Валютный коллаж: анализируем позицию фискалов

В избранном В избранное
Печать
Войтенко Татьяна, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Август, 2019/№ 68
В последнее время налоговики активно взялись разъяснять положения валютного законодательства. Хотя сам Закон о валюте1 и валютная нормативка под него действуют еще с 7 февраля. Перед вами подборка самых топовых ВЭД-вопросов.

1 Закон Украины «О валюте и валютных операциях» от 21.06.2018 г. № 2473-VIII.

Валюта за кредитные средства: можно!

Можно ли купить иностранную валюту за счет кредитных средств в гривне?

Да! Это стало возможным с 8 августа. Все благодаря очередным валютным послаблениям, которые введены постановлением № 1042.

2Постановление Правления НБУ от 06.08.2019 г. № 104.

До этой даты действовал п. 38 Положения № 53. Он запрещал банкам покупать иностранную валюту по поручению/заявлению клиентов за счет средств в гривне, привлеченных ими в форме кредита. Правда, купить инвалюту в незначительном размере (не больше 150 тыс. грн.) можно было и тогда.

3 Утверждено постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 г. № 5.

И вот теперь п. 38 из Положения № 5 изъяли. Посему покупать инвалюту за счет кредитных средств в гривне отныне можно без ограничений по сумме.

ЦБ и корпоративные права без валютного надзора

Попадают ли под валютный надзор операции с ценными бумагами и корпоративными правами в части соблюдения предельных сроков расчетов?

Право устанавливать предельные сроки расчетов по операциям экспорта и импорта товаров Закон о валюте делегировал НБУ (ч. 1 ст. 13). Порядок осуществления банками такого надзора определен Инструкцией № 74. Предельные сроки расчетов для операций экспорта и импорта товаров установлены п. 21 Положения № 5. На сегодня они составляют 365 календарных дней.

4 Утверждена постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 г. № 7.

При этом для целей Закона о валюте термин «товар» употребляют в значении Закона о ВЭД5 (ч. 2 ст. 1 Закона о валюте). А по нему товар — любая продукция, услуги, работы, права интеллектуальной собственности и другие неимущественные права, предназначенные для продажи (оплатной передачи). То есть

5Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.91 г. № 959-XII.

ограничение сроков расчетов распространяется на экспортно-импортные операции как товаров, так и работ/услуг/неимущественных прав

Ценных бумаг (ЦБ), как видим, в их числе нет.

ЦБ в иностранной валюте Закон о ВЭД считает валютными ценностями. А вот по Закону о валюте ЦБ к таковым не относятся, а значит, на них он не распространяется (и его ст. 13 тоже). По ЦБ есть свой закон, который и регулирует вопросы их обращения.

Расчеты за экспорт и импорт товаров (включая уплату штрафов, пени, бонусов, возмещение сопутствующих расходов в связи с выполнением ВЭД-договора и убытков в связи с невыполнением такого договора) относятся к текущим торговым операциям (п.п. 1 п. 4 Положения № 26). Текущие неторговые операции перечислены в пп. 2 — 21 п. 4 Положения № 2.

6 Утверждено постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 г. № 2.

Но! Как мы выяснили, операции с ЦБ и по отчуждению корпоративных прав не являются экспортом/импортом товаров — текущими торговыми операциями.

Соответственно эти операции не подпадают под валютный надзор в части соблюдения резидентами предельных сроков расчетов. Такой же вывод озвучили фискалы в БЗ 114.02.

Со вступлением в силу Закона о валюте с 7 февраля упразднен режим индивидуального лицензирования валютных операций, в том числе вывоз/ввоз (пересылка) ЦБ за пределы Украины и осуществление инвестиций за границу.

Расчеты за экспорт/импорт — через банк

Как могут рассчитываться резиденты и нерезиденты между собой по экспорту и импорту товаров?

Расчеты по ВЭД-операциям осуществляются исключительно через банки. Такое требование выдвигают ч. 1 ст. 7 Закона о валюте, п. 31 Положения № 2 и п. 16 Положения № 5.

При этом п. 28 Положения № 2 разрешает в расчетах между резидентами и нерезидентами по текущим торговым операциям и операциям, связанным с движением капитала, использовать в качестве средства платежа иностранную валюту и гривню.

А вот (1) осуществлять иностранные инвестиции и (2) возвращать иностранному инвестору прибыли, доходы (включая дивиденды) и другие средства, полученные от инвестиций, можно в гривне и/или инвалюте, но только 1 и/или 2 группы Классификатора № 347 (п. 29 Положения № 2).

7Классификатор инвалют, утвержденный постановлением Правления НБУ от 04.02.98 г. № 34.

Банкам запрещается осуществлять по поручению клиентов переводы в гривне по текущим неторговым операциям за пределы Украины (п. 15 Положения № 5).

Таким образом, рассчитываться по операциям экспорта/импорта товаров, услуг, работ между собой резиденты и нерезиденты вправе исключительно через банки в инвалюте и гривне (см. БЗ 114.02).

А может ли нерезидент внести на банковский счет резидента наличную иностранную валюту по экспортному договору?

Ответ отрицательный. Поскольку

проводить расчеты по ВЭД-договорам (контрактам) в наличной форме прямо запрещают п. 16 Положения № 5 и п. 32 Положения № 2

А тот же п. 16 Положения № 5 требует проводить расчеты по ВЭД-операциям исключительно через счета в банках.

Исключение из этого правила приведено во втором абзаце п. 16 Положения № 5. Там речь идет о ситуации, когда нерезидент (по условиям экспортного контракта) оплачивает командированному из Украины работнику наличной инвалютой эксплуатационные расходы, связанные с обслуживанием транспортного средства, используемого резидентом за границей (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 66, с. 24). Но это не наш случай.

Никаких других вариантов внести на банковский счет резидента наличную инвалюту по экспортному договору НБУшные нормативы не предусматривают (см. БЗ 114.09). То есть все расчеты за экспорт/импорт — только через счета в банках.

Инвалюта в расчетах между резидентами

Можно ли осуществлять расчеты между резидентами в иностранной валюте на территории Украины?

Единственным законным платежным средством в Украине является гривня. Такая аксиома записана в ч. 1 ст. 5 Закона о валюте. Все расчеты на территории Украины проводят исключительно в гривне. Принимают ее для проведения расчетов без каких-либо ограничений.

И все же отдельные особенности присутствуют. Установлены они ч. 2 ст. 5 Закона валюте. Так, в иностранной валюте, в гривне, а также в банковских металлах можно, в частности, проводить расчеты по (см. БЗ 114.10):

— размещению, выплате денежного дохода и погашению облигаций, казначейских обязательств Украины, номинированных в инвалюте, если это предусмотрено проспектом ЦБ (условиями их размещения);

— купле-продаже государственных ЦБ, номинированных в инвалюте, если инициатором или получателем по такой валютной операции является банк;

— другим операциям, определенным ТКУ и/или нормативно-правовыми актами НБУ.

Загрансчет: уведомлять ли о нем фискалов?

Уведомлять ли налоговиков об открытии загрансчетов и их использовании для исполнения обязательств по ВЭД-договорам?

Валютная революция, стартовавшая с 7 февраля, расширила возможности резидентов по открытию и использованию счетов в иностранных банках (загрансчетов).

Право открывать загрансчета в иностранных финансовых учреждениях и осуществлять через такие счета валютные операции (с учетом законодательных ограничений) закреплено ч. 3 ст. 4 Закона о валюте. На это обращают внимание налоговики в письме № 34618. Каких-то специальных разрешений или лицензий от НБУ сейчас не требуется. Подробнее о заграничных счетах резидентов читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 54, с. 22, № 27, с. 31 и № 21, с. 25.

8 Письмо ГУ ГФС в Харьковской обл. от 25.07.2019 г. № 3461/ІПК/20-40-14-06-11.

Так что субъекты хозяйствования — резиденты вправе осуществлять расчеты с нерезидентами по операциям экспорта и импорта товаров через счета, открытые в иностранных финансовых учреждениях, которые находятся за пределами Украины. Об этом прямо заявляют фискалы в БЗ 114.02.

Но! Сегодня по-прежнему действуют предельные сроки расчетов по операциям экспорта и импорта товаров (сейчас это 365 календарных дней от даты совершения операции). Поэтому по операциям экспорта товаров п. 23 Положения № 5 требует зачислять денежные средства от нерезидента на банковский счет резидента в Украине.

Валютный надзор за соблюдением резидентом предельных сроков расчетов по экспортно-импортным операциям осуществляет банк (п. 6 Инструкции № 7). Основания для завершения банком валютного надзора за предельными сроками расчетов определены разд. III Инструкции № 7.

При экспорте товара банк завершает валютный надзор за предельными сроками расчетов после зачисления на текущий счет резидента в банке денежных средств, поступивших от нерезидента за товар/аккредитив (п.п. 2 п. 9 Инструкции № 7). Сюда включают средства, перечисленные резидентом с собственного заграничного счета, если:

1) расчеты за экспорт товара осуществлялись через счет резидента, открытый за рубежом, и

2) резидент представил документы иностранного банка, подтверждающие зачисление средств от нерезидента за товар.

Соответственно

вполне допустимо экспортеру получать деньги на свой загрансчет, а уже затем пересылать их в Украину

Главное — чтобы такая валюта успела вернуться в Украину и попасть на текущий инвалютный счет в течение предельных 365 календарных дней (п. 19 Инструкции № 7).

Помните! С 7 февраля на основании ч. 7 ст. 11 Закона о валюте упразднен валютный надзор за экспортно-импортными операциями, суммы которых не превышают минимальный размер финоперации, подлежащей финмониторингу, — эквивалент 150 тыс. грн. (п. 22 Положения № 5). А согласно п. 9 Инструкции № 7 банк завершает валютный надзор за предельными сроками проведения расчетов, в частности, когда сумма незавершенных расчетов за экспорт, импорт товаров не превышает такой незначительной суммы (эквивалент 150 тыс. грн.). Но это не касается случаев с дроблением экспорта товаров или дроблением валютных операций.

И еще. С 16 мая (даты вступления в силу постановления Правления НБУ от 14.05.2019 г. № 67) предельные сроки расчетов и банковский валютный надзор перестали распространяться на услуги и работы, права интеллектуальной собственности и/или другие экспортируемые неимущественные права. То есть банкиры убрали из-под своего валютного надзора экспорт не только услуг, но и работ. Читайте об этом в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 50, с. 10 и № 40, с. 5.

Нужно ли уведомлять фискалов об открытии счетов за рубежом и об их использовании для выполнения обязательств по ВЭД-контрактам?

Такой обязанности ни НКУ, ни Закон о валюте не предусматривают. Понимая это, фискалы за ответом отсылают к Минфину.

А по вопросу формы и содержания документов иностранного банка, подтверждающих зачисление средств от нерезидента за товар, если расчеты за экспорт товара осуществлялись через заграничный счет, считают целесообразным обратиться в НБУ (см. письмо № 3461).

ВЭД-уступки права требования и перевод долга: да!

Допускаются ли уступки права требования и перевод долга между резидентами, а также между резидентами и нерезидентами?

Еще совсем недавно фискалы выступали против уступки права требования между резидентами при осуществлении экспортно-импортных операций (см. БЗ 114.02 — действовала до 05.08.2019 г. // «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 50, с. 3). Затем налоговики пришли к выводу, что подобная уступка таки возможна (см. БЗ 114.02 — отменена в связи с принятием постановления № 104).

Чем обосновали свой правильный вывод налоговики? Рассуждали они так.

По требованиям ч. 2 ст. 13 Закона о валюте и п.п. 2 п. 9 Инструкции № 7 валютная выручка от нерезидента должна поступить на текущий счет резидента в банке. Именно в этот момент банк завершает валютный надзор за соблюдением предельных сроков расчетов по экспорту товаров.

Если два резидента заключают договор об уступке права требования, право кредитора переходит к такому другому резиденту. В дальнейшем валютная выручка поступит уже не собственнику экспортированной продукции, а такому другому лицу.

Но! В подобной ситуации срабатывает специальная норма п.п. 6 п. 9 Инструкции № 7. Там сказано, что в случае замены кредитора в обязательстве по операции экспорта товаров банк прекращает валютный надзор:

1) после зачисления на текущий счет резидента — нового кредитора денежных средств, поступивших от нерезидента-должника за поставленный резидентом — первоначальным кредитором товар, и

2) при наличии документов о замене кредитора в обязательстве по операции по экспорту товаров.

Операция уступки права требования как раз и предполагает замену кредитора в обязательстве. Поэтому при осуществлении экспортных операций в ВЭД-сфере уступка права требования между резидентами допускается.

А вот против перевода долга между нерезидентами фискалы не возражают. Ведь в случае замены должника-нерезидента другим нерезидентом валютная выручка (товар) поступит экспортеру (импортеру) продукции, но от другого нерезидента. И если перевод долга производится с согласия отечественного кредитора, требования валютной нормативки нарушены не будут. Важно лишь, чтобы валюта в Украину поступила.

Таможенное оформление импорта не завершено

Завершает ли банк валютный надзор за импортной операцией, если товар поступил на территорию Украины, но таможенное оформление не завершено?

По предписаниям п. 9 Инструкции № 7 при импорте продукции, ввозимой в Украину, банк завершает валютный надзор за предельными сроками расчетов:

— если сумма незавершенных расчетов не превышает незначительную сумму — 150 тыс. грн. Такую сумму для этих целей определяют по официальному курсу НБУ на дату последнего события по операции (последняя дата платежа, дата поставки товара, дата зачета встречных однородных требований).

Когда сумма самой операции (или контракта) не превышает эквивалент 150 тыс. грн., то она вообще выпадает из-под надзора — если только нет дробления (п. 22 Положения № 5). О незавершении надзора в случае дробления операций экспорта товаров или дробления валютных операций прямо указывает п. 9 Инструкции № 7;

— после (1) получения информации из реестра ТД об осуществлении импортной поставки с оформлением ТД (типов ІМ-40 «Імпорт», ІМ-41 «Реімпорт», ІМ-51 «Переробка на митній території», ІМ-72 «Безмитна торгівля», ІМ-75 «Відмова на користь держави», ІМ-76 «Знищення або руйнування») или после (2) предъявления документа, который используется для таможенного оформления (если по украинскому законодательству ТД не оформляется).

Соответственно,

если товар поступил на территорию Украины, но его таможенное оформление не завершено, а сумма расчетов по импорту товаров превышает 150 тыс. грн., банк не прекращает валютный надзор

Такое мнение высказали фискалы в БЗ 114.03.

Хотя по отношению к дореволюционному периоду (до 07.02.2019 г.) суды считают, что наличие товаросопроводительных и товарно-транспортных документов с оттиском штампа «під митним контролем» без оформленной ТД является достаточным основанием для снятия импорта с валютного контроля и исключает возможность применять ВЭД-пеню (см. решение Донецкого окружного админсуда от 17.04.2019 г. по делу № 200/2206/19-а // reyestr.court.gov.ua/Review/81207868, постановление ВС от 27.03.2018 г. по делу № 826/9288/16 // reyestr.court.gov.ua/Review/73043904 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 54, с. 28).

Да и ГФСУ в письме от 02.07.2019 г. № 3044/6/99-99-14-06-02-15/ІПК продублировала такой вывод и отозвала свою прежнюю консультацию. Так что за эту соломинку можно попытаться зацепиться.

Валюта платежа и валюта цены разные: как пересчитают?

Каким образом банк завершает валютный надзор за предельными сроками расчетов, в случае если валюта авансового платежа отличается от валюты цены полученного товара?

Повторим: валютный надзор за соблюдением предельных сроков расчетов в ВЭД-сфере осуществляет банк. При этом он завершает надзор, в частности, при осуществлении расчетов за экспорт и импорт товаров в иностранной валюте.

А если валюта авансового платежа не соответствует валюте цены полученного товара?

Валюта платежа по нормам п. 3 Инструкции № 7 — это любая валюта, в которой согласно условиям договора осуществляется оплата товара. А валюта цены определена там же как любая валюта, в которой согласно условиям договора устанавливается цена товара.

Если эти валюты не совпадают, банк использует договорные условия пересчета валюты цены в валюту платежа (п. 17 Инструкции № 7).

Однако банк может не соблюдать это правило. Речь идет о ситуации, когда у банка имеются основания полагать, что экспортно-импортная операция (п. 17 Инструкции № 7):

— связана с избежанием и/или невыполнением требований, предусмотренных законодательством Украины,

и

— приводит/может привести к неполучению/недополучению денежных средств/товара резидентом.

Если же в договоре нет условий, позволяющих однозначно определить курс (кросс-курс), банк для целей валютного надзора использует официальный курс гривни к иностранным валютам, установленный НБУ на дату платежа (см. БЗ 114.02).

Экспорт без вывоза и надзор

Осуществляется ли валютный надзор за предельными сроками расчетов по экспортным операциям без фактического вывоза продукции за пределы Украины?

Правила валютного надзора (в частности, за операциями экспорта продукции) определяет Инструкция № 7. Ответ на волнующий нас вопрос находим в ее п. 20. Там четко записано, что банк не осуществляет валютный надзор за предельными сроками расчетов по операции экспорта продукции, если резидент экспортирует такую продукцию без ее вывоза с таможенной территории Украины. Проще говоря, нет вывоза товаров в таможенном режиме экспорта — нет и валютного надзора.

А вот при импорте без ввоза продукции на территорию Украины валютный надзор за операцией по экспорту продукции, которая была приобретена резидентом по соответствующему импортному договору и перепродается нерезиденту, осуществляет банк, через который проводилась оплата (п. 21 Инструкции № 7).

ВЭД-пеня за старые сроки (до 07.02.2019 г.)

Применяется ли ответственность за нарушение предельных сроков расчетов по экспортно-импортным операциям, которое произошло до даты введения в действие Закона о валюте?

Предельные сроки расчетов по экспорту и импорту товаров установлены п. 21 Положения № 5. С 7 февраля они составляют 365 календарных дней. Согласно п. 2 постановления Правления НБУ от 02.01.2019 г. № 7 этот срок распространяется на незавершенные операции резидента по экспорту и импорту товаров, по которым до 07.02.2019 г. не нарушен (не истек) 180-дневный срок расчетов (или срок, продленный Минэкономразвития).

То есть у тех ВЭД-субъектов, у которых по 6 февраля (включительно) счетчик еще тикал, 180-дневный срок автоматически продлился до 365 дней.

Поэтому, если предельные сроки расчетов по экспорту и импорту товаров были нарушены до вступления в силу Закона о валюте, то применяются старые 180-дневный срок и ответственность (см. БЗ 114.10).

Напомним: пеня сейчас (как собственно и тогда) начисляется за каждый день просрочки в размере 0,3 % суммы неполученных денежных средств или стоимости недопоставленного товара (ч. 5 ст. 13 Закона о валюте). О перипетиях с валютным надзором за экспортом услуг читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 50, с. 10, № 40, с. 5 и № 12, с. 9. А о начислении ВЭД-пени — в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 21, с. 9.

Курсовая санкция отменена

Подлежит ли перечислению в бюджет положительная курсовая разница, которая может возникнуть при продаже банком возвращенных в адрес резидента средств в иностранной валюте в связи с невыполнением взаимных обязательств между сторонами договора?

Напомним: ст. 5 Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 23.09.94 г. № 185/94-ВР содержала требование о перечислении в бюджет положительной курсовой разницы, полученной при принудительной продаже банком ранее купленной инвалюты, которая в установленный срок не израсходована клиентом либо которая была возвращена в Украину. С 07.02.2019 г. этот Закон прекратил свое действие.

Сегодня п. 47 Положения № 5 обязывает банк продать:

1) в течение 5 рабочих дней купленную инвалюту в случае нарушения сроков ее целевого расходования, установленных п. 44 Положения № 5;

2) без поручения клиента не позднее чем на следующий рабочий день после зачисления на распределительный счет возвращенную в адрес резидента инвалюту, которая была куплена и перечислена в пользу нерезидента (поскольку взаимные обязательства частично или полностью не выполнены).

При этом ни Закон о валюте, ни Положение № 5 никаких курсовых санкций не устанавливают. То есть при возникновении положительной разницы перечислять ее в бюджет не нужно (см. БЗ 114.10).

выводы

  • Покупать инвалюту за счет кредитных средств в гривне можно без ограничений.
  • Под валютный надзор за сроками расчетов ЦБ и корпоративные права не подпадают.
  • По экспорту/импорту товаров резиденты и нерезиденты вправе рассчитываться между собой в инвалюте и гривне, но только исключительно через счета в банках.
  • Ни НКУ, ни Закон о валюте не устанавливают обязанности уведомлять фискалов об открытии загрансчетов и об их использовании за рубежом для выполнения ВЭД-контрактов.
  • По экспортным операциям допускается уступка права требования между резидентами и перевод долга между нерезидентами.
  • Если валюта платежа отличается от валюты цены и в договоре не оговорен курс (кросс-курс) пересчета, банк для валютного надзора возьмет курс НБУ на дату платежа.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить