Темы статей
Выбрать темы

Основные средства: сами решили, сами ликвидировали

Адамович Наталия, налоговый эксперт
Когда объект ОС «отжил» свой срок, возникает вопрос о его ликвидации. Как же все-таки отразить «самоликвидационные» мероприятия в бухгалтерском и налоговом учете? К счастью, недавно Минфин четко обозначил НДС-последствия такой операции (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 65, с. 3). Поспешим ликвидацию объекта ОС по собственному желанию закрепить в учете в русле последних минфиновских пояснений.

Если вы задумали ликвидировать объект ОС (!), не спутайте эту операцию с обычным выводом из эксплуатации объекта ОС, запланированного для продажи. Его не ликвидируем, а только переводим в состав необоротных активов, содержащихся для продажи.

Нет оснований для ликвидации (списания) объекта ОС и в том случае, когда он полностью самортизирован и его остаточная амортизируемая стоимость достигла нуля. Если такой объект не утратил своих первоначальных качеств и вполне пригоден к эксплуатации, то продолжаем его использовать (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 50, с. 4, 2016, № 57, с. 32).

Ликвидируют объект ОС (списывают с баланса), если по каким-либо причинам он не соответствует критериям признания активом (п. 33 П(С)БУ 7 «Основные средства»). Как правило, это происходит, когда такой объект полностью теряет свои первоначальные качества (вследствие физического и морального износа либо прошедших событий), восстановление которых не представляется возможным или целесообразным. При ликвидации объект ОС подлежит уничтожению, разборке или преобразованиею в иной объект ОС.

Бухгалтерский учет

Документируем ликвидацию. Любую операцию в бухучете нужно правильно оформить документально. Ликвидация объекта ОС — не исключение.

Под контроль ликвидацию объекта ОС берет постоянно действующая комиссия, утвержденная руководителем или собранная им непосредственно под операцию ликвидации (п. 41 Методрекомендаций № 5611). В ее состав могут входить: главный инженер или заместитель руководителя предприятия (председатель комиссии), начальник соответствующего структурного подразделения, главный бухгалтер или его заместитель, а также лицо, на которое возложена ответственность за сохранность ОС.

1 Методические рекомендации по бухучету основных средств, утвержденные приказом Минфина от 30.09.2003 г. № 561.

Комиссия производит осмотр объекта, подлежащего списанию, устанавливает его непригодность к восстановлению и дальнейшему использованию, конкретные причины списания объекта, определяет возможность использования отдельных узлов, деталей и материалов, которые могут быть получены от разборки (ликвидации) объекта, а также производит их оценку.

Результаты работы комиссии оформляют Актом списания основных средств (форма № ОЗ-3) или Актом на списание автотранспортных средств (форма № ОЗ-4)2.

2 Утверждены приказом Минстата от 29.12.95 г. № 352.

Можно воспользоваться более адаптированными к сегодняшним реалиям типовым формам по учету и списанию ОС субъектами госсектора3. Несмотря на то что они разработаны, в частности, для бюджетных организаций, ничто не мешает использовать их и всем остальным.

3 Утверждены приказом Минфина от 13.09.2016 г. № 818 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 91, с. 16).

Хотя Акт на списание предприятие вправе разработать и самостоятельно. Главное, чтобы он содержал все обязательные реквизиты первичного документа из ст. 9 Закона о бухучете4, а также

4 Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 19.07.99 г. № 996-XIV.

позволял идентифицировать операцию по ликвидации — подтверждал невозможность дальнейшего использования ОС после уничтожения, разборки или преобразования

Записывают в акт и результаты ликвидации объекта: стоимость полученных в результате разборки объекта и оприходованных ТМЦ либо запись, что ТМЦ, пригодные для дальнейшего использования, не обнаружены.

Другими словами, акт должен подтверждать, что объект действительно непригоден для последующей эксплуатации, не подлежит ремонту и уничтожен или разобран, а не просто использован для каких-то других целей.

Акт составляют в двух экземплярах. Их подписывают члены комиссии, главный бухгалтер и утверждает руководитель предприятия. При этом первый экземпляр акта передают в бухгалтерию, а второй остается у лица, ответственного за сохранность ОС, и является основанием для передачи на склад запасных частей, оставшихся после ликвидации, а также различных материалов, комплектующих, составных частей и других отходов.

К актам списания основных средств необходимо приложить инвентарную карточку учета основных средств, в которой делают соответствующие записи о выбытии.

Пока руководитель предприятия не утвердит акт, демонтаж (разборка, уничтожение) ликвидируемых объектов ОС не допускается

Это следует из п. 43 Методрекомендаций № 561. Поэтому, прежде чем списать объект ОС, внимательно проверьте наличие всех необходимых документов.

К слову, помимо уже упомянутой документации, в отдельных случаях могут также понадобиться:

— разрешительные документы на разборку — при ликвидации некоторых зданий, сооружений, объектов повышенной опасности, имущества бюджетных организаций и предприятий, в уставном фонде которых государству принадлежит более 50 %;

акт о техническом состоянии объекта — при ликвидации технически сложных объектов ОС;

— другие документы (акты выполненных работ, сметы расходов, акты приема-передачи, накладные и т. п.), подтверждающие факт ликвидации (демонтажа) объекта, — если к этой процедуре привлекались сторонние организации;

— письма и другие пояснения от контрагентов — если ликвидация происходит в силу обстоятельств, вызванных действиями контрагентов.

Учитываем ликвидацию. На ликвидируемый объект ОС прекращают начислять амортизацию со следующего месяца после месяца вывода объекта ОС из эксплуатации (п. 29 П(С)БУ 7). Так что в месяце ликвидации амортизация еще должна быть начислена.

Другое дело, если по ликвидированному объекту ОС вы применяли производственный метод. В таком случае амортизацию не начисляют уже с даты, следующей за датой выбытия объекта ОС.

При списании самоликвидируемого объекта ОС его остаточную стоимость относят в состав прочих расходов того отчетного периода, в котором произошло выбытие (п. 29 П(С)БУ 16 «Расходы»). Для этого используем субсчет 976 «Списание необоротных активов». Не забудьте при определении остаточной стоимости учесть и сумму амортизации, начисленную в месяце выбытия объекта в полном объеме (или при производственном методе — ее часть до даты списания).

Списание объекта ОС отражают в бухгалтерском учете следующими записями:

— (Дт 131 — Кт 10) на сумму износа ликвидируемого объекта ОС;

— (Дт 976 — Кт 10) на остаточную стоимость объекта ОС.

Что касается расходов, связанных с демонтажем объекта ОС (зарплата работников, отчисления на соцмероприятия, услуги сторонних организаций), то их также отражают по дебету субсчета 976 (п. 40 Методрекомендаций № 25, Инструкция № 2916).

5 Методические рекомендации по учету запасов, утвержденные приказом Минфина от 10.01.2007 г. № 2.

6 Инструкция о применении Плана счетов…, утвержденная приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291.

Ликвидируем переоцененное ОС. Напомним: согласно п. 19 П(С)БУ 7 увеличение стоимости ОС (дооценку) отражаем в бухучете увеличением капитала в дооценках (через субсчет 411 «Дооценка (уценка) основных средств»). Так вот, при ликвидации переоцененных объектов ОС оставшуюся не списанной дооценку такого ОС включаем в состав нераспределенной прибыли с одновременным уменьшением капитала в дооценках (отражаем проводкой Дт 411 — Кт 441, т. е. финрезультат не затрагиваем). А оставшуюся балансовую (остаточную) стоимость объекта ОС списываем в расходы проводкой Дт 976 — Кт 10 с учетом суммы дооценки. В обратном случае (когда суммы уценки больше, чем суммы дооценки, или же имела место только уценка ОС) субсчет 441 не задействован. Поскольку сумма уценки уже «сыграла» в текущих расходах в периоде ее проведения (Дт 975 — Кт 10).

Приходуем ТМЦ. Оставшиеся после ликвидации (разборки, демонтажа) ОС запасные части, комплектующие и другие отходы зачисляете на баланс в зависимости от направления дальнейшего их использования (пп. 2.12 и 2.13 Методрекомендаций № 2):

1) по чистой стоимости реализации — если планируете их продавать;

2) по цене возможного использования — если планируете использовать в хоздеятельности.

Такую стоимость указывают в акте списания объекта ОС. Поступление этих материальных ценностей в бухгалтерском учете предприятия отражают в составе доходов в соответствии с п. 44 Методрекомендаций № 561. При этом делают бухгалтерскую запись: Дт 20 — Кт 746.

Налог на прибыль

При ликвидации объекта ОС малодоходники не корректируют финрезультат на разницы и при определении объекта обложения налогом на прибыль ориентируются на бухгалтерский финрезультат.

Высокодоходники и малодоходники-добровольцы должны позаботиться о расчете разниц, установленных пп. 138.1 и 138.2 НКУ.

При ликвидации объекта ОС корректировку бухгалтерского финрезультата осуществляют так:

увеличивают бухгалтерский финрезультат на сумму остаточной стоимости ликвидируемого объекта ОС, определенной в соответствии с П(С)БУ или МСФО. Такую увеличивающую разницу отражаем в строке 1.1.2 приложения РІ к декларации по налогу на прибыль (указываем ту сумму, которая списана в состав расходов записью: Дт 976 — Кт 10);

уменьшают бухгалтерский финрезультат на сумму остаточной стоимости такого объекта ОС, определенной по «налоговым» правилам, установленным ст. 138 НКУ. Записываем сумму налоговой остаточной стоимости ликвидируемого объекта ОС в строку 1.2.2 приложения РІ.

Суть расчета этой разницы в том, что сначала вы уберете влияние бухгалтерских расходов (прибавляя к финрезультату «бухгалтерскую» остаточную стоимость выбывшего объекта ОС), а затем вычтете из него «налоговую» остаточную стоимость, полученную после начисления налоговой амортизации с учетом требований п. 138.3 НКУ.

При ликвидации непроизводственного ОС вас ожидает только увеличивающая корректировка. То есть бухгалтерский финрезультат до налогообложения необходимо увеличить на сумму остаточной стоимости ликвидируемого объекта, определенную в соответствии с П(С)БУ или МСФО (п. 138.1 НКУ). В таком случае бухучетную остаточную стоимость ликвидируемого непроизводственного объекта ОС (Дт 976 — Кт 10) следует указать в строке 1.1.3 приложения РІ к декларации по налогу на прибыль.

А вот расходы, связанные с ликвидацией как производственного, так и непроизводственного объекта ОС (например, на его демонтаж, разборку и т. д.), на общих основаниях через бухрасходы уменьшат объект налогообложения.

Также на общих основаниях через бухгалтерский доход увеличат объект налогообложения и оприходованные после разборки ТМЦ.

НДС

Операция по ликвидации ОС (как производственного, так и непроизводственного назначения) по самостоятельному решению налогоплательщика для целей налогового учета в общем случае считается их поставкой (п.п. «д» п.п. 14.1.191 НКУ). И как прописано в п. 189.9 НКУ, базу обложения в этом случае следует определять на уровне обычной цены ликвидируемого объекта ОС, но не ниже его балансовой стоимости на момент ликвидации (с учетом амортизации за месяц выбытия).

Исключение: операции, указанные в последнем абзаце п. 189.9 НКУ. Среди них и операция по ликвидации объекта ОС и в случае «когда плательщик НДС подает контролирующему органу соответствующий документ об уничтожении, разборке или преобразовании ОС другим способом, в результате чего они не могут использоваться по первоначальному назначению».

Внимание! Этот случай как раз четко описывает добровольное (самостоятельное) решение налогоплательщика избавиться от ненужного (лишнего) или устаревшего объекта ОС: путем уничтожения, разборки или прочего преобразования.

Однако эта норма долгое время будоражила воображение налоговиков, которые так и не смогли толком определиться с самим «соответствующим документом» и механизмом его подачи контролирующему органу. А в результате вообще пытались обложить НДС самостоятельную ОС-ликвидацию (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 89, с. 2, № 41, с. 2, № 31, с. 5; 2018, № 39, с. 4).

Но теперь у нас есть ОНК № 6737, в которой Минфин наконец-то прояснил ситуацию. И она действует для всех! Как пояснил Минфин, для того чтобы не начислять НДС по п. 189.9 НКУ при самостоятельной ликвидации объекта ОС, плательщику достаточно иметь либо Акт на списание утвержденной формы № ОЗ-3 (№ ОЗ-4), либо документ произвольной формы (содержащий реквизиты первичного документа и позволяющий идентифицировать операцию — подтверждать невозможность дальнейшего использования ОС после уничтожения, разборки, преобразования по первоначальному назначению). И он у вас есть! При этом

7 Обобщающая налоговая консультация, утвержденная приказом Минфина от 03.08.2018 г. № 673.

подавать подтверждающий ликвидацию документ вместе с НДС-декларацией за период ликвидации ОС не нужно,

как раньше требовали контролеры (см. БЗ 101.07).

НКУ не определен механизм подачи плательщиком такого подтверждающего самоликвидацию документа контролирующему органу.

Как пояснил Минфин, плательщик сам решает, как подавать такие документы (можно копии) налоговикам:

— то ли по собственной инициативе,

— то ли после получения запроса от налоговиков.

Сделать это можно любым удобным способом: (1) лично или уполномоченным лицом, (2) по почте (с уведомлением о вручении и описью вложения) или (3) средствами электронной связи в электронной форме (но такая возможность пока не реализована, БЗ 101.23).

Поэтому не обращаем внимания на разъяснения налоговиков/полученные в свой адрес ИНК с «нехорошими» выводами. Ведь в случае, если ИНК противоречит ОНК, то применяется ОНК (п. 53.1 НКУ).

Так что руководствуемся исключительно минфиновскими ОНК-выводами: при наличии акта самоликвидацию объекта ОС не облагаем НДС.

Что касается полученных в результате ликвидации объекта ОС материалов, составных частей, компонентов и просто отходов, то при их оприходовании с целью использования в хоздеятельности налоговые обязательства не начисляют (п. 189.10 НКУ).

Правда, если вы надумаете их потом реализовать, то тогда уже без налоговых обязательств не обойтись. Базой налогообложения будет договорная стоимость, но не ниже минимальной базы, установленной п. 188.1 НКУ (ср. ). В этом случае за минбазу принимаем первоначальную стоимость реализуемых отходов (т. е. ту, по которой вы их зачислили на соответствующий субсчет счета 20).

Пример. На балансе предприятия числится вышедшее из строя оборудование. По результатам проверки экспертная комиссия приняла решение о ликвидации такого объекта ОС (в связи с нецелесообразностью проведения ремонта). Ликвидация оборудования зафиксирована в Акте списания основных средств с такими данными:

— первоначальная стоимость — 120000 грн.;

— ликвидационная стоимость — 4000 грн.;

— амортизируемая стоимость — 116000 грн.;

— накопленный износ — 90000 грн.;

— получено при разборке материалов на сумму 5000 грн.; запасных частей — на сумму 18000 грн.

Расходы на ликвидацию (разборку) составили 1000 грн. (зарплата работника и ЕСВ). Материалы реализованы за 6000 грн. (в том числе НДС — 1000 грн.).

Как отразить эти операции в учете, см. в таблице на с. 9.

Учитываем ликвидацию объекта ОС

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Дт

Кт

Ликвидация объекта ОС

1

Списана сумма начисленного износа ликвидируемого объекта ОС

131

104

90000

2

Списана остаточная стоимость ликвидируемого объекта ОС (120000 грн. - 90000 грн.)*

976

104

30000

8 При списании с баланса ликвидационная стоимость объекта ОС (4000 грн.) также попадает в расходы (п. 29 П(С)БУ 16).

3

Отражены расходы на ликвидацию

976

661, 651

1000

4

Отражен финансовый результат

793

976

31000

Поступление ТМЦ, оставшихся после ликвидации объекта ОС

5

Оприходованы ТМЦ, полученные после разборки оборудования:

— материалы для продажи

209

746

5000

— запасные части

207

746

18000

6

Отнесены на финансовый результат доходы, связанные с оприходованием ТМЦ

746

793

23000

Реализация ТМЦ, оставшихся после ликвидации объекта ОС

7

Отгружены покупателю ТМЦ, оставшиеся после ликвидации объекта ОС

377

712

6000

8

Отражена сумма НДС в составе стоимости отгруженных покупателю ТМЦ

712

641/НДС

1000

9

Списана себестоимость реализованных товаров

943

209

5000

10

Поступили от покупателя средства в оплату реализованных товаров

311

377

6000

11

Отражен финансовый результат

712

791

5000

791

943

5000

Надеемся, такой порядок учета самоликвидации ОС (без начисления НДС) теперь закрепится навсегда.

выводы

  • При наличии акта типовой формы или произвольного документа, позволяющего идентифицировать уничтожение, разборку или иное преобразование объекта ОС, начислять НО по п. 189.9 НКУ не нужно.
  • Специально подавать такой документ-акт в налоговую вместе с декларацией по НДС в периоде самоликвидации объекта ОС не нужно.
  • При ликвидации объекта ОС высокодоходному плательщику придется в приложении РІ к декларации по налогу на прибыль отразить разницы.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше