Закон Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»

Печать
 

Закон Украины от 16 июля 1999 года № 996-XIV

 

(с изменениями и дополнениями, последние из которых внесены законами Украины
от 2 сентября 2014 года № 1669-VII,
от 14 октября 2014 года № 1702-VII)

 

Настоящий Закон определяет правовые основы регулирования, организации, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в Украине.

 

Раздел I.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Определение терминов

Для целей настоящего Закона термины употребляются в следующем значении:

активы — ресурсы, контролируемые предприятием в результате прошлых событий, использование которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем;

бухгалтерский учет — процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятия решений;

внутрихозяйственный (управленческий) учет — система обработки и подготовки информации о деятельности предприятия для внутренних пользователей в процессе управления предприятием;

хозяйственная операция — действие или событие, вызывающее изменения в структуре активов и обязательств, собственном капитале предприятия;

обязательство — задолженность предприятия, которая возникла вследствие прошлых событий и погашение которой в будущем, как ожидается, приведет к уменьшению ресурсов предприятия, воплощающих в себе экономические выгоды;

экономическая выгода — потенциальная возможность получения предприятием денежных средств от использования активов;

консолидированная финансовая отчетность — финансовая отчетность, отражающая финансовое состояние, результаты деятельности и движение денежных средств юридического лица и его дочерних предприятий как единой экономической единицы;

национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета — нормативно-правовой акт, утвержденный центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики, определяющий принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, не противоречащие международным стандартам;

учетная политика — совокупность принципов, методов и процедур, используемых предприятием для составления и представления финансовой отчетности;

первичный документ — документ, содержащий сведения о хозяйственной операции и подтверждающий ее осуществление;

финансовая отчетность — бухгалтерская отчетность, содержащая информацию о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств предприятий за отчетный период;

пользователи финансовой отчетности (далее — пользователи) — физические или юридические лица, нуждающиеся в информации о деятельности предприятий для принятия решений.

международные стандарты финансовой отчетности (далее — международные стандарты) — принятые Советом по международным стандартам бухгалтерского учета документы, которыми определен порядок составления финансовой отчетности.

Статья. 2. Сфера действия Закона

1. Настоящий Закон распространяется на всех юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Украины, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также на представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности (далее – предприятия), которые обязаны вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность согласно законодательству.

2. Часть 2 данной статьи исключена.

3. Субъекты предпринимательской деятельности, которым в соответствии с законодательством разрешено ведение упрощенного учета доходов и расходов, ведут бухгалтерский учет и представляют финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством об упрощенной системе учета и отчетности.

Статья 3. Цель бухгалтерского учета и финансовой отчетности

1. Целью ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности является предоставление пользователям для принятия решений полной, достоверной и непредвзятой информации о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия.

2. Бухгалтерский учет является обязательным видом учета, который ведется предприятием. Финансовая, налоговая, статистическая и другие виды отчетности, использующие денежный измеритель, основываются на данных бухгалтерского учета.

3. Предприятия, имеющие право ведения упрощенного учета доходов и расходов и не зарегистрированные плательщиками налога на добавленную стоимость, могут обобщать информацию в регистрах бухгалтерского учета без применения двойной записи.

Статья 4. Основные принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности

Бухгалтерский учет и финансовая отчетность основываются на следующих основных принципах:

осмотрительность – применение в бухгалтерском учете методов оценки, которые должны предотвращать занижение оценки обязательств и расходов и завышение оценки активов и доходов предприятия;

полное освещение – финансовая отчетность должна содержать всю информацию о фактических и потенциальных последствиях хозяйственных операций и событий, способных повлиять на решения, принимаемые на ее основе;

автономность – каждое предприятие рассматривается как юридическое лицо, обособленное от его собственников, в связи с чем личное имущество и обязательства собственников не должны отражаться в финансовой отчетности предприятия;

последовательность – постоянное (из года в год) применение предприятием избранной учетной политики. Изменение учетной политики возможно только в случаях, предусмотренных национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета, и должно быть обосновано и раскрыто в финансовой отчетности;

непрерывность – оценка активов и обязательств предприятия осуществляется исходя из предположения, что его деятельность будет продолжаться в дальнейшем;

начисление и соответствие доходов и расходов – для определения финансового результата отчетного периода необходимо сравнить доходы отчетного периода с расходами, осуществленными для получения этих доходов. При этом доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в момент их возникновения, независимо от даты поступления или уплаты денежных средств;

превалирование сущности над формой – операции учитываются в соответствии с их сущностью, а не только исходя из юридической формы;

историческая (фактическая) себестоимость – приоритетной является оценка активов предприятия, исходя из расходов на их производство и приобретение;

единый денежный измеритель – измерение и обобщение всех хозяйственных операций предприятия в его финансовой отчетности осуществляется в единой денежной единице;

периодичность – возможность распределения деятельности предприятия на определенные периоды времени с целью составления финансовой отчетности.

Статья 5. Валюта бухгалтерского учета и финансовой отчетности

Предприятия ведут бухгалтерский учет и составляют финансовую отчетность в денежной единице Украины.

 

Раздел II.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Статья 6. Государственное регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Украине

1. Государственное регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Украине осуществляется в целях:

создания единых правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, обязательных для всех предприятий и гарантирующих и защищающих интересы пользователей;

совершенствования бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

2. Регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики, который утверждает национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета, другие нормативно-правовые акты по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности.

3. Порядок ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в банках устанавливается Национальным банком Украины в соответствии с настоящим Законом и международными стандартами финансовой отчетности.

4. Часть четвертая статьи 6 исключена

5. Порядок ведения бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности по соглашению о разделе продукции, в том числе валюта, а также перечень, формы, содержание, отчетный период, порядок составления и представления финансовых отчетов по соглашению о разделе продукции, определяются таким соглашением в соответствии с Законом Украины «О соглашениях о разделе продукции».

6. Министерства, другие центральные органы исполнительной власти, в пределах своей компетенции, в соответствии с отраслевыми особенностями разрабатывают на базе национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета методические рекомендации по их применению.

Статья 7. Исключена

 

Раздел III.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Статья 8. Организация бухгалтерского учета на предприятии

1. Бухгалтерский учет на предприятии ведется непрерывно со дня регистрации предприятия до его ликвидации.

2. Вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии относятся к компетенции его собственника (собственников) или уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с законодательством и учредительными документами.

3. Ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранность обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее трех лет, несет собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами.

4. Для обеспечения ведения бухгалтерского учета предприятие самостоятельно избирает формы его организации:

введение в штат предприятия должности бухгалтера или создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером;

пользование услугами специалиста по бухгалтерскому учету, зарегистрированного в качестве предпринимателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

ведение на договорных началах бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией или аудиторской фирмой;

самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно собственником или руководителем предприятия. Эта форма организации бухгалтерского учета не может применяться на предприятиях, отчетность которых должна обнародоваться, и в бюджетных учреждениях.

Задачи и функциональные обязанности бухгалтерских служб, полномочий руководителя бухгалтерской службы в бюджетных учреждениях определяются Кабинетом Министров Украины.

5. Предприятие самостоятельно:

определяет по согласованию с собственником (собственниками) или уполномоченным им органом (должностным лицом) в соответствии с учредительными документами учетную политику предприятия;

избирает форму бухгалтерского учета как определенную систему регистров учета, порядка и способа регистрации и обобщения информации в них с соблюдением единых принципов, установленных настоящим Законом, и с учетом особенностей своей деятельности и технологии обработки учетных данных;

разрабатывает систему и формы внутрихозяйственного (управленческого) учета, отчетности и контроля хозяйственных операций, определяет права работников на подпись бухгалтерских документов;

утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации, дополнительную систему счетов и регистров аналитического учета;

может выделять на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, которые обязаны вести бухгалтерский учет, с последующим включением их показателей в финансовую отчетность предприятия;

определяет целесообразность применения международных стандартов (кроме случаев, когда обязательность применения международных стандартов определена законодательством).

6. Руководитель предприятия обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неуклонное исполнение всеми подразделениями, службами и работниками, причастными к бухгалтерскому учету, правомерных требований бухгалтера по соблюдению порядка оформления и передачи для учета первичных документов.

7. Главный бухгалтер или лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета предприятия (далее – бухгалтер):

обеспечивает соблюдение на предприятии установленных единых методологических принципов бухгалтерского учета, составление и представление в установленные сроки финансовой отчетности;

организует контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций;

принимает участие в оформлении материалов, связанных с недостачей и возмещением потерь от недостачи, кражи и порчи активов предприятия;

обеспечивает проверку состояния бухгалтерского учета в филиалах, представительствах, отделениях и других обособленных подразделениях предприятия;

подает в установленном порядке и в случаях, предусмотренных Законом Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения», информацию центральному органу исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

8. Бухгалтер не несет дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности за представление центральному органу исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, информации о финансовой операции, даже если такими действиями причинен вред юридическим или физическим лицам, и за другие действия, если он действовал в рамках выполнения Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения».

9. Ответственность за бухгалтерский учет хозяйственных операций, связанных с ликвидацией предприятия, включая оценку имущества и обязательств предприятия и составление ликвидационного баланса и финансовой отчетности, возлагается на ликвидационную комиссию, создаваемую в соответствии с законодательством.

Статья 9. Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета

1. Основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, фиксирующие факты осуществления хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены при осуществлении хозяйственной операции, а если это невозможно – непосредственно после ее завершения. Для контроля и упорядочения обработки данных на основании первичных документов могут составляться сводные учетные документы.

2. Первичные и сводные учетные документы могут быть составлены на бумажных или машинных носителях и должны иметь следующие обязательные реквизиты:

название документа (формы);

дату и место составления;

название предприятия, от имени которого составлен документ;

содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции;

должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления;

личную подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции.

3. Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, систематизируется на счетах бухгалтерского учета в регистрах синтетического и аналитического учета путем двойной записи их на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета. Операции в иностранной валюте отражаются также в валюте расчетов и платежей по каждой иностранной валюте отдельно.

Данные аналитических счетов должны быть тождественными соответствующим счетам синтетического учета на первое число каждого месяца.

4. Регистры бухгалтерского учета должны иметь название, период регистрации хозяйственных операций, фамилии и подписи или другие данные, дающие возможность идентифицировать лиц, принимавших участие в их составлении.

5. Хозяйственные операции должны быть отражены в учетных регистрах в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены.

6. В случае составления и хранения первичных документов и регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации предприятие обязано за свой счет изготовить их копии на бумажных носителях по требованию других участников хозяйственных операций, а также правоохранительных органов и соответствующих органов в пределах их полномочий, предусмотренных законами.

7. Предприятие принимает все необходимые меры для предупреждения несанкционированного и незаметного исправления записей в первичных документах и регистрах бухгалтерского учета и обеспечивает их надлежащую сохранность в течение установленного срока.

8. Ответственность за несвоевременное составление первичных документов и регистров бухгалтерского учета и недостоверность отраженных в них данных несут лица, составившие и подписавшие эти документы.

9. Копии первичных документов и регистров бухгалтерского учета могут быть изъяты у предприятия только по решению соответствующих органов, принятому в рамках их полномочий, предусмотренных законами. Обязательным является составление реестра документов, которые изымаются в порядке, установленном законодательством.

Изъятие оригиналов таких документов и регистров запрещается, кроме случаев, предусмотренных криминальным процессуальным законодательством.

Статья 10. Инвентаризация активов и обязательств

1. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

2. Объекты и периодичность проведения инвентаризации определяются собственником (руководителем) предприятия, кроме случаев, когда ее проведение является обязательным в соответствии с законодательством.

 

Раздел IV.

ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Статья 11. Общие требования к финансовой отчетности

1. На основе данных бухгалтерского учета предприятия обязаны составлять финансовую отчетность. Финансовую отчетность подписывают руководитель и бухгалтер предприятия.

2. Финансовая отчетность предприятия (кроме бюджетных учреждений, представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности и субъектов малого предпринимательства, признанных такими в соответствии с действующим законодательством) включает: баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчете о собственном капитале и примечаниях к отчетам.

3. Для субъектов малого предпринимательства и представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности национальными положениями (стандартами) устанавливается сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах.

4. Формы финансовой отчетности предприятий (кроме банков) и порядок их заполнения устанавливаются центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики, по согласованию с центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере статистики.

5. Формы финансовой отчетности банков устанавливаются Национальным банком Украины.

6. Формы финансовой отчетности бюджетных учреждений и финансовой отчетности о выполнении бюджетов устанавливаются центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики.

7. Юридические лица, отвечающие критериям, определенным пунктом 154.6 статьи 154 Налогового кодекса Украины, обязаны составлять и подавать в соответствующие органы финансовую отчетность, предусмотренную для субъектов малого предпринимательства, один раз в год.

Статья 12. Консолидированная и сводная финансовая отчетность

1. Предприятия, имеющие дочерние предприятия, кроме финансовых отчетов о собственных хозяйственных операциях, обязаны составлять и представлять консолидированную финансовую отчетность.

2. Министерства, другие центральные органы исполнительной власти, к сфере управления которых относятся предприятия, основанные на государственной собственности, и органы, осуществляющие управление имуществом предприятий, основанных на коммунальной собственности, кроме собственных отчетов, составляют и представляют сводную финансовую отчетность по всем предприятиям, относящимся к сфере их управления.

Указанные органы также отдельно составляют сводную финансовую отчетность по хозяйственным обществам, акции (доли, паи) которых находятся соответственно в государственной и коммунальной собственности.

3. Объединения предприятий, кроме собственной отчетности, составляют и подают сводную финансовую отчетность по всем предприятиям, входящим в их состав, если это предусмотрено учредительными документами объединений предприятий в соответствии с законодательством.

Статья 121. Применение международных стандартов

1. Для составления финансовой отчетности применяются международные стандарты, если они не противоречат настоящему Закону и официально обнародованы на веб-сайте центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики.

2. Публичные акционерные общества, банки, страховщики, а также предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность по видам, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины, составляют финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность по международным стандартам.

3. Предприятия, кроме указанных в части второй настоящей статьи, самостоятельно определяют целесообразность применения международных стандартов для составления финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности.

4. Предприятия информируют в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере статистики, о составлении ими финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности по международным стандартам.

5. Финансовая отчетность и консолидированная финансовая отчетность, составленные по международным стандартам, подаются в порядке, определенном настоящим Законом.

Статья 13. Отчетный период

1. Отчетным периодом для составления финансовой отчетности является календарный год. Промежуточная отчетность составляется ежеквартально нарастающим итогом с начала отчетного года в составе баланса и отчета о финансовых результатах. Баланс предприятия составляется по состоянию на конец последнего дня квартала (года).

2. Первый отчетный период вновь созданного предприятия может быть менее чем 12 месяцев, но не более чем 15 месяцев.

3. Отчетным периодом ликвидируемого предприятия является период с начала года до даты принятия решения о его ликвидации.

Статья 14. Представление и обнародование финансовой отчетности

1. Предприятия обязаны подавать квартальную и годовую финансовую отчетность органам, к сфере управления которых они относятся, трудовым коллективам по их требованию, собственникам (учредителям) в соответствии с учредительными документами, если иное не предусмотрено настоящим Законом. Органам исполнительной власти и другим пользователям финансовая отчетность подается в соответствии с законодательством. Срок подачи финансовой отчетности устанавливается Кабинетом Министров Украины, а для банков — Национальным банком Украины.

В рамках осуществления мероприятий, предусмотренных Законом Украины «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции», субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность на территории проведения антитеррористической операции, на период ее проведения освобождаются от ответственности за несоблюдение сроков, предусмотренных для представления финансовой отчетности.

2. Финансовая отчетность предприятий не является коммерческой тайной, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

3. Предприятия (кроме бюджетных учреждений) обязаны подавать (направлять заказным письмом) государственному регистратору по местонахождению регистрационного дела не позднее чем до 1 июня года, следующего за отчетным периодом, финансовую отчетность о хозяйственной деятельности в составе баланса и отчета о годовых финансовых результатах.

4. Публичные акционерные общества, предприятия — эмитенты ипотечных облигаций, ипотечных сертификатов, облигаций предприятий и сертификатов фондов операций с недвижимостью, а также профессиональные участники фондового рынка, банки, страховщики и другие финансовые учреждения обязаны не позднее чем до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом, обнародовать годовую финансовую отчетность и годовую консолидированную финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением путем размещения на собственной веб-странице с опубликованием в периодических или непериодических изданиях.

Предприятия — субъекты электроэнергетики, которые не обязаны публиковать финансовую отчетность в соответствии с настоящей статьей, обеспечивают доступность соответствующей финансовой отчетности для ознакомления общественности по местонахождению исполнительного органа такого предприятия.

5. При ликвидации предприятия ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и в случаях, предусмотренных законами, публикует его в течение 45 дней.

6. Национальный орган Украины по аккредитации обязан не позднее 1 июня следующего за отчетным года обнародовать годовые финансовые отчеты путем распространения их в виде отдельных изданий и/или размещения на собственном веб-сайте в Интернете.

Статья 15. Контроль за соблюдением законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности

Контроль за соблюдением законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине осуществляется соответствующими органами в пределах их полномочий, предусмотренных законами.

 

Раздел V.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2000 года.

Административные штрафы, которые могут быть наложены в соответствии с законами Украины на руководителей и других должностных лиц предприятий в связи с допущенными методологическими ошибками или арифметическими описками ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, связанными с введением национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета, применяются с 1 января 2000 г.

2. Кабинету Министров Украины:

– подготовить и представить в Верховную Раду Украины предложения о внесении изменений в законы Украины, вытекающие из настоящего Закона;

– привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

– обеспечить разработку министерствами и другими центральными органами исполнительной власти нормативно-правовых актов, предусмотренных настоящим Законом, а также пересмотр и отмену их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

 

Президент Украины Л. Кучма

Реклама
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше