Темы статей
Выбрать темы

Работаем без РРО: кто и как

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Работа с РРО несет с собой кучу всевозможных неудобств и неприятностей для субъектов, которые обязаны их использовать. Но сегодняшнюю статью мы адресуем тем счастливчикам, которых «минует лихая доля сия».

Для начала коротко напомним о тех субъектах хозяйствования/видах деятельности, которые могут работать/осуществляться без РРО. После чего расскажем о некоторых изменениях, произошедших не так давно в «безРРОшной» области.

Кто и когда вправе не применять РРО?

Во-первых, ориентируясь на ст. 3 Закона об РРО* «от противного», получаем, что точно РРО не нужен тем субъектам хозяйствования, которые не осуществляют расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также не проводят операции по приему наличности для дальнейшего ее перевода.

* Закон Украины от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Из этого следует, что те хозсубъекты, которые при проведении расчетов не имеют дела с «налом» или с перечисленными в скобках видами безнала (а также не принимают «нал» для его перевода), РРО могут не применять.

Кроме того, РРО не должен применяться и при расчетах по внереализационным операциям (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 17, с. 4). Правда, сейчас из текста нового Положения о ведении кассовых операций в валюте Украины, утвержденного постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 г. № 148,

убрали термин «внереализационные операции», но, видимо, как ориентир для «безРРОшных» целей это определение проверяющие будут использовать и в дальнейшем

Проблемы здесь на практике могут возникать при проведении безналичных расчетов с применением платежных карточек. Традиционно ст. 3 в этой части трактуется не очень широко: в ней речь идет только о расчетах карточками через платежный терминал или когда расчет карточкой производится посредством так называемого интернет-эквайринга (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 63, с. 5). И только в этих случаях при расчетах карточками нужно применять РРО.

Но фискалы иногда подходят к этой проблеме формально и пытаются «шантажировать» на предмет РРО получателей средств за продажу товаров/услуг (особенно интернет-магазины) и в других случаях с карточной оплатой, а также в случаях с оплатой через платежные интернет-системы и т. п. ( «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 44, с. 22). И даже — через «интернет-банкинг» (см. БЗ 109.02).

Заметим, что зачастую фискалы незаконно требуют применения РРО при торговле в кредит и даже при бесплатном отпуске товаров (например, аптеками по рецептам). Считаем такой подход незаконным по причине отсутствия расчетной операции как таковой (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 44, с. 11).

Во-вторых, освобождения от РРО приведены также в ст. 9 и 10 Закона об РРО. При этом ст. 9 освобождает «намертво». А вот хозсубъекты, подпадающие «под» Перечень № 1336**, который издан на основании ст. 10, должны вместо РРО применять расчетные книжки (РК) и книги учета расчетных операций (КУРО).

** Утвержден постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336.

Теперь чуть подробнее об этих освобождениях.

Без применения РК и КУРО

Операции, которые перечислены в ст. 9 Закона об РРО, можно проводить не только без РРО, но и без применения РК (и КУРО). Весь перечень таких операций приводить не будем (найдете его в спецвыпуске «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 24, с. 5), отметим только самые распространенные.

Это, в частности:

— торговля продукцией собственного производства, кроме технически сложных бытовых товаров (ТСБТ), подлежащих гарантийному ремонту, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, кроме предприятий торговли и общепита, в случае проведения расчетов в их кассах с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных уполномоченным лицом соответствующего субъекта хозяйствования. По формальным признакам эта норма не распространяется и на физлиц-предпринимателей (ФЛП). Продукцией собственного производства для РРО-целей следует считать продукцию, которая производится и реализуется предприятием в едином технологическом процессе с использованием собственной или наемной рабочей силы (см. обзорное письмо ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14083/7/23-7017/572);

— продажа товаров (кроме ТСБТ) и предоставление услуг ФЛП-единщиками, которые в соответствии с НКУ не применяют РРО (но с ними не так все гладко — см. ниже).

В отношении вышеупомянутых ТСБТ, реализация которых невозможна без РРО, напомним, что соответствующий Перечень утвержден постановлением КМУ от 16.03.2017 г. № 231 (ср. ). Этот документ вышел довольно емкий и содержит массу позиций, в том числе трактора, детские велосипеды, игрушки на радиоуправлении и еще много чего разного (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 31, с. 9).

Что касается ФЛП-единщиков, то в соответствии с п. 296.10 НКУ они могут не применять РРО, если объем их дохода в течение календарного года не превышает 1 млн грн. В случае же его превышения — обязаны начать применять РРО с 1 месяца квартала, следующего за тем, в котором превышен предельный миллион.

Этот объем не важен для ФЛП-единщиков, торгующих ТСБТ, им РРО «на роду написан»

Кроме того, после недавнего обновления Перечня № 1336 фискалы считают, что независимо от объема дохода ФЛП-единщики должны также применять РРО при реализации разрешенных им к продаже видов подакцизных товаров (в том числе пива в бутылках и металлических банках). Мы еще вернемся к этому ниже.

Заметим, что ст. 9 Закона об РРО содержит еще ряд других операций (продажи всяческих билетов*, газет/журналов и проч.). Они менее распространенные, поэтому мы их специально не упомянули. Но среди них все-таки хотим обратить ваше внимание еще на фигурирующие в п. 12 этой статьи операции:

* О неприменении РРО при продаже билетов на разные виды транспорта читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 19, с. 32, № 21, с. 22.

если в месте получения товаров (предоставления услуг) операции с расчетами в наличной форме не осуществляются (оптовая торговля и т. п.)

Считаем, что этот пункт может пригодиться (хотя бы в суде), если у вас возникнут «РРО-споры» с фискалами по ситуациям, когда в месте получения товаров/предоставления услуг расчет в наличной форме не осуществлялся. Хотя в некоторых ситуациях (типа продажи в кредит) как аргумент может и не сработать…

С применением РК и КУРО

Статья 10 Закона об РРО предписывает КМУ установить перечень видов деятельности в сфере торговли, общепита и услуг, когда можно работать без РРО, но с использованием РК и КУРО, а также предельный размер годового дохода хозсубъекта для этих случаев. Уже с давних пор во исполнение этой нормы действует упоминавшийся выше Перечень № 1336.

Заметим, что не так давно и сам Перечень № 1336, и утвердившее его постановление КМУ от 23.08.2000 г. № 1336 (далее — постановление № 1336) были обновлены. Изменения в них внесли постановлением КМУ от 18.12.2017 г. № 984, и почти все они начали применяться уже с 20 декабря 2017 года.

Поэтому далее мы больше сосредоточимся на изменениях, проведенных (и которые еще будут проведены) в этих документах.

Изменения в постановлении № 1336. В п. 2 этого постановления, напомним, установлены предельные размеры годового объема расчетных операций, до достижения которых применять РРО не обязательно (при условии использования РК и КУРО). Если субъект хозяйствования превысил такой предел, он обязан осуществлять расчеты с использованием РРО. Эти предельные размеры были с 20.12.2017 г. увеличены, что вполне разумно в свете имевшей место инфляции.

Теперь такие пределы составляют:

— для форм и условий проведения деятельности, определенных в пп. 2, 3, 5, 6, 13, 14, 17, 22, 23, 27 Перечня № 1336, — 500 тыс. грн. на одного субъекта хозяйствования (было — 200 тыс. грн.);

— для форм и условий проведения деятельности, определенных в пп. 4 и 7, — 250 тыс. грн. на одно структурное (обособленное) подразделение (пункт продажи товаров (предоставления услуг) (было — 75 тыс. грн.).

Для остальных форм и условий проведения деятельности предельный размер годового объема расчетных операций не устанавливается

Тут есть вопрос: как понимать годовой период для целей исчисления этих предельных объемов? Налоговики обычно настаивают, что это — не календарный год, а любые последовательные 12 месяцев, хотя ряд судебных решений говорят об обратном (читайте подробнее в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 24, с. 14).

Важно! В настоящее время действие постановления № 1336 не распространяется на субъектов хозяйствования, осуществляющих розничную торговлю подакцизными товарами.

Кроме того, постановление № 1336 теперь говорит о приоритете п. 296.10 НКУ: превышение ФЛП-единщиком 2 и 3 групп в течение календарного года дохода 1 млн грн. независимо от вида деятельности требует применения РРО. Напомним, что налоговики и ранее настаивали на том, что ФЛП-единщик, превысивший однажды миллион, должен всю оставшуюся жизнь на ЕН применять именно РРО (а не РК) — независимо от того, попадают ли его виды деятельности в Перечень № 1336 (это раньше звучало в письме ГФСУ от 27.05.2016 г. № 5586/Н/99-99-14-05-01-14, а также в БЗ 109.02, 109.03). Теперь для такого подхода есть все основания…

Изменения в Перечне № 1336. Начнем с его п. 1, т. е. продолжим разговор о ФЛП-единщиках. Ранее этот пункт разрешал им при наличии РК и КУРО проводить розничную торговлю продовольственными товарами и помимо этого — пивом в бутылках и банках (кроме других подакцизных товаров). Теперь пиво из этой нормы убрали плюс, как мы уже упомянули, в самом постановлении № 1336 оговорили, что оно не распространяется на подакцизные товары.

Кстати, вообще непонятно, что в этом Перечне всю жизнь делают ФЛП-единщики, которых ст. 9 Закона об РРО прямо освобождает не только от РРО, но и от РК/КУРО?!.

Однако это беззаконие с давних пор как-то устаканилось (поэтому принимаем как данность), но теперь его «усовершенствовали»:

ФЛП-единщики обязаны с РК и КУРО торговать в розницу продовольственными товарами, кроме подакцизных

Из-за чего формально выходит, что единщики, не достигнувшие миллиона, могут торговать дозволенным им подакцизом (пивом, столовыми винами, ГСМ), не применяя ни РРО, ни РК/КУРО?.. Ведь они освобождены от РРО (и РК/КУРО!) согласно ст. 9 (а не 10!) Закона об РРО, в которой оговорка для единщиков касается лишь продажи ТСБТ. А сам Перечень № 1336 вообще не может расширять (или сужать) сферу применения РРО для ФЛП-единщиков!

Так-то оно так, однако алколицензия выдается на РРО/КУРО, так что формально проблемы здесь могут возникать именно в связи с лицензией. А неформально?..

Кстати, заметим, что харьковские областные налоговики, комментируя данные изменения, указали, что на ФЛП-единщиков правила применения РРО по Перечню № 1336 не распространяются, так как для них п. 296.10 НКУ устанавливает отдельные правила применения РРО*.

* http://kh.sfs.gov.ua/media-ark/news-ark/321090.html.

Однако ГФСУ придерживается другого мнения: ФЛП-единщики второй и третьей групп обязаны применять РРО не только в случаях превышения миллиона или продажи ТСБТ, но еще и при розничной торговле подакцизными товарами, в том числе и пивом в бутылках и банках (см. БЗ 109.04)! Кстати, заметим, что под такую фомулировку можно втянуть не только алкогольные пиво и столовые вина, но и подакцизные ГСМ (до 20 л), разрешенные единщикам к реализации…

Думаем, при действующей нормативной базе смелые ФЛП-единщики, торгующие без РРО подакцизом (с общим доходом до 1 млн грн.), если их попытаются штрафовать не за «алколицензионные», а за РРОшные нарушения, могут и посудиться с фискалами…

Теперь о других изменениях в Перечне № 1336. Остановимся для начала на пп. 9 и 10. Изменения в них смахивают, скорее, на косметические.

В п. 9 оговорили исключение для продажи вообще любых подакцизных товаров (хотя это уже и в самом постановлении № 1336 прописано), до этого можно было торговать табачными изделиями.

В п. 10 убрали возможность продавать без РРО билеты на междугородный автотранспорт и отменили «ретро»-фразу о продаже телефонных карточек для таксофонов.

Идем дальше. Пункт 11 «подрихтовали» посерьезнее: во-первых, ряд перечисленных там услуг раньше можно было предоставлять только на дому. Теперь такое ограничение убрали. Кроме того, оттуда убрали и привязку к перечню работ, устанавливаемому Минэкономики и ГФСУ. Однако теперь этот пункт касается только ФЛП, не имеющих наемных работников (раньше сюда попадали и подразделения предприятий, и ФЛП с 1-2 наемниками).

Пункт 16 из Перечня исключили вообще — там были услуги носильщиков на вокзалах и в портах по доставке багажа пассажиров. Непонятно, чем они кому мешали? Теперь, видимо, главный лозунг дня: «каждому носильщику — по РРО!» ☺

Пункт 18 тоже был исключен (видимо, также по причине «ретро») — в нем фигурировала реализация билетов гослотерей.

Изменения с 20.06.2018 г. Еще несколько изменений — в п. 8 и п. 15 Перечня № 1336должно быть внесено только с 20.06.2018 г.

В п. 8 с упомянутой даты перечень товаров, продаваемых в селах на почтовых отделениях, должен будет устанавливать КМУ (до этого должен оставаться легитимным перечень, установленный приказом Мининфраструктуры от 21.11.2014 г. № 590).

В п. 15 — аналогично перечень товаров, реализуемых в салонах железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта, тоже с 20 июня должен устанавливаться КМУ (до этой даты, видимо, будет продолжать применяться перечень, утвержденный приказом Минтранса от 18.02.2004 г. № 105).

выводы

  • РРО могут не применять субъекты хозяйствования, которые не осуществляют расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.), или когда расчеты производятся по внереализационным операциям. А также субъекты, освобожденные от применения РРО согласно. ст. 9 и 10 Закона об РРО.
  • Статья 9 Закона об РРО содержит перечень операций, по которым не нужно применять ни РРО, ни РК с КУРО. Это, в частности, торговля продукцией собственного производства (кроме ТСБТ) с расчетами в кассе и ряд других.
  • С 20.12.2017 г. были внесены изменения в Перечень отдельных видов деятельности, позволяющий вместо РРО применять РК и КУРО. Из него был исключен ряд видов деятельности (в частности, продажа табачных изделий предприятиями почтовой связи, билетов на международные автоперевозки, услуги носильщиков и т. д.).
  • После этих изменений ГФСУ считает, что ФЛП-единщики должны применять РРО при розничной продаже любых подакцизных товаров.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше