25.12.2014

Чем запомнился 2014 год (ч. 1)

Завершается 2014 год. За эти 12 месяцев в нашей любимой Украине произошло столько политических событий, что хватило бы на десятилетия. Не удивительно, что такая стремительность сказалась и на остальных сферах жизнедеятельности общества — перемен с лихвой было и там. Давайте оглянемся назад и вспомним, что принес нам уходящий год. В фокусе нашего с вами внимания — изменения в области налогообложения, бухгалтерского учета и права.

«Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». Изречение, которое приписывают Конфуцию, а то и вовсе трактуют как древнекитайскую мудрость, сейчас у многих не сходит с языка.

Однако сильный духом человек не боится перемен. Он понимает, что любые изменения ведут к переосмыслению ценностей, новому опыту, новым знаниям, развитию как личности, так и общества в целом.

А мы ведь с вами, дорогие коллеги, благодаря своей профессии — люди сильные духом, правда? Переменами нас уже давно не испугать. К тому же, как сказал известный поэт Александр Кушнер, времена не выбирают…

Хочется надеяться, что и те налогово-учетные изменения*, которыми был насыщен 2014 год, помогут нашей стране в скором будущем стать экономически развитой, мощной и богатой.

* Изменения эти привнесли в основном законы № 657, № 713, № 1166 и № 1621 (см., соответственно, «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 103, с. 6; 2014, № 1, с. 15, № 28, с. 11, № 64, с. 9, № 84, с. 36, № 95, с. 10).

Налогообложение

Администрирование

Фискальная служба вместо Миндоходов. Вместо Миндоходов в 2014 году появилась Государственная фискальная служба Украины (далее — ГФСУ). Все это благодаря постановлению КМУ от 21.05.2014 г. № 160 (ср. ).

Фактически это тот же Миндоходов, но в новой «обертке» — те же контрольные функции: налоги, ЕСВ, алкоголь/табак, наличные/РРО, таможня и т. д.

Изменения в порядке учета плательщиков налогов. Чтобы привести Порядок № 1588, в соответствие с нормами Закона № 657 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 95, с. 4), Минфин приказом от 22.04.2014 г. № 462 изложил данный Порядок в новой редакции.

Новая процедура взятия на учет плательщиков налогов контролирующими органами осуществляется по принципу организационного единства регистрационных процедур, которые проводят государственные регистраторы, и процедур взятия на учет плательщиков налогов, которые обеспечивают контролирующие органы.

Чуть позднее в указанном Порядке уточнили правила снятия с учета самозанятых физлиц как плательщиков налогов

Уточнения внес Минфин приказом от 14.11.2014 г. № 1127. О том, как сегодня запросто ФЛП прекратить деятельность, рассказывают «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 64, с. 36.

Электронные проверки. С 1 января 2014 года в налоговый обиход вошло такое понятие, как «электронные проверки». Но в течение этого года на «электронный» порядок проведения проверок могли рассчитывать лишь единоналожники и исключительно по собственному заявлению.

Следующая контрольная точка — 1 января 2015 года. С этой даты под электронные проверки, кроме единоналожников, попадут и субъекты микро-, малого и среднего бизнеса. А в 2016 году к ним присоединятся все остальные.

Порядок подачи документов в электронной форме для проведения электронной проверки утвержден приказом Миндоходов от 31.12.2013 г. № 898.

Подробно о том, как проводят электронные проверки и что для этого нужно знать, читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 4, с. 31.

Административное обжалование. Миндоходов приказом от 25.12.2013 г. № 848 утвердило Порядок оформления и подачи жалоб плательщиками налогов и их рассмотрения органами доходов и сборов.

Этот документ определяет, как плательщикам обжаловать налоговые уведомления-решения или другие решения органов доходов и сборов в ходе административного обжалования.

Такой порядок не работает, если специальным законом установлен иной порядок обжалования таких решений, а также при обжаловании постановлений, принятых по делам об административных правонарушениях.

О том, как правильно обжаловать решения налоговиков, вы можете узнать из «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 18, с. 37.

Предоставление формы № 20-ОПП. С 1 января 2014 года форму № 20-ОПП плательщики подают налоговикам только по основному месту учета. Причем даже в том случае, если соответствующий объект налогообложения находится по неосновному месту учета.

Это правило появилось в НКУ в начале 2014 года в связи со вступлением в силу Закона № 657. Нынче оно зафиксировано и в п. 8.4 разд. VIII Порядка № 1588.

Подробнее «форменные» вопросы рассмотрены в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 66, с. 24.

Электронный сервис «Реестр страхователей». На официальном сайте ГФСУ заработал новый сервис «Реестр страхователей» (http://sfs.gov.ua/esv).

Благодаря этому у плательщиков ЕСВ появилась возможность оперативно получать данные о взятии на учет, регистрационном номере плательщика ЕСВ и его классе профессионального риска производства.

Чтобы выудить информацию из Реестра страхователей, достаточно указать наименование/фамилию, имя и отчество плательщика, его налоговый номер или серию и номер паспорта.

Штраф за неподачу электронной РРО-отчетности. С 1 января 2014 года «заработал» новый штраф — за неподачу электронной РРО-отчетности.

Напомним: обязанность подавать электронную РРО-отчетность возникла еще в 2013 году, но ответственность за ее невыполнение «заработала» позже — с 1 января 2014 года (п. 9 ст. 17 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР).

К этому моменту каждый, кто обязан использовать РРО, должен был обеспечить возможность предоставления РРО-отчетности в электронной форме одним из двух способов:

1) путем модификации старых регистраторов;

2) путем покупки новых.

Об учете таких операций читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 40, с. 11; № 48, с. 46.

Изменения в налоговых проверках. В 2014 году произошли изменения в части налоговых проверок:

1) детализированы основания для проведения документальных внеплановых проверок согласно п.п. 78.1.1 (выявление фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях), п.п. 78.1.4 (выявление недостоверных сведений в поданных декларациях), п.п. 78.1.9 НКУ (подача покупателем жалобы по форме Д8);

2) изменен срок для предоставления ответа на запрос налоговиков, направленный по п.п. 78.1.9 НКУ (если покупатель подал жалобу по форме Д8). С 1 января 2014 года он составляет 1 месяц;

3) налоговикам запрещено при проверках требовать от плательщиков получения извлечений из реестра плательщиков НДС или реестра плательщиков единого налога;

4) уточнено, как должны быть надлежащим образом удостоверены копии документов, подтверждающих занижение объекта налогообложения, неуплату налогов, сборов, платежей, нарушение прочего подконтрольного им законодательства, которые налоговики вправе требовать плательщика предоставить в процессе проверок (п. 85.4 НКУ). Оказывается, подписью плательщика/его должностного лица и печатью (при наличии).

Правило «0 часов» для инвалютных операций. Стараниями госрегулятора (см. постановление Правления НБУ от 31.03.2014 г. № 180) с 4 апреля 2014 года официальный курс НБУ к инвалютам устанавливается два раза в день:

— с утра и до обеда (до 14:00) — по итогам вчерашних торгов на межбанке;

— с обеда (с 14:00) и до вечера — по итогам сегодняшних торгов на межбанке.

Вследствие этого в ст. 391 НКУ появилось такое указание. Таможенные платежи нужно рассчитывать исходя из курса НБУ, действующего на 0 часов дня, в котором подается таможенная декларация, а если она не подается, — дня определения налоговых обязательств.

Факт установления НБУ в течение дня нового курса на размер таких платежей не влияет. Данное правило распространяется на все таможенные платежи.

Базу обложения НДС при импорте товаров пересчитываем в гривни по курсу НБУ, который действовал на 0 часов дня подачи ТД (абз. второй п. 190.1 НКУ).

Такое новшество подтолкнуло налоговиков применять правило «0 часов» не только к операциям импорта (для расчета сумм НДС и таможенной пошлины), но и к другим операциям (см. письмо Миндоходов от 10.04.2014 г. № 8414/7/99-99-19-03-01-17 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 32, с. 5).

Например, данное правило, говорят контролеры, отлично работает при определении доходов от экспорта/расходов от импорта (см. письмо Миндоходов от 08.05.2014 г. № 8180/6/99-99-19-03-02-16 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 46, с. 10).

Что касается налогово-учетных курсовых разниц, то их плательщики определяют по правилам П(С)БУ (п.п. 153.1.3 НКУ), которые, кстати, в 2014 году тоже изменились. Руку к этому приложил Минфин вдогонку за вышеописанными НБУшными нововведениями (см. с. 21).

Подробнее о валютно-учетных тонкостях вы можете прочитать в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 50, с. 12, № 52, с. 19.

 

Налог на добавленную стоимость

Отмена НДС-свидетельств. С 1 января 2014 года на смену «бумажным» Свидетельствам плательщиков НДС пришли извлечения из Реестра плательщиков налога.

Получать такие извлечения вовсе не обязательно.

Для составления налоговых накладных и НДС-отчетности можно руководствоваться сведениями из Реестра плательщиков НДС

Такие сведения можно найти на Едином государственном регистрационном портале (http://www.irc.gov.ua/ua/Poshuk-v-YeDR.html) и на официальном сайте ГФСУ (http://sfs.gov.ua/reestr).

Радует, что и налоговики не вправе требовать получения указанных извлечений (см. письмо Миндоходов от 17.01.2014 г. № 1094/7/99-99-19-04-02-17 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 8, с. 7).

А еще номер НДС-свидетельства больше не нужно отражать ни в налоговой накладной, ни в НДС-отчетности, ни в каких-либо других документах. Но даже если вы его указали, это не ошибка.

Добровольная НДС-регистрация вновь созданными субъектами хозяйствования. С 1 января 2014 года у субъектов хозяйствования появилась возможность добровольно регистрироваться плательщиками НДС

сразу же с начала своей деятельности, т. е. с момента их госрегистрации в качестве юрлица или физлица-предпринимателя, не осуществив ни одной облагаемой НДС поставки

Спасибо за такой подарок надо сказать Закону Украины от 05.09.2013 г. № 443-VII, который убрал из п. 182.1 НКУ условие добровольной НДС-регистрации — обязательное осуществление облагаемых операций. А Закон № 657 параллельно исключил из п. 183.8 НКУ такое основание для отказа в НДС-регистрации, как «неосуществление облагаемых операций».

Так что у новичков, которые сразу хотят влиться в ряды НДС-плательщиков, с этим больше нет проблем. Им достаточно лишь подать заявление на НДС-регистрацию (по форме № 1-ПДВ) госрегистратору вместе с регистрационной карточкой. А госрегистратор направит отсканированную электронную копию такого заявления в налоговый орган. И дело готово.

Еще одна отрада — с начала 2014 подавать заявление на НДС-регистрацию можно в электронной форме (п. 183.7 НКУ).

Напомним: общий порядок НДС-регистрации и сроки ее осуществления с 1 января 2014 года не изменились (с ними вы можете ознакомиться в «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 15; 2014, № 64, с. 7).

Основная ставка НДС. К сожалению, Закон № 1166 навсегда закрепил для НДС ставку на уровне 20 %. О 17 %-ном НДС, введение которого изначально откладывалось с 01.01.2015 г., теперь можно вспоминать как о несбывшемся сне.

Отдельная 7 % ставка НДС для медизделий и лекарств. Существенные изменения произошли с поставками лекарственных средств и изделий медназначения. Для них отменена НДС-льгота — с 01.04.2014 г. Закон № 1166 исключил из текста НКУ «лекарственный» п.п. 197.1.27. ☹

Вместо этого для лекарств и медизделий введена своя отдельная «пониженная» ставка НДС в размере 7 %.

Отдельная история сложилась с импортом. Поначалу с 01.04.2014 г. импорт лекарств и медизделий стал облагаться «общим» НДС — по ставке 20 % (см. письмо Миндоходов от 04.04.2014 г. № 7822/7/99-99-19-05-01-17 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 30, с. 7 и 19).

Однако чуть позже «лекарственный» п.п. «в» п. 193.1 НКУ законодатель обновил с помощью Закона Украины от 10.04.2014 г. № 1200-VII (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 34, с. 5 и 12). И уже с 19.04.2014 г. ставка НДС в размере 7 % заработала также и для импорта.

Таким образом, с 01.04.2014 г. «внутриукраинские» поставки (а с 19.04.2014 г. — импорт) лекарств и медизделий стали облагаться НДС по ставке 7 %

Но, как это часто бывает со всякими новшествами, внедрение новомодной ставки прошло не так уж гладко. О перипетиях взимания «лекарственного» НДС, в том числе и связанных с перечнями «7 %-ных» медизделий, читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 60, с. 20, № 76, с. 21.

Объемы необлагаемого импорта/экспорта — 150 евро. С 1 апреля 2014 года изменились условия необложения НДС импорта/экспорта товаров.

1. Объемы необлагаемого ввоза/вывоза товаров увеличены со 100 до 150 евро. В числе необлагаемых (не являющихся объектом обложения НДС) операций числится ввоз на таможенную территорию Украины/вывоз за пределы таможенной территории Украины (независимо от выбранного таможенного режима) товаров, таможенная стоимость которых не превышает эквивалент 150 евро (п.п. 196.1.16 НКУ).

2. Объемы необлагаемого импорта товаров в рамках международных почтовых и экспресс-отправлений снижены с 300 до 150 евро. Под необложение НДС согласно п.п. 196.1.17 НКУ попадает лишь ввоз на таможенную территорию товаров, суммарная фактурная стоимость которых не превышает эквивалент 150 евро в адрес одного получателя (юрлица или физлица):

— в одной депеше от одного отправителя в международных почтовых отправлениях;

— в одном грузе экспресс-перевозчика от одного отправителя в международных экспресс-отправлениях (надлежащим образом подкорректирован).

Важно! При ввозе товаров в международных почтовых и экспресс-отправлениях, несопровождаемом багаже в фактурную стоимость должны попадать, в том числе, таможенная пошлина и акцизный налог, подлежащие уплате. Так, с 19.04.2014 г. стал говорить п.п. 191.1.1 НКУ. При этом понятно, что указанное изменение касается прежде всего ввоза подакцизных товаров.

Зерновая НДС-льгота (освобождение от налогообложения). Речь идет об НДС-льготе, установленной для зерновых культур (товарных позиций 1001 — 1008 согласно УКТ ВЭД) и технических культур (товарных позиций 1205 и 1206 согласно УКТ ВЭД). У нее трудная история.

Напомним: эта льгота долго (до 01.01.2014 г.) значилась в п. 15 подразд. 2 разд. ХХ НКУ как «временная». И вот с 01.01.2014 г. она перебралась в «постоянные» — Закон № 713 закрепил ее в отдельном льготном п. 197.21 НКУ.

Однако реальный жизненный путь этого пункта пока оказался коротким. После первого квартала 2014 года его действие было приостановлено: сначала до 1 октября 2014 года Законом № 1166 (с одновременным внедрением в п. 151 подразд. 2 разд. XX НКУ также ненадолго — лишь до 31.12.2014 г.), а затем Законом № 1621 — до 31 декабря 2014 года включительно.

Так что до 31 декабря 2014 года включительно действует только п. 151 подразд. 2 разд. ХХ НКУ, которым пока и нужно руководствоваться. С наступлением 2015 года должна состояться обратная рокировка: на авансцену вернется п. 197.21 НКУ. Конечно, при условии, что законодатель не приостановит его действие вновь*.

* Такое предложение есть в проекте Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины (о налоговой реформе)» от 15.09.2014 г. № 5079.

Подробно с «льготно-зерновыми» вопросами вы можете ознакомиться в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 75, с. 4.

НДС-льгота для древесины. Поставку/импорт древесины — товарных позиций 4401, 4403, 4404 по УКТ ВЭД (кроме брикетов и гранул товарной подкатегории 4401 30 90 00 по УКТ ВЭД) п. 23 подразд. 2 разд. ХХ НКУ освобождал от НДС. Но с 3 августа 2014 года Закон № 1621 подвел данные операции под обложение НДС.

«Металлоломная» льгота. Действие «металлоломной» льготы по НДС, предусмотренной п. 23 подразд. 2 разд. ХХ НКУ, Закон № 713 продлил до 1 января 2015 года.

Все было бы хорошо, если бы не запоздал перечень позиций льготируемого металлолома. Его КМУ утвердил постановлением от 05.02.2014 г. № 43, которое вступило в силу аж 18.02.2014 г. И тут на ровном месте налоговики создали проблему.

Сначала они дали понять, что до вступления в силу указанного постановления, т. е. до 17 февраля включительно, поставки металлолома, в том числе и импорт, облагаются НДС по ставке 20 % (см. письмо Главного управления Миндоходов в г. Киеве от 04.03.2014 г. № 2052/10/26-15-11-01-06// «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 28, с. 8).

Потом контролеры сжалились над налогоплательщиками и разрешили применять «металлоломную» льготу в течение всего 2014 года (см. письмо ГФСУ от 04.08.2014 г. № 1134/7/99-99-10-04-02-17).

Но позднее фискалы вновь вернулись к своему прежнему мнению: до 17 февраля включительно поставки металлолома, в том числе его импорт, облагаются НДС по ставке 20 % (см. письмо ГФСУ от 13.10.2014 г. № 7066/7/99/99/10/04/17).

Наши аргументы против такого подхода изложены в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 28, с. 8.

Спецрежимный НДС. Со вступлением в силу Закона № 1621, а именно с 03.08.2014 г., сузился спецрежим обложения НДС, установленный ст. 209 НКУ. Это результат изменений, внесенных в п.п. 209.17.10 НКУ.

Так что теперь в сфере лесного хозяйства спецрежим НДС не распространяется на:

— лесозаготовку, рубку леса и производство деловой древесины (бревен, столбов, жердей), получение топливной древесины;

— вырубку (деревьев) леса с целью приведения земель в состояние, пригодное для сельскохозяйственного производства.

Услуги поезда Интерсити+. Нардепы с 3 августа 2014 года отменили нулевую ставку на услуги по перевозке пассажиров данными поездами.

Новое Положение об НДС-регистрации. На смену «старому знакомому» — Положению о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденному приказом Минфина от 07.11.2011 г. № 1394, с 25.02.2014 г. пришло Положение, утвержденное приказом Миндоходов от 16.01.2014 г. № 26.

Но этому новичку не суждено было закрепиться на законодательной арене надолго.

С 19.11.2014 г. его сменило Положение об НДС-регистрации, утвержденное приказом Минфина от 14.11.2014 г. № 1130

Вот его ключевые новации:

1) с 1 июня 2014 года НДС-регистрация крымских плательщиков аннулирована;

2) налоговики получили возможность аннулировать НДС-регистрацию плательщиков сразу целой группой (перечнем), если для такой группы имеются одинаковые (1) основания для аннулирования регистрации и (2) дата аннулирования регистрации;

3) запросить/получить извлечение из НДС-Реестра теперь можно в электронном виде. Для этого надо лишь подать запрос в электронном виде по форме № 1-ЗВР (приложение 12 к Положению № 1130);

4) при выполнении многосторонних соглашений о распределении продукции зарегистрироваться плательщиком НДС отныне может как оператор, так и инвесторы.

Подробнее об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 96, с. 7.

Новые формы НН и Реестра НН.

Минфин своими приказами от 22.09.2014 г. утвердил новые формы:

— налоговой накладной (приказ № 957);

— Реестра НН (приказ № 958).

Указанные документы вступили в силу 1 декабря 2014 года. Это значит, что применять новые формы НН, РК к НН нужно уже с этой даты — с 1 декабря 2014 года.

К счастью, изменений в обновленных формах совсем мало.

В НН появилась персональная графа 9 для обязательств по 7 % ставке, которой наградили с 01.04.2014 г. медизделия/лекарства. Теперь поставка медизделий/лекарств не требует выписки отдельной НН с пометкой «7» в номере.

Получил свою графу для соответствующих корректировок 7 % поставок и РК — это графа 11.

Реестр НН за ноябрь надо было подать еще по старой форме согласно Порядку ведения реестра выданных и полученных налоговых накладных, утвержденному приказом Миндоходов от 25.11.2003 г. № 708, а вот за декабрь — уже по новой — согласно Порядку № 958.

Обо всех новшествах в форме НН и Реестра НН вы можете прочитать в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 92, с. 5.

Обновленная отчетность по НДС. За новыми формами/порядками по заполнению/ведению НН и Реестра НН последовало и появление обновленной декларации по НДС. Тут тоже есть изменения, хотя и не революционные (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 94, с. 8).

Порядок заполнения и предоставления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденный приказом Минфина от 23.09.2014 г. № 966, вступил в силу с 01.12.2014 г. — опубликован 04.11.2014 г. в бюллетене «Офіційний вісник України», № 86.

Однако учитывая нормы п. 46.6 НКУ, в первый раз месячные плательщики НДС по новой форме должны отчитаться за декабрь 2014 года, т. е. не позднее 20 января 2015 года.

Бюджетное возмещение НДС. С 1 января 2014 года у плательщиков НДС появилась новая приятная возможность — изменить направление бюджетного возмещения НДС.

То есть, даже если плательщик изначально заполнил строку 23.2 декларации по НДС (направил сумму бюджетного возмещения в счет уменьшения будущих НДС-обязательств), он имеет право в дальнейшем получить из бюджета «живые» деньги. Поблагодарить за это нужно Закон № 657, который внес соответствующие изменения в п. 200.6 НКУ.

Реализовать это право помогает механизм, прописанный в вышеуказанном Порядке № 966. Хотите знать больше о таком механизме? Загляните в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 94, с. 8.

СЭЗ «Крым». С 27.09.2014 г. Крым стал свободной экономической зоной (СЭЗ «Крым»), в которую входят АР Крым и г. Севастополь. Этому поспособствовал Закон № 1636.

С того момента, как говорит п.п. 5 п. 12.4 Закона № 1636:

— любые ввозимые из СЭЗ «Крым» на континентальную часть Украины товары оформляем в таможенном режиме импорта — с применением ставок НДС 20 % и 7 % (последняя — при импорте лекарств и медизделий);

— любые украинские товары при вывозе в СЭЗ «Крым» оформляем в таможенном режиме экспорта (в свободную таможенную зону) — с применением ставки НДС 0 %.

Интересная ситуация сложилась с поставкой товаров и услуг, местом поставки которых является территория СЭЗ «Крым». Эта зона по украинским нормативам де-юре находится на таможенной территории Украины и указанные поставки по идее должны облагаться НДС по общим правилам.

Но налоговики обрадовали украинских плательщиков НДС, сотрудничающих с крымскими субъектами хозяйствования. Они — внимание! — сочли территорию СЭЗ «Крым» находящейся за пределами таможенной территории Украины и пояснили, что «заграничные» поставки — не объект обложения НДС (см. письмо ГФСУ от 03.12.14 г. № 13311/7/99-99-19-03-02-17). Чудесно!

Подробнее по этому поводу см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 94, с. 25, № 100, с. 24.

 

Налог на прибыль

Ставка налога на прибыль. Напомним, что на 2014 год согласно п. 10 подразд. 4 разд. ХХ НКУ ставка налога на прибыль должна была составлять 16 %.

Но чаяниям не дано было сбыться. Закон № 1166 подкорректировал нормы абз. пятого п. 10 подразд. 4 разд. ХХ НКУ и с 01.01.2014 г. навсегда ввел ставку налога на прибыль в размере 18 %.

Довольны остались лишь субъекты индустрии программной продукции (льготники-СИПП согласно п. 15 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Для них законодатель сохранил ставку налога на прибыль 5 % на весь период действия льготного режима налогообложения — до 01.01.2023 г.

Операции с ценными бумагами и корпоративными правами. Из-за изменений, внесенных Законом № 713 в п. 32 подразд. 4 разд. ХХ НКУ, плательщикам пришлось позабыть на весь 2014 год о прошлогодних «ценнобумажных» убытках. Законодатель запретил им учитывать отрицательный финансовый результат по операциям с ценными бумагами, сформированный по состоянию на 1 января 2014 года, при определении финансового результата по таким операциям по итогам отчетных (налоговых) периодов 2014 года.

А вот еще один неприятный «ценнобумажный» «подарок».

С 3 августа 2014 года Закон № 1621 отменил 10 % ставку налога на прибыль на операции с ценными бумагами, да еще и на все

Причем, к сожалению, законодатель не предусмотрел на этот счет никаких переходных норм.

На наш взгляд, до 3 августа операции с ценными бумагами логично облагать по ставке 10 %, а после — по общей ставке 18 %. Обусловлено это как минимум тем, что законы, по общему правилу, не обладают обратной силой во времени.

Об учете операций с ценными бумагами читайте «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 13, с. 4, а об их отражении в декларации по налогу на прибыль — «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 9, с. 31.

Но есть и хорошие вести. С 01.01.2014 г. внесена поправка в «ценнобумажный» п. 31 подразд. 4 разд. ХХ НКУ. Благодаря этому плательщики при продаже (отчуждении) корпоративных прав могут беспрепятственно показывать расходы на их получение, возникшие до 01.01.2013 г.

Хотя, на наш взгляд, такие «переходные» расходы не должны были теряться и ранее (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 13, с. 20).

Льготы для предприятий ТЭК, водо-, теплоснабжения и водоотведения. У таких предприятий операции, перечисленные в пп. 154.8 — 154.9 НКУ, освобождены от обложения налогом на прибыль.

Но, кроме этого, данные плательщики до определенного момента пользовались еще одним послаблением — они не учитывали общие для всех льготников правила: в частности, правило отдельного учета освобожденных доходов/прибыли.

С 3 августа 2014 года такое послабление для них исключили. В результате эти плательщики утратили право включать в состав общих расходов, понесенных при осуществлении нельготируемой деятельности:

1) расходы, связанные с получением льготируемого дохода (прибыли);

2) амортизацию по ОС, которые задействованы в льготируемой деятельности.

Переходные льготы. Закон № 1621 убрал льготу в виде освобождения от налогообложения прибыли:

1) полученной от предоставления гостиничных услуг в гостиницах категорий «пять звезд», «четыре звезды» и «три звезды» (п.п. «а» п. 17 подразд. 4 разд. ХХ НКУ);

2) полученной от основной деятельности предприятий отрасли электроэнергетики, производящих электроэнергию исключительно из возобновляемых источников энергии (п.п. «в» п. 17 подразд. 4 разд. ХХ НКУ).

В любом случае мы считаем, что в части деятельности, которая осуществлялась до 3 августа 2014 года, указанные субъекты имели полное право на применение льготы. А вот прибыль, полученная после, действительно уже не льготируется.

Средства институтов совместного инвестирования (ИСИ). Напомним, п.п. 136.1.9 НКУ предусматривает, что в доходы не включаются, в частности:

1) средства, привлеченные от инвесторов ИСИ, доходы, полученные от операций с активами таких ИСИ, и доходы, начисленные по их активам;

2) средства, привлеченные от собственников сертификатов ФОН, доходы от осуществления операций с активами ФОН и доходы, начисленные по активам ФОН.

Так вот, Закон № 1621 предусмотрел, что это правило не распространяется на доходы в виде процентов, начисленных по таким активам.

Налог с доходов нерезидентов. С 01.01.2014 г. Закон № 657 добавил в п.п. 14.1.213 НКУ новый последний абзац. Согласно ему для «прибыльного» разд. III понятие «резидент» стало использоваться в понимании п. 133.1 НКУ.

Благодаря этому налог с доходов нерезидентов (или так называемый «налог на репатриацию») теперь должны удерживать только резиденты — плательщики налога на прибыль

Другие субъекты хозяйствования, которые не являются плательщиками налога на прибыль (например, юрлица-единоналожники или плательщики ФСН) при выплате доходов нерезидентам указанный налог удерживать не должны.

Хотя единоналожникам отвертеться от этого, похоже, не получится. Во всяком случае, такой вывод можно сделать из письма ГФСУ от 13.10.2014 г. № 7984/6/99-99-19-02-02-15 и консультации в подкатегории 108.08 БЗ. Налоговики, как видно, не прочь, чтобы юрлица-единоналожники, которые выплачивают доходы нерезидентам, тоже уплачивали такой налог и подавали в налоговый орган по своему местонахождению декларацию по налогу на прибыль с заполненными строками 17 — 19 и приложением ПН.

Еще одна «нерезидентская» новость в 2014 году касается крымских доходов. С целью налогообложения п. 5.3 Закона № 1636 приравнял лиц с крымскими налоговыми адресами к нерезидентам, а с некрымскими (но, разумеется, украинскими) — к резидентам. В результате крымские доходы «резидентов» теперь облагаются как иностранные. При противоположной выплате — «резидентом» «нерезиденту» — соответствующий доход с 27.09.2014 г. облагается «налогом на репатриацию» (п.п. 9 п. 12.3 указанного Закона). Подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 80, с. 13.

НМА. Здесь изменения коснулись нематериальных активов, срок использования для которых правоустанавливающими документами не назначен.

С 01.01.2014 г. налогоплательщики срок использования таких НМА исчисляют самостоятельно, но в определенном «коридоре»: не менее 2 и не более 10 лет непрерывной эксплуатации (последний абзац п.п. 145.1.1 НКУ).

Почерпнуть массу полезной информации о порядке учета НМА вы можете из «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 23.

ЖКХ-сфера: переход на общий порядок признания доходов/расходов. С 01.01.2014 г. прекратили действовать временные ЖКХ-нормы из п. 13 подразд. 4 разд. ХХ НКУ.

Напомним, что с переходом на НКУ этот пункт установил особый — «кассовый» — порядок признания доходов и расходов предприятиями ЖКХ от оказания жилищно-коммунальных услуг.

С 1 января 2014 года в учете ЖКХ-услуг предприятия ЖКХ-сферы ориентируются на общие правила признания доходов (согласно ст. 137 НКУ) и расходов (согласно ст. 138 НКУ).

Подробнее о переходных ЖКХ-моментах сказано в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 38, с. 39.

Налог на доходы физических лиц

НДФЛ и пассивные доходы. Пассивные доходы физлиц в этом году были под пристальным вниманием законодателей. Не единожды они перекраивали порядок налогообложения таких доходов. Кардинально он должен был измениться после вступления в силу Закона № 1166 (с 01.07.2014 г.). В частности, планировалось, что получатели процентов, роялти и инвестприбыли, а с 2015 года и получатели дивидендов, по итогам года будут проводить перерасчет НДФЛ с применением дифференцированных ставок и подавать годовую декларацию.

Ситуация изменилась со вступлением в силу Закона № 1588 (действует с 02.08.2014 г.). Прежде всего отметим, что перерасчет НДФЛ для пассивных доходов был упразднен.

Проценты начали облагаться по «полной программе» с августа 2014 года. Ставка налога — 15 %. Причем налоговые агенты облагают всю сумму процентов, поскольку необлагаемый минимум (17 ПМТЛ) отменили.

Проценты, начисляемые на средства на зарплатных карточках, оставили в составе необлагаемых доходов (п.п. 165.1.41 НКУ). А значит, с них НДФЛ не удерживают.

Интересная ситуация получилась с роялти. До 1 июля 2014 года налоговые агенты облагали роялти по ставкам 15 % и 17 % в зависимости от размера базы налогообложения. С указанной даты нужно было удерживать НДФЛ по единой ставке 15 % при каждом начислении (выплате) роялти. А уже с 1 августа 2014 года налоговый агент снова должен удерживать НДФЛ по ставкам 15 % и 17 %.

Ставка НДФЛ в размере 15 % для дивидендов и перерасчет по прогрессивной шкале, которые вводились Законом № 1166, не устроили законодателей практически сразу. В Законе Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно устранения отдельных несогласованностей норм законодательства» от 10.04.2014 г. № 1200-VII («Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 34, c. 5 и 12) они уточнили, что положения Закона № 1166, касающиеся дивидендов, вступят в силу только с 1 января 2015 года. Но и этому не суждено было сбыться. Перспективу обычной ставки и перерасчета «зарубил» все тот же Закон № 1588. Поэтому

дивиденды, в том числе иностранные, облагались и облагаются НДФЛ по ставке 5 %

«Зарплатных» дивидендов псевдоизменения и вовсе не коснулись: они облагаются по ставкам 15 (17) %.

Учтите: и роялти, и дивиденды облагаются при их начислении.

Порядок налогообложения инвестприбыли тоже хотели «перекроить», но до конца дело не довели. С 1 июля 2014 года налоговый агент должен был удерживать НДФЛ с инвестприбыли по ставке 15 % при каждом начислении (выплате) такого дохода. При этом инвестприбыль должна была попасть в перерасчет по итогам года с применением ставок 15, 20, 25 %. Закон № 1588 упразднил перерасчет. Однако обязанности у налогового агента остались. Так, профессиональный торговец ценными бумагами во время каждого начисления плательщику инвестприбыли начисляет (удерживает) и перечисляет в бюджет налог по ставкам 15 (17) %. Важно: физлицо не освобождается от обязанности декларирования результатов от операций с инвестактивами.

Подробнее о порядке налогообложения пассивных доходов в 2014 году читайте в статье «НДФЛ и пассивные доходы: законодатели, как раки, пятятся назад» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 64.

Декларирование. Законом № 1588 изменен п.п. «є» п. 176.1 НКУ. Это, на первый взгляд, уточнение важно для физлиц, которые в течение отчетного года получают зарплату и вознаграждения по гражданско-правовым договорам от двух и более налоговых агентов. С учетом изменений получается, что вышеуказанные лица обязаны подавать декларацию, если выполняются два условия:

1) доходы в виде зарплаты и вознаграждений по гражданско-правовым договорам начислялись им одновременно двумя и более налоговыми агентами (хотя бы в одном месяце);

2) общая сумма таких доходов за год превышает 120 размеров минзарплаты, установленной на 1 января отчетного года (в 2014 году — 146160 грн.).

Перерасчет НДФЛ по итогам года такие физлица проводят в порядке, указанном в п.п. «є» п. 176.1 НКУ.

Благотворительная помощь для нужд АТО и не только. С 26.09.2014 г. вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно некоторых вопросов налогообложения благотворительной помощи» от 02.09.2014 г. № 1668-VII. Он освободил от обложения НДФЛ благотворительную помощь, которую получают участники боевых действий, пострадавшие участники массовых акций гражданского протеста, а также в определенных случаях члены их семей, переселенцы (см. новые пп. 165.1.54 и 170.7.8 НКУ). Кроме того, от налогообложения освободили помощь, выплачиваемую благотворителями-физлицами, если они внесены в Реестр волонтеров АТО, который формирует ГФСУ. Отметим, что 5 декабря 2014 вступил в силу приказ Минфина Украины «Об утверждении Порядка формирования и ведения Реестра волонтеров антитеррористической операции» от 30.10.2014 г. № 1089.

Примечательно, что льготы ввели фактически «задним» числом — НДФЛ не облагается благотворительная помощь, которая была получена с 21.11.2013 г., при условии подтверждения соответствующего статуса физлица. Получить необлагаемую на основании пп. 165.1.54 и 170.7.8 НКУ благотворительную помощь можно до 31 декабря (включительно) года, следующего за годом завершения АТО.

Подробнее о том, кто может получить необлагаемую помощь, на какие цели и в какой сумме ее предоставляют, читайте в статье «Благотворительная помощь для нужд АТО: хотели как лучше, а получилось как всегда» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 80.

В Налоговом расчете по форме № 1 ДФ сумму необлагаемой благотворительной помощи отражайте с признаком дохода «169», а если не выполняются условия, предусмотренные пп. 165.1.54 и 170.7.8 НКУ, — с признаком дохода «127» (см. консультацию в подкатегории 103.25 БЗ).

Внимание! В случае если из суммы (стоимости) благотворительной помощи, отвечающей всем условиям, перечисленным в пп. 165.1.54 и 170.7.8 НКУ, был удержан (уплачен) НДФЛ (налоговым агентом или самим налогоплательщиком), то суммы налога подлежат возврату из бюджета.

Средний заработок мобилизованного и НДФЛ. Вся эпопея началась со вступлением в силу Закона № 1275*, который пообещал, что средний заработок работников, мобилизованных начиная с 18.03.2014 г., будет компенсироваться из Госбюджета. Этим же Законом были внесены изменения в НКУ. Согласно новому п.п. «и» п.п. 165.1.1 компенсационные выплаты из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, не включаются в налогооблагаемый доход физлица, соответственно, не облагаются НДФЛ.

* Вступил в силу с 08.06.2014 г.

Казалось бы, все очевидно. Но не тут-то было. У ГФСУ на этот счет сформировалось иное мнение. Поводом для этого послужило то, что КМУ не принял (причем до сих пор!) порядок компенсации среднего заработка. Налоговики считают, что положения п.п. «и» п.п. 165.1.1 НКУ не работают, а посему со среднего заработка мобилизованных работников работодатель должен удержать НДФЛ как с обычной зарплаты. Подробно об этой ситуации и вариантах выхода из нее мы рассказывали в статье «Средний заработок мобилизованного: кто виноват и что делать?» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 78.

Отметим, что по имеющейся у нас информации Общественный совет при ГФСУ направил в ГФСУ обращение с просьбой предоставить обобщающую налоговую консультацию относительно освобождения среднего заработка мобилизованных работников от налогообложения. Надеемся, что справедливость восторжествует.

Налогообложение доходов крымчан. 27.09.2014 г. вступил в силу Закон № 1636 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 80, с. 13). Он, в частности, установил особые правила налогообложения доходов физлиц, которые имеют налоговый адрес (место жительства) на территории свободной экономической зоны «Крым» (далее — СЭЗ «Крым»).

Таких физических лиц приравняли к нерезидентам. Поэтому для целей налогообложения их отдельных доходов, полученных не на территории СЭЗ «Крым», а на другой территории Украины, следует руководствоваться п. 170.10 НКУ. «Украинские» доходы крымчан облагайте по общим правилам и ставкам, определенным для резидентов, но с учетом особенностей, установленных отдельными нормами разд. IV НКУ для нерезидентов. Подробно о том, как облагаются отдельные доходы крымчан, читайте в статье «Облагаем доходы физлиц с крымской пропиской» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 90. Здесь скажем пару слов о зарплате.

Зарплату физлица с крымской пропиской облагайте по общим правилам по ставкам 15 (17) %. Проблема возникает только с НСЛ. Став для целей налогообложения нерезидентом, работник утратил право на НСЛ с октября 2014 года. Это следует из положений п.п. 169.3.4 НКУ. Чтобы получить в дальнейшем право на НСЛ, крымчанину необходимо задекларировать доходы, имеющие источник происхождения с территории СЭЗ «Крым», и подать декларацию об отсутствии гражданства государства-оккупанта (см. п.п. 5 п. 12.3 ст. 12 Закона № 1636).

Учтите: если предприятие выплачивает «украинские» доходы нерезиденту, то оно обязано указать в договоре, на основании которого производится выплата, ставку налога, которая будет применена к таким доходам. В трудовом договоре необходимо указать обе ставки, установленные п. 167.1 НКУ (15 % и 17 %) и применяемые в зависимости от суммы начисленной работнику зарплаты. Если трудовой договор не заключался, то, на наш взгляд, информацию о ставках налогообложения можно отразить в соответствующем приказе (распоряжении).

 

Акцизный налог

Переоборудованный автомобиль — (не)объект для акциза. Сначала законодатель (Законом № 713) с 01.01.2014 г. к существующему перечню объектов обложения акцизным налогом добавил еще один — переоборудование ввезенного на таможенную территорию Украины транспортного средства в под­акцизный легковой автомобиль (п.п. 213.1.8 НКУ).

Но недолго музыка играла… С 18.04.2014 г. благодаря Закону № 1191 такой объект — для акциза больше не объект! И это справедливо!

Ставки налога. Временно, до 01.01.2015 г. введен акциз на альтернативное моторное топливо на уровне 99 евро за 1000 кг.

А еще в 2014 году изменились ставки акциза на спиртовые дистилляты и спиртные напитки, полученные путем перегонки виноградного вина или выжимок винограда (коды согласно УКТ ВЭД 2208 20 12 00, 2208 20 62 00).

В отношении них с 1 января до 31 марта 2014 года действовала еще старая ставка акцизного налога — 32 грн. за 1 литр 100-процентного спирта.

А вот с 1 апреля 2014 года до 31 декабря 2015 года следовало платить уже 56,42 грн. за 1 литр 100-процентного спирта (п. 1 подразд. 5 разд. XX НКУ).

Однако Закон № 1166 существенно увеличил ставки акцизного налога в отношении практически всех подакцизных товаров, ставки для которых определены п. 215.3 НКУ.

Кроме этого, «ускорены» темпы роста ставок акцизного налога для 100-процентного спирта (п. 1 подразд. 5 разд. ХХ НКУ). В частности, ставка 56,42 грн./л, которую ранее предусматривалось применять до конца 2015 года, действовала только до 31 августа 2014 года включительно. Ну, а уже с 1 июля «заработала» стандартная, «кодексная» ставка, которая тоже увеличена, — 70,53 грн./л.

С 1 ноября 2014 года ставки акциза в размере 70,53 грн. за 1 л 100 % спирта установлены и на алкогольные напитки, которые указаны в товарных позициях 2103 90 30 00, 2106 90 УКТ ВЭД. Вдобавок эти напитки попали под маркирование акцизными марками. Этого требует п. 226.6 НКУ в отношении всех алкогольных напитков с содержанием спирта этилового свыше 8,5 % объемных единиц.

Маркировать такие продукты плательщики акцизного налога обязаны в случае их производства либо ввоза на таможенную территорию Украины

Для сигарет и папирос (коды УКТ ВЭД 2402 20 90 10 и 2402 20 90 20) с 1 июля 2014 года также изменились акцизные правила. Закон № 1166 отменил для них особый порядок налогообложения — с этой даты из подразд. 5 разд. ХХ НКУ исчезло упоминание об этих подакцизных товарах. Зато стали применяться увеличенные ставки акциза, указанные в обновленной, а затем подкорректированной Законом № 1621 редакции пп. 215.3.2 — 215.3.3 НКУ.

Так, с 1 сентября 2014 года повысились на 5 % ставки акцизного налога на табачные изделия, табак и промышленные заменители табака (п.п. 215.3.2 НКУ). Плюс к тому на те же 5 % увеличилось минимальное акцизное налоговое обязательство по уплате акцизного налога на табачные изделия (п.п. 215.3.3 НКУ).

Понятно, что главная цель подорожания алкоголя и табака — пополнение бюджета. Но, возможно, от такого подорожания есть еще одна польза — оно подвигнет наших сограждан обратить внимание на свое здоровье и заняться спортом.

 

Экологический налог

Нет — эконалогу за утилизацию! Стараниями Закона № 1191 с 18.04.2014 г. отменено взимание эконалога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств.

Ставки налога. По обязательствам по эконалогу, которые возникли с 1 января 2014 года, ставки налога составляют 100 % от ставок, предусмотренных ст. 243 — 246 НКУ.

Порадоваться могут только производители электроэнергии на теплоцентралях и ТЭС. Им единственным Закон № 713 предоставил возможность уплачивать эконалог в размере 75 % от ставок, установленных ст. 243 — 246 НКУ, аж до 31 декабря 2015 года включительно. И только с 1 января 2016 года такие плательщики перейдут на 100 % уплату эконалога (п. 2 подразд. 5 разд. ХХ НКУ).

 

Плата за пользование недрами

С 1 апреля 2014 года ряды плательщиков платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых пополнили собственники земли и землепользователи, которые осуществляют хозяйственную деятельность по добыче подземных вод на основании разрешений на специальное водопользование (п.п. 263.1.5 НКУ).

При этом плату за недра должны уплачивать вододобытчики, которые используют добытую подземную воду (из артезианских скважин, колодцев и т. п.) как для собственных хозяйственных нужд, так и в целях ее передачи для нужд населения.

Подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 56, с. 33, № 84, с. 25.

 

Спецводосбор

С 1 апреля 2014 года проиндексированы (увеличены приблизительно на 8 %) ставки спецводосбора.

При этом вода, потребленная в первом квартале 2014 года, облагалась по старым ставкам, а начиная со второго квартала этого года — уже по новым ставкам.

Подробнее с «водными» вопросами вы можете ознакомиться в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 56, с. 33.

 

Сбор за первую регистрацию транспортного средства

Закон № 1166 увеличил ставки транспортного сбора приблизительно на 8 %. Такие изменения ставок внесены в ст. 234 НКУ.

 

Налог на недвижимое имущество

С 1 апреля 2014 года базой обложения налогом на недвижимость является не жилая, а общая площадь объекта недвижимого имущества (п. 265.3 НКУ)! Так «удружил» плательщикам Закон № 1166.

Подробно о налоге на недвижимость для юридических лиц читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 12, с. 27, № 28, с. 11, № 32, с. 40.

 

Плата за землю

Изменения в сфере платы за землю сугубо технические.

Во-первых, проиндексированы ставки земельного налога в п. 275.1 НКУ, т. е. ставки для участков, нормативная денежная оценка которых не проведена (хотя, кажется, таких на сегодняшний день не осталось ни одного, если говорить о землях в пределах населенных пунктов). Речь идет о стандартной процедуре, которая не была проведена по состоянию на 1 января 2014 года.

Во-вторых, определено, что размер арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности для всех категорий земель, в том числе и земель сельскохозяйственного назначения, не может быть меньше 3 процентов нормативной денежной оценки земли (п.п. 288.5.1 НКУ).

Подробнее об особенностях исчисления платы за землю читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 5, с. 27, № 38, с. 20.

 

Сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины

В исчислении этого сбора изменение одно, но достаточно радикальное. Ставки радиочастотного сбора, определенные ст. 320 НКУ, с 1 апреля 2014 года повысили сразу в два раза.

Правда, Миндоходов в письме от 27.05.2014 г. № 12217/7/99-99-15-04-0217 пояснил следующее. Отдельные пользователи радиочастотного ресурса при наличии совокупности выданных разрешительных документов на пользование радиочастотным ресурсом, принадлежащим отдельному пользователю, для которого ширина полосы радиочастот не превышает 30 МГц (15 × 2) в каждом регионе отдельно, применяют понижающий коэффициент 0,75. В частности, это те, кто используют:

— сотовую связь (всех типов);

— радиосвязь в многоканальных распределительных системах для передачи и ретрансляции телевизионного изображения;

— радиосвязь в системе передачи данных с использованием шумоподобных сигналов.

 

Единый налог

Ставки. Физлица — предприниматели первой и второй групп, конечно, знают, что ставка единого налога рассчитывается для них исходя из размера минимальной заработной платы на 1 января налогового года и утверждается местными советами.

Так вот, ставки единого налога на 2014 год составляли:

— для первой группы единого налога — в пределах от 1 % до 10 % размера минимальной заработной платы, т. е. от 12,18 до 121,80 грн;

— для второй группы единого налога — в пределах от 2 % до 20 % размера минимальной заработной платы, т. е. от 24,36 до 243,60 грн.

Вместо Свидетельства — Реестр. С 1 января 2014 года ушли в историю Свидетельства плательщиков единого налога. С этой даты регистрация плательщиков единого налога осуществляется путем внесения соответствующих записей в Реестр плательщиков единого налога, который ведет Миндоходов (пп. 299.1, 299.2 НКУ).

По желанию зарегистрированный плательщик единого налога может безвозмездно и безусловно получить извлечение из Реестра

Срок, в течение которого предоставляется такое извлечение, — не больше одного рабочего дня со дня поступления запроса по установленной форме (п. 299.9 НКУ).

Сроки регистрации единоналожником. До 1 января 2014 года контролерам, чтобы зарегистрировать субъекта хозяйственной деятельности как плательщика единого налога или отказать ему в этом, отводились десять календарных дней (начиная с того дня, когда субъект хозяйствования подал заявление).

С 2014 года такие сроки существенно сократились. Теперь на эти действия у налоговиков есть два рабочих дня, начиная с того дня, когда субъект хозяйствования подал заявление (пп. 299.3, 299.5 НКУ).

Отказ от единого налога. С 01.01.2014 г. у плательщиков единого налога появилась возможность самостоятельно отказаться от упрощенной системы, даже несмотря на непогашенную задолженность по налоговым обязательствам или налоговый долг. Этому поспособствовал п.п. 2 п. 50 разд. I Закона № 657.

Сбор в Пенсионный фонд

1 апреля 2014 года было не до смеха тем, кто собрался приобрести инвалюту. С этой даты в нашей стране снова введен сбор в Пенсионный фонд в размере 0,5 % с валютных операций. Это «дело рук» Закона № 1166.

Его уплачивают юридические и физические лица при покупке безналичной и/или наличной иностранной валюты. Объект обложения сбором — соответственно сумма операции по покупке иностранной валюты в наличной и/или безналичной форме.

Военный сбор

С 3 августа 2014 года в Украине ввели военный сбор (далее — ВС). Действовать он должен был временно до 1 января 2015 года. Вместе с тем велика вероятность, что срок, на который ВС введен, будет продлен до 1 января 2016 года. В программе правительства такое предложение есть. Несмотря на то, что на страницах «Налоги и бухгалтерский учет» о ВС мы говорили много и часто, давайте вспомним основные моменты.

Плательщики ВС. В их стройные ряды попали физические лица — резиденты, физические лица — нерезиденты, получающее доходы из источника их происхождения в Украине, и налоговые агенты.

Объект обложения ВС. Военный сбор необходимо удерживать с доходов физлиц в форме (см. п.п. 1.2 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ):

заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат или других выплат и вознаграждений, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) плательщику в связи с трудовыми отношениями;

— выплат и вознаграждений по гражданско-правовым договорам (далее — ГПД). Причем, по мнению ГФСУ, в базу обложения ВС следует включать только «трудовые» ГПД, т. е. те согласно которым физлицо выполняет работы/предоставляет услуги;

— выигрышей в государственную и негосударственную денежную лотерею;

— выигрыша игрока (участника), полученного от организатора азартной игры.

База обложения ВС. Если налогооблагаемый доход предоставляют в денежной форме, база обложения ВС будет равна сумме такого дохода. В ситуации, когда облагаемый доход получен в натуральной форме, в базу обложения ВС он должен попасть в сумме, начисленной в бухучете (стоимость такого дохода, рассчитанная по обычным ценам, увеличенная на «натуральный» коэффициент, применяемый для целей определения базы обложения НДФЛ).

Ставка ВС. Она единая и равна 1,5 % базы обложения ВС.

Порядок уплаты. Ответственными за начисление (уплату) ВС являются налоговые агенты, т. е.

юридические и самозанятые лица, которые начисляют (выплачивают) доходы, указанные в качестве объекта обложения ВС

Налоговый агент удерживает ВС из суммы дохода и за его счет (см. п.п. 168.1.1 и п.п. 1.4 п. 161 разд. IV НКУ). Предельные сроки уплаты ВС такие же, как и для НДФЛ.