Вопрос бесплатной передачи-получения имущества мы уже рассматривали на страницах нашей газеты как в прошлом, так и в этом году. Напомним, где вы можете просмотреть эти материалы:
— «Передача-получение имущества по решению субъекта управления» (2017, № 11);
— «Учет материальных ценностей, полученных в результате централизованных поставок» (2017, № 23);
— «Бесплатное получение основных средств: как отразить в учете» (2017, № 34);
— «Выбытие ОС и МНМА: рассматриваем на числовых примерах» (2017, № 37);
— «Бесплатная передача малоценных активов: как показать в учете» (2017, № 46);
— «Бесплатная передача-получение имущества между разными распорядителями» (2018, № 12);
— «Бесплатное получение ОС в пределах одного распорядителя: какой критерий применять» (2018, № 17).
Кстати, в последнем материале мы рассматривали ситуацию, когда операция по передаче-получению имущества была осуществлена между бюджетными учреждениями, которые подчиняются разным субъектам хозяйствования. В частности, в этой консультации вы найдете все нюансы отражения в бухучете операций по передаче-получению имущества между такими учреждениями.
В этом материале рассмотрим еще один момент, с которым сталкиваются указанные бюджетные учреждения при передаче-получении имущества. А конкретно, речь пойдет о том, на какой стоимостный критерий следует ориентироваться учреждению-получателю при оприходовании такого имущества. Собственно, почему возникает такой вопрос?
Дело в том, что бюджетные учреждения для разграничения ОС и МНМА применяют стоимостный критерий. Так, до 10.05.2016 г. учреждения относили к ОС объекты, стоимость приобретения которых превышала 2500 грн. (без НДС) и срок использования составляет более одного года.
Учитывая это, при приобретении объекта стоимостью 4200 грн. учреждение зачислило его в состав ОС.
А вот начиная с 10.05.2016 г. бюджетные учреждения ориентируются уже на новый стоимостный критерий — 6000 грн. (без НДС). Он закреплен в п.п. 3.2.3 п. 3 разд. II НП(С)БУ 121 и в абз. 5 п.п. 1.2 п. 1 разд. II Методрекомендаций.
Что касается учреждений, которые до 10.05.2016 г. приобрели ОС, стоимость которых не превышает 6000 грн. (без НДС), то они и до сих пор продолжают их учитывать на соответствующих субсчетах счета 10 «Основные средства». Это связано с тем, что не существует законодательных оснований для их перевода в состав МНМА. Кстати, на этот момент мы обращали внимание в материале «Изменение стоимости основного средства: есть ли основания для переноса на субсчет 1113» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 7). Такие объекты учреждения продолжают учитывать в составе ОС, пока они не потеряют свое первоначальное качество, станут непригодными к дальнейшему использованию по той или иной причине.
Поэтому бюджетные учреждения при передаче таких объектов (приобретенных до 10.05.2016 г., стоимостью 6000 грн. и меньше, но которые учитываются в составе ОС) отражают такие операции как стандартное выбытие ОС. Далее на числовом примере рассмотрим порядок отражения операций для учреждения, которое передает ОС.
Но, как видим из вопроса читателя, при передаче-получении ОС наибольшее количество вопросов все же возникает у учреждений, которые получают такие объекты. Поэтому далее и поговорим подробно о них.
1. В первую очередь в таких ситуациях необходимо четко разграничить операции, которые осуществляют учреждения, подчиненные разным главным распорядителям.
Также стоит помнить: при определении процедуры передачи имущества следует исходить из правового статуса как субъекта, имущество которого передают, и субъекта, которому передают государственное имущество, так и объекта государственной собственности, который является предметом передачи. Центральные органы исполнительной власти наделены соответствующими полномочиями по управлению объектами государственной собственности в соответствии с Законом Украины «Об управлении объектами государственной собственности» от 03.03.1998 г. № 147/98-ВР.
Порядок бесплатной передачи объектов права государственной собственности из сферы управления министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти, Фонда государственного имущества, других государственных органов, которые в соответствии с законодательством осуществляют функции по управлению государственным имуществом, объединений предприятий, которым делегированы функции по управлению имуществом предприятий и организаций, основанных на государственной собственности, Национальной академии наук, отраслевых академий наук, других учреждений и организаций, которым государственное имущество передано в бесплатное пользование, в сферу управления других органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, или самоуправляющихся организаций определено Положением № 1482.
Согласно этому Положению объектами передачи является, в частности, другое отдельное индивидуально определенное имущество (кроме недвижимого). Основанием для передачи указанного имущества между разными главными распорядителями бюджетных средств государственного бюджета являются соответствующие решения органов, уполномоченных управлять государственным имуществом.
2. Теперь об отражении в бухучете поступлений в натуральной форме в результате бесплатной передачи имущества,которое относится к сфере управления другого центрального органа исполнительной власти.
Как указано в письме Минфина от 05.01.2018 г. № 35200-02-2/609, при получении имущества от бюджетных учреждений, подведомственных другим субъектам управления, операции осуществляют в порядке обычного бесплатного получения имущества. То есть учреждение, которое получает такое имущество, признает доходы от безвозмездно полученного имущества.
В соответствии с п. 11.17 Порядка казначейского обслуживания государственного бюджета по расходам, утвержденного приказом Минфина от 24.12.2012 г. № 1407, распорядители бюджетных средств проводят операции в натуральной форме в пределах плановых показателей и отражают их в бухгалтерском учете выполнения государственного бюджета. При этом не позднее последнего рабочего дня месяца необходимо составить и подать в органы Казначейства Справку о поступлениях в натуральной форме. Типовая форма последней приведена в приложении 36 к указанному Порядку.
Таким образом, распорядители бюджетных средств обеспечивают законность и достоверность проведенных операций в натуральной форме согласно законодательству.
3. При отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций с активами, капиталом и обязательствами бюджетные учреждения руководствуются прежде всего Типовой корреспонденцией с учетом содержания таких операций.
Так, при получении указанных объектов учреждения признают доходы от безвозмездно полученных ОС как доходы от необменных операций. Согласно п. 1.11 Типовой корреспонденции при поступлении таких ОС применяют субсчет 7511.
Кроме того, при признании доходов от безвозмездно полученных объектов (доходов от необменных операций) бюджетные учреждения одновременно увеличивают внесенный капитал по кредиту субсчета 5111, а также отражают кассовые расходы по дебету субсчета 2313 (п. 1.11 Типовой корреспонденции).
4. Также стоит напомнить, что бюджетные учреждения в случае необходимости могут применять в бухгалтерском учете для отражения операций корреспонденцию субсчетов, не предусмотренную Типовой корреспонденцией. Но при этом учреждению необходимо:
— обеспечить соблюдение единых методологических принципов, определенных национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета в государственном секторе и другими нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету в государственном секторе,
— предусмотреть такую корреспонденцию субсчетов в своем распорядительном документе об учетной политике.
В нашей же ситуации учреждению, которое получило имущество от бюджетного учреждения, подведомственного другому субъекту хозяйствования, как раз таки и придется воспользоваться возможностью использования собственной корреспонденции субсчетов. И в первую очередь это касается отражения в бухучете суммы износа, ранее начисленного на такие ОС.
В этой ситуации ранее начисленный износ на безвозмездно полученные ОС целесообразно отражать такими записями: Дт 5111 — Кт 1411.
Также стоит сказать несколько слов об учетной политике.
В соответствии с Методическими рекомендациями по учетной политике субъекта государственного сектора, утвержденными приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11, субъект государственного сектора самостоятельно на основе национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в государственном секторе и других нормативно-правовых актов по бухучету в государственном секторе определяет учетную политику и изменения к ней. При этом обязательным является согласование принципов учетной политики с главным распорядителем бюджетных средств. Это обусловлено необходимостью применения единых подходов к учетной политике в пределах главного распорядителя (п. 4 разд. І вышеупомянутых Методрекомендаций).
В свою очередь, главные распорядители самостоятельно утверждают учетную политику на основании распорядительного документа руководителя. Именно в этом документе необходимо учесть отраслевые особенности деятельности бюджетного учреждения.
5. Бюджетное учреждение — получатель имущества определяет его стоимость с учетом следующих правил.
В частности, первоначальная стоимость ОС, полученных безвозмездно от субъектов государственного сектора, равняется первоначальной (переоцененной) стоимости ОС субъекта государственного сектора, который их передал. В то же время учитывают расходы, предусмотренные п. 5 разд. ІІ НП(С)БУ 121, а также указывают суммы начисленного износа (п. 8 разд. ІІ НП(С)БУ 121).
Заметим: ОС передают учреждению вместе с первичными документами (их копиями), или учетными регистрами (их копиями), или другими документами, в которых указана стоимость приобретения (создания) таких объектов (п. 5 разд. ІІІ Методрекомендаций).
Для оформления хозяйственных операций по бесплатному получению и передаче ОС применяют Акт приемки-передачи основных средств типовой формы, утвержденной приказом Минфина от 13.09.2016 г. № 818. Что касается бесплатной передачи ОС, которые являются объектами права государственной и коммунальной собственности, то такие операции оформляют в соответствии с Положением № 1482. При этом применяют форму Акта приемки-передачи, приведенную в приложении к указанному Положению.
В акте приводят подробную информацию об ОС с указанием: названия объекта, инвентарного (номенклатурного) номера, первоначальной (переоцененной) стоимости, года выпуска (постройки), номера паспорта, краткой характеристики объекта и других сведений. Если объект ОС был в эксплуатации, тогда в акте также указывают сумму износа. Такой акт составляют в двух экземплярах (по одному экземпляру для каждой стороны, которая принимает и передает объект основных средств).
Таким образом, при поступлении (оприходовании) объекта учреждение в первую очередь использует информацию, приведенную в первичных документах, регистрах и других документах, которые получило от учреждения, передающего объекты ОС.
Теперь рассмотрим порядок отражения указанных операций в бухгалтерском учете на примере.
Пример. Бюджетное учреждение на основании решения своего главного распорядителя передало объект ОС (многофункциональное устройство) другому бюджетному учреждению, подчиненному другому главному распорядителю. Передача объекта оформлена Актом приемки-передачи основных средств от 25.06.2018 г.
На основании данных бухгалтерского учета в акте указано, что:
— первоначальная стоимость составляет 4200 грн.;
— остаточная стоимость — 2835 грн.;
— начисленный износ — 1365 грн.
В 2017 году учреждением была проведена корректировка внесенного капитала. То есть внесенный капитал, который учитывается на субсчете 5111, увеличен на сумму износа, начисленного в прошлых годах. В результате на субсчете 5111 учитывалась первоначальная стоимость объекта (4200 грн.)
Бюджетное учреждение, которое безвозмездно получило такой объект, оприходует его по первоначальной стоимости (4200 грн.), указанной в акте. Также указывает сумму износа, начисленного за время эксплуатации, — 1365 грн.
В бухгалтерском учете эти операции отражены учреждениями такими записями:
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция субсчетов | Сумма, грн. | № мемориального ордера | |
дебет | кредит | ||||
Учреждение, которое безвозмездно передает ОС | |||||
1 | Списана стоимость переданного объекта ОС: | ||||
— сумма начисленного износа | 1411 | 1014 | 1365 | 9 | |
— остаточная стоимость | 8411 | 1014 | 2835 | 9 | |
2 | Закрытие счета расходов в конце отчетного квартала | 5511 | 8411 | 2835 | 17* |
3 | Отнесена к накопленным финансовым результатам первоначальная стоимость объекта ОС при списании | 5111 | 5512 | 4200 | 17* |
Учреждение, которое безвозмездно получило ОС | |||||
1 | Отражена стоимость безвозмездно полученного объекта ОС | 1014 | 2117 | 4200 | 4 |
2 | Одновременно отражены: | ||||
— доход от безвозмездно полученного объекта ОС | 2313 | 7511 | 4200 | 3, 14 | |
— увеличение внесенного капитала на стоимость бесплатно полученного объекта | 7511 | 5111 | 4200 | 17* | |
— кассовые расходы | 2117 | 2313 | 4200 | 3, 4 | |
3 | Отражен износ, начисленный на бесплатно полученное ОС (на основании полученных документов) | 5111 | 1411 | 1365 | 17* |
* Для отражения операций, которые не фиксируются в мемориальных ордерах № 1 – 16, следует применять мемориальный ордер № 17 по форме, утвержденной приказом Минфина от 08.08.2017 г. № 755. |
Теперь рассмотрим дальнейший путь безвозмездно полученного ОС. А именно, определим, на какую стоимость учреждению-получателю следует начислять амортизацию на полученное имущество и по какому методу (прямолинейному или 50/50).
Так, основные правила начисления амортизации на ОС и ПНМА определены НП(С)БУ 121 и Методрекомендациями.
Итак, на какую стоимость следует начислять амортизацию? По этому поводу как в НП(С)БУ 121, так и в Методрекомендациях четко определено, что объектом амортизации является стоимость, которая амортизируется. В свою очередь, за такую стоимость принимают первоначальную или переоцененную стоимость основных средств за вычетом их ликвидационной стоимости.
Учитывая это, базой для начисления амортизации является первоначальная (или переоцененная) стоимость объекта основных средств, но никак не его остаточная (то есть балансовая) стоимость. Поэтому для начисления амортизации бухгалтер должен ориентироваться на первоначальную стоимость ОС, указанную в Акте приемки-передачи (в нашем случае — 4200 грн.).
При этом начислять амортизацию на объект ОС следует по прямолинейному методу.
А значит, в нашем случае сумма амортизации за квартал составляет 105 грн. (4200 грн. х 10 % : 12 мес. х 3 мес.).
С учетом данных вышеприведенного числового примера рассмотрим порядок отражения в бухучете начисления амортизации.
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция субсчетов | Сумма, грн. | № мемориального ордера | |
дебет | кредит | ||||
Учреждение, которое безвозмездно получило ОС | |||||
1 | Начислена амортизация на безвозмездно полученный объект (ежеквартально) | 8014 | 1411 | 105 | 17* |
Одновременно вторая запись | 5111 | 7511 | 105 | 14 | |
2 | Отнесена на финансовый результат отчетного квартала сумма начисленной амортизации | 5511 | 8014 | 105 | 17* |
3 | Закрытие счета доходов в части начисленной амортизации | 7511 | 5511 | 105 | 17* |
* Для отражения операций, которые не фиксируются в мемориальных ордерах № 1 – 16, следует применять мемориальный ордер № 17 по форме, утвержденной приказом Минфина от 08.08.2017 г. № 755. |
Теперь выясним, обязательно ли в таком случае учреждению устанавливать справедливую стоимость на полученный объект ОС.
Для этого стоит обратиться к п. 8 разд. ІІ НП(С)БУ 121, в котором указано следующее:
«Первоначальная стоимость основных средств, полученных безвозмездно от субъектов государственного сектора, равняется первоначальной (переоцененной) стоимости основных средств субъекта государственного сектора, который их передал, с учетом расходов, предусмотренных пунктом 5 этого раздела, с указанием начисленной суммы износа.
В случае если отсутствует достоверная информация относительно первоначальной стоимости основных средств, первоначальная стоимость определяется на уровне справедливой стоимости на дату получения, оценка которой проводится в соответствии с законодательством».
Итак, подытожим. Если учреждение получило ОС с первичными документами, оприходовать их необходимо по первоначальной стоимости, указанной в документации. При этом обязательно учитываем и сумму начисленного износа. Справедливую же стоимость бесплатно полученных ОС определяем только в случае, если на такое имущество отсутствуют первичные документы.
Нормативные документы и сокращения
Методрекомендации — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.
Типовая корреспонденция — Типовая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденная приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.
Положение № 1482 — Положение о порядке передачи объектов права государственной собственности, утвержденное постановлением КМУ от 21.09.98 г. № 1482.
ОС — основные средства.
ПНМА — прочие необоротные материальные активы.