Темы статей
Выбрать темы

Налоговые нововведения 2021 года

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Вот и наступил 2021 год. И принес он с собой для бухгалтера множество разнообразных вкусняшек в виде нововведений. В этом году их достаточно много. Одни были введены еще в конце весны Законом № 466, а другие законотворцы внедрили уже накануне нового года. При этом последние нововведения не только принесли что-то новое, но и подкорректировали то, что должен был обновить Закон № 466. Потому сегодня давайте пробежимся по важнейшим налоговым новшествам, которые начнут действовать в 2021 году.

НДС

Сельхозставка. Самым громким нововведением во взимании НДС в начале 2021 года должно стать введение Законом на основе законопроекта от 15.06.2020 г. № 3656 отдельной уменьшенной ставки НДС в размере 14 %.

Обращаем внимание! Этот законопроект уже принят ВРУ. В то же время сейчас в ВРУ зарегистрированы три постановления, которыми предлагается его отменить. Пока эти постановления не будут отменены, закон не вступит в силу. А как сказано в самом законопроекте, его нормы начинают действовать с первого числа месяца, следующего за месяцем опубликования. Поэтому если эти постановления будут отменены в январе 2021 года и закон обнародуют в январе, то ставка 14 % начнет действовать с 01.02.2021 г.

Ставку НДС 14 % будут применять все субъекты хозяйствования при поставке на таможенной территории Украины и ввозе на таможенную территорию Украины (то есть при импорте) сельхозпродукции, которая классифицируется по таким товарным позициям согласно УКТ ВЭД: 0102, 0103, 0104 10, 0401 (в части молока цельного), 1001, 1002, 1003, 1004, 1005, 1201, 1204 00, 1205, 1206 00, 1207, 1212 91, кроме импорта товаров, определенных в п. 197.18 НКУ (п.п. «г» п. 193.1 НКУ).

Из этого следует, что новая ставка (14 %) применяется при поставке в Украине и при импорте следующей сельхозпродукции:

— из продукции животноводства — живых КРС (0102), свиней (0103), овец (0104), а также молока цельного (0401).

Исключение составляет только импорт живых племенных чистопородных животных, племенных (генетических) ресурсов по кодам согласно УКТ ВЭД 0101 10 10 00, 0102 10 10 00, 0102 10 30 00, 0103 10 00 00, 0104 10 10 00, 0511 10 00 00, 0511 99 85 10, который осуществляется сельхозтоваропроизводителями. Импорт таких сельхозтоваров освобожден от НДС (п. 197.18 НКУ). Такое освобождение при импорте этих товаров будет и в дальнейшем.

Но даже если вышеупомянутые племенные сельхозтовары будут импортироваться не сельхозтоваропроизводителями, то будет действовать новая ставка НДС — 14 %, а не общая — 20 %, как до этого;

— из продукции растениеводства — пшеницы и смеси пшеницы и ржи (маслин) (1001), ржи (1002), ячменя (1003), овса (1004), кукурузы (1005), соевых бобов (1201), семян льна (1204 00), рапса или кользы (УКТ ВЭД), подсолнуха (1206 00), а также семян и плодов других масличных культур (1207) и сахарной свеклы (1212 91).

Ставка 14 %, как и все другие ставки НДС, будет включаться в цену поставки товаров.

Все остальные виды сельхозпродукции, которые не перечислены выше, будут поставляться как на территории Украины, так и импортироваться по общей ставке — 20 %

Экспортироваться же вся сельхозпродукция будет по единой обычной экспортной ставке — 0 %.

Новая ставка НДС вызывает внесение изменения в форму налоговой накладной и декларации по НДС. Поэтому ожидаем их обновления.

Сам факт введения 14 % ставки НДС не должен повлиять на формирование поставщиками сельхозпродукции своего налогового кредита. То есть если аграрий приобретет для производства продукции (например, пшеницы), которая будет продаваться по ставке 14 %, товары (топливо, минудобрения и т. п.), то корректировать полученный налоговый кредит, который сформирован по ставке 20 %, не нужно.

Кроме того, законопроект № 3656 прямо прописал (новый п. 541 подразд. 2 разд. ХХ НКУ), как аграрию отражать операции по поставке сельхозтоваров на территории Украины в переходный период со ставки 20 % на 14 %.

Так, в этом пункте описаны три случая:

1) аванс получен в период действия ставки 20 %, а отгрузка будет происходить в период действия ставки 14 %. Законодатели постановили, что в этом случае будет применяться ставка 20 %.

В этом есть логика. Применяем ту ставку, которая была на дату осуществления первого события.

Появление в п. 541 подразд. 2 разд. ХХ НКУ объяснения переходных ситуаций свидетельствует о том. что на этот раз законодатели пытались урегулировать переходные положения. Но, честно говоря, получилось не совсем красиво.

Так, например, в п. 541 подразд. 2 разд. ХХ НКУ почему-то речь идет только о случае получения аванса и только от плательщика налога (понимаем — плательщика НДС), а как же поступать, когда аванс получен от неплательщика НДС, а также когда отгрузка состоялась во время действия ставки 20 %, а оплата — в период действия ставки 14 %. На наш взгляд, это недоработка законотворцев. Но поступать во всех этих случаях следует, на наш взгляд, по той же логике, что и в случае, прописанном в п. 541 подразд. 2 разд. ХХ НКУ, то есть применять ту ставку, которая действовала на момент осуществления первого события.

Также в п. 541 подразд. 2 разд. ХХ НКУ не указано, ставка 20 % будет применяться только к размеру полученного аванса или ко всей операции, если аванс покрывает не весь размер поставки. По нашему мнению, действовать должна ставка 20 % только к размеру аванса. А размер поставки, который будет превышать размер аванса, попадает под ставку 14 %, поскольку для неоплаченного товара (непокрытого авансом) первое событие будет поставкой. А так как поставка неоплаченного товара происходит во время действия ставки 14 %, то и НДС следует начислять уже исходя из новой ставки;

2) возвращают в период действия ставки 14 % товар или аванс, полученные в период действия ставки 20 %. Здесь все коррективы следует делать исходя из ставки 20 %. Тоже все логично. Поскольку налоговые обязательства были составлены на ставку 20 %, то и корректировать следует исходя из размера этой ставки;

3) происходит изменение цены на товар, поставленный во время действия ставки 20 %. В этом случае следует тоже применять при корректировке ставку 20 %. Здесь также логика понятна: так как первое событие было в период действия ставки 20 %, то все изменения в период действия ставки 14 % следует делать исходя из ставки, которая действовала на момент первого события (в данном случае — 20 %).

Кроме того, законодатели прямо указали, что предприятия, которые купили товар в период действия ставки 20 %, а продают его, когда будет действовать ставка 14 %, не должны корректировать налоговый кредит (он был сформирован из ставки 20 %). В переходный период перекупщики смогут немножко нажиться на такой операции (у них сумма налогового кредита по данной операции будет перекрывать сумму налогового обязательства).

Кинокультурная и гостиничная ставка. Также с 23.12.2020 г. Законом № 962 расширен перечень операций, при осуществлении которых будет действовать ставка 7 %. Так, с этой даты НДС по ставке 7 % следует начислять не только при продаже лекарств, но и при:

— поставке услуг по показу (проведению) театральных, оперных, балетных, музыкальных, концертных, хореографических, кукольных, цирковых, звуковых, световых и других представлений, постановок, выступлений профессиональных художественных коллективов, артистических групп, актеров и артистов (исполнителей), кинематографических премьер, культурно-художественных мероприятий;

— поставке услуг по показу оригиналов музыкальных произведений, демонстрации выставочных проектов, проведении экскурсий для групп и отдельных посетителей в музеях, зоопарках и заповедниках, посещении их территорий и объектов посетителями;

— поставке услуг по распространению, демонстрированию, публичному извещению и публичному показу фильмов, адаптированных в украиноязычные версии для лиц с нарушениями зрения и лиц с нарушениями слуха;

— поставке услуг по временному размещению (проживанию), которые предоставляются гостиницами и подобными средствами временного размещения (класс 55.10 группа 55 КВЭД ДК 009:2010).

При этом ставка на уровне 7 % будет распространяться и на операции по поставке нерезидентами (импорт) резиденту на территории Украины вышеупомянутых услуг.

То есть резидент, который будет получать кинокультурные услуги от нерезидента, должен платить НДС со стоимости таких услуг по ставке 7 %, а не 20 % (п. 208.2 НКУ).

Кроме того, но уже временно, на период с 01.01.2021 г. до 01.01.2023 г., Закон № 962 установил также ставку НДС на уровне 7 % для операций по поставке услуг гостиницами и подобными средствами временного размещения (класс 55.10 КВЭД). Но на эти услуги тот же Закон установил ставку 7 % навсегда (см. выше). То есть ставка 7 % для гостиничных услуг определена в двух нормах НКУ. Наверное, это техническая ошибка законодателя. Считаем, что эти две нормы следует читать так: что ставка 7 % по гостиничных услугам будет действовать всегда — до 01.01.2023 г. — исходя из Переходных положений НКУ, а с 01.01.2023 г. — исходя из оснований, определенных ст. 193 НКУ.

Кинольгота. С подачи Закона № 962 предоставлено немало НДС-льгот киноиндустрии, а именно;

1) с 01.01.2021 г. от НДС освобожден импорт товаров, которые входят в состав национального кинематографического наследия (п. 197.25 НКУ),

2) на два года (вплоть до 2025 года, а не, как планировалось, до 2023 г.) продлено действие освобождения от НДС операций по производству кинофильмов (п. 12 подразд. 2 разд. ХХ НКУ);

3) на период с 01.01.2023 г. до 01.01.2025 г. освобождены от НДС операции по поставке услуг по демонстрированию, распространению и показу демонстраторами и распространителями национальных фильмов и иностранных фильмов, которые дублированы, озвучены на государственном языке на территории Украины, при условии, что такие национальные и иностранные фильмы адаптированы в украиноязычные версии для лиц с нарушениями зрения и лиц с нарушениями слуха.

Налог на прибыль

Отчетность. В конце декабря 2020 года Минфин приказом от 29.10.2020 г. № 649 обновил декларацию по налогу на прибыль и ее приложения ЗП, ВП, ПП. В новой редакции изложены приложения РІ, ПН, АМ, а также появились новые приложения. Подробно об этом в «Налоги & бухучет», 2020, № 98, с. 25.

Приказ, которым внесены изменения, вступил в силу в декабре 2020 года. Поэтому исходя из норм п. 46.6 НКУ подавать декларацию по обновленной форме необходимо начиная с отчетного периода — І квартал 2021 года. С этим соглашаются и фискалы в категории 102.20.01 БЗ.

Следовательно,

за 2020 год отчитываться по налогу на прибыль следует по старой форме

Приравнены к дивидендам. С 01.01.2021 г. Законом № 466 для целей налогообложения к дивидендам приравнены выплаты нерезидентам в виде так называемых конструктивных дивидендов из абзацев четвертого — седьмого новой редакции п.п. 14.1.49 НКУ.

Так, дивидендами будут считаться суммы превышения или занижения в контролируемых операциях с некоторыми нерезидентами и выплаты участникам-нерезидентам в связи с уменьшением уставного капитала или их выходом из общества.

В то же время признание таких сумм дивидендами лишь говорит о том, что при их выплате нерезидентам из них должны удержать налог на репатриацию (при выплате их юрлицам) или НДФЛ (при выплате физлицам) по правилам, установленным для дивидендов (п. 141.4 НКУ).

Плательщики сельхозЕН будут удерживать налог на репатриацию только при выплате одной составляющей из новых признанных дивидендов, а именно из выплат участникам-нерезидентам в связи с уменьшением уставного капитала или их выходом из общества (п.п. 133.1.1 НКУ).

А вот дивидендный авансовый взнос по налогу на прибыль из приравненных к дивидендам сумм уплачивать не придется

Такие суммы с 01.01.2021 г. освобождены от уплаты дивидендного авансового взноса п.п. 57.11.7 НКУ.

Новые плательщики. С начала 2021 года плательщиками налога на прибыль могут стать иностранные компании, которые имеют место эффективного управления на территории Украины (п.п. 133.1.5 НКУ).

Но Законом на основе Закона Украины от 17.12.2020 г. № 1117-IX (далее — Закон № 1117) откладывают попадание таких лиц в когорту плательщиков вплоть до 01.01.2022 г.

Высокодоходники. Еще 23.05.2020 г. был увеличен с 20 до 40 млн грн предел, который разграничивает предприятия на высокодоходников и малодоходников. Но предприятия, у которых сумма дохода за 2019 год была больше 20 млн грн, но меньше 40 млн грн, должны были все ровно отчитываться как высокодоходники, то есть ежеквартально. В п. 137.5 НКУ, который определяет порядок отчетности, соответствующие изменения тогда внесены не были.

И вот только 01.01.2021 г. в п. 137.5 НКУ появилось указание, что отчитываться раз в году имеют право все, у кого доход меньше 40 млн грн. То есть стать годовиками с этой даты смогут те прибыльщики, которые впишутся в 40 млн грн по итогам 2020 года.

Кроме того, прибыльщики, которые в 2020 году отчитывались ежеквартально, так как доход был больше 20 млн грн, но меньше 40 млн грн, и у которых годовой бухдоход за 2020 год впишется в 40 млн грн, смогут:

1) принять решение не корректировать финрезультат в 2020 году на налоговые разницы — п.п. 134.1.1 НКУ. Если это сделать, то составлять годовую декларацию по итогам 2020 года они могут (если примут решение) без применения налоговых разниц (см. БЗ 102.20.01). Причем не нужно будет подавать уточненки за I квартал, полугодие, три квартала. У такого прибыльщика может возникнуть переплата за внутригодовые отчетные периоды 2020 года. Вернуть ее можно в порядке, установленном ст. 43 НКУ;

2) стать годовиками в 2021 году и отчитываться по налогу на прибыль только по итогам года (п.п. «в» п. 137.5 НКУ).

Учет нерезидентов. С 01.01.2021 г. введена обязанность нерезидентов становиться на учет в налоговой по местонахождению своего постоянного представительства (п. 133.3 НКУ). Причем делать это следует до начала своей хоздеятельности через такое представительство.

С этой даты нерезидент, который начнет хоздеятельность через постоянное представительство до регистрации в налоговом органе, считается уклоняющимся от налогообложения, а полученные им прибыли — скрытыми от налогообложения.

Учитывая это, Закон № 466 определил переходный период для постановки на учет нерезидентов, которые через свои постоянные представительства осуществляли деятельность по состоянию на 01.07.2020 г. Они должны были стать на учет до 01.10.2020 г. (п. 60 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Но отведенного времени для постановки на учет, как свидетельствует практика, не хватило. Поэтому Закон № 1117 дал право нерезидентам, у которых были действующие постоянные представительства в Украине на 01.01.2021 г., стать без проблем на учет до 01.04.2021 г. То есть

у нерезидентов есть еще 3 месяца, чтобы без проблем и штрафов стать на учет

При этом все представительства, которые были на учете до 01.01.2020 г. в налоговой, остаются плательщиками до регистрации в качестве плательщиков налогов (в том числе налога на прибыль) соответствующих нерезидентов.

Постоянные представительства. Кроме того, Закон № 1117 перенес на начало 2021 г. изменения, которые внес Закон № 466 относительно правил налогообложения доходов постоянных представительств. То есть именно с начала 2021 года постоянные представительства должны рассчитывать налог на прибыль только по прямому методу определения налогооблагаемой прибыли (п.п. 141.4.7 НКУ).

А вот за 2020 год у них есть право выбора расчета налога на прибыль (через прямой метод или с применением коэффициента 0,7). Учитывая это, остается непонятным, как отчитываться за 2020 год представительствам, которые пожелают использовать коэффициент 0,7:

— так, как это делали за полугодие и 9 месяцев 2020 года, то есть через обычную декларацию;

— или так, как отчитывались за І квартал 2020 года, то есть используя Расчет налога на прибыль постоянного представительства (он отменен после обновления формы декларации).

Как именно отчитываться таким представительствам, должны еще разъяснить фискалы.

Процентная разница. С начала 2021 года обновлены правила применения тонкой капитализации, предусмотренные п. 140.2 НКУ. Эти изменения в НКУ внес Закон № 466. Детально о них — в «Налоги & бухучет», 2020, № 45, с. 14.

Но из норм этого пункта было непонятно, на какие именно кредиты, займы и другие долговые обязательства распространяется эта разница: только на средства, полученные от нерезидентов, или от любого плательщика налога?

Закон № 1117 в этой дискуссии ставит точку: правила тонкой капитализации, прописанные в п. 140.2 НКУ, касаются только заимствований, полученных от нерезидентов.

Налог на репатриацию. Законом № 1117 определено, что при уплате налога на репатриацию из доходов, выплаченных в натуральной форме нерезидентам с территории Украины, налог следует считать по формуле, которая содержится в п.п. 141.4.2 НКУ, с 01.01.2021 г.

Деловая цель. Законом № 1117 введены ограничения в применении норм относительно деловой цели (п.п. 14.1.231 НКУ). Теперь в нем четко прописано, что деловая цель применяется не ко всем операциям, а только относительно (п. 140.5 НКУ):

— осуществления контролируемых операций;

— осуществления операций по купле-продаже товаров со специфическими нерезидентами, которые перечислены в двух офшорных списках;

— операций по начислению роялти в пользу любого нерезидента.

Учитывая это, Закон № 1117 корректирует применение некоторых налоговых разниц. Так, в частности, изменен порядок применения разницы при приобретении товаров (работ, услуг) или их реализации специфическим нерезидентам. У 2020 году при приобретении товаров у таких нерезидентов в соответствии с п.п. 140.5.4 НКУ, а при продаже — в соответствии с п.п. 140.5.51 НКУ следовало увеличить финрезультат на сумму 30 % стоимости товаров, работ и услуг.

С даты вступления в силу Закона № 1117 эти разницы изменятся. Нововведение заключается в том, что в случае, когда налоговики установят, что вышеупомянутые операции купли или продажи у специфических нерезидентов не имели деловой цели, то придется увеличить финрезультат на всю сумму стоимости приобретенных/проданных товаров, работ, услуг.

Кроме того, чтобы не было двойной корректировки при применении новой разницы, другие разницы, связанные с куплей-продажей товаров у нерезидентов, не применяются, а если были применены, то эти разницы следует снять (то есть на них следует уменьшить финрезультат).

Таким же образом совершенствуется разница по роялти из п.п. 140.5.6 НКУ.

После таких усовершенствований необходимость в отдельной разнице относительно операций, осуществленных без деловой цели, исчезла. Поэтому из НКУ исключается п.п. 140.5.15 НКУ.

Контролируемые операции. С начала 2021 года произошло очередное усовершенствование правил определения трансфертных операций. А именно:

1) определены правила подачи на запрос от ГНСУ глобальной документации по трансфертному ценообразованию плательщиком, который входит в состав международной группы компаний;

Глобальная документация по трансфертному ценообразованию должна быть предоставлена налогоплательщиком в ГНСУ в течение 90 календарных дней со дня получения соответствующего запроса

2) после вступления в силу Закона № 1117:

— налоговики, оценивая контролируемую операцию между связанными лицами, могут попробовать доказать, что она не имеет деловой цели. Если им это удастся, то фискалы могут исключить такую операцию из финрезультата или заменить ее финрезультат на операцию с несвязанной стороной (п.п. 39.2.2.12 НКУ);

— будет прописано, как именно следует избирать наиболее целесообразный метод трансфертного ценообразования для определения соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки» (п.п. 39.3.2.1 НКУ).

Налоговые разницы для грантов. С 23.12.2020 г. появились в НКУ с подачи Закона № 932 новые налоговые разницы. Так, с этой даты плательщики налога на прибыль будут иметь право:

1) уменьшить свой финрезультат на сумму полученных и включенных в состав доходов отчетного периода бюджетных грантов (п.п. 140.4.8 НКУ);

2) увеличить финрезультат до налогообложения на сумму расходов, связанных с выполнением условий договора о предоставлении бюджетного гранта, понесенных в текущем отчетном периоде за счет таких грантов (но не более суммы таких грантов) и включенных в состав расходов периода (п.п. 140.5.16 НКУ).

То есть бюджетные гранты полностью обходят объект обложения налога на прибыль.

Введение таких разниц с экономической точки зрения не принесет получателям грантов выгоды. Так как по сути одна и та же сумма (сумма гранта) будет исключена и из доходов, и из расходов получателя гранта. А значит, такие разницы не повлияют на финрезультат получателя гранта.

Это разницы будут использовать все плательщики, в том числе и субъекты, которые не используют налоговые разницы. В п.п. 134.1.1 НКУ прямо указано, что малодоходники, которые не используют налоговые разницы из разд. ІІІ НКУ, корректируют свой финрезультат и на суммы полученных и использованных грантов.

НДФЛ и ВС

Объединенная отчетность. С начала 2021 года в НКУ будет четко указано, что налоговые агенты и плательщики ЕН будут ежеквартально подавать вместо ф. № 1ДФ и Отчета по ЕСВ один объединенный отчет (п.п. «б» п. 176.2 НКУ).

Использовать этот объединенный отчет для отчетности впервые придется, отчитываясь за І квартал 2021 года. Подробнее см. статье «Объединенная отчетность: ЕСВ+» этого номера.

Допблаго. Закон № 962 определил, что с 23.12.2020 г. не считается допблагом для целей обложения НДФЛ и ВС уплаченная заведением культуры стоимость товаров и услуг, а именно проезда, проживания, питания, охраны, страхования, медобслуживания, тренировки, которые связаны с участием такого плательщика налога в создании и показе (проведении) культурных, в том числе гастрольных, мероприятий, если это предусмотрено условиями договора с такими плательщиками налога (п.п. «б» п.п. 164.2.17 НКУ).

Бюджетные гранты. Кроме того, с 23.12.2020 г. в п. 170.71 НКУ появится порядок обложения НДФЛ и ВС бюджетных грантов.

Доход в виде бюджетного гранта во время его начисления (выплаты, предоставления) не облагается налогом и не включается в налогооблагаемый доход плательщика налога.

При этом налоговым агентом относительно отражения начисленного и выплаченного гранта выступает предоставитель такого гранта. В отчетности он должен указывать сведения о заключенных договорах по предоставлению грантов и их условиях, а также информацию о факте использования гранта или его части по целевому назначению или нарушении условий использования и о полном или частичном возврате гранта.

При этом у получателя гранта, который не соблюдает условия его использования, сумма гранта из не облагаемой превращается в облагаемую. То есть сумму полученного гранта, по которой не выполнены условия ее получения, следует отразить в годовой декларации об имущественном состоянии и уплатить с нее НДФЛ и ВС.

Этого делать не придется, если получатель гранта вернет сумму гранта, по которой не выполнены условия получения, в году его получения и уведомит об этом фискалов. Если же возврат состоится в следующих годах, а не в году получения гранта (то есть после уплаты из суммы гранта НДФЛ и ВС), то на сумму гранта в таком году лицо имеет право уменьшить свой доход.

Контролируемые иностранные компании

Первый период КИК. С начала 2021 года с подачи Закона № 466 в НКУ должна была появиться норма, определяющая порядок налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК) (п. 170.13 НКУ), то есть юрлиц, зарегистрированных в иностранном государстве и признанных находящимися под контролем резидента Украины (п.п. 392.1.1 НКУ). Подробно о них читайте в «Налоги & бухучет», 2020, № 45, с. 19.

Но введение таких правил взволновало многих. Поэтому, чтобы не рубить сплеча, Законом № 1117 отсрочили введение этих правил до 2022 года. То есть

правила налогообложения КИК в НКУ (п. 170.13, ст. 392 НКУ) появятся только через год, то есть 01.01.2022 г.

А следовательно, на год — до 01.01.2022 г. можно забыть о подаче физлицами и юрлицами уведомления о том, что они контролируют КИК, об отчетности о прибылях КИК, а также о грандиозных штрафах за неподачу такого уведомления или отчетности по п. 120.17 НКУ.

Безналоговая ликвидация КИК. В связи с возможным введением правил налогообложения доходов КИК некоторые резиденты пожелают ликвидировать свои КИК. Поэтому Закон № 1117 дает право это сделать в 2020 и 2021 году без налогообложения. Новая переходная норма п. 14 подразд. 1 разд. XX НКУ предусматривает временное освобождение от обложения НДФЛ доходов, которые будут получены физлицами-резидентами в 2020 и 2021 году в результате ликвидации/прекращения иностранной компании (иностранного образования без статуса юрлица), собственниками которой они являются.

Жидкости для электронных сигарет

Ставки. С 01.01.2021 г. появятся отдельные ставки акцизного налога для сигарет и сигарилл, а также для табакосодержащих изделий для электрического нагревания (ТИЭН) с помощью подогревателя с электронным управлением (то есть табака для электронных сигарет (п.п. 215.3.2 НКУ).

При этом начиная с 01.01.201 г. при начислении налоговых обязательств следует использовать не общие ставки акцизного налога из п. 215.3 НКУ, а уменьшенные, которые приведены в п. 17 подразд. 5 разд. ХХ НКУ. Эти новые уменьшенные ставки будут постепенно увеличиваться, пока не догонят в 2025 году обычные ставки акцизного налога, перечисленные в п. 215.3 НКУ.

Розничный акциз. С 01.01.2021 г. продажа в розницу жидкостей для электронных сигарет в соответствии с п.п. 14.1.212 НКУ считается реализацией подакцизных товаров.

То есть законодатель намеревался продажу таких жидкостей облагать розничным акцизом. Но ставку, по которой следует платить розничный акциз с таких жидкостей, он в НКУ не внес.

А значит, с начала 2021 года и до даты появления ставки розничного акциза для таких жидкостей платить розничный акциз не нужно.

Электронные сигареты. С 01.01.2021 г. произойдет пополнение в семье подакцизных товаров. Так, с этой даты в число подакцизных товаров попадут и жидкости, которые используются в электронных сигаретах (п. 215.1 НКУ).

В этой связи для них введены отдельные ставки акцизного налога с 2021 года (п.п. 215.3.31 НКУ).

Эти новые подакцизные товары подлежат также маркировке. Акцизный налог с них взимается по тем же правилам, что и с других подакцизных товаров.

Кроме того, с 01.01.2021 г. такие товары подпадают под лицензирование и прочие ограничения согласно Закону № 481.

Импорт и экспорт без лицензии. С 01.01.2021 г. в части первой ст. 15 Закона № 481 снова появляется норма, что экспорт, импорт алконапитков (а также табачных изделий и жидкостей для электронных сигарет) осуществляется без оптовой лицензии!

Хотя с 01.07.2020 г. и по 01.01.2021 г. такую лицензию иметь было нужно (детали в «Налоги & бухучет», 2020, № 76, с. 30).

Другие налоги

Единый налог. О том, что с 01.01.2021 г. для всех ФЛП отменяется ведение учета в Книгах учета, вы все уже знаете (об этом в статье «РРО-изменения: для единщиков и не только» этого номера). Здесь мы поговорим о других изменениях, которые ожидают плательщиков ЕН с 01.01.2021 г., а именно:

1) начиная с отчетности за 2021 г. ФЛП — плательщики ЕН групп 1 — 3 будут обязаны в составе декларации плательщика ЕН (ФЛП групп 1 — 2 — годовой декларации, а ФЛП группы 3 — декларации за IV квартал) подавать также сведения о суммах ЕСВ. Для этого декларацию по ЕН «скрестят» с Отчетом по ЕСВ (пп. 296.2 и 296.3 НКУ);

2) теперь прямо указано, что и юрлица, и ФЛП — плательщики ЕН не освобождены от уплаты налога на репатриацию при выплате доходов нерезидентам с территории Украины.

Такие изменения в части уплаты налога на репатриацию следовало ожидать после того, как упрощенцы были отнесены к годовым плательщикам налога на прибыль. Хотя, по большому счету, в этом нет ничего нового. И раньше налоговики требовали от упрощенцев платить налог на репатриацию;

3) обязанность юрлица — плательщика ЕН быть плательщиком налога на прибыль также в случае получения откорректированной прибыли КИК будет отсрочена на год — до 01.01.2022 г. (п. 297.1 и п. 297.6 НКУ);

4) с 01.01.2021 г. всем плательщикам ЕН уже запрещено производить, импортировать, экспортировать и торговать жидкостями, которые используются в электронных сигаретах. Торговать же самими электронными сигаретами можно, но только без наполнителя.

Дело в том, что с этой даты именно жидкости для электронных сигарет стали подакцизными товарами, а как все плательщики ЕН знают, им, чтобы быть упрощенцами, запрещено производить, импортировать и экспортировать подакцизные товары, а торговать подакцизными товарами можно, но только в розницу и то только горюче-смазочными материалами в емкостях до 20 литров и пивом, сидром, перри (без добавления спирта) и столовыми винами. Поэтому, чтобы производить, экспортировать, импортировать или торговать жидкостями, которые используются в электронных сигаретах, в 2021 году нужно покинуть ряды упрощенцев.

Тем же, кому упрощенная система дороже, придется с 01.01.2021 г. отказаться от операций с такими товарами.

Кроме того, тем лицам, которые и в 2021 году хотят быть упрощенцами, надо было избавиться от остатков жидкостей до начала 2021 года;

5) Закон № 962 с 01.01.2021 г. дает право юрлицу — плательщику ЕН не включать в свой налогооблагаемый доход, а следовательно, и не облагать ЕН суммы средств и стоимость имущества в виде бюджетного гранта, при условии его целевого использования (п. 292.11 НКУ).

В то же время, если такой грант юрлицо будет использовать не по целевому назначению, то есть в нарушение условий использования гранта, то ему придется не только включить всю сумму гранта в свой налогооблагаемый доход в периоде, на который приходится такое нарушение, но и уплатить с нее ЕН по двойной ставке, установленной для группы ЕН, в которой находится юрлицо (6 или 10 %).

Рентная плата. В течение 2021 года будет действовать увеличенный (с 5 до 8 %) размер ставки для начисления налоговых обязательств по рентной плате за пользование недрами для добычи янтаря.

Уплата налогов. С 01.01.2021 г. действуют новые счета для зачисления поступлений в государственные и местные бюджеты и зачисления средств ЕСВ.

Реквизиты новых счетов можно найти на сайте региональных Казначейств.

Если налоги и ЕСВ будут уплачены на старые счета, то такие суммы не будут засчитываться, а будут возвращаться плательщикам как невыясненные поступления.

Единый счет. С 01.01.2021 г. в ст. 351 НКУ появилась норма, которая дает право налогоплательщикам уплачивать налоги (в т. ч. НДФЛ и ВС), ЕСВ через единый счет.

Переход на применение единого счета — дело добровольное. Если кто-то пожелает его использовать, то нужно просто подать через электронный кабинет уведомление об использовании единого счета (п. 351.2 НКУ). Кто не подал уведомление, тот платит «по-старому».

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше