Темы статей
Выбрать темы

Эх, заживем после праздников… (о проверках в 2021 году и не только)

Амброзяк Наталья, юрист
2021 год можно смело назвать годом реформ и изменений. Конечно, реформами и их масштабами нас уже сложно удивить. Но по другим статьям вы уже, наверно, поняли, что в этом году их как никогда много. В этом материале разберемся с юридическими и околоюридическими новинками.

Карантин и локдаун

Во-первых, карантин продлен до 28.02.2021 г.

Во-вторых, с 00:00 часов 8 января по 00:00 часов 25 января 2021 года нас ожидает локдаун (то есть дополнительные ограничения, связанные с карантином).

Такие нормы предусмотрены в постановлении КМУ от 09.12.2020 г. № 1236. Подробно об ограничениях, связанных с карантином и локдауном, см. в «Налоги & бухучет», 2020, № 102, с. 27.

Напомним: за нарушение карантинных норм предусмотрен штраф в ст. 443 КУоАП.

«Карантинный» мораторий на проверки. Несмотря на то, что Законом № 1071 из Закона № 530 была исключена норма о моратории на проверки, мораторий не отменен.

Все еще действуют нормы из НКУ, Закона № 2464 и Закона № 533.

То есть пока работает мораторий на налоговые документальные плановые/внеплановые и фактические проверки, предусмотренные в п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.

Исключения:

1) внеплановые проверки:

— из-за ликвидации/реорганизации юрлица (ликвидации его обособленных подразделений), а также прекращения ФЛП (п.п. 78.1.7 НКУ);

— относительно возмещения НДС и/или отрицательного значения этого налога в сумме более 100 тыс. грн (п.п. 78.1.8 НКУ);

— по заявлению налогоплательщика;

2) фактические проверки при нарушениях законодательства в части обращения с горючим, спиртом этиловым, алкоголем и табачными изделиями (лицензирование, транспортировка, хранение, оборот, оборудование акцизных складов уровнемерами-счетчиками и/или расходомерами-счетчиками).

Работает и мораторий на проверки по ЕСВ из п. 912 разд. VIII Закона № 2464.

Также пока действует мораторий на плановые меры контроля контролирующих органов (на которых распространяется Закон № 877).

Исключения:

— проверки субъектов с высокой степенью риска;

— в сфере госрегулирования цен;

— в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения;

— внеплановые меры контроля.

Этот мораторий касается и Гоструда. Обратите внимание: инспекционные посещения (по поводу неоформленных работников) — это не плановые меры контроля. Они под мораторий не попадают.

Есть здесь еще одно большое «НО».

Законом № 909 (п. 4 разд. ІІ) КМУ в период карантина предоставили право сокращать срок действия ограничений, запретов, льгот и гарантий, установленных «карантинными» законами.

Обсуждать то, как постановление КМУ может иметь силу закона, мы не будем.

Но предупредим: этот пункт дает право КМУ изменить положения о «карантинном» моратории на любые проверки. И ГНСУ уже разработала проект такого постановления для Кабмина*.

* См. по ссылке: tax.gov.ua/diyalnist-/regulyatorna-politika-/regulyatorna-politika/2020-rik/74926.html

Единый счет для налогов

С 01.01.2021 г. заработали нормы о едином счете для уплаты налогов и сборов. Подробно о нем мы писали в «Налоги & бухучет», 2019, № 92, с. 26 и 2020, № 90, с. 2.

Напомним: законодатель дает возможность перечислять деньги для уплаты налогов и сборов на один казначейский счет, открытый для налоговиков. После поступления эти средства распределяются в определенном порядке по бюджетам.

Нельзя использовать единый счет только для перечисления НДС, топливного и спиртового акцизов, а также части чистой прибыли (дохода) гос- и коммунпредприятий.

Обратите внимание:

использование единого счета не является обязательным

Плательщик может выбрать этот способ уплаты налогов, отправив через Электронный кабинет специальное уведомление.

Важно! Выбрав единый счет, налоги, перечисленные на разные казначейские счета, будут иметь статус «ошибочно уплаченные».

Если вы выбрали единый счет и хотите от него отказаться, то перечислять налоги по старинке (т. е. на разные казначейские счета) можно только с 1 января года, следующего за тем, в котором вы отправили отказ. Например, если вы отправили отказ в 2021 году, то уплачивать налоги на разные счета вы сможете не ранее 1 января 2022 года.

Поскольку пока единый счет не работает активно, то не ясно — удобно ли это. Поэтому советуем не торопиться с выбором.

Налоговые проверки

Плановые проверки. В этом году мы ощутим на себе «работу» норм о внесении изменений в план-график проверок**. Несмотря на то, что эти нормы вступили в силу еще в 2020 году. Напомним: налоговики теперь могут вносить изменения в план-график два раза в год: один раз в первом квартале и один раз — во втором.

** Актуальный график см. по ссылке: tax.gov.ua/diyalnist-/plani-ta-zviti-roboti-/446429.html

При этом если изменения произошли:

— в первом квартале, то проверка может начаться не ранее 1 июля текущего года;

— во втором квартале — не ранее 1 октября.

Обновленный план фискалы должны опубликовать до 30 марта (по изменениям в 1 квартале) и 30 июня (по изменениям во 2 квартале).

Если же речь идет об исправлении технических ошибок или изменении наименования хозсубъекта, уже включенного в план-график, то эти ограничения не работают. А опубликование обновленного плана-графика именно в этих случаях должно происходить до 30-го числа месяца, предшествующего плановой проверке плательщиков, по которым вносились изменения. Например, по плану-графику проверка юрлица назначена на 23.08.2021 г. В июне 2021 года оно меняет наименование. В таком случае план-график с обновленным наименованием юрлица должен быть опубликован не позднее 30.07.2021 г.

К тому же поскольку карантин продлен до 28.02.2021 г., то на эти нормы наслаиваются еще и правила п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Так, хозсубъекты, по которым проверки согласно плану-графику должны были начаться в период карантина (начиная с 18.03.2020 г.), попадут в обновленный план-график. Причем такой план фискалы должны опубликовать в течение 10 календарных дней после окончания карантина.

Возражения к актам (с 01.01.2021 г.). Во-первых, в случае с внеплановой документальной проверкой из-за подачи плательщиком возражений на акт (п.п. 78.1.5 НКУ), срок для подачи возражений на «повторный» акт составляет 5 рабочих дней. А вот возражения на акты по результатам остальных проверок подаются, как и раньше, в течение 10 рабочих дней.

Во-вторых, возражения на акт должна рассматривать спецкомиссия в течение 10 рабочих дней после их получения. На таком рассмотрении могут присутствовать плательщик и/или его представитель, которые имеют право предоставлять пояснения и дополнительные документы. По результатам рассмотрения комиссия должна составить заключение.

Именно с учетом этого заключения будет выноситься налоговое уведомление-решение (далее — НУР).

Но еще раз напомним: на налоговые проверки действует «карантинный» мораторий (см. выше). Поэтому эти правила в полной мере работать пока не будут.

НУР (с 01.01.2021 г.). НУР по объему станет значительно больше. Так, если НУР будет выноситься по результатам проверки, то фискалы должны будут в нем сжато изложить суть нарушения (п.п. 58.1.1 НКУ). Также в НУР по результатам проверки будет указываться информация о доказательствах отсутствия вины плательщика, смягчающих или освобождающих от ответственности обстоятельствах.

Также обратите внимание: если к акту вы подавали возражения, то НУР выпишут в течение 5 рабочих дней с момента вынесения по таким возражениям заключения спецкомиссией, которая их рассматривала. А не в течение 15 рабочих дней со дня получения вами акта.

Сроки давности (с 01.01.2021 г.). Здесь есть хорошие новости ☺. По Закону № 466 в НКУ должны были увеличиться сроки давности для «зарплатного» НДФЛ и ВС с 1095 до 2555 дней (см. «Налоги & бухучет», 2020, № 45, с. 8). Но Закон Украины от 17.12.2020 г. № 1117-IX (далее — Закон № 1117) отменил эту норму, и

срок давности для «зарплатного» НДФЛ и ВС остается прежним (1095 дней)

Кроме того:

— значительно расширился перечень оснований для приостановки течения срока давности (см. п. 102.3 НКУ). Например, срок давности приостанавливается из-за незаконного недопуска к проверке. Также течение срока давности будет приостанавливаться на период введения законами запретов на проверку. «Карантинный» мораторий в это основание вписывается. Но, как мы уже говорили, для нынешнего карантина есть специальная норма в п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ;

— отсчет срока давности в 1095 дней для доначислений местных налогов по годовой декларации теперь стартует со дня предельного срока уплаты обязательства, а не с предельного срока подачи такой декларации.

«Налоговая» ответственность плательщика

Все новинки в этой части вступили в силу с 01.01.2021 г.

Штрафы. Во-первых, некоторые штрафы из НКУ поменяли свою «дислокацию».

Теперь штраф за:

— «неправильное» отчуждение имущества в налоговом залоге находится в ст. 116 НКУ (ранее — в ст. 124);

— несвоевременную уплату согласованного денежного обязательства — в ст. 124 НКУ (ранее — в ст. 126);

— нарушение правил начисления, удержания и уплаты налогов налоговыми агентами с доходов физлиц и нерезидентов — в ст. 1251 НКУ.

Во-вторых, размер штрафов и составы некоторых правонарушений изменились.

Новые размеры штрафов с 01.01.2021 г.

Пункт НКУ

Суть нарушения

Штраф до 01.01.2021 г.

Штраф с 01.01.2021 г.

п. 123.1

Доначисления обязательств фискалами из-за нарушений плательщика

25 % суммы доначислений

10 % суммы доначислений

п. 123.2

Доначисления обязательств фискалами из-за умышленных нарушений плательщика

25 % суммы доначислений

п. 123.5

Умышленное использование не по целевому назначению «сэкономленных» средств от применения налоговых льгот

двойной размер «сэкономленных» средств

п. 124.1

Уплата согласованного денежного обязательства с задержкой:

— до 30 дней (включительно)

10 % суммы погашенного долга

5 % суммы погашенного долга

— более 30 дней

20 % суммы погашенного долга

10 % суммы погашенного долга

п. 124.2

Умышленная уплата согласованного денежного обязательства с опозданием

25 % суммы погашенного долга

п. 124.3

Уплата согласованного денежного обязательства с умышленной задержкой более 90 дней

50 % суммы погашенного долга

п. 1251.1

Неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) налогов (неначисление/неудержание/неуплата в полном объеме) налоговым агентом при выплате дохода в пользу другого плательщика

25 % суммы неуплаченного налога

10 % суммы неуплаченного налога

п. 1251.2

Действия из п. 1251.1 НКУ, совершенные умышленно

25 % суммы неуплаченного налога

п. 1251.3

Умышленные действия из п. 1251.1 НКУ, совершенные повторно в течение 1095 дней

50 % суммы неуплаченного налога

(независимо от вины)

50 % суммы неуплаченного налога

п. 1251.4

Умышленные действия из п. 1251.1 НКУ, совершенные в третий раз и более в течение 1095 дней

75 % суммы неуплаченного налога

(независимо от вины)

75 % суммы неуплаченного налога

Вместе со ст. 1251 НКУ должна была остаться ст. 127 НКУ, которая устанавливает штрафы за подобные нарушения. Но Закон № 1117 (мы его уже упоминали) исправил это недоразумение и исключил ст. 127 НКУ из этого Кодекса.

Вина. Начали работать нормы о вине. Так, теперь налоговым правонарушением считается виновное (в случаях, прямо предусмотренных в НКУ) деяние. Более того, в случаях, прямо предусмотренных в НКУ, умышленная форма вины приведет к более суровым штрафам.

Исходя из нового определения термина «налоговое правонарушение» существуют два вида правонарушений: (1) те, в которых вина обязательно должна быть, и (2) те, в которых вина значения не имеет.

Виновное — это когда?

Тогда, когда нарушитель имел возможность соблюдать правила и нормы НКУ, за нарушение которых грозит ответственность, принял все необходимые меры для этого, но все же эти нормы нарушил.

В соответствии с п. 112.1 НКУ лицо можно привлечь к финответственности за правонарушение при наличии в его деянии вины, кроме случаев, предусмотренных в НКУ.

«Кроме случаев…» для плательщика Кодекс в новой редакции прямо пока не устанавливает. Ну а для налоговиков такие случаи имеются ☺. Они несут ответственность независимо от наличия/отсутствия вины (см. ниже).

А как же перечень в п. 109.3 НКУ? Считаем, что он означает лишь то, что в случае применения определенных, перечисленных в этом пункте, штрафов доказывание наличия/отсутствия вины возлагается на налоговиков. По всем же остальным финсанкциям свою невиновность в процессе проверки и при обжаловании решений, скорее всего, будет доказывать плательщик.

Пункты 109.3 и 112.1 НКУ не противоречат друг другу, ведь правонарушение не всегда означает, что должна быть санкция.

А что такое «умышленное» правонарушение?

Это когда существуют обстоятельства, свидетельствующие о том, что плательщик притворно, целенаправленно создал условия, которые не могут иметь иной цели, кроме невыполнения или ненадлежащего выполнения требований НКУ и иного, подконтрольного фискалам законодательства (п. 109.1 НКУ). Конечно,

оценивать и доказывать наличие умысла будут налоговики

Повторность. Теперь четко предусмотрено: лицо считается нарушившим норми повторно, если оно было привлечено к ответственности в установленном НКУ порядке (п. 111.4 НКУ). Поэтому не должно больше возникать ситуаций, когда в рамках одной проверки за два нарушения штрафуют как за первое и повторное (пример по ст. 127 НКУ см. в «Налоги & бухучет», 2020, № 28, с. 27).

Смягчение ответственности. При наличии обстоятельств, перечисленных в ст. 1121 НКУ, плательщику достаточно будет уплатить только 50 % штрафа.

Такие «особые» обстоятельства предусматриваются в новой ст. 1121 НКУ. Это:

— деяние под влиянием угрозы, понуждения или из-за материальной, служебной или иной зависимость;

— деяние при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

— если плательщик сам сообщил о своем нарушении налоговикам (за исключением нарушений по ст. 123 и 1251 НКУ);

— иные обстоятельства, которые контролеры могут признать смягчающими.

Освобождение от ответственности. Перечень оснований для освобождения от ответственности предусмотрен в п. 112.8 НКУ. По-прежнему от ответственности будут освобождать письменная индивидуальная и обобщающая налоговые консультации. Среди новшеств появилось освобождение от ответственности:

— в связи с форс-мажором;

— если решения/действия/бездеятельность налоговиков были незаконными;

— если плательщик действовал в соответствии с заключениями объединенной палаты/ Большой палаты Верховного Суда (ВС) или решениями ВС по результатам образцового дела, а затем ВС «передумал» и изложил свои заключения иначе.

Напомним: когда вы действуете на основании решения ВС (даже если вы — не сторона в споре, но обстоятельства схожи), то такие действия законны в силу ч. 5 ст. 13 Закона о судоустройстве. Но если потом Большая или объединенная палата ВС принимает в тех же обстоятельствах другое решение, то штрафовать вас не должны (в силу положений п. 112.8 НКУ).

Ответственность налоговиков

С 01.01.2021 г. есть два типа ответственности у фискалов:

— возмещение ущерба;

— пеня (в случаях несвоевременного возврата излишне или ошибочно уплаченных платежей, а также несвоевременного возмещения НДС).

Фискалы обязаны возместить ущерб, нанесенный своими незаконными решениями, действиями или бездействием, независимо от наличия/отсутствия вины (п. 109.4 НКУ). Истребовать возмещение ущерба можно было и раньше, но на основании ГКУ. Но отличие в том, что теперь есть два способа возмещения:

1) бездоказательный (абз. второй и третий п. 114.2, п. 128.2 НКУ). Суть в том, что в случаях, перечисленных в п. 128.2 НКУ, доказывать наличие и размер ущерба плательщику не нужно. Достаточно того, что решения, действия или бездействие налоговиков в отношении плательщика были незаконными. Сумма компенсации фиксированная — 1 минзарплата***.

*** Установленная законом на день признания незаконными решения/действия/бездеятельности налоговиков.

Если выбираете бездоказательный способ, то возместить ущерб в полном объеме уже не получится;

2) доказательный (пп. 114.3 и 128.1 НКУ).

Размер возмещения документально подтвержденных расходов, связанных с обжалованием, не должен превышать 50 минзарплат****.

**** Исходя из минзарплаты на 1 января года, в котором было принято решение о возмещении ущерба.

Не входят в документально подтвержденные расходы суммы, подлежащие возмещению в порядке распределения судебных расходов по процессуальному законодательству (см. гл. 8 разд. І КАСУ).

Независимо от способа возмещения, получить какие-либо суммы плательщик сможет только на основании решения суда

Пеня с налоговиков регулируется п.п. 129.1.5 НКУ. Отсчет будет стартовать с первого дня, следующего за последним днем предельного срока возврата таких средств. Начисленные суммы пени в пользу плательщика будут выплачиваться в порядке, установленном Минфином.

Размер пени за каждый день просрочки — 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на каждый такой день (абз. первый п. 129.4 НКУ).

Юридическое не налоговое

Постановка бухгалтеров-ФЛП (и не только) на учет в Госфинмониторинге (с 01.01.2021 г.). Обязанность для особых субъектов первичного финмониторинга встать на учет в Госфинмониторинге работала еще в 2020 году. Но порядок постановки на учет под новый Закон Украины «Об избегании и противодействии легализации (отмыванию) доходов...» от 06.12.2019 г. № 361-IX не был разработан, что позволяло сказать: нет порядка — нет и ответственности за непостановку на учет.

Но с 1 января такой аргумент не работает. Именно с 01.01.2021 г. вступил в силу Порядок, утвержденный постановлением КМУ от 09.09.2020 г. № 850.

О том, что влечет за собой статус субъекта первичного финмониторинга, какие штрафы за непостановку на учет предусмотрены в законодательстве, а также о том, кто, кроме бухгалтеров-ФЛП, попадает под удар, читайте в «Налоги & бухучет», 2020, № 86, с. 18.

Торговля жидкостями для электронных сигарет (с 01.01.2021 г.). Для производства, а также оптовой и розничной торговли жидкостями для электронных сигарет нужна лицензия. Ее должны выдавать в соответствии с «алко-табачно-горючим» ☺ Законом № 481 с изменениями.

Определение жидкости для электронной сигареты, подлежащей лицензированию, ищите в п.п. 14.1.564 НКУ.

Лицензия нужна как для жидкостей с никотином, так и без него

Стоимость лицензии — 780 грн в год. «Розничная» лицензия должна оформляться на каждое место торговли (ч. 23 ст. 15 Закона № 481).

Также на торговлю жидкостями для электронных сигарет распространяются ограничения, установленные для торговли алкоголем и табаком в ст. 153 Закона № 481.

Например, с 1 января 2021 года запрещено продавать жидкости для электронных сигарет лицам, не достигшим 18 лет. Опять же, этот запрет касается как жидкостей с никотином, так и без него.

Если контролеры выявят, что хозсубъект будет продавать эти жидкости лицам моложе 18 лет или в не положенных для этого местах, то лицензия аннулируется.

Нарушение требований ст. 153 Закона № 481 продавцами жидкостей для электронных сигарет будут грозить штрафом в 6800 грн. Производство таких жидкостей без лицензии — штрафом в размере 200 % стоимости продукции, но не менее 20000 грн. Оптовая и розничная торговля жидкостями без лицензии — 200 % стоимости полученной партии товара, но не менее 17000 грн.

Украинский язык (с 16.01 и 16.07.2021 г.). Продолжают вступать в силу нормы Закона № 2704.

С 16.01.2021 г. обслуживание потребителей, а также предоставление информации о товарах (услугах), в том числе через интернет-магазины и интернет-каталоги, должно проводится на украинском языке.

Но

если клиент попросит, чтобы его обслуживали на другом языке, то обслуживание может происходить на приемлемом для сторон диалога языке

Также напомним: украинский в обслуживании, предоставлении информации о товарах (услугах) подкреплен санкциями. По Закону № 2704 вначале грозит предупреждение с требованием устранить нарушение в течение 30 дней с даты составления акта. Если же нарушение совершить повторно в течение года, то уже будет применяться штраф в размере от 5100 до 6800 грн.

А вот ответственность за такие нарушения по новым статьям КУоАП (ст. 18852 и 18853) пока не грозит. Эти статьи Кодекса вступят в силу только с 16.07.2022 г.

С 16.07.2021 г.:

— на украинском языке должно издаваться не менее 50 % всех изданных издательством (внесенным в спецреестр) на протяжении соответствующего календарного года наименований книжных изданий. Доля книжных изданий на украинском языке в общем количестве, имеющихся в продаже в каждом книжном магазине, ином заведении, должна составлять не менее 50 %;

— на украинском должны проводить культурные, развлекательные и зрелищные мероприятия. Объявления, афиши и т. п., а также входные билеты изготавливаются на украинском (но можно параллельно использовать другой язык);

— языком музейного дела, художественных выставок, распространения и демонстрации фильмов в Украине (плюс киноафиш и кинобилетов), туристического и экскурсионного обслуживания также должен являться украинский язык.

Алкоэкспорт/импорт (с 01.01.2021 г.) Из-за изменений в Законе № 481 в 2020 г. экспорт/импорт алкоголя с 01.07.2020 г. требовал получения лицензии. Но теперь именно для этих видов деятельности ее получать не нужно (см. подробности в «Налоги & бухучет», 2020, № 76, с. 30).

Национальные стандарты (с 01.01.2021 г.). Вносятся изменения, упраздняются и утверждаются новые национальные стандарты. Процесс связан с гармонизацией отечественных и европейских норм. Перечень новых, измененных и упраздненных национальных стандартов см. в приказе ГП «Украинский научно-исследовательский и обучающий центр проблем стандартизации, сертификации и качества» от 23.12.2019 г. № 485 (ср. ). Не удивляйтесь, именно этому центру были переданы функции национального органа стандартизации (распоряжение КМУ от 26.11.2014 г. № 1163).

Оборот земель сельхозназначения (с 01.07.2021 г.). Вступает в силу Закон Украины от 31.03.2020 г. № 552-IX, регулирующий функционирование рынка земли сельхозназначения. Этот Закон вносит изменения в ряд актов, в том числе и в ЗКУ. Правда, отчуждение земель сельхозназначения будет сопряжено с некоторыми ограничениями. Подробности читайте в «Налоги & бухучет», 2020, № 30, с. 23.

Продажа лекарств через Интернет (с 14.01.2021 г.). Заработают общие правила для торговли лекарствами через Интернет с доставкой их непосредственно потребителю. Вводится в действие закон, который вносит изменения в Закон Украины «О лекарственных средствах» от 04.04.96 г. № 123/96-ВР. Подробнее об этом см. «Налоги & бухучет», 2020, № 86, с. 29.

До этого момента торговать лекарствами через Интернет можно было в исключительных случаях (они предусмотрены в Лицензионных условиях, утвержденных постановлением КМУ от 30.11.2016 г. № 929). Одним из таких исключений является карантин (п. 271 упомянутых Лицензионных условий). Поскольку его продлили до 28.02.2021 г., то п. 271 Лицензионных условий продолжает действовать. В соответствии с ним можно торговать лекарствами дистанционно, а также осуществлять их доставку непосредственно потребителям. Торговать так в этом случае можно только при наличии лицензии на розничную торговлю лекарственными средствами.

Но даже в период карантина нельзя дистанционно торговать лекарственными средствами, перечисленными в том же п. 271 Лицензионных условий.

Например, запрещено торговать через Интернет лекарствами, требующими особых условий хранения.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше