Бесплатная раздача образцов товаров

В избранном В избранное
Печать
Алёшкина Наталья, Ушакова Лилия, налоговые эксперты
Налоги и бухгалтерский учет Август, 2016/№ 62
Бесплатная передача образцов товаров потенциальным покупателям является сегодня одним из наиболее распространенных способов рекламы среди производителей и торговых организаций. Все знают, как привлекательно выглядят полки супермаркетов с манящими предложениями получить подарок. Допустим, покупаешь баночку кофе и получаешь в подарок чашку или бесплатно получаешь набор пластиковой посуды при покупке именно этой микроволновки... Ведь любому будет приятно получить что-нибудь бесплатно. За этими, наверняка результативными, рекламными мероприятиями кроется нелегкая работа бухгалтерии. Ведь бесплатная раздача продукции всегда была на особом контроле налоговиков. Как правильно бухгалтеру отразить такие операции в учете, какие налоговые последствия возникают при бесплатной раздаче продукции, расскажем в нашей статье.

Уже давно стали популярными промоакции, когда потенциальным покупателям раздаются пробные образцы товара. Это мероприятие получило свое название — сэмплинг (sampling — отбор проб). Проводятся такие акции для того, чтобы потенциальные покупатели ознакомились с новым товаром. Именно возможность бесплатно получить товар позволяет покупателю подобрать то, что ему нужно. То есть, выгоды таких мероприятий очевидны для обеих сторон: как для рекламодателя, так и для потенциального покупателя. А что будет в учете рекламодателя, давайте разбираться.

Налог на прибыль

Далеко не новость, что с 2015 года налоговоприбыльный учет полностью ориентирован на бухгалтерский. То есть, прежде всего, рассчитываем финансовый результат за отчетный период по правилам бухгалтерского учета, а затем полученный результат корректируем на налоговые разницы, предусмотренные разд. I, II, III и ХХ НКУ. Обратите внимание, нормы НКУ не содержат никаких требований корректировки финансового результата по операциям бесплатной передачи товаров. Поэтому

операции по бесплатной передаче товаров отражают в налогово-прибыльном учете исключительно по бухгалтерским правилам

Однако, есть исключение, которое касается только предприятий, обязанных* проводить корректировки, предусмотренные разд. III НКУ. Они увеличивают свой финрезультат до налогообложения на сумму средств или стоимость товаров, работ, услуг, безвозмездно перечисленных (переданных) в течение отчетного периода неприбыльным организациям в размере, превышающем 4 процента налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года ( п.п. 140.5.9 НКУ). Поэтому таким предприятиям бесплатную передачу рекламных образцов следует проводить с оглядкой на их получателя.

* Обязаны проводить такие корректировки высокодоходники с объемом дохода свыше 20 млн грн. за отчетный год, а также малодоходники с доходом менее 20 млн грн. за год, принявшие такое решение добровольно ( п. 134.1 НКУ).

Налог на добавленную стоимость

Какие последствия для целей НДС операций по бесплатному распространению образцов товара в рамках рекламной акции? Сразу ответим: во-первых, налоговые обязательства по НДС возникают на дату поставки товаров, во-вторых, на сумму входного НДС «компенсирующие» обязательства не начисляются. То есть, при безвозмездной передаче товаров обязательства по НДС возникают один раз. А теперь обо всем по порядку.

1. Налоговые обязательства по поставке товара. Бесплатное распространение образцов товаров в ходе рекламной акции является поставкой товаров в понимании п.п. 14.1.191 НКУ. А значит, такие операции облагаются НДС на общих основаниях*. При этом база обложения НДС не может быть ниже ( абз. 2 п. 188.1 НКУ):

* Конечно, речь идет о тех товарах, которые не попадают под необъектные ( п. 197 НКУ) или освобожденные от обложения НДС ( п. 198 НКУ).

— цены приобретения — для покупных товаров;

— обычных цен ( п.п. 14.1.71 НКУ) — для самостоятельно изготовленных рекламных товаров.

Учитывая, что

договорная стоимость товара равна нулю (товар передается безвозмездно), необходимо доначислить НДС до минимальной базы

В свою очередь, датой возникновения обязательств по НДС будет дата отгрузки (бесплатной передачи) товара ( абз. «б» п. 187.1 НКУ).

Порядок составления налоговых накладных в случае, когда минбаза превышает договорную стоимость, прописан в п. 15 Порядка № 1307 (ср. 025069200). В таком случае на дату отгрузки необходимо выписать две налоговые накладные:

— одну — на фактическую (договорную) стоимость поставки, равную нулю;

— вторую — на сумму превышения минимальной базы над фактической (договорной) ценой.

При этом обе налоговые накладные необходимо внести в Единый реестр налоговых накладных ( п. 201.10 НКУ). Впрочем, само по себе невнесение в ЕРНН первой налоговой накладной, по сути, никаких последствий для поставщика не несет**, однако не дает ему возможность корректно заполнить вторую налоговую накладную. Ведь в графе 2 второй налоговой накладной дополнительно к наименованию товара делают ссылку на налоговую накладную, которая выписана на договорную (т. е. нулевую) стоимость.

** На практике такую «нулевую» накладную ЕРНН не принимал, поэтому рекомендуем ее просто выписать для корректного заполнения второй накладной.

В верхнем левом углу налоговой накладной, составленной на сумму превышения, указывается тип причины:

— «15» — если осуществляется поставка покупного товара;

— «17» — если поставка самостоятельно изготовленного товара.

Такая налоговая накладная получателю (покупателю) не предоставляется. При этом в строках такой налоговой накладной, отведенных для заполнения данных покупателя, поставщик (рекламодатель) отмечает собственные данные. Табличная часть такой налоговой накладной заполняется согласно п. 16 Порядка № 1307 (подробно см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 20, с. 34).

Обратите внимание: если бесплатная раздача товара осуществляется розничным предприятием с выпиской итоговой налоговой накладной, то бесплатно розданный товар с нулевой стоимостью не будет учитываться в такой итоговой накладной, нужно выписать отдельную налоговую накладную. В таком случае к такой накладной будет выписываться вторая налоговая накладная на сумму превышения цены приобретения над ценой реализации (как правило, в розничной торговле с типом причины «15»).

Подчеркнем: НКУ не содержит никаких рекомендаций для определения такой минимальной базы, как цена приобретения (в отличие от обычной цены ( п.п. 14.1.71 НКУ)). Поэтому ее можно понимать по-разному: как первоначальную стоимость, определенную по правилам бухучета ( п. 8 П(С)БУ 9), или контрактную стоимость, уплаченную поставщику. Нам ближе первый вариант (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 27, с. 23, 2015, № 91, с. 8). Хотя налоговики высказывались иначе (см. письма ГФСУ от 13.04.2016 г. № 8220/6/99-99-19-03-02-15, от 27.04.2016 г. № 9614/6/99-99-15-03-02-15).

2. Входной НДС. Напомним: с 1 июля 2015 года любой входной НДС увеличивает налоговый кредит независимо от направления дальнейшего использования таких приобретений. Важно только наличие налоговой накладной, правильно оформленной и зарегистрированной в ЕРНН ( пп. 198.1, 198.6, 201.10 НКУ). А вот по товарам, работам (услугам), которые предназначены или в дальнейшем будут использоваться не в хозяйственной деятельности, в необъектных или освобожденных от обложения НДС операциях, начисляют «компенсирующие» обязательства по НДС ( п. 198.5 НКУ).

Без сомнения, цель проведения любой рекламной акции ( ст. 1 Закона о рекламе) — это, прежде всего, популяризация предприятия, распространение информации о своих товарах, привлечение внимание неопределенного круга лиц к своей хозяйственной деятельности. То есть, по своей сути, бесплатная раздача образцов товара направлена на получение дохода от реализации товаров в будущем, а не в момент такой бесплатной поставки. То есть, это расходы, которые направлены на увеличение сбыта продукции (увеличение дохода в будущем), что полностью соответствует определению «хозяйственная деятельность». Ведь хозяйственная деятельность — деятельность лица, направленная, прежде всего, на получение дохода ( п.п. 14.1.36 НКУ). Поэтому

по операциям бесплатного распространения образцов товаров в ходе рекламной акции (при условии надлежащего оформления документов) «компенсирующие» обязательства по НДС не начисляются

Соглашаются с этим и налоговики ( письмо ГФСУ от 19.04.2016 г. № № 8819/6/99-99-19-03-02-15).

Ну а чтобы связь с хоздеятельностью была очевидной и для налоговиков, нужно надлежащим образом документально оформить проведение рекламной акции. Поможет вам в этом статья на с. 8 этого номера журнала.

Обратите внимание: в случае, когда рекламная акция направлена на продвижение продукции или «раскрутку» деятельности, которая не подлежит обложению НДС ( ст. 197 НКУ) или подпадает под НДС-льготу ( ст. 198 НКУ), придется начислить «компенсирующие» НО.

Бесплатная раздача подакцизного товара: что с акцизом

Если в ходе рекламной акции вы решили бесплатно раздавать подакцизный товар*, следует учитывать массу тонкостей, связанных с его реализацией. Например: бесплатная раздача алкогольной и табачной продукции** требует наличия лицензии на розничную торговлю, а бесплатное распространение табачных изделий вообще запрещено***( ст. 10 Закона № 2899). Также следует учитывать ограничение минимальной цены на алкогольные напитки, коньяк, водку, ликеро-водочную продукцию и вино ( ст. 17 Закона № 481, т. е. по сути, речь может идти только о пиве) и многие другие моменты, которые выходят за рамки данной консультации, но которые необходимо досконально изучить, прежде чем начинать такие рекламные акции.

* О торговле подакцизными товарами вы можете прочитать в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 54 и № 18.

** Более подробно о торговле алкоголем и табаком можно узнать в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 54.

*** О том, что далеко не все товары можно распространять бесплатно, вы уже знаете из материала на странице 3 этого номера журнала.

В рамках данной статьи нас интересует вопрос начисления относительно «свежего» налога — «розничного» акциза на операции по бесплатному распространению подакцизных товаров.

До 01.01.2015 г. плательщиками акцизного налога в большей части были производители и импортеры подакцизных товаров****. Однако, после этой даты круг плательщиков расширился за счет предприятий, торгующих подакцизными товарами в розницу ( п.п. 212.1.11 НКУ). Их можно разделить на две группы розничных торговцев:

**** Перечень подакцизных товаров указан в п. 215.1 НКУ.

— алкоголем и табаком;

— горючим.

Объектом налогообложения являются операции по реализации подакцизного товара ( п.п. 213.1.9 НКУ). При этом базой начисления в случае торговли алкоголем и табаком является стоимость реализации с учетом налога на добавленную стоимость ( п.п. 214.1.4 НКУ), а при торговле горючим — объем реализованного (физически отпущенного) горючего в литрах ( п.п. 215.3.10 НКУ). При этом датой возникновения налоговых обязательств по «розничному» акцизному налогу является ( п. 216.9 НКУ):

— для наличных расчетов — дата осуществления расчетной операции в соответствии с Законом о РРО;

— для безналичных расчетов — дата оформления расчетного документа на сумму проведенной операции, который подтверждает факт продажи, отгрузки, физического отпуска товара;

— в случае реализации товаров физическими лицами — предпринимателями, которые уплачивают единый налог, — дата поступления оплаты за проданный товар.

Учитывая, что при бесплатной раздаче товаров компенсации за поставленный товар не предвидится, база для начисления «розничного» акциза не возникает. На наш взгляд, такой вывод справедлив по операциям бесплатного распространения подакцизных товаров, для которых установлена относительная (адвалорная) ставка налога ( п. 28.1 НКУ). Например, ставка акциза для алкогольных напитков и табака установлена в размере 5 % от стоимости их реализации с учетом НДС ( п.п. 215.3.10 НКУ). Согласны с этим и налоговики (см. подкатегорию 116.02 БЗ, письмо ГФСУ от 03.11.2015 г. № 23422/6/99-99-19-03-03-18).

Таким образом,

по операциям бесплатного распространения алкогольных напитков, «розничный» акциз не начисляется

Другое дело бесплатное распространение горючего. Ведь реализация горючего в понимании норм п.п. 14.1.212 НКУ имеет более широкое значение, и в нем акцент делается, прежде всего, на физическом отпуске горючего. Поэтому вряд ли налоговики так просто согласятся с неначислением «розничного» акциза на объем бесплатно розданного топлива. Ведь в своих разъяснениях налоговики пошли еще дальше: сославшись на такое широкое определение «реализации горючего», под начисление «розничного» акциза они подводят отпуск горючего через АЗС для собственных нужд ( письмо ГФСУ от 24.03.2016 г. № 6497/6/99-99-19-03-03-15)*.

* Подробно см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 37, с. 3.

Если вы решите, допустим, в качестве рекламной акции за каждые 20 литров купленного бензина отпускать покупателю 1 литр бесплатно, то за каждый такой бесплатный литр необходимо будет уплатить за свой счет «розничный» акциз в сумме 0,042 евро.

Хотя мы обращали* внимание на тот момент, что при бесплатной раздаче топлива отсутствует расчетная операция, а значит, отсутствует дата начисления «розничного» акциза ( п. 216.9 НКУ).

Пару слов о «топливном» акцизе. Бесплатная передача подпадает под определение реализации горючего, установленное в абз.2 п.п. 14.1.212 НКУ. Поэтому считаем, что на каждую полную или частичную операцию по реализации (в том числе бесплатной передаче) горючего составляется акцизная накладная ( п. 231.3 НКУ). Если объемы реализованного (в том числе бесплатно розданного) горючего превысят объемы полученного горючего от других плательщиков акцизного налога, с которых уплачен акцизный налог, то у вас дополнительно возникает объект налогообложения в соответствии с п.п. 213.1.12 НКУ (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 18).

Образцы товаров в массы: есть ли НДФЛ и ВС?

Здесь необходимо отталкиваться от возможности персонифицировать (т. е. определить) получателей образцов товаров и сумму полученного каждым их них «образцово-товарного» дохода.

Если объективная возможность персонифицировать получателей дохода отсутствует, то вопрос с НДФЛ и ВС вообще не возникает

Например, если в ходе рекламной акции любой участник может подойти к стенду и получить недорогой образец товара, то объект для удержания НДФЛ и ВС не возникает из-за невозможности персонификации. То же самое можно сказать и о расходах на дегустацию производимой продукции, угоститься которой может любой желающий.

Однако, чем уже круг получателей и чем выше стоимость образцов товаров, тем ниже вероятность, что вам удастся отстоять перед контролерами невозможность персонификации. Что же делать в таком случае?

По сути раздаваемые образцы товаров — это подарки. Что из этого следует? Можно сэкономить на налогах. Дело в том, что п.п. 165.1.39 НКУ выводит из состава облагаемых НДФЛ доходов физлица неденежные подарки, стоимость которых не превышает в 2016 году 689 грн. в расчете на месяц.

Имейте в виду! Для целей налогообложения стоимость неденежного подарка определяйте по обычным ценам. Это следует из положений п. 164.5 НКУ.

Кроме того, если стоимость подарка — образца товара не превышает 689 грн. (в расчете на месяц), то и ВС удерживать не нужно (см. п.п. 1.7 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Важно! Стоимость необлагаемых подарков обязательно отразите в Налоговом расчете по форме № 1ДФ. В разделе I — с признаком дохода «160», в разделе II по строке с ВС — в общей сумме доходов, начисленных/выплаченных физлицам в отчетном квартале.

А если стоимость подарка — образца товара превысила необлагаемую сумму? Тогда разница между этими двумя суммами, увеличенная на «натуральный» НДФЛ-коэффициент, войдет в налогооблагаемый доход физлица-получателя как дополнительное благо (см. п. 164.5, п.п. «е» п.п. 164.2.17 НКУ). Отметим, что при ставке НДФЛ 18 % размер «натурального» коэффициента равен 1,219512.

И не забываем о ВС со стоимости подарка, превышающей необлагаемый предел. По нашему мнению*, в базу обложения ВС такой доход должен попасть увеличенным на «натуральный» НДФЛ-коэффициент. Ведь именно с учетом этого коэффициента в бухучете будет начислен доход физлица — получателя товара. Рассчитывать «натуральный» ВС-коэффициент не нужно. Это не предусмотрено НКУ.

* Отметим, что у налоговиков по этому вопросу иное мнение (см. с. 22).

В связи с тем, что доход в рассматриваемой ситуации предоставлен физлицам в натуральной форме, НДФЛ уплатите в течение банковского дня, следующего за днем его начисления (предоставления) ( п.п. 168.1.4 НКУ).

В разделе I Налогового расчета по форме № 1ДФ необлагаемую часть стоимости подарка отразите с признаком «160», облагаемую — с признаком «126» как доход в виде дополнительного блага. Кроме того, полученный вместе с подарком доход (как необлагаемый, и так облагаемый (в сумме, начисленной в бухучете)) необходимо отразить в разделе II формы № 1ДФ по строке с ВС.

Обратите внимание: для того, чтобы отразить информацию о доходе физлица — получателя товара в разделе I Налогового расчета, вам понадобится его регистрационный номер учетной карточки плательщика налога — физлица — получателя товара. Позаботьтесь об этом при выдаче товара.

Если же физлицо отказалось от принятия регистрационного номера и имеет соответствующую отметку в паспорте, вам необходимо снять копию первой страницы его паспорта и страницы с отметкой ГНИ о наличии права осуществлять любые платежи по серии и номеру паспорта.

Бухгалтерский учет

Операции по безвозмездной передачи товаров в бухгалтерском учете отражаются в соответствии с требованиями НП(С)БУ или МСФО. Сразу отметим, что в национальных и международных стандартах бухучета содержатся похожие критерии признания доходов и расходов.

Доход признается при увеличении актива или уменьшении обязательств, которые обусловливают рост собственного капитала, при условии, что оценка может быть достоверна определена ( п. 5 П(С)БУ 15). Ясное дело, что при безвозмездной раздаче товаров ни роста собственного капитала, ни увеличения актива или уменьшения обязательств, ни каких-либо экономических выгод предприятие не получает. Потому операция по безвозмездной передаче товаров никак не вписывается в критерии признания дохода. Следовательно,

предприятие в момент бесплатной отгрузки товара доходы в бухгалтерском учете не отражает

А вот право на признание расходов в бухгалтерском учете у предприятия имеется, так как такая операция соответствует критериям признания расходов в бухгалтерском учете ( пп. 5, 6, 7 П(С)БУ 16). Предприятие увеличивает расходы на себестоимость безвозмездно переданных товаров в отчетном периоде их отгрузки. Такие расходы связаны с продвижением и продажей товаров, работ, услуг и учитываются в составе расходов на сбыт ( п. 19 П(С)БУ 16). При этом доначисленный НДС на сумму превышения минбазы над договорной стоимостью отражаем по дебету субсчета 949 «Прочие расходы операционной деятельности» ( п. 1.3 Инструкции № 141).

Как определить себестоимость бесплатно переданной рекламной продукции? Согласно п. 16 П(С)БУ 9 предусмотрено пять методов определения себестоимости запасов при их выбытии. Один из них, который чаще всего используют розничные торговцы, — метод цены продажи. Этот метод выбирают предприятия, которые имеют достаточно большую и часто меняющуюся номенклатуру товаров с приблизительно равным уровнем торговой наценки, при условии, что применение прочих методов не оправдано ( п. 22 П(С)БУ 9).

При использовании метода цены продажи следует учитывать, что расчет себестоимости осуществляется по среднему проценту на весь реализованный товар. Рассчитать себестоимость единицы можно исходя из среднего процента наценки.

Обратите внимание, минимальная база для начисления НДС-обязательств ( п. 188.1 НКУ) может отличаться от себестоимости единицы продукции, так как для определения минбазы необходимо отталкиваться от цены приобретения. Как определить цену приобретения — см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 17, с. 23.

Пример. С целью рекламы и продвижения нового вида товара предприятие организовало бесплатную раздачу образцов такого товара.

Бухгалтерский учет рекламной раздачи образцов товара

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Оприходованы товары, полученные от поставщика

281

631

24000

2

Отражена сумма НДС (до регистрации НН в ЕРНН)

644/1

631

4800

3

Отражен налоговый кредит по НДС (при наличии НН, зарегистрированной в ЕРНН)

641/НДС

644/1

4800

4

Произведена бесплатная раздача образцов товара и списана их себестоимость

93

281

24000

5

Доначислены НО до минимальной базы (НН зарегистрированы в ЕРНН)

949

641/НДС

4800

6

Списаны на финансовый результат:

— себестоимость бесплатно переданных товаров

— доначисленные обязательства по НДС

791

791

93

949

24000

4800

выводы

  • В бухгалтерском учете при бесплатной раздаче образцов товара доходы не признают, а себестоимость таких товаров отражается в расходах на сбыт.
  • Операции по бесплатной передаче товаров отражают в налоговоприбыльном учете исключительно по бухгалтерским правилам.
  • Обязательства по НДС начисляются на минимальную базу, при этом «компенсирующих» обязательств по НДС нет.
  • «Розничный» акциз на бесплатно розданный алкоголь начислять не нужно. А вот с уплатой «розничного» акциза при бесплатной раздаче топлива не все так просто. Возможно, за такое неначисление придется побороться.
  • Если раздача образцов товара осуществляется физлицам, а объективная возможность персонифицировать полученный ими доход отсутствует, то вопрос с НДФЛ и ВС вообще не возникает.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить