Разбили авто, взятое в лизинг: что в учете?

В избранном В избранное
Печать
Ольховик Ольга, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Февраль, 2018/№ 15
К сожалению, дорожно-транспортные происшествия на наших дорогах — не редкость. Большая удача, если в результате такого происшествия пострадал только автомобиль. Пусть даже он разбит вдребезги и восстановлению не подлежит. Вот о такой аварии, в результате которой автомобиль, находящийся в финансовом лизинге, полностью уничтожен, а точнее, о ее учетных последствиях для лизингополучателя, мы сегодня и поговорим.

Но вначале скажем пару слов о правовой сущности финансового лизинга и об основных правилах учета основных средств (ОС), полученных в финлизинг.

О финлизинге — в двух словах

Финансовый лизинг — вид гражданско-правовых отношений, возникающих из договора финансового лизинга (ч. 1 ст. 1 Закона № 723*).

* Закон Украины «О финансовом лизинге» от 16.12.97 г. № 723/97-ВР.

По договору финлизинга лизингодатель обязуется (ч. 2 ст. 1 Закона № 723):

1) приобрести в собственность вещь у продавца (поставщика) в соответствии с установленными лизингополучателем спецификациями и условиями;

2) передать ее в пользование лизингополучателю на установленный срок не менее 1 года за установленную плату.

Обратите внимание:

передаваемая по договору финлизинга вещь остается в собственности лизингодателя, а лизингополучатель получает ее во владение и пользование

В то же время в договоре финлизинга может быть предусмотрено условие о переходе права собственности на предмет лизинга лизингополучателю. Также с этой целью может быть заключен и отдельный договор купли-продажи.

С момента передачи предмета лизинга во владение лизингополучателю риск его случайного уничтожения или повреждения тоже переходит к лизингополучателю, если иное не установлено договором (ч. 1 ст. 13 Закона № 723).

Заметьте: предмет лизинга и/или риски, связанные с выполнением финлизинговых договоров, подлежат страхованию, если это установлено законом или договором (ч. 2 ст. 13 Закона № 723). А о порче имущества лизингодателя следует уведомить письменно (п.п. 5 ч. 2 ст. 11 Закона № 723).

Подробнее о правовых «тонкостях» финлизинга можно прочитать в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 94, с. 60. Здесь же мы добавим только, что вещью, передаваемой по договору финлизинга, может быть только ОС (ст. 3 Закона № 723, ч. 1 ст. 807 ГКУ, ч. 3 ст. 292 ХКУ), и перейдем к порядку их учета у лизингополучателя.

Согласно п. 5 П(С)БУ 14 «Аренда»

полученный в финансовую аренду актив признается одновременно активом и обязательством

И в этом нет ничего странного. Ведь при получении «лизингового» ОС одновременно выполняются критерии как для признания актива (лизингополучатель получает контролируемый ресурс, использование которого предполагаемо приведет к увеличению экономических выгод), так и для признания обязательств (у лизингополучателя возникает задолженность перед лизингодателем, погашение которой эти выгоды уменьшит).

Полученное в финлизинг ОС подлежит амортизации, которая начисляется арендатором в течение периода его ожидаемого использования (п. 7 П(С)БУ 14).

Вот, наверное, и все, о чем следовало упомянуть, прежде чем перейти к интересующему нас учету результатов аварии автомобиля, взятого в финлизинг.

Бухгалтерский учет

Памятуя о том, что полученный в финлизинг автомобиль числится в составе ОС лизингополучателя, несложно ответить на вопрос: что делать с этим автомобилем, если он уничтожен?

То же самое, что делают с любым другим непригодным ОС, — его необходимо списать. Ведь использование полностью разбитого автомобиля невозможно, а значит, ни о каких экономических выгодах от такого использования речи быть не может. То есть

разбитое авто не соответствует критериям признания активом из п. 6 П(С)БУ 7 «Основные средства»

А согласно п. 33 П(С)БУ 7 объект ОС, не соответствующий критериям признания активом, подлежит списанию с баланса.

Подтверждает необходимость списания разбитого авто и п. 40 Методрекомендаций № 561*, согласно которому объект ОС перестает признаваться активом, в частности, вследствие окончательной порчи.

* Методрекомендации по бухучету ОС, утвержденные приказом Минфина от 30.09.2003 г. № 561.

Заметьте:

в случае списания ОС, выбывающих в результате аварии, к акту на списание должна быть приложена копия акта аварии (п. 42 Методрекомендаций № 561)

В то же время сомнительно, что ликвидация аварийного авто окажется совсем безотходной. Как бы серьезно ни был поврежден автомобиль, наверняка найдутся уцелевшие детали, обломки, которые чего-то да стоят. Ну хотя бы даже железо, которое может быть сдано на металлолом.

Напомним: детали, узлы, агрегаты и прочие материалы, полученные при демонтаже или разборке ликвидируемых ОС, приходуют с признанием прочего дохода (субсчет 746 «Прочие доходы») и зачислением на счета учета материальных запасов (п. 44 Методрекомендаций № 561).

Если планируется, что такие отходы будут использованы на предприятии как материалы или запасные части, их учитывают на субсчете 201 «Сырье и материалы» или 207 «Запасные части» в оценке их возможного использования. Если же их использование на предприятии не планируется — тогда на субсчете 209 «Прочие материалы» по чистой стоимости реализации (п. 2.13 Методрекомендаций по бухучету запасов, утвержденных приказом Минфина от 10.01.2007 г. № 2).

Достаточно часто по условиям договора финлизинга обломки автомобиля возвращаются лизингодателю. Их стоимость в таком случае оценит страховая компания. Именно по этой оценочной стоимости они и будут зачислены на баланс лизингополучателя.

А что делать с обязательствами перед лизингодателем, которые на дату аварии еще не погашены?

Тут все зависит от того, что предусмотрено в договорах финлизинга и страхования.

Если согласно договорам страховое возмещение поступает лизингополучателю (что в его учете отразится проводками: Дт 377 (375) — Кт 746 (на дату аварии), Дт 311 — Кт 377 (375) (на дату получения возмещения)), то эти обязательства будут погашены за счет такого страхового возмещения.

Если же возмещение получает лизингодатель, то сумму не подлежащих погашению обязательств следует включить в состав дохода отчетного периода (п. 5 П(С)БУ 11 «Обязательства»): Дт 531, 611 — Кт 746 (на дату аварии). При этом учтите: сумма полученного лизингодателем страхового возмещения может превышать задолженность лизингополучателя за уничтоженный автомобиль. В таком случае лизингодатель перечислит сумму этого превышения лизингополучателю. В учете лизингополучателя это отразится точно такими же проводками, как и возмещение, полученное от страховой компании: Дт 377 — Кт 746 (на дату аварии), Дт 311 — Кт 377 (на дату получения возмещения).

Налоговый учет

Налог на прибыль. Высокодоходники и малодоходники, добровольно корректирующие бухгалтерский финрезультат на разницы из разд. III НКУ, при определении объекта налогообложения:

1) увеличивают финансовый результат до налогообложения на остаточную стоимость ликвидированного автомобиля, рассчитанную согласно П(С)БУ (абзац четвертый п. 138.1 НКУ);

2) уменьшают его на остаточную стоимость ликвидированного автомобиля, рассчитанную согласно ст. 138 НКУ (абзац третий п. 138.2 НКУ).

Все остальные бухгалтерские доходы и расходы, возникающие в результате аварии «финлизингового» автомобиля (перечисленные в предыдущем разделе), попадут в налоговоприбыльный учет без каких-либо корректировок.

НДС. Помните: п. 189.9 НКУ требует начислить налоговые обязательства (НО) по НДС при ликвидации ОС по самостоятельному решению плательщика налогов. Однако если плательщик подаст в контролирующий орган соответствующий документ об уничтожении, разборке ОС, то НО можно не начислять (абзац второй п. 189.9 НКУ). Причем, по мнению налоговиков, для этих целей подходит только документ, выданный компетентным органом. А вот составленный плательщиком акт по форме № ОЗ-3 они таким соответствующим документом не признают (см. письма ГФСУ от 13.07.2017 г. № 1179/6/99-99-15-03-02-15/ІПК // «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 89, с. 2, от 03.05.2017 г. № 52/6/99-99-15-03-02-15/ІПК // «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 41, с. 2, от 02.03.2017 г. № 4338/6/99-99-15-03-02-15 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 31, с. 5). Благо, что в нашей «аварийной» ситуации документ, выданный компетентным органом (акт аварии), обеспечен.

Учтите:

начислять условные «компенсирующие» НО на остаточную стоимость разбитого автомобиля не нужно

Объясняется это тем, что норма п. 198.5 НКУ, требующая начислить НО на остаточную стоимость необоротного актива, использующегося в нехозяйственной деятельности, на операции, подпадающие под действие п. 189.9 НКУ, не распространяется. Об этом прямо сказано в п.п. «г» п. 198.5 НКУ.

На операции по оприходованию материальных ценностей, полученных в результате ликвидации необоротного актива, НО по НДС тоже не начисляются (п. 189.10 НКУ). А вот передача таких ценностей лизингополучателю приравнивается к их поставке (п.п. «а» п.п. 14.1.191 НКУ).

Пример. В результате аварии автомобиль, полученный в финансовый лизинг, разбит и восстановлению не подлежит. Балансовая стоимость автомобиля на конец месяца, в котором произошла авария, — 720 тыс. грн. Сумма начисленной амортизации на эту же дату — 210 тыс. грн. Сумма непогашенных лизинговых платежей — 380 тыс. грн. (в том числе текущая задолженность — 130 тыс. грн.). По договору лизинга все автомобильные обломки в случае аварии возвращаются лизингодателю. Страховая компания оценила их в 25 тыс. грн. (без НДС). От лизингодателя получена разница между суммой страхового возмещения и суммой задолженности в размере 85 тыс. грн. В целях налогообложения лизинг признан финансовым.

Как отразить эти хозяйственные операции в бухгалтерском учете лизингополучателя, покажем в таблице.

Учет результатов аварии у лизингополучателя

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Дт

Кт

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Списана сумма начисленной амортизации автомобиля

131

105

210000

2

Списана балансовая стоимость автомобиля

976

105

720000

3

Оприходованы автомобильные обломки

209

746

25000

4

Отражена передача обломков лизингодателю

377

712

30000

5

Начислены НО по НДС

712

641/НДС

5000

6

Списана себестоимость переданных обломков

943

209

25000

7

Отражен взаимозачет задолженностей

611

377

30000

8

Отражены в составе доходов:

— непогашенная текущая задолженность

611

746

100000

— непогашенная долгосрочная задолженность

531

746

250000

— разница между суммой страхового возмещения и непогашенными лизинговыми платежами

377

746

85000

9

Получена от лизингодателя разница между суммой лизинговых платежей и непогашенными лизинговыми платежами

311

377

85000

10

Отражены в финансовых результатах:

— балансовая стоимость автомобиля

793

976

720000

— стоимость оприходованных автомобильных обломков

746

793

25000

— доход от передачи запасов лизингодателю

712

791

25000

— расходы от передачи запасов лизингодателю

791

943

25000

— доход от списания непогашенной кредиторской задолженности

746

793

350000

— доход в виде разницы между суммой страхового возмещения и непогашенными лизинговыми платежами

746

793

85000

выводы

  • Разбитый в результате аварии автомобиль подлежит списанию с баланса.
  • Запасы, полученные в результате ликвидации аварийного автомобиля, приходуют на баланс с признанием прочего дохода.
  • Сумма страхового возмещения, полученная лизингополучателем, а также сумма обязательств перед лизингодателем, не подлежащая погашению, — прочий доход лизингополучателя.
  • При ликвидации аварийного автомобиля НО по НДС согласно п. 189.9 НКУ, а также согласно п. 198.5 НКУ не начисляют. При этом не забудьте подать в налоговую в числе «ликвидационных» документов акт аварии.
  • Если в целях налогообложения лизинг признан финансовым, операция по передаче лизингодателю активов, оприходованных в результате ликвидации автомобиля, подлежит обложению НДС.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить