Инвентаризация: отвечаем на организационные вопросы Известную поговорку «Цыплят по осени считают» каждому бухгалтеру хочется дополнить: «И не
только цыплят». Ведь близится к концу 2019 год, а значит, пришло время «пересчитать» активы
и обязательства предприятия перед составлением годовой финотчетности, т. е. провести их
инвентаризацию. Как подготовиться к годовой инвентаризации? Какие документы оформлять для
отражения ее результатов? Как правильно показать результаты инвентаризации в бухгалтерском
и налоговом учете предприятия? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в нашем се-
годняшнем тематическом номере. Ну а начнем, конечно же, с организационных моментов*.
Инвентаризация: анатомия процесса Инвентаризация может затронуть практически любую из учетных категорий — основные средства,
расчеты, кассу и так далее. Каждая из этих категорий имеет свои особенности на этапе организации
инвентаризации и при оформлении ее результатов. Поговорим об этом!
Материальная ответственность Работники должны бережно относиться к имуществу работодателя! И дело здесь вовсе не в челове-
ческой совести или порядочности (хотя без них тоже нельзя). В рамках трудовых отношений — это их
обязанность. Работнику, который нанес ущерб имуществу собственника, как правило, грозят меры
воздействия со стороны последнего. Одной из них является привлечение к материальной ответ-
ственности. В рамках этой статьи мы расскажем, как, когда и в каких размерах это можно сделать.
Варианты возмещения ущерба виновным В рамках инвентаризационной темы, к сожалению, нельзя обойти проблему недостач. Особенно непри-
ятно, когда выясняется, что ущерб предприятию нанесен по вине своего же работника. Безусловно,
эксцессы, приводящие их к ответственности, случаются не часто. Однако всегда нужно быть во
всеоружии. Так что давайте разберемся, какие у вас есть варианты возмещения ущерба виновным.
Недостача — есть, виновного — нет Представим, что по результатам инвентаризации обнаружена недостача, а виновное лицо не уста-
новлено. Об учетных и налоговых последствиях такой ситуации мы поговорим далее.
Излишки — в учете не лишние По результатам инвентаризации могут быть выявлены не только недостачи товаров, но и их из-
лишки. Порядок оприходования таких «находок» напрямую зависит от причин их возникновения. В
нашей статье рассмотрим отдельно учет излишков основных средств (ОС), нематериальных активов
(НМА) и товарно-материальных ценностей (ТМЦ).
Искусство прощать долги В ходе инвентаризации выявлена недостача. Виновное лицо установлено. Протокол составлен. Ру-
ководитель оповещен. Но вот сюрприз: вместо запуска «колеса правосудия» он намерен простить
работника. Ну что ж, хозяин — барин. А мы разберемся, как провернуть такой акт прощения.
Списываем устаревшие капинвестиции Наше предприятие купило телекоммуникационное оборудование, однако оказалось, что оно устарело
морально. Оборудование не введено в эксплуатацию, висит на субсчете 152. Можно ли списать это
оборудование по результатам инвентаризации? Или нужно сначала ввести его в эксплуатацию?