Темы статей
Выбрать темы

Нюансы «горючих» изменений

Павленко Алексей, налоговый эксперт
«Горюче-акцизный» Закон Украины от 18.12.2019 г. № 391-ІХ был обнародован и вступил в силу уже с 29.12.2019 г. С основными его положениями вы уже знакомы (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 103-104, с. 7). Сегодня же остановимся на всяческих его тонкостях. Объедините этот материал с предыдущим — и получите более полную картинку этих «горючих» изменений.

Акцизный склад (и когда тара «до 5 л»)

Убрали «техническое». Исправление нормативных недочетов: в определении термина «акцизный склад» уточнили, что таковым не является топливный бак как емкость для хранения горючего непосредственно в транспортном средстве либо оборудовании или устройстве. Здесь новеллой является только то, что перед словом «оборудовании» убрали слово «техническом», которое искусственно сужало это исключение. Теперь это исключение из «склада» распространяется на баки и при нетехническом оборудовании/устройстве.

Хранение в «до 5-литровой» (включительно) таре. С 29.12.2019 г. акцизным складом не является также помещение или территория, в том числе плательщика налога, где

хранится или реализуется исключительно горючее в потребительской таре емкостью до 5 л включительно, полученное от производителя или лица, осуществившего его разлив в такую тару

Обращаем здесь особое внимание на оговорку, что горючее в «до 5-литровой» таре должно быть получено только от производителя или от лица, расфасовавшего его в такую мелкую тару. Попадется при проверке хоть один мелкий пузырек с горючим, приобретенным не у таких лиц, а у обычного перепродавца, и проблемы с фискалами (чреватые миллионным штрафом за нерегистрацию акцизного склада) отнюдь не исключаются. Думаем, эту норму специально так прописали, чтобы отловить теневые обороты такого мелкотарного горючего, но честным хозсубъектам от этого не легче.

Ведь в ряде случаев придется как-то документально подтверждать, что хранящееся (хранившееся) в «до 5-литровой» таре горючее приобреталось именно у производителя или фасовщика. И если с первым хоть как-то понятно, то как подтвердить документально, что ваш продавец фасовал1 это горючее в тару? Кроме случаев, когда об этом будет указано на этикетке (или в другой товаросопроводительной документации). Думаем, теперь целесообразно оговаривать/прописывать в договорах, чтобы продавец — расфасовщик такого горючего четко указывал об этом в товаросопроводительной документации.

1 Отдельного внимания заслуживают вопросы, связанные с ведением учета и обложения горючим акцизом у лиц, фасующих горючее в такую мелкую тару (но это уже за рамками данной статьи)…

Впрочем, когда вы вписываетесь в предельный объем по емкостям (200 куб. м) и в годовой предельный объем потребления горючего (1 млн л)2, можно этим подтверждением пренебречь, так как акцизного склада у вас уже по этим «объемно-расходным» признакам не будет (ведь эти исключения работают независимо друг от друга)…

2 Плательщику ЕН группы 4 нужно вписаться только в 1 млн л.

Реализация горючего (и заправка техники подрядчика)

Осторожно, передвижной склад! Очень неприятные дополнения сделали в части п.п. 14.1.212 НКУ, определяющей термин «реализация горючего».

Согласно новым изменениям не считаются реализацией операции по физической передаче горючего при использовании его хозсубъектами, не являющимися распорядителями акцизного склада/акцизного склада передвижного, которое передано (отпущено, отгружено) плательщиком акцизного налога таким хозсубъектам, исключительно для нужд собственного потребления или промышленной переработки.

Во-первых, мы уже указывали, что термин «реализация горючего» подфискалили тем, что теперь не считается реализацией использование горючего для собственных нужд или промпереработки хозсубъектами, которые не являются распорядителями также акцизного склада передвижного (раньше было только стационарного). То есть когда стационарного склада у хозсубъекта нет, а есть только склад передвижной, то использование горючего только для собственных нужд теперь тоже может повлечь регистрацию плательщиком акциза! В то же время согласно термину (см. п.п. 14.1.2241 НКУ) распорядителем передвижного акцизного склада может быть только плательщик акцизного налога, однако фискалы этот момент в своих разъяснениях зачастую игнорируют и навешивают этот статус всем подряд… ☹

Горючее — только от плательщиков! Кроме того, теперь в вышеупомянутой части п.п. 14.1.212 НКУ появилась оговорка о том, что

горючее теми, кто использует его для собственных нужд, должно быть получено только у плательщиков акциза

В противном случае использование горючего на собственные нужды будет для них считаться реализацией горючего! И такие хозсубъекты автоматически попадут в плательщики акциза!

Таким образом, теперь у потребителей горючего только для собственных нужд на повестку дня вылезла проблема о постоянной проверке статуса плательщиков акциза у всех лиц, у которых они приобретают горючее. И если вы точно не уверены, что ваш продавец горючего зарегистрирован плательщиком горючего акциза, то лучше проверить этот факт в Реестре плательщиков «горючего» акцизного налога. Иначе при налоговой проверке у вас могут возникнуть неприятности, окажись хоть один ваш поставщик неплательщиком. Вас фискалы могут обвинить в нерегистрации плательщиком акциза (да еще и попытаться вкрутить штраф 1 млн за нерегистрацию акцизного склада)…

На наш взгляд, эта оговорка не должна касаться тех случаев, когда приобретается и используется для собственных нужд горючее в «до 5-литровой» таре (а им, как правило, торгуют неплательщики акциза!). Ведь в п.п. 14.1.212 НКУ для «до 5-литровой тары» предусмотрено отдельное исключение, которое, по нашему мнению, должно охватывать и операции по использованию горючего в такой таре любыми (!) хозсубъектами, в том числе и для собственных нужд.

Заправка техники подрядчика. Все помнят о старой проблеме (которая третировала сельхозников и не только их!): фискалы «наезжали» на хозсубъектов, заправляющих технику подрядчика, с требованиями регистрироваться плательщиками акциза. Мол, такие заправки — это реализация горючего3. Теперь эту проблему законотворцы попытались разрулить так.

3 Подробнее об этом см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 85, с. 11; 2016, № 37, с. 3, № 77, с. 19 и № 91, с. 22.

К собственному потреблению горючего они отнесли также операции по заправке горючим по договорам подряда

Но! Только при одновременном выполнении ряда условий. См. эти условия в пп. «а», «б» и «в» предпоследней части п.п. 14.1.212 НКУ.

Эта норма прописана весьма не комильфо. Уже в первой фразе непонятно, что по договору подряда делается: заправка техники или работы?.. По логике — речь, безусловно, о работах. Дальше — больше! Эта норма писалась, чтобы заказчиков не регистрировать плательщиками акциза, но п.п. «а» говорит об операциях (реализации горючего, а также бензола на экспорт), которые могут проводить только плательщики акциза!? Ну и «до чого тут ці дурниці»?..

Из п.п. «б» следует, что это попущение касается не только сельхозников, но и лесовиков, горных добытчиков ископаемых и строителей дорог. И вот почему эту норму на обычных строителей не распространили? А ведь их эта проблема жалит не меньше, чем сельхозников. Сочувствуем… ☹

Условие о пользовании или владении заказчиком землей, видимо, призвано исключить из схемы «субподрядных» субъектов.

Кроме того, в п.п. «б» указано, что заправляемая техника должна «принадлежать иным лицам». Значит, если это — техника самого заказчика, которую он передал подрядчику в аренду, то заказчик — «в пролете», и для него такая заправка «своей» техники будет считаться реализацией горючего!

Ну и помните: поскольку в этом «подрядном» попущении речь идет о «разновидности» расходования горючего на собственные нужды заказчика, то такое горючее должно им приобретаться только у плательщиков акциза (см. выше)! Иначе штрафных неприятностей не миновать.

Товары без конкретных кодов и «сводные газовые» коды

«Абстрактные» подакцизные товары. В плательщики акциза попали те, кто в качестве горючего для заправки транспортных средств, оборудования или устройств с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) — с зажиганием от сжатия, с искровым зажиганием, с кривошипно-шатунным механизмом — использует товары, коды которых согласно УКТ ВЭД не указаны в п.п. 215.3.4 НКУ4. Естественно, и объект обложения акцизом (см. п.п. 213.1.13), и перечень подакцизных товаров дополнили такими «абстрактными» товарами. На них установили единую ставку: 213,5 евро за 1000 л.

4 Исключение — лишь для природного газа в газообразном состоянии (по коду 2711 21 00 00 УКТ ВЭД). Напомним также, что в п.п. 215.3.4 приведен перечень подакцизного горючего.

Датой возникновения НО по акцизу с таких товаров согласно п. 216.13 НКУ является дата использования (!) этих товаров (продукции) как горючего для транспортных средств, или оборудования, или устройств. Исходя из такой формулировки считаем, что это должна быть не дата заправки транспорта (или прочая) таким «абстрактным» горючим, а дата его фактического использования/сжигания в ДВС (что оформляется его списанием по акту или другому документу).

Обращаем внимание, что на практике такое «абстрактное» горючее могут использовать хозсубъекты, как уже зарегистрированные плательщиками акциза, так и не зарегистрированные. В связи с этим новшеством и первым, и вторым следует проверить:

а не используют ли они в качестве горючего для своих ДВС товары, коды которых прямо не упомянуты в п.п. 215.3.4 НКУ?

При выявлении таких фактов придется уплачивать с объемов этого «горючего» акциз, а вторым (неплательщикам) еще и нужно будет предварительно зарегистрироваться плательщиками акциза. Так что срочно проинвентаризируйте то, чем вы заправляете ДВС! И либо прекратите такие «абстракции» использовать, перейдя на товары с четкими кодами из п.п. 215.3.4 НКУ, либо платите с них акциз.

Поскольку такие «абстрактные» товары на приход в СЭАРГ не попадают, то налоговый учет и отчетность по ним пока не понятны. Также пока не ясно, следует ли фактическое использование такого «горючего» отражать/оформлять АН?..

«Сводные газовые» коды. Подпункт 230.1.3 НКУ все сжиженные газы (с кодами УКТ ВЭД 2711 12 11 00, 2711 12 19 00, 2711 12 91 00, 2711 12 93 00, 2711 12 94 00, 2711 12 97 00, 2711 13 10 00, 2711 13 30 00, 2711 13 91 00, 2711 13 97 00, 2711 14 00 00, 2711 19 00 00, 2901 10 00 10), на которые установлены одинаковые ставки акциза, предписывает учитывать во всех электронных документах (справках, заявках, АН/РК и др.) по условному коду 2711! Пока не понятен механизм их объединения в налоговом учете у тех плательщиков, через которых проходит по нескольку кодов таких газов. Поскольку эта норма действует с 29.12.2019 г., то, видимо, уже с этой даты в АН/РК нужно было указывать общий код 2711. И для целей составления акцизной декларации за декабрь-2019 нужно использовать общий код и на 01.01.2020 г. объединить все остатки. Впрочем, непонятно еще, как фискалы с этой целью перенастроили ПО СЭАРГ и что они разъяснят на этот счет…

Счетчики и сводки

Счетчики. В п.п. 230.1.2 НКУ сделана забавная оговорка, что емкости для сжиженных газов (коды которых см. выше) также могут быть (???) оборудованы устройствами для измерения уровня или процента горючего в резервуаре. Как понимать это «также могут быть», не ясно, механизм применения этой нормы не прописан. То ли это альтернатива другим уровне- и расходомерам, то ли в дополнение к ним (сбивает с толку слово «также»)?..

Кроме того, изменили норму п.п. 230.1.2 НКУ о том, что акцизные склады, на которых осуществляются исключительно хранение и реализация горючего, получаемого и реализуемого исключительно в таре производителя без изменения расфасовки, а также сжиженного природного газа, бензола, метанола, не оборудуются расходомерами-счетчиками и уровнемерами-счетчиками. В ней «тару производителя» заменили на «потребительскую тару»5, что либерально расширяет данное исключение.

5 Напомним, что термин «потребительская тара» определен в Порядке оплаты услуг по сбору, сортировке, транспортировке, переработке и утилизации использованной тары (упаковки), утвержденном постановлением КМУ от 09.07.99 г. № 1225.

Сводки. Мы уже писали о том, что те, кто использует горючее исключительно для собственных нужд или переработки, теперь могут формировать по каждому акцизному складу данные об объемах оборота горючего за отчетный календарный месяц.

Но при этом есть оговорка о неосуществлении ими операций по реализации и хранению горючего другим лицам

То есть если взяли хоть грамм чужого горючего на хранение (или хоть грамм реализовали) — сводки должны быть ежедневными. А штраф, напомним, — 1000 грн. за один невысланный документ (п. 1281.3 НКУ)!

АН и реглимит

Сводные АН. Тут есть еще такой момент. В п. 231.3 НКУ для целей выписки сводных АН в случаях обеспечения непрерывной поставки возвратили старую редакцию, исключив слова «субъектам хозяйствования», т. е. теперь в таких ситуациях сводные АН можно составлять также и при поставке горючего нехозсубъектам.

АН в одном экземпляре. Добавился еще такой случай для составления АН в одном экземпляре: при реализации горючего в потребительской таре емкостью до 5 литров (включительно). Это касается, видимо, лишь производителей и тех, кто фасует горючее в такую мелкую тару. Потому что для остальных это уже будет не реализация.

Реглимит. Норму последнего абзаца п. 232.2 НКУ о том, что у плательщика акциза на объемы горючего, полученного на розничных АЗС (АГЗС), показатель ∑АНаклОтр (и, соответственно, реглимит) не увеличивается, заменили, расписав ее на следующие ситуации.

Теперь ∑АНаклОтр (и реглимит) у получателя не увеличивается на объемы горючего, реализуемого ему:

— с акцизного склада, который является местом розничной торговли горючим, на которое получена лицензия на право розничной торговли горючим, через топливораздаточные или маслораздаточные колонки в топливный бак транспортного средства или в тару потребителя;

— с акцизного склада, который не является местом розничной торговли горючим, через топливораздаточные или маслораздаточные колонки в топливный бак транспортного средства6;

6 Почему здесь уже забыли «тару потребителя»? Непонятно. Ведь и в этих случаях тоже могут заливать горючее не только в баки, но и в канистры и т.п. …

— с акцизного склада передвижного в топливный бак транспортного средства, оборудования или устройства**.

То есть во всех этих случаях горючее должно уйти из СЭАРГ, и получателю не нужно составлять АН на его использование!

Мы еще не затронули ряд интересных моментов то ли в силу их узкой специфики (авиа-горючее и т. п.), то ли в силу утраты актуальности до даты выхода статьи. Например, для того, чтобы ввести в СЭАРГ остатки горючего на 01.07.2019 г., которые не успели внести вовремя, заявление фискалам нужно было подать до 20.01.2020 г. Поэтому мы эту интересную норму — п. 29 подразд. 5 разд. ХХ НКУуже не затронули… А о переменах в области лицензирования читайте в предыдущей статье.

выводы

  • Тот, кто использует горючее лишь для собственных нужд, должен получать его только у плательщиков акциза. Иначе ему тоже придется регистрироваться плательщиком акциза!
  • Товары, коды УКТ ВЭД которых не указаны в п.п. 215.3.4 НКУ, но которые используются как горючее в двигателях внутреннего сгорания, теперь стали подакцизными.
  • Расширен перечень случаев выписки АН в одном экземпляре, сводных АН, а также случаев, когда при заправке на АЗС (и др.) у получателя горючего не увеличивается реглимит.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше