Темы статей
Выбрать темы

Cнимаем предприятие с налогового учета

Амброзяк Наталья, юрист, Вороная Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам, Солошенко Людмила, налоговый эксперт, Чернышова Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
Помимо всего прочего, закрывающееся предприятие должно расстаться со статусом налогоплательщика — сняться с учета в контролирующих органах (п.п. 37.3.1 и п. 67.3 НКУ). Эту задачу должна выполнить ликвидационная комиссия (или ликвидатор). В ее обязанности входит проведение целого ряда процедур. В частности, нужно аннулировать регистрацию плательщика НДС, разрегистрировать РРО, вести учет заключительных операций, подать последнюю отчетность, погасить всю задолженность (вернуть переплаты). Ну а поскольку заключительных мероприятий множество, то некоторые из них осуществляются одновременно. Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Помимо всего прочего, закрывающееся предприятие должно расстаться со статусом налогоплательщика — сняться с учета в контролирующих органах (п.п. 37.3.1 и п. 67.3 НКУ). Эту задачу должна выполнить ликвидационная комиссия (или ликвидатор). В ее обязанности входит проведение целого ряда процедур.

В частности, нужно аннулировать регистрацию плательщика НДС, разрегистрировать РРО, вести учет заключительных операций, подать последнюю отчетность, погасить всю задолженность (вернуть переплаты). Ну а поскольку заключительных мероприятий множество, то некоторые из них осуществляются одновременно.

Рассмотрим эти вопросы подробнее.

8.1. Учет в периоде ликвидации

Бухгалтерский учет при ликвидации

Прежде всего ответим на вопрос: нужно ли закрывающемуся предприятию на стадии ликвидации вести учет и подавать отчетность?

Да, нужно. Поскольку бухгалтерский учет ведется непрерывно со дня регистрации предприятия и до его ликвидации (ч. 1 ст. 8 Закона о бухучете).

Хотя кого-то могут смутить положения ч. 3 ст. 13 Закона о бухучете, предусматривающие, что отчетным периодом ликвидируемого предприятия является период с начала года и до даты принятия решения о его ликвидации. На самом деле таким образом выделен лишь один из отчетных периодов: с начала года и до даты принятия решения о ликвидации. Но это вовсе не означает, что после этого финотчетность не составляется и бухучет вести не нужно.

Другое дело, что с даты принятия решения о ликвидации начинается ликвидационный период. И с этого момента все обязанности по ведению учета возлагаются на ликвидационную комиссию. Поэтому именно ликвидационная комиссия становится ответственной за отражение в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с ликвидацией, включая оценку имущества и обязательств предприятия, а также составление финансовой отчетности (ч. 9 ст. 8 Закона о бухучете).

Так что финансовую отчетность нужно составлять аж до ликвидации предприятия. При этом ориентируются на общие правила, установленные Порядком № 419 и НКУ. И в частности, плательщики налога на прибыль последнюю финотчетность вместе с последней декларацией по налогу на прибыль должны будут подать налоговикам (п. 46.2 НКУ).

К тому же ликвидационная комиссия вплоть до момента утверждения ликвидационного баланса должна составлять и подавать отчетность налоговым органам, Пенсионному фонду и фондам социального страхования (ч. 7 ст. 111 ГКУ). Подписывает ее в ликвидационный период от лица руководителя председатель ликвидационной комиссии (см. консультацию в подкатегории 129.02 БЗ). Таким образом,

при ликвидации предприятия бухгалтерский и налоговый учет его заключительных операций ведется ликвидационной комиссией по общим правилам

Помимо всего прочего, при ликвидации предприятия в обязанности ликвидационной комиссии входит составление:

— промежуточного ликвидационного баланса и

— ликвидационного баланса.

Когда составляют каждый из них? Проиллюстрируем на рис. 8.1.

img 1

Теперь о каждом из балансов поподробнее.

Промежуточный баланс. После окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс (ч. 8 ст. 111 ГКУ). А промежуточный он потому, что составляется после заявления требований кредиторов, но до проведения расчетов с ними.

Отдельной утвержденной формы промежуточного баланса нет. Поэтому его составляют по той же форме, по которой обычно отчитывается предприятие. То есть в зависимости от масштаба предприятия:

— микропредприятия, единоналожники группы 3, непредпринимательские общества — по форме № 1-мс;

— малые предприятия (кроме единоналожников группы 3) — по форме № 1-м;

— все остальные предприятия — по форме № 1.

Подробнее о делении предприятий на микро-/малые/средние/крупные и их финотчетности см. в спецвыпуске «Налоги & бухучет», 2019, № 101, с. 2.

При этом промежуточный баланс должен включать:

— сведения о составе имущества ликвидируемого юрлица (с учетом данных проведенной инвентаризации);

— перечень предъявленных кредиторами требований;

— результат рассмотрения требований кредиторов.

Такие сведения приводят в приложениях к этому балансу в произвольной форме.

Зачем нужен такой баланс?

По данным промежуточного баланса можно сделать вывод о том, хватит ли активов у предприятия для расчетов с кредиторами

То есть после этого становится понятным, по какой процедуре будет проходить ликвидация предприятия: в общем порядке или при недостаточности имущества по пути банкротства.

Промежуточный баланс подают на утверждение участникам юрлица или органу, принявшему решение о ликвидации. После утверждения промежуточного ликвидационного баланса можно начинать расчеты с кредиторами.

Как видим, промежуточный ликвидационный баланс в действительности по своей сути ликвидационным не является. Его скорее можно определить как промежуточный отчет для внутреннего пользования — принятия решения о дальнейшей процедуре ликвидации. Во всяком случае, налоговики подавать его не требуют. Да и ГКУ такой обязанности не предусматривает. Разве что, если контролеры им поинтересуются. А вот о «настоящем» ликвидационном балансе можно говорить лишь после завершения расчетов с кредиторами.

Ликвидационный баланс. После расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс (ч. 11 ст. 111 ГКУ). Зачем? После погашения долгов предприятия он покажет, что осталось. То есть

такой баланс содержит сведения об оставшемся имуществе, подлежащем распределению между участниками (собственниками)

Отдельной утвержденной формы ликвидационного баланса не существует. Поэтому его составляют по той же форме, по которой обычно отчитывается предприятие, т. е.:

— микропредприятия, единоналожники группы 3, непредпринимательские общества — по форме № 1-мс;

— малые предприятия (кроме единоналожников группы 3) — по форме № 1-м;

— все остальные предприятия — по форме № 1.

Ликвидационный баланс, так же как и промежуточный, подают на утверждение участникам или органу, принявшему решение о ликвидации. В случаях, предусмотренных законом, ликвидационный баланс должен быть опубликован в течение 45 дней после утверждения (ч. 5 ст. 14 Закона о бухучете).

Утвержденный ликвидационный баланс подается налоговикам — органу ГНС по основному месту учета плательщика (ч. 11 ст. 111 ГКУ, см. консультации в подкатегориях 129.02 и 102.20.02 БЗ). По разъяснениям налоговиков, ликвидационный баланс является приложением и неотъемлемой частью последней декларации по налогу на прибыль (см. подкатегорию 102.20.01 БЗ)*.

* Разъяснение переведено в недействующие в связи со вступлением в силу Закона № 466, однако своей актуальности оно не утратило.

Заметьте: на данном этапе расчеты с участниками/собственниками еще не произведены. Поэтому если после расчетов с кредиторами осталось какое-то имущество, то ликвидационный баланс еще не будет «нулевым». Оставшееся имущество распределяется между участниками, если иное не установлено учредительными документами или законодательством (ч. 12 ст. 111 ГКУ).

Последняя отчетность

До снятия предприятия с учета в контролирующих органах в качестве плательщика налогов, сборов, обязательных платежей ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна вести налоговый учет и подавать соответствующую налоговую отчетность.

Что же касается заключительной отчетности, то ч. 10 ст. 111 ГКУ предусмотрено: отчетность за последний отчетный период ликвидационная комиссия должна составить и подать контролирующим органам до утверждения ликвидационного баланса.

Хотя на самом деле некоторая отчетность будет подаваться позже. Поскольку, во-первых, уже составленный и утвержденный ликвидационный баланс вместе с последней декларацией по налогу на прибыль желают видеть контролеры. А во-вторых, только после утверждения ликвидационного баланса НДС-плательщик может сняться с НДС-учета. Поэтому в таких случаях последнюю отчетность придется подавать уже после утверждения ликвидационного баланса. А ликвидационный баланс здесь, скорее, служит ориентиром того, что впереди заключительный отчет.

Да и налоговики обращают внимание на то, что после расчетов с кредиторами до снятия с учета в контролирующих органах предприятие в лице ликвидатора остается плательщиком тех налогов и сборов, по которым возникают объекты налогообложения (см. письма ГУ ГНС во Львовской обл. от 20.02.2020 г. № 707/10/ІПК/33.05, ГУ ГФС в г. Киеве от 23.11.2016 г. № 7611/С/26-15-12-05-11).

Дальше о заключительной отчетности подробнее.

Налог на прибыль. Если плательщик налога на прибыль ликвидируется (в том числе до окончания первого налогового (отчетного) периода), то последним налоговым (отчетным) периодом считается период, на который приходится дата ликвидации (п.п. 137.4.3 НКУ). Поэтому вплоть до даты ликвидации предприятие остается плательщиком налога на прибыль и должно соблюдать требования «прибыльного» разд. III НКУ.

Когда подавать последнюю декларацию и платить по ней налог?

Каких-то специальных сроков подачи последней декларации по налогу на прибыль НКУ не установлено. Поэтому последнюю декларацию по итогам последнего отчетного периода следует подать не позже общих сроков, установленных п. 49.18 НКУ. То есть квартальщикам — не позже квартальных, а годовикам — не позже годовых сроков подачи декларации.

И все же, чтобы не затягивать со снятием с налогового учета, это стараются сделать как можно раньше. Ведь данные последней ликвидационной отчетности налоговики проведут в интегрированной карточке плательщика оперативно — датой ее подачи (п. 2 гл. 4 разд. IV Порядка № 422, консультация в подкатегории 129.02 БЗ). Поэтому

обычно последнюю декларацию подают еще до окончания последнего отчетного периода — как правило, после составления ликвидационного баланса

Причем эту возможность признают и налоговики. Они отмечают: если дата ликвидации предприятия приходится на середину отчетного квартала (года), плательщик может подать последнюю (ликвидационную) декларацию еще до окончания отчетного (налогового) квартала (года). При этом приложением к такой последней декларации является комплект годовой финансовой отчетности (за период с начала года до даты ликвидации), в том числе ликвидационный баланс (см. письма ГНСУ от 04.10.2019 г. № 581/6/99-00-07-02-02-15/ІПК и от 11.10.2019 г. № 740/6/99-00-07-02-02-15/ІПК).

И не забудьте во вступительной части последней декларации по налогу на прибыль:

в поле 9 «Особливі відмітки» поставить ликвидационную отметку «Х» (она станет сигналом контролерам, что декларация последняя и предприятие находится на стадии снятия с учета);

— в поле 2 «Звітний (податковий) період» указать свой базовый период, который применялся предприятием с начала года (т. е. годовики выбирают год, квартальщики — квартал) и соответствующий отчетный период, за который подается последняя декларация (у годовиков — год, у квартальщиков — I квартал, полугодие, три квартала, год) (см. консультацию в подкатегории 102.20.02 БЗ).

Это же касается и уплаты налога по такой декларации. Несмотря на то что здесь в принципе действуют общие сроки (поскольку специальных сроков уплаты нет), уплатить сумму такого налога желательно как можно раньше. Ведь закрывающееся предприятие, как никто другой, заинтересовано в погашении налоговых обязательств и отсутствии налоговой задолженности.

НДС. О последней отчетности по НДС см. выше.

Единый налог. В таком случае учтите ряд моментов.

Во-первых, предприятию — плательщику единого налога при ликвидации не нужно подавать заявление на отказ от упрощенной системы налогообложения. Почему? О ликвидации единоналожника контролирующие органы и так узнают от госрегистратора. На основании полученного от него уведомления (о госрегистрации прекращения юрлица) контролирующие органы самостоятельно аннулируют регистрацию единоналожника и исключат предприятие из реестра плательщиков единого налога (п.п. 2 п. 299.10 НКУ).

Во-вторых, для закрывающегося предприятия — плательщика единого налога последним отчетным (налоговым) периодом является период, в котором проведена госрегистрация прекращения юрлица (п. 294.6 НКУ). Поэтому подать последнюю декларацию по единому налогу нужно за налоговый (отчетный) квартал, в котором состоялась ликвидация.

В-третьих, отдельных сроков для подачи последней единоналожной декларации и уплаты по ней налога НКУ не установлено. Поэтому, хотя, в принципе, работает общий 40-дневный квартальный срок (п.п. 49.18.2 НКУ) + 10-дневный на уплату (п. 57.1 НКУ), подать последнюю единоналожную отчетность и уплатить налог стараются как можно раньше. Этот момент лучше утрясти со своими контролирующими органами.

Единый социальный взнос. При ликвидации предприятия нужно подать ЕСВ-отчетность за последний отчетный период до даты госрегистрации прекращения юрлица и за предыдущие отчетные периоды, если она не подавалась (п. 9 разд. ІІ Порядка № 435). А также как можно быстрее погасить задолженность, если она имеется. Ведь только после этого контролирующие органы уведомят госрегистратора об отсутствии долгов с помощью формы № 11-ЄСВ. Подробнее о ЕСВ-отчетности см. спецвыпуск «Налоги & бухучет», 2019, № 75.

Прочие налоги/сборы. Пожалуй, не будем дальше подробно перечислять все налоги/сборы, поскольку подход к подаче налоговой отчетности в ликвидационный период по всем обязательным платежам един.

Так, по правилам п. 49.2 НКУ налоговую отчетность нужно подавать за каждый отчетный период, в котором возникают объекты налогообложения и показатели, подлежащие декларированию.

Поэтому вплоть до ликвидации предприятия нужно отчитываться по тем налогам/сборам, по которым возникают объекты налогообложения.

А вот если хоздеятельность уже не осуществляется и отсутствуют показатели, подлежащие декларированию, то пустые налоговые декларации можно не сдавать (письмо ГУ ГФС в Харьковской обл. от 05.07.2019 г. № 3112/ІПК/20-40-14-08-14).

8.2. НДС-разрегистрация

Если ликвидирующееся предприятие — плательщик НДС, то его НДС-регистрацию придется аннулировать. Когда при ликвидации можно сняться с НДС-учета? Ответ на этот вопрос вы узнаете прямо сейчас.

Когда начинать НДС-разрегистрацию?

Прежде всего имейте в виду: непосредственно принятое решение о ликвидации, как и запись о нем в ЕГР, на НДС-учет никоим образом не влияет. То есть это еще не повод для НДС-разрегистрации. И предприятие по-прежнему продолжает составлять и регистрировать налоговые накладные, отражать налоговые обязательства и налоговый кредит, подавать отчетность по НДС и уплачивать налог. Единственное отличие в том, что курировать весь этот процесс будет ликвидационная комиссия или ликвидатор.

Ситуация не изменится и после утверждения промежуточного ликвидационного баланса (о промежуточном и ликвидационном балансах см. выше). Поэтому если при расчетах с кредиторами придется продавать имущество юрлица, такие операции в общем порядке облагают НДС.

Об НДС-разрегистрации может идти речь только после утверждения ликвидационного баланса

Напомним: для НДС-аннулирования при ликвидации есть специальное основание (п.п. «б» п. 184.1 НКУ, п.п. «б» п. 5.1 Положения № 1130). Оно разрешает сняться с НДС-учета только после утверждения ликвидационного баланса. При этом инициатива может исходить как от вас, так и от налоговиков (п. 184.2 НКУ).

По решению плательщика. В таком случае плательщик подает в контролирующий орган по месту учета заявление на аннулирование НДС-регистрации по форме № 3-ПДВ (см. приложение 3 к Положению № 1130). Его можно подать в электронной форме (п. 5.3 Положения № 1130). И если у контролеров нет претензий, они аннулируют НДС-регистрацию на дату подачи такого заявления (п. 184.2 НКУ, п. 5.11 Положения № 1130).

Правда, имейте в виду: если плательщик до подачи заявления полностью не рассчитался с бюджетом, налоговики могут предложить переподать заявление на аннулирование по форме № 3-ПДВ еще раз — после проведения расчетов с бюджетом по итогам последнего отчетного периода (п. 5.4 Положения № 1130). В таком случае придется подать его повторно. И в графе «Дата проведення розрахунків із бюджетом за податковими зобов’язаннями останнього податкового періоду» указать дату уплаты налоговых обязательств, соответствующую дате расчетов с бюджетом по итогам последнего периода (см. консультацию в подкатегории 101.02 БЗ).

По решению налоговиков. В таком случае никаких заявлений контролерам подавать не нужно. Налоговики самостоятельно в ходе проведения постоянного мониторинга при возникновении соответствующих оснований примут решение об аннулировании плательщика НДС. И проведут НДС-разрегистрацию автоматически, после того как в ЕГР будет внесена запись о государственной регистрации прекращения юрлица (п. 184.2 НКУ, п. 5.5 Положения № 1130).

Аннулирование НДС-регистрации в таком случае осуществляется на дату государственной регистрации прекращения юрлица (п. 184.2 НКУ).

При этом НДС-разрегистрацию контролеры оформят решением по форме № 6-РПДВ (см. приложение 5 к Положению № 1130). В нем будет указана причина аннулирования. Один экземпляр решения в течение 3 рабочих дней после дня аннулирования направят плательщику (п. 184.10 НКУ).

Последствия здесь, в целом, те же. Разница лишь в том, что в этом случае НДС-разрегистрация откладывается аж до даты окончательной ликвидации предприятия. Тогда как, взяв инициативу в свои руки, со статусом НДС- плательщика вы можете расстаться уже после утверждения ликвидационного баланса (не дожидаясь окончательной ликвидации). И, следовательно, при проведении расчетов с участниками (собственниками) уйти от НДС. Правда, здесь стоит тщательно взвесить все «за» и «против». И учесть, что аннулирование сопровождает условная поставка по п. 184.7 НКУ (о ней еще поговорим подробно) с начислением налоговых обязательств по НДС.

С какой даты лицо — неплательщик НДС? Лицо утрачивает статус НДС-плательщика со дня, следующего за датой аннулирования.

Как отмечалось, аннулирование НДС-регистрации осуществляется на дату (п. 184.2 НКУ, п. 5.11 Положения № 1130):

подачи заявления плательщиком НДС по форме № 3-ПДВ или

— принятия решения контролирующим органом об аннулировании НДС-регистрации на дату государственной регистрации прекращения юрлица.

Учтите:

в день аннулирования НДС-регистрации лицо еще является плательщиком НДС (см. подкатегорию 101.16 БЗ)

Со следующего дня лицо становится неплательщиком НДС и лишается права на отнесение сумм налога в налоговый кредит и составление налоговых накладных (п. 184.5 НКУ).

Регистрация последних налоговых накладных

До даты аннулирования желательно зарегистрировать все налоговые накладные (НН) и расчеты корректировки (РК).

Учтите: день аннулирования является последним днем, когда можно составлять и регистрировать НН/РК (п. 184.6 НКУ, консультация в подкатегории 101.16 БЗ). В свою очередь, для покупателей НН/РК, составленные и зарегистрированные поставщиком в день аннулирования, являются основанием для отнесения указанных в них сумм в налоговый кредит (см. письмо ГФСУ от 27.12.2017 г. № 3157/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).

А вот после даты аннулирования зарегистрировать НН/РК уже будет невозможно. Даже если предельные сроки регистрации НН/РК еще не истекли.

Правда, в п. 184.5 НКУ говорится, что после аннулирования лицо теряет право только на составление НН. А вот о невозможности их регистрации ничего не сказано. Однако в то же время п. 8 Порядка № 1246 установлено, что и составлять, и регистрировать НН/РК может только поставщик — плательщик НДС. К тому же и ЕРНН-система настроена таким образом, что зарегистрировать НН/РК (даже датированные до аннулирования с еще не истекшим сроком регистрации) после аннулирования НДС-регистрации уже невозможно.

Поэтому если какие-то НН/РК при аннулировании останутся незарегистрированными, имейте в виду, что:

1) налоговые обязательства по ним в НДС-декларации все равно отразить придется;

2) штрафы за нерегистрацию «непросроченных» на дату аннулирования НН/РК не применяются. Об этом говорят налоговики в консультации из подкатегории 101.28 БЗ;

3) покупатели из-за отсутствия зарегистрированных НН/РК, увы, не смогут отразить налоговый кредит.

Условная поставка

При НДС-разрегистрации не забывайте о п. 184.7 НКУ. Он требует признать условную поставку и начислить условные налоговые обязательства (НО) по остаткам неиспользованных активов. Рассмотрим эту обязанность подробнее.

Когда нужно начислить условные НО? Условные НО нужно начислить в последнем отчетном НДС-периоде не позже даты аннулирования.

Условия для начисления НО. Условные НО начисляют по активам:

— которые на момент аннулирования НДС-регистрации фактически остались не использованными плательщиком в облагаемой деятельности и

— по которым суммы входного НДС были включены в состав налогового кредита (НК).

Таким образом,

признать условную поставку и начислить условные НО нужно по оставшимся на момент аннулирования НДС-регистрации активам, если по ним был отражен НК

Зачем? Такие условные НО призваны скомпенсировать НК.

Имейте в виду, что не нужно начислять условные НО:

— по активам, которые приобретались без НДС (в частности, у неплательщиков НДС);

— если по входному НДС по каким-либо причинам не был отражен НК (см. письма ГФСУ от 05.07.2019 г. № 3130/6/99-99-15-03-02-15/ІПК и от 30.11.2017 г. № 2771/6/99-99-15-03-02-15/ІПК), так как в таких случаях компенсировать, по сути, нечего. К примеру, НК не был подтвержден НН или было решено попридержать НК до 1095 дней (п. 198.6 НКУ). Либо НК был отражен не в полном объеме (см. постановление ВС от 03.03.2020 г. по делу № 808/4833/13-а по ссылке reyestr.court.gov.ua/Review/87963168);

— по активам, приобретенным с НДС, по которым раньше уже были начислены компенсирующие НО по п. 198.5 НКУ (п. 11 Порядка № 1307), так как НК по ним уже и так был скомпенсирован.

По какой ставке начислять условные НО? В п. 184.7 НКУ об этом ничего не говорится. Однако поскольку условные НО должны компенсировать НК, их начисляют по той же ставке НДС (20 % или 7 %), по которой раньше был отражен НК.

Каким активам светят условные НО? Формально в п. 184.7 НКУ говорится о (1) товарах/услугах и (2) необоротных активах, не использованных в облагаемых операциях в рамках хоздеятельности. Но если копнуть глубже, то круг объектов, подпадающих под условные НО, получается гораздо шире (см. табл. 8.1).

Таблица 8.1. Активы, по которым начисляют условные НО по п. 184.7 НКУ

Активы

Пояснение

Товары

К товарам относятся все виды запасов, числящиеся на балансе предприятия, в частности:

— производственные запасы (счет 20);

— малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (счет 22);

— товары (счет 28)

Услуги

Если полученная услуга фактически потреблена и отражена в расходах (т. е. использована в хоздеятельности), то условные НО начислять не нужно. Начислить их придется по тем услугам с входным НДС, которые «зависли» в составе готовой продукции, незавершенного производства, а также необоротных активов, изготовленных хозспособом, в том числе в незавершенных капитальных инвестициях. То же касается таких услуг, полученных от нерезидентов, по которым был отражен НК

Необоротные активы

К необоротным активам относятся числящиеся на балансе предприятия (в том числе несамортизированные и/или не введенные в эксплуатацию):

— основные средства (счет 10);

— прочие необоротные материальные активы (счет 11), включая малоценные необоротные материальные активы (субсчет 112);

— нематериальные активы (счет 12)

Готовая продукция,

незавершенное производство (НЗП),

капитальные инвестиции

По готовой продукции (счет 26), НЗП (счет 23) и капинвестициям (счет 15) НК в чистом виде может и не быть, поскольку имеем дело с продуктом, который непосредственно создается предприятием. Однако для его создания могли использоваться запасы и услуги, входной НДС по которым был включен в НК. Поэтому, считаем, в данном случае нужно отталкиваться от компонентов себестоимости и начислять условные НО по тем товарам/услугам, использованным в создании готовой продукции, НЗП и капитальных инвестиций, по которым был отражен НК

Дебиторская задолженность

Как поясняют налоговики, начислить условные НО нужно по дебиторской задолженности по оплаченным, но не полученным товарам/услугам, необоротным активам, суммы входного НДС по которой были включены в НК (см. подкатегорию 101.03 БЗ). Речь идет о суммах, учитываемых по дебету субсчетов 371, 377

А что если вели и льготную, и облагаемую деятельность, после чего остались активы двойного назначения, по которым НДС распределялся по правилам ст. 199 НКУ (см. «4.4. Сдаем металлолом»)? Как в этом случае признавать условную поставку и начислять условные НО?

В таком случае часть входного НДС уже и так частично скомпенсировалась распределительными НО. Поэтому условные НО начисляют исходя из той части стоимости активов, на которую распределительные НО по ст. 199 НКУ не начислялись (см. письмо ГФСУ от 14.05.2019 г. № 2156/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).

База для условных НО. Пункт 184.7 НКУ требует начислить условные НО при аннулировании НДС-регистрации исходя из обычной цены соответствующих активов. Правда, при этом конкретный механизм определения обычных цен для НДС-учета НКУ не определен. В п.п. 14.1.71 НКУ только говорится, что обычная цена — это цена товаров (работ, услуг), определенная сторонами договора, если иное не установлено НКУ. И если не доказано обратное, считается, что такая обычная (договорная) цена соответствует уровню рыночных цен. В свою очередь, определение рыночной цены раскрывает п.п. 14.1.219 НКУ.

На это же понятие обычной цены, не поясняя, как ее определять при НДС-аннулировании, но намекая на рыночную цену, ссылаются и налоговики (см. письма ГФСУ от 30.11.2017 г. № 2771/6/99-99-15-03-02-15/ІПК и от 25.10.2017 г. № 2370/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).

Хотя если обычные цены на активы за период с даты их покупки до даты аннулирования НДС-регистрации существенно не изменились, то, на наш взгляд, более корректно условные НО начислить исходя из покупной (остаточной) стоимости активов. Ведь в п. 184.7 НКУ заложен компенсационный механизм, задача которого — нивелировать НК. Причем, похоже, с таким начислением условных НО при аннулировании соглашаются и налоговики, доначисляя их, например, по необоротным активам на остаточную стоимость (см. постановление ВС от 22.11.2019 г. по делу № 803/777/16 по ссылке reyestr.court.gov.ua/Review/85836619).

НН при аннулировании. На условные НО при аннулировании составляют НН с типом причины «10» (п. 8 Порядка № 1307). В такой НН (см. подкатегорию 101.16 БЗ):

— в заглавной части в реквизитах продавца предприятие приводит свои данные;

— в реквизитах покупателя: в поле «Отримувач (покупець)» указывает свое наименование и условный ИНН «600000000000». А вот налоговый номер покупателя (поле «Податковий номер платника податку або серія (за наявності) та номер паспорта») не заполняет;

— в «номенклатурной» гр. 2 указывает реквизиты (даты и порядковые номера) входных НН, на основании которых формировался НК по активам, попавшим под условную поставку;

— в гр. 4 указывает «грн»;

— в гр. 10 приводит стоимость (часть стоимости) активов, на которую начисляются условные НО при аннулировании;

— в гр. 11 указывает сумму НДС;

— гр. 3.1, 3.2, 3.3, 5 — 9, 12 не заполняются.

Составить такую НН можно и последним днем аннулирования. При этом за ее нерегистрацию в ЕРНН штраф не грозит (см. подкатегорию 101.28 БЗ).

Условные НО в декларации. Условные НО отражают в строках 4.1 и/или 4.2 последней декларации по НДС. А также их расшифровывают в таблице 1 приложения Д5 в отдельных строках: «6000000000000 (рядок 4.1 декларації)», «6000000000000 (рядок 4.2 декларації)» (см. подкатегорию 101.24 БЗ). Учтите: даже если НН на условные НО не зарегистрирована, такие НО все равно нужно задекларировать в последней декларации по НДС.

В бухгалтерском учете начисление условных НО при аннулировании отражают записью: Дт 949 — Кт 641/НДС.

В общем, примите к сведению: остатки неиспользованных активов (по которым был отражен НК) при НДС-разрегистрации влекут за собой условные НО. Поэтому их лучше реализовать еще до аннулирования НДС-регистрации.

Последняя НДС-отчетность

При аннулировании НДС-регистрации последним отчетным периодом является период, который начинается со дня, следующего за последним днем предыдущего отчетного периода, и заканчивается днем такого аннулирования (п. 184.6, п.п. «б» п. 202.1 НКУ, п. 5.12 Положения № 1130). Поэтому если НДС-регистрация аннулируется в середине месяца, последний отчетный период будет укороченным.

Впрочем, каких-то специальных сроков подачи последней декларации по НДС при аннулировании НКУ не установлено. Есть только сроки для стандартного периода. Поэтому

подать последнюю декларацию нужно в общие сроки, установленные пп. 49.18 и 203.1 НКУ

Подтверждают это и налоговики (см. консультацию в подкатегории 101.23, письмо ГФСУ от 11.07.2018 г. № 3065/6/99-99-15-03-02-15/ІПК и разъяснение ГУ ГНС в Днепропетровской обл. по ссылке: dp.tax.gov.ua/media-ark/news-ark/403632.html).

К примеру, если НДС-регистрацию предприятию аннулировали 15.07.2020 г., то последнюю декларацию по НДС следует подать за период с 1 по 15 июля — не позже 20.08.2020 г.

Но, думаем, если вы захотите подать ее пораньше, налоговики это только поприветствуют.

И не забудьте в заключительной части последней декларации по НДС поставить ликвидационную отметку «Х» о том, что отчитываетесь в последний раз. Ее проставляют в специальном поле — «Відмітка про подання за останній звітний (податковий) період у разі анулювання реєстрації платником податку».

Имейте в виду: последняя декларация — последний шанс включить в НК налог по входным НН поставщиков (в том числе отложенный).

Также учтите, что после аннулирования НДС-регистрации лицо исключается из Реестра плательщиков НДС. Подать уточняющие расчеты к прежним декларациям по НДС уже не выйдет (см. подкатегорию 101.03 БЗ). Поэтому к последнему отчетному периоду нужно подойти с особым вниманием. Ведь после снятия с НДС-регистрации исправить ошибки будет невозможно.

Расчеты с бюджетом

Как осуществляются расчеты с бюджетом по последней декларации по НДС? Тут все зависит от того, какой оказалась последняя отчетность (положительной или отрицательной), и наличия средств на электронном НДС-спецсчете. Рассмотрим варианты в табл. 8.2 на с. 71.

Таблица 8.2. Расчеты с бюджетом по последней декларации

Если в последней декларации:

Пояснение

налог к уплате (стр. 18)

Суммы налога, задекларированные в последней декларации по НДС, Казначейство перечислит с электронного НДС-счета в бюджет не позднее предельного срока, установленного для самостоятельной уплаты налоговых обязательств.

Учтите: если средств на электронном счете для уплаты налога недостаточно, придется пополнить электронный счет с собственного текущего счета. Причем даже если на дату такого пополнения вы уже не являетесь плательщиком НДС, так как уплатить налог нужно в любом случае (п. 184.8 НКУ, п. 27 Порядка № 569).

Имейте в виду: налог платить не придется, а на его сумму уменьшат бюджетное возмещение, если оно было заявлено в прошлых периодах и еще не возмещено

бюджетное возмещение (стр. 20.2)

Если в последней декларации заявлено бюджетное возмещение, его можно получить. Оно предоставляется в течение сроков, определенных разд. V НКУ, независимо от того, будете вы плательщиком НДС на дату получения такого бюджетного возмещения или нет (п. 184.9 НКУ, консультация в подкатегории 101.26 БЗ)

отрицательное значение (стр. 21)

Учтите: отрицательное значение, отраженное в стр. 21 последней декларации, сгорит. Однако если хотите спасти такой отрицательный НДС, его можно заявить к бюджетному возмещению (п. 184.9 НКУ, см. консультацию в подкатегории 101.26 БЗ). Но только при условии, что:

(1) отрицательное значение является «оплаченным» и

(2) оно не выходит за рамки лимита регистрации.

Если же заявить бюджетное возмещение нельзя, с отрицательным НДС можно попрощаться

Закрытие электронного НДС-спецсчета

Аннулирование НДС-регистрации является основанием для закрытия плательщику электронного НДС-спецсчета (п. 2001.8 НКУ, п. 7 Порядка № 569). Причем для этого вам ничего предпринимать не нужно.

Казначейство закроет электронный счет самостоятельно на основании реестра, полученного от ГНСУ

В таком реестре будут приведены сведения о налогоплательщике и сумме средств, подлежащей перечислению с его электронного счета в бюджет (п. 7 Порядка № 569).

Сроки, в течение которых должен быть закрыт электронный НДС-спецсчет, Порядком № 569 не установлены. Но, судя по всему, закроют такой счет только после проведения расчетов с бюджетом по результатам последнего налогового периода. То есть после того, как будет уплачен налог по последней декларации (п. 27 Порядка № 569). О том, что электронный НДС-спецсчет закрыт, Казначейство сообщит налоговикам.

Недостаток средств на НДС-спецсчете. Если для уплаты налога по последней декларации средств спецсчета будет недостаточно, то электронный НДС-спецсчет закроют только после того, как вы его пополните путем перечисления на него необходимой суммы средств с текущего счета. Причем закинуть средства нужно, даже если ваша НДС-регистрация уже аннулирована и вы больше не являетесь плательщиком НДС (п. 184.8 НКУ, п. 27 Порядка № 569).

Излишек на электронном НДС-счете. А что если ситуация обратная и после расчетов с бюджетом по последней декларации на электронном НДС-спецсчете остались денежные средства?

В таком случае учтите: лишние средства с НДС-спецсчета при закрытии в полном объеме будут перечислены в бюджет (п. 7 Порядка № 569). Дальше их можно вернуть из бюджета в порядке, предусмотренном п. 43.4 НКУ. То есть по заявлению произвольной формы.

Средства должны вернуть на текущий счет плательщика, поскольку электронный НДС-спецсчет уже закрыт (п. 43.41 НКУ). Кстати, по заявлению произвольной формы можно вернуть из бюджета и лицевую переплату по НДС, числящуюся в интегрированной карточке плательщика. Но при условии, что с момента ее образования не истекло 1095 дней. Подробнее о возврате переплат см. ниже.

Впрочем, чтобы избежать таких проблем, лишние средства лучше вывести с электронного НДС-спецсчета заблаговременно — еще до НДС-разрегистрации и подачи последней декларации. То есть вернуть их можно с НДС-спецсчета на текущий счет с помощью приложения Д4, поданного с одной из предыдущих деклараций (подробнее см. «Налоги & бухучет», 2020, № 21, с. 22; 2018, № 85, с. 13, № 39, с. 8).

Ну а еще лучше — при аннулировании держать состояние НДС-спецсчета под контролем, оставив (забросив) деньги только под окончательный расчет.

8.3. Разрегистрация РРО

У вас был регистратор расчетных операций (РРО)? Тогда при ликвидации предприятия его необходимо снять с учета в контролирующих органах.

Такую процедуру регулирует гл. 4 разд. ІІ Порядка № 547. При этом инициатива может исходить как от вас, так и от налоговиков.

По решению налоговиков

Начнем с ситуации, когда предприятие никаких действий по РРО-разрегистрации не предпринимает. Тогда отмена регистрации РРО происходит по решению органа ГНС следующим образом (см. рис. 8.2):

img 2

Таким образом, можно ничего не предпринимать, а дожидаться, когда решение об отмене регистрации РРО примет орган ГНС. Поскольку, узнав о ликвидации предприятия, налоговики должны будут разрегистрировать РРО самостоятельно.

Впрочем, при этом варианте, по возможности, РРО в центре сервисного обслуживания (ЦСО) все-таки лучше распломбировать (абзац четвертый п. 3 гл. 4 разд. ІІ Порядка № 547).

В таком случае самостоятельную разрегистрацию РРО контролеры оформят решением. И на его основании субъекту предоставят справку о том, что РРО разрегистрирован.

Как видите, срок принудительной разрегистрации РРО неконкретный. Лишь установлено, что налоговики должны принять решение «не позднее одного месяца со дня возникновения оснований для отмены регистрации РРО». А значит, точную дату разрегистрации РРО невозможно знать заранее.

Поэтому если у вас еще теплится надежда, что, закрываясь, РРО получится продать, то стоит взять инициативу в свои руки и разрегистрировать его самостоятельно по заявлению.

По решению плательщика

Процедуру РРО-разрегистрации при этом варианте представим на рис. 8.3:

img 3

Таким образом, в этом случае РРО разрегистрируют на основании заявления субъекта хозяйствования.

Однако еще до его подачи необходимо предварительно распломбировать РРО в ЦСО, с которым заключен соответствующий договор.

Обратите внимание: если на РРО была зарегистрирована книга учета расчетных операций (КУРО), ее разрегистрируют одновременно с РРО.

8.4. Процедура снятия с учета

Процедура снятия с учета урегулирована Законом № 755 и разд. ХI Порядка № 1588.

С чего все начинается? Еще с момента внесения госрегистратором в ЕГР записи о решении учредителей (участников) о прекращении юрлица. Ведь, как предусмотрено ч. 2 ст. 13 Закона № 755 и п. 11.1 Порядка № 1588,

о начале ликвидации — внесении записи о решении о прекращении юрлица госрегистратор должен уведомить контролирующие органы, в частности, органы ГНС, статистики, ПФУ

Для них это станет сигналом, чтобы инициировать процедуру снятия с учета. Такие сведения доводятся также и до контролирующих органов по неосновному месту учета плательщика (пп. 11.5 и 11.7 Порядка № 1588).

Заметьте: все эти действия госорганы должны осуществить самостоятельно. На этом этапе вам ничего предпринимать не нужно. Поэтому отдельно извещать контролирующие органы о своей предстоящей ликвидации не следует (п.п. 16.1.10 НКУ).

Что дальше? Дальше закрывающееся предприятие должно готовиться к проверкам. Его проверят контролирующие органы (налоговая, органы Пенсионного фонда, фондов социального страхования) относительно соблюдения законодательства по уплате налогов и сборов, ЕСВ, а также иных обязательных платежей. Особенности проверок всех контролирующих органов мы описывать не будем. Сосредоточимся только на проверках налоговиков.

Налоговая проверка

Начало процедуры прекращения юрлица является основанием для проведения органами налоговой службы документальной внеплановой проверки (п.п. 78.1.7 НКУ). Правда, в какой срок ее руководителем должно быть принято решение о проведении такой проверки, ни НКУ, ни Порядком № 1588 не определено (см. подкатегорию 130.03 БЗ).

Единственное, п. 11.6 Порядка № 1588 требует от контролирующих органов организовывать и планировать мероприятия налогового контроля при ликвидации таким образом, чтобы требования по уплате платежей были сформированы к ликвидирующемуся предприятию не позже срока, установленного для заявления требований кредиторов. Ввиду этого информация о сроке заявления требований кредиторов, полученная контролирующим органом по основному месту учета плательщика, также доводится до сведения контролирующих органов по его неосновному месту учета (п. 11.7 Порядка № 1588).

Порядок проведения заключительной внеплановой проверки подчиняется общим нормам НКУ. А это значит, что:

1) решение о проведении документальной внеплановой проверки оформляется приказом. Копия этого приказа до начала проведения проверки должна быть вручена плательщику (п. 78.4 НКУ);

2) допуск должностных лиц контролирующих органов к проверке осуществляется согласно ст. 81 НКУ;

3) срок проведения документальной внеплановой проверки не должен превышать (п. 82.2 НКУ):

— для крупных плательщиков налога — 15 рабочих дней;

— для субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней;

— для других плательщиков — 10 рабочих дней.

Продление срока проверки по решению руководителя (заместителя руководителя) контролирующего органа возможно:

— для крупных плательщиков налога — не более чем на 10 рабочих дней;

— для субъектов малого предпринимательства — не более чем на 2 рабочих дня;

— для других плательщиков — не более чем на 5 рабочих дней.

Впрочем, слишком затягивать проверку контролеры не должны. Ведь они ограничены сроком, установленным для заявления требований кредиторов.

Для проведения проверки и определения наличия/отсутствия задолженности по уплате налогов, сборов ликвидационная комиссия (ликвидатор) обеспечивает своевременное предоставление контролирующим органам документов, регистров бухгалтерского и налогового учета, связанных с предметом проверки (ч. 7 ст. 111 ГКУ, ст. 85 НКУ).

Сведения о задолженности. По результатам проведенной проверки, однако не позже срока, установленного для заявления требований кредиторов, контролирующие органы формируют сведения об отсутствии (наличии) задолженности по уплате налогов и сборов по форме № 30-ОПП (см. приложение 14 к Порядку № 1588). Такие сведения формируются с учетом данных об отсутствии (наличии) налоговой задолженности по неосновному месту учета плательщика. А также принимаются в расчет налоговые обязательства по налогам/сборам, срок уплаты которых еще не наступил.

Сведения об отсутствии (наличии) задолженности по уплате ЕСВ приводят в форме № 11-ЄСВ (см. приложение 4 к Порядку № 1162).

До окончания срока, установленного для заявления требований кредиторов, а также при получении запроса от госрегистратора

контролирующие органы передают сведения об отсутствии (наличии) задолженности по уплате налогов и сборов в ЕГР (ч. 6 ст. 13 Закона № 755)

Учтите: поскольку контролирующие органы в порядке информационного обмена сами передают такую информацию в ЕГР, то формы № 30-ОПП и № 11-ЄСВ плательщику не выдают. Однако при наличии задолженности ликвидационная комиссия может получить их от контролирующих органов по основному и неосновному месту учета по требованию (п. 11.11 Порядка № 1588, п. 5 разд. IV Порядка № 1162).

Погашение задолженности

Лицом, ответственным за погашение денежных обязательств или налогового долга ликвидирующегося юрлица, является ликвидационная комиссия или ликвидатор (п.п. 97.4.1 НКУ). Аналогичная норма предусмотрена ч. 8 ст. 25 Закона № 2464 для осуществления расчетов по ЕСВ. Поэтому задача ликвидационной комиссии — погасить всю налоговую и ЕСВ-задолженность закрывающегося предприятия.

В случае недостаточности у предприятия средств и другого имущества для уплаты недоимки по ЕСВ и денежных обязательств (налогового долга) ответственными за их уплату являются учредители (участники), если согласно законодательству они несут полную или дополнительную ответственность по обязательствам юрлица (ч. 8 ст. 25 Закона № 2464, п. 97.3 НКУ).

После погашения задолженности контролирующий орган передает в ЕГР сведения об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов и ЕСВ по формам № 30-ОПП и № 11-ЄСВ, подтверждающим отсутствие такой задолженности у ликвидирующегося предприятия.

Возврат переплат

Налоги и сборы. Учтите: если у ликвидирующегося плательщика есть суммы переплат по налогам, сборам (обязательным платежам), их можно вернуть по правилам, предусмотренным ст. 43, пп. 97.5 и 97.6 НКУ, а также профильными Порядком № 1674 и Порядком № 60. То есть

переплаты могут быть возвращены только по заявлению плательщика и при условии, что с момента их образования не истекло 1095 дней (п. 43.3 НКУ)

Такое заявление составляется в произвольной форме. Его можно подать и в электронном виде (п. 1 разд. II Порядка № 60). Подробнее о заполнении электронного заявления см. в «Налоги & бухучет», 2019, № 92, с. 6.

Правда, учтите, что ликвидирующемуся предприятию переплату вернут только после погашения денежных обязательств и налогового долга. То есть суммы переплат подлежат зачету в первую очередь в счет денежных обязательств или налогового долга налогоплательщика перед соответствующим бюджетом. После чего их остаток (при наличии) используется для погашения денежных обязательств или налогового долга перед другими бюджетами (п. 8 разд. III Порядка № 1674). И только после этого остаток переплат может быть возвращен плательщику на текущий счет (пп. 97.5 и 97.6 НКУ).

При этом переплату должны вернуть в течение 20 дней со дня подачи заявления (п. 43.5 НКУ).

Если же по результатам рассмотрения заявления правомерность возврата средств не будет установлена, налоговики направят налогоплательщику письменное уведомление с отказом в возврате средств и указанием причины (п. 6 разд. II Порядка № 60).

Имейте в виду: с возвратом переплат нужно поторопиться, чтобы вернуть их еще до снятия предприятия с налогового учета. Сделать это после снятия с учета будет невозможно, поскольку в случае неподачи заявления на возврат такие суммы после ликвидации юрлица будут списаны с интегрированной карточки плательщика в бюджет и фонды социального страхования по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (см. п. 4 гл. 1 разд. II Порядка № 422 и консультацию в подкатегории 129.04 БЗ).

ЕСВ. Также можно вернуть и сумму переплаты по ЕСВ (ч. 13 ст. 9 Закона № 2464). Механизм такого возврата прописан в специальном Порядке № 6.

Обратите внимание: излишне уплаченные суммы ЕСВ вернут только при условии подачи заявления по форме, приведенной в приложении 1 к Порядку № 6. Оно подается в налоговый орган, на счет которого были уплачены суммы взноса.

При поступлении указанного заявления налоговики в течение 10 рабочих дней проведут проверку предоставленной предприятием информации. Если претензий к заявлению у них не будет, стартует процедура оформления бумаг на возврат. Она может занять до 6 рабочих дней.

Когда все бумаги в налоговом органе будут готовы, он передаст их органу Госказначейства, который и должен перечислить требуемую сумму с соответствующего счета для уплаты ЕСВ на указанный вами в заявлении счет (п. 8 Порядка № 6).

Но здесь есть нюанс: перечисление суммы, причитающейся к возврату, производится за счет текущих поступлений на счет для уплаты ЕСВ за день. А потому, если необходимая сумма средств на этом счете сразу не наберется, процесс возврата может затянуться (п. 10 Порядка № 6).

Задержка с возвратом может возникнуть и в том случае, если дата возврата средств приходится на два последних рабочих дня текущего месяца. При таких обстоятельствах деньги вам возвратят в первый рабочий день следующего месяца.

Подробнее о возврате переплат по ЕСВ см. в «Налоги & бухучет», 2020, № 18, с. 9.

Снятие с учета: порядок действий

В случае отсутствия (погашения) налогового долга и после возврата переплат по заявлению плательщика его интегрированные карточки в контролирующих органах закрываются.

Основанием для снятия плательщика с учета в контролирующих органах (органах ГНСУ, статистики, ПФУ) является поступление сведений от госрегистратора о госрегистрации прекращения юридического лица (п.п. 67.1.1 НКУ, ч. 4 ст. 13 Закона № 755).

Какой датой произойдет снятие с учета?

Плательщик будет снят с учета в контролирующих органах (п. 3 гл. 1 разд. II Порядка № 422):

— датой получения сведений от госрегистратора о госрегистрации прекращении юрлица (если на момент получения таких сведений все интегрированные карточки такого плательщика уже закрыты) или

— датой закрытия последней интегрированной карточки плательщика.

Данные о снятии предприятия с налогового учета передаются контролирующим органом по основному места учета плательщика в ЕГР с указанием даты и номера записи о снятии с учета, названия и идентификационного кода контролирующего органа, в котором плательщик был снят с учета (п. 11.17 Порядка № 1588, п. 6 разд. IV Порядка № 1162).

Вся процедура снятия с налогового учета представлена на схеме (см. рис. 8.4):

img 4

8.5. Ответственность за нарушения при ликвидации

Имейте в виду: за нарушения при ликвидации предусмотрена административная ответственность согласно ст. 1666 КУоАП. Привлекаются к ней лица, отвечающие за прекращение юрлица. Ознакомиться с тем, какая ответственность им грозит, вы можете в табл. 8.3.

Таблица 8.3. Ответственность за нарушения при ликвидации

Нарушение

Субъект (кто привлекается к ответственности)

Ответственность

Примечания

Неподача в установленный срок госрегистратору документов, обязательная подача которых установлена законом для прекращения юрлица, или подача недостоверных сведений в таких документах (ч. 1 ст. 1666 КУоАП)

Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) или должностные лица

Штраф от 60 до 80 ннмдг*

(от 1020 до 1360 грн)

Налагают суды (ст. 221 КУоАП) на основании админпротоколов, составленных органами госрегистрации (ст. 255 КУоАП)

Действия, предусмотренные ч. 1 ст. 1666 КУоАП, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такие же нарушения (ч. 2 ст. 1666 КУоАП)

Штраф от 80 до 100 ннмдг (от 1360 до 1700 грн)

Отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением установленного порядка, несвоевременное, неполное или с нарушением установленного порядка проведение инвентаризации имущества, нарушение порядка проведения оценки имущества, составления ликвидационного баланса (промежуточного баланса) во время прекращения юрлица (ч. 3 ст. 1666 КУоАП)

Должностные лица юрлица, другие лица, привлеченные к прекращению юрлица

Штраф от 100 до 150 ннмдг

(от 1700 до 2550 грн)

Налагают налоговые органы (ст. 2342 КУоАП) и органы государственного финансового контроля

(ст. 2341 КУоАП)

Уклонение от проведения прекращения юрлица или от составления ликвидационного баланса (промежуточного баланса), обязательная подача которого установлена законом для прекращения юрлица (ч. 4 ст. 1666 КУоАП)

Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), другие лица, привлеченные к прекращению юрлица

Штраф от 100 до 150 ннмдг

(от 1700 до 2550 грн)

Неподача, несвоевременная подача или подача не в полном объеме по требованию налоговых органов или ПФУ для проведения внеплановых проверок первичных документов, регистров бухгалтерского учета, налоговой отчетности

Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), другие лица, привлеченные к прекращению юрлица

Штраф от 100 до 150 ннмдг (от 1700 до 2550 грн)

и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ЕСВ, страховых средств в ПФУ, фонды соцстраха, других сумм, связанных с такими обязательствами, соблюдением требований другого законодательства, контроль за которым возложен на указанные органы и фонды, несвоевременное, неполное или с нарушением установленного порядка проведение по требованию налогового органа инвентаризации основных фондов, ТМЦ и средств во время прекращения юрлица (ч. 5 ст. 1666 КУоАП)

Налагают налоговые органы (ст. 2342 КУоАП) и органы государственного финансового контроля

(ст. 2341 КУоАП)

Действия, предусмотренные ч. 3 — 5 ст. 1666 КУоАП, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто админвзысканию за такие же нарушения (ч. 6 ст. 1666 КУоАП)

Штраф от 150 до 250 ннмдг (от 2550 до 4250 грн)

* Не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

Важно! Ответственность за нарушения порядка прекращения юрлица не применяется к председателю ликвидационной комиссии (ликвидатору), другим лицам, привлеченным к прекращению юрлица, если такие нарушения произошли вследствие несоблюдения налоговыми органами, фондами социального страхования и ПФУ сроков предоставления соответствующих справок и проведения соответствующих проверок.

выводы

  • В ликвидационный период бухгалтерский и налоговый учет операций ведется ликвидационной комиссией.
  • Узнав о том, что предприятием принято решение о ликвидации, контролирующие органы проведут проверки.
  • Сняться с НДС-учета можно после утверждения ликвидационного баланса. При этом в последней декларации по НДС нужно признать условную поставку.
  • Разрегистрация РРО может происходить как по решению ликвидирующегося субъекта хозяйствования, так и по решению контролирующего органа.
  • После получения сведений от госрегистратора о госрегистрации прекращения (ликвидации) юрлица контролирующие органы снимут предприятие с налогового учета.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше