Темы статей
Выбрать темы

И снова ф. № 20-ОПП: весточки от налоговиков

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
Не так давно вы получили целый тематический номер («Налоги & бухучет», 2020, № 75), посвященный ф. № 20-ОПП. Однако тенденция такова, что ее значение постоянно растет. В связи с этим уже после выхода нашего тематического номера появилось немало разъяснений налоговиков в продолжение этой темы. Сегодня предлагаем вам дайджест наиболее интересных из них.

Позиция налоговиков

Мнение редакции

Идентификатор объекта налогообложения

Плательщик при заполнении графы 5 самостоятельно определяет внутренний идентификатор каждого объекта налогообложения и для удобства ведения учета объектов налогообложения может учитывать количество таких объектов в порядке их увеличения (БЗ 116.11)

Коротко напомним: речь идет о порядке заполнения графы 5 ф. № 20-ОПП. Здесь указывается числовое значение, которое состоит из кода типа объекта налогообложения и внутреннего идентификатора, принятого плательщиком, состоящего из 5 знаков. В приложении к ф. № 20-ОПП приведен пример: для кафе идентификатор объекта налогообложения может быть 24700001, где 247 — код типа объекта налогообложения в соответствии с рекомендованным Справочником типов объектов налогообложения (далее — Справочник), а 00001 — внутренний идентификатор, принятый самим плательщиком.

А если плательщик не хочет начинать внутренний идентификатор с 00001? Может ли он начать его, например, с 90000 и каждый следующий объект идентифицировать не в порядке увеличения, а в порядке убывания? То есть, например, первое кафе плательщик обозначит идентификатором как «24790000», а второе — «24780000». Порядок № 1588* регламентирует только первые три цифры 8-значного идентификатора. Остальные пять цифр плательщик может определять на свое усмотрение — как ему удобно. Налоговики рекомендуют для удобства запускать внутренний идентификатор в порядке увеличения, однако и против порядка убывания не имеют никаких возражений

* Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Минфина от 09.12.2011 г. № 1588.

Если ПРРО применяется не по месту расположения хозяйственной единицы, при заполнении ф. № 1-ПРРО вместо идентификатора объекта налогообложения надо указать его данные (офис, квартира и т. п.) и регистрационный адрес субъекта хозяйствования. ФЛП группы 2, которые не имеют объектов налогообложения, при заполнении регистрационного заявления по ф. № 1-ПРРО вместо идентификатора могут указать восемь нулей «00000000» и адрес регистрации такого ФЛП (БЗ 109.24)

В заявлениях на регистрацию обычного (ф. № 1-РРО) или программного (ф. № 1-ПРРО) РРО обязательно указывается идентификатор объекта налогообложения той хозяйственной единицы, на которую они регистрируются. Однако обычный РРО практически всегда привязан к какой-то хозяйственной единице. Информация об этой хозяйственной единице должна попасть в Единый банк данных (далее — ЕБД) именно благодаря ф. № 20-ОПП. Отсутствие информации о хозяйственной единице является основанием для отказа в регистрации РРО (п.п. 8 п. 2 разд. ІІ Порядка регистрации и применения РРО, утвержденного приказом Минфина от 14.06.2016 г. № 547). А вот ПРРО может запросто применяться без привязки к хозяйственной единице (например, при торговле через Интернет и доставке товара курьером по адресу покупателя). Тем не менее подавать ф. № 20-ОПП для регистрации ПРРО тоже необходимо (п. 6 разд. ІІ Порядка, утвержденного приказом Минфина от 23.06.2020 г. № 317). Однако ПРРО часто бывает не стационарным, а портативным. При таких обстоятельствах, регистрируя ПРРО, насколько корректно указывать идентификатором хозяйственной единицы офис или другое место, где зарегистрирован субъект хозяйствования (например, автомобиль)? Ведь фактически деятельность осуществляется не в офисе, а за его пределами. Однако налоговики все же предлагают указывать идентификатором хозединицы идентификатор офиса или другого объекта, где зарегистрирован плательщик, и ниже указать регистрационный адрес продавца, который применяет ПРРО. А если в качестве продавца выступает ФЛП, то у него может вообще не быть никаких объектов налогообложения. И хотя ф. № 1-ПРРО говорит только о ФЛП-единоналожниках, а консультация налоговиков — вообще только о единоналожниках группы 2, считаем, что такая ситуация возможна у любого ФЛП. При таких обстоятельствах вместе с регистрационным адресом ФЛП надо указывать также условный идентификатор «00000000». Такого идентификатора в ф. № 20-ОПП быть не может, но поскольку это предусмотрено собственно формой ф. № 1-ПРРО, можем этим пользоваться. Посыл налоговиков простой — поле «Ідентифікатор об’єкта оподаткування» в ф. № 1-РРО или 1-ПРРО ни при каких обстоятельствах не может быть пустым. Однако еще не известно, как эта схема заработает на практике. Удастся ли зарегистрировать ПРРО с идентификатором «00000000»? Если нет, каждому ФЛП, который регистрирует ПРРО, придется подавать ф. № 20-ОПП с данными о своей квартире, доме или другом объекте недвижимости, в котором он зарегистрирован как ФЛП (см. следующий вопрос)

Квартира учредителя юрлица или ФЛП

Если место жительства руководителя, учредителя или ФЛП является основным местом учета юрлица или местом, где осуществляется предпринимательская деятельность (или местом, связанным с осуществлением такой деятельности), такой плательщик подает ф. № 20-ОПП. Уведомление заполняется с учетом следующих особенностей: в графе 3 указывается тип объекта налогообложения («682» — «квартира», «685» — «житловий будинок», «293» — «котедж» и т. п.);

в графе 9 указывается: «2» — эксплуатируется или «8» — арендуется

(БЗ 116.11)

Немало юрлиц регистрируются в квартирах, а ФЛП собственно только по месту жительства и могут регистрироваться. Следовательно, возникает вопрос: нужно ли подавать ф. № 20-ОПП относительно дома или квартиры, в которых зарегистрирован субъект хозяйствования?

Налоговики прогнозируемо заявляют, что ф. № 20-ОПП нужно подавать. В других консультациях из БЗ 116.11 они об этом говорили и раньше, как для юрлиц, так и для ФЛП. То есть не важно, осуществляется в квартире хозяйственная деятельность или нет. Даже если в квартире просто живет учредитель или ФЛП, фискалы, вероятнее всего, признают такое жилье связанным с осуществлением предпринимательской деятельности. Мол, если это регистрационный адрес субъекта хозяйствования, значит, он значится в ЕГР, по нему уплачиваются налоги, а потому нужно подавать по такому объекту недвижимости ф. № 20-ОПП. Сразу скажем: мы с таким выводом не согласны. Считаем, что если в квартире фактически не осуществляется деятельность, ф. № 20-ОПП можно не подавать. Особенно если в ЕГР и/или в Реестре плательщиков ЕН местом осуществления деятельности указана вся территория Украины.

Но вернемся к позиции налоговой. В принципе, мы прогнозировали такой подход (подробнее читайте «Налоги & бухучет», 2020, № 75, с. 30). Налоговики предлагают любые квартиры или дома отражать в графе 3 ф. № 20-ОПП под кодами соответственно «682» и «685». По нашему же мнению, так нужно отражать только те квартиры и дома, где продолжают жить люди, а хозяйственная деятельность ограничивается простой регистрацией. Если же квартира или дом переоборудованы под офис или кабинет, их нужно отражать с кодами соответственно «378» или «240». Состояние объекта налогообложения (графа 9), как верно отмечают налоговики, может быть только с кодом «2» (эксплуатируется) или «8» (арендуется). А вот касательно вида права на квартиру или дом (графа 10) налоговики просто перечисляют весь список возможных прав. Хотя фактически возможны только право собственности (код «1» — для собственных квартир или домов ФЛП и для квартир и домов, внесенных в уставный капитал юрлица), право долгосрочной или краткосрочной аренды (коды «7» и «8» — для арендованных квартир и домов) и право ипотеки (код «9» — для квартир или домов, взятых в ипотеку).

Предупреждаем: по любой квартире или дому, по которым вы подаете ф. № 20-ОПП, физическое лицо — владелец почти наверняка утратит льготы по налогу на недвижимость, предусмотренные пп. 266.4.1 и 266.4.2 НКУ. Ведь недвижимость, которая используется с целью получения дохода (сдается в аренду или используется в предпринимательской деятельности), для физлиц не льготируется (п.п. 266.4.3 НКУ). Подробнее читайте в «Налоги & бухучет», 2020, № 91, с. 16

Бумажная ф. № 20-ОПП и потерянные объекты

Если в Электронном кабинете отсутствует информация об объектах налогообложения, по которым ф. № 20-ОПП подавалась в бумажном виде, а у плательщика отсутствует подтверждение, что он ф. № 20-ОПП подавал, такой плательщик имеет право обратиться с письменным заявлением в произвольной форме для сверки данных.

За неподачу ф. № 20-ОПП установлена ответственность согласно п. 117.1 НКУ (БЗ 116.11, утратила силу 07.11.2020 г.)

Сейчас плательщики имеют безусловное право просмотреть свои объекты налогообложения, информация о которых внесена в ЕБД, в Электронном кабинете (п. 8.8 Порядка № 1588). Плательщики в массовом порядке жалуются, что информация об объектах налогообложения, отраженных в бумажной ф. № 20-ОПП, не попадает в ЕБД и, по сути, исчезает. Это — нарушение со стороны налоговиков, что они не внесли информацию в ЕБД, однако фискалы, по сути, пытаются перекладывать ответственность на плательщика. Как мы и прогнозировали, налоговики заявили: если данных в ЕБД нет, значит, плательщик ф. № 20-ОПП не подавал. Также они потребовали, чтобы у плательщика было письменное подтверждение того, что он подавал бумажную ф. № 20-ОПП. Мы уже говорили: в случае, если данные бумажной ф. № 20-ОПП в ЕБД не сохранились, самым простым решением будет еще раз подать ф. № 20-ОПП (в бумажной или электронной форме) и сопроводить ее письмом, в котором объяснить, что информация об указанных объектах налогообложения уже подавалась раньше. Также в этом письме следует указать требование внести информацию в ЕБД. Код признака предоставления информации все равно будет «1» (первичное предоставление информации), ведь в соответствии с ЕБД таких объектов налогообложения не существует. Чтобы не «нарваться» при этом на штрафы от налоговиков согласно п. 117.1 НКУ, мы рекомендовали в сопроводительном письме предоставить подтверждение того, что информация об этих объектах уже подавалась раньше (об этом читайте в «Налоги & бухучет», 2020, № 60, с. 6). Сейчас действует карантинный мораторий на штрафы (п. 521 подразд. 10 разд. ХХ НКУ) и штрафов за неподачу ф. № 20-ОПП он тоже касается (БЗ 116.12), но имейте это в виду. Радует, что налоговики по крайней мере не грозят штрафами тем, кто имеет подтверждение, что подавал бумажную ф. № 20-ОПП. А вот тому, кто потерял это подтверждение, похоже, придется долго доказывать, что он не верблюд. Кстати, эта консультация прожила недолго. Она скончалась уже в начале ноября. Официально — в связи с принятием Закона Украины от 14.07.2020 г. № 786-IX. Однако по сути вряд ли в позиции налоговиков что-то изменится

Кадастровый номер земельного участка

При заполнении графы 12 ф. № 20-ОПП кадастровый номер земельного участка (или пая), который указан в Государственном земельном кадастре, вносится с соблюдением последовательности всех цифр, знаков, двоеточия, интервалов, и т. п. (БЗ 116.11)

О кадастровом номере мы тоже отдельно упоминали в «Налоги & бухучет», 2020, № 60, с. 2. Это государственный регистрационный номер, который указывается в графе 12 ф. № 20-ОПП, если отражаем информацию о таком объекте налогообложения, как земельный участок. Первые 10 цифр кадастрового номера определяют пределы административно-территориального устройства (населенный пункт, где находится земельный участок). Поэтому в графе 6 ф. № 20-ОПП следует указывать тот код КОАТУУ, который является составляющей кадастрового номера. Теперь налоговики прояснили: весь кадастровый номер следует указывать точно так же, как он указан Госгеокадастром. Он может включать цифры, символы, пробелы. Так вот, их все нужно дублировать в ф. № 20-ОПП. Иначе система может снова выдать вам ошибку. Помните это!

(Пере)укрупнение информации

В связи с изменениями, внесенными приказом Минфина от 24.06.2020 г. № 323, повторно подавать ф. № 20-ОПП не нужно. Даже если при предыдущем представлении не применялся предложенный указанным

приказом принцип укрупнения информации (БЗ 116.11)

Налоговики последовательно придерживаются принципа: об одном объекте налогообложения надо сообщать один раз. В дальнейшем ф. № 20-ОПП по такому объекту подается, только если происходят изменения или объект закрывается. Изменение самой формы № 20-ОПП и/или подхода к ее заполнению — не основание повторно сообщать о тех же объектах, с которыми ничего не произошло.

Ведь цель ф. № 20-ОПП — внести информацию об объектах налогообложения в ЕБД, а не подстроить эту информацию под ту или иную форму отчетности. Это касается в том числе и принципа укрупнения информации. Напомним: в своем приказе от 24.06.2020 г. № 323 Минфин едва ли не первый раз попробовал официально разъяснить, как этот принцип применяется. Вышло не очень удачно. Единственный полезный вывод из новой редакции п. 8.4 Порядка № 1588 — это то, что укрупнять можно только объекты, которые имеют одинаковое местонахождение. Но если плательщик побаивался укрупнять информацию и подавал ф. № 20-ОПП отдельно о каждом объекте, не означает ли это, что в свете изменений он должен переподать ф. № 20-ОПП? Налоговики абсолютно правильно ответили: не должен. Более того, укрупнять информацию — это право, а не обязанность плательщика. Если вы подали информацию разукрупненно и объекты налогообложения попали в ЕБД — дело сделано. Налоговики раньше тоже отмечали, что принцип укрупнения информации при представлении ф. № 20-ОПП носит рекомендательный характер (см. письмо ГУ ГФС во Львовской обл. от 16.07.2019 г. № 3301/ІПК/10/12.3-13). Подробнее о принципе укрупнения информации читайте в «Налоги & бухучет», 2020, № 75, с. 9

В случае представления ф. № 20-ОПП о транспортных средствах специального назначения (автопогрузчик, эвакуатор, снегоуборщик, седельный тягач и т. п.), при условии, что они являются однотипными (по виду, использованию, состоянию и виду права собственности), такая информация может быть подана как обобщенная с типом объекта налогообложения «34» (автотранспорт) и указанием количества таких транспортных средств в графе 12 (БЗ 116.11)

Вопрос также связан с новациями, которые принес уже упомянутый приказ Минфина от 24.06.2020 г. № 323. Раньше все транспортные средства обязательно указывались в ф. № 20-ОПП развернуто. Ведь каждый из них имеет свой государственный регистрационный номер. Однако изменения этого года дали возможность укрупнять автомобильные транспортные средства, которые НЕ ЯВЛЯЮТСЯ пунктами: (1) передвижной розничной торговли; (2) общественного питания; (3) предоставления услуг, иных, нежели пассажирские и грузовые перевозки. Мы уже отмечали, что указанная норма прописана в Порядке № 1588 достаточно запутанно, а потому непросто разобраться с тем, пункты предоставления каких услуг можно укрупнять, а каких — нет. Похоже, наш прогноз (см. «Налоги & бухучет», 2020, № 75, с. 19) был верным — из пунктов предоставления услуг налоговики позволяют укрупнять только транспортные средства, которыми перевозят пассажиров и грузы. Автопогрузчики, эвакуаторы, снегоуборочные машины и тягачи, как правило, не являются

отдельными пунктами предоставления услуг. Поэтому налоговики абсолютно правильно позволяют их укрупнять. Но если такая или иная подобная техника будет пунктом предоставления услуг (например, есть ФЛП, выполняющие/оказывающие услуги с использованием строительного крана), укрупнять информацию о такой технике уже не получится.

А если в дальнейшем укрупненная информация о транспортных средствах меняется? Тогда надо разобраться, что это за изменения. Если просто меняется количество в графе 12, подаем ф. № 20-ОПП с кодом «3» в графе 2 и указываем

в графе 12 новое количество. Если меняется местонахождение, состояние или вид права на транспорт, выделяем из общего количества отдельные объекты с кодом «34» и группируем их по состоянию, виду права или местонахождению. Например, если у вас было 10 автомобилей, которые эксплуатировались в вашей хоздеятельности, а потом 4 из них сдали в аренду, ф. № 20-ОПП заполняем в две строки:

— в первой строке в графе 2 указываем код «3», в графе 9 —код «2» (эксплуатируется), а в графе 12 — новое количество «6»;

— во второй строке в графе 2 указываем код «1», в графе 9 —код «9» (сдается в аренду), а в графе 12 — количество «4». При этом в графе 5 необходимо указать новый идентификатор.

Наконец, если изменения коснулись всех автомобилей, укрупненных по новому правилу, вам придется закрыть укрупненный объект налогообложения (код «6» в графе 2) и открыть новый, указав новое количество авто в графе 12

При изменении количества транспортных средств

в графу 2 вносится код «3», в графу 12 - фактическое количество однотипных транспортных средств на момент подачи ф. № 20-ОПП.

Если меняется состояние, местонахождение, вид права, в строке с обобщенной информацией, которая подлежит разделу, в графу 2 вносится значение «3». По объектам налогообложения, по которым произошли изменения, информация предоставляется отдельными строками в количестве, необходимом для отображения объектов. которые группируются по одинаковому состоянию, виду права собственности, местонахождению (БЗ 116.11)

Если подается информация о сельскохозяйственном оборудовании, которое непосредственно связано с производственным процессом, руководствуясь принципом укрупнения информации и учитывая, что такое оборудование хранится в отведенных для таких целей помещениях или территории, типы объектов налогообложения (сеялка, жатка, плуг, диски и т. п.) можно отнести к типу объекта налогообложения, который соответствует месту хранения таких устройств, например, автохозяйство, гараж, машинно-тракторная станция, комплекс, склад. Если об этом месте хранения не подавалась ф. № 20-ОПП, ее нужно подать (БЗ 116.11)

Достаточно часто плательщик сталкивается с тем, что в Справочнике отсутствует объект налогообложения, отражающий имущество, которое нужно показать в ф. № 20-ОПП. Именно с такой ситуацией сталкивается, например, сельскохозяйственное предприятие, перед которым встала задача показать в ф. № 20-ОПП свои сеялки, жатки, плуги, диски и т. п. Все эти объекты являются машинами и орудиями, которые применяются в сельском хозяйстве и приводятся в действие тракторами, комбайнами, другими самоходными машинами. Поэтому налоговики предлагают одно из двух. Или найти в Справочнике объектов налогообложения тот объект, который больше всего соответствует указанным сельхозпринадлежностям (см. БЗ 116.11). Или выяснить, где находятся и хранятся эти сельхозпринадлежности и «проглотить» его объектом налогообложения «автогосподарство», «склад», «гараж», руководствуясь принципом укрупнения информации (см. письмо ГНСУ от 17.07.2020 г. № 2937/ІПК/99-00-12-01-03-06). Об этом мы уже писали в «Налоги & бухучет», 2020, № 60, с. 4, 5.

К сожалению, налоговики фактически уходят от ответа на вопрос, будут ли они применять штраф, если плательщик неправильно определит наиболее соответствующий объект налогообложения, чтобы «проглотить» сеялки, жатки, плуги и т. п. Они ограничиваются ссылкой на п. 117.1 НКУ. Мы считаем, что штраф согласно этому пункту применяется только тогда, когда на основании ф. № 20-ОПП плательщика берут на учет по неосновному месту учета. Однако судебная практика дает основания побаиваться штрафов и в других случаях (см. «Налоги & бухучет», 2020, № 75, с. 17). Поэтому не рекомендуем избегать подачи ф. № 20-ОПП, ссылаясь на отсутствие объектов налогообложения в Справочнике. Лучше подать этот отчет и отнести свое имущество «не совсем к тому» объекту налогообложения, чем не подавать его вообще. Тем более сейчас «карантинный» мораторий на штрафы — самое время закрыть все пробелы, которые возникли с подачей ф. № 20-ОПП

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше