«Горячие» экспресс-ответы для ФЛП-новичков

В избранном В избранное
Печать
Виталина Мирошниченко • налоговый эксперт, v.miroshnichenko@buhgalter911.com
Бухгалтер 911 Ноябрь, 2015/№ 45
На вас как снег на голову свалилась общая система для ФЛП, но до этого вы с такой системой или налогообложением «физиков» вообще дела не имели? Тогда этот материал для вас!
ФЛП, учет доходов и расходов, первые налоги, первые отчеты, РРО, ЕСВ, НДФЛ, ВС

«Вводные» вопросы

Вопрос

Ответ

Можно ли зарегистрировать ФЛП через его доверенное лицо?

Да, можно, но для этого нужно выдать уполномоченному лицу доверенность и заверить ее у нотариуса.

Впрочем, можно зарегистрироваться и иначе: направить документы госрегистратору по почте (в таком случае согласно п. 2 ст. 8 Закона № 755* достоверность подписи заявителя на регкарточке должна быть нотариально удостоверена) или пройти регистрацию онлайн, использовав ЭЦП (http://rp.irc.gov.ua/)

Я прописан в другой области. Могу ли зарегистрироваться как ФЛП и работать не по месту жительства?

ФЛП может работать на всей территории Украины.

А вот зарегиться — только по зарегистрированному месту проживания** (напомним: физлицо в течение 10 дней после прибытия на новое место проживания обязано зарегистрировать это место проживания).

Но есть исключения: Крым и зона АТО — те, кто проживает на этих территориях, могут зарегистрироваться как ФЛП у любого другого регистратора тероргана Минюста в областях и г. Киеве ( приказ Минюста от 05.11.2014 г. № 1849/5)

* Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц или физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.ср. 025069200

** Место проживания физического лица — жилой дом, квартира, другое помещение, пригодное для проживания в нем (общежитие, гостиница и т. п.), в соответствующем населенном пункте, в котором физическое лицо проживает постоянно, преимущественно или временно, находящееся по определенному адресу, по которому осуществляется связь с физическим лицом — предпринимателем.

Вопросы по работе на общей системе (ОС)

Вопрос

Ответ

Расчеты и РРО

Обязателен ли РРО для розничной торговли, если

деятельности пока нет? Налоговики говорят: или сразу переходите на ЕН, или ставьте РРО

Если деятельности нет, РРО в любом случае не нужен. Его наличие никак не связано с самим по себе фактом пребывания на ОС или планированием осуществлять деятельность, связанную с приемом наличных.

Но понятно, что уже первый наличный доход должен быть проведен вами через РРО (который на эту дату уже должен быть куплен и зарегистрирован в налоговой)!

Обязателен ли РРО для интернет-магазина (расчеты только по безналу)?

Если у вас на сайте есть кнопка «Оплатить» (т. е. вы заключили договор интернет-эквайринга), то РРО нужен. Это безопасный вариант. Если же оплата от покупателей поступает вам на текущий счет другими способами (на основании счета-фактуры, по договору и т. п.), то можно работать без РРО. Подробнее об этом — в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 43, 35, 34, 17, 13

ФЛП собирается сдавать недвижимость в аренду. Нужен ли ему РРО?

Если принимаете арендную плату наличными, налоговики настаивают на том, чтобы такая плата принималась через РРО. Хотя суды признают, что Закон об РРО на аренду не распространяется. Подробности найдете в статье «РРО для арендодателей: твердое «да» от налоговиков» (журнал «Бухгалтер 911», 2015, № 39). Если с арендаторами рассчитываться по безналу, то РРО однозначно не нужен

Можно ли использовать в хоздеятельности текущий счет физлица (открытый ему как гражданину)?

Нет, это запрещено ( п. 7.7 Инструкции № 492 *, категория 135.06 ЗІР). Но ответственности за нарушение нет. Впрочем, если вы оплатите со своего личного счета предпринимательские расходы, в дальнейшем могут возникнуть проблемы с тем, чтобы их учесть. Подробно об использовании личных и предпринимательских счетов и переброске денег между ними мы писали в статье «Предпринимательский и личный счета: проблемы пополнения, снятия, переброски» (журнал «Бухгалтер 911», 2015, № 31)

Расходы, доходы и НДС

Что вообще можно включить в расходы, чтобы уменьшить чистый доход?

Перечень расходов ФЛП указан в  п. 177.4 НКУ. При этом налоговики занимаются формализмом: что в этом перечне прямо не названо (пусть оно даже и «хозяйственное») — тому включают «красный свет». Подробности найдете в статье «Расходы и доходы ФЛП на ОС: учетные особенности — 2015» (журнал «Бухгалтер 911», 2015, № 27). При этом, как во все времена: 1) расходы обязательно должны быть подтверждены документально (платежка, чек РРО, приходный кассовый ордер, акт закупки и т. д.) — п. 177.2 НКУ; 2) они должны быть связаны с полученным доходом или, если речь идет о расходах, которые мы прямо с полученным доходом не связываем, — с получением дохода. Отчетный период, напомним, у вас — год

Если я продаю товар, купленный в прошлом году, не теряю ли право на расходы?

Право на расходы есть! При этом вопрос понимаем так, что выручка от реализации вам заходит именно в этом году.

Даже если в прошлом году вы были на ЕН — не проблема. Главное, чтобы у вас были документы, подтверждающие расходы

Я купил товар (сырье). Как правильно учесть расходы на его покупку?

Расходы на покупку товара (и его доставку) отражаются в Книге УДР (графа 6) в момент получения дохода от продажи этого товара. Равно как и расходы на покупку сырья и материалов — в момент получения дохода от продажи продукции, изготовленной из них. О тонкостях учета доходов и расходов ФЛП на ОС мы не раз писали в 2015 году (см. журнал «Бухгалтер 911» № 1, 4, 10, 12, 27)

Я заплатил за аренду магазина физлицу 8350 грн. (с учетом удержанных из выплаты НДФЛ и ВС — 1650 грн.). Как правильно учесть расходы на аренду?

Расходы, напрямую не связанные с приобретением товаров или изготовлением продукции (например, аренда, коммунальные платежи и прочее), записываются в Книгу УДР (графа 8) в момент оплаты денежных средств.

В Книгу попадает вся сумма арендной платы, указанная в договоре, — 10000 грн. (т. е. «не очищенная» от НДФЛ и ВС)

Можно ли включать в расходы налоги?

Налоговики утверждают, что нет. Как исключение, в расходы разрешено относить только ЕСВ ( п.п. 177.4.3 НКУ)

Как включить в расходы стоимость оборудования?

Затраты на покупку основных средств (оборудование, недвижимость, авто и прочее) в расходы включить нельзя, так как они не указаны в  п. 177.4 НКУ. Как вариант — можно взять их в аренду у ЧПЕНа и включать в расходы арендную плату

В доходы и расходы ставить сумму «с НДС» или «без НДС»?

Если вы плательщик НДС, то без НДС ( п. 177.3 НКУ). В противном случае — с НДС

Я сдаю в аренду помещение, получил плату за первый и последний месяцы аренды. Как ее отразить в доходах?

В данном случае не важно, за какие месяцы аренды вы получили арендную плату. Доход ФЛП отражается по кассовому методу: зашли деньги — пиши доход.

Поэтому всю сумму, полученную от арендатора, в тот же день записывайте в графу 2 Книги УДР

Может ли ФЛП снимать наличку на собственные нужды?

Да, может. Предпринимательская выручка — это собственность физлица, поэтому никто не может ограничить его в праве распоряжаться ею по своему усмотрению ( ст. 44 ХКУ, категория 104.04 ЗІР). К слову, по закону ФЛП не обязан иметь счет в банке — он может работать только «наличкой», если ему так удобно. Но при этом следует помнить о необходимости применения РРО (при «входящих» наличных расчетах)

Учет и отчетность

Обязан ли ФЛП на ОС вести бухучет? Нужна ли ему 1С?

Нет, Закон о бухучете не распространяется на ФЛП, поэтому предприниматели бухучет вести не обязаны.

Но первичный учет (документы на товар, на расходы, Книгу УДР по форме из приказа Миндоходов от 16.09.2013 г. № 481) ведут обязательно. Для этого может пригодиться бухгалтерская программа, но можно и «вручную»

Когда сдавать первые отчеты?

Декларацию об имущественном состоянии: 1) по итогам первого квартала работы на ОС (в течение 40 календарных дней после окончания квартала); 2) по итогам года (не позднее 9 февраля).

Если стали общесистемщиком в IV квартале, подаете одну декларацию — за IV квартал (она же — годовая).

В дальнейшем отчитываетесь раз в год. О том, как заполнить декларацию, мы рассказывали в статье «Декларация общесистемщика: навигатор по заполнению» (журнал «Бухгалтер 911», 2015, № 2).

Учтите, что ФЛП-новички в первой же деке обязаны показать свое имущество и гражданские доходы (к примеру, зарплату) на дату госрегистрации ( п.п. 177.5.2 НКУ).

Отчет по ЕСВ (форма № Д5, таблица 1) подается только по итогам года — до 10 февраля года, следующего за отчетным

Можно ли не сдавать отчеты, если я не веду деятельность?

Форму № Д5 сдавать нужно в любом случае.

А вот в отношении декларации о доходах в  п. 49.2 НКУ есть освобождение, но налоговики настаивают, чтобы декларация подавалась даже при отсутствии деятельности (категория 104.09 ЗІР). Так что лучше подайте ее (в бумажном виде — с прочерками, или в электронном виде — пустую, указав лишь сведения об имуществе)

Я зарегистрировался как ФЛП на ОС, а со следующего месяца стал ЧПЕНом группы 2. Надо ли подавать декларацию о доходах?

За тот период, в течение которого вы были на ОС (пусть и несколько дней), нужно сдать декларацию о доходах (справедливо для тех, кто сразу «прыгает» в группы 1 и 2 ЕН). Декларация подается по окончании того квартала, в котором вас зарегистрировали как ФЛП, — в течение 40 календарных дней.

И еще: декларацию о доходах стоит подать еще и по итогам года

ЕСВ, НДФЛ и ВС

Как рассчитывать ЕСВ: с чистого дохода или минзарплаты?

С чистого дохода. Годовой чистый доход (из «подоходной деки») делят на количество прибыльных месяцев, а затем ежемесячно определяют ЕСВ (34,7 % от чистого дохода, но не ниже чем 34,7 % от минзарплаты этого месяца и не выше 34,7 % от 17 прожиточных минимумов). Подробности найдете в статье «ФЛП-упрощение или вариация, но исчезла ЕСВ-оптимизация» (журнал «Бухгалтер 911», 2015, № 25)

Есть ли штраф за неуплату авансов по ЕСВ?

Штрафа нет. Да и саму необходимость уплаты авансов по ЕСВ отменили с 29.05.2015 г. (см. журнал «Бухгалтер 911», 2015, № 25). Теперь достаточно платить ЕСВ раз в год — по окончании года (до 10 февраля)

Правда ли, что надо платить ЕСВ, даже если дохода нет?

Нет, при отсутствии чистого дохода ФЛП на ОС имеет право уплатить ЕСВ, но не обязан этого делать (подтверждение от налоговиков найдете в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 4)

Когда я стану ФЛП, в какие сроки мне нужно будет впервые уплатить НДФЛ? Как его рассчитать?

Первый квартал вы работаете спокойно и ничего не платите. Затем подаете квартальную декларацию о доходах и указываете в ней: доходы, расходы за прошедший квартал и авансовые платежи по НДФЛ. Как их посчитать? Все просто. Сначала определите среднемесячный чистый доход: ЧДср= (Д - Р) : 3, где Д — квартальный доход; Р — квартальные расходы; 3 — три месяца в квартале (учитываем все месяцы, даже нулевые и убыточные).

Затем сравниваем ЧДср и «10 минзарплат» (10 х Минзарплата на 1 января текущего года): если ЧДср < 10 МЗП — авансы по НДФЛ = 15 % х ЧДср х 3; если ЧДср > 10 МЗП — авансы по НДФЛ = (15 % х 10 МЗП + 20 % х (ЧДср - 10 х МЗП)) х 3.

Авансы по НДФЛ начинаете платить в ближайший из сроков, который наступит после подачи декларации: 15 марта, 15 мая, 15 августа или 15 ноября ( п.п. 177.5.1 НКУ), и продолжаете платить до конца года. В конце года рассчитываете НДФЛ в годовой декларации. Затем из полученной суммы вычитаете авансы по НДФЛ, которые уже успели уплатить, и оставшийся НДФЛ (если он остался) уплачиваете в бюджет по итогам года. Срок оплаты — 10 календарных дней после предельного срока подачи годовой декларации о доходах (т. е. не позже 19 февраля)

Как и когда платить ВС?

ВС впервые платим за 2015 год — до 19.02.2016 г.

ВС равен 1,5 % х (Доход - Расходы). Отражаем его в годовой декларации о доходах. Подробнее прочтите в статье «ВC с ФЛП: ответы на горячие вопросы» (журнал «Бухгалтер 911», 2015, № 17)

* Инструкция о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденная постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492.

v.miroshnichenko@buhgalter911.com

Теги ФЛП
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить