Темы статей
Выбрать темы

ФЛП переехал: на что обратить внимание

Томашпольский Сергей, налоговый эксперт
Есть ФЛП, который покинул свое старое место жительства/осуществления деятельности и перебрался на новое. Как ему вписаться в налоговую реальность, которая постоянно изменяется. Потому что законодатель дает понять, что время «адаптации к войне» закончилось и за нарушение уже будут наказывать. Сейчас все выясним.

Нас будут интересовать два условных направления: 1) ФЛП вообще все покинул, поставил бизнес «на паузу»; 2) ФЛП переместился вместе с бизнесом в другое место и продолжает деятельность.

«Общие» вещи

«Военные» льготы

Об уплате некоторых платежей при любых обстоятельствах ФЛП могут не беспокоиться. Так, у ФЛП есть возможность НЕ уплачивать:

— ЕСВ «за себя» с 01.03.2022 (то есть начиная с уплаты за март) в течение всего времени до прекращения/отмены военного положения в Украине + в течение 12 месяцев после прекращения/отмены военного положения. Это касается всех ФЛП (общая система, единый налог (ЕН));

— ЕН группы 1 и 2 с 01.04.2022 (то есть начиная с уплаты за апрель) до прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения на территории Украины.

Важно! Это не отсрочка по уплате. Это именно возможность вообще не уплачивать ЕСВ «за себя», ЕН групп 1 и 2 за указанные периоды. И здесь нет никакой зависимости от того, ведет ли ФЛП деятельность / получает доход, имеет ли он возможность исполнять налоговые обязанности. Больше деталей найдете в статье «Закон № 2260: уплачивать ли уже единый налог ФЛП группы 2», «Налоги & бухучет», 2022, № 45.

Также ФЛП имеют освобождение в отношении платы за землю, земельного минимального налогового обязательства, налога на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка, эконалога. Впрочем, по ним уже есть дополнительные условия. Они касаются определенных объектов. В некоторых случаях будет требоваться, чтобы ФЛП сам уточнил свои налоговые обязательства и тому подобное. Подробнее в статье «ФЛП vs военное положение: особенности работы», «Налоги & бухучет», 2022, № 36

Первичка / учетные документы из «боевых» / временно оккупированных территорий

Полностью может случиться и так, что ФЛП на старом месте оставил первичные и другие документы, которые нужно предъявлять налоговикам для проверок.

Конечно, не факт что налоговики сейчас захотят проверить ФЛП. Хотя теоретически могут — и прийти с фактической проверкой, и, если ФЛП регистрирует прекращение предпринимательской деятельности, провести внеплановую документальную проверку (все это сейчас разрешено п.п. 69.2 подразд. 10 раздела XX НКУ). Впрочем, когда-то время проверки все равно наступит.

Поэтому следует быть осведомленным о нормах п.п. 69.28 подразд. 10 раздела XX НКУ.

Они дают возможность плательщику налога сообщить налоговикам об утрате (уничтожении или порче) первичных документов или нахождении их на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия, и на территориях, временно оккупированных вооруженными формированиями РФ, в случае, если их невозможно вывезти или их вывоз связан с риском для жизни или здоровья налогоплательщика, физических лиц или невозможно в связи с административными препятствиями, установленными органами власти.

Что даст сообщение? В частности, налогоплательщики / налоговые агенты, которые подали сообщение об утрате первичных документов в соответствии с этим подпунктом, не подлежат проверке контролирующим органом в отношении указанных в сообщении налоговых (отчетных) периодов, в том числе после завершения действия военного положения.

Важно. Утрата документов должна быть связана именно с проведением на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия, и на территориях, временно оккупированных вооруженными формированиями РФ, боевых действий.

Больше об этом можно узнать из статьи «Оккупированная или утраченная первичка: как подтвердить отчетность?», «Налоги & бухучет», 2022, № 25

Невозможность выполнения в каком-то периоде военного положения налоговых обязанностей, в частности, в отношении соблюдения сроков уплаты налогов и сборов, подачи отчетности, регистрации налоговых или акцизных накладных, расчетов корректировки

Говорим сейчас о выполнении налоговых обязанностей, предельный срок выполнения которых пришелся на период начиная с 24.02.2022.

Вполне возможно, что у плательщика некоторое время отсутствовала возможность их выполнять. А может, ее нет и сейчас.

НКУ (п.п. 69.1 подразд. 10 раздела XX НКУ) в действующий редакции говорит, что в таком случае без привлечения к ответственности свои налоговые обязанности (за период с 24.02.2022 до днч возобновления возможности) можно исполнить в течение 60 календарных дней с первого дня месяца, следующего за месяцем возобновления возможности. А если такая возможность вообще до конца действия военного положения не восстановится — то в течение 6 месяцев после отмены военного положения.

Важно! Согласно п.п. 69.1 подразд. 10 раздела XX НКУ невозможность выполнения налоговых обязанностей придется подтверждать документально. Теперь уже имеем проект Минфина с порядком такого подтверждения. Найти его можно по ссылке https://mof.gov.ua/uk/legal_acts_drafts_2022-558

Обратите внимание, что все это не работает в отношении уплаты ЕСВ. Впрочем, по нему есть свое регулирование. Штрафных санкций и пени за просрочку уплаты ЕСВ в течение военного положения в любом случае не будет (п. 921 и 922 разд. VIII Закона № 2464*). Может быть лишь админштраф по ст. 1651 КУоАП — если ФЛП не сможет доказать отсутствие своей вины

* Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 № 2464-VI.

Бизнес «на паузу»

Учетные формальности (госрегистратор, налоговики)

Если ФЛП переехал, но деятельность не ведет. Что учесть.

Как оно происходит при обычных обстоятельствах, когда ФЛП изменяет свое местожительство? Сначала ФЛП изменяет прописку (регистрирует новое местожительство). Потом ФЛП вносит изменения в ЕГР (Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований) в отношении своего местонахождения. Налоговики на этом основании по предыдущему и новому месту проживания предпринимателя проводят процедуры соответственно снятие с учета / постановки его на учет. ФЛП вносит необходимые изменения в Реестр плательщиков ЕН. Сообщает об изменениях в отношении объектов налогообложения / объектов, связанных с налогообложением, через ф. № 20-ОПП, если нужно. Меняет электронную подпись и тому подобное.

Но обязательно ли все это делать, если ФЛП переехал на неопределенный срок и остановил деятельность?

Считаем, что нет. Даже если ФЛП получил справку внутренне перемещенного лица, где указано его новое фактическое место жительства/пребывания

Выполнение налоговых обязанностей, в частности, в отношении соблюдения сроков уплаты налогов и сборов, подачи отчетности, регистрации налоговых или акцизных накладных, расчетов корректировки

Если у ФЛП нет возможности исполнять такие налоговые обязанности и это отвечает обстоятельствам, названным в пока что проекте Минфиновского Порядка подтверждения возможности или невозможности выполнения плательщиком налогов обязанностей… (см. выше), то до возобновления такой возможности фактически можно ничего не делать.

Если возможность есть, то лучше выполнить/выполнять. Обычно в той части, которая не перекрыта «военными» ФЛП-льготами, о которых мы упоминали выше.

Сроки выполнения можно найти в статье «Как ФЛП отчитаться/уплатить за II квартал», «Налоги & бухучет», 2022, № 47. Впрочем, здесь, скорее всего, речь идет об обязанностях, конечные сроки выполнения которых пришлись на период с 24.02.2022 до 27.05.2022. Для них новые конечные сроки: для подачи отчетности — до 20.07.2022; для уплаты — не позже 31.07.2022; для регистрации налоговых накладных / расчетов корректировки (за февраль — май) — до 15.07.2022.

Опять же, это не касается ЕСВ (его следует уплатить как можно быстрее, в части, не перекрытой льготами).

Куда платить / отчитываться? По старому месту учета.

А если вы не можете подать отчетность в электронной форме, то в бумажном виде ее можно подать в любой налоговый орган. Потому что, как утверждают сами налоговики, сервисное обслуживание налогоплательщиков (плательщиков единого взноса), в частности предоставление административных услуг, выполнение других функций сервисного обслуживания, осуществляются органами ГНС независимо от места учета налогоплательщика (129.02 БЗ). Больше деталей найдете в статье «Взаимодействие с налоговой службой: если по месту учета активные боевые действия», «Налоги & бухучет», 2022, № 23.

Также тем, кто остановил деятельность, может пригодиться предусмотренная НКУ возможность не подавать «пустую» отчетность. Впрочем, здесь обязательно следует учесть некоторые нюансы, о которых мы говорили в статье «Приостановили деятельность на время войны: подавать ли отчетность?», «Налоги & бухучет», 2022, № 29

Операция «релокация»

Учетные формальности (госрегистратор, налоговики)

Как будет, если ФЛП переехал сам и перевез с собой свой бизнес.

Здесь все будет зависеть от того, как ФЛП рассматривает свой переезд. То ли только как перенос в другое место собственно предпринимательской деятельности. Или в том числе и как собственный переезд.

Имеет право на жизнь и первый вариант (если ФЛП воспринимает все это как временное явление, которое должно закончиться как можно быстрее). Но правильнее здесь рассматривать все как «в том числе и собственный переезд». Поэтому с этого варианта и начнем.

Шаг 1 — получение справки внутренне перемещенного лица (ВПЛ) (допустим, что ФЛП не видит оснований менять прописку. Если хочет, то шаг 1 — регистрация нового местожительства). Шаг 2 — внесение в ЕГР нового адреса местонахождения (фактического места жительства/пребывания согласно справке ВПЛ). Все это можно сделать онлайн в приложении «Дія». Все детали найдете в статье «ФЛП выехал из зоны боевых действий: как изменить местонахождение?», «Налоги & бухучет», 2022, № 36.

После того как в ЕГР будут внесены изменения, информация сразу попадает в налоговую. Дальше начинается процесс передачи дела ФЛП в налоговую по новому месту регистрации. Причем без участия самого ФЛП. Но это еще не конец.

Самому ФЛП:

1) следует обновить информацию об объектах налогообложения / объектах, связанных с налогообложением. Для этого следует подать ф. № 20-ОПП в новую налоговую, в которой указать:

— о закрытии (если имеет место само закрытие) предыдущих объектов налогообложения. Для этого в ф. № 20-ОПП следует подать данные с кодом признака предоставления информации — 6;

— об открытии новых объектов налогообложения. Для этого в ф. № 20-ОПП следует подать данные с кодом признака предоставления информации — 1;

2) если речь о ФЛП на ЕН, то следует внести изменения в Реестр плательщиков ЕН в отношении налогового адреса (местонахождения ФЛП) и места осуществления хозяйственной деятельности. В таком случае подаем заявление о применении упрощенной системы налогообложения на изменения. Кроме всего прочего, ставим в заявлении две галочки в п. 5.4 и указываем в пп. 4 и 6 обновленные данные. О сроках и нюансах смотрите статью «ФЛП на ЕН переехал: по какой ставке платить единый налог», «Налоги & бухучет», 2022, № 36;

3) следует провести их перерегистрацию РРО, КУРО или ПРРО. Здесь нужно обратить внимание, что сам факт изменения местонахождения ФЛП не вынуждает его проводить перерегистрацию его РРО, ПРРО и КУРО. Такая перерегистрация производится автоматически самой налоговой. Но именно в случае изменения места использования РРО, КУРО или ПРРО, ФЛП все же придется заняться их перерегистрацией. Как это сделать — читайте в статье «Изменяем местонахождение юрлица: организационные моменты», «Налоги & Бухучет», 2021, № 71;

4) следует сообщить органам лицензирования об изменении сведений, которые в этих лицензиях содержатся;

5) следует сделать новую электронную подпись.

Если ФЛП рассматривает свою ситуацию лишь как перенос в другое место собственно предпринимательской деятельности, то шагов 1 и 2 не будет. Остальные перечисленные действия следует предпринять. Нюанс при этом будет такой, что ФЛП будет эти действия совершать через «старую», а не через новую налоговую

Выполнение налоговых обязанностей. Куда платить и отчитываться

Если ФЛП рассматривает свою ситуацию лишь как перенос в другое место собственно предпринимательской деятельности, то отчитываться и платить следует по «старому» месту, потому что налоговый адрес / зарегистрированное местонахождение остались неизменными.

А вот если имеет место «в том числе и собственный переезд» (в ЕГР вносим новое местонахождение), то появляется специфика.

Платим ЕН и ЕСВ и отчитываемся так (категория 107.05 БЗ):

— подаем декларацию единоналожника по новому месту проживания (основное место учета ФЛП);

— уплачиваем ЕН по старому месту проживания (неосновное место учета) до конца года;

— уплачиваем ЕСВ «за себя» по новому месту проживания (то есть в налоговую по новой прописке).

Что касается общесистемщиков, то они подают декларацию о доходах раз в году — после окончания года. Понятно, ее подавать будем по новому адресу (основное место учета).

А с уплатой НДФЛ, ВС и ЕСВ дела идут так:

— НДФЛ-авансы до конца года платим по старому месту прописки, а после окончания года — уже по новому;

— ВС уплачиваем после окончания года, потому — по новому месту прописки;

— ЕСВ «за себя» сразу уплачиваем по новому месту прописки (основное место учета).

Аналогично налоговики советуют делать с уплатой НДФЛ и ЕСВ «за работников»: НДФЛ, ВС платим по старому адресу, ЕСВ — по новому, объединенный расчет подаем по новому адресу (категории 103.25, 201.06.01 БЗ)

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше