если ошибка — в ИНН, то его регистрирует «ошибочный» покупатель**. Если НН была ошибочно составлена на неплательщика НДС, то «уменьшающий» РК поставщик зарегистрирует самостоятельно.

2. Составляем новую правильную НН (с правильной датой/номером/ИНН покупателя)

* Детально о порядке исправления таких ошибок см. на с. 20, 29.

** Если «ошибочный» покупатель отказывается регистрировать РК, налоговики считают, что поставщик может на него пожаловаться в общем порядке (см. письмо ГФСУ от 17.02.2015 г. № 5292/7/99-99-19-03-02-17). Причем такому хоть «ошибочному», но покупателю, скорее всего, грозят такие же штрафы по пп. 1201.1, 1201.2 НКУ (БЗ 101.30).

3

табличной части*

В общем случае, достаточно составить один «исправляющий» РК.

Он может быть:

— «увеличивающий» РК (с «+») — если доначисляем НДС (регистрирует РК поставщик);

— «уменьшающий» РК (с «-») — если снимаем лишний НДС (регистрирует покупатель, если он — плательщик НДС);

— «нейтральный» РК**, когда ошибки в несуммовых показателях либо одновременно в разделе Б заполнены нивелирующие друг друга строки «+» и «-»

* Обратите внимание: исправить в табличной части НН можно и другим способом: выписать «исправляющий» РК, который аннулирует «ошибочную» НН, а следом зарегистрировать правильную НН. Но помните: правильная НН должна быть составлена не текущей датой исправления, а датой поставки (то есть датой осуществления операции). Сами понимаете, что такой способ хорош, если ошибка выявлена в пределах «бесштрафного» периода, иначе ответственности за несвоевременную регистрацию НН не избежать ( п. 1201.1 НКУ).

** Если для исправления ошибки составляют «исправляющий» РК, не влияющий на стоимостные показатели (т. е. объемы и НО/НК не изменяются — например, исправляют номенклатуру, код УКТ ВЭД), такой РК ни продавец, ни покупатель в декларации не отражают (подкатегория 101.20 БЗ).

Возможен еще один вариант исправления ошибки в табличной части НН путем составления двух РК. Например, если допущена суммовая ошибка в части использования НДС-льготы. Допустим, ошибочно применили к операции поставки зарубежной литературы льготу по НДС, предусмотренную для поставки книг отечественного производства ( п.п. 197.1.25 НКУ). То есть должны были начислить НДС по ставке 20 %, а ошибочно показали операцию как необлагаемую. Для исправления этой ошибки необходимо составить «исправляющий» РК, чтобы убрать ошибочную запись (необлагаемую операцию) и внести правильную запись (облагаемую операцию по ставке 20 %). Все дело в том, что согласно п. 17 Порядка № 1307 облагаемые и освобожденные от налогообложения операции нельзя отражать в одной НН. Полагаем, аналогичный подход должен быть и при составлении РК, то есть в один РК нельзя внести сразу две записи: необлагаемую и облагаемую НДС. Поэтому исправляемся двумя действиями:

— «уменьшающим» РК убираем «ошибочную» НН (регистрирует ее покупатель);

— а вторым «увеличивающим» РК отражаем начисление НО (регистрирует поставщик).

Период отражения НО и НК

НО продавца. Важно (!): независимо от ошибки, допущенной в НН, и периода, в котором она была исправлена, а также независимо от факта регистрации/нерегистрации НН в ЕРНН, продавцу следует декларировать НО в периоде их начисления в полном объеме ( п. 201.10 НКУ).

Как быть, если исправление ошибки требует регистрации «исправляющего» РК покупателем, а тот, в свою очередь, в установленный срок этого не сделал, либо «уменьшающий» РК продавец составил уже в следующем отчетном периоде.

Думаем, что уменьшение ошибочно начисленных НО без РК, зарегистрированного покупателем (если он, конечно, плательщик НДС), может вызвать сопротивление контролеров (см. письмо ГФСУ от 24.05.2016 г. № 11323/6/99-99-15-03-02-15). Поэтому только после регистрации «уменьшающего» РК поставщик сможет безболезненно уменьшить ошибочно начисленные НО.

Хотя те, кто посмелее, могут, не дожидаясь зарегистрированного РК, уменьшить ошибочные НО на основании бухгалтерской справки (подробнее об этом см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 89, с. 10). Аргументом является тот факт, что зарегистрированный покупателем «уменьшающий» РК, по большому счету, требуется только при корректировке суммы компенсации товаров/услуг, а не в случае исправления ошибки. Так, например, при регистрации «левой» НН налоговики говорят об отражении в НДС-декларации правильных объемов поставок и сумм НДС (согласно первичным документам), а «ошибочной» НН, как и РК к ней, вообще не место в декларации (см. 101.20 БЗ). Но скорее всего налоговики будут против такой позиции, поэтому, если не хотите с ними ссориться, дождитесь регистрации РК покупателем.

Какие рычаги влияния на покупателя есть у поставщика? Безусловно, покупателю грозит та же ответственность за несвоевременную регистрацию/нерегистрацию РК в ЕРНН, что и поставщику за аналогичное нарушение ( пп. 1201.1 и 1201.2 НКУ). Размер штрафа рассчитывается в процентном отношении от суммы НДС в РК и зависит от того, на сколько дней покупатель опоздал с регистрацией. О том, что такие штрафы распространяются и на покупателей, не раз напоминали налоговики (см., например, письмо ГФСУ от 10.02.2016 г. № 2643/6/99-99-19-03-02-15, БЗ 101.07). Причем для привлечения к ответственности по п. 1201.1 НКУ проводить проверку совсем не обязательно (как, например, штрафы по п. 1201.3 НКУ могут быть применены только по результатам проверки). Ну а если покупатель и штрафов не боится, помните о том, что заставить его зарегистрировать РК можно, подав на общих основаниях жалобу, то есть приложение Д8 к НДС-декларации. Благо сделать это может и поставщик ( п. 201.10 НКУ). Правда, как правило, покупатель заинтересован поскорее зарегистрировать РК, ведь только тогда он сможет отразить НК по «ошибочной» НН.

НК покупателя. Покупатель сможет отразить НК только после исправления поставщиком ошибки в такой «дефектной» НН ( п. 201.10 НКУ). Причем,

если «исправляющий» РК зарегистрирован своевременно, то покупатель отражает НК в НДС-декларации по дате составления такого РК, а если с нарушением установленных сроков — то по дате его регистрации

На то, чтобы включить в НК «исправленную» НН, покупателю отведено 365 календарных дней ( п. 198.6 НКУ). На этом настаивают налоговики (см. письмо ГФСУ от 13.04.2016 г. № 8195/6/99-99-19-03-02-15). Причем в течение этого времени у покупателя есть два пути решения вопроса:

— терпеливо ждать от «невнимательного» поставщика исправлений в НН,

— подать жалобу на него (приложение Д8 к НДС-декларации). К сожалению, сам факт подачи жалобы не реанимирует право покупателя на НК по такой «дефектной» НН, зато «подстегнет» продавца к быстрому исправлению допущенной в ней ошибки.

Кстати, если поставщик не уложился в указанный выше срок и провел соответствующие исправления позже, то, считаем, это не повод покупателю «опускать руки». На наш взгляд, у него есть все шансы доказать свое право на НК по такой «с опозданием исправленной» НН.

Все дело в том, что срок исправления ошибки в НН нормами НКУ не установлен, а п. 198.6 НКУ на самом деле попросту продлевает право отразить НК за соответствующий период на 365 календарных дней с даты составления НН. В таком случае соответствующий период — это период регистрации «исправляющего» РК. Тогда покупатель получает право на НК именно в периоде (!) исправления ошибки, но продление на 365 дней с даты составления НН уже не действует. Поэтому покупатель может отразить НК в текущей НДС-декларации за период исправления ошибки либо, если он таким правом не воспользовался, может самоисправиться, подав за такой период исправления уточняющую НДС-декларацию уже в рамках общего срока давности 1095 дней ( ст. 102, п. 50.1 НКУ). Подробнее об этой ситуации см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 48, с. 45.

Радует, что налоговики не спорят и позволяют включать НН «старше» 365 дней в НК через подачу уточняющего расчета к НДС-декларации ( п. 50.1 НКУ) (см. письма ГФСУ от 09.06.2016 г. № 12795/6/99-99-15-03-02-15 и от 09.02.2016 г. № 2628/6/99-99-19-03-02-15, подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 15, с. 3, № 48, с. 45).

Особенности заполнения «исправляющего» РК

Вы уже хорошо знаете, что начиная с 16 марта 2017 года составляем и регистрируем РК по новой форме (утвержденной приказом № 1307 в редакции приказа № 276), даже когда исправляем «старые» НН. Детально об этом мы писали «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 21, с. 6.

Важно (!):

сам порядок составления и регистрации РК полностью аналогичен порядку, предусмотренному для составления и регистрации НН

То есть придерживаемся всех требований, которые предусмотрены для оформления НН, и об этом прямо сказано в п. 21 Порядка № 1307 (ср. ). При этом особое внимание уделяем обязательным реквизитам ( п. 201.1 НКУ).

В частности, в п. 25 Порядка № 1307 сказано, что показатели в графах 3, 4.1, 4.2, 4.3, 5, 6, 8, 9, 11 — 14 РК должны заполняться в порядке, аналогичном для оформления НН.

Дата составления РК. Запомните: «исправляющий» РК составляем на дату выявления ошибки. Причем как той, которая меняет суммовые показатели НН, так и той, которая на них не сказалась (не суммовая ошибка в обязательных реквизитах). То есть в поле «Дата складання» указываем текущую дату, когда исправляем ошибку в НН.

Причина корректировки. В графе 2 РК к «ошибочной» НН указываем причину корректировки: «Виправлення помилки», а в некоторых случаях налоговики требуют ошибочную причину конкретизировать, например «Виправлення помилки в індивідуальному податковому номері покупця» (см. подкатегорию 101.07 БЗ).

Коды товаров/услуг в РК. Отдельного внимания заслуживают графа 4.1 РК, в которой указываем коды товаров согласно УКТ ВЭД, и графа 4.3 РК — коды услуг согласно ДК 016:2010.

В случае корректировки НО эти графы должны быть обязательно заполнены ( п. 24 Порядка № 1307)

Причем это могут быть как РК к НН, датированным до 01.01.2017 г. на поставку отечественных товаров, так и РК к НН, выписанным до 16.03.2017 г. на поставку услуг. Насколько нам известно, система не пропускает РК, в которых не заполнены графы 4.1 и/или 4.3.

Поэтому заполняем эти графы РК даже в той ситуации, когда НН, к которым составляем РК, не содержала коды товаров/услуг (см. письмо ГФСУ от 20.01.2017 г. № 1312/7/99-99-15-03-02-17). Так, если один товар/услугу нужно убрать из «ошибочной» НН, а другой добавить, то в обе строки такого «исправляющего» РК (со знаком «-» и знаком «+») придется внести код товара/услуги (даже если его не было в «ошибочной» НН).

Но имейте в виду: на практике с регистрацией в ЕРНН таких РК есть проблемы (см. детально на с. 35).

Напомним: не кодируют товары/услуги только в РК к ( п.п. 9 п. 16 Порядка № 1307):

— НН, составленным в рамках выполнения многосторонних соглашений;

— «компенсирующим» ( пп. 198.5 и 199.1 НКУ) НН, выписанным при использовании товаров/услуг в необлагаемых операциях или в нехозяйственной деятельности, здесь же НН при аннулировании НДС-регистрации по п. 184.7 НКУ ( п. 11 Порядка № 1307);

— НН на суммы начисления НО с минбазы ( п. 15 Порядка № 1307).

«Свернуто или развернуто» суммовые ошибки в РК. При исправлении суммовой ошибки в «исправляющем» РК налоговики хотят видеть данные «развернуто», то есть одной строкой снять ошибочную запись, а второй добавить новую (категория 101.17 БЗ // «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 19, с. 5). Напомним: ранее они говорили о том, что на такие ошибки можно составить РК только на корректирующую разницу («дельту») (категория 101.17 БЗ, сегодня значится в «действовавших до 01.01.2017 г.»).

По большому счету, каким из способов заполнять РК — вопрос не принципиальный. Тем более что ни в НКУ, ни в Порядке № 1307 этот момент вообще никак не описывают. Так что на самом деле оба варианта имеют «право на жизнь» и можно заполнять РК и так, и так. Поэтому, если вы уже заполнили РК «на дельту», считаем, в том никакой ошибки нет и ничего предпринимать не нужно.

Правда, в будущем все же рекомендуем прислушаться к последней позиции налоговиков, поскольку «развернутый» способ составления РК и нам представляется ближе и нагляднее. Да и меньше будет вызывать интерес со стороны контролеров.


Порядковый номер в РК. Как рекомендуют налоговики (см. категорию 101.17 БЗ) в графе 1 «№ з/п рядка податкової накладної, що коригується» РК заполняем следующим образом. Если позицию убираем, то указываем порядковый номер строки из «ошибочной» НН в строке с «-» и в следующей строке с «+» дублируем тот же номер строки.

Ну и очевидно, что показатели раздела А (строки I — IX) корректируются одновременно с соответствующими показателями раздела Б (так как они являются расчетными и формируются на основании раздела Б).

О более детальном исправлении конкретных ошибок в НН можно узнать дальше.

выводы

  • Исправление в НН, как правило, осуществляют через «исправляющий» РК либо «исправляющий» РК плюс новая НН.
  • «Исправляющий» РК в ЕРНН регистрирует поставщик, если сумма компенсации стоимости товаров/услуг увеличивается или не меняется, а покупатель (если он — плательщик НДС) — только при уменьшении суммы компенсации.
  • Покупатель не имеет права на НК по «дефектной» НН, а вот продавца такая НН от декларирования начисленных в ней НО не освобождает.
  • Порядок составления «исправляющего» РК аналогичен порядку составления НН и формируется на дату выявления ошибки.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше