Темы статей
Выбрать темы

Проверки и штрафы во время войны: собираем паззл

Амброзяк Наталья, юрист
Во время военного положения, как и карантина, нормы в отношении запрета на проверки и освобождения от штрафов активно перекраивались. Это и не удивительно: ситуация изменяется сейчас, можно сказать, ежеминутно. Поэтому в данном материале мы собрали в кучу все особенности проверок и штрафования. Также не забыли и о том, как стыкуются «военные» и карантинные нормы.

Налоговые проверки

Разрешенные. Во время войны мы прошли путь от абсолютного запрета на проверки (кратковременного) до наличия исключений. Поэтому на сегодня налоговики могут проводить (п.п. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НКУ):

1) камеральные проверки;

2) документальные внеплановые проверки:

— на основании заявления плательщика;

— в связи с реорганизацией (кроме преобразования) или ликвидацией юрлица / его обособленного подразделения или прекращением ФЛП, банкротством юрлица/ФЛП или закрытием постоянного представительства / обособленного подразделения иностранной компании (п.п. 78.1.7 НКУ);

— в связи с декларированием бюджетного возмещения НДС и/или отрицательного значения по этому налогу в сумме более 100 тыс. грн (п.п. 78.1.8 НКУ);

— если налоговики получили информацию о нарушении плательщиком валютного законодательства в части соблюдения предельных сроков в ВЭД (поступления импортных товаров и/или валютной выручки за экспорт);

3) все фактические проверки (ст. 80 НКУ). Напомним, что это проверки, связанные с оборотом подакцизных товаров, проведением расчетных операций, ведением кассовых операций, наличием/отсутствием патентов, лицензий, которые контролируются фискалами (например, «алкогольных», «табачных» и «топливных»). О проверках РРО подробнее читайте в статье «РРО/ПРРО: проверки и ответственность» этого номера.

Также фискалы по-прежнему могут проводить встречные сверки (п. 73.5 НКУ), поскольку они вообще не имеют статуса проверки.

Все остальные налоговые проверки под запретом

Запрещенные. Итак, налоговики не могут прийти на:

плановую документальную проверку;

внеплановые документальные проверки по основаниям, которые не вошли в указанный нами выше перечень. Например, фискалы не могут провести внеплановую документальную проверку из-за того, что они обнаружили недостоверность данных, которые содержатся в налоговых декларациях (п.п. 78.1.4 НКУ). Также формально налоговикам запрещено проводить внеплановую документальную перепроверку в случае, если плательщик, например, в отрицаниях на акт проверки ссылается на обстоятельства, которые не были исследованы в первой проверке (п.п. 78.1.5 НКУ);

документальные проверки в отношении начисления, исчисления и уплаты ЕСВ (п. 923 разд. VIII Закона № 2464*). При этом нельзя проверять эти вопросы как в период военного и чрезвычайного положения, так и в течение 3 месяцев после их прекращения или отмены. Опять же напомним, что эти вопросы не должны были проверять и в период карантина (п. 912 разд. VIII Закона № 2464).

* Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 № 2464-VI.

Помните: карантинные ограничения в отношении проверок, установленные в п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, не работают.

Поэтому налоговики в период военного положения не могут прийти на проверку к юридическому лицу, ссылаясь на постановление КМУ от 03.02.2021 № 89. Этим постановлением в период карантина КМУ предоставил разрешение на проведение определенных проверок для юрлиц в обход НКУ. И он шире, чем перечень разрешенных проверок в период военного положения. Здесь заметим, что постановление КМУ от 03.02.2021 № 89 само по себе вызывает вопросы в отношении его правомерности**. Поэтому и в период карантина плательщики-юрлица имели все основания для того, чтобы не допускать к проверке фискалов, которые прикрывались этим документом. Проверенным таким образом юрлицам удавалось даже отменить на этом основании налоговые уведомления-решения (см. постановление ВС от 22.02.2022 по делу № 420/12859/21).

** См. «Налоги & бухучет», 2022, № 39.

Разрешенные налоговые проверки: особенности

По разрешенным в период военного положения проверкам следует обратить внимание на такое.

Камеральные проверки. Их запретили полностью с 07.03.2022. С 17.03.2022 налоговики уже могли камералить НДС-декларации и уточненки с заявлениями о возврате бюджетного возмещения. С 05.04.2022 проверять смогли еще и декларации единоналожников группы 4.

Полное же возобновление камеральных проверок состоится следующим образом.

После 20 июля и до 20 сентября этого года будут проверять декларации и уточненки за февраль, март, апрель и май 2022 года, а также уточненки по НДС, фактическая дата подачи которых пришлась на эти периоды.

После 20 августа и до 20 октября 2022 года будут проверять декларации и уточненки за июнь и июль 2022 года, а также уточненки по НДС, дата подачи которых пришлась на эти периоды.

Отчетность за «дофевральские» периоды должна была камералиться, поскольку на период карантина камеральные проверки не были запрещены

Документальные внеплановые проверки. Во-первых, наличие необходимых оснований еще не значит, что фискалы сразу прибегут к вам на проверку. Они могут проводиться лишь при наличии во время ее проведения безопасного:

— доступа к территориям/помещениям/имуществу плательщика;

— доступа к документам, справкам о финхозяйственной деятельности, полученных доходах, расходах и другой информации плательщика, которая связана с налогами, сборами и соблюдением законодательства, подконтрольного налоговикам;

— проведения инвентаризации основных средств, ТМЦ, средств, снятия остатков ТМЦ, наличности.

Во-вторых, проверки, которые были начаты до 24 февраля 2022 года, возобновляются и заканчиваются в течение 60 дней (отсчитываются с 27 мая 2022 года). Если же проверку возобновить невозможно из-за того, что это опасно (см. выше), то они возобновляются после прекращения таких опасных обстоятельств. О возобновлении руководитель налоговой должен издать приказ, копия которого будет посылаться плательщику в Электронный кабинет. А на электронную почту этого же плательщика будет посылаться информация о том, что послана копия приказа, дата и время послания. Правда, с посланием подобных приказов есть проблема: далеко не все плательщики до сих пор имеют электронные ключи и пользуются Электронным кабинетом.

В-третьих, возникают вопросы о порядке проведения проверок, связанных с ВЭД-расчетами.

С одной стороны, это основание должно связываться со ст. 78 НКУ (здесь перечислены стандартные основания для внеплановых документальных проверок). А наиболее подходящим для проверок предельных сроков ВЭД-расчетов является п.п. 78.1.1 НКУ: получена налоговая информация, которая свидетельствует о нарушении плательщиком налогов валютного, налогового законодательства… И здесь напомним: прийти на основании этого подпункта возможно исключительно тогда, когда плательщик получил запрос от фискалов, но не ответил на него в установленный НКУ срок. А срок предоставления ответов на запросы так и не был возобновлен (п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Поэтому проверить в рамках п.п. 78.1.1 НКУ предельные сроки ВЭД-расчетов налоговики не могут. Других же подходящих оснований в этой ситуации ст. 78 НКУ не содержит. Разве что речь идет о ликвидации/реорганизации юрлица или прекращении ФЛП (п.п. 78.1.7 НКУ).

С другой же стороны, здесь будто бы речь идет об отдельном основании для проведения внеплановой документальной проверки, которая не будет требовать, чтобы плательщик обязательно ответил на какие-то запросы со стороны фискалов. Хотя по нашему мнению, это не совсем корректный подход.

В-четвертых, возникают вопросы о внеплановых проверках из-за ликвидации/реорганизации/банкротство и проверках ЕСВ-вопросов. Как мы сказали выше, проверки в отношении ЕСВ на период военного положения запрещены. Однако, думаем, что налоговиков положения Закона № 2464 смущать особенно не будут. Подобная проблема существовала и во времена карантина. Тогда налоговики отметили, что во время разрешенных проверок можно проверять и ЕСВ-вопросы, несмотря на запрет (см. письмо ГНСУ от 11.09.2020 № 3817/ІНК/99-00-07-09-02-06). Но для суда эта ситуация может сыграть как дополнительный аргумент в пользу плательщика, когда он, например, обжалует налоговые уведомления-решения.

НЕналоговые проверки

Здесь достаточно интересная ситуация. С одной стороны, ограничения в отношении проверок, установленные для периода карантина, никто не отменял и не приостанавливал. Да и карантин все еще продолжается (до 31.08.2022). Ограничения по проверкам в этом случае определены в п. 3 разд. ІІ Закона № 533***.

*** Закон Украины 17.03.2020 № 533-IX.

Напомним, что запрещенными здесь являются только плановые проверки, кроме тех, которые касаются:

— хозсубъектов, которым присвоена высокая степень риска. Для большинства сфер утверждены свои критерии степеней риска. У Гоструда, в частности, это — постановление КМУ от 20.05.2020 № 383. Степень риска смотрим непосредственно в плане;

— госрегулируемых цен;

— сферы санитарного и эпидблагополучия население.

То есть внеплановые проверки и инспекционные посещения, например, Гоструда, в период карантина разрешены.

С другой стороны, постановлением КМУ от 13.03.2022 № 303 (далее — постановление КМУ № 303)

на период военного положения был установлен запрет на проведение плановых и внеплановых мероприятий государственного надзора (контроля) и государственного рыночного надзора

Здесь напомним, что к мероприятиям государственного надзора (контроля) относятся, в частности, все те же проверки и всяческие инспекционные посещения Гоструда.

По постановлению КМУ № 303 разрешены только:

1) внеплановые проверки в отдельных сферах, в частности в отношении предотвращения неконтролируемого роста цен на соцзначимые товары****, но только:

— на основании решения Минэкономики;

— при наличии угрозы, которая имеет негативное влияние на права, законные интересы, жизнь и здоровье человека, защиту окружающей природной среды и обеспечение госбезопасности; или

— с целью выполнения международных обязательств Украины;

**** Перечень соцзначимых товаров см. в постановлении КМУ от 22.04.2020 № 341.

2) внеплановые проверки (невыездные) хозсубъектов, которые производят деятельность в сфере энергетики и коммунуслуг в отношении соблюдения ими их спецнормативки и лицензионных условий, но только:

— по решению Нацкомиссии, которая осуществляет госрегулирование в сферах энергетики и коммунуслуг;

— при наличии угрозы, которая имеет негативное влияние на права, законные интересы, жизнь и здоровье человека, защиту окружающей природной среды и обеспечение госбезопасности.

Кроме того, определены особенности проведения мероприятий контроля в период военного положения в трех сферах:

— пищевые продукты, корма, побочные продукты животного происхождения, здоровье и благополучие животных, государственный ветеринарно-санитарный контроль и ввоз грузов на таможенную территорию Украины (постановление КМУ от 07.05.2022 № 537);

— госфинконтроль (постановление КМУ от 07.05.2022 № 561);

— фитосанитарные мероприятия и процедуры (постановление КМУ от 01.04.2022 № 398).

К особенностям мероприятий контроля в период военного положения вопросов нет. Специальной нормативкой на этот период КМУ дано право регулировать нюансы проверок. А вот что касается несовпадения между Законом № 533 и постановлением КМУ № 303, то здесь возникает проблема. Потому что по общему правилу приоритет должен предоставляться закону, а не постановлению КМУ. Даже в период военного положения. Поэтому, по большому счету, сейчас должны действовать карантинные ограничения в отношении неналоговых проверок. Впрочем, скорее всего, контролирующие органы (включая Гоструда) будут соблюдать требования постановления КМУ № 303 и лишний раз на проверки и инспекционные посещения ходить не будут.

Налоговые штрафы

Общее. На период военного положения общими являются три правила:

1) если плательщик не соблюдал сроки выполнения налоговых обязанностей (уплата налогов, подача отчетности, регистрация НН и тому подобное) из-за того, что он непосредственно принимал участие в боевых действиях, то штрафы к нему не применяются (п.п. 69.3 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). В этом случае обязанности необходимо будет исполнить в течение 1 месяца со дня окончания действия последствий, которые препятствовали их выполнению. Все, что мы будем говорить дальше, не касается этой категории плательщиков;

2) если плательщик до 25.07.2022 самостоятельно исправит ошибки, которые привели к занижению налоговых обязательств за «военные» периоды, то он освобождается от самоштрафа и пени. Главное — соблюдать при этом требования и ограничения из ст. 50 НКУ;

3) в случае отсутствия у плательщика возможности своевременно исполнить свои налоговые обязанности (уплата налогов, подача отчетности, регистрация НН и тому подобное), ответственность к таким плательщикам не применяется. Однако необходимо соблюдать два условия:

— эти обязанности надо исполнить в течение 6 месяцев после прекращения или отмены военного положения (п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ);

— отсутствие возможности своевременно выполнить налоговые обязанности надо будет доказывать в порядке, который должен определить Минфин. На сегодня есть лишь проект этого документа (детали см. в статье «Подтверждение «налоговой» невозможности: проект Порядка» // «Налоги & бухучет», 2022, № 49).

Считаем, что это освобождение работает лишь для тех ситуаций, когда правонарушение совершено в период военного положения. То есть, например, предельный срок подачи отчетности пришелся на военное положение. Периоды до 24.02.2022 должны были бы караться с учетом карантинных ограничений на штрафы (см. «Карантин продлен до конца лета: изменилось ли что-нибудь?» // «Налоги & бухучет», 2022, № 39).

Есть еще категория плательщиков, у которых есть и была возможность исполнить налоговые обязанности, однако они этого не делали. Их не будут штрафовать за то, что они не исполнили эти обязанности, предельный срок выполнения которых пришелся на период с 24.02.2022 по 27.05.2022, если они успели подать отчетность до 20.07.2022, зарегистрировали НН до 15.07.2022, а налоги уплатили до 31.07.2022.

Если же плательщик утратил возможность исполнить налоговые обязанности (то есть не может, например, подать отчетность до 20.07.2022 или зарегистрировать НН до 15.07.2022) и сможет это доказать, то они должны исполнить свою налоговую обязанность в течение 60 календарных дней с первого дня месяца, следующего за месяцем возобновления такой возможности.

На что обратить внимание? Во-первых, если во время проверок, разрешенных в период военного положения, будет обнаружено нарушение законодательства, то к плательщикам будут применять санкции в соответствии с НКУ и подконтрольным налоговикам законодательством (абз. 17 п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Здесь не будет работать ни карантинный запрет на применение штрафов (п. 521 подразд. 10 разд. ХХ НКУ), ни военное освобождение от ответственности (п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Защищаться можно только невыполнением требований законодательства из-за форс-мажора (п.п. 112.8.9 НКУ). То есть по факту, если вы подтвердите, что у вас не было возможности соблюдать нормы налогового и другого, подконтрольного налоговикам, законодательства из-за форс-мажора, то штрафов не должно быть.

Заметим, что

форс-мажор ≠ невозможность выполнения обязанностей из п. п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ

Потому что процедура подтверждения разная. В случае с невозможностью выполнения обязанностей — это отдельный порядок, утвержденный Минфином.

Также можно говорить о том, что в случае отсутствия возможности исполнить обязанности по подаче отчетности, уплате налогов, регистрации НН и тому подобное есть особые сроки их выполнения. А следовательно, нарушение будет тогда, когда мы не будем соблюдать именно льготные сроки. Например, после появления возможности для подачи отчетности или регистрации НН мы не подадим / не зарегистрируем отчетность/НН в течение отведенных 60 календарных дней (см. выше).

Во-вторых, в правиле насчет освобождения от ответственности не идет речь об отчетности и НН, по которым предельный срок подачи (регистрации) приходился на период до 24.02.2022. По крайней мере прямо об этом не сказано. Поэтому налоговики могут толковать разрешение на штрафы так. Если они обнаруживают, например, нерегистрацию или несвоевременную регистрацию НН во время разрешенных «военных» проверок, которые мы должны были бы зарегистрировать до 24.02.2022, то налагать штраф можно. И это несмотря на то, что до 24.02.2022 такие действия не штрафовались из-за карантина (см. п. 521 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Мы с этим категорически не согласны! Потому что исходя из контекста п. 69 подразд. 10 разд. ХХ НКУ речь идет все-таки о разрешении на штрафы не за любые нарушения, а за те, которые совершены в период военного положения. Да и карантинный запрет на штрафы тогда вообще теряет смысл.

Итак, за нерегистрацию / несвоевременную регистрацию НН:

— с предельным сроком регистрации до 24.02.2022 не должны попасть под штраф;

— с предельным сроком регистрации с 24.02.2022 по 27.05.2022 не будут штрафоваться, если вы их зарегистрировали до 15.07.2022 или у вас не было возможности это сделать (и это можно доказать в порядке, утвержденном Минфином, или прикрыться форс-мажором). Обратите внимание! Налоговики считают, что до 15.07.2022 должны регистрироваться НН за период февраль — май, а не в разрезе дат;

— с предельным сроком регистрации в течение всего периода военного положения (даже если это НН, которые вы не успели зарегистрировать до 15.07.2022) не будут штрафоваться, если у вас не было возможности это сделать (и это можно доказать в порядке, утвержденном Минфином, или вы можете прикрыться форс-мажором).

В-третьих, в п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ в части о возможности/невозможности не упоминается, например, о подаче/неподаче тех или иных заявлений и уведомлений. В частности, формы № 20-ОПП или формы № 1-ОПП. Но переживать о штрафах и в этом случае не стоит. Дело в том, что сроки подачи этих заявлений и уведомлений приостановлены на время военного положения (см. п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Приостановленные сроки, как вы понимаете, нарушить невозможно. Поэтому нет нарушения — нет и штрафа.

ЕСВ-штрафы. На период военного и чрезвычайного положения + 3 месяца после их отмены или прекращения к плательщикам нельзя применять штрафы, предусмотренные в ч. 11 ст. 25 Закона № 2464.

Внимание! Об РРО-штрафах читайте статью «РРО/ПРРО: проверки и ответственность» этого номера.

Неналоговые штрафы

В большинстве случаев штрафы за неналоговые нарушения применять не запрещали. Исключение: не налагаются админштрафы и не применяется уголовная ответственность, предусмотренные за неподачу или несвоевременную подачу неналоговой отчетности и/или документов, подача которых требуется законодательством (см. п.п. 2 п. 1 Закона Украины от 03.03.2022 № 2115-IX).

Например,

не будет админштрафа для руководителя юрлица за неподачу данных о бенефициарах (которую необходимо было сделать определенным юрлицам до 11.07.2022*****)

Об этом заявил Минюст в письме от 09.06.2022 № 44816/55964-26-22/8.4.3.

***** Подробнее о штрафе и «бенефициарной» обязанности см. в «Налоги & бухучет», 2021, № 78.

Что касается штрафов от Гоструда. В целом применение санкций из ст. 265 КЗоТ не запрещается, как и «трудовых» штрафов в соответствии с КУоАП. Однако к работодателям не будет однозначно применяться ответственность за нарушение сроков оплаты труда. Им нужно лишь доказать, что это нарушение случилось в результате ведения боевых действий или действия других обстоятельств непреодолимой силы. Такое освобождение предусмотрено Законом № 2136. Кроме того, есть разнообразные гибкие варианты оформления отношений с работниками, о которых вы можете узнать из статьи «Трудовой договор: военные особенности» этого номера.

Вот такая сложная и нюансная получается ситуация… В вопросах штрафов, в частности, все зависит от конкретных обстоятельств. Да и судебная практика может сыграть свою весомую роль. Поэтому если у вас действительно есть возможность исполнять свои обязанности, то выполняйте их. Лучше не надеяться на то, что война все спишет. Но и о своих правах не забывайте!

Выводы:

  • На время военного положения могут проводить ограниченный перечень налоговых проверок. Плановые налоговые проверки запрещены.
  • Кабмин внедрил на период военного положения запрет на проведение неналоговых плановых и внеплановых мероприятий государственного надзора (контроля) и государственного рыночного надзора.
  • Админштраф за неподачу юрлицом данных о бенефициарах в период военного положения применять запрещено.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше