(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Перейти к номеру...
  • № 33
  • № 32/1
  • № 32
  • № 31
  • № 30
  • № 29
  • № 28/1
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
2/3
Бюджетная бухгалтерия
Бюджетная бухгалтерия
Сентябрь , 2018/№ 34

КНП: организуем бухучет и определяем учетную политику

В этом году часть заведений здравоохранения в результате реорганизации путем преобразования получила статус коммунальных некоммерческих предприятий. О том, как именно происходил такой процесс преобразования, мы рассказывали в предыдущем номере газеты «Бюджетная бухгалтерия»*. Но это только начало нелегкого пути, который придется пройти бухгалтерам таких вновь созданных предприятий. Как всегда, мы хотим помочь вам справиться с этим заданием. Что на этом переходном этапе необходимо сделать и вообще с чего начать? Какие документы составить и какими нормативно-правовыми актами руководствоваться таким предприятиям? Ответы на все эти вопросы вы найдете в этом материале.

* См. материал «Автономизация заведений здравоохранения: практические аспекты».

Как подготовиться к переходу на коммерческий учет

Кажется, только бухгалтеры бюджетных учреждений более-менее разобрались с Планом счетов № 1203 и заполнением финансовой отчетности, как им подготовили очередной «подарок». Пожалуйста, коллеги, сохраняем спокойствие! Новации, о которых будет идти речь, распространяются не на всю бюджетную сферу! А касаются они (по крайней мере пока) только бухгалтеров ЗЗО, которые в результате реорганизации путем преобразования получили статус КНП. Поэтому именно для них мы и подготовили этот практический материал.

Напомним, что переход таких КНП в категорию получателей бюджетных средств автоматически лишил их статуса распорядителей таких средств. А это значит, что положения ст. 56 БКУ, касающиеся именно бюджетных учреждений, то есть распорядителей бюджетных средств, на них уже не распространяются. Как отмечало Казначейство в письме от 03.07.2018 г. № 16-08/29-10743, такие коммунальные предприятия уполномочены распорядителем бюджетных средств на осуществление мероприятий, предусмотренных бюджетной программой, получают на их выполнение средства бюджета, и включаются в сеть как получатели бюджетных средств.

Справка

Ст. 1 БКУ:

получатель бюджетных средств — субъект хозяйствования, общественная или другая организация, не имеющая статуса бюджетного учреждения, уполномоченная распорядителем бюджетных средств на осуществление мероприятий, предусмотренных бюджетной программой, и получающая на их выполнение средства бюджета;

распорядитель бюджетных средств — бюджетное учреждение в лице его руководителя, уполномоченное на получение бюджетных ассигнований, взятие бюджетных обязательств, долгосрочных обязательств по энергосервису и осуществление расходов бюджета.

В соответствии с гражданским законодательством юридическое лицо является прекратившимся со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований записи о его прекращении, а юридическое лицо считается созданным со дня его государственной регистрации (ст. 104 ГКУ). То есть дата внесения соответствующей записи в Реестр является датой государственной регистрации КНП. А следовательно, именно с этой даты преобразованное ЗЗО должно организовать и вести бухгалтерский учет по правилам, установленным для обычных предприятий, а не для бюджетных учреждений.

Какими нормативно-правовыми актами следует руководствоваться?

Для начала — просмотреть главный документ. Для бухгалтера — это Закон № 996. Он устанавливает правовые основы регулирования, организации, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в Украине. Этот Закон распространяется на всех юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Украины, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также на представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые обязаны вести бухучет и подавать финотчетность в соответствии с законодательством. Только советуем это сделать уже под новым углом, так сказать, с точки зрения предприятия, а не распорядителя бюджетных средств.

Отметим, что вместо уже хорошо знакомых и родных НП(С)БУ бухгалтеру придется работать по другим П(С)БУ, которыми предприятия руководствуются аж с 2000 года. Безусловно, раньше бухгалтер КНП вовсе не интересовался, чем коммерческие стандарты отличаются от НП(С)БУ. Кстати, сразу отметим, что вы приятно удивитесь, поскольку найдете много общих правил и требований в этих документах.

Для удобства сравнительный перечень НП(С)БУ и П(С)БУ приведем в табл. 1.

Таблица 1

НП(С)БУ для бюджетных учреждений

П(С)БУ для предприятий

Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе — нормативно-правовой акт, которым определяются принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности для распорядителей бюджетных средств, центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, и фондов общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования, разработанный на основе международных стандартов бухгалтерского учета для государственного сектора и утвержденный центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере бухгалтерского учета

Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета — нормативно-правовой акт, которым определяются принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности предприятиями (кроме предприятий, которые в соответствии с законодательством составляют финансовую отчетность по международным стандартам финансовой отчетности и национальным положениям (стандартам) бухгалтерского учета в государственном секторе), разработанный на основе международных стандартов финансовой отчетности и законодательства Европейского Союза в сфере бухгалтерского учета и утвержденный центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную политику в сфере бухгалтерского учета

НП(С)БУ 101 «Подача финансовой отчетности»;

НП(С)БУ 102 «Консолидированная финансовая отчетность»;

НП(С)БУ 103 «Финансовая отчетность по сегментам»;

НП(С)БУ 105 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции»;

НП(С)БУ 121 «Основные средства»;

НП(С)БУ 122 «Нематериальные активы»;

НП(С)БУ 123 «Запасы»;

П(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности»;

П(С)БУ 2 «Консолидированная финансовая отчетность»;

П(С)БУ 6 «Исправление ошибок и изменения

в финансовых отчетах»;

П(С)БУ 7 «Основные средства»;

П(С)БУ 8 «Нематериальные активы»;

П(С)БУ 9 «Запасы»;

П(С)БУ 10 «Дебиторская задолженность»;

П(С)БУ 11 «Обязательства»;

НП(С)БУ 124 «Доходы»;

НП(С)БУ 125 «Изменения учетных оценок и исправление ошибок»;

НП(С)БУ 126 «Аренда»;

НП(С)БУ 127 «Уменьшение полезности активов»;

НП(С)БУ 128 «Обязательства»;

НП(С)БУ 129 «Инвестиционная недвижимость»;

НП(С)БУ 130 «Влияние изменений валютных курсов»;

НП(С)БУ 132 «Выплаты работникам»;

НП(С)БУ 133 «Финансовые инвестиции»;

НП(С)БУ 134 «Финансовые инструменты»;

НП(С)БУ 135 «Расходы»;

НП(С)БУ 136 «Биологические активы»

П(С)БУ 12 «Финансовые инвестиции»;

П(С)БУ 13 «Финансовые инструменты»;

П(С)БУ 14 «Аренда»;

П(С)БУ 15 «Доход»;

П(С)БУ 16 «Расходы»;

П(С)БУ 17 «Налог на прибыль»;

П(С)БУ 18 «Строительные контракты»;

П(С)БУ 19 «Объединение предприятий»;

П(С)БУ 21 «Влияние изменений валютных курсов»;

П(С)БУ 22 «Влияние инфляции»;

П(С)БУ 23 «Раскрытие информации о связанных сторонах»;

П(С)БУ 24 «Налог на акцию»;

П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства»;

П(С)БУ 26 «Выплаты работникам»;

П(С)БУ 27 «Необоротные активы, удерживаемые для продажи, и прекращенная деятельность»;

П(С)БУ 28 «Уменьшение полезности активов»;

П(С)БУ 29 «Финансовая отчетность по сегментам»;

П(С)БУ 30 «Биологические активы»;

П(С)БУ 31 «Финансовые расходы»;

П(С)БУ 32 «Инвестиционная недвижимость»;

П(С)БУ 33 «Расходы на разведку запасов полезных ископаемых»;

П(С)БУ 34 «Платеж на основе акций»

Имейте в виду: КНП необходимо пользоваться далеко не всеми приведенными П(С)БУ. Это связано с тем, что КНП по своему статусу является неприбыльным предприятием и имеет соответствующий признак неприбыльности. При этом среди П(С)БУ есть такие, которые касаются не всех субъектов хозяйствования, а лишь плательщиков налога на прибыль.

Во-вторых, еще один национальный документ, обязательный для применения такими субъектами хозяйствования, — План счетов № 219 и Инструкция № 291. Вот здесь и приготовьтесь к тому, что при знакомстве с этими документами, скорее всего, и возникнет больше всего вопросов.

Прежде всего предлагаем сравнить структуру Плана счетов № 1203 и Плана счетов № 219 (см. табл. 2)

Зарегистрируйтесь

для того, чтобы читать статью полностью.

Зарегистрироваться

Уже зарегистрированы? Войти с паролем

заведение здравоохранения, реорганизация, коммунальное некоммерческое предприятие, бухгалтерский учет, учетная политика добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Комментарии к статье