Ликвидация предприятия во время военного положения

Казанова Марина, налоговый эксперт
Ситуация. Офис находился в месте оккупации. После освобождения было обнаружено, что большая часть бухгалтерских документов уничтожена. Отсутствует техника. Руководитель, он же учредитель, хочет ликвидировать предприятие. С чего начать?

Сразу скажем: законодательством не предусмотрено никаких упрощений процедуры прекращения (ликвидации) предприятия во время действия военного положения. Кроме того, учитывая, что во время военного положения доступ к госреестрам ограничен, а также есть мораторий на те же документальные проверки ЕСВ, — процедура ликвидации может и затянуться, и фактически может быть завершена уже после окончания военного положения.

Прежде всего — фиксируем «потери»

Учитывая, что часть первичных документов и активов предприятия утрачена, прежде всего вам нужно (независимо от того, будете вы сейчас начинать процедуру ликвидации предприятия или нет):

1) сообщить о факте утраты документов налоговикам. Условия, о которых речь идет в ситуации (утрата документов связана с ведением боевых действий на территории, временно оккупированной вооруженными формированиями РФ), вписывается в специальный «военный» п.п. 69.28 подразд. 10 разд. XX НКУ. А по этому пункту есть возможность даже не восстанавливать утраченные документы. При условии уведомления налоговиков об утрате документов, периоды, за которые утрачены документы, не будут подлежать проверке. Подробнее об этом вы можете узнать из статьи «Оккупированная или утраченная первичка: как подтвердить отчетность?», «Налоги & бухучет», 2022, № 25.

Но! Зарплатно-кадровые документы долгосрочного хранения, которые подлежат передаче в архив, все-таки придется восстановить. Иначе госрегистратор без справки архива о принятии документов, которые подлежат долгосрочному хранению, не внесет запись в ЕГР о прекращении предприятия (ч. 3 ст. 17 Закона № 755*).

Никаких специальных норм в отношении уничтоженных во время боевых действий кадровых документов законодательство не содержит. Поэтому придется их восстанавливать

* Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» от 15.05.2003 № 755-IV.

2) провести инвентаризацию для того, чтобы зафиксировать и списать «потерянные» активы. Если активы утрачены (уничтожены) в результате боевых действий, «компенсирующие» налоговые обязательства по НДС по п. 198.5 НКУ не начисляются. Подробности об этом смотрите в статьях: «Имущество и/или документы уничтожены: как быть?», «Налоги & бухучет», 2022, № 26; «Списываем уничтоженное войной имущество: нужен ли сертификат о форс-мажоре?», «Налоги & бухучет», 2022, № 35.

Если были:

1) разрушение, повреждение имущества вследствие боевых действий или оккупации — следует обратиться к органам ГСЧС, которые задокументируют этот факт;

2) если имущество/документы исчезли — обратиться к правоохранительным органам с соответствующим заявлением.

Для «фиксации потерь» также можно обратиться к Торгово-промышленной палате.

Если все-таки решили начать ликвидацию предприятия

Как мы отмечали выше, на время военного положения процедура ликвидации предприятия не упрощалась. Коротко отметим, как это происходит и почему во время действия военного положения эта процедура может затянуться.

Госрегистратор. Начинается все с обращения к Госрегистратору, которому следует подать решение учредителей (учредителя) о прекращении юрлица. Отметим, что «бенефициарные» документы вместе с таким решением подавать законодательство не требует.

Одновременно с таким решением подается документ, которым утверждены:

персональный состав ликвидационной комиссии с указанием регистрационных номеров учетных карточек лиц, которые входят в состав ликвидационной комиссии, или серии и номера паспорта (для лиц, которые отказались от принятия регистрационного номера и имеют соответствующую отметку в паспорте). Выполнение функций ликвидационной комиссии может быть возложено на орган управления юридического лица;

срок заявления кредиторами своих требований. Этот срок в соответствии со ст. 105 ГКУ не может составлять меньше двух и больше шести месяцев со дня обнародования сообщения о решении в отношении прекращения юридического лица.

Обратите внимание: в период военного положения в соответствии с постановлением № 209* регистрационные действия несколько ограничены. Регистрации прекращения юрлица проводится. Но только госрегистраторами, которые указаны в приказе Минюста от 29.03.2022 № 1272/5. Поэтому обращаться с решением о прекращении юрлица нужно только к госрегистраторам, названным в этом приказе.

* Постановление КМУ «Некоторые вопросы государственной регистрации и функционирования единых и государственных реестров, держателем которых является Министерство юстиции, в условиях военного положения» от 06.03.2022 № 209.

На период военного положения действует принцип экстерриториальности (п.п. 5 п. 1 постановления № 209 предусмотрена возможность обращения для проведения регистрационных действий не по месту регистрации субъекта хозяйствования).

Кроме того, требования законодательства в отношении необходимости нотариального удостовереия подлинности подписи на документе для государственной регистрации не применяются в случае, когда такая подпись выполнена в присутствии государственного регистратора с установлением лица подписанта на основании документа, удостоверяющего личность.

Фактически после подачи госрегистратору решения о прекращении юридического лица, госрегистратор должен:

(1) внести запись в ЕГР о том, что предприятие находится «в состоянии прекращения»;

(2) обнародовать сведения из ЕГР о прекращении юридического лица и сроке заявления кредиторами своих требований.

Но! В период военного положения действует ограничение (запрет) на обнародование информации из госреестров. Поэтому:

срок для заявления требований кредиторов фактически начнет «бежать» после окончания военного положения или снятия ограничений на обнародование информации из ЕГР. А до истечения срока заявления требований кредиторов предприятие не может и составить ликвидационный баланс, а следовательно и ликвидироваться

После внесения в ЕГР сведений о нахождении предприятия в состоянии прекращения соответствующую информацию получат налоговики, ПФУ, статистика, органы лицензирования. В свою очередь налоговики и соцстрах могут инициировать проведение внеплановых документальных проверок (п.п. 78.1.7 НКУ, п.п. 8 п. 2.9 Порядка № 23*).

* Порядок проверки правильности использования страхователями страховых средств Фонда социального страхования Украины.., утвержденный постановлением правления ФСС от 02.10.2020 № 23.

Ликвидационная комиссия. На период ликвидации полномочия по управлению делами юрлица переходят к ликвидационной комиссии. Она должна:

1) провести инвентаризацию. При ликвидации юрлица сплошная инвентаризация является обязательной (п. 7 разд. І Положения № 879*);

* Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.2014 № 879.

2) осуществить мероприятия в отношении взыскания дебиторской задолженности;

3) разобраться с текущими счетами юрлица. В процессе ликвидации юрлица используется лишь один текущий счет. Он выбирается ликвидационной комиссией, ликвидатором. Все остальные счета, которые не используются в процессе ликвидации, должны быть закрыты;

4) уволить работников. Как правило, работники в таком случае увольняются по инициативе работодателя на основании п. 1 ч. 1 ст. 40 КЗоТ (ср. ). А это основание для увольнения предусматривает выплату выходного пособия в размере не меньше среднего месячного заработка (ст. 44 КЗоТ).

Фактически о таком увольнении работодатель должен предупредить работников не позже чем за 2 месяца (ст. 492 КЗоТ).

Если работники выехали за границу, то, в принципе, если работник выходит на связь, предупредить о таком увольнении можно и дистанционно (используя средства коммуникации). Но остаются проблемы с выдачей копии приказа об увольнении и трудовой книжки. Подробнее об этом — в статье «Можно ли уволить работника дистанционно?»Налоги & бухучет», 2022, № 19-20).

Одновременно с изданием приказа о сокращении необходимо подать государственной службе занятости форму № 4-ПН «Информация о запланированном массовом высвобождении работников в связи с изменениями в организации производства и труда» (подробно о чем вы можете прочитать в статье «Отчитываемся по новой форме № 4-ПН», «Налоги & бухучет», 2021, № 33). Впрочем, следует отметить, что в последней редакции ст. 48 Закона № 5067* потерялось исключение в отношении ликвидации предприятия. То есть формально сейчас получается, что даже в случае ликвидации юрлица высвобождение, чтобы считаться массовым, должно отвечать названным в этой ст. 48 количественным критериям. Но разъяснений в отношении этого пока что не было. Поэтому в любом случае лучше форму № 4-ПН подать.

* Закон Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 № 5067-VI.

Проверки налоговиков. Отдельно информировать налоговиков о том, что начата процедура прекращения предприятия — не нужно. Это сделает госрегистратор. Мораторий на проведение проверок на основании п.п. 78.1.7 НКУ уже снят (то есть военное положение — не препятствие их проведения). Но, в соответствии с Законом № 2260*, проверки проводятся:

* Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно особенностей налогового администрирования налогов, сборов и единого взноса во время действия военного, чрезвычайного положения» от 12.05.2022 № 2260-IX.

1) при наличии допуска к территориям, помещениям и другому имуществу, которые используются для осуществления хозяйственной деятельности;

2) при наличии доступа к документам;

3) проведение инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, средств, снятия остатков товарно-материальных ценностей, наличности.

Если эти требования не выполнены, они могут быть остановлены до завершения действия таких обстоятельств и/или устранения препятствий в отношении их проведения.

В случае если документы утрачены в результате боевых действий и вы подпадаете под действие п.п. 69.28 подразд. 10 разд. XX НКУ (об этом мы говорили в начале статьи) и налоговики не откажут в принятии сообщения об утрате документов, — тогда эти документы не подлежат проверке.

В общем случае период проверки составляет — 1095 дней. Отсчет этих 1095 дней идет со дня, следующего за последним днем предельного срока представления соответствующей налоговой декларации (то есть относительно каждого налога этот срок рассчитывается отдельно).

Но стоит учесть, что и на время военного положения, и на время карантина сроки давности по ст. 102 НКУ останавливаются. А это значит, что проверить могут не только последние три года, но и более давние периоды. Подробнее о чем вы можете узнать из статьи «Периоды для проверок», «Налоги & бухучет», 2022, № 14.

После того как проверка будет проведена — налоговики вносят в Единый банк данных юридических лиц или подтверждают информацию о наличии/отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов.

Что касается проверок ЕСВ, то на время военного положения и в течение 3 месяцев после его прекращения или отмены действует мораторий на проведение документальных проверок правильности начисления, исчисления и уплаты ЕСВ (п. 923 разд. VIII Закона № 2464). Поэтому если налоговики захотят проверить ЕСВ, то они «не дадут» согласия на проведение государственной регистрации прекращения юрлица, до того как проведут проверку.

Отметим, что сроков давности для проверки ЕСВ нет.

Ликвидационные балансы. После того как закончится срок заявления требований кредиторов, ликвидационная комиссия:

1. Составляет промежуточный ликвидационный баланс. В нем указывают сведения о составе имущества юрлица, которое ликвидируется, перечне предъявленных к нему требований и результатах рассмотрения таких требований (ч. 8 ст. 111 ГКУ).

2. Рассчитывается с кредиторами в порядке очередности, установленной ч. 1 ст. 112 ГКУ.

3. Сдает документы к архиву.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс. Такой ликвидационный баланс нужно подать налоговикам (ч. 11 ст. 111 ГКУ).

И уже после этого можно идти к госрегистратору для окончательной ликвидации и внесения записи «прекращено» в ЕГР. Для этого госрегистратору подается (ч. 13 ст. 17 Закона № 755):

— заявление о госрегистрации прекращения юрлица в результате ликвидации (заявление по форме 2, заполняем и подаем страницы 1 и 9). К этому заявлению также необходимо приложить «бенефициарные» документы;

— справка из архива о принятии документов, которые подлежат долгосрочному хранению.

Госрегистратор проверит, нет ли отрицаний на ликвидацию предприятия со стороны ГНС, ПФУ, органов лицензирования (такая информация передается госрегистратору автоматически в порядке обмена информацией — ст. 13 Закона № 755). Если таких отрицаний нет — госрегистратор внесет в ЕГР сведения о прекращении предприятия.

С момента внесения такой записи в ЕГР это станет основанием для снятия плательщика с учета в контролирующих органах (органах ГНСУ, статистики, ПФУ) (п.п. 67.1.1 НКУ, ч. 4 ст. 13 Закона № 755).

Подробнее о процедуре ликвидации вы можете узнать в статье «Добровольная ликвидация юрлица: пошаговая инструкция», «Налоги & бухучет», 2020, № 59.

Отметим, что в течение всего периода ликвидации предприятие должно вести бухучет и подавать налоговую отчетность. Эти обязанности возлагаются на ликвидационную комиссию. Подробности об этом найдете в статье «Снимаем предприятие с налогового учета», «Налоги & бухучет», 2020, № 59.

Выводы

  • Законодательством не предусмотрено никаких упрощений процедуры прекращения (ликвидации) предприятия во время действия военного положения.
  • Во время действия военного положения действует запрет на обнародование данных из госреестров, потому процедура ликвидации может значительно затянуться и фактически может быть завершена уже после окончания военного положения.
  • Если утрата документов связана с ведением боевых действий на территории, временно оккупированной вооруженными формированиями РФ, есть возможность не восстанавливать документы, и отчетные периоды, за которые они утрачены, не будут подлежать проверке. Но это возможно при условии, что плательщик отвечает требованиям п.п. 69.28 подразд. 10 разд. XX НКУ.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше