Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Форма № 20-ОПП: топ-вопросы

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Июль, 2021/№ 55
В избранном В избранное
Печать
О заполнении и предоставлении ф. № 20-ОПП мы говорили уже многократно. Однако практика все время подбрасывает все новые и новые темы. Вот и сегодня дадим ответы на наиболее популярные и важные вопросы, которые вы ставите на нашей горячей линии.

Строительство и стройплощадка

Строительная компания строит объект. Каким образом ей отражать его в ф. № 20-ОПП на этапе строительства?

Необходимо прежде всего осознать: если строительная компания осуществляет строительство любого объекта, у нее возникает объект налогообложения в виде строительной площадки. Это не сам строящийся объект. Это место, на котором строительная компания сооружает объект.

Как отражать стройплощадку? По нашему мнению, независимо от того, каким способом ведется строительство — хозяйственным или подрядным — у застройщика на этапе строительства возникает один-единственный объект, связанный с налогообложением, — собственно стройплощадка. В нем укрупняются все стройматериалы, строительные вагончики, строительные леса, ограждающие заборы и другие объекты, связанные со строительством, которые как временные сооружения не подлежат отдельной госрегистрации1.

1 Об этом мы уже писали в «Налоги & бухучет», 2020, № 60, с. 6.

В графе 3 застройщик приводит информацию о «площадке» (код «323» в графе 3). Состояние площадки — «строится» (код «1» в графе 9). Вид права зависит от способа строительства. Если идет речь о подрядчике, который строит объект для кого-то, в графе 10 указываем код «7» или «8» (долго- или краткосрочное пользование, в зависимости от срока строительства). Если строительство ведется хозяйственным способом (т. е. для себя), вид права — собственность (код «1» в графе 10).

Состояние площадки — «строится» (код «1» в графе 9), вид права — собственность (код «1» в графе 10). Что касается собственно построенного объекта, то

его строительная компания показывает в ф. № 20-ОПП, только если идет речь о строительстве хозяйственным способом

Тогда в графе 3 по факту регистрации новостроя приводим код здания в соответствии с его назначением (например, «378 — офис» или «321 — магазин»). В графе 10 также указываем код «1» (право собственности), а в графе 9 — состояние «2» (эксплуатируется). Одновременно закрываем объект «площадка» (код «6» в графе 2).

Если же идет речь о подрядчике, то он по факту передачи новостроя заказчику просто закрывает объект «площадка». Больше ему ничего в ф. № 20-ОПП указывать не нужно.

Аренда части помещений

На балансе предприятия находится целостный имущественный комплекс (часть завода), который состоит из двух цехов. В одном из цехов отдельные помещения сдаются в аренду. Нужно ли эти помещения выделять в отдельный объект налогообложения?

Да, нужно. До того момента, пока информация о цехах соответствовала первоначально поданной ф. № 20-ОПП по всем параметрам, достаточно было того, что у предприятия на праве собственности (код «1» в графе 10) есть завод (код «213» в графе 3) и он эксплуатируется (код «2» в графе 9). Однако если часть помещений одного из цехов начинает сдаваться в аренду, это значит, что для части объекта налогообложения изменяется состояние.

Если бы в аренду сдавался весь имущественный комплекс, можно было бы просто подать информацию об изменениях (код «3» в графе 2). Но у нас в аренду сдается не весь объект, первоначально отраженный в ф. № 20-ОПП, а только его часть. В такой ситуации, как мы уже указывали раньше, из укрупненного объекта нужно выделить более мелкий2.

2 Об этом читайте в «Налоги & бухучет», 2020, № 75, с. 21.

В нашей ситуации это будет означать открытие нового объекта (код «1» в графе 2), которым предприятие владеет на праве собственности (код «1» в графе 10). Однако состояние такого объекта уже будет обозначаться в графе 9 кодом «9» (сдается в аренду). Также в графе 5 для такого объекта должен быть новый идентификатор. В общем случае в графе 3 сданные в аренду помещения следует обозначить как цех (код «148») или производственный участок (код «587»). Но в зависимости от назначения сданных в аренду помещений можно говорить и о складе (код «468»), и об ангарах (код «46»), и о мастерской (код «325»).

После истечения договора аренды выделенный объект закрывается (код «6» в графе 2).

Аренда недвижимости без земли

Предприятие сдает в аренду свою недвижимость. Нужно ли в этом случае подавать ф. № 20-ОПП с обновленной информацией о земельном участке, на котором стоит эта недвижимость? Зависит ли это от того, на каком праве предприятие владеет участком?

Земельный участок и объект недвижимого имущества, который на нем стоит, — это два разных объекта налогообложения. Более того, эти объекты принципиально не укрупняются, ведь оба подлежат государственной регистрации. Поэтому земельный участок и недвижимость на нем всегда отражаются в ф. № 20-ОПП двумя отдельными строками.

Причем для обоих этих объектов в ф. № 20-ОПП будет заполнена графа 12 (для участка — кадастровый номер, для недвижимости — регистрационный номер).

Если недвижимость сдается в аренду, у этого объекта налогообложения изменяется состояние. То есть нужно подать ф. № 20-ОПП с информацией об изменениях (код «3» в графе 2), а в графе 9 указать код «9» (сдается в аренду).

А что с земельным участком? По нашему мнению,

если по договору аренды собственно участок под объектом недвижимости в аренду не сдается, никаких изменений по этому объекту в ф. № 20-ОПП фиксировать не нужно

Причем не важно, идет речь о собственном земучастке или об участке государственной или коммунальной собственности, который арендует предприятие. В первом случае (код «2» в графе 9, код «1» в графе 10) участок будет объектом обложения земналогом. Во втором (код «8» в графе 9, код «7» в графе 10) — объектом обложения арендной платой. И изменять состояние этого объекта на «сдается в аренду» (код «9» в графе 9) нужно, только если в договоре аренды прямо упоминается передача арендатору земельного участка вместе с недвижимостью, которая стоит на этом участке.

Аренда паркомест и ноутбуков

Предприятие арендует паркоместа и ноутбуки. Нужно ли подавать ф. № 20-ОПП с информацией о таких объектах налогообложения?

По нашему мнению, арендованные ноутбуки отдельно указывать в ф. № 20-ОПП не нужно. Согласно подходу, который налоговики предлагают применять при укрупнении информации в ф. № 20-ОПП (см. БЗ 116.11 // «Налоги & бухучет», 2020, № 64, с. 28), эти ноутбуки сразу «проглотит» офис или другой укрупняющий объект налогообложения, в котором хранятся ноутбуки. Они не подлежат госрегистрации (как, например, автомобили) и не формируют объект обложения отдельным налогом (как, например, котельная — объект для эконалога). Поэтому «глотать» их офисом (код «378») или магазином (код «321») можно.

Относительно арендованных паркомест ситуация такова. Паркоместа формируют объект обложения отдельным налогом, а именно: парковочным сбором. Однако у лица, которому согласно решению органа местного самоуправления отведены земельные участки под паркоместа, эти участки отражаются в декларации. Поэтому оно, по нашему мнению, дублировать их в ф. № 20-ОПП не должно3. Хотя налоговики, скорее всего, потребуют от плательщика парковочного сбора ф. № 20-ОПП с информацией о парковочных земучастках. Так же, как они ее хотят относительно тех участков, которые есть в декларациях по плате за землю. Поэтому

3 Об этом читайте в «Налоги & бухучет», 2020, № 75, с. 16.

плательщику парковочного сбора безопаснее отражать свои паркоместа в ф. № 20-ОПП

А вот лицо, которое ставит свой автомобиль на муниципальной парковке, ф. № 20-ОПП подавать не должно. У него никакого объекта налогообложения не возникает.

Отдельный разговор — аренда паркоместа около частного здания или на многоуровневой подземной автостоянке. Здесь нет плательщиков парковочного сбора и идет речь не о муниципальной, а о частной территории. Поэтому о таких паркоместах как об обычном объекте аренды в ф. № 20-ОПП информируют как арендатор, так и арендодатель.

В обоих случаях в графе 3 арендатор паркомест приводит код «33» (автостоянка) или код «387» (парковка авто). А в графе 9 указывается код состояния «8» (арендуется), а в графе 10 — код вида права «8» или «7», в зависимости от того, на какой срок арендуются паркоместа.

Погрузчики и неосновное место учета

В собственности предприятия имеется движимое имущество (погрузчики). Они находятся на иной территории, чем местонахождение предприятия. Нужно ли подавать ф. № 20-ОПП об этих погрузчиках? Нужно ли в этом случае заполнять графу 11 ф. № 20-ОПП (ф. № 17-ОПП не подавалась)?

Необходимо определить, о каких погрузчиках идет речь — о транспортных средствах или об обычных «больших игрушках» (как пример — электрокары), которые хотя и характеризуются как «технологический транспорт», но по сути транспортными средствами не являются. Последние классифицируются по коду как механическое оборудование (раздел XVI УКТ ВЭД4) и подлежат регистрации только в Гоструда5.

4 Транспортные средства зато классифицируются в разделе XVII УКТ ВЭД.

5 См.: kr.dsp.gov.ua/index.php/3530-yak-reestruvati-tekhnologichnij-trasport

Если у вас последний тип погрузчиков, их «проглотит» тот объект, на котором они находятся. То есть подавать ф. № 20-ОПП отдельно об этих погрузчиках не нужно. Достаточно, чтобы в ф. № 20-ОПП была приведена информация о складе (код «468») или магазине (код «321»), где эти погрузчики размещены. Если местонахождение склада или магазина не совпадает с местонахождением предприятия, то вы, конечно, должны были стать по местонахождению склада или магазина как по неосновному месту учета. Для этого следовало или заполнить графу 11 в ф. № 20-ОПП, или подать ф. № 17-ОПП.

Отдельный разговор — если такие погрузчики сдаются в аренду. Тогда по факту передачи в аренду их нужно выделить в отдельный объект и подать в ф. № 20-ОПП. В графе 10 по ним указывается вид права «1» (собственность), а в графе 9 — состояние «9» (сдается в аренду). В графе 3 на погрузчики, переданные в аренду, приводим код «710» (колесная техника для всех видов работ). Относительно таких погрузчиков арендодатель по месту их использования по неосновному месту учета на учет не становится. Поэтому и графу 11 в ф. № 20-ОПП заполнять не следует.

Если же у вас погрузчики, которые отнесены именно к транспортным средствам, то в графе 3 указываем код «34» (автотранспорт), а в графе 10 — код «1» (право собственности). В графе 8 приводим адрес места регистрации погрузчиков, а в графах 6 и 7 — код КОАТУУ и наименование админтерриториальной единицы того населенного пункта, где эти транспортные погрузчики зарегистрированы (БЗ 116.11).

И вот если этим кодом КОАТУУ обозначается территория, которую обслуживает другая налоговая, чем та, в которой предприятие находится на основном учете, возникает вопрос, заполнять ли графу 11 с просьбой взять вас там на неосновной учет.

По нашему мнению, здесь не придется говорить об обязанности становиться на неосновной учет. Ведь погрузчики не являются объектом обложения транспортным налогом (п.п. 267.1.1 НКУ), а соответственно сам факт, что они зарегистрированы на территории, куда не дотягиваются руки налоговой, в которой на учете находится само предприятие, — еще не основание заполнять графу 11. Так как на неосновной учет становятся, вообще-то, только тогда, когда возникает реальная обязанность подавать декларацию или уплачивать налоги в «неосновную» налоговую (п. 7.1 Порядка № 15886).

6 Порядок учета плательщиков налогов, утвержденный приказом Минфина от 09.12.2011 г. № 1588.

Внимание: если транспортные погрузчики однотипны по виду, состоянию и использованию, можно в ф. № 20-ОПП укрупнить их, т. е. привести одной строкой, а в графе 12указать не номер шасси каждого погрузчика, а просто количество погрузчиков (п. 8.4 Порядка № 1588). Налоговики также согласны с этим (БЗ 116.11). Подробно об отражении транспорта в ф. № 20-ОПП читайте в «Налоги & бухучет», 2020, № 75, с. 19.

Заграничный офис, не являющийся филиалом

Предприятие имеет офис за рубежом, который не имеет статуса обособленного подразделения. Каким образом отразить информацию о таком офисе в ф. № 20-ОПП?

По нашему мнению, независимо от того, имеет ли заграничный офис статус обособленного подразделения, ф. № 20-ОПП об этом офисе нужно подавать так же, как и о заграничном филиале (см. «Налоги & бухучет», 2021, № 53, с. 27). То есть графа 7 не заполняется, в графе 8 приводим полное местонахождение офиса в заграничной стране, а в графе 6 — код страны, в которой находится офис (в соответствии с Перечнем, утвержденным приказом Госстата от 08.01.2020 г. № 32).

Информацию о заграничном офисе подаем в налоговую по основному месту учета предприятия, которое «держит» этот офис. Единственное — ф. № 20-ОПП нужно подать в бумажном виде. Ну, чтобы не удивить электронную форму пустой графой 7.

Рекомендуем сопровождать бумажную форму письмом, в котором указать требование к налоговикам внести информацию в Единый банк данных. Ведь были прецеденты, когда информация из бумажных ф. № 20-ОПП терялась и не сохранялась после подачи (см. «Налоги & бухучет», 2020, № 60, с. 6).

Аренда павильона под бар

Предприятие арендует сборно-разборный павильон под бар. Каким образом отражать информацию о нем в ф. № 20-ОПП?

В графе 9 состояние объекта налогообложения помечаем кодом «8» (арендуется), а в графе 10 вид права — кодом «7» потому что «8», в зависимости от того, на какой срок арендуется объект, — более или менее года.

Ключевым будет вопрос, каким кодом помечать тип объекта налогообложения в графе 3, если в Справочнике есть как код «78» (бар), так и код «381» (павильон)?

Если исходить исключительно из п. 8.4 Порядка № 1588, можно подумать, что возможно привести любой из двух этих типов по принципу «какой больше нравится». На такой вывод наталкивает приведенный в абзаце третьем указанного пункта пример с офисом, складом и магазином.

Однако не забываем, что в нашем случае идет речь о баре. То есть о месте проведения расчетов, на которое нужно регистрировать РРО. К тому же в баре обычно торгуют алкоголем, а это — лицензируемая деятельность.

Если указать в графе 3 ф. № 20-ОПП код «381» (павильон), могут возникнуть дополнительные вопросы, в каком-таком павильоне происходит торговля алкоголем.

Зато если указать код «78» (бар) — вопросов с тем, на какую торговую точку получена алкогольная лицензия, не возникает. Да и РРО на бар регистрировать более привычно, чем на павильон. О том, как неподача ф. № 20-ОПП может помешать регистрации РРО и получению лицензии, читайте в «Налоги & бухучет», 2020, № 50, с. 2.

Снятие с регистрации ФЛП

На самом ли деле ФЛП не сможет сняться с регистрации в налоговой, если не подаст ф. № 20-ОПП с уведомлением о закрытии объектов налогообложения?

Нет, такой связи действующим законодательством не предусмотрено. Это новинка в придумках налоговиков. ГУ ГНС в Черкасской обл. в своем разъяснении от 14.05.2021 г.7 торжественно сообщило: ФЛП, который осуществил госрегистрацию прекращения своей деятельности в течение 10 рабочих дней после того, как «прекратился», должен подать ф. № 20-ОПП с информацией о закрытии своих объектов налогообложения. То есть указать в графе 2 код «6» относительно всех объектов, о которых раньше подавалась ф. № 20-ОПП с информацией об открытии!

7 См.: ck.tax.gov.ua/media-ark/news-ark/468439.html

Более того, в своем сообщении от 15.06.2021 г.8 черкасские налоговики с гордостью отрапортовали, что 12 % проверенных ими ФЛП на практике не смогли сняться с учета в налоговом органе, потому что были пойманы на неподаче ф. № 20-ОПП и не позакрывали свои объекты налогообложения!

8 См.: ck.tax.gov.ua/media-ark/news-ark/475515.html

Правовых оснований для того, чтобы блокировать снятие с налогового учета из-за неподачи ф. № 20-ОПП, у налоговиков нет. Согласно п.п. 1 п. 11.18 Порядка № 1588 основанием для снятия ФЛП с налогового учета является информация из ЕГР. А среди обязанностей ликвидированного ФЛП есть только одна — окончательные расчеты по налогам (п.п. 6 п. 11.18 Порядка № 1588).

Обязанности непременно подавать налоговикам ф. № 20-ОПП при закрытии ФЛП нет

Ни одним словом не упоминает о ф. № 20-ОПП и свеженькая консультация, которая описывает действия ФЛП для снятия с учета в налоговой после записи в ЕГР (БЗ 116.07).

Однако, похоже, что налоговики на местах в связи с таким выкручиванием рук придумали новый способ, как штрафовать за неподачу ф. № 20-ОПП. И «тестируют» его, чтобы запустить, когда закончится мораторий на штрафы.

Поэтому, возможно, вы не захотите испытывать свое терпение, объясняя фискалам незаконность их требований.

Тогда лучше не медлить и сразу после прекращения ФЛП подать ф. № 20-ОПП с информацией о закрытии всех предпринимательских объектов налогообложения. И скорее всего ф. № 20-ОПП закрывшемуся ФЛП придется подавать в бумажном виде.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно