01.07.2024
Предельные сроки регистрации НН/РК. Еще в начале 2023 года (08.02.2023) появился п. 89 подразд. 2 разд. XX НКУ, который изменил сроки регистрации большинства НН/РК.
А именно вышеупомянутым пунктом
были продлены предельные сроки регистрации НН/РК за первую половину месяца — на 5 календарных дней, а за вторую — на 3 календарных дня
То есть по НН, датированным с 16.01.2023, на период действия ВП + 6 месяцев, если НН/РК составлена (п. 89 подразд. 2 разд. ХХ НКУ):
— с 1-го по 15-е число (включительно), то ее следует зарегистрировать до 5-го числа (включительно) календарного месяца, следующего за месяцем, в котором она составлена;
— с 16-го по последнее число (включительно) месяца, — до 18-го числа (включительно) календарного месяца, следующего за месяцем, в котором она составлена.
Эти продленные сроки, по нашему мнению, не касаются только регистрации сводных НН, составленных по п. 198.5 и п. 199.1 НКУ и РК к ним: такие НН/РК следует регистрировать в общие сроки — в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем месяца, в котором они составлены.
В то же время налоговики в последних своих разъяснениях настаивают, что продленные сроки не касаются большего количества НН. Так, например, в:
— БЗ 101.27 фискалы отмечают, что п. 89 подразд. 2 разд. XX НКУ не касается никаких сводных НН. То есть, на их взгляд, под действие продленных сроков регистрации НН не попадают не только сводные НН согласно п. 198.5 и ст. 199 НКУ, но и сводные НН на дотягивание до минбазы согласно п. 188 НКУ;
— письме ГНСУ от 14.05.2024 № 2705/ІПК/99-00-21-03-02 ІПК они вообще заявляют, что эти продленные сроки не касаются также льготных НН, НН с начислением НДС по ставке 0 %, НН, составленных по ежедневным итогам операций по поставке товаров/услуг за наличные конечному потребителю (который не является плательщиком налога).
Почему налоговики делают такой вывод, нам не понятно. Ведь в НКУ нет упоминания о том, что эти НН не попадают под действие льготных продленных сроков регистрации НН.
Подробно об этом в «Новые «военные» сроки регистрации НН/РК и штрафы за их нарушение» // «Налоги & бухучет», 2023, № 12, а также «Общие и военные сроки регистрации налоговых накладных / расчетов корректировки» // «Налоги & бухучет», 2023, № 99.
Штрафы за несвоевременную регистрацию НН/РК. С начала 2023 года (с 08.02.2023) уменьшена также ответственность за несвоевременную регистрацию большинства НН/РК. А именно временно на период действия ВП и в течение 6 месяцев после его прекращения будут действовать уменьшенные 2-5-10-15-25 % штрафы от суммы НДС вместо 10-20-30-40-50 % в зависимости от времени просрочки регистрации (п. 90 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).
Сразу отметим, что, на наш взгляд, эти уменьшенные штрафы не касаются штрафов за несвоевременную регистрацию нулевых, освобожденных, компенсирующих, распределительных и минбазных НН. Для таких НН остались штрафы в размерах, которые определены п. 1201.1 НКУ, то есть — 2 % объема поставки, но не больше 1020 грн (за каждую НН).
Налоговики же считают, что уменьшенные штрафы не касаются большего количества НН. Например, они считают, что такие уменьшенные штрафы не действуют также и в отношении НН, составленной по ежедневным итогам операций по поставке товаров/услуг за наличные конечному потребителю (который не является плательщиком налога) (см. письмо ГНСУ от 14.05.2024 № 2705/ІПК/99-00-21-03-02). Почему они делают такой вывод, тоже не понятно. Возможно, только с той целью, чтобы аргументировать то, что на такие НН не распространяется действие продленных сроков регистрации НН (см. выше). Но это не аргумент, а просто прихоть…
Подробно об этом читайте в «Экспортная НН, составленная после 16.01.2023, и штраф за ее несвоевременную регистрацию» // «Налоги & бухучет», 2024, № 8 и «Правила составления экспортной налоговой накладной» // «Налоги & бухучет», 2024, № 35.
Запрет на уточнение. Всем плательщикам НДС временно, до прекращения ВП, запрещено подавать уточняющие расчеты за периоды до февраля 2022 года с показателями на уменьшение налоговых обязательств и/или декларирование бюджетного возмещения (п. 69.1 подразд. 10 разд. XX НКУ).
Причем здесь речь идет о запрете уменьшать строку 18 декларации по НДС. То есть речь идет об уменьшении налоговых обязательств не в смысле НДС-терминологии, а в общем смысле, как суммы налога к уплате. Детали ищите в «Запрет на исправление завышения НДС: ориентир — стр. 18» // «Налоги & бухучет», 2022, № 75.
Уточнение без самоштрафа и пени. На сегодня в НКУ есть две нормы, которые освобождают всех плательщиков налога в случае уточнения налоговых обязательств от самоштрафа и пени. А именно:
— п. 69.1 подразд. 10 разд. XX НКУ освобождает от начисления самоштрафа и пени в случае самостоятельного исправления ошибок, которые привели к занижению налогового обязательства в отчетных (налоговых) периодах, которые приходятся на период действия ВП. То есть не имеет значения, когда будут уточняться налоговые обязательства, в том числе по НДС, во время действия ВП или после ВП, если они касались периодов действия ВП, то платить самоштраф и пеню не следует;
— п. 69.38 подразд. 10 разд. XX НКУ освобождает также от начисления самоштрафа и пени в случае самостоятельного исправления ошибок, которые привели к занижению налогового обязательства, но только если такое исправление будет проведено в период с 01.08.2023 и до конца военного положения. Это освобождение дает право уточнить налоговые обязательства в том числе по НДС без самоштрафа и пени за любой период (как до 01.08.2023, так и после этой даты), если такое уточнение состоится во время действия ВП.
Чтобы воспользоваться любым из вышеприведенных освобождений, плательщик налога должен уплатить доначисленный налог до даты подачи уточняющей декларации
На время действия ВП НКУ введено немало НДС-льгот. Приведем в таблице ниже те НДС-льготы, которыми могут воспользоваться на сегодня плательщики НДС.
НДС-льготы, которые действуют во время ВП
Норма НКУ | Объяснение по применению |
Военная НДС-льгота | В течение ВП освобождаются от НДС операции по импорту и поставке на таможенной территории Украины товаров, перечисленных в этом пункте, в частности: 1) спецсредств индивидуальной защиты; 2) зарегистрированных лекарственных средств и медизделий больницам для предоставления медпомощи пострадавшим физлицам (которые получили ранения, контузии, другое повреждение здоровья) по перечню, утвержденному постановлением КМУ от 27.12.2022 № 1447; 3) лекарственных средств и медизделий без государственной регистрации и разрешительных документов на ввоз для предоставления медпомощи пострадавшим физлицам (которые получили ранения, контузии, другое повреждение здоровья) в объемах, определенных распоряжением КМУ от 27.05.2015 № 544-р; 4) товаров оборонного назначения, определенных п. 29 ч. 1 ст. 1 Закона Украины «Об оборонных закупках» от 17.07.2020 № 808-IX; 5) товаров, конечным получателем которых в соответствии с сертификатом конечного потребителя или согласно условиям договора определены правоохранительные органы, МОУ, ВСУ и другие формирования территориальных громад, другие субъекты, которые осуществляют борьбу с терроризмом и/или участвуют в осуществлении мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, предприятия, которые являются исполнителями (соисполнителями) государственных контрактов (договоров) по оборонным закупкам. Перечень таких товаров приведен в п.п. 5 п. 32 подразд. 2 разд. ХХ НКУ. Стоит учитывать, что эта НДС-льгота действует в отношении импорта и поставки товаров, упомянутых в: — п.п. 4 — только при соблюдении условий, установленных Законом Украины «Об оборонных закупках» от 17.07.2020 № 808-IX (далее — Закон № 808). То есть если такие товары поставляются госзаказчику в пределах госконтракта (договора) субъектом хозяйствования (поставщиком), который в понимании норм Закона № 808 является исполнителем госконтракта (договора). Если же происходит поставка таких товаров не в пределах госконтракта (договора), такие операции подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке по ставке 20 %; — п.п. 5 — только при поставках таких товаров категориям конечных получателей, определенных в таком п.п. 5 (см. выше). При поставке товара другим категориям получателей (чем те, которые указаны в п.п. 5) такие операции облагаются налогом на общих основаниях по ставке 20 %. Также учитывайте, что при осуществлении льготных операций, освобожденных от НДС по пп. 4 и 5 (в части поставок товаров по госконтрактам (договорам) в пределах оборонных закупок), положения п. 198.5 и ст. 199 НКУ к таким операциям не применяются. Подробно об этом читайте в «Дроны — для армии: что в учете?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 12 и в статье «Помогаем ВСУ товарами/услугами: НДС-льготы» // «Налоги & бухучет», 2024, № 53 |
Помощь армии и заведениям здравоохранения без компенсирующих и минбазных НО | На время действия ВП: 1) не считаются использованными в необлагаемых НДС операциях или операциях, которые не являются хозяйственной деятельностью, товары, приобретенные в облагаемых НДС операциях и переданные в государственную или коммунальную собственность, в том числе в пользу добровольческих формирований территориальных громад, а также предоставленные в пользу других лиц для нужд обеспечения обороны Украины; 2) не являются поставкой товаров и услуг операции по безвозмездной (без любой денежной, материальной или других видов компенсации) передаче/предоставлению товаров и услуг: — ВСУ, Нацгвардии, СБУ, Службе внешней разведки Украины, Госпогранслужбе, МВД, ГСЧС, Управлению госохраны, Госслужбе спецсвязи, добровольческим формированиям территориальных громад, другим образованным их соединениям, воинским частям, подразделениям, учреждениям или организациям, которые содержатся за счет средств государственного бюджета, для нужд обеспечения обороны Украины, защиты безопасности населения и интересов государства; — центральному органу исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты, сил гражданской защиты; — заведениям здравоохранения государственной, коммунальной собственности и/или структурным подразделениям по вопросам здравоохранения. Льгота по НДС в отношении безвозмездной передачи товаров и услуг армии, ГСЧС и заведениям здравоохранения не работает, если такие операции по поставке товаров/услуг облагаются по нулевой ставке НДС (п.п. «г» п.п. 195.1.2 НКУ, постановление КМУ от 02.03.2022 № 178). Детали ищите в статье «Безвозмездная передача товаров для нужд ВСУ и нулевая ставка НДС» // «Налоги & бухучет», 2023, № 48, а также в статье «Помогаем ВСУ товарами/услугами: НДС-льготы» // «Налоги & бухучет», 2024, № 53. Кроме того, стоит помнить, что те плательщики НДС, которые пользуются льготами, упомянутыми в п. 321 подразд. 2 разд. ХХ НКУ, при таких передачах не только не составляют НН и не отражают эти операции в декларации по НДС, но и не начисляют минбазные (по п. 188.1 НКУ) и компенсирующие (по п. 198.5 НКУ) НО. Подробно об этом читайте в «Безвозмездные передачи товаров/услуг: классика учета» // «Налоги & бухучет», 2023, № 85 |
Нулевая ставка НДС в отношении товаров для обеспечения транспорта ВСУ | Во время ВП поставки товаров для заправки (дозаправки) и обеспечения военного транспорта для нужд обороны Украины облагают по нулевой ставке НДС (п.п. «г» п.п. 195.1.2 НКУ). Такая ставка действует, только когда товары для вышеупомянутых целей поставляются ВСУ, Нацгвардии, СБУ, Службе внешней разведки, Госпогранслужбе, МВД, ГСЧС, Управлению госохраны, Госслужбе спецсвязи и защиты информации, другим воинским формированиям, их соединениям, воинским частям, подразделениям, учреждениям или организациям, которые содержатся за счет средств госбюджета (постановление КМУ от 02.03.2022 № 178). Приблизительный перечень товаров, на которые распространяется действие 0 % ставки НДС при заправке/обеспечении транспорта военных, ищите в «Нулевая НДС-ставка в отношении товаров для обеспечения транспорта ВСУ» // «Налоги & бухучет», 2023, № 42). А вообще о нулевой льготе читайте в статье «Безвозмездная передача товаров для нужд ВСУ и нулевая ставка НДС» // «Налоги & бухучет», 2023, № 48 и в статье «Помогаем ВСУ товарами/услугами: НДС-льготы» // «Налоги & бухучет», 2024, № 53 |
Уничтоженное войной имущество без компенсирующих НО | На время действия ВП не считаются использованными в необлагаемых налогом операциях или операциях, которые не являются хозяйственной деятельностью, товары, приобретенные с НДС и уничтоженные (потерянные) вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы. А следовательно, при списании уничтоженных товаров (приобретенных с НДС) компенсирующие НО согласно п. 198.5 НКУ начислять не нужно. Причем помните, что под понятие «товары» (из п.п. 14.1.244 НКУ) попадают все материальные и нематериальные активы, то есть не только ТМЦ, но и ОС, НМА и МНМА. А вот на услуги действие этого послабления не распространяется. Детали в статье «Компенсировать ли входящий НДС по услугам, приобретенным для отмененной конференции» // «Налоги & бухучет», 2023, № 12. Чтобы воспользоваться этим послаблением, нужно зафиксировать факт наступления форс-мажора. Для этого необходимо провести инвентаризацию и иметь подтверждающую первичку: акты на списание, а также документы компетентных органов — акт (справку) органов МВД (полиции) / органов ГСЧС (пожарных) об уничтожении имущества (БЗ 101.15). Обращаем внимание! Поскольку при уничтожении товаров плательщик НДС не начисляет компенсирующие НО, то получается, что НК, сформированный при приобретении таких товаров, накапливается у плательщика НДС. Этот НК запрещено заявлять к бюджетному возмещению. Его плательщик НДС может учитывать как переходный минус (до полного погашения) и уменьшать текущие НО по НДС (п.п. 69.29 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Подробно об этом послаблении читайте также в статье «Уничтоженное войной имущество — без НДС-последствий» // «Налоги & бухучет», 2024, № 53, а также в статье «Товар уничтожен во время перевозки, но перевозчик компенсировал его стоимость: НДС-вопросы» // «Налоги & бухучет», 2023, № 96 |
Программная военная льгота | До конца ВП освобождаются от обложения НДС операции по поставке услуг, связанных с программным обеспечением военного назначения, международная передача которого подлежит госконтролю |
Освобождение от импортного НДС военного оборудования | На период действия ВП, но не более чем до 01.01.2025, освобождаются от обложения НДС и пошлины операции по импорту (в том числе перемещению (пересылке) в международных почтовых и экспресс-отправлениях) товаров, определенных п. 924 разд. XXI ТКУ, а именно: — беспилотные летательные аппараты, — оптические прицелы, коллиматорные прицелы (коллиматоры), прицелы ночного видения или тепловизионные прицелы, — тепловизионные бинокли, монокуляры и бинокуляры, приборы ночного видения (бинокли и монокуляры), — дальномеры, переносные радиостанции, портативные радиоэлектронные средства. Действие этого освобождения не касается только товаров, которые имеют происхождение из страны, признанной государством-оккупантом и/или государством-агрессором и/или ввозятся из территории государства-оккупанта (агрессора) и/или из оккупированной территории Украины |
Освобождение от НДС запчастей для беспилотников | До прекращения ВП от импортного НДС и пошлины освобождаются операции по ввозу составляющих (материалов, узлов, агрегатов, оборудования и комплектующих изделий) беспилотных систем, определенных п. 927 разд. XXI ТКУ, если субъект хозяйствования, который осуществляет их ввоз, использует такие составляющие в собственной производственной деятельности по производству и/или ремонту беспилотных систем. Действие этого освобождения не касается только товаров, которые имеют происхождение из страны, признанной государством-оккупантом и/или государством-агрессором и/или ввозятся из территории государства-оккупанта (агрессора) и/или из оккупированной территории Украины. Кроме того, стоит помнить! В случае нецелевого использования освобожденных товаров плательщик налога обязан уплатить сумму импортного НДС, а также пеню |
Режим экспортного обеспечения | Во время действия ВП, чтобы вывезти (экспортировать) определенные виды сельхозпродукции, плательщик НДС должен был бы начислить НДС не по нулевой, а по обычной ставке, установленной для поставки такой продукции в Украине (14 % или 20 %). И только после получения оплаты от нерезидента за поставленную продукцию он мог отменить начисленные обязательства по НДС и получить свою законную экспортную нулевую процентную ставку. В то же время поскольку Кабмин и до сих пор не утвердил перечень сельхозпродукции, на которую распространяются эти правила, то режим экспортного обеспечения так и не начал действовать (детали в «Тонкости экспорта сельхозпродукции» // «Налоги & бухучет», 2024, № 35). Недавно Президент подписал законы (а именно Закон Украины от 09.05.2024 № 3707-IX и Закон Украины от 09.05.2024 № 3706-ІХ — вступают в силу с 01.07.2024), которыми изменяются правила применения режима экспортного обеспечения. Но начало действия этих обновленных правил тоже зависит от Кабмина, который должен утвердить перечень товаров, экспорт которых попадает под действие этого режима. Подробно о новых правилах функционирования режима экспортного обеспечения читайте в «Новые реквизиты НН и изменения в экспортном обеспечении НДС с/х продукции: обзор изменений» // «Налоги & бухучет», 2024, № 50 |
Льготный газ | Временно, в течение действия ВП и шести месяцев после месяца, в котором ВП будет отменено, освобождаются от обложения НДС операции по ввозу на таможенную территорию Украины природного газа по коду согласно УКТ ВЭД 2711 21 00 00 субъектом рынка природного газа |
Благотворительная помощь и порог регистрации плательщиком НДС | По общему правилу предоставление благотворительной помощи благотворительной организацией освобождается от НДС согласно п.п. 197.1.15 НКУ и должно включаться в расчет 1-миллионного предела для регистрации плательщиком НДС. Однако в течение ВП для общественных объединений и благотворительных организаций операции по предоставлению благотворительной помощи не учитываются при подсчете 1-миллионного порога для целей обязательной НДС-регистрации согласно п. 181.1 НКУ и не приводят к необходимости регистрации плательщиком НДС. Детали ищите в «Порог обязательной НДС-регистрации — 1 млн грн» // «Налоги & бухучет», 2024, № 29 |
Импорт товаров НПО для помощи армии | В течение ВП освобождаются от обложения НДС и ввозной пошлиной (п. 922 разд. ХХI ТКУ) операции по ввозу (импорту) любых товаров (кроме товаров с товарными позициями 2203 — 2208 (алкогольные напитки), 2401 — 2403 (табачные изделия) и с кодами 2103 90 30 00 (настойки горькие ароматические), 2106 90 (пищевые продукты, в другом месте не указанные: прочие), 3824 99 96 20 (жидкости, которые используются в электронных сигаретах)) общественными объединениями и/или благотворительными организациями (включенными в Реестр НПО) для дальнейшей их безвозмездной (без любой денежной, материальной или других видов компенсации) передачи ВСУ, Нацгвардии, СБУ, воинским формированиям, их соединениям, воинским частям и другим силовым структурам. Чтобы вышеупомянутые товары попадали под это освобождение, они должны быть переданы военным не позже 45 календарных дней со дня завершения таможенного оформления таких товаров, а в случае, если в отношении таких товаров после завершения их таможенного оформления осуществлялось подтвержденное документально техническое обслуживание и/или ремонт — не позже 90 календарных дней со дня завершения их таможенного оформления. Тем, кто нарушит вышеупомянутые сроки или использует товары не по назначению, следует будет уплатить импортный НДС, а также пеню |