Темы статей
Выбрать темы

«Импорт в чемодане» — не вариант. Но…

Голенко Александр, налоговый эксперт
В партии товара, полученной предприятием по импортному контракту, оказался недогруз на пару сотен долларов. По джентльменской договоренности с поставщиком при встрече на зарубежной выставке сотрудник предприятия получил недостающий товар от представителя поставщика и привез его в багаже. Как его оприходовать?

Когда выявили недогруз?

Чтобы оценить конкретную ситуацию (с точки зрения «степени джентльменства» ☺), мы вынуждены додумать условия, которые невозможно выудить из вопроса. Они касаются варианта/момента выявления недогруза.

Итак, это могло произойти при:

1) оформлении ТД — на основании ч. 1 ст. 253 ТКУ составили соответствующий акт (по форме, утвержденной приказом Минфина от 15.03.2018 г. № 364), ТД оформили и соответственно на склад оприходовали фактическое количество товара (без недогруженной его части). Заметим: судя по вопросу, речь идет о непреднамеренной ошибке поставщика, а не об умышленных действиях третьих лиц в отношении товара во время его перевозки;

2) оприходовании на предприятии — ТД оформили на полную поставку, а оприходовали на склад фактическое количество товара (без учета недогруза), причем с таможней «решить вопрос» исправления ТД не захотели (или, что вероятнее, не смогли);

3) инвентаризации или использовании — как ТД, так и приходные накладные оформили согласно объемам контракта, а не по фактическому количеству товара.

Работник — это не перевозчик

Вернемся к вашему «курьеру». Очевидно, что работник не имел статуса перевозчика и соответствующего договора (контракта) ни с вами, ни с поставщиком. Поэтому с точки зрения таможенного законодательства использованный им способ перемещения товара — это ручная поклажа (п. 4 ч. 2 ст. 186 ТКУ). Сам он с той же точки зрения — это гражданин. При этом, с одной стороны, ч. 1 ст. 365 ТКУ разрешает гражданам перемещать через таможенную границу Украины любые не запрещенные для ввоза товары. Но с другой — согласно ч. 1 ст. 364 ТКУ соответствующее право перемещать товары — внимание! — ограничивается только товарами для личных, семейных и других нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Другими словами, даже если работник задекларировал бы ввоз данного товара (и если даже уплатил бы с него пошлину и НДС — в случае превышения установленных для беспошлинного и безналогового ввоза лимитов*) — связать этот ввоз и этот товар (как недогруженный) с «тем» импортным контрактом предприятия у вас не выйдет

* См. ст. 374 ТКУ; п. 191.2 НКУ.

Последствия

Вариант 1. Вас неизбежно ждут обыкновенные последствия НЕДОвыполнения импортного контракта. Ведь поставщик-то будет считать его выполненным, т. е. ни допоставлять товар, ни возвращать валюту не станет.

Во-первых, в бухучете предприятия за недопоставившим товар нерезидентом будет и дальше висеть инвалютная дебиторская задолженность (немонетарная).

Во-вторых, вам придется подавать по ней «валютную» декларацию («Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 46, с. 17).

В-третьих, импортный НДС попадет вам в НК лишь в части, соответствующей фактическому ввозу согласно ТД.

В-четвертых, из-за незакрытого импортного контракта по истечении 180-дневного предельного срока банк «настучит» о нарушении последнего налоговикам, а те по результатам документальной проверки пришлют вам налоговое уведомление-решение (НУР) по форме «С» и взыщут полную стоимость недопоставленного товара в виде пени за нарушение срока валютных расчетов в ВЭД («Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 46, с. 13).

В-пятых, дебиторка будет висеть до тех пор, пока в отсутствие других оснований вы не спишете ее как безнадежную по истечении срока исковой давности («Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 103-104, с. 36).

Получится, что вы уплатите за формально недополученный товар дважды — сперва валютой по контракту, а потом еще и гривней по НУР. А если «легализуете» чемоданный товар (см. ниже), то придется доплатить еще… ☹

Вариант 2. Если недостачу товара вы квалифицируете в учете как недогруз поставщика (хотя по указанным выше причинам претензию к нему предъявлять не будете), т. е. на стоимость недостающего товара отразите валютную дебиторку поставщика (аналогично рассмотренному выше) — это породит практически все те же проблемы, но с поправкой на то, что эти проблемы, видимо, окажутся отложенными до ближайшей налоговой проверки. Перечислим их.

Во-первых, если «валютную» декларацию не подавали — будут штрафные санкции (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 46, с. 22).

Во-вторых, если НДС был включен в НК согласно ТД (т. е. полностью), а не согласно фактически оприходованному товару — будет штраф согласно п. 123.1 НКУ (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 28, с. 25).

В-третьих, начисления пени за нарушение срока валютных расчетов в ВЭД тоже не избежать, только об этом нарушении контролеры узнают не от банка, а увидят в бухучете сами.

Наконец, в-четвертых, насчет списания дебиторки все аналогично сказанному для варианта 1.

Таким образом, как видите, вешать эту недостачу товара на валютную дебиторку поставщика вам совершенно не выгодно.

Напротив, ситуация, когда ТД оформлена на полный объем товара, а оприходован не полный, документально выглядит более похожей на банальную утрату части товара по пути от внутренней таможни до склада предприятия (это и будет аргументом таможенников при их отказе откорректировать ТД, читай: уменьшить платежи). И если недостающий товар вы квалифицируете в учете как утраченный перевозчиком после растаможки и, соответственно, предъявите (затаите ☺) к нему претензию, то, отразив в учете (в том числе НДС) такую ситуацию так, как читали в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 13, с. 19, перечисленных выше проблем избежите. То есть, если вы полюбовно урегулируете вопрос с перевозчиком по поводу (по сути безосновательной) претензии к нему за «потерянный» товар, то при «легализации» чемоданного товара (см. ниже) вы отделаетесь лишь описанными ниже потерями «на налогообложение». Плюс потеря кусочка импортного НДС, приходящегося на «потерянную» часть товара.

Вариант 3. Его мусолить не будем, поскольку формально эта ситуация выглядит как выявленная инвентаризацией банальная недостача товара (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 98, с. 36; № 92, с. 36). Если, конечно, «выявленная» (см. ниже). Других проблем он вам не сулит.

Ищите и обрящете

«Материализоваться» в собственности предприятия товар из чемодана мог бы, например, в результате инвентаризации — как выявленный излишек запасов (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 98, с. 38). Разумеется, данный излишек образовался не по причине занижения задекларированного в ТД объема фактически ввезенного товара, а потом — скажем, в результате ошибочно завышенного объема его списания со склада… ☺

А экономически это означает, что со стоимости такого — выявленного инвентаризацией — «излишка» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 98, с. 40) предприятию придется заплатить еще чуток: либо налог на прибыль, если вы плательщик последнего, либо ЕН — если вы единоналожник (это в худшем случае — см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 49, с. 29, где мы соответствующую позицию фискалов критикуем).

Напоследок — снова о варианте 3. Поскольку среди кладовщиков тоже часто встречаются джентльмены, то «как бы излишек из чемодана» вполне мог бы скомпенсировать «как бы недостачу» товара — внимание — ДО проведения инвентаризации. И никаких отклонений она бы не выявила…

Короче, все как в старом анекдоте, мол, «джентльмены верят на слово»… ☺

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше