Новогодние новинки: вспомнить все

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Декабрь, 2019/№ 103-104
В избранном В избранное
Печать
Как только в новогоднюю ночь стрелки часов встанут вертикально, целый ряд нововведений захлестнет субъектов хозяйствования. И здесь будут как те, которые законотворцы традиционно вносят ежегодно в НКУ, так и те, которые начнут действовать в 2020 году, но были введены в текущем или в прошлом году. О них некоторые могли уже и подзабыть, но от этого они менее актуальными не стали. О том, что это за нововведения и как они повлияют на субъектов хозяйствования, поговорим ниже.

Забытые налоговые нововведения

НДС. С начала 2020 года:

1) прекращает действовать нулевая ставка НДС при налогообложении операций по поставке товаров (кроме подакцизных товаров) и услуг, которые непосредственно изготовляются предприятиями и организациями общественных организаций инвалидов (п. 8 подразд. 2 разд. ХХ НКУ*). Вместо этого такие операции данных предприятий будут освобождаться от обложения НДС в соответствии с п. 197.6 НКУ. А это говорит о том, что при поставке своих товаров (услуг) им придется начислять компенсирующие и распределительно-компенсирующие обязательства в соответствии с п. 198.5 и ст. 199 НКУ для корректировки полученного налогового кредита, который касается таких льготных операций;

* В законопроектах, которые сейчас рассматривает ВРУ, о продлении действия нулевой ставки по НДС для таких операций не упоминается.

2) прекращает действовать освобождение от обложения НДС операций плательщика налога — должника по поставке товаров для целей погашения его задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации, или планом санации с учетом особенностей, установленных законом относительно финреструктуризации (п. 33 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). Отныне избежать начисления НДС не удастся и предприятиям-должникам, которые будут продавать свои товары для покрытия реструктуризированного долга или при выполнении плана санации;

3) начинает действовать временное (до 31.12.2021 г.) освобождение от обложения НДС операций по вывозу за пределы таможенной территории Украины в таможенном режиме экспорта соевых бобов (товарная позиция 1201 согласно УКТ ВЭД). Это освобождение не затронет только экспортеров-сельхозтоваропроизводителей, которые будут экспортировать за пределы Украины выращенные на собственных или взятых в пользование землях соевые бобы (п. 63 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). Подробно об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 22, с. 4 и 2018, № 83, с. 15 и № 71, с. 2;

4) фискалы уже не будут давать плательщику НДС рассрочку уплаты НДС, без начисления процентов, пени и штрафов при ввозе на таможенную территорию Украины с помещением в таможенный режим импорта оборудования и комплектующих, классифицируемых по товарным подкатегориям согласно УКТ ВЭД, перечисленным в п. 65 подразд. 2 разд. ХХ НКУ;

5) изменится

порядок составления сводной налоговой накладной (НН) по ежедневным итогам операций

Отныне в такой НН необходимо будет заполнять все графы (в том числе 4, 5, 6 и 7), которые до этого можно было не заполнять, а также придется полностью расшифровывать всю номенклатуру с указанием количества, цены, кодов УКТ ВЭД/ГКПУ, а не как раньше — отражать все по группам. Подробности — в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 102, с. 2.

Налог на прибыль. Ряд изменений ожидает и плательщиков налога на прибыль, а именно:

1) субъекты хозяйствования, которые осуществляют выпуск и проведение лотерей, в 2020 году будут облагать налогом на прибыль доход, полученный от осуществления таких операций, по ставке 28 % (п. 48 подразд. 4 разд. ХХ НКУ). В текущем году размер ставки составляет 26 %;

2) прекращает действовать освобождение от уплаты налога на прибыль с дохода предприятий, полученного от хоздеятельности с использованием газа (метана) угольных месторождений и/или производного сырья газа (метана) угольных месторождений, в том числе газовоздушной смеси с содержанием газа (метана), что не соответствует требованиям к качеству природного газа, предназначенного для транспортировки, промышленного и коммунально-бытового потребления (п. 16 подразд. 4 разд. ХХ НКУ);

3) предприятия, которые начиная с 01.01.2020 г. будут впервые вводить в эксплуатацию на территории Украины основные средства (ОС) 4 группы, расходы на приобретение которых были понесены (начислены) после 01.01.2017 г., уже не смогут устанавливать минимально допустимый срок для начисления амортизации по прямолинейному методу, который равен двум годам (п. 43 подразд. 4 разд. ХХ НКУ). Для расчета амортизации для таких ОС придется использовать общие минимальные сроки эксплуатации — 5 лет. Подробности об этом— в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 84, с. 29;

4) отчитываться плательщикам налога на прибыль придется по обновленной форме декларации. Подробно о ней — в ближайшем спецвыпуске.

Акцизный налог. С 01.01.2020 г. вырастут на 20 % по сравнению с прошлым годом (п. 17 подразд. 5 разд. ХХ НКУ):

— ставки акцизного налога на табачные изделия, табак и промышленные заменители табака;

— минимальное акцизное налоговое обязательство по уплате акцизного налога с табачных изделий.

Об остальных акцизных нововведениях см. статью «Горючие» новинки: акциз и лицензии».

Рентная плата. С начала 2020 года при расчете налоговых обязательств по рентной плате за пользование недрами для добычи железной руды к ставкам налога не нужно применять повышающий коэффициент 1,1. То есть в 2020 году, в отличие от 2019-го, она будет рассчитываться исходя из стандартной ставки 8 % стоимости товарной продукции (п. 252.20 НКУ).

Отчет о льготах

С начала 2020 года отменено обязательное предоставление отдельного Отчета о суммах налоговых льгот. Об этом свидетельствует постановление КМУ от 31.10.2018 г. № 891 (вступает в силу с 01.01.2020 г.). Следовательно,

за 2019 год в последний раз придется подавать отчет о льготах как отдельный документ

В то же время отмена отдельной льготной отчетности не говорит о том, что больше не нужно информировать контролеров о размере полученных льгот. Отчитываться плательщикам придется и дальше, но делать это они будут непосредственно в отчетности, которая подается по соответствующим налогам/сборам.

Так, например, Минфин уже обновил форму Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий и одним из изменений стало введение в ней нового приложения ПП «Інформація про суми податкових пільг». Кроме того, соответствующий раздел с информацией о размере налоговых льгот уже появился в обновленной форме налоговой декларации по туристическому сбору (утверждена приказом Минфина от 09.07.2015 г. № 636). О ее заполнении читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 86, с. 14.

РРО-нововведения

Мы уже неоднократно предупреждали о том, что с 2020 года произойдет РРО-революция, которую вводят в действие законы № 128 и № 129**. Первый вносит изменения в РРОшный Закон, второй — в НКУ.

** Законы Украины от 20.09.2019 г. № 128-IX и № 129-IX соответственно.

Еще раз подробно напоминать все изменения, которые они принесут, сегодня не будем. Для этого вам понадобятся «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 86, с. 2 и № 89, с. 19. Коротко остановимся лишь на контрольных датах, на которые следует обратить внимание субъектам хозяйствования.

Итак, с 19.04.2020 г.:

— вырастет размер РРО-штрафов. Вместо 1 грн. первое нарушение будет наказываться штрафом в размере 100 % стоимости товаров (работ, услуг), реализованных с нарушениями, следующие нарушения — по 150 %. Но заметьте: эти санкции до 01.10.2020 г. будут применяться в сниженных размерах: 10 и 50 % соответственно (п. 16 подразд. 1 разд. I Закона № 128). О том, как суды решают, что является первым, а что — повторным нарушением, см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 97, с. 26;

— плательщики ЕН групп 2 — 4 с 19.04.2020 г. обязаны использовать РРО, даже если годовой доход не превысил 1 млн грн., в случае продажи не только технически сложных бытовых товаров, которые подлежат ремонту, лекарств и медизделий, но и при предоставлении платных медуслуг;

— начнут действовать изменения, касающиеся начала использования программных РРО наряду с обычными.

А вот с 01.10.2020 г.:

— начнут действовать 100 % и 150 % РРО-штрафы в полном размере (см. выше);

— плательщики ЕН групп 2 — 4 будут обязаны использовать РРО без превышения 1-миллионного предела дохода также и при интернет-торговле, продаже ювелирки, секонд-хенда и при осуществлении деятельности кафе, ресторанов, гостиниц, турагентств (п. 53 подразд. 10 разд. ХХ НКУ);

— начинает действовать РРО-кешбэк. То есть покупатели смогут пожаловаться на продавца, который допустил РРО-нарушение, и взамен надеяться на получение в виде кешбэка суммы штрафа (100 % стоимости приобретенных товаров/услуг), если фискалы оштрафуют продавца после рассмотрения жалобы.

И наконец, с 01.01.2021 г. все плательщики ЕН групп 2 — 4 теряют освобождение от использования РРО.

Платежные документы

Еще с конца лета банки в соответствии с постановлением Правления НБУ от 28.12.2018 г. № 162 начали формировать номер банковского счета в соответствии с ДСТУ-Н 7167:2010, утвержденным приказом Госпотребстандарта от 11.10.2010 г. № 454 (далее — стандарт IBAN).

Чтобы переход произошел без проблем, вводить в обращение стандарт IBAN было решено постепенно. Его введение планируют закончить 12.01.2020 г. (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 80, с. 28).

В связи с этим

с 13.01.2020 г. все банки будут принимать лишь платежные документы (кроме чековых книжек) на перевод средств исключительно со счетом по стандарту IBAN

Чтобы можно было выполнить это требование, Нацбанк постановлением Правления от 06.11.2019 г. № 127 внес изменения в Инструкцию, утвержденную постановлением Правления НБУ от 21.01.2004 г. № 22.

Он обновил формы платежного поручения, платежного требования-поручения, платежного требования, чековой книжки и т. п. Например, если брать платежное поручение, то из него исчезнет реквизит «Код банку», а в реквизите «Рахунок платника/отримувача/стягувача» плательщику придется указывать номер счета по стандарту IBAN (счет длиной 29 символов и в нем зашифрован код банка), а также в реквизите «Банк платника» и «Банк отримувача» уже не нужно указывать местонахождение банка.

Использовать обновленные платежки следует с 13.01.2020 г.

А вот старые денежные чековые книжки, которые банки выдали до введения стандарта IBAN, Нацбанк разрешает применять до полного использования (см. письмо НБУ от 09.09.2019 г. № 50-0006/46321).

Обнародование финотчетности

Еще с 01.01.2018 г. заработала новая редакция ч. 3 ст. 14 Закона о бухучете***. Ею были установлены новые правила обнародования годовой финансовой отчетности вместе с аудиторским заключением.

*** Закон Украины «О бухучете и финотчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-ХIV.

Так, с начала 2019 года эта обязанность начала распространяться также на все крупные предприятия, которые не являются эмитентами ЦБ, и средние предприятия, а также другие финучреждения, которые относятся к микро- и малым предприятиям.

Исходя из этого, а также опираясь на лояльные разъяснения Минфина (письмо от 07.12.2018 г. № 35210-06-5/32299 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 103, с. 4), вышеупомянутые предприятия должны впервые обнародовать финотчетность с аудиторским заключением начиная с отчетности за 2019 год. Сделать это они должны до 1 июня, следующего за отчетным годом. То есть

обнародовать финотчетность за 2019 год такие предприятия должны не позднее 31.05.2020 г. на своей веб-странице (в полном объеме)

При этом поскольку вместе с финотчетностью они должны обнародовать и аудиторское заключение, то до этой даты такие предприятия должны обязательно провести аудиторскую проверку такой финотчетности за 2019 год.

Обращаем внимание! Предприятия, которые не обнародуют финотчетность вместе с аудиторским отчетом, могут пострадать. Их должностных лиц могут привлечь к админответственности за нарушение порядка обнародования финотчетности в виде штрафа в размере от 17000 до 34000 грн. (ст. 16316 КоАП). При повторном на протяжении года нарушении штраф составит уже от 34000 до 51000 грн.

Налагать такой админштраф имеет право орган общественного надзора за аудиторской деятельностью (ст. 24422 КоАП).

Кроме того, предприятиям после закрытия 2019 года нужно провести подсчет показателей, которые относят предприятие к определенной категории по их величине (микро-, малые, средние и крупные). Это нужно для целей составления финотчетности, а именно для выбора форм и комплекта отчетности, которую нужно будет подавать в органы статистики и налоговую. Эти критерии ищите в ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете.

Для того, чтобы предприятие попало в ту или иную категорию, оно должно одновременно соответствовать как минимум двум из трех критериев, по которым распределяют предприятия на группы (в любой комбинации). При этом, чтобы изменить категорию, предприятию нужно в течение двух лет подряд не отвечать критериям соответствующей категории предприятий.

Если это так и по результатам 2018 и 2019 гг. предприятие соответствует критериям другой категории, чем раньше, то оно переходит в новую категорию (ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете). И потому при подаче отчетности должно использовать уже форму финотчетности, которая установлена для таких предприятий. Подробно о таком изменении в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 81, с. 5.

ЕСВ-поддержка фермеров

Еще с конца лета 2018 года стало известно, что семейные фермерские хозяйства (ФХ) имеют право на получение господдержки в виде частичной уплаты ЕСВ (от 10 % до 90 % минимального страхового взноса) в течение 10 лет за членов/председателя семейного ФХ. Подробно об этой инициативе — в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 67, с. 3.

Для того, чтобы семейные ФХ могли получить такую господдержку, порядок ее предоставления должен был утвердить Кабмин. Но правительство долго не могло решить, как именно предоставлять этот вид господдержки. И поэтому только в середине 2019 года Кабмин постановлением от 22.05.2019 г. № 565 утвердил соответствующий Порядок.

Он начнет действовать только с 01.01.2020 г. Следовательно,

только с начала следующего года семейные ФХ могут получить поддержку в виде частичной

уплаты ЕСВ

Получить такой вид господдержки могут члены/председатель семейного ФХ без статуса юрлица, которое:

— образовано в соответствии со ст. 81 Закона Украины «О фермерском хозяйстве» от 19.07.2003 г. № 973-IV;

— зарегистрированы плательщиками единого налога группы 4.

Чтобы получить такую господдержку, председатель семейного ФХ подает не позднее чем за пять рабочих дней до начала месяца в территориальный орган ГФС по месту своего учета как плательщика взноса:

— заявления от себя и всех членов семейного ФХ (кроме тех лиц, которые подлежат страхованию на других основаниях или освобождаются от уплаты ЕСВ) по форме согласно приложениям 1 и 2 к этому Порядку;

— копию договора (декларации) об образовании семейного ФХ.

Если все сделано правильно, то налоговики в течение 3 рабочих дней после получения документов вносят в реестр страхователей отметку о праве члена/председателя семейного ФХ получать этот вид господдержки. Право на получение господдержки (доплаты) возникает у членов/председателя семейного ФХ с 1 числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

Если в этом реестре в отношении лица содержится отметка о получении господдержки, то, чтобы ее получить, остается только своевременно ежеквартально и по итогам года уплачивать ЕСВ в сумме обязательной доплаты.

Другие нововведения

Новые счета. С начала 2020 года органы Казначейства будут открывать счета для уплаты налогов и сборов в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденным приказом Минфина от 31.12.2013 г. № 1203. Поэтому с 01.01.2020 г. изменятся реквизиты:

— электронного НДС счета в СЭА НДС;

— Е-счета в СЭАРГ;

— счетов для уплаты налогов, сборов, платежей и других доходов бюджета;

— счета для зачисления ЕСВ.

То есть, чтобы с 03.01.2020 г. увеличить регистрационный лимит для регистрации НН, уплатить налоговые обязательства по НДС, ЕСВ и другим налогам и сборам, увеличить остаток горючего для регистрации акцизных накладных, придется использовать новые счета.

Узнать реквизиты этих счетов налогоплательщики смогут в приватной части Электронного кабинета в разделе «Облікові дані платника» и на официальных веб-порталах налоговиков.

Мораторий на землю. С 01.01.2020 г. для того, чтобы снять мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения, ВРУ достаточно просто утвердить закон об обороте земель сельхозназначения. Временные рамки из п. 15 разд. Х ЗКУ, которые ограничивали снятие моратория, заканчиваются 1 января.

Сможет ли ВРУ утвердить такой закон, пока что не известно. По этому поводу продолжается много споров и дискуссий. О том, что депутаты уже заложили в проект закона об обороте сельхозземель, читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 94, с. 25.

Новый Инкотермс. С 01.01.2020 г. начинает действовать новая редакция правил Инкотермс-2020. До этого времени при заключении ВЭД-договора действовали правила Инкотермс в редакции 2010 года.

Новые правила Инкотермс будут содержать ряд изменений. Так:

— из перечня базовых условий поставки исчезнет поставка на условиях EXW (самовывоз). Дело в том, что такие условия поставки используют обычно при поставках внутри страны, а не в ВЭД-деятельности. Такая же судьба постигнет и такие условия поставки, как FAS (свободно вдоль борта суда);

— условия поставки FCA (франко перевозчик) будут разделены на два вида. Один вид будет использоваться для наземной поставки, а другой — для морских контейнерных поставок;

— вместо условий поставки DDP (будет отменена) появится два новых базовых условия поставок DTP (доставка на терминале (т. е. порт, аэропорт и т. п.) с уплатой пошлины) и DPP (доставка к любому месту с уплатой пошлины) и т. п.

Поэтому тем, кто занимается ВЭД-договорами, пришло время перечитать Инкотермс.

Требования к меду. С 06.02.2020 г. вступают в силу Требования к меду, утвержденные приказом Минагрополитики от 19.06.2019 г. № 330. Они распространяются на маркировку меда (слитого, цветочного или нектарного, падевого, прессованного, сотового, центрифужного (экстрагированного), а также на соты у меда и мед для кондитерских изделий).

При этом в полной мере начнут применяться эти Требования только с 01.01.2023 г. А потому только тот мед, который будет введен в оборот после 01.01.2023 г., будет запрещен или ограничен для продажи на рынке. Мед же, который уже введен или будет введен в оборот до 01.01.2023 г., можно будет реализовать без ограничений до окончания срока его годности. То есть у пасечников есть еще три года, чтобы подготовиться к внедрению этих требований.

выводы

  • С нового года общественные организации инвалидов вместо 0 % ставки НДС получат НДС-льготу, должники будут продавать имущество по ставке НДС 20 %, а сводные НН будут составлять по новым правилам.
  • Плательщики налога на прибыль будут отчитываться по новой форме, а финрезультат, полученный от выпуска и проведения лотерей, будут облагать налогом по ставке 28 %.
  • Отчет о льготах уже не будет отдельным документом, а большинство плательщиков ЕН до конца следующего года утратят освобождение от РРО.
  • Средние предприятия должны обнародовать отчетность с аудиторским заключением уже за 2019 год, а семейные ФХ смогут меньше платить ЕСВ.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд