Закон Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами»

Печать
 

Закон Украины от 21 декабря 2000 года № 2181-III

 

(с изменениями и дополнениями, последние из которых внесены законами Украины
от 19 мая 2009 года № 1342-VI (изменения введены в действие с 1 января 2010 года),
от 24 июля 2009 года № 1617-VI,
от 27 апреля 2010 года № 2154-VI,
от 8 июля 2010 года № 2457-VI,
от 3 декабря 2010 года № 2774-VI (изменения применяются с 30 ноября 2010 года и действуют до 1 января 2011 года))

 

Внимание!

С 1 января 2011 года настоящий Закон утратил силу согласно Налоговому кодексу Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI.

Решением Конституционного Суда Украины от 30 ноября 2010 года № 22-рп/2010 отдельные положения Закона Украины от 27 апреля 2010 года № 2154-VI признаны не соответствующими Конституции Украины (являющимися неконституционными).

 

Настоящий Закон является специальным законом по вопросам налогообложения, который устанавливает порядок погашения обязательств юридических или физических лиц перед бюджетами и государственными целевыми фондами по налогам и сборам (обязательным платежам), включая сбор на обязательное государственное пенсионное страхование и взносы на общеобязательное государственное социальное страхование, начисления и уплаты пени и штрафных санкций, применяемых к плательщикам налогов контролирующими органами, в том числе за нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности, и определяет процедуру обжалования действий органов взыскания.

Абзац второй преамбулы исключен

(приостановление действия абзаца второго преамбулы на 2010 год, предусмотренное подпунктом 2 пункта 12 раздела VIІ Закона Украины от 27.04.2010 г. № 2154-VI, признано не соответствующим Конституции Украины (являющимся неконституционным), согласно решению Конституционного Суда Украины от 30.11.2010 г. № 22-рп/2010)

(действие абзаца второго преамбулы приостановлено согласно Закону Украины от 03.12.2010 г. № 2774-VI, изменения, внесенные Законом Украины от 03.12.2010 г. № 2774-VI, применяются с 30.11.2010 г. и действуют до 01.01.2011 г.)

(абзац второй преамбулы исключен согласно Закону Украины от 08.07.2010 г. № 2457-VI)

Настоящий Закон не регулирует также вопросы погашения налоговых обязательств или взыскания налогового долга с лиц, на которых распространяются судебные процедуры, определенные Законом Украины «О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом», с банков, на которые распространяются нормы раздела V Закона Украины «О банках и банковской деятельности», и погашения обязательств по уплате страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование.

 

Статья 1. Определения терминов

В данном Законе термины употребляются в таком значении:

1.1) плательщики налогов — юридические лица, их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица, а также физические лица, имеющие статус субъектов предпринимательской деятельности или не имеющие такого статуса, на которых в соответствии с законами возложена обязанность удерживать и/или уплачивать налоги и сборы (обязательные платежи), пеню и штрафные санкции;

1.2) налоговое обязательство — обязательство плательщика налогов уплатить в бюджеты или государственные целевые фонды соответствующую сумму средств в порядке и в сроки, определенные настоящим Законом или другими законами Украины;

1.3) налоговый долг (недоимка) — налоговое обязательство (с учетом штрафных санкций при их наличии), самостоятельно согласованное плательщиком налогов или согласованное в административном или судебном порядке, но не уплаченное в установленный срок, а также пеня, начисленная на сумму такого налогового обязательства;

1.4) пеня — плата в виде процентов, начисленных на сумму налогового долга (без учета пени), взыскиваемая с плательщика налогов в связи с несвоевременным погашением налогового обязательства;

1.5) штрафная санкция (штраф) — плата в фиксированной сумме или в виде процентов от суммы налогового обязательства (без учета пени и штрафных санкций), взыскиваемая с плательщика налогов в связи с нарушением им правил налогообложения, определенных соответствующими законами;

1.6) принудительное взыскание — обращение взыскания на активы плательщика налогов в счет погашения его налогового долга, без предварительного согласования его суммы таким плательщиком налогов;

1.7) активы плательщика налогов — средства, материальные и нематериальные ценности, принадлежащие юридическому или физическому лицу по праву собственности или полного хозяйственного ведения;

1.8) картотека — реестр расчетных или исполнительных документов, направленных обслуживающему банку плательщиком налогов или органом взыскания и не оплаченных в срок в связи с нехваткой средств на таком счете;

1.9) налоговое уведомление — письменное уведомление контролирующего органа об обязанности плательщика налогов уплатить сумму налогового обязательства, определенную контролирующим органом в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

1.10) налоговое требование — письменное требование налогового органа к плательщику налогов погасить сумму налогового долга;

1.11) налоговая декларация, расчет (далее — налоговая декларация) — документ, подаваемый плательщиком налогов в контролирующий орган в сроки, установленные законодательством, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налога, сбора (обязательного платежа);

1.12) контролирующий орган — государственный орган, который в рамках своей компетенции, определенной законодательством, осуществляет контроль за своевременностью, достоверностью, полнотой начисления налогов и сборов (обязательных платежей) и погашением налоговых обязательств или налогового долга. Исчерпывающий перечень контролирующих органов определяется статьей 2 настоящего Закона;

1.13) средства — гривни или иностранная валюта;

1.14) реструктуризация налогового долга — отсрочка или рассрочка уплаты налогового долга, накопленного плательщиком налогов по состоянию на установленную настоящим Законом дату, а также его частичное списание;

1.15) налоговый орган — орган государственной налоговой службы Украины; таможенный орган — орган Государственной таможенной службы Украины;

1.16) орган взыскания — государственный орган, уполномоченный осуществлять меры по обеспечению погашения налогового долга в рамках компетенции, установленной законами;

1.17) налоговый залог — способ обеспечения налогового обязательства плательщика налогов, не погашенного в срок. Налоговый залог возникает в силу закона. В силу налогового залога орган взыскания имеет право в случае невыполнения обеспеченного налоговым залогом налогового обязательства получить удовлетворение со стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами в порядке, установленном законом. Приоритет залогодержателя на удовлетворение требований с заложенного имущества устанавливается в соответствии с законом;

1.18) обычная цена — цена, определенная обычной по правилам, установленным Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий»;

1.19) операционный (банковский) день — часть рабочего дня, в течение которой принимаются документы на перевод. Дни определяются для банков рабочими по правилам, установленным соответствующим постановлением Национального банка Украины;

1.20) апелляционное согласование — согласование налогового обязательства в порядке и сроки, определенные настоящим Законом по процедурам административного или судебного обжалования.

 

Статья 2. Контролирующие органы

2.1. Перечень контролирующих органов

Контролирующими органами являются:

2.1.1) таможенные органы — по акцизному сбору и налогу на добавленную стоимость (с учетом случаев, когда законом обязанность по их взысканию или контролю возлагается на налоговые органы), ввозной и вывозной таможенной пошлине, другим налогам и сборам (обязательным платежам), которые в соответствии с законами взимаются при ввозе (пересылке) товаров и предметов на таможенную территорию Украины или вывозе (пересылке) товаров и предметов с таможенной территории Украины;

2.1.2) органы Пенсионного фонда Украины — по сбору на обязательное государственное пенсионное страхование;

2.1.3) органы фондов общеобязательного государственного социального страхования — по взносам на общеобязательное государственное социальное страхование в рамках компетенции этих органов, установленной законом;

2.1.4) налоговые органы — по налогам и сборам (обязательным платежам), взимаемым в бюджеты и государственные целевые фонды, кроме указанных в подпунктах 2.1.1 — 2.1.3 настоящего пункта.

2.2. Компетенция контролирующих органов

2.2.1. Контролирующие органы имеют право осуществлять проверки своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты только в отношении тех налогов и сборов (обязательных платежей), которые отнесены к их компетенции настоящим пунктом.

Порядок контроля со стороны таможенных органов за уплатой плательщиками налогов налога на добавленную стоимость и акцизного сбора устанавливается совместным решением центрального налогового органа и центрального таможенного органа.

2.2.2. Другие государственные органы не имеют права проводить проверки своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), в том числе по запросам правоохранительных органов.

2.3. Органы, уполномоченные осуществлять меры по погашению налогового долга (органы взыскания)

2.3.1. Органами, уполномоченными осуществлять меры по погашению налогового долга (далее — органы взыскания), являются исключительно налоговые органы, а также государственные исполнители в рамках их компетенции.

 

Статья 3. Основания для принудительного взыскания активов и определение бюджетного фонда

3.1. Основания для принудительного взыскания активов плательщика налогов

3.1.1. Активы плательщика налогов могут быть принудительно взысканы в счет погашения его налогового долга исключительно по решению суда. В других случаях плательщики налогов самостоятельно определяют очередность и формы удовлетворения претензий кредиторов за счет активов, свободных от залоговых обязательств обеспечения долга. Если такой плательщик налогов признан банкротом, очередность удовлетворения претензий кредиторов определяется законодательством о банкротстве.

3.1.2. Взыскание налогового долга по исполнительным надписям нотариусов не разрешается.

3.2. Бюджетный фонд

3.2.1. В любых случаях, когда плательщик налогов в соответствии с законами по вопросам налогообложения уполномочен удерживать налог, сбор (обязательный платеж), которыми облагаются другие лица, в том числе налоги на доходы физических лиц, дивиденды, репатриацию, добавленную стоимость, акцизные сборы, а также любые другие налоги, удерживаемые с источника выплаты, сумма таких налогов, сборов (обязательных платежей) считается бюджетным фондом, который принадлежит государству или территориальной громаде и создается от их имени.

3.2.2. На средства бюджетного фонда, определенного подпунктом 3.2.1 настоящего пункта, не может быть наложено взыскание по причинам, отличающимся от взыскания такого налога, сбора (обязательного платежа).

 

Статья 4. Порядок подачи налоговой декларации и определения суммы налоговых обязательств

4.1. Налоговая декларация

4.1.1. Плательщик налогов самостоятельно исчисляет сумму налогового обязательства, которую указывает в налоговой декларации, кроме случаев, предусмотренных подпунктом «г» подпункта 4.2.2 пункта 4.2, а также пунктом 4.3 настоящей статьи.

4.1.2. Прием налоговой декларации является обязанностью контролирующего органа. Налоговая декларация принимается без предварительной проверки указанных в ней показателей через канцелярию, чей статус определяется соответствующим нормативно-правовым актом. Отказ служебного (должностного) лица контролирующего органа принять налоговую декларацию по какой-либо причине или выдвижение им каких-либо условий по ее приему (включая изменение показателей такой декларации, уменьшение или отмену отрицательного значения объектов налогообложения, сумм бюджетных возмещений, незаконного увеличения налоговых обязательств и т. п.) запрещается и расценивается как превышение служебных полномочий таким лицом, что влечет за собой его дисциплинарную и материальную ответственность в порядке, определенном законом.

Если служебное (должностное) лицо контролирующего органа нарушает нормы абзаца первого настоящего подпункта, плательщик налогов обязан до окончания предельного срока подачи декларации направить такую декларацию по почте с описью вложенного и уведомлением о вручении, к которой прилагается заявление на имя руководителя соответствующего контролирующего органа, составленное в произвольной форме, с указанием фамилии служебного (должностного) лица, отказавшегося принять декларацию, и/или с указанием даты такого отказа. При этом декларация считается поданной в момент ее вручения почте, а предельный десятидневный срок, установленный для почтовых отправлений подпунктом 4.1.7, не применяется.

Плательщик налогов может также обжаловать действия служебного (должностного) лица контролирующего органа по отказу в приеме налоговой декларации в судебном порядке.

Независимо от наличия отказа в приеме налоговой декларации плательщик налогов обязан погасить налоговое обязательство, самостоятельно определенное им в такой налоговой декларации, в течение сроков, установленных пунктом 5.3 статьи 5 настоящего Закона.

Налоговая отчетность, полученная контролирующим органом от плательщика налогов как налоговая декларация, заполненная им вопреки правилам, указанным в утвержденном порядке ее заполнения, может быть не признана таким контролирующим органом как налоговая декларация, если в ней не указаны обязательные реквизиты, она не подписана соответствующими должностными лицами, не скреплена печатью плательщика налогов. В этом случае, если контролирующий орган обращается к плательщику налогов с письменным предложением предоставить новую налоговую декларацию с исправленными показателями (с указанием оснований неприема предыдущей), то такой плательщик налогов имеет право:

предоставить такую новую декларацию вместе с уплатой соответствующего штрафа;

обжаловать решение налогового органа в порядке апелляционного согласования.

4.1.3. Если согласно правилам налогового учета, определенным законами, налоговая отчетность по отдельному налогу, сбору (обязательному платежу) составляется нарастающим итогом, налоговая декларация по результатам последнего налогового периода года приравнивается к годовой налоговой декларации, при этом последняя не подается.

Установление форм или методов обязательной налоговой отчетности, предусматривающих подачу сводной информации по отдельным доходам, расходам, льготам, другим элементам налоговых баз, ранее отраженным в налоговых декларациях или расчетах по отдельным налогам, сборам (обязательным платежам), не разрешается, если иное не установлено законами по вопросам налогообложения.

4.1.4. Налоговые декларации предоставляются за базовый налоговый (отчетный) период, равный:

а) календарному месяцу (в том числе при уплате месячных авансовых взносов), — в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца;

б) календарному кварталу или календарному полугодию (в том числе при уплате квартальных или полугодовых авансовых взносов), — в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (полугодия);

в) календарному году, кроме случаев, предусмотренных подпунктом «г» подпункта 4.1.4 настоящего пункта, — в течение 60 календарных дней за последним календарным днем отчетного (налогового) года;

г) календарному году для плательщиков налогов на доходы физических лиц (подоходного налога с граждан), — до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Если налоговая декларация за квартал, полугодие, три квартала или год рассчитывается нарастающим итогом на основании показателей базовых налоговых периодов, из которых состоят такие квартал, полугодие, три квартала или год (без учета авансовых взносов) согласно соответствующему закону по вопросам налогообложения, такая декларация подается в сроки, определенные настоящим пунктом для такого базового налогового периода. Для целей подпункта 4.1.4 настоящего пункта под термином «базовый налоговый период» следует понимать первый налоговый период отчетного года, определенный соответствующим законом по вопросам налогообложения, в частности календарный квартал для целей налогообложения прибыли предприятий.

Плательщик налога освобождается от обязанности подавать налоговую декларацию за отчетный (налоговый) период в течение текущего года, если его налоговые обязательства были отражены в годовой налоговой декларации на текущий год согласно закону по вопросам отдельного налога, сбора (обязательного платежа).

4.1.5. Если последний день срока подачи налоговой декларации приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается следующий за выходным или праздничным операционный (банковский) день.

Предельные сроки подачи налоговой декларации могут быть увеличены по правилам и на основаниях, предусмотренных пунктом 15.4 статьи 15 настоящего Закона.

4.1.6. Если согласно закону по вопросам отдельного налога, сбора (обязательного платежа) налоговый период не установлен, то налоговая декларация подается и налоговое обязательство уплачивается в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для месячного базового налогового периода, кроме случаев, когда подача декларации не предусмотрена таким законом.

4.1.7. Плательщик налогов имеет право не позднее чем за десять дней до окончания предельного срока подачи декларации, определенного в соответствии с подпунктом 4.1.4 настоящего пункта, направить декларацию (расчет) в адрес налогового органа по почте с уведомлением о вручении.

В случае потери или повреждения почтового отправления либо задержки его вручения контролирующему органу ответственность за неподачу или несвоевременную подачу налоговой декларации несет оператор почтовой связи в порядке, предусмотренном законодательством, при этом плательщик налогов освобождается от какой-либо ответственности за неподачу или несвоевременную подачу такой налоговой декларации.

Плательщик налогов в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об утере или повреждении почтового отправления обязан направить по почте или предоставить лично (по его выбору) контролирующему органу второй экземпляр налоговой декларации.

Порядок оформления указанных почтовых отправлений, а также нормативы их обращения определяются Кабинетом Министров Украины.

Независимо от факта утери или повреждения такого почтового отправления или задержки его вручения плательщик налогов обязан уплатить сумму налогового обязательства, самостоятельно указанную им в такой налоговой декларации, в течение сроков, установленных пунктом 5.3 статьи 5 настоящего Закона.

4.2. Определение налогового обязательства контролирующим органом

4.2.1. Если в соответствии с нормами настоящего пункта сумма налогового обязательства рассчитывается контролирующим органом, плательщик налогов не несет ответственности за своевременность, достоверность и полноту начисления такой суммы, однако несет ответственность за своевременное и полное погашение начисленного налогового обязательства и имеет право на обжалование этой суммы в порядке, установленном настоящим Законом.

4.2.2. Контролирующий орган обязан самостоятельно определить сумму налогового обязательства плательщика налогов в случае, если:

а) плательщик налогов не предоставляет в установленные сроки налоговую декларацию;

б) данные документальных проверок результатов деятельности плательщика налогов свидетельствуют о занижении или завышении суммы его налоговых обязательств, заявленных в налоговых декларациях;

в) контролирующий орган в результате проведения камеральной проверки выявляет арифметические или методологические ошибки в поданной плательщиком налогов налоговой декларации, которые привели к занижению или завышению суммы налогового обязательства.

Камеральной считается проверка, проводимая контролирующим органом исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях, без проведения каких-либо других видов проверок плательщика налогов;

г) в соответствии с законами по вопросам налогообложения лицом, ответственным за начисление отдельного налога или сбора (обязательного платежа), является контролирующий орган.

4.2.3. Обязанность доказательства того, что какое-либо начисление, осуществленное контролирующим органом в случаях, определенных подпунктом 4.2.2 настоящего пункта, является ошибочным, возлагается на плательщика налогов, за исключением случаев, определенных пунктом 4.3 настоящей статьи.

4.3. Определение суммы налогового обязательства косвенными методами

4.3.1. Если контролирующий орган не может самостоятельно определить сумму налогового обязательства плательщика налогов в соответствии с подпунктом «а» подпункта 4.2.2 статьи 4 настоящего Закона в связи с неустановлением фактического местонахождения предприятия или его обособленных подразделений, местонахождения физического лица или уклонением плательщика налогов или его должностных лиц от предоставления сведений, предусмотренных законодательством, а также если невозможно определить сумму налоговых обязательств в связи с неведением плательщиком налогов налогового учета или отсутствием определенных законодательством первичных документов, сумма налоговых обязательств плательщика налогов может быть определена косвенным методом. Этот метод может применяться также в случаях, если декларация была подана, но во время документальной проверки, которая проводится контролирующим органом, плательщик налогов не подтверждает расчеты, приведенные в декларации, имеющимися документами учета в порядке, предусмотренном законодательством.

4.3.2. Косвенным методом налоговое обязательство определяется по оценке расходов плательщика налогов, прироста его активов, количества лиц, находящихся с ним в отношениях найма, а также оценке других элементов налоговых баз, принимаемых для расчета налогового обязательства по конкретному налогу, сбору (обязательному платежу) согласно закону.

Если основанием для применения косвенных методов является отсутствие отдельных документов учета, такой метод может применяться исключительно для определения объекта налогообложения или его элементов, связанных с такими документами. Если плательщик налогов подает другие документы учета или другие подтверждения, достаточные для определения показателей отсутствующих документов учета, косвенные методы не применяются.

4.3.3. Методика определения суммы налоговых обязательств по косвенным методам утверждается законом и является общей для всех плательщиков налогов. Порядок применения косвенных методов определения суммы доходов физического лица определяется с учетом норм закона по вопросам налогообложения доходов физических лиц.

4.3.4. Применение косвенного метода для определения налоговых обязательств плательщиков налогов в случаях, не предусмотренных настоящим пунктом, не разрешается.

4.3.5. Решение о применении косвенных методов принимается налоговым органом по местонахождению плательщика налогов при наличии оснований, определенных в подпункте 4.3.1 настоящего пункта. Начисление налоговых обязательств с использованием косвенного метода осуществляется исключительно налоговыми органами. Решение об уплате налоговых обязательств принимается в судебном порядке по представлению руководителя (его заместителя) соответствующего налогового органа.

Если косвенный метод был применен в связи с неустановлением фактического местонахождения предприятия или его структурного подразделения, местонахождения физического лица — плательщика налогов, обязанность доказательства того, что налоговый орган принял достаточные меры для установления местонахождения такого плательщика налогов, возлагается на налоговый орган.

4.3.6. Подпункт 4.3.6 пункта 4.3 статьи 4 исключен

4.3.7. Обвинение лица в уклонении от уплаты налогов не может основываться на определении налоговым органом налогового обязательства с использованием косвенного метода до окончательного решения дела судом.

4.4. Конфликт интересов и налоговые разъяснения

4.4.1. Конфликт интересов.

Если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, или если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей плательщиков налогов или контролирующих органов, в результате чего имеется возможность принять решение в пользу как плательщика налогов, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу плательщика налогов.

4.4.2. Налоговые разъяснения:

а) разъяснения отдельных положений налогового законодательства предоставляются контролирующими органами в порядке, определенном соответствующим центральным (руководящим) органом контролирующего органа, исходя из положений подпункта 4.4.1 настоящего пункта, принципов налогообложения, изложенных в Законе Украины «О системе налогообложения», и экономического содержания рассматриваемого налога, сбора (обязательного платежа);

б) если законом по вопросам обложения налогом, сбором (обязательным платежом) обязанности по разъяснению отдельных его положений возложены на другие государственные органы, такие разъяснения предоставляются с соблюдением правил, определенных в подпункте «а» настоящего пункта;

в) если налоговые разъяснения, предоставленные в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта, противоречат налоговым разъяснениям, предоставленным в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта, приоритет имеют разъяснения, предоставленные в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта;

г) налоговое разъяснение является обнародованием официального понимания отдельных положений налогового законодательства контролирующими органами в рамках их компетенции, которое используется при обосновании их решений при проведении апелляционных процедур. Налоговыми разъяснениями считаются любые ответы контролирующего органа на запросы заинтересованных лиц по вопросам налогообложения. Налоговое разъяснение, предоставленное контролирующим органом высшего уровня, имеет приоритет над налоговыми разъяснениями подчиненных ему контролирующих органов. Налоговое разъяснение центрального налогового органа имеет приоритет над налоговыми разъяснениями, изданными другими контролирующими органами. Налоговое разъяснение не имеет силы нормативно-правового акта;

д) не может быть привлечен к ответственности плательщик налогов, который действовал в соответствии с предоставленным ему налоговым разъяснением (при отсутствии налоговых разъяснений по этому вопросу, имеющих приоритет) или обобщающим налоговым разъяснением, только на основании того, что в дальнейшем такое налоговое разъяснение или обобщающее налоговое разъяснение было изменено или отменено, либо предоставлено новое налоговое разъяснение такому плательщику налогов или обобщающее налоговое разъяснение, противоречащее предыдущему, которое не было отменено (отозвано). При этом при оценке доказательств судом, предоставленных органом взыскания, налоговые разъяснения не имеют приоритета перед другими доказательствами или другими экспертными оценками;

е) центральный (руководящий) орган контролирующего органа проводит периодическое обобщение налоговых вопросов, касающихся значительного количества плательщиков налогов или значительной суммы налоговых обязательств, и утверждает обобщающие налоговые разъяснения, подлежащие обнародованию с соблюдением правил коммерческой и банковской тайны.

Плательщик налогов имеет право бесплатно получить любое налоговое разъяснение, в том числе предоставленное другому плательщику налогов по рассматриваемому вопросу (с соблюдением правил коммерческой или банковской тайны), в сроки, предусмотренные для предоставления ответа на обращения граждан в органы государственной власти, установленные законом;

є) центральный (руководящий) орган контролирующего органа обязан издавать и обнародовать письменные разъяснения норм законодательства, касающиеся всех аспектов обложения отдельным налогом, сбором (обязательным платежом) способом, доступным для ознакомления с ними большинства их плательщиков. При введении нового налога, сбора (обязательного платежа) или принятии изменений к порядку взыскания существующих центральный (руководящий) орган контролирующего органа обязан разъяснить их плательщикам особенности такого взыскания, используя средства массовой информации или другие доступные для таких плательщиков способы доступа к указанной информации, включая визиты работников контролирующих органов (не связанные с осуществлением налоговых проверок) к плательщикам налогов и сборов (обязательных платежей) с целью разъяснения положений нового порядка.

При планировании изменений или дополнений к действующим налоговым законодательным актам в текущем или следующем бюджетном году должны быть запланированы расходы соответствующего бюджета, связанные с обнародованием и применением таких норм в текущем или следующем бюджетном году;

ж) центральный (руководящий) орган контролирующего органа обязан подготовить письменные правила пользования налоговыми разъяснениями работниками налоговых органов. Такие правила должны быть детализированными, содержать конкретные примеры применения отдельного налога, сбора (обязательного платежа) при возникновении ситуаций, регулируемых гражданским или обязательственным правом, и не допускать двояких толкований;

з) если в результате введения нового налога, сбора (обязательного платежа) или изменения правил налогообложения изменяются формы налогового учета или обязательной налоговой отчетности, центральный (руководящий) орган контролирующего органа обязан бесплатно обнародовать такие новые формы учета или отчетности. Запрещается использование бланков строгой отчетности или учета в качестве форм налогового учета или отчетности, если иное прямо не установлено законом по вопросам отдельного налога, сбора (обязательного платежа).

Формы обязательной налоговой отчетности (налоговые декларации или налоговые расчеты), определенные центральным (руководящим) органом контролирующего органа, должны соответствовать нормам и содержанию соответствующего налога, сбора (обязательного платежа). Плательщик налогов имеет право подать налоговый отчет по другой форме, если он считает, что форма налоговой отчетности, определенная центральным (руководящим) органом контролирующего органа, увеличивает или уменьшает его налоговые обязательства, вопреки нормам закона по такому налогу, сбору (обязательному платежу). Такой отчет по другой форме подается вместе с объяснением мотивов его составления.

Налоговая отчетность может быть предоставлена по добровольному решению плательщика налогов налоговому органу в электронной форме, при условии регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством;

и) подпункт «и» подпункта 4.4.2 пункта 4.4 статьи 4 исключен

і) плательщик налогов может обжаловать в суде решение центрального (руководящего) органа контролирующего органа или органа взыскания относительно издания инструкций или налоговых разъяснений (в том числе форм обязательной налоговой отчетности, далее — налоговые разъяснения), которые, по заключению такого плательщика налогов, противоречат нормам или содержанию соответствующего налога, сбора (обязательного платежа). Признание судом инструкции или налогового разъяснения налогового органа (независимо от их регистрации в Министерстве юстиции Украины) недействительными является основанием для использования указанного решения всеми плательщиками налогов с момента принятия такого судебного решения, а также для соответствующего изменения положений инструкций или разъяснений контролирующих органов по этому вопросу. Указанное решение суда вступает в силу с момента его принятия и должно быть обнародовано за счет стороны, проигравшей спор (признанной виновной), в течение 30 календарных дней с момента принятия такого судебного решения.

Нормы подпункта 4.4.2 настоящего пункта не распространяются на случаи, когда суд принимает решение о применения налоговых или регулятивных (административных) льгот, установленных законодательством, утратившим силу, которое может распространяться исключительно на плательщиков налогов — истцов в течение срока действия такого законодательства, утратившего силу. Если суд принял решение о продлении таких льгот до момента вступления в силу настоящего Закона, такие льготы распространяются на правовые отношения (в том числе налоговые), действовавшие до момента вступления в силу настоящего Закона;

ї) форма налоговой декларации (расчета) устанавливается центральным (руководящим) органом контролирующего органа по согласованию с комитетом Верховной Рады Украины, отвечающим за проведение налоговой политики.

В таком же порядке устанавливаются формы налоговых деклараций (расчетов) по местным налогам и сборам, являющиеся обязательными для применения их плательщиками (налоговыми агентами).

 

Статья 5. Порядок согласования сумм налоговых обязательств, обжалования решений контролирующих органов и определения налогового долга

5.1. Самостоятельное согласование налогового обязательства

Налоговое обязательство, самостоятельно определенное плательщиком налогов в налоговой декларации, считается согласованным со дня подачи такой налоговой декларации.

Указанное налоговое обязательство не может быть обжаловано плательщиком налогов в административном или судебном порядке. Если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных статьей 15 настоящего Закона) плательщик налогов самостоятельно выявляет ошибки в показателях ранее поданной налоговой декларации, такой плательщик налогов имеет право предоставить уточняющий расчет.

Плательщик налогов имеет право не подавать такой расчет, если такие уточненные показатели указываются им в составе налоговой декларации за любой последующий налоговый период, в течение которого такие ошибки были самостоятельно выявлены. Форма уточняющих расчетов определяется в порядке, установленном для налоговых деклараций.

5.2. Апелля

Реклама
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше