Темы статей
Выбрать темы

Нет средств на счете: как выполнять обязательство

Казанова Марина, налоговый эксперт
Довольно распространенная сейчас ситуация: подходят предельные сроки выполнения определенного обязательства, но средств для его уплаты на счете у субъекта хозяйствования нет. Поговорим об этом. О «военных» льготах в отношении ответственности за несвоевременное выполнение обязательств. А также о «руке помощи» от учредителя/директора.

Нет возможности своевременно уплатить налоги. На время действия военного положения имеем фактически целое семейство норм (пп. 69.1, 69.3, 69.9 подразд. 10 розд. XX НКУ), которые дают возможность юридическим лицам и ФЛП временно не выполнять свои налоговые обязательства.

Центральное место среди них занимает норма с п. 69.1 подразд. 10 розд. XX НКУ, согласно которой штрафов не будет, если налоги/сборы будут уплачены в течение 6 месяцев после прекращения или отмены военного положения.

Подробнее об этом вы можете прочитать в статье «Отчитываемся и платим налоги в период военного положения» Налоги & бухучет», 2022, № 26). Заметим лишь, что п. 69.1 НКУ содержит предостережение о том, что ответственности не будет «в случае отсутствия у налогоплательщика возможности своевременно выполнить свою налоговую обязанность». Впрочем, об этом предостережении сборщики налогов успели уже несколько раз высказаться, что предоставление контролирующему органу любых подтверждений в отношении невозможности своевременно уплатить налог НКУ не предусмотрено (вопрос № 35). Поэтому получается, что этим освобождением может воспользоваться фактически каждый субъекта хозяйствования Украины.

Нет возможности своевременно выплатить зарплату. Речь идет о ситуации, когда начислили работникам зарплату, но средств на выплату нет.

Сначала о ситуации, когда средства есть только на зарплату, а на уплату налогов с зарплаты средств нет.

Здесь заметим, что несмотря на то, что ответственности за несвоевременную уплату НДФЛ / военного сбора / ЕСВ во время действия военного положения нет, никто не отменял:

— действие положения п. 3.9 Инструкции № 22*. Согласно нему, банк принимает от плательщика платежные поручения для выплаты заработной платы только при условии одновременного перечисления в бюджет удержанного НДФЛ. Правда, банк не проверяет правильность начисления НДФЛ. Поэтому его можно перечислить даже в сумме 1 грн;

* Инструкция о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденная постановлением НБУ от 01.01.2004 № 22.

— действие ст. 24 Закона № 2464**. Она предусматривает, что банки принимают платежные поручения на перечисление средств для выплаты зарплаты лишь при условии одновременного предоставления платежки на уплату ЕСВ. При этом фактически банки контролируют уплату ЕСВ в размере 1/5 суммы зарплаты, которая выплачивается.

** Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 № 2464-VI.

Поэтому:

при неуплате ЄСВ банки, скорее всего, не пропустят платежки на выплату зарплаты.

Теперь ситуация, если нет средств даже на перечисление самой зарплаты. Сейчас эта ситуация урегулирована ст. 10 Закона № 2136***. А она предусматривает, что:

— с одной стороны, работодатель должен принимать все возможные меры для обеспечения реализации права работников на своевременное получение заработной платы;

— с другой стороны,

работодатель освобождается от ответственности за нарушения обязательства в отношении сроков оплаты труда, если докажет, что это нарушение произошло вследствие ведения боевых действий или действия других обстоятельств непреодолимой силы.

*** Закон Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» от 15.03.2022 № 2136-IX.

При этом в случае невозможности своевременной выплаты заработной платы вследствие ведения боевые действия, срок выплаты заработной платы может быть отсрочен до момента возобновления деятельности предприятия (п. 4 ст. 10 Закона № 2136).

Что касается других обстоятельств непреодолимой силы, напомним, что ТПП подтвердила, что военная агрессия РФ и введенное как следствие военное положение являются такими обстоятельствами — с 24.02.2022 до их официального завершения.

Об отчетности полезную информацию найдете в статье «Д1 и 4ДФ: несвоевременная выплата зарплаты, уплата налогов» // «Налоги & бухучет», 2022, № 27.

Нет возможности своевременно рассчитаться с контрагентом. Здесь можно надеяться разве что на освобождение от «договорных штрафов» за несвоевременное выполнение обязательства, ссылаясь на форс-мажор. Но одного письма из ТТП в этом случае недостаточно.

Необходимо еще доказывать причинно-следственную связь между форс-мажором и невозможностью выполнить обязательство. Об этом смотрите статью «Можно ли не выполнять договор из-за войны?» // «Налоги & бухучет», 2022, № 26. Но советуем вам сначала ознакомиться с положениями договора с контрагентом в отношении форса-мажора. Они, как правило, предусматривают порядок действий сторон (уведомление и т. п.) в случае возникновения форс-мажора.

Нет возможности своевременно возвратить возвратную финансовую помощь. Что касается налоговых последствий. Если вы предприятие — плательщик налога на прибыль, то в случае несвоевременного возвращения финпомощи дохода не будет. Возвратная финпомощь в случае ее несвоевременного погашения превратится в просроченное обязательство. Но если финпомощь была выдана на год и будет просроченной — это не превращает ее в долгосрочную. Это мы к тому, что дисконтировать ее не нужно.

Если вы плательщик единого налога (ЕН) — здесь сложнее.

Невозвращенная в срок 12 месяцев (со дня ее получения) возвратная финпомощь превращается в ЕН-доход.

И никаких освобождений/упрощений в отношении этого на период действия военного положения нет.

Итак, например, если вы перешли на ставку ЕН 2 % и 12-месячный срок истекает в периоде пребывания на ставке ЕН 2 % — то в периоде, в котором истекли 12 месяцев, нужно будет признать соответствующий ЕН-доход, из которого придется уплатить 2 % ЕН.

Что касается договорной ответственности. Считаем, в этом случае можно воспользоваться п. 18 раздела «Заключительные и переходные положения» ГКУ. А он предусматривает в период действия военного положения и в 30-дневный срок после его прекращения, в случае просрочки заемщиком денежного обязательства, в соответствии с которым заемщику был предоставлен кредит (заем) банком или другим кредитодателем (заимодателем), заемщик освобождается от ответственности, определенной ст. 625 ГКУ (3 % годовых и инфляционных), а также от обязанности уплаты в пользу заимодателя неустойки (штрафа, пени) за такую просрочку.

Нет возможности своевременно возвратить банковский кредит. Освобождение от уплаты процентов по кредиту на время военного положения для субъектов хозяйствования не предусмотрено. Но в течение действия военного положения + 30 дней после его прекращения заемщик, которому был предоставлен кредит банком или другим кредитодателем, освобождается от ответственности, определенной ст. 625 ГКУ (3 % годовых и инфляционных), а также от обязанности уплаты в пользу кредитодателя (заимодателя) неустойки (штрафа, пени) за такую просрочку (п. 18 раздела «Заключительные и переходные положения» ГКУ).

Если предприятию может помочь учредитель. Может ли учредитель самостоятельно «напрямую» собственными средствами уплатить по обязательствам предприятия? Может. В таком случае в назначении платежа в платежке он должен указать, что уплата проводится за предприятие. Но чтобы иметь меньше проблем с тем, как потом в учете «расценивать» такую «помощь» учредителя — лучше, чтобы учредитель пересчитал средства предприятию, а предприятие уже самостоятельно рассчитывалось по своим обязательствам. Для этого можно заключить с учредителем:

договор займа (возвратная финпомощь) на срок до 12 месяцев. Такой

краткосрочный заем — самое оптимальное решение.

Плюсы для учредителя — эти средства со временем будут ему возвращены. Плюсы для предприятия — ни доходов (при получении), ни расходов (при возврате) возвратной финпомощи не возникнет (нет в бухучета, ни в налоговоприбыльном учете). Впрочем, возвращение финпомощи учредителю придется показать в объединенной НДФЛ/ВС/ЕСВ-отчетности (о чем подробнее в статье «Финансовая помощь в 4ДФ» // «Налоги & бухучет», 2022, № 8). У плательщика ЕН возвратная финпомощь, полученная и возвращенная в течение 12 календарных месяцев со дня ее получения, не включается в доход (п. 292.11 НКУ);

— договор о предоставлении безвозвратной финпомощи. Но в этом случае у предприятия-получателя сразу возникнет доход. Если нужно избежать возникновения дохода, то тогда лучше оформить полученные средства от учредителя как дополнительный взнос (без увеличения уставного капитала). Но для этого придется созвать общее собрание участников, которое своим решением (протоколом) зафиксирует размер и порядок осуществления дополнительного взноса. Это как раз и подтвердит, что передающая сторона является собственником (участником), а не третьим лицом. Для предприятия плюс этого варианта в том, что результаты операций с собственниками не повлияют на доходы и расходы (п. 5 НП(С)БУ 15 и п. 6 НП(С)БУ 16, п. 3 НП(С)БУ 1). Поскольку не считается доходом, в частности, увеличение активов и капитала за счет взносов участников (собственников). Поэтому

дополнительный взнос от учредителя не увеличит бухдоход.

Да и у предприятия-единоналожника полученный от учредителя денежный дополнительный взнос в ЕН-доходы не включается (письма ГУ ГНС в Харьковской обл. от 01.02.2021 № 333/ІПК/20-40-04-02-14, ГУ ГНС в Полтавской обл. от 26.05.2021 № 1997/ІПК/16-31-18-04-20; письмо Минфина от 08.12.2019 № 11210-09-62/32343). Подробнее об этом вы можете почитать в статье «Учредитель помогает предприятию: как учесть?» // «Налоги & бухучет», 2021, № 85.

Может ли директор предприятия заплатить по обязательствам предприятия собственными средствами? Запретов на это нет. Только в платежке директор должен указать, что это уплата за предприятие. Фактически, учитывая, что директор — работник предприятия, здесь будут срабатывать правила кредитового подотчета. То есть директор предоставит авансовый отчет, а предприятие возместит ему расходы. Но, по возможности, лучше оформить с директором договор займа (как получение возвратной финпомощи) — он вам перечислит средства, а предприятие уже самостоятельно уплатит по своим обязательствам.

ФЛП: помощь самому себе. На предпринимательском счете нет средств. Может ли в таком случае предприниматель уплатить налоги или рассчитаться с контрагентом с личного (не предпринимательского) счета?

В принципе, это не запрещено. Ведь согласно ст. 320 ГКУ собственник имеет право использовать свое имущество для осуществления хозяйственной деятельности. Как видим, прямая норма действующего законодательства позволяет предпринимателю для ведения хозяйственной деятельности использовать принадлежащее ему на правах собственности имущество, к которому относятся и деньги с личного счета. Да и те же налоговики не против того, чтобы налоги и ЕСВ уплачивались с личного счета предпринимателя (129.04 БЗ; 201.09 БЗ).

Но! Для ФЛП на общей системе в таком случае есть риск того, что налоговики не позволят учесть расходы, осуществимые с личного (непредпринимательского) счета, в уменьшение налогооблагаемого дохода предпринимателя.

А для ФЛП на ЕН такую уплату налоговики могут расценить как получения дохода в неденежной форме (хотя оснований для этого нет).

Поэтому лучше перечислить средства с личного счета на предпринимательский и уже с него платить. Для ФЛП — общесистемщика перечисление средств с личного счета на предпринимательский — никаких проблем в части налогообложения этих средств не создает.

Если же ФЛП на едином налоге, то такое зачисление собственных средств:

не будет признаться доходом, если предприниматель вносит на предпринимательский счет доход от хоздеятельности, который раньше уже показывал в регистре учета и доходов (и расходов). При условии, что за этот период уплачен единый налог. В этом случае в платежном документе нужно обязательно указать назначение платежа «учтенная выручка за ___(определенный период)» (категория 107.01.03 БЗ). И это должно отвечать вашим учетным данным;

будет признаваться доходом, если ФЛП вносит на счет собственные средства, которые он получил не от предпринимательской деятельности. Назначение платежа: «личные сбережения» или «собственные средства». Соответственно с таким назначением платежа денежную наличность вносить не стоит!

Выводы

  • На время действия военного положения имеем фактически целое семейство норм, которые дают возможность юридическим лицам и ФЛП временно не выполнять свои налоговые обязательства.
  • Сейчас урегулированы и особенности выплаты заработной платы во время действия военного положения.
  • Если предприятию может помочь учредитель, то возвратная финпомощь на срок до 12 месяцев будет самым оптимальным решением.
  • ФЛП на ЕН при пополнении предпринимательского счета нужно быть осторожным при заполнении платежного документа. Назначение платежа должно быть «учтенная выручка за ___(определенный период)».
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше