Темы статей
Выбрать темы

«Неприбыльный» Отчет за 2018 год

Солошенко Людмила, налоговый эксперт
Отчетная пора в самом разгаре. Само собой вскоре придется отчитаться и «неприбыльщикам». Поэтому поговорим о «неприбыльной» отчетности подробнее.

Напомним, что неприбыльными организациями (НПО) могут быть исключительно юрлица, созданные и зарегистрированные согласно законам Украины, регулирующим деятельность соответствующих НПО. А вот обособленные подразделения, филиалы (в том числе представительства нерезидентов — иностранных организаций) или, к примеру, общественные организации (объединения) без статуса юрлица не могут быть «неприбыльщиками» (БЗ 102.04).

При этом неприбыльной организации присваивают признак неприбыльности и включают в Реестр НПО. Порядок ведения Реестра НПО, включения и исключения из Реестра утвержден постановлением КМУ от 13.07.2016 г. № 440. О регистрации НПО подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 59, с. 7. Проверить наличие организации в «неприбыльном» Реестре можно также в Электронном кабинете на сайте ГФСУ по ссылке https://cabinet.sfs.gov.ua/registers/non-profit (БЗ 102.04). При этом в налоговом учете

для НПО установлены свои правила налогообложения

Так, НКУ определено, что неприбыльные организации (отвечающие (!) требованиям п.п. 133.4.1 НКУ) не являются плательщиками налога на прибыль (п.п. 14.1.121, п. 133.4 НКУ). Но только если соблюдается главное условиедоходы НПО правильно используются: на содержание или на финансирование направлений деятельности, определенных в учредительных документах НПО (п.п. 133.4.2 НКУ). Поэтому у НПО своя отчетность (п. 46.2 НКУ) — Отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации (утвержден приказом Минфина от 17.06.2016 г. № 553, в редакции приказа от 28.04.2017 г. № 469), который дальше будем именовать «неприбыльный» Отчет или НПО-отчет.

Сроки подачи НПО-отчета

Для НПО, включенных в «неприбыльный» Реестр (не нарушающих НПО-условий), отчетным периодом является календарный год (п.п. 133.4.7 НКУ). Поэтому «неприбыльный» Отчет они подают за календарный год в годовые сроки — в течение следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года 60 календарных дней (п.п. 49.18.3 НКУ). Ввиду этого

подать «неприбыльный» Отчет за 2018 год нужно не позднее 1 марта 2019 года (последний день подачи)

А также НПО подают годовую финотчетность — она является приложением к Отчету (п. 46.2 НКУ).

Годовая финотчетность НПО. Заметим, что:

— во-первых, для всех НПО (непредпринимательских обществ, ст. 85 ГКУ) установлена сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе всего лишь двух форм: Баланса и Отчета о финрезультатах (ч. 3 ст. 11 Закона о бухучете*). Хотя налоговики в БЗ 102.23.02 почему-то «делят» НПО и говорят о подаче сокращенной финотчетности лишь теми НПО, которые отвечают критериям «малых» и «микро-», с чем сложно согласиться. Да и, по правде говоря, за подачу «не той» финотчетности, по большому счету, ничего не будет. Особенно если НПО-отчет принят — пришли обе квитанции и в течение 5 рабочих дней от налоговиков не поступило квитанции, отказывающей в приеме (п.п. 49.11.1 НКУ), а

* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-ХIV.

— во-вторых, при этом НПО подают только (!) годовую финотчетность (по итогам года), а вот квартальную не подают. Об этом теперь прямо говорит п. 2 Порядка № 419**. Напомним: летом этот Порядок наконец-то «причесали» и привели в соответствие с Законом о бухучете — соответствующие изменения были внесены постановлением КМУ от 11.07.2018 г. № 547 (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 59, с. 2).

** Порядок подачи финотчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.

И хотя Минфин уточнений в П(С)БУ 25 по НПО до сих пор не внес, на практике местные органы статистики обычно не возражают против подачи НПО «сокращенных» форм финотчетности, предусмотренных П(С)БУ 25 (как правило, приветствуя при этом подачу финансового отчета субъекта малого предпринимательства — по формам № 1-м, № 2-м). Хотя, если по показателям 2017 года (или 2018-го — если НПО-«новичок» зарегистрировалась в 2018-м) НПО попадает в «микро-», то, строго говоря, должны принять и упрощенный финансовый отчет субъекта малого предпринимательства (по формам № 1-мс и № 2-мс). Напомним, что критерии разграничения предприятий в зависимости от их размера (на «микро-», «малые», «средние» и «крупные») предусмотрены ст. 2 Закона о бухучете. Подробнее о них см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 103, с. 2. Однако, даже если подать более информативный финотчетный комплект «м» вместо комплекта «мс», ничего страшного не будет (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 39, с. 27).

Важно! Годовая финотчетность является приложением к НПО-отчету (п. 46.2 НКУ). Поэтому не забудьте в заключительной части «неприбыльного» Отчета поставить специальную отметку о финотчетности-приложении в поле «ФЗ», а также отметить, какие формы подаем.

Заметим, что при подаче финотчетности через «Единое окно» она попадает и в статистику, и налоговикам (БЗ 102.23.02). Правда, учтите, что годовую финотчетность органам статистики следует подать не позднее 28 февраля года, следующего за отчетным (п. 5 Порядка № 419). При этом первой подается финотчетность, а уже после — «неприбыльный» Отчет с отметками о финотчетности.

Учтите, что «годовые» сроки отчетности не касаются:

— профсоюзов и

— НПО-нарушителей.

Профсоюзы. Профессиональные союзы, их объединения и организации профсоюзов от НПО-отчетности «освобождаются» и вообще не должны подавать годовой «неприбыльный» Отчет. А будут подавать Отчет только в том случае, если нарушат требования п. 133.4 НКУ, т. е. условия пребывания в «неприбыльщиках» (п. 46.2 НКУ, БЗ 102.04).

Хотя при этом профcоюзы могут, например:

— выплачивать матпомощь членам профсоюза, если такая выплата предусмотрена коллективным договором, а также приобретать или арендовать спортинвентарь, если это предусмотрено уставом (письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 12.12.2018 г. № 5204/ІПК/26-15-12-03-11);

— получать дивиденды от созданного им предприятия, а также доходы от аренды, которые использовать для финансирования собственных расходов и направлений деятельности (письмо ГУ ГФС в Одесской обл. от 12.09.2018 г. № 3993/ІПК/15-32-12-01-04).

Такие операции не будут нарушением, не требуют подачи НПО-отчета и не являются основанием для исключения профсоюза из Реестра НПО.

НПО-нарушители. Для НПО, нарушивших в течение года условия из п. 133.4 НКУ (в том числе нарушителей-профсоюзов), установлен особый срок подачи «неприбыльного» Отчета. Так,

НПО-нарушители подают последний свой Отчет в сроки, установленные для месячного периода,

т. е. в течение 20 календарных дней, следующих за месяцем нарушения (п.п. 49.18.2 НКУ). Причем в таком Отчете они по нарастающей отражают данные за период с начала года (с начала создания НПО) по месяц нарушения (включительно), а вот налог на прибыль рассчитывают только (!) с «нецелевых использований» активов (средств/имущества).

Учтите: если по нецелевому назначению использовано имущество (ТМЦ или ОС), налог на прибыль НПО рассчитывает исходя из балансовой стоимости таких использованных по нецелевому назначению активов (БЗ 102.04).

При этом НПО-нарушителей переводят в «прибыльщики» и до конца года (с месяца, следующего за месяцем нарушения по 31 декабря включительно) они должны будут отчитываться как «прибыльщики». То есть ежеквартально (!) подавать декларацию по налогу на прибыль с квартальной финотчетностью и уплачивать налог на прибыль (п.п. 133.4.3 НКУ).

Ну а со следующего года они должны подавать декларацию по налогу на прибыль с финотчетностью как полноценные «прибыльщики». Хотя для нарушителей возможен и другой вариант развития событий. Так,

нарушители, если пожелают, могут вновь вернуться в НПО

Приятно, что налоговики не против повторного включения экс-«неприбыльщиков» в Реестр НПО и разъясняют: НПО, исключенная из Реестра, может подать заявление о повторном включении в Реестр по окончании отчетного календарного года нарушения, в котором она была исключена (письмо ГФСУ от 19.06.2017 г. № 726/6/99-99-15-02-02-15/ІПК). Так что вернуть статус «неприбыльщика» можно уже в следующем году. Кстати, в БЗ 102.04 (действовавшей до 01.01.2018 г.) разъяснялось, что можно подать регистрационное заявление № 1-РН о включении в Реестр НПО по окончании отчетного календарного года (с начала следующего года). Так что, видимо, для тех, кто собирался восстановить статус «неприбыльщика» с начала года, следовало подать такое заявление заранее — еще в прошлом году.

Если выплачивался доход нерезиденту. Учтите: выплачивая доход нерезиденту, НПО должна удерживать налог на репатриацию (п.п. 141.4.1 НКУ), а также отчитываться об этом по итогам года «прибыльной» декларацией с заполненной строкой 23 и приложением ПН (остальные приложения с декларацией подавать не нужно).

Причем, как разъясняют контролеры (БЗ 102.04, письмо ГФСУ от 21.09.2017 г. № 2011/6/99-99-15-02-02-15/ІПК // «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 83, с. 3), НПО должна подать «прибыльную» декларацию с приложение ПН вместе со своим «неприбыльным» Отчетом, т.е. в «годовые» сроки. Однако становиться на учет самостоятельным плательщиком налога на прибыль НПО из-за этого не нужно.

И не волнуйтесь: данный случай никак не связан с нарушениями (когда «неприбыльщиков» переводят в «прибыльщики» и дальше они должны сдавать «прибыльные» декларации). Поэтому за то, что выплатили доход нерезиденту и отчитались об этом «прибыльной» декларацией, из НПО не исключат.

Если пользовались льготами. Как отмечалось, НПО плательщиками налога на прибыль не являются (п. 133.4 НКУ). Причем заметьте, что

«неприбыльный» статус льготой по налогу на прибыль не расценивается,

поэтому и отдельных кодов «прибыльных» льгот для НПО в «льготных» Справочниках нет. Ведь льготы по налогу на прибыль установлены ст. 142 разд. III и подразд. 4 разд. ХХ НКУ (БЗ 102.22). А раз льготами по налогу на прибыль НПО не пользуются, то и «льготный» Отчет (по форме, приведенной в приложении к Порядку № 1233*) в отношении льгот по налогу на прибыль (!) НПО не подают.

* Порядок учета сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1233.

Однако если у НПО есть льготы (!) по другим налогам (например, по НДС, земельному и пр.), то «льготный» Отчет НПО подавать придется ежеквартально в 40-дневный срок (п. 3 Порядка № 1233). В таком случае «льготный» Отчет за 2018 год нужно подать не позднее 11 февраля 2019 года.

Если не велась хоздеятельность. По этой ситуации налоговики разъясняли разное: то «не подавать» (БЗ 102.23.02, письмо ГФСУ от 16.03.2017 г. № 5264/6/99-99-15-02-02-15), то «подавать» Отчет (письма ГУ ГФС в Одесской обл. от 11.01.2017 г. № 27/10/15-32-12-01-14 и ГУ ГФС в г. Киеве от 13.03.2018 г. № 985/ІПК/26-15-12-03-11).

Считаем, что

спокойнее все же подать «пустой» Отчет (даже с нулевыми показателями)

Ведь в нем нужно проставлять специальную отметку о финотчетности-приложении в поле «ФЗ». Либо же получить «освобождающую» от подачи Отчета индивидуальную консультацию в свой адрес.

Заполняем «неприбыльный» Отчет

«Неприбыльный» Отчет за 2018 год составляют нарастающим итогом в гривнях.

Отчет состоит из 3 частей:

часть I — основная для НПО. Ведь если НПО ничего не нарушает (или не исправляет «старые» ошибки), она в Отчете заполняет только часть I;

— часть II — заполняют НПО-нарушители (они рассчитывают здесь налог на прибыль и подают Отчет за период с начала года по месяц нарушения включительно). А вот «послушные» НПО (соблюдающие НПО-условия из п. 133.4 НКУ) эту часть не заполняют;

— заключительный блок для исправления ошибок (подробнее о заполнении НПО-отчета см. в таблице).

Состав «неприбыльной» отчетности

«Неприбыльный» ОТЧЕТ:

Основная часть

часть I

доходы:

стр. 1

с расшифровкой (по видам доходов) в стр. 1.1 — 1.11

расходы:

стр. 2

с расшифровкой (по видам расходов) в стр. 2.1 — 2.6

часть II

стр. 3 — 6

в них НПО-нарушители выводят сумму налоговых обязательств по налогу на прибыль

Исправление ошибок

стр. 7 — 10

заполняют в случае исправления ошибок

ПРИЛОЖЕНИЯ к «неприбыльному» ОТЧЕТУ:

Приложение ГД

к стр. 1.6.2 ГД, 2.4.2 ГД и 3.1 ГД

(подается при осуществлении операций с гуманитарной помощью)

Приложение ВП

к стр. 7 — 9 «неприбыльного» Отчета

(подается, если ошибки исправляются в текущем «неприбыльном» Отчете, т. е. способом исправления «в текущей отчетности» из п.п. «б» п. 50.1 НКУ;

письма ГФСУ от 19.07.2017 г. № 19001/7/99-99-15-02-01-17, от 17.10.2016 г. № 33649/7/99-99-15-02-01-17*)

Приложение ФЗ

обязательное приложение к «неприбыльному» Отчету для НПО

(поскольку финотчетность имеет статус приложения согласно п. 46.2 НКУ)

* Ошибки (в том числе в части I Отчета) можно исправить и вторым способом — через уточняющий Отчет (самостоятельный документ, п.п. «а» п. 50.1 НКУ) либо переподав Отчет с отметкой «Звітний новий» (если ошибки обнаружили в уже поданном Отчете, но еще до истечения предельного срока его подачи). При исправлении таких ошибок в уточняющем Отчете указывают правильные показатели, т. е. уже с учетом уточнений, а стр. 7 — 10 уточняющего Отчета (или «Звітного нового» Отчета) не заполняют (БЗ 102.04, действовавшая до 02.08.2016 г.).

Ну а теперь — несколько моментов.

Доходы и расходы — по бухучету. Как НПО в Отчете формировать доходы и расходы? Налоговики высказываются за полную привязку к бухучету и отражение доходов и расходов НПО в Отчете по бухучетным правилам (БЗ 102.04; письмо ГФСУ от 20.02.2018 г. № 691/6/99-99-15-02-02-15/ІПК).

Поэтому доходы и расходы берем из бухучета (финотчетности). То есть доходы и расходы формируем в «неприбыльном» Отчете (как и в бухучете) «по начислению»: в момент их возникновения независимо от поступления или уплаты средств. А потому налоговики желают видеть, например, в «неприбыльном» Отчете (в расходах) и амортизацию ОС. И разъясняют, что данные, приведенные в Отчете, основываются на данных бухучета и финотчетности. Поэтому в Отчете должны отражаться все суммы доходов и расходов, сформированные по правилам бухгалтерского учета (включая и начисленную амортизацию). При этом суммы доходов и расходов (в том числе начисленной амортизации), которые не отражены в стр. 1.1 — 1.10 и 2.1 — 2.5 Отчета, отражаются в «прочих» строках: стр. 1.11 «Інші доходи» и 2.6 «Інші видатки (витрати)» (БЗ 102.04). К слову, этим же подходом (т. е. с отражением в прочих доходах/расходах) можно руководствоваться по аналогии, если в Отчете для каких-то доходов/расходов не нашлось специальных строк (к примеру, отражать в них получение/использование доходов от аренды, письмо ГФСУ от 21.05.2018 г. № 2238/6/99-99-15-02-02-15/ІПК).

В итоге картина с заполнением НПО-отчета может быть различной и в нем доходы могут превышать/равняться/оказаться меньше, чем расходы (т. е. возможны варианты в зависимости от ситуации).

Заметим, что еще предлагается подход все поступления НПО учитывать как целевое финансирование (тем самым в общем случае признавать доходы по мере понесения затрат, т. е. одновременно с их осуществлением, п. 17 П(С)БУ 15). Считаем, что «целевыми» их можно расценивать тогда, когда поступления действительно предназначены для строго определенных целей и получены под конкретное целевое назначение (например, ОСМД получены целевые взносы на ремонт дома; подробнее об ОСМД см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 66). А вот повально признавать все поступления целевым финансированием у НПО не видим оснований. Ведь бухучет НПО подчиняется общим правилам (для НПО нет специальных бухстандартов). А требований признавать все поступления «целевыми» для НПО в бухстандартах нет. Ну а расходование поступлений НПО в рамках уставной деятельности (на любые цели — когда они могут свободно перенаправляться по разным направлениям) не следует отождествлять и путать с понятием «целевое финансирование».

ГПД-выплаты «своим». Напомним, что НПО могут осуществлять выплаты по гражданско-правовым договорам (ГПД) своим членам, учредителям, работникам и т.п., если (!) такие выплаты связаны с финансированием расходов НПО. В таком случае их не считают «распределением доходов» и «нецелевым использованием средств» (БЗ 102.04; письма ГСФУ от 06.11.2017 г. № 2529/С/99-99-15-02-02-14/ІПК // «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 95, с. 5; от 04.01.2017 г. № 28/6/99-99-15-02-02-15 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 13, с. 6; от 13.01.2017 г. № 542/6/99-99-13-02-03-15; от 19.06.2017 г. № 726/6/99-99-15-02-02-15/ІПК; от 29.06.2017 г. № 897/6/99-99-15-02-02-15/ІПК). Поэтому нарушения здесь нет, за ГПД-выплаты не исключат из НПО, показывать их в «нецелевой» стр. 4 Отчета и рассчитывать с них налог на прибыль не нужно. Они для НПО — обычные расходы, которые в Отчете отражают в стр. 2.

«Разрешенные» доходы. Учтите: не будет наруше-нием (т. е. не нужно облагать налогом на прибыль — за это не исключат из НПО), если НПО получает:

— доходы от аренды (письма ГФСУ от 19.10.2018 г. № 4493/П/99-99-15-02-02-14/ІПК, от 20.04.2018 г. № 1797/ІПК/05-99-12-03-16);

— доходы от продажи имущества, в частности недвижимости, хотя продажа «дорогой» недвижимости может повлечь за собой необходимость регистрации НПО плательщиком НДС (БЗ 102.04; «Вестник. Право знать все о налогах и сборах», 2017, № 43, с. 39, № 21, с. 43, № 9, с. 23);

пассивные доходы в виде процентов от размещения средств в банке на депозите (письма ГФСУ от 29.12.2018 г. № 5487/6/99-99-15-03-02-15/ІПК и от 26.09.2018 г. № 4165/6/99-99-15-02-02-15/ІПК).

Главное — чтобы эти доходы правильно использовались: на содержание или на финансирование направлений деятельности, определенных в учредительных документах НПО (п. 133.4.2 НКУ).

Ответственность

«Неприбыльный» Отчет является налоговой декларацией (п. 46.1 НКУ), поэтому:

за его неподачу/несвоевременную подачу применят штраф по п. 120.1 НКУ в размере 170 грн. за каждое непредоставление или несвоевременное предоставление (а за повторное нарушение в течение года — штраф в размере 1020 грн.) (БЗ 102.25).

Кстати, такая же ответственность грозит и за подачу «неприбыльного» Отчета без финотчетности (так как тогда «неприбыльную» отчетность не признают нало- говой декларацией — сочтут неподанной, БЗ 102.25);

за нарушение порядка заполнения Отчета должностным лицам «светит» админштраф по ст. 1631 КоАП в размере от 85 до 170 грн. (БЗ 102.25). Причем с уплатой судебного сбора в размере 0,2 прожиточных минимума (в 2019 году это: 1921 грн. х 0,2 = 384 грн. 20 коп.) в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 4 Закона Украины «О судебном сборе» от 08.07.2011 г. № 3674-V. Так как такой админштраф налагается судом на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных налоговыми органами (ст. 221, 255 КоАП).

выводы

  • Подать «неприбыльный» Отчет за 2018 год нужно до 1 марта (включительно).
  • Послушные НПО, которые ничего не нарушают, в Отчете заполняют только часть I.
  • Доходы и расходы отражаются в «неприбыльном» Отчете по бухучетным правилам, т. е. в момент их возникновения независимо от даты поступления/уплаты средств.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше