Темы статей
Выбрать темы

ФЛП на ЕН группы 2 и ВЭД

Казанова Марина, налоговый эксперт
ФЛП на едином налоге группы 2 планирует заниматься внешнеэкономической деятельностью (ВЭД). На что ему нужно обратить внимание?

Операции продажи (экспорт)

Экспорт услуг запрещен. Предпринимателям-единоналожникам, как и другим субъектам хозяйствования, заниматься ВЭД как таковой не запрещено.

Но надо учитывать общие запреты, которые есть для плательщиков ЕН (существующие ограничения по видам деятельности, запрет на неденежные формы расчетов и т. п.).

Да, ФЛП на ЕН группы 2 имеют право осуществлять экспорт товаров (кроме подакцизных*). При этом товары могут быть у т. ч. собственнопроизведенные.

* Поскольку на ЕН групп 1 — 3 запрещенным является, в частности, производство, экспорт, импорт, продажа подакцизных товаров (кроме розничной продажи горюче-смазочных материалов в емкостях до 20 литров и деятельности физических лиц, связанной с розничной продажей пива, сидра, перри (без добавления спирта) и столовых вин) (п.п. 3 п.п. 291.5.1 НКУ).

А вот

осуществлять экспорт услуг единоналожникам группы 2 запрещено

Связано это с тем, что ФЛП на ЕН группы 2 разрешено предоставлять услуги только плательщикам ЕН и/или населению (п.п. 2 п. 291.4 НКУ). Нерезиденты плательщиками ЕН быть не могут (п.п. 291.5.7 НКУ). А под категорию населения, по убеждению налоговиков, попадают лишь те физические лица, которые на момент получения услуги находились на территории Украины (см., в частности, письмо ГУ ГНС в Харьковский обл. от 20.04.2021 № 1620/ІПК/20-40-24-04-10, письмо ГНСУ от 28.11.2023 № 4387/ІПК/99-00-24-03-03 ІПК).

А потому ФЛП на ЕН группы 2 не имеет права предоставлять услуги нерезидентам, которые находятся за пределами Украины.

«Цифровые» товары. Экспорт средствами цифровой/электронной связи, то есть продажа программной продукции, других «цифровых» товаров (того, что может скачиваться с сайта) — для целей НКУ может быть расценен как экспорт услуг (см. по этому поводу статью «Поставка программной продукции для НДС-учета: товар или услуга?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 82).

А следовательно,

экспорт «цифровых» товаров налоговики тоже могут считать запрещенным для ФЛП на ЕН группы 2

Нужен ли дополнительный КВЭД на ВЭД. Специального КВЭД на ВЭД нет.

То есть ФЛП достаточно иметь обычные торговые или производственные КВЭД. Для оптовой торговли это КВЭД из того же раздела 46 КВЭД. Для розничной торговли подойдут КВЭД для внемагазинной розничной торговли из группы 47.9 КВЭД. При этом напомним, что при оптовой торговле осуществляют продажу товара для его дальнейшей перепродажи или другого использования в предпринимательской деятельности. А розничная торговля предусматривает реализацию товара для личного потребления и домашнего использования (то есть конечному потребителю). Для производства подойдут, например, КВЭД из разделов 10 — 32 КВЭД.

Место осуществления деятельности. Налоговики отмечают (107.01.01 БЗ), что плательщик, который планирует осуществлять ВЭД на ЕН, в Заявлении о применении упрощенной системы налогообложения в поле 6 Місце провадження господарської діяльності» в графе «Область, район, населений пункт» должен указать: «Виконання робіт чи надання послуг за межами України (експорт)» и/или «Поставка товарів за межами території України (експорт)». Остальные графы поля 6 Заявления («Код за КОАТУУ» и т. п.) не заполняются.

Экспорт услуг/работ на ЕН группы 2, как мы выяснили выше, запрещен. Поэтому в отношении деятельности по экспорту товаров (продукции) у ФЛП как место осуществления деятельности должно быть указано «Поставка товарів за межами території України (експорт)».

Если экспорт товаров (продукции) не является единственным видом деятельности ФЛП, то в Заявлении о применении упрощенной системы налогообложения в поле 6 следует привести все места осуществления деятельности ФЛП.

Нужен ли валютный счет? Да, нужен. Ведь если выручка не будет заходить на валютный предпринимательский счет в Украине, то, скорее всего, налоговики не признают этот доход предпринимательским (то есть таким, который облагается ЕН). А будут считать это доходом физлица (ставка 18 % + 1,5 %).

Потому что если операция подлежит валютному надзору (операция продажи превышает экв. 400 тыс. грн), то в любом случае до окончания предельных сроков расчетов экспортная выручка должна попасть в Украину (быть зачислена на банковские счета Украины) (п. 23 Положения № 5*).

* Положение о мероприятиях защиты и определении порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте, утвержденное постановлением Правление НБУ от 02.01.2019 № 5.

Если же операция не подлежит экспортному контролю, то все равно остается еще п. 16 Положения № 5, в котором сказано, что «расчеты по внешнеэкономическим операциям осуществляются исключительно через счета в банках».

Валютный надзор. Банки не осуществляют надзор / не ставят на контроль операцию, если ее сумма меньше эквивалента 400 тыс. грн. по курсу НБУ на момент осуществления операции.

Выручка на Payoneer и Ко. Сейчас в категории 107.01.03 БЗ появилась консультация, в которой налоговики признали, что средства, полученные на Payoneer (или WISE), могут считаться предпринимательским доходом (а следовательно, и облагаться ЕН),

при условии, что они до конца отчетного периода будут зачислены на валютный счет ФЛП в Украине

Но! Даже если средства будут выведены на валютный счет ФЛП в Украине, стоит учесть, что

полностью это налоговые риски не снимает

Ведь ФЛП нужно будет подтвердить, что средства, которые «зашли» на валютный счет в Украине, являются доходом от предпринимательской деятельности, а для единоналожника важно еще и доказать, что это средства от деятельности, которая значится в Реестре плательщиков ЕН. Но если средства на валютный счет будут зачислены с того же Payoneer, то выписка только с валютного счета не предоставит достаточных подтверждений предпринимательского статуса доходов. Поэтому налоговики, очевидно, потребуют каких-то дополнительных документов, в том числе из Payoneer.

Подробнее об этом см. в статье «ФЛП — плательщик единого налога и доходы на Payoneer и Wise» // «Налоги & бухучет», 2024, № 14.

Комиссии банков, предоставителей платежных услуг, маркетплейсов. Единоналожник-продавец должен

включить в доход всю (полную) сумму выручки — еще до удержания комиссии банком,

то есть всю стоимость реализованных покупателям товаров. Комиссии, которые удерживаются банками, другими финучреждениями, маркетплейсами, доход предпринимателя не уменьшают.

Но здесь есть еще один момент. Не признают ли налоговики такое удержание комиссий неденежной формой расчетов (ведь фактически средства за товары получаются на счет не в полной сумме, а за вычетом стоимости услуг банка / предоставителя платежных услуг/маркетплейсов)?

Против банковских комиссий налоговики традиционно ничего не имеют против. Фискалы отмечают, что удержание банковской комиссии не подпадает под понятие бартерной (товарообменной) операции из п.п. 14.1.10 НКУ (письмо ГНСУ от 01.03.2023 № 462/ІПК/99-00-24-03-03-06; письмо ГУ ГНС в Харьковской обл. от 15.04.2021 № 1553/ІПК/20-40-18-05-10).

А вот как они отнесутся к комиссиям, удержанных маркетплейсами (даже если доход предприниматель покажет в полной сумме, не уменьшая его на сумму комиссии), не известно. Риск, что налоговики могут увидеть здесь неденежную форму расчетов (со сбросом ФЛП с упрощенки) не исключается.

Прием оплаты криптовалютой — запрещен. Криптовалюта не выпускается банком и не является денежным обязательством определенного лица, а потому она не может быть признана электронными деньгами.

Следовательно,

расчеты криптовалютой (биткойнами) по действующему законодательству не могут признаваться денежными

Поэтому они запрещены для плательщиков ЕН. Больше деталей по этому поводу найдете в статье «Единоналожникам позволили принимать электронные деньги: так ли все просто?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 14.

Правила учета инвалютного дохода. У ФЛП достаточно простые:

1) доход записываем в регистр учета доходов в том месяце, в котором деньги поступили ФЛП;

2) доход записываем в гривнях. Для этого валюту пересчитываем в гривни по официальному курсу НБУ на день получения валюты ФЛП (п. 292.5 НКУ);

3) в доход включаем всю сумму инвалюты, указанную в договоре (инвойсе), не уменьшая ее на комиссию банка (если банк удерживает комиссию).

Важно:

ФЛП-единоналожники никогда не рассчитывают курсовые разницы по инвалюте, которая хранится на счете, поэтому не обязаны отражать доход, если курс НБУ вырос (категория 107.01.03 БЗ)

К тому же и в случае продажи инвалюты контролеры либерально разъясняют, что положительная разница от продажи инвалюты ЕН-доходом предпринимателя-единоналожника не является (категория 107.01.03 БЗ). Больше деталей по этому поводу найдете в статье «Курсовые разницы у единоналожников» // «Налоги & бухучет», 2022, № 59.

Есть ли дополнительная отчетность на ВЭД-операции? Нет, нет. В свое время существовала такая Декларация о валютных ценностях, доходах и имуществе, которые принадлежат резиденту Украины и находятся за ее пределами. Впрочем за отчетные периоды начиная с І квартала 2019 года такая декларация не подается. Никаких заменителей нет. То есть никакой дополнительной отчетности здесь не будет. Главное — правильно показать доход от операции в ЕН-декларации.

Если вы планируете продажи товаров за границу через интернет-магазин, то см. также статью «Торговля через Интернет с заграницей» // «Налоги & бухучет», 2022, № 76.

Импорт товаров/услуг

Импорт товаров (кроме подакцизных) / импорт услуг для плательщиков ЕН не запрещены. Единственное, нужно учитывать, что сейчас все еще действует запрет субъектам ВЭД приобретать и/или перечислять за границу валюту в оплату услуг, работ, нематериальных прав, которые не попали в Перечень № 153* (п. 14 постановления НБУ № 18**).

* Перечень услуг, работ, прав интеллектуальной собственности, других неимущественных прав, предназначенных для продажи (оплатной передачи), по операциям по импорту которых рекомендовано Национальному банку обеспечить осуществление переводов, утвержденный постановлением КМУ от 24.02.2022 № 153.

** Постановление Правления НБУ «О работе банковской системы в период ввода военного положения» от 24.02.2022 № 18.

Учет расходов. Учет расходов плательщик единого налога группы 2 не ведет.

Как сказано в письме Комитета ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики от 30.12.2021 № 04-32/10-2021/409504, с которым не спорят налоговики:

«ФЛП не должны подтверждать документами (в том числе первичными документами) расходы на приобретение товаров/услуг, а должны вести лишь учет доходов с учетом требований пункта 44.1 статьи 44 Налогового кодекса Украины. В то же время такие ФЛП должны подтверждать факт включения или невключения определенных доходов в общий состав дохода (статья 292 Налогового кодекса Украины.

Впрочем здесь есть некоторые дополнительные нюансы, о которых узнаете из статьи «Документы на проданный товар: нужны ли они ФЛП на едином налоге?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 55 (ср. ).

Учет товарных запасов ФЛП. Это вопрос актуален лишь для тех ФЛП, которые обязаны вести учет товарных запасов. В частности, из-за того, что занимаются реализацией технически сложных бытовых товаров, которые подлежат гарантийному ремонту (ТСБТ). Больше деталей о таком учете найдете в статье «Учет товарных запасов у ФЛП: «готовь сани летом» // «Налоги & бухучет», 2023, № 49, о ТСБТ — в статье «Изготовление коптильных камер: нужен ли учет товарных запасов» // «Налоги & бухучет», 2023, № 61.

Так вот, если ФЛП обязан вести учет товарных запасов, то он должен:

— вести Форму ведения учета товарных запасов из приложения к Порядку № 496*. Фактически речь о том, что ФЛП отражает в такой форме реквизиты документов о: 1) поступлении товаров; 2) и выбытии товаров;

— предъявлять налоговикам эту Форму и документы на товар.

* Порядок ведения учета товарных запасов для физических лиц — предпринимателей, в том числе плательщиков единого налога, утвержденный приказом Минфина от 03.09.2021 № 496.

Что это за документы? Речь идет не о документах собственно в подтверждение осуществления оплаты. Речь именно о

документах в подтверждение фактического получения товарных запасов от конкретного продавца

Ведь согласно п. 2 разд. I Порядка № 496 к таким документам отнесены «накладные, транспортные документы, таможенные декларации, акты закупки, фискальные чеки, товарные чеки, другие документы, содержащие реквизиты, которые позволяют идентифицировать поставщика и товарополучателя (наименование субъекта хозяйствования, регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов (далее — РНУКПН) или код согласно ЕГРПОУ субъекта хозяйствования, серия и номер паспорта / номер ID-карты для физических лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказались от принятия РНУКПН и официально сообщили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют соответствующую отметку в паспорте), дату проведения операции, наименование, количество и стоимость товара».

Часто раздается вопрос, может ли здесь подойти проформа-инвойс? Нет.

Действительно, Минфин давал разъяснение (и не раз*), что оплаченный инвойс, содержащий все обязательные реквизиты первичного документа, которые раскрывают сведения о хозяйственной операции, может быть основанием для отражения операции по поставке товаров, работ, услуг без составления акта приема-передачи.

* См., в частности, письмо Министерства финансов Украины «О применении счетов-фактур (инвойсов)» от 24.03.2023 № 41010-06-5/7983.

Но здесь принципиально:

— что речь идет именно об инвойсе (счете-фактуре), то есть документе, составленном по результатам поставки товара (или работы/услуги). Это совсем другое, чем проформа-инвойс. Потому что последний документ фактически является эквивалентом нашего счета, который не подтверждает сам факт поставки;

— налоговики цепляются даже к инвойсам. Типа, для оприходования импортных товаров оплаченного инвойса недостаточно, а он подходит для работ/услуг (письма ГУ ГФС в г. Киеве от 31.03.2017 № 6964/10/26-15-14-05-04-22, от 17.08.2018 № 3568/ІПК/26-15-14-08-28).

То есть проформу-инвойс, даже оплаченную, налоговики не будут воспринимать как документ о происхождении товара. Одна лишь платежка также не является первичным документом для целей ведения учета товарных запасов.

Также часто спрашивают, могут ли здесь помочь почтовые документы (почтовые накладные на пересылку товара и т. п.), если товар ФЛП получает на почте? Налоговики такие документы по большей части также не воспринимают. Дескать, они оформлены не на ФЛП, а на обычное лицо. А ФЛП, типа, нужна именно таможенная декларация.

Также не факт, что такие почтовые документы будут иметь все обязательные реквизиты первичного документа.

* Первичные документы могут быть составлены в бумажной или в электронной форме и должны иметь следующие обязательные реквизиты: название документа (формы); дату составления;

название предприятия, от имени которого составлен документ; содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции; должности и фамилии (кроме первичных документов, требования к которым устанавливаются Национальным банком Украины) лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления; личную подпись или другие данные, которые дают возможность идентифицировать лицо, участвовавшее в осуществлении хозяйственной операции. (п. 2 ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 № 996-XIV).

То есть такие почтовые документе можно попробовать использовать в качестве подтверждающие (поскольку у ФЛП будет в дополнение и платежный документ, и проформа-инвойс, что в куче позволяет идентифицировать хозяйственную операцию приобретения), впрочем не факт, что это удовлетворит налоговиков и будет должным образом воспринято судом в случае судебного обжалования действий налоговиков. Лучше здесь запросить у налоговиков индивидуальную налоговую консультация в свою пользу.

Налогообложение выплат нерезидентам. Начнем с налога на репатриацию, НДФЛ, военного сбора (ВС).

Следует обязательно выяснять статус нерезидента, у которого вы покупаете товар/работы/услуги. Или это юридическое лицо, или это физическое лицо (в т. ч. любой аналог нашего ФЛП).

Так вот, если нерезидент-поставщик является юридическим лицом, действуем согласно п. 141.4 НКУ. Здесь все достаточно просто, потому что выручку нерезидентов от реализации товаров/работ/услуг освобождает от налогообложения п.п. «к» п.п. 141.4.1 НКУ (с учетом других подпунктов п.п. 141.4.1 НКУ). Поэтому, например, оплата за товар не будет облагаться так называемым налогом на репатриацию. Соответственно нет необходимости дополнительно что-то уплачивать / подавать дополнительную отчетность.

Если же нерезидент-поставщик является физическим лицом (в т. ч. любой аналог нашего ФЛП), то все намного сложнее, потому что такого освобождения, как в случае с нерезидентом-юрлицом (см. выше), нет. Поэтому вам, если покупаете товары/работы/услуги для использования в предпринимательской деятельности (!), придется позаботиться об уплате НДФЛ, ВС с выплаты, а также подаче соответствующей отчетности (в составе объединенного НДФЛ/ВС/ЕСВ-расчета). Существенной проблемой здесь станет, в частности, отсутствие у нерезидента украинского налогового номера. Больше деталей по этому поводу найдете, в частности, в статье «Заказываем услуги у предпринимателя-нерезидента: что с налогообложением» // «Налоги & бухучет», 2023, № 77. Поэтому рекомендация в целом такая, что

если поставщик-нерезидент является физическим лицом, то сотрудничества с ним лучше вообще избегать

Дальше рассмотрим актуальный вопрос в отношении НДС. Когда речь об импортном НДС с товаров, то здесь никакого дополнительного учета / отчетности от ФЛП не требуется.

Нюанс есть по платежам за услуги, которые ФЛП получает от нерезидентов, с местом поставки (услуг) на территории Украины.

В общем случае получатель таких услуг (если место поставки этих услуг, определенное по правилам ст. 186 НКУ, — территория Украины) обязан начислить (задекларировать) и уплатить НДС с таких услуг независимо от того, является ли он плательщиком НДС.

Но, скорее всего, с услугами нерезидента, местом поставки которых будет территория Украины, ФЛП на ЕН группы 2 будет иметь дело при получении так называемых «электронных услуг». Например, это могут быть какие-то комиссии, которые торговая площадка -нерезидент взимает с ФЛП за размещение информации о товарах ФЛП. Но принципиальным является то, что

если получателем электронных услуг является ФЛП — неплательщик НДС, то он не должен ни уплачивать НДС с электронных услуг нерезидента, ни подавать Расчет налоговых обязательств по НДС с нерезидентных услуг (п.п. «д» п.п. 14.1.139, п.п. 9 п. 180.1, ст. 2081 НКУ)

Подробнее об этом см. в статье «Электронные услуги от нерезидента: кто платит НДС» // «Налоги & бухучет», 2023, № 12.

Выводы

  • ФЛП на ЕН группы 2 могут осуществлять экспорт товаров. А вот осуществлять экспорт услуг единоналожникам группы 2 запрещено. Также для ФЛП на ЕН группы 2 запрещен экспорт «цифровых» товаров (программной продукции и того, что может скачиваться с сайта). Потому что для НКУ это тоже услуги.
  • Для того, чтобы полученная экспортная выручка облагалась налогом по единоналожным правилам, она должна поступать на валютный предпринимательский счет в банке Украины.
  • ФЛП-единоналожники не рассчитывают курсовые разницы по инвалюте и не обязаны отражать доход, если курс НБУ вырос.
  • Если ФЛП обязан вести учет товарных запасов, следует позаботиться о документах на товар. С этим может быть проблема, если таможенная декларация при ввозе не оформлялась.
  • Если нерезидент-поставщик является физическим лицом (в т. ч. любой аналог нашего ФЛП), сотрудничества с ним лучше избегать, потому что вы становитесь налоговым агентом по выплатам в его пользу.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше