Спрашивали — отвечаем: бухучет + КЭКР

В избранном В избранное
Печать
Крот Юлия, экономист-аналитик
Бюджетная бухгалтерия Июнь, 2019/№ 21
Мы стремимся сделать наши публикации максимально полезными и интересными для вас, уважаемые читатели. Для этого мы постоянно следим не только за новациями в сфере законодательства, но и за вопросами, наиболее волнующими бухгалтерское сообщество. Чтобы стать еще ближе к вам, мы вводим новую рубрику: «Спрашивали — отвечаем». Здесь вы найдете ответы на популярные вопросы из чата, который находится на портале «Бухгалтер.ком». Только живые вопросы и только лаконичные и конкретные ответы, без «воды» и лишних прикрас. Непосредственно эта консультация посвящена вопросам ведения бухучета и применения КЭКР. Давно хотели узнать, как правильно списать принтер или компьютер, как оформить ремонт авто или по какому КЭКР приобрести окна, двери? Тогда читайте далее.

№ п/п

Вопрос

Ответ

Учет необоротных активов

1

Как списать принтер и компьютер? Нужно ли соответствующее заключение эксперта?

Выбытие основных средств осуществляется в порядке, определенном законодательством. При этом механизм списания объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства, ОС и других необоротных материальных активов, определен Порядком № 1314.

В случае списания объектов коммунальной собственности следует руководствоваться нормами документов, утвержденных на местном уровне. В то же время практика свидетельствует, что такие местные документы по большей части дублируют нормы Порядка № 1314.

В соответствии с п. 9 Порядка № 1314 установление факта непригодности имущества, невозможности и/или неэффективности проведения его восстановительного ремонта осуществляет комиссия по списанию. Кстати, такая комиссия создается из числа работников учреждения.

Исключение составляют только объекты, находящиеся под надзором государственных инспекций (нагревательные котлы, подъемники, автомобили и т. п.). Для установления их непригодности действительно необходимо привлечь для участия в работе комиссии представителя соответствующей инспекции (п. 10 Порядка № 1314). Последний либо подписывает акт о списании, либо передает комиссии свое письменное заключение, которое прилагается к акту.

Для списания других объектов обращаться к посторонним специалистам, получать экспертные заключения и т. п. — не обязательно.

Так, при потребности и/или необходимости учета отраслевых особенностей списания имущества учреждение может привлекать для участия в работе комиссии специалистов соответствующих центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и т. п. (по согласию). Такая возможность предусмотрена п. 11 Порядка № 1314. Однако следует помнить: это право бюджетного учреждения, а не обязанность.

А значит, если существует потребность (в штате учреждения отсутствуют работники соответствующей квалификации, специальности) и финансовая возможность для оплаты услуг экспертов, вы вполне можете обратиться к сторонним специалистам для подтверждения факта непригодности имущества. Однако действующее законодательство не требует получения экспертного заключения для списания компьютерной техники или оргтехники.

И еще один важный момент: списание полностью амортизированных ОС и других необоротных материальных активов, первоначальная (переоцененная) стоимость которых составляет менее 20 тыс. грн., осуществляется по решению руководителя учреждения. То есть в таком случае будет достаточно Акта списания основных средств (частичной ликвидации), утвержденного руководителем учреждения. Если хотя бы одно из упомянутых условий не соблюдено (объект не полностью отслужил отведенный ему срок или его стоимость превышает 20 тыс. грн.), необходимо получить согласие на списание такого имущества от субъекта управления

2

Мы приобрели мебель (шкафы, стулья) на сумму 10 тыс. грн. Подскажите, пожалуйста, как правильно присваивать инвентарные номера?

Общие требования относительно присвоения инвентарных и номенклатурных номеров необоротным активам определены пп. 3-5 разд. II Методрекомендаций № 11. Так, каждому объекту ОС необходимо присвоить инвентарный номер. А предметам белья, постельных принадлежностей, одежды, обуви, библиотечных фондов и МНМА — номенклатурные номера.

Порядок формирования инвентарных (номенклатурных) номеров такой: первые четыре знака означают номер субсчета, пятый — подгруппу, все остальные знаки — это порядковый номер предмета в подгруппе. Для тех групп основных средств, для которых не выделены подгруппы, пятый знак обозначаем нулем (п. 4 разд. ІІ Методрекомендаций № 11).

Таким образом, если каждый отдельный предмет мебели стоит ровно 6000 грн. или меньше (без НДС), однотипным объектам (одного наименования, качества, цены) присваиваем номенклатурные номера. Например, номенклатурным номером для стульев может быть 111380018, где: 1113 — код субсчета, 8 — номер подгруппы, 0018 — порядковый номер соответствующего наименования мебели в пределах подгруппы. Причем этот номенклатурный номер следует указать на каждом стуле.

Если же стоимость мебели за единицу превышает 6000 грн. (без НДС), тогда за такими объектами закрепляем индивидуальные (отдельно для каждого объекта) инвентарные номера. Например, инвентарным номером шкафа стоимостью 7000 грн. может быть 101630020, где: 1016 — код субсчета, 3 — номер подгруппы в пределах субсчета 1016, 0020 — порядковый номер соответствующего объекта в пределах подгруппы

3

Как поставить на учет деревья (сосна, береза, орех)? Какие при этом заполняются документы и какие следует сделать проводки?

Для учета саженцев (покупных и собственного выращивания) Порядком № 1219 предусмотрен субсчет 1517 «Сырье и материалы». То есть непосредственно саженцы до момента их высаживания следует отражать в составе запасов. А вот после высаживания относим (списываем) их стоимость на капитальные вложения в многолетние насаждения.

В свою очередь, многолетние насаждения следует учитывать независимо от стоимости в составе ОС на субсчете 1017 «Животные и многолетние насаждения».

Ведь именно этот субсчет предназначен для учета долгосрочных биологических активов, не связанных с сельскохозяйственной деятельностью, и плодоносящих растений, связанных с сельскохозяйственной деятельностью.

Однако имейте в виду: молодые насаждения следует учитывать отдельно от насаждений, которые достигли полного развития (возраста начала плодоношения, смыкания крон). Для их учета следует открыть отдельные аналитические счета в пределах субсчета 1017.

Что касается документального оформления операций по закладке и выращиванию многолетних насаждений, то специального документа для этого законодательством не предусмотрено. По крайней мере для бюджетных учреждений. С учетом этого, можно применять Акт ввода в эксплуатацию основных средств по типовой форме, утвержденной приказом № 818. Или как вариант — можно самостоятельно разработать форму акта, который бы полностью учитывал специфику указанных операций. При этом целесообразно взять за основу форму Акта принятия долгосрочных биологических активов растениеводства (многолетних насаждений) и передачи их в эксплуатацию (форма № ДБАСГ-1).

Подробнее об учете многолетних насаждений читайте в консультации «Зеленые насаждения стоимостью до 6000 грн.: ОС или МНМА» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 30)

4

На какой счет лучше зачислить мяч волейбольный стоимостью 1615,00 грн.?

Выбор субсчета для учета такого объекта, как волейбольный мяч, зависит в первую очередь от ожидаемого срока его службы. Так, в приложении к Порядку № 994* приведен Перечень спортивной одежды, спортивной специальной обуви, спортивного инвентаря индивидуального пользования и установление сроков их использования. В соответствии с этим нормативным документом срок службы, в частности волейбольного мяча, составляет 12 месяцев. Принимая это во внимание, целесообразно зачислить мяч волейбольный в состав необоротных активов. Однако специальный, отдельный субсчет для учета таких материальных ценностей не предусмотрен. Поэтому мячи и другой подобный спортивный инвентарь стоимостью не более 6000 грн. (без НДС) целесообразно учитывать на субсчете 1113 «Малоценные необоротные материальные активы»

* Нормы Порядка № 994 касаются прежде всего детско-юношеских спортивных школ по видам спорта, центров олимпийской подготовки, школ высшего спортивного мастерства, специализированных учебных заведений спортивного профиля и т. п. Соответственно, для таких заведений характерна высокая интенсивность использования спортивного инвентаря. В свою очередь, общеобразовательные заведения при установлении сроков эксплуатации спортивного инвентаря могут ориентироваться на нормы Порядка № 994, но обязательно должны учитывать фактическую интенсивность его использования.

5

Подскажите, пожалуйста, на каком субсчете следует учитывать полусапоги для рабочих?

Для учета белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви предназначен субсчет 1114 «Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь». Однако в соответствии с Порядком № 1219 этот субсчет должны применять бюджетные учреждения, получающие такие материальные ценности для осуществления своей деятельности:

• во-первых, систематически;

• во-вторых, в значительном объеме.

Остальные же учреждения должны вести учет белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви в составе прочих необоротных материальных активов. Поэтому, если идет речь о разовом приобретении обуви для работников, а не о систематическом получении спецобуви, тогда стоит применять субсчет 1116 «Прочие необоротные материальные активы»

6

Украдено ОС, но виновные лица не найдены. Какие проводки следует составить? Обязательно ли относить недостачу на забалансовый счет 073?

Недостачу ценностей сверх норм естественной убыли, а также потери от их порчи списывают с баланса с дальнейшим отнесением на виновных лиц в размере, определенном в соответствии с законодательством. Если же виновники не известны, недостачи зачисляют на забалансовый счет до момента установления виновных лиц или закрытия дела согласно законодательству. Такой порядок учета предусмотрен абз. 5 п. 4 разд. IV Положения № 879. Кроме того, аналогичное по содержанию требование содержит и абз. 2 п. 3 разд. VIIІ Методрекомендаций № 11.

Следовательно, стоимость похищенных ОС до момента установления виновных лиц необходимо учитывать на забалансовом субсчете 073 «Невозмещенные недостачи и потери от порчи ценностей распорядителей бюджетных средств».

При этом похищенные ОС подлежат списанию с баланса учреждения на общих основаниях. Порядок отражения на счетах бухучета операций по списанию ОС определен пп. 1.27 и 1.28 Типовой корреспонденции.

Разобраться в вопросе оформления кражи материальных ценностей и отражения этой операции в бухучете вам поможет статья «Возврат похищенного: оформляем и отражаем в учете» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2019, № 15)

7

Нужно ли увеличивать стоимость здания при капитальном ремонте?

Расходы на содержание объекта ОС (проведение технического надзора, технического обслуживания и ремонта), которые осуществляются для его восстановления или поддержания будущих экономических выгод или потенциала полезности на первоначально оцененном уровне*, признаются расходами отчетного периода, в котором они были понесены. На это четко указывает п. 2 разд. ІІІ НП(С)БУ 121. К тому же аналогичные правила учета расходов на ремонт ОС продиктованы и п. 4 разд. VI Методрекомендаций № 11. При этом вид ремонта (капитальный или текущий) и сумма расходов значения не имеют.

А значит, независимо от вида ремонта, все расходы на его осуществление относим на фактические расходы соответствующего отчетного периода. Запомните: такие расходы не увеличивают первоначальную стоимость объекта ремонта

* Характер и признаки осуществляемых работ определяет руководитель учреждения. Именно он решает, направлены ли работы на повышение технико-экономических возможностей (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и т. п.) объекта ОС, или они осуществляются для поддержания объекта в пригодном для использования состоянии (п. 2 п. 4 разд. VI Методрекомендаций № 11).

8

Учреждение ремонтирует раму автомобиля. В частности, будет проведено сваривание рамы, имеющей незначительную трещину. При этом замены рамы не происходит. Какой это ремонт: капитальный или текущий?

Ремонт автомобиля считается капитальным, если он предусматривает:

1) замену кузова — для легковых автомобилей и автобусов (п. 3.6 Положения № 102);

2) замену рамы — для грузовых автомобилей (п. 3.6 Положения № 102);

3) одновременную замену трех и больше базовых агрегатов* (п. 3.16 Положения № 102).

Все остальные ремонтные работы следует классифицировать как текущий ремонт авто.

Следовательно, ремонт (сваривание) рамы автомобиля без ее замены является текущим ремонтом соответствующего транспортного средства.

Детальную информацию о классификации работ по ремонту авто, их документальном оформлении и отражении в учете вы найдете в консультации «Ремонт авто бывает разный, а порядок учета — единый» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2019, № 4)

* Перечень базовых агрегатов приведен в приложении Г к Положению № 102.

9

Бюджетное учреждение приобрело счетчик воды за счет спецфонда стоимостью 800 грн. Оплата услуг по установке проводится отдельно за счет средств общего фонда. Нужно ли в таком случае увеличивать стоимость счетчика на стоимость услуг по его установке?

Да, нужно обязательно. Ведь в п. 5 разд. ІІ НП(С)БУ 121 четко сказано, что первоначальная стоимость объекта ОС формируется как за счет расходов на приобретение (суммы, уплаченные поставщику), так и за счет расходов на его транспортировку, установку, монтаж, наладку и т. п. Кроме того, в первоначальную стоимость необоротных активов включаются и другие расходы, непосредственно связанные с доведением таких объектов до пригодного для использования состояния.

Таким образом, первоначальная стоимость счетчика будет состоять из стоимости его приобретения и стоимости услуг по монтажу и установке. При этом не играет никакой роли*, за счет каких средств (какого фонда сметы) был приобретен счетчик и произведена оплата указанных услуг. Порядок отражения на счетах бухучета единый. То есть суммы, уплаченные и поставщику, и исполнителю монтажных работ, следует включить в состав капитальных инвестиций (субсчет 1312) с последующим зачислением в состав необоротных активов (субсчет 1113).

Наиболее полную информацию об учете, поверке и списании разнообразных средств измерительной техники вы найдете в статье «Учреждение имеет счетчик: как взять на учет, осуществить поверку и списать» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 19)

* Законодательством не предусмотрены требования относительно начисления амортизации необоротных активов в разрезе источников финансирования их приобретения (создания). Применение субсчета учета расходов (8014, 8114) осуществляется в зависимости от направления использования соответствующего объекта необоротных активов.

10

Получили от благотворителя учебники для пополнения библиотечного фонда. Обязательно ли при начислении 50 % амортизации на такие активы применять проводку Дт 5111 — Кт 7511? Ведь в таком случае на конец отчетного квартала возникнет расхождение между общей суммой первоначальной стоимости и размером внесенного капитала

Применять указанную корреспонденцию субсчетов, действительно, нужно. Так, каждый раз при начислении амортизации на безвозмездно полученные необоротные активы уменьшаем сальдо счета 51 «Внесенный капитал» с одновременным увеличением (признанием) дохода по субсчету 7511 «Доходы по необменным операциям». Такое правило продиктовано п. 1.17 Типовой корреспонденции. Это объясняется тем, что в дальнейшем учреждения не должны тратить бюджетные средства на восстановление бесплатно полученных необоротных активов.

Имейте в виду: никаких исключений для безвозмездно полученных библиотечных фондов, МНМА или других необоротных активов не предусмотрено.

В результате начисления амортизации на безвозмездно полученные необоротные активы, действительно, возникает несоответствие между сальдо счетов 10, 11, 12 и 51. То есть общая сумма первоначальной стоимости всех необоротных активов превышает размер внесенного капитала на сумму амортизации, начисленной на безвозмездно полученные активы. Однако действующее законодательство не содержит требований относительно тождественности этих показателей.

Внимание! Сравнивать сумму строк 1000 «Основные средства», 1010 «Инвестиционная недвижимость», 1020 «Нематериальные активы» с показателем строки 1400 «Внесенный капитал» формы № 1-дс «Баланс» не нужно. Методрекомендациями № 1170 сопоставимость указанных показателей не предусмотрена.

Это подчеркнула и Госказначейская служба в своих Методразъяснениях.

Вместе с тем для удобства вы можете применять отдельный аналитический счет в пределах субсчета 5111 для учета внесенного капитала безвозмездно полученных необоротных активов(ср. 025069200)

Учет запасов

1

На каком счете следует учитывать электронные дверные замки стоимостью 5660,00 грн.?

Для учета строительных конструкций и деталей (в том числе металлических), сборных элементов и оборудования, которое требует монтажа и предназначено для использования в процессе строительных работ, Порядком № 1219 предназначен субсчет 1513 «Строительные материалы». Поэтому электронные замки, которые являются составной частью дверного блока, следует учитывать в составе запасов на субсчете 1513.

Тогда как учет электронных дверных замков как отдельных объектов в составе необоротных активов является нецелесообразным и противоречивым с точки зрения методологии бухучета.

Больше о порядке учета электронных замков читайте в консультации «Электронный замок на двери: устанавливаем и учитываем» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 43)

2

Как учитывать и списывать медали, кубки, грамоты, приобретенные для проведения спортивных мероприятий (награждения победителей)?

Для учета активов, которые приобретены (произведены, получены) и содержатся с целью дальнейшего распределения, передачи или продажи, Порядком № 1219 предназначен субсчет 1815 «Активы для распределения, передачи, продажи». Именно на этом субсчете целесообразно учитывать кубки, медали и грамоты, приобретенные для награждения победителей спортивных мероприятий. После их вручения списываем стоимость таких активов на расходы отчетного периода (Дт 8013 — Кт 1815). Основанием для списания будет Акт списания (типовая форма № З-2) с прилагаемыми к нему раздаточными ведомостями.

А вот переходные призы, флаги, кубки, учрежденные разными учреждениями и организациями и полученные от них для награждения команд-победителей, следует учитывать на забалансовом субсчете 041 «Непредвиденные активы распорядителей бюджетных средств»

3

На какой счет следует оприходовать автомобильные аптечки?

Автомобильные аптечки (с учетом всех медицинских средств и перевязочных материалов, которые входят в состав аптечки)* следует учитывать на субсчете 1512 «Медикаменты и перевязочные средства». Причем этот субсчет вполне могут использовать как медицинские заведения, так и любые другие учреждения. Ведь Порядок № 1219 не содержит никаких ограничений или оговорок относительно применения этого субсчета.

Существенно: после передачи автоаптечки в пользование водителю не стоит списывать ее стоимость на расходы отчетного периода.

Это объясняется тем, что момент выдачи аптечки в эксплуатацию и фактическое использование медикаментов, перевязочных средств не совпадают во времени. Более того, определить, когда именно они понадобятся, заранее невозможно. К тому же некоторые средства из такой аптечки имеют ограниченный срок годности и могут быть списаны еще до фактического использования.

С учетом этого, автомобильные аптечки следует продолжать учитывать в составе запасов на субсчете 1512. При этом надо периодически списывать фактически использованные медикаменты и перевязочные средства, а также те, срок годности которых подошел к концу. Тем самым мы будем уменьшать стоимость автоаптечки, а после ее пополнения новыми лекарствами — увеличивать ее стоимость на соответствующую сумму

* Учреждения могут покупать как готовые автомобильные медицинские аптечки, так и комплектовать их самостоятельно. Основным требованием является наличие медицинских средств, их упаковка и обозначения в соответствии с требованиями ГСТУ 3961-2000 «Аптечка медицинская автомобильная. Общие требования». Это подчеркнула Нацполиция в своем письме от 11.01.2016 г. № 71/20/10/04-2016.

4

Приобрели летние шины и диски к ним. Шины будут учитываться на субсчете 1515 (отдельно в эксплуатации, зимние и запасные). Как быть с дисками?

Автомобильные диски, как и автошины, следует учитывать в составе запасов на субсчете 1515 «Запасные части». Подход к их учету также очень похожий. То есть следует также разделять диски в обороте и запасные.

Если автодиски приобрели для замены поврежденных основных «родных» дисков (тех, с которыми было приобретено авто), то их установку можно рассматривать как текущий ремонт авто. В таком случае стоимость дисков относим на расходы отчетного периода. Основанием для этого будет Акт списания (типовая форма № З-2).

Также можно продолжить учитывать установленные на авто диски в составе запасов (на субсчете 1515) вплоть до момента их полного износа. В этом случае целесообразно применять отдельный аналитический счет в пределах субсчета 1515 для учета автодисков в эксплуатации.

Таким образом, существует два варианта учета дисков, приобретенных и использованных для замены испорченных, изношенных. Оба из них являются абсолютно правильными. Однако второй вариант, бесспорно, значительно безопасней с точки зрения контроля за движением автодисков.

Если же диски приобрели, но на авто не установили и оставили на складе (в гараже) как запасные, тогда продолжайте их учитывать в составе запасов на субсчете 1515. Конечно, в этом случае для учета запасных дисков необходимо выделить отдельный аналитический счет в пределах указанного субсчета. Такие диски следует учитывать до момента их выхода из строя (выбытия другим способом).

Главным отличием учета автодисков от учета шин является отсутствие потребности в ведении карточки учета пробега. Ведь нормы эксплуатации автодисков на законодательном уровне не установлены.

Однако вести книгу (карточки) оперативного учета дисков в разрезе их видов (новые на складе, выданные в эксплуатацию, в запасе и т. п.) и мест хранения, эксплуатации все же стоит.

Если вас заинтересовала тема учета автошин, тогда читайте статью «Учитываем «обувь для железного коня» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 1-2)

5

Нужно ли утверждать приказ на нормы расхода горючего?

Да, нужно обязательно. И это четко прописано в Нормах № 43. В частности, в соответствии с прим. 4 п. 1.3 разд. 1 Норм № 43 право установления конкретных величин норм расходов топлива на выполнение транспортной работы в регламентированных пределах закреплено именно за руководителем учреждения. В свою очередь, порядок установления и использования норм расходов топлива утверждается приказом (распоряжением) по учреждению.

Напомним: базовые линейные нормы расхода горючего для большинства автомобилей отечественного и импортного производства определены Нормами № 43. Эти нормы приведены в разрезе моделей (модификаций) автомобилей в алфавитном порядке (по украинскому и латинскому алфавиту) в таблицах приложений А и Б к Нормам № 43. Если же вы имеете дело с новыми моделями (модификациями) авто или автомобилями оригинальной конструкции, которые не вошли в упомянутый документ, тогда придется обратиться в ГП «ГосавтотрансНИИпроект».

Также не забывайте и о возможности применения коэффициентов корректировки норм расходов топлива. Они дают возможность учесть дорожные, климатические и другие эксплуатационные факторы, которые влияют на фактические расходы ГСМ. И опять же размер коэффициентов в регламентированных пределах и сроки их действия устанавливает непосредственно руководитель учреждения. А для их утверждения необходимо оформить внутренний распорядительный документ — приказ (распоряжение) по учреждению (п.п. 3.5.8 Норм № 43).

Подробнее о применении корректирующих коэффициентов и определении норм расхода ГСМ в зимний период читайте в статье «Зимние» нормы расхода ГСМ: рассчитываем и применяем» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 42)

Применение КЭКР

1

По какому КЭКР оплатить установку пожарной сигнализации (стоимость — 400 тыс. грн.): 2240 или 3132?

Здесь возможны два варианта учета операции по установке пожарной сигнализации. Соответственно, возможны несколько вариантов планирования и осуществления расходов на ее установку.

А конкретно, пожарную сигнализацию можно рассматривать как отдельный объект ОС (с зачислением на субсчет 1014). В этом случае расходы на создание указанного объекта планируем и проводим по КЭКР 3110 «Приобретение оборудования и предметов долгосрочного пользования» (п.п. 3.1.1 Инструкции № 333). Причем если вы заказали пожарную сигнализацию «под ключ», тогда все расходы на ее установку (стоимость оборудования, расходы на доставку, монтаж, наладку и т. п.), следует осуществлять по КЭКР 3110. Если же оборудование приобрели отдельно, а его установку заказали отдельно (у другого подрядчика), тогда такие услуги оплачиваем по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)». На это указывает абз. 5 п. 1 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333.

В то же время возможен и второй вариант учета пожарной сигнализации — как улучшение здания (все расходы относим на увеличение первоначальной стоимости здания по субсчету 1013). При этом расходы на установку пожарной сигнализации необходимо осуществлять по КЭКР 3132 «Капитальный ремонт других объектов» (п. 8 п.п. 3.1.3.2 Инструкции № 333). Именно по этому КЭКР следует планировать расходы на изготовление проектно-сметной документации, приобретение оборудования, а также на оплату работ по установке охранной сигнализации

2

По какому коду можно приобрести окна металлопластиковые для замены деревянных, если их цена превышает 8000 грн.?

Для решения вопроса относительно применения КЭКР стоимость металлопластиковых конструкций значения не имеет. В этом случае ключевую роль играет классификация работ по замене окон.

Так, например, ремонт и замену отдельных оконных блоков, а также отдельных оконных коробок и подоконников, можно рассматривать как текущий ремонт здания. Это следует из норм пп. 1.2.8.1 и 1.2.8.5 Перечня № 150.

Тогда как замена оконных рам, досок подоконников с установкой новых приборов и остеклением, а также замена новыми оконных коробок, рам и косяков, считается капитальным ремонтом здания. Об этом свидетельствуют пп. 2.8.1 и 2.8.2 Перечня № 150.

В любом случае вопросы классификации ремонтных работ находятся вне компетенции бухгалтера. Решение по этому поводу принимает руководитель учреждения по согласованию со специалистами строительной отрасли (в случае необходимости).

Итак, если идет речь о капремонте здания (например, запланирована замена всех окон), тогда расходы следует планировать по КЭКР 3132 «Капитальный ремонт других объектов». Имейте в виду: по этому коду следует проводить абсолютно все расходы, связанные с установкой новых окон (пп. 4-6 п.п. 3.1.3.2 Инструкции № 333). Это касается и расходов на изготовление проектно-сметной документации, и расходов на приобретение металлопластиковых конструкций, и оплаты монтажных работ.

Если же принято решение о замене отдельных окон и такие работы отнесены к текущему ремонту здания, тогда возможны варианты. Так, окна, заказанные вместе с установкой, оплачиваем одним платежом по КЭКР 2240 (п. 8 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333). А вот в случае заказа окон отдельно оплату поставщику следует осуществлять по КЭКР 2210 (п. 5 п.п. 2.2.1 Инструкции № 333). Кстати, в этом случае металлопластиковые конструкции являются строительными материалами и подлежат оприходованию в состав запасов (на субсчет 1513). Далее после установки окон их стоимость списываем на расходы соответствующего отчетного периода.

И опять же, если приобретенные окна будут установлены не собственными силами, то для оплаты услуг сторонней организации следует применять КЭКР 2240

3

По какому КЭКР осуществлять приобретение запчасти к автомобилю стоимостью свыше 6000 грн.: 2210 или 3110?

По общему правилу запасные части, узлы и детали для ремонта транспортных средств независимо от стоимости учитываются в составе запасов на субсчете 1515. Запчасти не являются объектами необоротных активов. Ведь они могут выполнять свои функции (использоваться по назначению) только в составе соответствующего объекта ОС — транспортного средства.

Следовательно, КЭКР 3110 «Приобретение оборудования и предметов долгосрочного пользования» для оплаты приобретенных запчастей не применяется в любом случае. При этом не имеет значения, для какого ремонта (капитального или текущего) были приобретены запчасти.

Расходы на приобретение запчастей для текущего ремонта служебного авто следует осуществлять по КЭКР 2210 (п. 16 п.п. 2.2.1 Инструкции № 333). Прежде всего это касается ремонта транспортных средств собственными силами учреждения. Если же авто ремонтирует сторонняя организация и стоимость запчастей включена в общую стоимость ремонта, тогда оплату проводим по КЭКР 2240 (п. 8 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333).

В противовес этому расходы на капремонт авто (в том числе и приобретение запчастей) необходимо планировать и осуществлять по КЭКР 3132 (п. 2 п.п. 3.1.3.2 Инструкции № 333).

Если вы намереваетесь в ближайшее время отремонтировать служебный автомобиль, тогда вам также пригодится статья «Ремонт авто бывает разный, а порядок учета — единый» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2019, № 4)

4

По какому КЭКР следует приобретать лицензионную ОС Windows: 2210 или 2240?

Приобретение (поставку) программного обеспечения (лицензии на право пользования программным обеспечением), имущественные права на которое не передаются пользователю, необходимо планировать и проводить по КЭКР 2240. Об этом четко и конкретно сказано в абз. 6 п. 12 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333. Тогда как оплата за пользование (приобретение на правах пользования) программных продуктов законодательством не предусмотрена.

Также напомним, что программное обеспечение, по которому имущественные права остаются у разработчика (поставщика), следует учитывать за балансом. В частности, для учета таких объектов целесообразно применять забалансовый субсчет 013 «Арендованные нематериальные активы распорядителей бюджетных средств». Оценку таких активов проводят исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре.

А вот в состав нематериальных активов следует зачислять только программные продукты, относительно которых учреждение получило все права на владение, пользование и распоряжение и после их (прав) отчуждения от бывших владельцев. Это отметил и Минфин в своем письме от 28.04.2017 г. № 35220-07-27/11842 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 9)

5

По какому КЭКР можно оплатить повышение квалификации тренеров?

Порядок повышения квалификации государственных, главных и старших тренеров штатных команд национальных сборных команд Украины, тренеров (тренеров-преподавателей) заведений физической культуры и спорта определен Положением № 3520. Финансирование повышения квалификации тренеров в соответствии с п. 6 этого Положения осуществляется за счет средств государственного и местных бюджетов, физических и юридических лиц, а также других источников, не запрещенных законодательством.

Существенно, что после окончания курсов повышения квалификации или учебы слушателям выдается соответствующий документ установленного образца (абз. 3 п. 13 Положения № 3520).

Учитывая это, оплату повышения квалификации тренеров следует планировать и осуществлять по КЭКР 2282 «Отдельные мероприятия по реализации государственных (региональных) программ, не отнесенные к мероприятиям развития». Такой порядок предусмотрен п. 9 п.п. 2.2.8.2 Инструкции № 333.

Если же по результатам повышения квалификации тренеры не получают удостоверение (сертификат) установленного образца, тогда следует применять другой КЭКР. В частности, оплату участия в краткосрочных семинарах, совещаниях, совещаниях-обучениях следует проводить по КЭКР 2240. Этого требует п. 18 п.п. 2.2.4 Инструкции.

Следовательно, решающее значение для выбора КЭКР имеет наличие документального подтверждения приобретения тренерами соответствующих профессиональных навыков

Нормативные документы и сокращения

Порядок № 1314 Порядок списания объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314.

НП(С)БУ 121Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

Методрекомендации № 11Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

Порядок № 1219Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

Приказ № 818приказ Минфина «Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств субъектами государственного сектора и порядка их составления» от 13.09.2016 г. № 818.

Порядок № 994Порядок обеспечения воспитанников, спортсменов, учеников (студентов) и тренеров (тренеров-преподавателей, учителей по спорту) заведений физической культуры и спорта спортивной одеждой, спортивной специальной обувью, спортивным инвентарем индивидуального пользования и установления сроков их использования, утвержденный приказом Минмолодежьспорта от 08.04.2015 г. № 994.

Положение № 102Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Минтранса от 30.03.98 г. № 102.

Типовая корреспонденцияТиповая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденная приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

Методрекомендации № 1170Методические рекомендации по проверке сопоставимости показателей финансовой отчетности субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 28.12.2017 г. № 1170.

Методразъяснения — Методологические разъяснения проблемных вопросов составления и представления финансовой отчетности распорядителями бюджетных средств в соответствии с НП(С)БУГС 101 «Представление финансовой отчетности» и перспективы представления клиентами Казначейства отчетности в электронном виде Госказначейской службы от 18.02.2018 г.

Положение № 879Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.2014 г. № 879.

Нормы № 43Нормы расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43.

Инструкция № 333Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

Перечень № 150Примерный перечень услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, домов, сооружений, утвержденный приказом Госкомитета по вопросам ЖКХ от 10.08.2004 г. № 150.

Положение № 3520Положение о повышении квалификации тренеров (тренеров-преподавателей) и других специалистов в сфере физической культуры и спорта, утвержденное приказом Минмолодежьспорта от 13.09.2016 г. № 3520.

ОС — основные средства.

МНМА — малоценные необоротные материальные активы.

КЭКР — код экономической классификации расходов.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд