Спрашивали — отвечаем: бухучет + КЭКР

В избранном В избранное
Печать
Крот Юлия, экономист-аналитик
Бюджетная бухгалтерия Июнь, 2019/№ 21
Мы стремимся сделать наши публикации максимально полезными и интересными для вас, уважаемые читатели. Для этого мы постоянно следим не только за новациями в сфере законодательства, но и за вопросами, наиболее волнующими бухгалтерское сообщество. Чтобы стать еще ближе к вам, мы вводим новую рубрику: «Спрашивали — отвечаем». Здесь вы найдете ответы на популярные вопросы из чата, который находится на портале «Бухгалтер.ком». Только живые вопросы и только лаконичные и конкретные ответы, без «воды» и лишних прикрас. Непосредственно эта консультация посвящена вопросам ведения бухучета и применения КЭКР. Давно хотели узнать, как правильно списать принтер или компьютер, как оформить ремонт авто или по какому КЭКР приобрести окна, двери? Тогда читайте далее.

№ п/п

Вопрос

Ответ

Учет необоротных активов

1

Как списать принтер и компьютер? Нужно ли соответствующее заключение эксперта?

Выбытие основных средств осуществляется в порядке, определенном законодательством. При этом механизм списания объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства, ОС и других необоротных материальных активов, определен Порядком № 1314.

В случае списания объектов коммунальной собственности следует руководствоваться нормами документов, утвержденных на местном уровне. В то же время практика свидетельствует, что такие местные документы по большей части дублируют нормы Порядка № 1314.

В соответствии с п. 9 Порядка № 1314 установление факта непригодности имущества, невозможности и/или неэффективности проведения его восстановительного ремонта осуществляет комиссия по списанию. Кстати, такая комиссия создается из числа работников учреждения.

Исключение составляют только объекты, находящиеся под надзором государственных инспекций (нагревательные котлы, подъемники, автомобили и т. п.). Для установления их непригодности действительно необходимо привлечь для участия в работе комиссии представителя соответствующей инспекции (п. 10 Порядка № 1314). Последний либо подписывает акт о списании, либо передает комиссии свое письменное заключение, которое прилагается к акту.

Для списания других объектов обращаться к посторонним специалистам, получать экспертные заключения и т. п. — не обязательно.

Так, при потребности и/или необходимости учета отраслевых особенностей списания имущества учреждение может привлекать для участия в работе комиссии специалистов соответствующих центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и т. п. (по согласию). Такая возможность предусмотрена п. 11 Порядка № 1314. Однако следует помнить: это право бюджетного учреждения, а не обязанность.

А значит, если существует потребность (в штате учреждения отсутствуют работники соответствующей квалификации, специальности) и финансовая возможность для оплаты услуг экспертов, вы вполне можете обратиться к сторонним специалистам для подтверждения факта непригодности имущества. Однако действующее законодательство не требует получения экспертного заключения для списания компьютерной техники или оргтехники.

И еще один важный момент: списание полностью амортизированных ОС и других необоротных материальных активов, первоначальная (переоцененная) стоимость которых составляет менее 20 тыс. грн., осуществляется по решению руководителя учреждения. То есть в таком случае будет достаточно Акта списания основных средств (частичной ликвидации), утвержденного руководителем учреждения. Если хотя бы одно из упомянутых условий не соблюдено (объект не полностью отслужил отведенный ему срок или его стоимость превышает 20 тыс. грн.), необходимо получить согласие на списание такого имущества от субъекта управления

2

Мы приобрели мебель (шкафы, стулья) на сумму 10 тыс. грн. Подскажите, пожалуйста, как правильно присваивать инвентарные номера?

Общие требования относительно присвоения инвентарных и номенклатурных номеров необоротным активам определены пп. 3-5 разд. II Методрекомендаций № 11. Так, каждому объекту ОС необходимо присвоить инвентарный номер. А предметам белья, постельных принадлежностей, одежды, обуви, библиотечных фондов и МНМА — номенклатурные номера.

Порядок формирования инвентарных (номенклатурных) номеров такой: первые четыре знака означают номер субсчета, пятый — подгруппу, все остальные знаки — это порядковый номер предмета в подгруппе. Для тех групп основных средств, для которых не выделены подгруппы, пятый знак обозначаем нулем (п. 4 разд. ІІ Методрекомендаций № 11).

Таким образом, если каждый отдельный предмет мебели стоит ровно 6000 грн. или меньше (без НДС), однотипным объектам (одного наименования, качества, цены) присваиваем номенклатурные номера. Например, номенклатурным номером для стульев может быть 111380018, где: 1113 — код субсчета, 8 — номер подгруппы, 0018 — порядковый номер соответствующего наименования мебели в пределах подгруппы. Причем этот номенклатурный номер следует указать на каждом стуле.

Если же стоимость мебели за единицу превышает 6000 грн. (без НДС), тогда за такими объектами закрепляем индивидуальные (отдельно для каждого объекта) инвентарные номера. Например, инвентарным номером шкафа стоимостью 7000 грн. может быть 101630020, где: 1016 — код субсчета, 3 — номер подгруппы в пределах субсчета 1016, 0020 — порядковый номер соответствующего объекта в пределах подгруппы

3

Как поставить на учет деревья (сосна, береза, орех)? Какие при этом заполняются документы и какие следует сделать проводки?

Для учета саженцев (покупных и собственного выращивания) Порядком № 1219 предусмотрен субсчет 1517 «Сырье и материалы». То есть непосредственно саженцы до момента их высаживания следует отражать в составе запасов. А вот после высаживания относим (списываем) их стоимость на капитальные вложения в многолетние насаждения.

В свою очередь, многолетние насаждения следует учитывать независимо от стоимости в составе ОС на субсчете 1017 «Животные и многолетние насаждения».

Ведь именно этот субсчет предназначен для учета долгосрочных биологических активов, не связанных с сельскохозяйственной деятельностью, и плодоносящих растений, связанных с сельскохозяйственной деятельностью.

Однако имейте в виду: молодые насаждения следует учитывать отдельно от насаждений, которые достигли полного развития (возраста начала плодоношения, смыкания крон). Для их учета следует открыть отдельные аналитические счета в пределах субсчета 1017.

Что касается документального оформления операций по закладке и выращиванию многолетних насаждений, то специального документа для этого законодательством не предусмотрено. По крайней мере для бюджетных учреждений. С учетом этого, можно применять Акт ввода в эксплуатацию основных средств по типовой форме, утвержденной приказом № 818. Или как вариант — можно самостоятельно разработать форму акта, который бы полностью учитывал специфику указанных операций. При этом целесообразно взять за основу форму Акта принятия долгосрочных биологических активов растениеводства (многолетних насаждений) и передачи их в эксплуатацию (форма № ДБАСГ-1).

Подробнее об учете многолетних насаждений читайте в консультации «Зеленые насаждения стоимостью до 6000 грн.: ОС или МНМА» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 30)

Чтобы посмотреть полную версию, подпишитесь на журнал Вы уже подписались? Войти

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить