Однако, подчеркнем: несмотря на то, что с начала 2017 года требования к первичке действительно упростили (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 99, с. 4), первичный документ, бесспорно, остается основой для бухгалтерского учета. И по-прежнему все операции в бухучете отражаются исключительно на основании первички (ч. 1 ст. 9 Закона о бухучете).
Вкратце напомним самые важные изменения 2017 года в отношении первичных документов.
1. Из определения термина «первичные документы» (ст. 1 Закона о бухучете) убрали упоминание об их «подтверждающих» свойствах. На сегодня к первичке относятся документы, содержащие сведения о хозоперации. К ним п. 2.1 Положения № 88 по-прежнему относит также распоряжения и разрешения администрации (собственника) на проведение хозопераций.
2. Из ст. 9 Закона о бухучете исключили норму о том, что первичные документы фиксируют факты осуществления хозопераций и что их нужно составлять при совершении хозоперации, а когда это невозможно — непосредственно после ее завершения. Однако п. 2.2 Положения № 88 все так же допускает возможность составлять первичный документ не реже одного раза в день при реализации товаров за наличные.
3. Место составления теперь не обязательный реквизит первички.
4. К тому же в ст. 9 Закона о бухучете прописали, что первичка может быть как в письменной, так и в электронной форме. При этом электронную форму в бухучете применяют при условии соблюдения требований законодательства об электронных документах и электронном документообороте (п. 2.3 Положения № 88, абзац восьмой ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете).
5. Подредактированный п. 2.6 Положения № 88 позволяет отражать хозоперацию без наличия первичного документа от поставщика. Суть в том, что если вы не получили от контрагента первичку на товар/работу/услугу, то вполне можете оформить ее самостоятельно. По общему правилу таким внутренним первичным документом должен быть акт. Но (!) для того чтобы его оформить, п. 2.6 Положения № 88 выдвигает еще ряд обязательных условий.
Более того, учтите: отражение в бухучете хозопераций никоим образом не зависит от периода получения первичных документов от поставщиков. Поэтому отодвигать (откладывать) момент отражения расходов к «чужому» периоду получения от поставщиков подтверждающих первичных документов противоречит основным правилам бухучета: хозоперации отражают в отчетном периоде их осуществления, а расходы — одновременно с признанием дохода либо же в периоде их понесения (ст. 4, ч. 5 ст. 9 Закона о бухучете и п. 7 П(С)БУ 16).
6. Надлежащим образом оформленный счет-фактура (инвойс) может иметь статус первичного документа и, соответственно, служить основанием для отражения хозоперации в бухучете только в случае его оплаты (письмо Минфина от 16.02.2017 г. № 31-11410-06-5/4339). Такой вывод Минфин делает, опять-таки, на основании измененной ст. 9 Закона о бухучете (впрочем, налоговики по-прежнему не считают счет-фактуру первичным документом; письмо ГФСУ от 14.11.2017 г. № 2608/О/99-99-13-01-02-14/ІПК).
Что еще мы писали на эту тему
№ п/п | Название статьи/темы номера/спецвыпуска | Источник |
1 | Первичная документация | |
2 | Первичка: «рецепты» от Минфина | |
3 | Документирование бездокументального | |
4 | Внимание-внимание: говорит Минфин! | |
5 | Запоздавший акт в «чужом» периоде |