Темы статей
Выбрать темы

Отопительный котел на службе у ФЛП

Клец Виталина, налоговый эксперт
Враг не гнушается повреждением объектов гражданской инфраструктуры. Поэтому все смотрят в сторону автономных источников электричества, тепла и т. п. Не замерзнуть зимой поможет индивидуальный отопительный котел. Есть ли здесь какие-то нюансы именно для ФЛП*?

* В отношении юрлиц вам пригодятся статьи: «Устанавливаем твердотопливный котел: организационные вопросы» // «Налоги & бухучет», 2022, № 81, «Устанавливаем твердотопливный котел: учет и налогообложение» // «Налоги & бухучет», 2022, № 81.

Какие бывают котлы

Котлы бывают газовые, твердотопливные, жидкотопливные, электрические и комбинированные. Автономность электрических теперь под вопросом из-за перебоев с электроснабжением. То же, к сожалению, касается и популярных газовых котлов — перебои с поставками газа этой зимой, к сожалению, не исключены.

Жидкотопливные котлы (работают на солярке или мазуте) — дорогие из-за высокой цены монтажа и стоимости жидкого топлива. Поэтому сейчас самые популярные — это:

— твердотопливные котлы (работают за счет сжигания дров, угля, торфа, кокса, отходов древесины, пеллет, топливных гранул, соломы, шелухи и т. п.)

— или комбинированные (где одно отделение предназначается для дров или угля, а другое — для газообразного или жидкого топлива).

Нужно ли разрешение, чтобы поставить котел?

Если вы арендуете помещение, то установку котла надо в первую очередь согласовать с арендатором. Руководствуемся здесь предписаниями ст. 778 ГКУ. Если же помещение ваше, хозяин — барин. Поставить котел можно всегда. А вот чтобы начать его использовать, может понадобиться разрешение от государства.

Так, если работа котла будет сопровождаться выбросами загрязняющих веществ в воздух, придется выполнять требования Закона № 2707*. А он требует предварительно получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ (ч. 5 ст. 11 Закона № 2707).

* Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха» от 16.10.92 № 2707-XII.

Где взять разрешение?

За ним надо обратиться в Департамент экологии и природных ресурсов облгосадминистрации или в ЦПАУ (больше деталей об этом найдете в статье «Устанавливаем твердотопливный котел: организационные вопросы» // «Налоги & бухучет», 2022, № 81).

Дело, кстати, не простое. Потому что подать заявление на получение разрешения можно только после того, как ФЛП подготовит пакет специфических документов, за который придется изложить кругленькую сумму. Порядок получения разрешения урегулирован постановлением КМУ от 13.03.2002 № 302.

А что, если... работать без разрешения?

Здесь, прежде всего, напомним «военный» нюанс, который поможет вам не пополнять ряды нарушителей. Во время военного положения вместо получения некоторых разрешений можно подать в разрешительный орган декларацию об осуществлении хозяйственной деятельности. Касается это и разрешения на выбросы из котла.

Соответствующий механизм предусмотрен постановлением № 314*. А об обновленной версии этого механизма мы рассказывали в статье «Разрешительные документы во время войны: обновление!» // «Налоги & бухучет», 2022, № 39.

* Постановление КМУ «Некоторые вопросы обеспечения осуществления хозяйственной деятельности в условиях военного положения» от 18.03.2022 № 314.

Впрочем, здесь не следует оставлять вне поля зрения требование из п.п. 3 п. 1 постановления № 314. Тем, кто работал в период военного положения на основании декларации, после войны придется получать разрешительные документы в общем порядке. Для этого нужно будет безотлагательно, но не позже 3 месяцев после отмены военного положения обратиться к соответствующим органам.

Теперь об ответственности. За деятельность без разрешения/декларации можно получить, в частности, административный штраф по ст. 78 КУоАП.

По ст. 78 КУоАП за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разрешения к должностному лицу может быть применен штраф от 85 до 136 грн

Штраф налагает инспектор по охране окружающей среды (ст. 255 КУоАП), а рассматривает Госэкоинспекция (ст. 2421 КУоАП).

Штраф небольшой. Да и в отношении ФЛП есть вопрос. В ст. 78 КУоАП среди субъектов ответственности ФЛП отдельно не упомянуты. Упомянуты должностные лица. А должностным лицом ФЛП может быть признан, только если у него есть наемные работники (письмо Минюста от 03.11.2006 № 22-48-548).

Впрочем, за «более опасные» действия (невыполнение предписаний, распоряжений, других законных требований, непредоставление необходимой информации или предоставление неправдивой информации, создание других препятствий для выполнения обязанностей) Госэкоинспекция может применить к ФЛП больший штраф по ст. 1885 КУоАП: от 153 до 255 грн (для должностных лиц от 255 до 765 грн).

Также могут через суд запретить эксплуатацию котла.

Это, так сказать, ходовые инструменты влияния. А гипотетически также является возможным взыскание ущерба по ст. 34 Закона № 2707, а в отдельных случаях еще и уголовная ответственность — ст. 241 УКУ.

Также тем, у кого разрешения нет, будет сложнее посчитать эконалог, о котором дальше.

Надо ли уплачивать эконалог за котел?

Да, надо. Потому что эконалог уплачивают за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения (п.п. 240.1.1 НКУ).

А стационарный источник загрязнения — это «предприятие, цех, агрегат, установка или другой неподвижный объект, который сохраняет свои пространственные координаты в течение определенного времени и осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу...» (п.п. 14.1.230 НКУ).

То есть

нет сомнений, что котел — это стационарный источник загрязнения

Но за электрический котел мы эконалог не уплачиваем, потому что никаких загрязняющих веществ он не выбрасывает.

А вот за другие котлы с выбросами платить надо. Причем неважно, какая мощность вашего котла, какая его производительность, назначение, режим работы, объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в конечном итоге получили вы разрешение на выбросы или нет — эконалог все равно надо уплачивать!

Не освобождены от эконалога даже ФЛП-упрощенцы!

Это только если ваш котел находится на оккупированной территории или на территории, где ведутся или велись боевые действия, вы можете не уплачивать эконалог за него начиная с 01.01.2022 по 31 декабря того года, в котором закончится военное положение (о чем подробнее в статье «Эконалог: без льгот, но с военным освобождением» // «Налоги & бухучет», 2022, № 84).

Во всех иных случаях эконалог надо платить (полезной для вас будет статья «Отопительный котел как повод уплатить эконалог» // «Налоги & бухучет», 2020, № 74, но мы еще обновим этот вопрос в отдельном материале).

А теперь разберемся, какие еще обязанности, кроме эконалога, есть у ФЛП — пользователя котла.

Другие обязанности ФЛП, у которого есть котел

Вопрос

Ответ

Надо ли подавать форму № 20-ОПП за котел?

Необязательно, и вот почему.

Если ФЛП уже подавал форму № 20-ОПП за помещение, в котором сейчас стоит котел, то срабатывает принцип укрупнения информации (п. 8.4 Порядка № 1588*).

* Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Минфина от 09.12.2011 № 1588.

То есть информация в форме № 20-ОПП о магазине/офисе/складе, в котором стоит котел, поглощает информацию об оборудовании, которое там находится (это подтверждают налоговики в категории 116.11 БЗ).

Если же форма № 20-ОПП о таком помещении раньше не подавалась, то есть смысл сделать это сейчас, особенно в том случае, если помещение, в котором будет работать котел, расположено не по основному месту вашего учета. Дело в том, что без постановки на учет по неосновному месту учета ФЛП не удастся подать экодекларацию. Чтобы стать на учет по неосновному месту учета, предприятию следует поставить в форме № 20-ОПП соответствующую галочку о постановке на учет по неосновному месту учета

Может ли ФЛП-общесистемщик поставить в расходы стоимость котла, купленного для офиса, склада или магазина?

Важно! Прежде всего, котел должен использоваться только в предпринимательский деятельности ФЛП. То есть для обогрева тех помещений, которые используются только в предпринимательской деятельности ФЛП. Если есть «смешанное» использование, то есть частично для предпринимательских, частично для собственных бытовых нужд, соответствующие расходы учесть не сможем.

Дальше следует отталкиваться от стоимости котла с его монтажом.

Если это больше 20 тыс. грн, то имеем дело с основным средством (п.п. 14.1.138 НКУ). Как следствие, сразу увеличить расходы на соответствующую сумму израсходованных средств нельзя. Можно только постепенно. Через начисление амортизации. Это будет объект группы 3 «машины и оборудование, животные, многолетние насаждения и т. п.» из п.п. 177.4.9 НКУ. Минимальный срок полезного использования для него составляет 5 лет. Поэтому в конце каждого такого года и будем уменьшать на сумму амортизацию чистый доход предпринимателя.

Документы о приобретении котла и оплате его стоимости — абсолютно необходимы!

Также необходим документ, который подтверждает, что котел стал пригодным для полезного использования (эксплуатации). Традиционно на практике «стал пригодным для полезного использования (эксплуатации)» отождествляют с «введен в эксплуатацию». В разд. III Порядка № 261* сказано, что таким документом, в частности, может быть акт введения в эксплуатацию.

* Порядок ведения типовой формы, по которой осуществляется учет доходов и расходов, физическими лицами — предпринимателями и физическими лицами, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность, утвержденный приказом Минфина от 13.05.2021 № 261.

Такой акт можно составить по форме, утвержденной приказом Минфина от 13.09.2016 № 818. А можно и по форме № ОЗ-1 из приказа от 29.12.95 № 352. Или в произвольной форме с обязательными реквизитами первичного документа. Главное, чтобы из этих документов было понятно, что это за объект, когда он введен в эксплуатацию, какова его стоимость и какой срок полезного использования для него установлен.

Подробнее о том, как ФЛП начисляет амортизацию, вы можете узнать из статьи «Амортизация основных средств у ФЛП-общесистемщика» // «Налоги & бухучет», 2021, № 31.

А если стоимость котла с его монтажом составляет ровно 20 тыс. грн или меньше? Что касается объектов, первоначальная стоимость которых равна или менее 20 тыс. грн, то формально прямой нормы, позволяющей относить их как «малоценку» в текущие расходы, у ФЛП нет. И амортизации они не подлежат.

Впрочем, налоговики не против учета расходов на «малоценку» в составе расходов ФЛП отчетного периода (см. 104.05 БЗ и 104.05 БЗ). Поэтому они не должны быть против того, что расходы на покупку такого «дешевого» котла можно сразу включить в расходы.

Нельзя исключать, что налоговики будут настаивать, что это улучшение помещения, которое тоже следует амортизировать по правилам для помещений, но это — очень спорный подход

Может ли ФЛП-общесистемщик включить в расходы стоимость горючего, приобретенного для котла?

Да, может. Стоимость горючего для отопления помещения может попасть в расходы через п.п. 177.4.4 НКУ как расходы на «эксплуатацию имущества, которое используется в хозяйственной деятельности».

Но, конечно, ФЛП должен иметь документы, которые подтверждают приобретение и оплату горючего (платежки, чеки, ТТН, накладные и т. п.). Но с учетом последних тенденций (подробнее в статье «Операция «реанимация» — учета товарных запасов у ФЛП» // «Налоги & бухучет», 2022, № 87) такое горючее лучше проводить через учет товарных запасов ФЛП.

До того следует позаботиться об обосновании расходов горючего в виде актов фактических расходов горючего (в произвольной форме) и норм расходов горючего для обеспечения нормальных условий осуществления предпринимательской деятельности, которые ФЛП может утвердить самостоятельно, основываясь на техдокументации к котлу.

При этом хорошо иметь весы или счетчики, чтобы ФЛП мог доказать, что он действительно измеряет количество израсходованного топлива

ФЛП — плательщик НДС купил котел для офиса. Может ли он включить сумму уплаченного НДС в налоговый кредит?

Да, может, но надо иметь в виду, что котел должен использоваться только в предпринимательской деятельности ФЛП для осуществления облагаемых НДС операций.

В любом случае, чтобы не было претензий налоговиков, следует оформить акт о введении котла в эксплуатацию (как это сделать, см. выше) и распоряжение о его использовании в хоздеятельности предпринимателя.

Также проверьте, чтобы продавец зарегистрировал налоговую накладную (НН) на котел. Впрочем, если вы покупали котел в феврале — мае 2022 года, то могли отразить налоговый кредит даже без зарегистрированной НН на основании первички. Но в общем случае (когда поставщик имеет возможность регистрировать НН) такой налоговый кредит вы уже должны были уточнить / привести в соответствие (при необходимости) согласно факту регистрации контрагентом соответствующей НН (подробнее об этом в статье «Возобновление регистрации НН: последствия для покупателя» // «Налоги & бухучет», 2022, № 40)

Нужна ли ФЛП лицензия на хранение горючего для котла?

Здесь важно понимать, о чем конкретно идет речь.

Вопрос с лицензированием возникает, только если имеем дело с горючим, а именно в понимании п.п. 14.1.1411 НКУ.

Согласно п.п. 14.1.1411 НКУ горючее — это нефтепродукты, сжиженный газ, топливо моторное альтернативное, топливо моторное смесевое, вещества, которые используются в качестве компонентов моторных топлив, другие товары, указанные в п.п. 215.3.4 НКУ.

Поэтому если у ФЛП твердотопливный котел, который работает за счет сжигания дров, угля, торфа, кокса, отходов древесины, пеллет, топливных гранул, соломы, шелухи и т. п., то никакой лицензии на хранение не нужно. Все перечисленное не является горючим в понимании п.п. 14.1.1411 НКУ.

А вот если действительно имеем дело с горючим из п.п. 14.1.1411 НКУ, то в общем случае хранение горючего — лицензионный вид деятельности, даже в том случае, если вы это делаете исключительно для собственных нужд. К тому же с 15 сентября отменена возможность осуществлять во время военного положения хранение горючего на основании специальной декларации без получения лицензии (см. об этом в статье «Алко-табак-горючее: можно было и по декларации, но уже поздно!» // «Налоги & бухучет», 2022, № 71). Поэтому теперь лицензию придется получать. Иначе — штраф аж полмиллиона гривень (ст. 17 Закона № 481*)!

* Закон Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, которые используются в электронных сигаретах, и горючего» от 19.12.95 № 481/95-ВР.

Впрочем, работать без лицензии можно, если:

после приобретения горючего на АЗС разлить его в 5-литровые емкости и хранить в них;

— залить горючее на АЗС в канистры, привезти их в офис и сразу заправить в котел (то есть вообще не хранить горючее). Больше деталей об этом найдете в статье «Перебои с электричеством? Купите генератор, не пожалеете!» // «Налоги & бухучет», 2022, № 83.

Кстати, иногда налоговики просто сходят с ума и требуют платить эконалог за испарения загрязняющих веществ из горючего, которое хранится для котла (больше деталей в статье «Эконалог: специфические ситуации» // «Налоги & бухучет», 2021, № 77)

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше