Топ-10: списываем ГСМ

В избранном В избранное
Печать
Адамович Наталия, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Март, 2017/№ 25
ГСМ — «нормируемая» категория запасов и потому продолжает будоражить не одного бухгалтера. Ведь здесь важнее всего правильно оформить списание таких запасов. Так что прямо сейчас рассмотрим «горячую десятку» нормативно-ГСМных вопросов.

Прежде чем окунуться в вопросы, связанные с учетом списания ГСМ, отметим несколько важных моментов. ГСМ, купленные для технологических нужд производства, эксплуатации транспортных средств, а также для производства энергии и отопления зданий, как составляющую запасов предприятия учитывают на субсчете 203 «Топливо». К нему, в зависимости от ситуации, открывают субсчета второго и третьего порядка (под конкретную марку топлива, место хранения, для учета оплаченных талонов на топливо и т. п.).

А теперь непосредственно будем разбираться с расходованием/списанием ГСМ.

Расходуете ГСМ? Равняйтесь на нормы

Предприятие в хозяйственной деятельности использует два автомобиля: легковой — для обслуживания админперсонала, грузовой — для сбыта товара. Обязательно ли рассчитывать нормативный расход ГСМ по Нормам № 431?

1 Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43.

С одной стороны, НКУ не содержит никаких ограничений насчет отнесения в состав расходов исключительно нормативных затрат на ГСМ. С другой же стороны, хозяйственность расходов остается важной для НДС-учета. А сверхнормативный расход топлива, помимо прочего, может свидетельствовать еще и о его хищении.

Нормы № 43 как раз и предназначены не только для планирования потребности предприятий, организаций и учреждений в ГСМ, но и для контроля за их расходованием. Они позволяют избежать злоупотреблений и нехозяйственного перерасхода топлива.

На тот факт, что этот документ

должны применять все предприятия-автовладельцы независимо от формы собственности,

неоднократно указывали специалисты Мининфраструктуры (см. письма от 17.02.2014 г. № 1545/25/10-14 и от 03.02.2015 г. № 1186/25/10-15).

На применении Норм № 43 в учетных целях всегда настаивали и продолжают настаивать и налоговики (см., например, письмо ГФСУ от 09.06.2015 г. № 11999/6/99-99-19-01-01-15 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 53, с. 5).

То есть все без исключения предприятия-автовладельцы должны нормировать собственный расход ГСМ. Причем независимо от того, сколько у них в распоряжении работающей автотехники (даже если на предприятии работает один автомобиль).

Для этого вы можете пользоваться непосредственно Нормами № 43 или же разработать собственное, основанное на них, положение о списании ГСМ, которое будет максимально учитывать специфику конкретно вашего предприятия. Это позволит вам разграничить нормативные и сверхнормативные топливные расходы.

Виды норм расхода ГСМ

Какие нормы расхода топлива установлены для автомобилей? Как ими пользоваться и как определить нормативный расход ГСМ?

Различные виды норм расхода топлива для автомобилей установлены пп. 1.2 — 1.8 Норм № 43. Основой является базовая норма на пробег автомобиля — на 100 км (приложения А и Б).

К тому же в зависимости от модели и проделываемой работы авто дополнительно следует учитывать:

норму на выполнение транспортной работы (учитывает дополнительный расход топлива при движении автомобиля с грузом) — на 100 тонно-километров (т•км);

норму на одну тонну снаряженной массы (учитывает дополнительный расход топлива при изменении снаряженной массы автомобиля, прицепа или полуприцепа);

норму на ездку с грузом (учитывает увеличение расхода топлива, связанное с маневрированием и выполнением операций загрузки и разгрузки) — на одну ездку;

норму на пробег при выполнении специальной работы — на 100 км (табл. Б.2 приложения Б);

норму на работу специального оборудования, установленного на автомобилях, — на час или на выполненную операцию (табл. Б.1 приложения Б);

базовую норму на работу автономного (независимого) обогревателя — на один час его работы.

Учтите! Для расчета общего нормативного расхода топлива перечисленные выше нормативы корректируют с помощью поправочных коэффициентов, которые помогают учесть дорожные, климатические и другие эксплуатационные факторы (см. разд. 3 Норм № 43). Величины поправочных коэффициентов устанавливает руководитель предприятия и утверждает приказом по предприятию ( п.п. 3.5.8 Норм № 43). Напомним, они бывают как повышающие, так и понижающие.

Сам же нормативный расход ГСМ для каждого конкретного автомобиля (оборудования) с применением соответствующих норм расхода топлива и коэффициентов их корректировки рассчитывают по формулам, приведенным в разд. 4 Норм № 43. Подробнее о расчете нормативного расхода топлива см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 58, с. 30.

Первичка для списания ГСМ

Достаточно ли для списания ГСМ составлять путевые листы? Или вдобавок к ним нужны акты на списание, бухгалтерские справки и т. п.?

Заметим, что в своих разъяснениях в качестве документа, подтверждающего расходование ГСМ, налоговики хотят видеть первичный документ, по своей природе являющийся аналогом путевого листа (см. письмо ГФСУ от 09.06.2015 г. № 11999/6/99-99-19-01-01-15, письмо Мининфраструктуры от 23.04.2013 г. № 4492/25/10-13).

Несмотря на это,

предприятие для списания ГСМ может использовать удобную для учета форму первичного документа

Главное, чтобы его форма (путевого листа/иного первичного документа):

1) была утверждена приказом об учетной политике предприятия (т. е. в приказе было прописано, что списание ГСМ предприятие осуществляет именно на основании этой формы);

2) содержала все признаки (обязательные реквизиты) первичного документа, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона о бухучете2;

2 Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

3) давала информацию о хозоперации, подтверждала ее осуществление.

Предприятие в качестве первичного документа может принять за основу старые, утратившие силу, но уже привычные формы путевых листов, к тому же убрать из них лишние, на его взгляд, реквизиты и добавить свои, новые.

Но не переусердствуйте! Хотя из определения первичного документа убрали слова о том, что он «подтверждает хозяйственную операцию», его роль осталась по-прежнему главенствующей3.

3 См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 99, с. 4.

Правда, суды считают, что хозоперацию можно подтвердить не одним, а несколькими документами (договорами, допсоглашениями и т. п.). Лишь бы из них следовало, что расходы фактически понесены (см. определение ВАСУ от 01.03.2017 г. по делу № 823/5399/15). Это, конечно, несколько приуменьшает значение первички. Тем не менее для списания ГСМ важно, чтобы именно путевой лист (иной первичный документ) содержал все необходимые данные, характеризующие хозяйственную операцию — работу автомобиля.

Учтите сразу! Для расчета норм расхода горючего в ходе эксплуатации, например, самосвала понадобятся данные не только о пробеге, но и о количестве ездок с грузом. Напомним: дополнительная норма на маневрирование устанавливается на каждую ездку с грузом. Так что если количество ездок с грузом не будет указано в путевом листе, то соответственно не будет основания использовать эту норму. При работе автомобиля с прицепом нужны еще пробег и данные о грузоподъемности автомобиля. При работе авто со спецоборудованием — объем транспортной работы (масса груза и пробег с грузом), количество кузовов рассыпанного песка, время работы авто со спецоборудованием.

Если вы упустите нужные детали работы автомобиля в первичном документе (путевом листе), то посчитать составляющие нормативного расчета расхода топлива не получится

А вот если составите путевой лист (иной первичный документ), в котором будет достаточно информации о работе автомобиля и данных для расчета нормативного расхода ГСМ, то, в принципе, никакие дополнительные документы больше не понадобятся.

В то же время для контроля и упорядочения данных на основании путевых листов (первичных документов) вы вполне можете в конце месяца составлять сводные учетные документы, например, акты и справки для списания ГСМ ( п. 1 ст. 9 Закона о бухучете).

Как часто составлять путевые листы? Учитывая, что путевой лист выполняет роль первичного документа, его желательно выписывать по мере осуществления работы автомобиля. И если

водитель на автомобиле выполняет определенную работу ежедневно, то и путевой лист желательно оформлять ежедневно

И только в отдельных случаях (например, когда работа водителя носит разъездной характер или во время нахождения в командировке), когда у водителя нет возможности возвращаться на место работы в тот же рабочий день, путевой лист выписывайте на больший срок.

Если нормы нет

Какую норму списания ГСМ применять, если на конкретный автомобиль нормы расхода ГСМ законодательно не установлены? Можно ли на предприятии разработать и утвердить свои собственные нормы для списания ГСМ?

Если в приложениях к Нормам № 43 вы не увидели норму расхода топлива именно для вашего автомобиля, то вам придется воспользоваться временной нормой. Где и как ее «раздобыть», зависит от вашего автомобиля.

1. Временная норма = базовая. Если среди моделей автомобилей, перечисленных в приложениях А и Б, есть базовый аналог вашего авто, то временную линейную норму расхода топлива следует устанавливать на том же уровне, что и по аналогичной базовой модели автомобиля.

2. Временная норма = базовая + поправки. Если среди моделей автомобилей, перечисленных в приложениях А и Б, есть базовый аналог вашего авто, но есть некоторые отличия, прописанные в пп. 2.1.1 — 2.1.3 разд. 2 Норм № 43, то временную линейную норму расхода топлива следует устанавливать на том же уровне, что и по аналогичной базовой модели и с учетом поправок.

3. Временная норма = индивидуальная базовая норма. Другое дело, новая модель (модификация) автомобиля или автомобиль оригинальной конструкции, не вошедший в Нормы № 43, либо специальное оборудование. Здесь придется заказывать разработку временных и временных индивидуальных, базовых, базовых линейных и дифференцированных норм расхода топлива. Как это сделать?

Обратиться в ГП «ГосавтотрансНИИпроект», направив заявку по форме, приведенной в приложении Д к Нормам № 43, и идентификационную анкету (один экземпляр на каждую модель автомобиля). Форму анкеты и пояснения к ее заполнению можно найти на сайте ГосавтотрансНИИпроекта (www.insat.org.ua/phpfiles/services/ldvpe/1/). Временные индивидуальные нормы устанавливают на период апробации, определенный ГП «ГосавтотрансНИИпроект».

А по спецоборудованию/спецавто направляют акты замеров, проведенных комиссией предприятия по форме приложения Е или Ж к Нормам № 43 (ср. 025069200). Временные нормы расхода топлива вступают в силу после регистрации и утверждения руководителя предприятия (см. письмо Мининфраструктуры от 26.02.2016 г. № 1928/25/10-16).

Важно! Такие нормы имеют силу только для автомобилей конкретного предприятия. На то они и индивидуальные — позаимствовать их у предприятия, уже получившего в ГосавтотрансНИИпроект норму на такой же автомобиль/спецавтомобиль или оборудование, нельзя.

Пока нет норм — установите собственные

Предприятие приобрело автомобиль Nissan X-Trail. Нормы расхода топлива по нему в Нормах № 43 нет. Пока что не заказали норму и в НИИ. Как списывать ГСМ? Неужели все 100 % расхода топлива будут считаться сверхнормативными?

На время, пока вы не закажете и не получите от ГП «ГосавтотрансНИИпроект» временную индивидуальную норму расхода топлива на ваш автомобиль Nissan X-Trail, вам ничего не остается, как утвердить самостоятельно разработанную (временно принятую) норму на предприятии. Для этого вам пригодятся собственные расчеты нормы ГСМ на основании актов замеров, рекомендаций производителя.

Учтите! Для списания топлива суды не настаивают на «полной» нормативности, т. е. на том, что для «прибыльного» и НДС-учета норма расхода ГСМ должна обязательно соответствовать норме, утвержденной приказом № 43.

Главное, чтобы списание ГСМ было урегулировано внутренними приказами предприятия и подтверждено соответствующими расчетами

Так, в определении ВАСУ от 16.02.2016 г. № К/800/49593/15 сказано, что для списания топлива предприятие должно разработать внутренние документы, которые будут устанавливать нормы его расхода с учетом технических характеристик автомобилей, эксплуатационных норм и других факторов. Если такие нормы утверждены, а расходование топлива подтверждено путевыми листами или другими первичными документами, то считается, что топливо использовано в хоздеятельности.

Соответственно предприятие вправе, показав суммы НДС в составе налогового кредита, там их и оставить и не начислять при этом компенсирующие НО в соответствии с п. 198.5 НКУ на все 100 %.

Начислить «компенсирующие» НО придется только на стоимость тех ГСМ, которые окажутся израсходованными свыше вашего самостоятельно посчитанного нормативного расхода.

В то же время постоянно использовать для списания топлива собственно разработанные нормы расхода топлива не советуем. Они вряд ли будут железным аргументом для налоговиков, которые, вероятно, станут настаивать на сверхнормативном расходе и нехозяйственном использовании.

Однако пока не получите норму от НИИ, на все 100 % начислять «компенсирующие» НО не совсем справедливо. Ну а если вдруг со стороны налоговиков при проверке возникнут претензии, вы всегда сможете защитить себя в суде.

Нормы для авто с ГБО

Какую норму применять для списания расхода газа по автомобилю, переоборудованному под работу на газобаллонном оборудовании? Как определить норму расхода бензина, необходимого на запуск двигателя? Нужно ли ориентироваться на базовую норму расхода бензина?

Для автомобилей, работающих на газобаллонном оборудовании (ГБО) и газодизельном оборудовании (ГДО), в приложении к Нормам № 43 есть базовые линейные нормы расхода топлива. Заметим, что эти нормы установлены для тех авто, которые уже с конвейера завода-производителя оборудованы ГБО (ГДО). Установлены они:

— для бензиновых, дизельных автомобилей и автомобилей, работающих на сжатом (сжиженном) нефтяном газе, — в литрах на 100 км пробега (л/100 км);

— для автомобилей, работающих на сжатом природном газе, — в нормальных кубических метрах на 100 км (м3/100 км);

— для ГДО нормы расхода сжатого природного газа приведены в таблицах (в приложениях к Нормам № 43) в м3/100 км, а дизельного топлива — рядом в л/100 км.

При этом нормы расхода дизельного топлива обозначены индексом «д», приведенным после цифрового значения норм; сжиженного нефтяного газа — индексом «знг», а сжатого природного газа — «спг». Причем для ГБО в скобках указана норма при работе на бензине, для ГДО — на дизельном топливе.

Для автомобилей, оборудованных ГБО самостоятельно4, базовых норм расхода газа в Нормах № 43 нет. Например, для автомобиля марки Lexus GX470 с двигателем 4,7, с завода работающим на бензине, вы найдете только базовую норму расхода бензина — 16,2 л/100 км. Так что вам придется самостоятельно определить временную норму расхода газа по правилам, прописанным в п.п. 2.1.4 Норм № 43. На это обращает внимание и Мининфраструктуры (см. письма от 25.12.2015 г. № 14432/25/10-15 и от 26.02.2016 г. № 1928/25/10-16).

4 Об оформлении и учете расходов на установку на автомобиль газобаллонного оборудования см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 92, с. 35 и № 94, с. 18.

Как это сделать? Все очень просто — по переоборудованному автомобилю, работающемуна газовом топливе, взять его линейную норму расхода жидкого топлива (или норму жидкого топлива на выполнение транспортной работы) и откорректировать ее при помощи переводных коэффициентов:

1) бензин — сжатый природный газ (СПГ) — 1:1;

2) бензин — сжиженный нефтяной газ (СНГ) — 1:1,25 (для автомобилей с системой впрыскивания СНГ рекомендовано применять меньшие значения переводного коэффициента в соответствии с фактическими потребностями).

Расчет временной нормы для автомобиля, переоборудованного под ГБО, рассмотрим на примере.

Пример 1. Предприятие использует переоборудованный под ГБО автомобиль марки Lexus GX470 (бензин — сжиженный нефтяной газ). Базовая норма расхода бензина для этого автомобиля составляет (Hs, л/100 км) — 16,2 л/100 км.

Применив переводной коэффициент (1:1,25), получаем временную линейную норму расхода газа для автомобиля Lexus GX470 — 20,25 л/100 км (16,2 х 1,25).

Однако если вы оборудовали ГБО автомобиль новой марки (не имеющей базовой нормы бензина), то придется обратиться в ГосавтотрансНИИпроект и получить временную норму (подробнее об этом см. выше).

Что касается второго вопроса, то здесь, как поясняет Мининфраструктуры, по этой ситуации в Нормах № 43 есть прямое указание.

При работе автомобиля на сжиженном природном газе или на сжиженном нефтегазе, кроме норм расхода основного (газового) топлива, следует установить согласно п.п. 3.4.5 Норм № 43 и норму расхода дополнительного (жидкого) топлива на запуск автомобиля.

Норма расхода бензина на запуск работающего на газе авто устанавливается на каждый календарный день

А все потому, что напрямую зависит от фактической температуры воздуха окружающей среды. Устанавливать месячную норму расхода дополнительного топлива (без учета температурных условий) нельзя. Это Нормами № 43 не предусмотрено.

Пробеги автомобиля на газовом топливе и на бензине разделяются по показаниям одометра и указываются в путевых листах (или заменяющих их на предприятии документах).

К тому же при необходимости водитель может использовать бензин не только при запуске, но и во время движения, когда, скажем, газ закончился и нужно доехать до заправочной станции. Тогда он обязан зафиксировать в путевом листе (или заменяющем его на предприятии документе) показатели одометра на момент начала движения на бензине.

Как рассчитать дополнительную норму на запуск автомобиля, работающего на ГБО, рассмотрим на примере.

Пример 2. Базовая норма расхода бензина на автомобиль марки Lexus GX470 составляет 16,2 л/100 км. Температуру окружающей среды определяют по данным Гидрометцентра как среднее значение температур на начало и на конец движения автомобиля. Так, 14.03.2017 г. на начало движения температура воздуха составляла +1 0С, на конец движения — + 7 0С. Условия эксплуатации автомобиля требуют частых запусков и предусматривают поездки на небольшие расстояния.

1. Среднее значение температуры составляет: ((1 0С + 7 0С) : 2) = 8,5 0С.

2. Согласно п.п. 3.4.5 Норм № 43 такой температуре соответствует значение надбавки в размере до 1 %. Поскольку условия эксплуатации авто требуют частых запусков и предусматривают поездки на небольшие расстояния, принято максимальное значение надбавки 1 %.

З. Дополнительная норма потребления бензина на запуск двигателя марки Lexus GX470 на 14.03.2017 г. составляет: 16,2 л/100 км х 1 % = 0,162 л/100 км.

От себя добавим, что для авто, оборудованных ГБО, предусмотрена еще одна норма на дополнительный расход бензина на перемещение в зонах ТО и для текущего ремонта ( п.п. 3.4.6 Норм № 43). Она составляет 5 % от базовой нормы расхода бензина в расчете на месяц. Так, например, для автомобиля Lexus GX470 — 0,81 л в месяц (5 % х 16,2).

Как правило, такая добавка выделяется на тот месяц, в котором запланировано и будет проведено ТО автомобиля или текущий ремонт. А сам факт перемещения автомобиля в зонах ТО и ремонта должен быть документально подтвержден.

Перерасход ГСМ = «компенсирующие» НО

Как составить налоговую накладную (НН), чтобы начислить «компенсирующие» НО на перерасход ГСМ за месяц?

ГСМ, израсходованные сверх норм, считаются использованными в нехозяйственной деятельности. И отраженный налоговый кредит по таким ГСМ подлежит компенсации путем начисления налоговых обязательств по п. 198.5 НКУ. База обложения НДС — цена приобретения сверхнормативно израсходованных ГСМ ( п. 189.1 НКУ).

Для этого не позднее последнего дня отчетного (налогового) периода вы должны составить сводную НН с типом причины «13» «Складена у зв’язку з використанням виробничих або невиробничих засобів, інших товарів/послуг не в господарській діяльності» и условным ИНН «600000000000» ( п. 11 Порядка № 13075).

5 Порядок заполнения НН, утвержденный приказом Минфина от 31.12.2015 г. № 1307.

Напомним: при составлении сводной НН в графе «Зведена податкова накладна» сделайте пометку «X». В графе 2 распишите не номенклатуру, а номера и даты тех «входных» НН, по которым начисляем компенсирующие НО ( п.п. 1 п. 16 Порядка № 1307). И хотя эта оговорка дана только в части реквизитов НН, считаем, что если НК по ГСМ отражали на основании чеков РРО, то в гр. 2 следует указать номера и даты соответствующих чеков.

В гр. 10 указываем стоимость сверхнормативно израсходованного топлива, на которую начислены «компенсирующие» НО. В гр. 4 поставьте «грн.» (см. п.п. 3 п. 16 Порядка № 1307). Графы 3.1 — 3.3 (коды товаров/услуг), а также графы 5 — 9 и 11 сводной НН заполнять не надо.

Учет использования ГСМ

Как на основании данных путевых листов списать на расходы использованное при работе топливо?

Расходы отражаются в бухучете одновременно с уменьшением активов или увеличением обязательств ( п. 5 П(С)БУ 16 «Расходы»).

Для того чтобы правильно списать использованное топливо на расходы, вам необходимо определить фактический и нормативный расход ГСМ.

Фактический расход топлива рассчитывают исходя из пробега автомобиля и данных о расходе топлива. Все необходимые для этого расчета данные вы найдете в путевом листе (заменяющем его документе).

Определить фактическое количество топлива, израсходованного в течение смены (рейса), с учетом данных измерительных приборов автомобиля на момент окончания смены (рейса) можно по формуле:

Тф = ОТн + ЗТ - ОТк,

где Тф — фактическое количество израсходованного автомобилем топлива (рассчитывается по одному путевому листу);

ОТн — остаток топлива в бензобаке (в баллоне, если это газ) автомобиля на начало смены (рейса) (графа путевого листа «остаток горючего при выезде»);

ЗТ — количество топлива, залитого в бензобак (заправленного в баллон, если это газ) в течение смены (рейса) (графа путевого листа «выдано горючее»);

ОТк — остаток топлива в бензобаке (в баллоне, если это газ) автомобиля на конец смены (рейса) (графа путевого листа «остаток горючего при возвращении»).

Нормативный расход ГСМ, как мы уже сказали, определяют на основании данных путевых листов о фактическом пробеге автомобиля за смену (прочих раскрывающих операцию показателей работы автомобиля) с учетом норм расхода топлива (см. выше).

После чего следует сравнить фактическое количество израсходованного автомобилем топлива с нормативным расходом.

Фактический расход ГСМ в пределах нормативного следует списать с баланса по кредиту субсчета 203 в корреспонденции с дебетом счетов 15, 20, 23, 28, 91, 92, 93, 94.

Сумму превышения фактического расхода топлива над нормативным (перерасход) следует списать на субсчет 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Учтите: в дебет субсчета 947 придется списать и «компенсирующие» НО, начисленные на стоимость сверхнормативно израсходованного ГСМ ( п. 1.3 Инструкции по бухучету НДС, утвержденной приказом Минфина от 01.07.97 г. № 141).

«Налоговоприбыльные» ГСМ: все по бухучету

Нужно ли как-то корректировать бухгалтерский финрезультат при списании на расходы фактически использованного топлива при расчете налога на прибыль?

Весь фактический расход ГСМ формирует финрезультат для расчета налога на прибыль.

Для целей налога на прибыль НКУ на сегодняшний день не содержит каких-либо специальных правил или ограничений по сверхнормативным затратам ГСМ. Именно поэтому

при определении финансового результата для расчета налога на прибыль учитываются как стоимость ГСМ в пределах норм, так и сверхнормативный расход

При этом предприятиям-высокодоходникам корректировать свой финансовый результат до налогообложения на сумму сверхнормативных ГСМ не нужно. Ведь НКУ таких корректировок не требует. Это подтверждают и налоговики (см. письма ГФСУ от 09.06.2015 г. № 11999/6/99-99-19-01-01-15 и от 20.01.2017 г. № 1186/6/99-99-15-02-02-15).

Учет использования смазочных материалов

Как рассчитать нормативный расход моторного масла для автомобиля? В каком периоде списывать нормативный расход масла на расходы?

Расходы смазочных материалов напрямую зависят от количества использованного автомобилем горючего. Так, нормативы расхода смазочных материалов приведены в приложении В к Нормам № 43.

Стоит также заметить, что большинство используемых на сегодняшний день автомобилей не включено в приложение В к Нормам № 43. Для таких авто следует применять временные нормативы расхода смазочных материалов (см. таблицу).

Временные нормы расхода смазочных материалов

Вид масла

Дизельные и газодизельные грузовые авто и автобусы с полной массой свыше 3,5 т

Остальные автомобили и автобусы

Моторное, л/100 л (100 м3)

2,8

1,8

Трансмиссионное, л/100 л (100 м3)

0,4

0,15

Специальное, л/100 л (100 м3)

0,1

0,05

Пластичные смазки, кг/100 л (100 м3)

0,3

0,1

Внимание! Для авто, которые находятся в эксплуатации:

— не более 3 лет — временную норму уменьшают на 50 %;

— более 8 лет/или с пробегом свыше 150 тыс. км — увеличивают на 20 %.

И в первом, и во втором случае нормативный расход смазочных материалов рассчитывается по формуле:

Qмасла = Qнорм х Qтоп : 100,

где Qмасла — нормативный расход масла, л;

Qнорм — норма расхода масла на 100 л (100 м3) израсходованного топлива;

Qтоп — нормативный расход топлива исходя из фактического пробега автомобиля, л (м3)..

Учтите! Рассчитанный норматив расхода смазочных материалов включает в себя:

1) замену смазочных материалов6 во время технического обслуживания (ТО),

6 О порядке учета и утилизации отработанных масел см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 65, с. 7.

2) периодическое их добавление в процессе эксплуатации между заменами.

Как рассчитать норму расхода для замены масла в двигателе, рассмотрим на примере.

Пример 3. По регламенту проведения ТО (с учетом рекомендаций производителя) замена масла на автомобиле марки Lexus GX470 (2015 года выпуска) необходима каждые 10000 км. Нормативный расход горючего (с учетом базовой линейной нормы) на этот пробег — 1620 л (16,2 л/100 км х 10000 км). Приказом руководителя временная норма расхода моторного масла для этого авто утверждена на уровне 0,9 л в расчете на 100 л израсходованного горючего.

Таким образом, нормативный расход моторного масла от замены до замены: 0,9 л х 1620 л : 100 л = 14,58 л. То есть это максимально возможное количество моторного масла, которое можно списать на работу такого автомобиля в течение выполнения им пробега в 10000 км. Для замены масла в картере двигателя, как правило, требуется 6,4 — 6,8 л масла. Остальные 7,78 л (14,58 - 6,8) водитель может добавлять по мере необходимости.

Когда списать стоимость масла на расходы?

Стоимость масла списывают на расходы непосредственно в том периоде, когда его заливают в автомобиль.

Ведь списывать запасы на расходы нужно именно в момент их выбытия, в нашем случае — для использования в собственной хозяйственной деятельности ( п. 16 П(С)БУ 9 «Запасы»).

При таком заливе следует учитывать объемы масла, указанные в техническом паспорте на автомобиль. В дальнейшем объемы доливаемого масла списываются в соответствии с отчетами водителей.

Однако учтите: если у вас фактический расход масла окажется меньше нормативного (допустим, доливать масло до очередной его замены не понадобилось), то на расходы следует относить только фактический расход масла. Остаток, недотянувший до нормативного расхода масла, на расходы списывать нельзя.

Если при этом вы уложились с лихвой в норму расхода масла, то вам уж точно не придется начислять «компенсирующие» НО по НДС.

Уверены, что теперь вы без проблем справитесь с учетом списания топлива, эксплуатируя как несколько автомобилей, так и целый автопарк. Здесь по-прежнему для НДС-учета главное — вписаться в нормы.

выводы

  • Расход ГСМ как в пределах норм, так и сверхнормативный по бухправилам списывается на расходы и не предполагает корректировать финрезультат для налога на прибыль.
  • В НДС-учете на стоимость сверхнормативно израсходованных ГСМ придется начислить «компенсирующие» НО.
  • Для списания ГСМ на работу автомобилей предприятие может использовать путевые листы.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить