(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 36/1
  • № 36
  • № 35
  • № 33
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
2/3
Бюджетная бухгалтерия
Бюджетная бухгалтерия
Сентябрь , 2018/№ 34

КНП: организуем бухучет и определяем учетную политику

В этом году часть заведений здравоохранения в результате реорганизации путем преобразования получила статус коммунальных некоммерческих предприятий. О том, как именно происходил такой процесс преобразования, мы рассказывали в предыдущем номере газеты «Бюджетная бухгалтерия»*. Но это только начало нелегкого пути, который придется пройти бухгалтерам таких вновь созданных предприятий. Как всегда, мы хотим помочь вам справиться с этим заданием. Что на этом переходном этапе необходимо сделать и вообще с чего начать? Какие документы составить и какими нормативно-правовыми актами руководствоваться таким предприятиям? Ответы на все эти вопросы вы найдете в этом материале.

* См. материал «Автономизация заведений здравоохранения: практические аспекты».

Как подготовиться к переходу на коммерческий учет

Кажется, только бухгалтеры бюджетных учреждений более-менее разобрались с Планом счетов № 1203 и заполнением финансовой отчетности, как им подготовили очередной «подарок». Пожалуйста, коллеги, сохраняем спокойствие! Новации, о которых будет идти речь, распространяются не на всю бюджетную сферу! А касаются они (по крайней мере пока) только бухгалтеров ЗЗО, которые в результате реорганизации путем преобразования получили статус КНП. Поэтому именно для них мы и подготовили этот практический материал.

Напомним, что переход таких КНП в категорию получателей бюджетных средств автоматически лишил их статуса распорядителей таких средств. А это значит, что положения ст. 56 БКУ, касающиеся именно бюджетных учреждений, то есть распорядителей бюджетных средств, на них уже не распространяются. Как отмечало Казначейство в письме от 03.07.2018 г. № 16-08/29-10743, такие коммунальные предприятия уполномочены распорядителем бюджетных средств на осуществление мероприятий, предусмотренных бюджетной программой, получают на их выполнение средства бюджета, и включаются в сеть как получатели бюджетных средств.

Справка

Ст. 1 БКУ:

получатель бюджетных средств — субъект хозяйствования, общественная или другая организация, не имеющая статуса бюджетного учреждения, уполномоченная распорядителем бюджетных средств на осуществление мероприятий, предусмотренных бюджетной программой, и получающая на их выполнение средства бюджета;

распорядитель бюджетных средств — бюджетное учреждение в лице его руководителя, уполномоченное на получение бюджетных ассигнований, взятие бюджетных обязательств, долгосрочных обязательств по энергосервису и осуществление расходов бюджета.

В соответствии с гражданским законодательством юридическое лицо является прекратившимся со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований записи о его прекращении, а юридическое лицо считается созданным со дня его государственной регистрации (ст. 104 ГКУ). То есть дата внесения соответствующей записи в Реестр является датой государственной регистрации КНП. А следовательно, именно с этой даты преобразованное ЗЗО должно организовать и вести бухгалтерский учет по правилам, установленным для обычных предприятий, а не для бюджетных учреждений.

Какими нормативно-правовыми актами следует руководствоваться?

Для начала — просмотреть главный документ. Для бухгалтера — это Закон № 996. Он устанавливает правовые основы регулирования, организации, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в Украине. Этот Закон распространяется на всех юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Украины, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также на представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые обязаны вести бухучет и подавать финотчетность в соответствии с законодательством. Только советуем это сделать уже под новым углом, так сказать, с точки зрения предприятия, а не распорядителя бюджетных средств.

Отметим, что вместо уже хорошо знакомых и родных НП(С)БУ бухгалтеру придется работать по другим П(С)БУ, которыми предприятия руководствуются аж с 2000 года. Безусловно, раньше бухгалтер КНП вовсе не интересовался, чем коммерческие стандарты отличаются от НП(С)БУ. Кстати, сразу отметим, что вы приятно удивитесь, поскольку найдете много общих правил и требований в этих документах.

Для удобства сравнительный перечень НП(С)БУ и П(С)БУ приведем в табл. 1.

Таблица 1

НП(С)БУ для бюджетных учреждений

П(С)БУ для предприятий

Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе — нормативно-правовой акт, которым определяются принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности для распорядителей бюджетных средств, центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, и фондов общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования, разработанный на основе международных стандартов бухгалтерского учета для государственного сектора и утвержденный центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере бухгалтерского учета

Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета — нормативно-правовой акт, которым определяются принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности предприятиями (кроме предприятий, которые в соответствии с законодательством составляют финансовую отчетность по международным стандартам финансовой отчетности и национальным положениям (стандартам) бухгалтерского учета в государственном секторе), разработанный на основе международных стандартов финансовой отчетности и законодательства Европейского Союза в сфере бухгалтерского учета и утвержденный центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную политику в сфере бухгалтерского учета

НП(С)БУ 101 «Подача финансовой отчетности»;

НП(С)БУ 102 «Консолидированная финансовая отчетность»;

НП(С)БУ 103 «Финансовая отчетность по сегментам»;

НП(С)БУ 105 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции»;

НП(С)БУ 121 «Основные средства»;

НП(С)БУ 122 «Нематериальные активы»;

НП(С)БУ 123 «Запасы»;

П(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности»;

П(С)БУ 2 «Консолидированная финансовая отчетность»;

П(С)БУ 6 «Исправление ошибок и изменения

в финансовых отчетах»;

П(С)БУ 7 «Основные средства»;

П(С)БУ 8 «Нематериальные активы»;

П(С)БУ 9 «Запасы»;

П(С)БУ 10 «Дебиторская задолженность»;

П(С)БУ 11 «Обязательства»;

НП(С)БУ 124 «Доходы»;

НП(С)БУ 125 «Изменения учетных оценок и исправление ошибок»;

НП(С)БУ 126 «Аренда»;

НП(С)БУ 127 «Уменьшение полезности активов»;

НП(С)БУ 128 «Обязательства»;

НП(С)БУ 129 «Инвестиционная недвижимость»;

НП(С)БУ 130 «Влияние изменений валютных курсов»;

НП(С)БУ 132 «Выплаты работникам»;

НП(С)БУ 133 «Финансовые инвестиции»;

НП(С)БУ 134 «Финансовые инструменты»;

НП(С)БУ 135 «Расходы»;

НП(С)БУ 136 «Биологические активы»

П(С)БУ 12 «Финансовые инвестиции»;

П(С)БУ 13 «Финансовые инструменты»;

П(С)БУ 14 «Аренда»;

П(С)БУ 15 «Доход»;

П(С)БУ 16 «Расходы»;

П(С)БУ 17 «Налог на прибыль»;

П(С)БУ 18 «Строительные контракты»;

П(С)БУ 19 «Объединение предприятий»;

П(С)БУ 21 «Влияние изменений валютных курсов»;

П(С)БУ 22 «Влияние инфляции»;

П(С)БУ 23 «Раскрытие информации о связанных сторонах»;

П(С)БУ 24 «Налог на акцию»;

П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства»;

П(С)БУ 26 «Выплаты работникам»;

П(С)БУ 27 «Необоротные активы, удерживаемые для продажи, и прекращенная деятельность»;

П(С)БУ 28 «Уменьшение полезности активов»;

П(С)БУ 29 «Финансовая отчетность по сегментам»;

П(С)БУ 30 «Биологические активы»;

П(С)БУ 31 «Финансовые расходы»;

П(С)БУ 32 «Инвестиционная недвижимость»;

П(С)БУ 33 «Расходы на разведку запасов полезных ископаемых»;

П(С)БУ 34 «Платеж на основе акций»

Имейте в виду: КНП необходимо пользоваться далеко не всеми приведенными П(С)БУ. Это связано с тем, что КНП по своему статусу является неприбыльным предприятием и имеет соответствующий признак неприбыльности. При этом среди П(С)БУ есть такие, которые касаются не всех субъектов хозяйствования, а лишь плательщиков налога на прибыль.

Во-вторых, еще один национальный документ, обязательный для применения такими субъектами хозяйствования, — План счетов № 219 и Инструкция № 291. Вот здесь и приготовьтесь к тому, что при знакомстве с этими документами, скорее всего, и возникнет больше всего вопросов.

Прежде всего предлагаем сравнить структуру Плана счетов № 1203 и Плана счетов № 219 (см. табл. 2)

Таблица 2

План счетов № 1203

План счетов № 291

Класс

Название

Класс

Название

1

Нефинансовые активы

1

Необоротные активы

2

Финансовые активы

2

Запасы

3

Средства бюджетов и распорядителей бюджетных средств

3

Средства, расчеты и прочие активы

4

Расчеты

5

Капитал и финансовый результат

4

Собственный капитал и обеспечение обязательств

6

Обязательства

5

Долгосрочные обязательства

6

Текущие обязательства

7

Доходы

7

Доходы и результаты деятельности

8

Расходы

8

Расходы по элементам

9

Расходы деятельности

0

Забалансовые счета распорядителей бюджетных средств и государственных целевых фондов

0

Забалансовые счета

План счетов № 1203 содержит идентификационные коды (номера), наименования синтетических счетов и субсчетов с использованием определенной кодификации по десятичной системе:

первая цифра балансового счета определяет класс счетов;

вторая цифра — номер синтетического счета;

третья цифра — идентификатор субъекта госсектора

(1 — распорядители бюджетных средств;

2 — государственные целевые фонды;

3 — государственный бюджет;

4 — местный бюджет;

5 — счета в органе Казначейства);

четвертая цифра — номер субсчета (кроме забалансовых счетов классов 9 и 0).

Планом счетов № 1203 для распорядителей бюджетных средств предусмотрены счета, в которых третья цифра — 1

План счетов № 291 является перечнем счетов, в котором приведены коды (номера) и наименования синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка) по десятичной системе:

первая цифра балансового счета определяет класс счетов;

вторая цифра — номер синтетического счета,

третья цифра — номер субсчета.

Счета классов 0 — 7 обязательны для всех предприятий.

Счета класса 9 «Расходы деятельности» ведут все предприятия, кроме субъектов малого предпринимательства, а также другие организации, деятельность которых не направлена на ведение коммерческой деятельности, с открытием по собственному решению счетов класса 8 «Расходы по элементам».

Малые предприятия и другие организации, деятельность которых не направлена на ведение коммерческой деятельности, могут вести бухгалтерский учет расходов с использованием только счетов класса 8 «Расходы по элементам» или в порядке, приведенном в предыдущем абзаце

Надеемся, что первое знакомство с основными новыми нормативно-правовыми актами пройдет более-менее успешно. Но это далеко не полный перечень документов, которые необходимы бухгалтеру для организации и ведения бухучета в КНП.

Поэтому нужно найти время для того, чтобы просмотреть еще один перечень полезных документов, с которыми хочешь не хочешь, а следует ознакомиться и в дальнейшем постоянно работать с ними (см. табл. 3).

Таблица 3

Для бюджетных учреждений

Для КНП

Закон № 996;

Положение № 88

Закон № 996;

Положение № 88

План счетов № 1203;

Типовая корреспонденция

План счетов № 291;

Инструкция № 291;

Положение № 1213

НП(С)БУ 121 «Основные средства»;

Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств в государственном секторе, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11

П(С)БУ 7 «Основные средства»;

Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина от 30.09.2003 г. № 561

НП(С)БУ 122 «Нематериальные активы»;

Методические рекомендации по бухгалтерскому учету нематериальных активов в государственном секторе, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11

П(С)БУ 8 «Нематериальные активы»;

Методические рекомендации по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденные приказом Минфина от 16.11.2009 г. № 1327

НП(С)БУ 123 «Запасы»;

Методические рекомендации по бухгалтерскому учету запасов в государственном секторе, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11

П(С)БУ 9 «Запасы»;

Методические рекомендации по бухгалтерскому учету запасов, утвержденные приказом Минфина от 10.01.2007 г. № 2

НП(С)БУ 125 «Изменения учетных оценок и исправление ошибок»;

Методические рекомендации относительно учетной политики субъекта государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11

П(С)БУ 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах»;

Методрекомендации № 635;

Положение № 1213

приказ Минфина «Об утверждении типовых форм мемориальных ордеров, других учетных регистров субъектов государственного сектора и порядка их составления» от 08.09.2017 г. № 755;

приказ Минфина «Об утверждении форм карточек и книг аналитического учета субъектов государственного сектора и порядка их составления» от 29.06.2017 г. № 604

Методрекомендации № 356

Как организовать бухгалтерский учет

После того как бухгалтер ознакомился с новыми нормативно-правовыми актами по организации и ведению бухучета в КНП, логично возникают вопросы: как дальше слаженно работать с этими документами и как построить на предприятии систему, которая обеспечит соблюдение единой методологии ведения бухучета?

Оказывается, на все эти достаточно нелегкие вопросы есть ответы. Для этого необходимо сформировать учетную политику и организовать бухучет в КНП.

Справка

Ст. 1 Закона № 996:

учетная политика — совокупность принципов, методов и процедур, используемых предприятием для ведения бухгалтерского учета, составления и представления финансовой отчетности.

Кто на предприятии отвечает за организацию бухгалтерского учета? Прежде всего руководитель.

Так, согласно п. 3 ст. 8 разд. III Закона № 996 ответственным за организацию бухгалтерского учета, фиксацию фактов всех проведенных хозяйственных операций в первичных документах, сохранность обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока на предприятии является его руководитель, осуществляющий руководство в соответствии с законодательством и учредительными документами. Поэтому для того, чтобы КНП могло вести бухгалтерский учет, руководитель должен создать специальное структурное подразделение — бухгалтерскую службу.

Итак, кто будет заниматься ведением бухгалтерского учета в КНП, решено. Что дальше?

Как предусмотрено в ч. 5 ст. 8 Закона № 996, предприятие самостоятельно:

• выбирает форму бухгалтерского учета как определенную систему регистров учета, порядка и способа регистрации и обобщения информации в них с соблюдением единых принципов, установленных Законом № 996, и с учетом особенностей своей деятельности и технологии обработки учетных данных;

• разрабатывает систему и формы внутрихозяйственного (управленческого) учета, отчетности и контроля хозяйственных операций, определяет права работников на подписание бухгалтерских документов;

• утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации, дополнительную систему счетов и регистров аналитического учета;

• может выделять на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, которые обязаны вести бухгалтерский учет, с последующим включением их показателей в финансовую отчетность предприятия.

Учитывая это, КНП должно разработать и утвердить порядок организации и ведения бухгалтерского учета. Обычно оформляют такой документ в виде распорядительного документа — приказа об организации бухгалтерского учета.

Уверены, что большинство из вас и раньше составляли что-то вроде такого приказа. Поэтому сейчас как раз этот документ нужно взять за ориентир и перенести в новый приказ ту информацию, которая касается организационных моментов ведения бухгалтерского учета.

А вот те вопросы, которые не имеют прямого отношения к организации и ведению учета, а относятся к учетной политике, целесообразно отражать в другом распорядительном документе. Обычно его оформляют в виде приказа об учетной политике на предприятии. О том, что включить в такой приказ, мы расскажем далее.

Как составить приказ об организации бухгалтерского учета?

Форма такого распорядительного документа в нормативно-правовых актах не определена. Однако согласно правилам делопроизводства, как и любой другой организационно-распорядительный документ предприятия, приказ об организации бухгалтерского учета должен содержать такие реквизиты:

• наименование предприятия;

• название вида документа;

• дату документа;

• место составления;

• порядковый номер документа;

• заголовок к тексту;

• текст в виде констатирующей (преамбулы) и распорядительной частей;

• подпись руководителя.

Далее в табл. 4 рассмотрим, какую информацию может содержать этот распорядительный документ.

Таблица 4

Информация

Содержание информации

1

2

Форма организации бухгалтерского учета

Вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии относятся к компетенции его собственника (собственников) или уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Как предусмотрено ч. 4 ст. 8 Закона № 996, для обеспечения ведения бухгалтерского учета предприятие самостоятельно выбирает одну из форм :

• введение в штат предприятия должности бухгалтера или создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером;

• пользование услугами специалиста по бухгалтерскому учету, зарегистрированного как предприниматель, который осуществляет предпринимательскую деятельность без создания юридического лица;

• ведение на договорных началах бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией или предприятием, субъектом предпринимательской деятельности, самозанятым лицом, осуществляющим деятельность в сфере бухгалтерского учета и/или аудиторской деятельности;

• самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно собственником или руководителем предприятия.

Итак, необходимо определить, какая форма организации бухгалтерского учета будет теперь действовать на предприятии. Поскольку ранее права и обязанности главного бухгалтера и полномочия бухгалтерской службы были определены в Типовом положении № 59, которое на КНП не распространяется, то в настоящее время их необходимо пересмотреть и утвердить новые должностные инструкции

Форма ведения бухгалтерского учета

Раньше заведение здравоохранения применяло мемориально-ордерную форму ведения бухучета. Но теперь от нее придется отказаться и применять регистры бухучета, утвержденные Методрекомендациями № 356. Перечень таких регистров и особенности их применения приведены в табл. 5.

Учитывая это, в приказе об организации бухучета следует указать, что предприятие применяет регистры бухгалтерского учета, утвержденные Методрекомендациями № 356.

При автоматическом способе обработки информации нужно перечислить все использующиеся виды программного обеспечения. Если же автоматизация неполная, то следует указать, каким способом обрабатывается информация на том или ином участке учета.

Также при автоматическом ведении учета есть смысл определить периодичность выведения учетных регистров на бумажные носители. Причем этот срок может отличаться в зависимости от видов регистров

Перечень должностных лиц, имеющих право подписывать документы, бюджетную и финансовую отчетность

Обычно перечень таких лиц оформляют как приложение к приказу об организации бухучета. Его необходимо довести до сведения всех заинтересованных подразделений предприятия. Указанные в перечне лица несут ответственность за достоверность подписанных ими документов, а также за их своевременное составление и передачу для обработки согласно графику документооборота

Ответственность должностных лиц за организацию и ведение бухгалтерского учета

При определении обязанностей и прав бухгалтера (главного бухгалтера) предприятиям следует руководствоваться нормами Закона № 996 и Справочника № 336.

Согласно ч. 7 ст. 8 Закона № 996 главный бухгалтер или лицо, на которого возложено ведение бухучета:

• обеспечивает соблюдение на предприятии установленных единых методологических принципов бухгалтерского учета, составление и представление в установленные сроки финансовой отчетности;

• организует контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций;

• участвует в оформлении материалов, связанных с недостачей и возмещением потерь от недостачи, кражи и порчи активов предприятия;

• обеспечивает проверку состояния бухгалтерского учета в филиалах, представительствах и других обособленных подразделениях предприятия.

Что касается других лиц бухгалтерской службы, то ответственность за операции, которые находятся в их ведении, устанавливается должностными инструкциями (разрабатываются персонально по каждой должности исходя из штатной структуры и распределения обязанностей внутри бухгалтерской службы), разработанными согласно действующему законодательству и доведенными до работника под подпись (при приеме на работу или при внесении изменений в такие документы).

В свою очередь, руководитель предприятия обязан (ч. 6 ст. 8 Закона № 996):

• создать необходимые условия для правильного ведения учета;

• обеспечить неуклонное исполнение всеми подразделениями, службами и работниками, причастными к бухучету, правомерных требований бухгалтера по соблюдению порядка оформления и подачи первичных документов.

Перечисленные в Законе № 996 обязанности и права бухгалтера имеют общий характер. Поэтому полный перечень должностных обязанностей с учетом конкретных заданий, функций, прав, ответственности работника и особенностей штатного расписания предприятия определяют в должностной инструкции, разработанной на основе Справочника № 336

Правила документооборота

Предприятие самостоятельно утверждает правила документооборота (ч. 5 ст. 8 Закона № 996).

Движение первичных документов с момента их создания до передачи на хранение устанавливает график документооборота. Этот документ не имеет типовой формы, его можно привести в приложении к приказу.

Каждое предприятие разрабатывает его с учетом особенностей своей деятельности. При этом нужно предусмотреть оптимальное количество подразделений и исполнителей, через которых проходит каждый первичный документ, а также минимальный срок его пребывания в подразделении.

При составлении графика документооборота прежде всего необходимо определить:

• перечень документов, которые предприятие создает или получает от других организаций;

• список ответственных лиц, допускаемых к составлению определенных документов, их обработке, контролю за правильностью и своевременностью их оформления;

• схемы взаимодействия между подразделениями предприятия (исполнителями);

• порядок прохождения каждой формы документа от одного исполнителя (или подразделения) к другому;

• сроки составления и обработки документов с учетом сроков подачи учетной информации конечному потребителю.

Первичные документы, фиксирующие факт осуществления операции и составляемые при ее проведении, которые оформляются согласно требованиям Положения № 88, должны передаваться в бухгалтерскую службу в соответствии со сроками, установленными графиком. Сроки разработки, контроля и передачи документов, указанные в графике документооборота, являются обязательными для всех должностных лиц предприятия.

Выписки из графика документооборота доводят под роспись до всех должностных лиц предприятия, которых он касается.

Вариант оформления графика документооборота можно посмотреть в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 8/1, с. 27

Применение Плана счетов

Все предприятия (кроме бюджетных учреждений) применяют План счетов № 291 и Инструкцию № 291.

Отметим, что предприятие может разработать на основании Плана счетов № 219 Рабочий план счетов. Такой документ предприятия разрабатывали и раньше, руководствуясь Планом счетов № 1203.

Внимание: в Рабочий план следует включать только те субсчета, которые предприятие действительно использует в своей деятельности.

Инструкция № 291 позволяет предприятиям вводить новые субсчета (счета второго, третьего порядков) исходя из потребностей управления, контроля, анализа и учета. При этом должны сохраняться коды (номера) субсчетов, приведенных в указанной Инструкции. Например, предприятие может ввести дополнительные субсчета для учета транспортно-заготовительных расходов к счетам учета запасов.

Именно в Рабочем плане счетов отражают введение новых субсчетов при сохранении кодов субсчетов, приведенных в Плане счетов. Как правило, Рабочий план счетов приводят в приложении к приказу об организации бухгалтерского учета

Особенности отражения в учете отдельных операций

Отдельно в приказе следует указать о применении счетов класса 8 «Расходы по элементам» и счетов класса 9 «Расходы деятельности» Плана счетов.

КНП решает самостоятельно, как вести учет расходов:

1) либо применять счета только класса 9;

2) либо применять одновременно счета классов 8 и 9

Целесообразно определить особенности учета средств целевого финансирования и целевых поступлений, которые получает КНП. Речь идет о средствах, которые предприятия учитывают на счете 48 (например, субвенции, прочие поступления из бюджета, целевые взносы физических и юридических лиц и т. п.). В частности, предусмотреть, какие субсчета использует предприятие для учета указанных средств, а также регистры аналитического учета

Следует определить особенности учета отдельных видов материальных ценностей, имеющих свою специфику для КНП (например, медицинских препаратов, реактивов, малоценного медицинского инвентаря, горюче-смазочных материалов и т. п.).

В таком случае указывают нормативно-правовые акты, на основании которых осуществляются операции с такими материальными ценностями, а также указывают внутренние документы, на основании которых предприятие осуществляет такие операции

Нужно определить особенности отражения отдельных операций в учете.

Например, по служебным командировкам и служебным поездкам в пределах места расположения предприятия, порядок компенсации за проезд в служебных целях и т. п.

Если для обеспечения работников предприятия, которые в соответствии с должностными обязанностями выполняют работы, связанные со служебными поездками в городском транспорте общего пользования, приобретаются электронные карточки для проезда или возмещаются понесенные расходы на проезд, составляют список таких работников.

В таком случае утверждают:

• список работников, которым возмещают расходы на проезд (приводят в приложении к приказу, а также могут определяться дополнительно приказом руководителя);

• форму маршрутного листа;

• Журнал регистрации маршрутных листов.

Указанные документы целесообразно привести в приложении к приказу об организации бухучета

Если на балансе КНП есть транспортные средства, необходимо указать, что нормативы расходования горючего для транспортных средств установлены в соответствии с Нормами расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденными приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43.

Не забудьте добавить: учет пробега и контроль за использованием горюче-смазочных материалов, списанием шин и периодичность проведения технического обслуживания и ремонт служебных автомобилей осуществляют на основании данных путевых листов (следует привести форму этого документа в приложении к приказу)

Предприятия, получающие наличность в кассу, указывают установленный лимит кассы во исполнение Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением НБУ от 29.12.2017 г. № 148.

Также в приложении к приказу можно привести порядок расчета лимита остатка денежных средств в кассе и порядок оприходования наличности или же установить это отдельным приказом

Порядок и сроки проведения инвентаризации

В приказе могут быть определены порядок и случаи, когда проведение инвентаризации активов и обязательств является обязательным, порядок оформления ее результатов.

Для этого КНП может разработать отдельное Положение о проведении инвентаризации, которое ввести в действие приказом руководителя, или же сделать ссылку на Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.2014 г. № 879.

Также стоит отметить, какие типовые формы применяет предприятие для отражения результатов инвентаризации.

Раньше заведение здравоохранения в этом вопросе руководствовалось приказом Минфина «Об утверждении типовых форм для отражения бюджетными учреждениями результатов инвентаризации» от 17.06.2015 г. № 572.

Этим приказом КНП может продолжать руководствоваться и в дальнейшем. Дело в том, что утвержденные этим приказом типовые формы могут применяться юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Украины, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также представительствами иностранных субъектов хозяйственной деятельности

Формы рабочих документов, отличных от типовых, а также разработанные самостоятельно

Приводят формы документов, которые разработаны самостоятельно и будут использованы при отражении хозяйственных операций (образцы таких форм прилагают к приказу).

Такими документами могут быть: ведомости учета сроков эксплуатации основных средств в течение отчетного периода, маршрутные листы, путевые листы, удостоверения о командировке, ведомости для учета периодов нахождения основных средств на складе, в ремонте и т. п.

Внимание: если предприятие решит применять формы документов, приведенные в проектах соответствующих нормативно-правовых актов до официального утверждения их приказами и вступления их в силу, то такие формы также следует указать в этом разделе приказа

Срок действия приказа и внесение изменений

Приказ можно издавать ежегодно, а также в течение года вносить в него необходимые изменения и дополнения, приводить в новой редакции отдельные пункты и приложения исходя из особенностей деятельности предприятия. При этом следует учесть, что такие изменения не должны задевать элементы учетной политики, определенные в приказе об учетной политике.

Приказ утверждает руководитель предприятия, он является внутренним документом. Органу управления приказ может быть предоставлен только по его требованию. При этом этот приказ не требует согласования с таким органом

Приложения к приказу:

Рабочий План счетов

Рабочая корреспонденция субсчетов

График документооборота

Перечень должностных лиц, которым разрешено получать и выдавать товарно-материальные ценности (имущество), в том числе денежные средства, денежные документы и бланки строгой отчетности, которые несут полную материальную ответственность за такие действия согласно заключенным договорам, в соответствии с должностными инструкциями и действующим законодательством Украины

Удостоверение о командировке

Смета командировочных расходов работника (Справка-расчет на выданный аванс)

Порядок компенсации расходов на проезд в служебных целях

Маршрутный лист

Журнал регистрации маршрутных листов

Доверенность

Путевой лист служебного автомобиля и т. п.

Таблица 5

Регистры бухгалтерского учета

Номера

Наименования и назначения регистров

Журналов

Ведомостей

1

2

3

4

Учет денежных средств и денежных документов

1

Журнал 1 по кредиту счетов:

30 «Касса»

31 «Счета в банках»

33 «Прочие средства»

Записи осуществляют на основании первичных и сводных учетных документов (отчетов кассира и приложенных к ним приходных и расходных кассовых ордеров, выписок банка и приложенных к ним документов и т. п.) в разрезе корреспондирующих счетов в хронологическом порядке по итогам за 2 — 3 дня.

Этот Журнал и ведомости к нему также используют для отражения операций, осуществленных в иностранной валюте, которые заполняют в валюте осуществления операций. Для каждой иностранной валюты, в которой осуществлялись операции, ведут Журнал 1 и ведомости к нему, которые обозначают названием валюты, в которой они заполнены.

Аналитические данные о денежных средствах в иностранной валюте приводят в гривнях и одновременно в той валюте, в которой осуществлялась операция в иностранной валюте.

Имейте в виду: остатки на соответствующих счетах в ведомостях на конец месяца определяют как разницу между суммой сальдо на начало месяца и дебетовых оборотов по счету за текущий месяц и суммой кредитовых оборотов за месяц. При этом сальдо счетов проверяют с соответствующими документами (отчетами кассира, выписками банка и т. п.)

1.1

Ведомость по дебету счета 30 «Касса»

1.2

Ведомость по дебету счета 31 «Счета в банках»

1.3

Ведомость по дебету счета 33 «Прочие средства»

Учет долгосрочных и краткосрочных займов

2

Журнал 2 по кредиту счетов:

50 «Долгосрочные займы»

60 «Краткосрочные займы»

Записи осуществляются на основании выписок банка и приложенных к ним документов и других документов, которые удостоверяют движение привлеченных заемных средств

Учет расчетов, долгосрочных и текущих обязательств

3

В разделе I Журнала ведут учет расчетов за товары, работы, услуги, других расчетов и резерва сомнительных долгов по кредиту счетов:

16 «Долгосрочная дебиторская задолженность»

34 «Краткосрочные векселя полученные»

36 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

37 «Расчеты с разными дебиторами»

38 «Резерв сомнительных долгов»

51 «Долгосрочные векселя выданные»

62 «Краткосрочные векселя выданные»

63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

68 «Расчеты по прочим операциям»

Записи в этом Журнале осуществляются на основании итоговых данных ведомостей 3.1 — 3.6 и первичных документов

В разделе II Журнала ведут учет

отсроченных налоговых активов и отсроченных налоговых обязательств, долгосрочных обязательств, обязательств по налогам и платежам, дивидендам и доходам будущих периодов по кредиту счетов:

17 «Отсроченные налоговые активы»

52 «Долгосрочные обязательства по облигациям»

53 «Долгосрочные обязательства по аренде»

54 «Отсроченные налоговые обязательства»

55 «Прочие долгосрочные обязательства»

61 «Текущая задолженность по долгосрочным обязательствам»

64 «Расчеты по налогам и платежам»

67 «Расчеты с участниками»

69 «Доходы будущих периодов»

3.1

Ведомость аналитического учета расчетов с покупателями и заказчиками

Предназначена для аналитического учета расчетов с покупателями и заказчиками за отгруженную продукцию, товары, выполненные работы и услуги, которые отражают на счете 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками», кроме задолженности, которая обеспечена векселем

3.2

Ведомость аналитического учета расчетов с разными дебиторами

Предназначена для аналитического учета текущей дебиторской задолженности (с подотчетными лицами, по авансам выданным, по претензиям, по возмещению нанесенных убытков, по займам членов кредитных союзов и по другим операциям).

В Ведомости 3.2 для учета расчетов по каждому дебитору отводят необходимое количество строк.

Имейте в виду: сальдо определяют по каждому дебитору, а также переносят его в графы 5 и 6 этой Ведомости на следующий месяц

3.3

Ведомость аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Предназначена для аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности, выполненные работы и предоставленные услуги, которые отражают на счете 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

В течение месяца записи в Ведомости осуществляются по мере признания обязательства за материальные ценности, нематериальные активы, работы и услуги и проведения расчетов с поставщиками и подрядчиками на основании первичных учетных документов (товарно-транспортных накладных, накладных на отпуск товарно-материальных ценностей, актов приемки материалов, работ, услуг, приходных и расходных кассовых ордеров, выписок банка и т. п.).

По кредиту счета 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражают задолженность за полученные от поставщиков и подрядчиков товарно-материальные ценности, принятые работы, услуги, по дебету — ее погашение, списание и т. п.

Имейте в виду: сальдо на конец месяца определяют по каждому поставщику и подрядчику и переносят в графу 6 Ведомости на следующий месяц

3.4

Ведомость аналитического учета выданных и полученных векселей

Предназначена для аналитического учета задолженности покупателей, заказчиков и других дебиторов за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы, предоставленные услуги и по другим операциям, которая обеспечена полученными векселями, а также для расчетов по обязательствам поставщикам, подрядчикам и другим кредиторам за полученные сырье, материалы, товары, услуги, работы и по другим операциям, на которую предприятием выданы векселя (счета 16 «Долгосрочная дебиторская задолженность», 34 «Краткосрочные векселя полученные», 51 «Долгосрочные векселя выданные», 62 «Краткосрочные векселя выданные»)

3.5

Ведомость аналитического учета расчетов по другим операциям

Применяют для аналитического учета внутренних, внутрихозяйственных расчетов, расчетов по начисленным процентам, по авансам полученным и по другим операциям, которые отражают на счете 68 «Расчеты по прочим операциям»

3.6

Ведомость аналитического учета расчетов с бюджетом

Предназначена для обобщения информации о расчетах предприятия по всем видам платежей в бюджет, финансовых санкциях, которые перечисляют в доход бюджета.

В Ведомости по каждому виду налогов и платежей ежемесячно отражают начисленные и надлежащие к возмещению из бюджета суммы налогов и платежей, их уплату, списание и т. п. Имейте в виду: сальдо на конец месяца определяют отдельно по каждому виду налогов и платежей

Учет необоротных активов и финансовых инвестиций

4

В разделе I Журнала ведут учет основных средств, прочих необоротных материальных активов, нематериальных активов и износа необоротных активов по кредиту счетов :

10 «Основные средства»

11 «Прочие необоротные материальные активы»

12 «Нематериальные активы»

13 «Износ необоротных активов»

19 «Отрицательный гудвилл»

Записи в Журнале 4 ведут на основании первичных и сводных учетных документов (акта приема-передачи (внутреннего перемещения) основных средств, акта списания, расчета амортизации и т. п.).

В графах 3, 4 и 5 раздела I этого Журнала отражают выбытие соответственно основных средств, других необоротных материальных активов и нематериальных активов в результате их продажи, безвозмездной передачи, невозможности получения предприятием в дальнейшем экономических выгод от их использования или несоответствия критериям признания активом, а также сумму уценки, которую отражают по кредиту соответствующих счетов бухгалтерского учета необоротных активов.

В графе 6 раздела I Журнала отражают сумму начисленной амортизации и сумму увеличения износа необоротных активов в результате их дооценки и уменьшения их полезности

В разделе II Журнала ведут учет капитальных и финансовых инвестиций и прочих необоротных активов по кредиту счетов:

14 «Долгосрочные финансовые инвестиции»

15 «Капитальные инвестиции»

18 «Прочие необоротные активы»

35 «Текущие финансовые инвестиции»

В разделе II Журнала 4 отражают капитальные инвестиции (введение в действие необоротных активов, выбытие в результате продажи, уценка и т. п.), прочие необоротные активы и финансовые инвестиции (их погашение, списание и т. п.)

4.1

Ведомость аналитического учета капитальных инвестиций ведут по дебету счета 15 «Капитальные инвестиции»

Предназначена для аналитического учета капитальных инвестиций в разрезе расходов капитального характера (строительные, монтажные, проектные работы, стоимость приобретенного оборудования, которое требует и не требует монтажа, расходы на приобретение (изготовление, сооружение) прочих необоротных материальных (специальных инструментов, инвентарной тары, временных нетитульных сооружений, предметов проката, библиотечных фондов) и нематериальных активов (финансовая аренда), а также с разделением инвестиций в капитальное строительство, которые выполнены подрядным и хозяйственным способом.

Также в этой Ведомости отражают расходы на проведение модернизации, модификации, дооборудования (субсчет 152), реконструкции, достройки (субсчет 151) объекта, который приводит к увеличению первоначально ожидаемых от его использования будущих экономических выгод

4.2

Ведомость аналитического учета финансовых инвестиций

Обобщают аналитические данные о финансовых инвестициях в ассоциируемые, дочерние предприятия, в совместную деятельность, учет которых ведется по методу участия в капитале, а также эквивалентов денежных средств, других инвестиций. Для долгосрочных и краткосрочных финансовых инвестиций ведут отдельные ведомости

4.3

Ведомость аналитического учета нематериальных активов

Ведут аналитический учет нематериальных активов. Записи осуществляют помесячно на основании первичных учетных документов позиционным способом о приобретенных, полученных, созданных нематериальных активах, о переоценке, уменьшении и восстановлении полезности нематериальных активов, а также об их выбытии.

В отдельных графах отражают информацию о первоначальной стоимости, сроке полезного использования, сумме амортизации.

На конец каждого месяца определяют сальдо стоимости нематериальных активов

Учет расходов

5, 5А

В разделе I Журнала ведут учет по кредиту счетов

90 «Себестоимость реализации»

92 «Административные расходы»

93 «Расходы на сбыт»

94 «Прочие расходы операционной деятельности»

Предназначена для учета расходов деятельности и отражения кредитовых оборотов на счетах учета запасов, расчетов по оплате труда, отчислений на социальные мероприятия.

В обоих вариантах Журнала являются одинаковыми по содержанию и порядку заполнения разделы I (по кредиту счетов 90, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98 в дебет соответствующих счетов), II «Расходы по налогу на прибыль, расходы финансовой и инвестиционной деятельности, прочие расходы» и IV «Аналитические данные к счету 28 «Товары».

Раздел I Журнала 5 и Журнала 5А заполняют после составления разделов II и III (или III А) этих журналов, отдельные данные к которым переносятся из составленных журналов 1, 2, 3, 4, 6, 7 (из раздела III Б Журнала 5А)

95 «Финансовые расходы»

96 «Потери от участия в капитале»

97 «Прочие расходы»

98 «Налог на прибыль»

Все расходы предприятия в целом, независимо от того, на каких синтетических счетах их учитывают, отражают (собирают в разрезе корреспондирующих счетов) в одном регистре. В этом Журнале обеспечивается обобщение всех расходов на производство по элементам и статьям расходов. Для этого из графы «Всего» журналов 1, 2, 3, 4, 6, 7 в Журнал 5 переносят данные о расходах предприятия, которые по построению журналов отражены в соответствующих регистрах

В разделе II Журнала ведут учет по кредиту счетов из журналов 1, 2, 3, 4, 6

В разделе III Журнала 5 ведут учет по кредиту счетов:

20 «Производственные запасы»

22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы»

23 «Производство»

24 «Брак в производстве»

25 «Полуфабрикаты»

26 «Готовая продукция»

28 «Товары»

39 «Расходы будущих периодов»

65 «Расчеты по страхованию»

66 «Расчеты по выплатам работникам»

91 «Общепроизводственные расходы»

Предприятия, не применяющие счета класса 8 «Расходы по элементам», в составе Журнала 5 ведут раздел III «Расходы деятельности»

В разделе III А Журнала 5 А ведут учет по кредиту счетов:

20 «Производственные запасы»

22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы»

23 «Производство»

24 «Брак в производстве»

25 «Полуфабрикаты»

26 «Готовая продукция»

28 «Товары»

39 «Расходы будущих периодов»

65 «Расчеты по страхованию»

66 «Расчеты по выплатам работникам»

80 «Материальные расходы»

81 «Расходы на оплату труда »

82 «Отчисления на социальные мероприятия» 83 «Амортизация» 84 «Прочие операционные расходы»

Предприятия, применяющие одновременно счета класса 8 «Расходы по элементам » и класса 9 «Расходы деятельности» в составе Журнала 5А, ведут разделы III А «Расходы деятельности» и III Б «Расходы по элементам»

В разделе III Б Журнала 5 А ведут учет по кредиту счетов:

20 «Производственные запасы»

22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы»

39 «Расходы будущих периодов»

65 «Расчеты за страхование»

66 «Расчеты по выплатам работникам»

Раздел IV Журнала 5 и Журнала 5А. Аналитические данные к счету 28 «Товары»

В этом разделе обобщают аналитические данные об операциях с товарами и торговой наценкой

5.1

Ведомость аналитического учета запасов

Применяют для учета производственных запасов по синтетическим счетам (или субсчетам) по центрам ответственности (материально ответственным лицам, местам хранения) и местам расходов (синтетическим счетам или субсчетам учета расходов).

В Ведомости определяют сумму и уровень транспортно-заготовительных расходов (отклонений фактической себестоимости производственных запасов от их текущей учетной оценки), а также фактическую себестоимость израсходованных (выбывших) запасов, если предприятие применяет метод оценки выбытия запасов по средневзвешенной себестоимости.

Записи осуществляют на основании документов (отчетов), в которых обобщены поступления к материально ответственным лицам (складов, цехов, участков) производственных запасов и их расходование, выбытие из соответствующих мест хранения за отчетный месяц (или за более короткий промежуток времени — декада и т. п.)

Учет доходов и результатов деятельности

6

В Журнале обобщают данные по кредиту счетов:

70 «Доходы от реализации»

71 «Прочий операционный доход»

72 «Доход от участия в капитале»

73 «Прочие финансовые доходы»

74 «Прочие доходы»

75 «Чрезвычайные доходы»

76 «Страховые платежи»

79 «Финансовые результаты»

Предназначен для обобщения информации о доходах от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия и финансовых результатах предприятия от обычной деятельности и чрезвычайных событий

Раздел II «Аналитические данные о доходах»

Накапливают данные об отдельных составляющих доходов предприятия (других операционных доходах, доходах от участия в капитале по финансовым инвестициям, других финансовых доходах и других доходах)

Учет собственного капитала и обеспечение обязательств

7

В Журнале обобщают данные по кредиту счетов :

40 «Уставный капитал»

41 «Паевой капитал»

42 «Дополнительный капитал»

43 «Резервный капитал»

44 «Нераспределенные прибыли (непокрытые убытки)»

45 «Изъятый капитал»

46 «Неоплаченный капитал»

47 «Обеспечения будущих расходов и платежей»

48 «Целевое финансирование и целевые поступления»

49 «Страховые резервы»

Отражают операции об изменениях в составе собственного капитала предприятия, о начислении, получении и расходовании обеспечений, будущих расходов и платежей и средств целевого назначения

7.1

Ведомость аналитических данных счета 42 «Дополнительный капитал»

Предназначены для накопления аналитических данных о дополнительном капитале, использовании прибыли, обеспечении будущих расходов и платежей за период с начала текущего года.

7.2

Ведомость аналитических данных счета 44 «Нераспределенные прибыли (непокрытые убытки)»

7.3

Ведомость аналитических данных счета 47 «Обеспечения будущих расходов и платежей»

8

Ведомость забалансового учета

Аналитический учет в разрезе объектов забалансового учета

Главная книга

Используют для обобщения данных журналов, взаимной проверки правильности записей по отдельным счетам и составления финансовой отчетности. В Главную книгу переносятиз журналов итоги оборотов по кредиту счетов.

Обратите внимание: сама форма Главной книги несколько отличается от Книги «Журнал-главная», утвержденной приказом № 755.

Так, в Главной книге отражают: сальдо на начало и конец текущего месяца; обороты за текущий месяц по кредиту этого счета, которые приводятся одной суммой; обороты за текущий месяц по дебету этого счета, которые приводятся суммой по корреспондирующим счетам из журналов. Книгу ведут в течение календарного года. На каждый синтетический счет в книге отводят отдельную страницу.

По общему правилу проверку правильности записей в Главной книге осуществляют подсчетом суммы оборотов и сальдо по всем счетам. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также сальдо по дебету и кредиту должны быть соответственно равные

Реестр депонированной заработной платы

Назначение и порядок заполнения такого Реестра аналогичны Книге аналитического учета депонированной заработной платы и стипендий (реестр депонированных сумм), утвержденной приказом № 755

Бухгалтерская справка

Обычно применяют для исправления ошибок, которые были допущены в учетных регистрах в прошлых отчетных периодах. Порядок исправления ошибок урегулирован Положением № 88.

Также ее можно использовать для:

• начисления амортизации основных средств и прочих необоротных активов — сам расчет амортизации в этой ситуации можно выполнить в соответствующей ведомости, которую потом приложить как основание к бухсправке;

• расчета сумм доходов и расходов будущих периодов, которые подлежат включению в состав доходов и расходов текущего отчетного периода;

• начисления сумм налогов и сборов — основанием будут налоговые декларации (расчеты) по налогам/сборам, которые уплачивает предприятие;

• расчета пени и штрафов за нарушение хозяйственных договоров, а также невыполнения норм действующего законодательства;

• признания курсовых разниц — к бухсправке можно приложить составленные ведомости, где будет выполнен сам расчет;

• распределения транспортно-заготовительных расходов (согласно прилагаемой ведомости, с расчетом);

• начисления сумм обеспечений будущих расходов и платежей;

• расчета распределения постоянных общепроизводственных расходов (с приложением отдельной ведомости распределения);

• расчета распределения переменных и постоянных распределенных общепроизводственных расходов на каждый объект расходов (согласно прилагаемым ведомостям распределения)

Как составить приказ об учетной политике

Для того чтобы сформировать собственную учетную политику, КНП должно выбирать такие принципы, методы и процедуры учета, чтобы достоверно отразить финансовое состояние, результаты своей хозяйственной деятельности и движение денежных средств, а также обеспечить сопоставимость финансовых отчетов (пп. 1 — 5 разд. III НП(С)БУ 1). То есть главное назначение учетной политики заключается в выборе наиболее выгодных для каждого конкретного предприятия методов учета, позволяющих на их основе составить качественную, достоверную и понятную для пользователей финансовую отчетность.

Безусловно, каждому предприятию следует учитывать организационно-правовую форму, отраслевые особенности экономической деятельности, объемы предоставления услуг и другие специфические признаки деятельности конкретного предприятия.

Основной документ, помогающий бухгалтеру предприятия справиться с этим заданием, — Методрекомендации № 635. Кроме того, предприятия государственного и коммунального секторов экономики формируют учетную политику с учетом требований Положения № 1213. Поэтому только после того, как бухгалтер более-менее ознакомился с этими документами, стоит переходить к составлению проекта такого распорядительного документа.

А вот вновь созданным предприятиям Минфин советует формировать учетную политику до начала осуществления своей деятельности. Тогда и первая хозяйственная операция будет осуществлена уже после утверждения учетной политики и с учетом требований действующих нормативно-правовых актов.

Конечно, это, так сказать, идеальный вариант, который бухгалтеру вновь созданного КНП достаточно сложно реализовать на практике. Поэтому далее попробуем вам помочь как можно быстрее справиться с этим заданием на отлично и не упустить важные нюансы деятельности предприятий.

Имейте в виду, что формирование учетной политики предприятия по конкретному направлению (вопросу) как раз и заключается в выборе одного варианта из нескольких — альтернативных, установленных П(С)БУ и другими нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету. Об этом указано в п. 1 разд. II Положения № 1213 и п. 1.3 Методрекомендаций № 635 (ср. 025069200).

Поэтому из всех допустимых вариантов следует выбрать тот, который наиболее полно отражает специфику хозяйственной деятельности КНП. При разработке собственной учетной политики, рассматривая все теоретически возможные варианты, в приказ (распоряжение) об учетной политике необходимо вносить только те из них, которыми предприятие будет руководствоваться в своей повседневной деятельности или планирует воспользоваться в ближайшее время .

При этом такую работу целесообразно организовать таким образом:

1. Ознакомиться с П(С)БУ и методрекомендациями к ним.

2. При наличии ранее действующего приказа (Положения) об учетной политике после проведенного анализа П(С)БУ и сравнения их с НП(С)БУ оценить соответствие содержания этого документа установленным нормативным и распорядительным документам и наличие оснований для внесения изменений в учетную политику.

3. Определить объекты учета, по которым предприятие может провести выбор оценки в соответствии со своей спецификой.

4. Подать руководителю проект приказа (Положения) на рассмотрение и утверждение. При отражении в учетной политике учетных оценок, по установлению которых отсутствуют отраслевые методрекомендации и единые подходы собственника или уполномоченного им органа, руководитель должен получить от главного бухгалтера профессиональное заключение о законности установления и обоснованности применения таких учетных оценок.

5. Руководитель утверждает проект приказа, который после этого считается официальным документом и доводится под роспись до сведения всех руководителей структурных подразделений, работников бухгалтерской (финансово-экономической) службы, материально ответственных лиц.

6. Утвержденный приказ официально отправляют собственнику или уполномоченному им органу для согласования (официальная отправка на согласование для контролирующих органов будет свидетельствовать при проверках контролирующими органами о том, что руководитель выполняет свои функции).

Итак, на какие моменты стоит сейчас обратить внимание бухгалтеру КНП на этапе формирования учетной политики, покажем в табл. 6.

Таблица 6

Элементы учетной политики

Содержание элементов

Основание

1

2

3

Общие моменты

Существенность информации

Предприятие устанавливает самостоятельно, если иное не предусмотрено П(С)БУ

П. 3 разд. II П(С)БУ 1

Существенная информация — информация, отсутствие которой может повлиять на решение пользователей финансовой отчетности. Существенность информации определяется соответствующими П(С)БУ и руководством предприятия (п. 3 разд. I НП(С)БУ 1).

Запомните: руководством предприятия количественные критерии и качественные признаки существенности информации о хозяйственных операциях, событиях и статьях финансовой отчетности могут быть определены (исходя из потребностей пользователей такой информации) только в том случае, если эти критерии не установлены П(С)БУ и другими нормативно-правовыми актами. Об этом идет речь в п. 2.20 Методрекомендаций № 635 и письме Минфина от 27.08.2013 г. № 31-08410-07-10/25152

Основные средства

Методы амортизации ОС

Амортизация ОС может начисляться с применением таких методов:

• прямолинейного;

• уменьшения остаточной стоимости;

• ускоренного уменьшения остаточной стоимости;

• кумулятивного;

• производственного

П. 26 П(С)БУ 7

Следовательно, в отличие от действующих правил начисления амортизации, предусмотренных НП(С)БУ 121, сейчас предприятие должно выбрать один из указанных вариантов.

В соответствии с п. 28 П(С)БУ 7 предприятие самостоятельно выбирает метод амортизации ОС с учетом ожидаемого способа получения экономических выгод от его использования. Если условия получения будущих экономических выгод от использования ОС обнаружить невозможно, применяют прямолинейный метод начисления амортизации.

При этом метод амортизации объекта ОС может быть пересмотрен в случае изменения ожидаемого способа получения экономических выгод от его использования.

Обратите внимание: предприятия начисляют амортизацию ежемесячно

Методы амортизации прочих необоротных материальных активов

Амортизацию прочих необоротных материальных активов начисляют по прямолинейному или производственному методу. Амортизацию МНМА и библиотечных фондов начисляют по методу «50 % х 50 %» или «100 %»

П. 27 П(С)БУ 7

Заметим, что так называемые методы амортизации «50 % х 50 %» или «100 %» применяются лишь в отношении МНМА, которые предприятия учитывают на одноименном субсчете 112, и библиотечных фондов, учет которых ведется на субсчете 111, наряду с прямолинейным и производственным методами амортизации. По всем другим объектам, входящим в состав классификационной группы основных средств «Прочие необоротные материальные активы», амортизация начисляется с использованием исключительно прямолинейного и производственного методов.

При этом согласно п. 28 П(С)БУ 7 метод амортизации предприятие выбирает самостоятельно (с учетом ожидаемого способа получения экономических выгод от его использования) и пересматривает в случае изменения ожидаемого способа получения экономических выгод от его использования

Методы амортизации нематериальных активов

Амортизацию могут начислять с применением таких методов:

• прямолинейного;

• уменьшения остаточной стоимости;

• ускоренного уменьшения остаточной стоимости;

• кумулятивного;

• производственного.

При выборе метода амортизации нематериального актива учитываются условия получения будущих экономических выгод. Если такие условия определить невозможно, то амортизацию начисляют с применением прямолинейного метода.

Нематериальные активы с неопределенным сроком полезного использования амортизации не подлежат. К нематериальным активам с неопределенным сроком полезного использования относятся те, относительно которых предприятием не определено ограничение срока, в течение которого ожидается увеличение денежных средств (или их эквивалентов) от использования таких нематериальных активов

П. 27 П(С)БУ 8

Стоимостные признаки предметов, которые входят в состав МНМА

Предприятия могут устанавливать стоимостные признаки предметов, которые входят в состав малоценных необоротных материальных активов.

Стандартом они не регламентированы и устанавливаются предприятием самостоятельно

П.п. 5.2 П(С)БУ 7

Поскольку предприятия и раньше применяли стоимостный критерий для МНМА — стоимость до 6000 грн. без НДС, то и в настоящее время такой критерий целесообразно оставить без изменений.

Обратите внимание: стоимостный критерий устанавливают исключительно для МНМА, то есть для объектов, учитываемых на одноименном субсчете 112. Его не используют относительно библиотечных фондов, временных нетитульных сооружений, инвентарной тары, предметов проката и т. п.

Отметим: в п. 2.6 Методрекомендаций № 635 и письме от 14.05.2012 г. № 31-08410-07-25/12004 Минфин указал на то, что изменение стоимостного критерия для малоценных необоротных материальных активов считается изменением учетной оценки, а не учетной политики. В связи с изменением стоимостных признаков изменения в бухгалтерском учете относительно основных средств, зачисленных на баланс в предыдущих периодах, не выполняют

Срок полезного использования ОС

Предприятие устанавливает самостоятельно (в распорядительном акте) при признании этого объекта активом (при зачислении на баланс)

П. 23 П(С)БУ 7

Раньше ЗЗО для определения таких сроков пользовалось Типовыми сроками полезного использования основных средств субъектов государственного сектора, приведенными в приложении 1 к Методрекомендациям № 11.

Для предприятий такие сроки не установлены П(С)БУ 7. Поэтому КНП нужно пересмотреть «старые» сроки и решить, продолжают ли они ими руководствоваться

Подходы к переоценке необоротных активов

Предприятие проводит переоценку по самостоятельному решению

П. 16 П(С)БУ 7,

п. 19 П(С)БУ 8

Знайте: предприятие может переоценивать объект ОС, если остаточная стоимость этого объекта существенно отличается от его справедливой стоимости на дату баланса. В случае переоценки объекта ОС на ту же дату переоценивают все объекты группы, к которой относится этот объект.

Обратите внимание: не подлежат переоценке малоценные необоротные материальные активы и библиотечные фонды, если амортизация их стоимости осуществляется с применением методов, установленных во втором предложении п. 27 П(С)БУ 7 («50 % х 50 %» или «100 %»)

Предприятие может осуществлять переоценку по справедливой стоимости на дату баланса тех нематериальных активов, относительно которых существует активный рынок. В случае переоценки отдельного объекта активов следует переоценивать все другие активы группы, к которой относится этот актив (кроме тех, относительно которых не существует активного рынка).

В дальнейшем объекты, которые были переоценены, переоцениваются с такой регулярностью, чтобы их остаточная стоимость на дату баланса существенно не отличалась от справедливой.

Следовательно, как и раньше, проведение переоценки — дело добровольное. Проводить или не проводить ее — предприятие решает самостоятельно. Напомним, что в соответствии со ст. 7 Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-ІІІ переоценка ОС является одним из случаев обязательного проведения экспертной оценки

Определение ликвидационной стоимости активов

Ни в Методрекомендациях № 635, ни в П(С)БУ 7 это не является обязательным элементом учетной политики

Вместе с тем для объектов основных средств с нулевой остаточной стоимостью, которые продолжают использоваться, п. 17 П(С)БУ 7 обязывает определять ликвидационную стоимость.

Поэтому предприятию, как и раньше, целесообразно предусмотреть в распорядительном документе порядок установления ликвидационной стоимости активов (периоды, размер и т. п.)

Критерии разграничения объектов операционной и инвестиционной недвижимости

В случае наличия признаков, при которых объект ОС может быть отнесен и к операционной, и к инвестиционной недвижимости, предприятие самостоятельно разрабатывает критерии для их разграничения

П. 6 П(С)БУ 32

Если раньше такие критерии были разработаны, то предприятие может их использовать и в дальнейшем

Дата первоначального признания необоротных активов и группы выбытия в качестве удерживаемых для продажи

Такой датой может быть:

1) дата, когда в отношении активов и группы выбытия выполняются такие условия:

• экономические выгоды ожидается получить от их продажи, а не от их использования по назначению;

• они готовы к продаже в их нынешнем состоянии;

• их продажа, как ожидается, будет завершена в течение года с даты признания их удерживаемыми для продажи;

• условия их продажи соответствуют обычным условиям продажи для подобных активов;

• осуществление их продажи имеет высокую вероятность;

2) дата оприходования активов, приобретенных в целях продажи

П. 3 разд. II П(С)БУ 27

Запасы

Определение единицы аналитического учета запасов

Единицей бухгалтерского учета запасов является:

• наименование;

• однородная группа (вид)

П. 7 П(С)БУ 9

В учетной политике целесообразно приводить классификацию (перечень групп и подгрупп) производственных запасов и малоценных и быстроизнашивающихся предметов, используемых предприятием, а в приложении к приказу — типовую номенклатуру запасов, характерную для предприятия, чтобы обеспечить единый методологический подход при ведении их аналитического и синтетического учета

Порядок учета и распределения транспортно-заготовительных расходов, ведения отдельного субсчета их учета

Транспортно-заготовительные расходы можно:

• включать непосредственно в первоначальную стоимость приобретенных запасов (способ прямого учета);

• учитывать на отдельном субсчете со списанием при выбытии запасов с применением среднего процента

П. 9 П(С)БУ 9

Примеры распределения транспортно-заготовительных расходов приведены в приложении к П(С)БУ 9

Методы оценки выбытия запасов

При отпуске запасов в производство, из производства, продаже и другом выбытии их оценка осуществляется по одному из таких методов:

• идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов;

• средневзвешенной себестоимости;

• себестоимости первых по времени поступлений запасов (ФИФО);

• нормативных расходов;

• цены продажи

П. 16 П(С)БУ 9

Если раньше ЗЗО могло выбрать лишь один из 3 методов оценки, то в настоящее время, уже как предприятие, — один из 5 методов.

При этом помните, что для всех единиц бухгалтерского учета запасов, имеющих одинаковое назначение и одинаковые условия использования, применяется только один из приведенных методов (п. 16 П(С)БУ 9)

Периодичность определения средневзвешенной себестоимости единицы запасов

Определять средневзвешенную себестоимость единицы запасов возможно:

• за отчетный месяц;

• на дату операции

Пп. 18 и 19 П(С)БУ 9

Такая периодичность определения средневзвешенной себестоимости единицы запасов и раньше была предусмотрена для ЗЗО в НП(С)БУ 123

Расходы

Перечень и состав переменных и постоянных общепроизводственных расходов, базы их распределения

Перечень и состав переменных и постоянных общепроизводственных расходов стандартом не регламентирован. Их предприятие устанавливает самостоятельно.

Общепроизводственные расходы распределяют с использованием базы распределения, которой могут быть:

• часы труда;

• заработная плата;

• объем деятельности (предоставленных услуг);

• прямые расходы и т. п.

С учетом своей деятельности предприятие самостоятельно определяет для себя базу распределения

П. 16 П(С)БУ 16

Переменные общепроизводственные расходы распределяются на каждый объект расходов с использованием выбранной базы распределения, исходя из фактической мощности отчетного периода. А вот постоянные общепроизводственные расходы распределяются на каждый объект расходов с использованием той же базы распределения, но при нормальной мощности. При этом общая сумма распределенных и нераспределенных постоянных общепроизводственных расходов не может превышать их фактическую величину. Пример такого распределения приведен в приложении 1 к П(С)БУ 16

Перечень и состав статей калькуляции производственной себестоимости продукции (работ, услуг)

Стандартом не регламентированы, предприятие определяет самостоятельно

П. 11 П(С)БУ 16

В этом вопросе предприятию целесообразно воспользоваться методическими рекомендациями по формированию себестоимости предоставления услуг

Доходы

Порядок оценки степени завершенности операций по предоставлению услуг

Оценка степени завершенности операции по предоставлению услуг проводится путем:

• изучения выполненной работы;

• определения удельного веса объема услуг, предоставленных на определенную дату, в общем объеме услуг, которые должны быть предоставлены;

• определения удельного веса расходов, которые понесет предприятие в связи с предоставлением услуг, в общей ожидаемой сумме таких расходов

П. 11 П(С)БУ 15

Указанные методы необходимы для определения дохода от выполнения работ и предоставления услуг, который признается исходя из степени завершенности работ. Сумма расходов, осуществленных на определенную дату, включает только те расходы, которые отображают объем предоставленных услуг на эту же дату

Признание дохода от целевого финансирования

Об этом элементе учетной политики ни в Методрекомендациях № 635, ни в Положении № 1213 не упоминается. Но для КНП целевое финансирование является одним из основных источников доходов.

Общие правила признания доходов в виде целевого финансирования следующие:

• целевое финансирование не признается доходом до тех пор, пока не существует подтверждения того, что оно будет получено, и предприятие выполнит условия относительно такого финансирования;

• полученное целевое финансирование признается доходом в течение тех периодов, в которых были признаны расходы, связанные с выполнением условий целевого финансирования;

• целевое финансирование капитальных инвестиций признается доходом в течение периода полезного использования соответствующих объектов инвестирования (основных средств, нематериальных активов и т. п.) пропорционально сумме начисленной амортизации этих объектов;

• целевое финансирование для компенсации расходов (убытков), понесенных предприятием, и финансирование для оказания поддержки предприятию без установления условий его расходования на выполнение в будущем определенных мероприятий признаются дебиторской задолженностью с одновременным признанием дохода

Пп. 16 — 19 П(С)БУ 15

Дебиторская задолженность

Метод исчисления резерва сомнительных долгов

(при необходимости — способ расчета коэффициента сомнительности)

Величину резерва сомнительных долгов определяют с помощью одного из методов:

1) применения абсолютной суммы сомнительной задолженности (прямой метод);

2) применения коэффициента сомнительности (расчетный метод).

При выборе второго метода коэффициент сомнительности может рассчитываться путем:

• определения удельного веса безнадежных долгов в чистом доходе;

• классификации дебиторской задолженности по срокам непогашения;

• определения среднего удельного веса списанной в течение периода дебиторской задолженности в сумме дебиторской задолженности на начало соответствующего периода за предыдущие 3 — 5 лет

П. 8 П(С)БУ 10

Перечень создаваемых обеспечений будущих расходов и платежей

Обеспечения создают для возмещения следующих (будущих) операционных расходов на:

• оплату отпусков работникам предприятия;

• дополнительное пенсионное обеспечение;

• выполнение гарантийных обязательств;

• реструктуризацию, выполнение обязательств в случае прекращения деятельности;

• выполнение обязательств по обременительным контрактам;

• предусмотренную законодательством рекультивацию (восстановление) нарушенных земель и т. п.

П. 13 П(С)БУ 11

Обратите внимание: на необходимость создавать обеспечение на оплату отпусков работникам предприятия прямо указывают п. 7 П(С)БУ 26 и письмо Минфина от 09.06.2006 г. № 31-34000-20-25/12321. По другим обеспечениям предприятию нужно принять решения, какие из них создавать, и указать, как будет определяться их величина. При этом помните: запрещено создавать обеспечение для покрытия будущих убытков от деятельности предприятия (п. 14 П(С)БУ 11)

Выплаты из прибыли

Порядок выплат, осуществляемых за счет прибыли

Предприятие должно определить порядок выплат, осуществляемых за счет прибыли (в том числе определяют их исчерпывающий состав)

П. 2.12 Методрекомендаций № 635

Предприятия государственного, коммунального секторов экономики ведут учет распределения прибыли (дохода) в соответствии с финансовым планом. Распределение средств отражают в порядке, приведенном в разд. IV Положения № 1213.

Все другие выплаты работникам, которые не определены учредительными и распорядительными документами предприятия как выплачиваемые за счет прибыли, учитывают в соответствии с П(С)БУ 26 и включают в состав расходов предприятия

Валюта

Порядок определения курсовых разниц по монетарным статьям в иностранной валюте на дату осуществления хозяйственной операции

Курсовые разницы на дату осуществления хозяйственной операции определяют по одному из методов:

• в пределах осуществленной операции;

• по всей монетарной статье

П. 8 П(С)БУ 21

Этот элемент учетной политики касается тех предприятий, которые имеют дело с иностранной валютой

Конечно, приведенный перечень элементов учетной политики не является исчерпывающим, скорее всего, он является ориентировочным. И если бухгалтер включит в приказ об учетной политике какие-либо другие вопросы, учитывающие специфику деятельности КНП, никаких негативных последствий для предприятия это, безусловно, не будет иметь. А вот чего точно делать не нужно — так это записывать в указанном документе нормы, противоречащие П(С)БУ.

Понимаем, для того чтобы ознакомиться и более-менее проработать новые нормативно-правовые акты, бухгалтеру КНП нужно немало времени, которого всегда не хватает. К сожалению, обратного пути нет, и поэтому лучше как можно быстрее начать работать с «коммерческим» учетом, не откладывая такой переход в долгий ящик.

В следующем номере газеты мы расскажем о том, как перенести остатки с бюджетных субсчетов Плана счетов № 1203 на коммерческие Плана счетов № 291. Поэтому до встречи на следующей неделе!

Нормативные документы и сокращения

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

НКУНалоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 996Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Типовое положение № 59Типовое положение о бухгалтерской службе бюджетного учреждения, утвержденное постановлением КМУ от 26.01.2011 г. № 59.

Положение № 88Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88.

Методрекомендации № 635Методические рекомендации об учетной политике предприятия и внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Украины, утвержденные приказом Минфина от 27.06.2013 г. № 635.

Методрекомендации № 356Методические рекомендации по применению регистров бухгалтерского учета, утвержденные приказом Минфина от 29.12.2000 г. № 356.

П(С)БУ 1Положение (стандарт) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к финансовой отчетности», утвержденное приказом Минфина от 07.02.2013 г. № 73.

П(С)БУ 2Положение (стандарт) бухгалтерского учета 2 «Консолидированная финансовая отчетность», утвержденное приказом Минфина от 27.06.2013 г. № 628.

П(С)БУ 6Положение (стандарт) бухгалтерского учета 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах», утвержденное приказом Минфина от 28.05.99 г. № 137.

П(С)БУ 7Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 27.04.2000 г. № 92.

П(С)БУ 8Положение (стандарт) бухгалтерского учета 8 «Нематериальные активы», утвержденное приказом Минфина от 18.10.99 г. № 242.

П(С)БУ 9Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденное приказом Минфина от 20.10.99 г. № 246.

П(С)БУ 10Положение (стандарт) бухгалтерского учета 10 «Дебиторская задолженность», утвержденное приказом Минфина от 08.10.99 г. № 237.

П(С)БУ 11Положение (стандарт) бухгалтерского учета 11 «Обязательства», утвержденное приказом Минфина от 31.01.2000 г. № 20.

П(С)БУ 13Положение (стандарт) бухгалтерского учета 13 «Финансовые инструменты», утвержденное приказом Минфина от 30.11.2001 г. № 559.

П(С)БУ 15Положение (стандарт) бухгалтерского учета 15 «Доход», утвержденное приказом Минфина от 29.11.99 г. № 290.

П(С)БУ 16Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Минфина от 31.12.99 г. № 318.

П(С)БУ 17Положение (стандарт) бухгалтерского учета 17 «Налог на прибыль», утвержденное приказом Минфина от 28.12.2000 г. № 353.

П(С)БУ 18Положение (стандарт) бухгалтерского учета 18 «Строительные контракты», утвержденное приказом Минфина от 10.08.2000 г. № 193.

П(С)БУ 23Положение (стандарт) бухгалтерского учета 23 «Раскрытие информации о связанных сторонах», утвержденное приказом Минфина от 18.06.2001 г. № 303.

П(С)БУ 24Положение (стандарт) бухгалтерского учета 24 «Прибыль на акцию», утвержденное приказом Минфина от 16.07.2001 г. № 344.

П(С)БУ 25Положение (стандарт) бухгалтерского учета 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства», утвержденное приказом Минфина от 25.02.2000 г. № 39.

П(С)БУ 26Положение (стандарт) бухгалтерского учета 26 «Выплаты работникам», утвержденное приказом Минфина от 28.10.2003 г. № 601.

П(С)БУ 27Положение (стандарт) бухгалтерского учета 27 «Необоротные активы, удерживаемые для продажи, и прекращенная деятельность», утвержденное приказом Минфина от 07.11.2003 г. № 617.

П(С)БУ 29Положение (стандарт) бухгалтерского учета 29 «Финансовая отчетность по сегментам», утвержденное приказом Минфина от 19.05.2005 г. № 412.

П(С)БУ 30 Положение (стандарт) бухгалтерского учета 30 «Биологические активы», утвержденное приказом Минфина от 18.11.2005 г. № 790.

П(С)БУ 31Положение (стандарт) бухгалтерского учета 31 «Финансовые расходы», утвержденное приказом Минфина от 28.04.2006 г. № 415.

П(С)БУ 32Положение (стандарт) бухгалтерского учета 32 «Инвестиционная недвижимость», утвержденное приказом Минфина от 02.07.2007 г. № 779.

НП(С)БУ 101Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 101 «Подача финансовой отчетности», утвержденное приказом Минфина от 28.12.2009 г. № 1541.

НП(С)БУ 121Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

НП(С)БУ 122Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 122 «Нематериальные активы», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

НП(С)БУ 123 — Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 123 «Запасы», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

НП(С)БУ 124Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 124 «Доходы», утвержденное приказом Минфина от 24.12.2010 г. № 1629.

НП(С)БУ 125Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 125 «Изменения учетных оценок и исправление ошибок», утвержденное приказом Минфина от 24.12.2010 г. № 1629.

НП(С)БУ 129Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 129 «Инвестиционная недвижимость», утвержденное приказом Минфина от 24.12.2010 г. № 1629.

НП(С)БУ 134 — Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 134 «Финансовые инструменты», утвержденное приказом Минфина от 18.05.2012 г. № 568.

НП(С)БУ 135Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 135 «Расходы», утвержденное приказом Минфина от 18.05.2012 г. № 568.

План счетов № 1203План счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 31.12.2013 г. № 1203.

Типовая корреспонденцияТиповая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденная приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

Приказ № 755приказ Минфина «Об утверждении типовых форм мемориальных ордеров, других учетных регистров субъектов государственного сектора и порядка их составления» от 08.09.2017 г. № 755.

Справочник № 336 — Справочник квалификационных характеристик профессий работников (Выпуск 1 «Профессии работников, являющиеся общими для всех видов экономической деятельности»), утвержденный приказом Минтруда и соцполитики от 29.12.2004 г. № 336.

НП(С)БУ — Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета.

П(С)БУ— Положение (стандарт) бухгалтерского учета.

ОС — основные средства.

МНМА — малоценные необоротные материальные активы.

КНП — коммунальное некоммерческое предприятие.

ЗЗО — заведение здравоохранения.

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
заведение здравоохранения, реорганизация, коммунальное некоммерческое предприятие, бухгалтерский учет, учетная политика добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье