Темы статей
Выбрать темы

Прекращение ФЛП

Амброзяк Наталья, юрист, Вороная Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам, Солошенко Людмила, налоговый эксперт, Чернышова Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
Необходимость прекратить свою деятельность может возникнуть не только у юрлица, но и у физлица-предпринимателя. Разрегистрироваться в ЕГР, подать последнюю отчетность, закрыть счета в банке — это далеко не все, что ему необходимо сделать. Об особенностях процедуры прекращения ФЛП поговорим в этом разделе.

Необходимость прекратить свою деятельность может возникнуть не только у юрлица, но и у физлица-предпринимателя. Разрегистрироваться в ЕГР, подать последнюю отчетность, закрыть счета в банке — это далеко не все, что ему необходимо сделать. Об особенностях процедуры прекращения ФЛП поговорим в этом разделе.

9.1. Разрегистрация в ЕГР

ФЛП лишается статуса предпринимателя с даты внесения в ЕГР записи «припинено» (ч. 9 ст. 4 Закона № 755).

Однако, прежде чем начать процедуру прекращения, советуем проверить, все ли в порядке с данными о ФЛП в ЕГР. В первую очередь это касается паспортных данных. Ведь если вдруг паспортные данные и данные в ЕГР не совпадают, для регистратора это означает, что формально «ФЛП-запись» и ФЛП-заявитель — разные лица. В таком случае перед разрегистрацией необходимо внести соответствующие изменения.

Кроме того, если предприниматель зарегистрирован до 01.07.2004 г., записи в ЕГР может и не быть. А нет записи — нет возможности ее исключить. Но это не означает отсутствие у физлица предпринимательского статуса.

Поэтому, для того чтобы можно было провести установленную законодательством процедуру разрегистрации, сначала необходимо внести соответствующие данные о ФЛП в ЕГР. Для этого госрегистратору подают заявление по форме 1* (ч. 2 ст. 18 Закона № 755).

* Утверждена приказом Минюста от 18.11.2016 г. № 3268/5.

Когда все данные в ЕГР в порядке, можно приступать к самой процедуре разрегистрации. Какие действия она предполагает?

Чтобы внести запись о прекращении ФЛП, нужно обратиться к государственному регистратору. Как правило, это делают через Центр предоставления админуслуг.

Но можно прибегнуть и к услугам нотариуса, который уполномочен проводить регистрационные действия в отношении ФЛП и юридических лиц. Однако за нотариальные услуги придется заплатить (в отличие от проведения регистрационного действия у госрегистратора).

Для разрегистрации ФЛП необходимо подать госрегистратору заявление по форме 1 (п. 1 ч. 4 ст. 18 Закона № 755)

Оно может быть подано как в бумажной, так и в электронной форме. При этом согласно ч. 1 ст. 14 Закона № 755 документы в бумажной форме подаются:

лично заявителем (это может быть сам предприниматель или уполномоченное им лицо) либо

почтовым отправлением (в таком случае подлинность подписи заявителя должна быть нотариально заверена).

Подача документов в электронном виде осуществляется через Единый государственный веб-портал электронных услуг «Дія» (diia.gov.ua/services/zakrittya-fop).

При заполнении формы 1 учитывайте следующее:

— она должна быть изложена на украинском языке;

— паспортные данные ФЛП в ней приводят только тогда, когда в паспорте у такого физлица стоит отметка о праве осуществлять платежи по серии и номеру паспорта;

— текст бумажного заявления должен быть написан разборчиво (на компьютере либо от руки печатными буквами);

— заявление в бумажной форме не должно содержать подчистки и помарки, зачеркнутые слова и другие исправления, текст, написанный карандашом, а также повреждения, которые не позволяют однозначно трактовать текст документа.

Если заявитель подает заявление в бумажном виде, ему также понадобятся (ч. 2 ст. 14 Закона № 755):

— паспорт гражданина Украины или другой документ, удостоверяющий личность;

— оригинал (нотариально удостоверенная копия) документа, удостоверяющего полномочия представителя ФЛП (например, доверенности), — если документы подает такой представитель.

Если сведения о полномочиях представителя ФЛП были внесены в ЕГР, такой документ подавать не нужно.

Госрегистратор в день внесения в ЕГР записи о прекращении ФЛП сообщает об этом налоговикам, органам статистики и Пенсионному фонду (ч. 2 ст. 13 Закона № 755).

9.2. Снятие с учета в налоговой

ФЛП находится на учете в налоговой как плательщик:

1) налогов и сборов;

2) ЕСВ.

После снятия с учета ФЛП как плательщика налогов и сборов он остается на учете как физлицо, получавшее доходы от предпринимательской деятельности (п.п. 6 п. 11.18 Порядка № 1588).

Однако,

как только налоговики узнают из ЕГР о прекращении ФЛП, предпринимательские налоги и сборы за периоды после разрегистрации начисляться уже не будут

ЕСВ тоже перестает начисляться. Причем независимо от того, сняли фискалы с учета предпринимателя как плательщика ЕСВ или нет.

Рассмотрим особенности снятия ФЛП* с учета в органах ГНСУ.

* Для упрощения понимания здесь и далее будем употреблять слова «ФЛП» и «предприниматель» даже в тех случаях, когда речь будет идти о процедурах, осуществляемых после разрегистрации предпринимателя в ЕГР.

Плательщик налогов и сборов. Снятие с учета ФЛП как плательщика налогов и сборов происходит на основании информации, полученной налоговиками из ЕГР. Дата снятия с учета — дата получения сведений о внесении записи «припинено» в ЕГР (п.п. 1 п. 11.18 Порядка № 1588).

Если предприниматель — единоналожник, налоговики должны сами аннулировать регистрацию плательщиком единого налога. Датой аннулирования будет дата получения фискалами информации из ЕГР о прекращении ФЛП (п.п. 2 п. 299.10 НКУ). При этом, как указывают налоговики в консультации из подкатегории 107.01.09 БЗ, единоналожник не подает заявление об отказе от упрощенной системы налогообложения.

Также без вмешательства предпринимателя произойдет его НДС-разрегистрация.

Ведь

внесение в ЕГР записи «припинено» является основанием и для снятия ФЛП с учета как плательщика НДС

Датой аннулирования НДС-регистрации будет дата госрегистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица (п. 184.2 НКУ).

Однако предприниматель может перестраховаться и подать в свою налоговую (по месту жительства) заявление по форме № 3-ПДВ сразу после того как госрегистратор сделал запись о прекращении предпринимательской деятельности.

Если у контролеров нет претензий, они аннулируют НДС-регистрацию на дату подачи такого заявления (п. 184.2 НКУ, п. 5.11 Положения № 1130).

О том, что в этой ситуации аннулирование НДС-регистрации может осуществляться как по решению органа ГНСУ, так и по заявлению плательщика, в свое время указывали и налоговики (см. по ссылке: tr.sfs.gov.ua/media-ark/news-ark/print-198258.html).

Аннулирование НДС-регистрации является основанием для закрытия электронного НДС-счета (п. 2001.8 НКУ и п. 7 Порядка № 569).

Причем делать для этого плательщику ничего не надо, все сделает самостоятельно Госказначейство на основании реестров, полученных от налоговиков (п. 7 Порядка № 569). Сроки, в течение которых должен быть закрыт НДС-счет, этот Порядок не устанавливает. Но, судя по всему, закроют его после того как вы перечислите средства для погашения налоговых обязательств по результатам последнего налогового периода (п. 27 Порядка № 569).

Учтите: несмотря на то что ФЛП в этом случае снимают с учета как плательщика налогов и сборов сразу, налоговики могут назначить проверку. Такое право им дает п.п. 78.1.7 НКУ. Могут они это сделать в пределах сроков давности, предусмотренных ст. 102 НКУ, 1095 дней (подробнее см. «Налоги & бухучет», 2019, № 102, с. 18).

Обратите внимание:

сроки для назначения ФЛП проверки законодательно не установлены

Поэтому после внесения записи в ЕГР о прекращении и подачи ликвидационной отчетности проверки можно ждать долго.

Хотите ускорить процесс?

Подайте в ГНИ заявление о назначении внеплановой проверки. Хотя и в этом случае сроки для принятия налоговиками решения не определены (см. разъяснение в подкатегории 130.03 БЗ).

Плательщик ЕСВ. Как плательщика ЕСВ предпринимателя снимают с учета на основании сведений из регистрационной карточки, предоставленных госрегистратором.

Однако прежде должна быть проведена проверка такого ФЛП и осуществлен окончательный расчет по уплате ЕСВ

На это указывают ч. 1 ст. 5 Закона № 2464 и абзац третий п. 8 разд. IV Порядка № 1162.

Сроки давности для проверок по ЕСВ не установлены. Если ФЛП зарегистрирован до 01.01.2011 г. и ранее проверки не проводились, то налоговики будут проверять с этой даты (именно тогда администрирование ЕСВ было передано фискалам). Это, в частности, следует из разъяснения, приведенного в подкатегории 130.01 БЗ.

А вот проверку до 01.01.2011 г. будут проводить пенсионщики.

Напоследок отметим: налоговая после снятия с учета ФЛП никаких документов не выдает. Проконтролировать процесс снятия с учета в органах ГНСУ можно:

а) через ЕГР: usr.minjust.gov.ua/ua/freesearch;

б) через ресурсы налоговиков:

— для плательщиков единого налога: cabinet.tax.gov.ua/registers/edpod;

— для плательщиков других налогов и сборов: cabinet.tax.gov.ua/registers/ registration.

9.3. Ликвидационная отчетность и последние платежи

Согласно абзацу второму п.п. 65.10.4 НКУ прекращение предпринимательской деятельности ФЛП не прекращает его обязательств, возникших во время осуществления такой деятельности, и не изменяет сроков и порядка выполнения таких обязательств. А значит, прекращенному предпринимателю необходимо, в частности, подать ликвидационную отчетность.

Далее подробнее рассмотрим, за какой период и в какие сроки предприниматель должен это сделать.

Окончательный расчет общесистемщика

Ликвидационную декларацию об имущественном состоянии и доходах* ФЛП-общесистемщик должен подать за последний базовый налоговый (отчетный) период в сроки, установленные для месячного налогового периода. На это прямо указывает абзац второй п. 177.11 НКУ.

* Форма декларации утверждена приказом Минфина от 02.10.2015 г. № 859.

То есть отчитаться нужно в течение 20 календарных дней, следующих за месяцем, в котором проведена разрегистрация предпринимателя** (п.п. 49.18.1 НКУ). Так, например, если ФЛП закрылся 06.07.2020 г., то подать декларацию он должен не позднее 20.08.2020 г.

** Помните: если последний день предоставления налоговой декларации приходится на выходной или праздничный день, предельным сроком ее подачи считается операционный (банковский) день, следующий за выходным или праздничным (п. 49.20 НКУ).

При этом последним базовым налоговым (отчетным) периодом в этом случае будет период со дня, следующего за днем окончания предыдущего отчетного периода, до последнего дня календарного месяца, в котором в ЕГР внесена запись «припинено» (абзац третий п. 177.11 НКУ). В приведенном нами примере отчетный период — с 01.01.2020 г. по 31.07.2020 г.

Таким образом, по окончании года декларацию подавать уже не придется.

В декларации отражают только доходы, полученные от предпринимательской деятельности

То есть указывать «гражданские» доходы физлица в ней не нужно. Что касается предпринимательской деятельности, то, по нашему мнению, здесь необходимо показать не только доходы, но и расходы, а также чистый доход ФЛП.

Тип декларации — «Звітна».

В поле 8 заглавной части выбирается категория плательщика «особа, яка припинила підприємницьку діяльність протягом звітного року3 датою __.__.____».

В соответствии с данными, указанными в ликвидационной декларации, необходимо произвести окончательный расчет по НДФЛ с учетом уплаченных в последнем базовом налоговом (отчетном) периоде авансовых платежей по этому налогу***.

*** Подробно о начислении авансовых платежей см. в «Налоги & бухучет», 2019, № 85, с. 48.

Сумму обязательств по НДФЛ за такой период необходимо уплатить в бюджет в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока подачи декларации

Такие требования установлены п. 57.1 НКУ.

Причем благодаря изменениям, внесенным в НКУ Законом № 466, если предельный срок уплаты налога приходится на выходной (праздничный) день, то последним днем уплаты налогового обязательства является операционный (банковский) день, следующий за таким выходным (праздничным) днем.

Если по итогам последнего базового налогового (отчетного) периода имеет место переплата по НДФЛ, излишне уплаченные суммы должны быть возвращены ФЛП в порядке, предусмотренном НКУ (абзац второй п.п. 177.5.3 этого Кодекса).

Также в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока подачи налоговой декларации, необходимо рассчитаться и по ВС, начисленному за последний базовый налоговый (отчетный) период в соответствии с ликвидационной декларацией.

Последняя декларация единоналожника

НКУ не предусматривает подачу ликвидационнной отчетности в особом порядке для плательщиков единого налога. Следовательно, сроки подачи отчетности для упрощенца должны оставаться неизменными.

Таким образом, исходя из норм законодательства единоналожники групп 1 и 2 могут подать декларацию аж по окончании года, в котором снялись с госрегистрации (пп. 294.1 и 294.6 НКУ), т. е. у них есть 60 календарных дней по окончании года, чтобы отчитаться (п.п. 49.18.3 НКУ).

Однако налоговики, очевидно, так не считают. В своих разъяснениях они говорят, что и для плательщиков групп 1, 2, и для плательщиков группы 3 срок подачи последней декларации — в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем последнего отчетного (налогового) квартала (см. разъяснение ГУ ГФС в Киевской обл. от 27.11.2018 г., письмо ГФСУ от 16.03.2018 г. № 1042/М/99-99-13-02-01-14/ІПК и разъяснение из подкатегории 129.02 БЗ*). Так, например, если ФЛП-единщик прекратился 06.07.2020 г., то подать отчет ему нужно не позднее 09.11.2020 г.

* Разъяснение переведено в недействующие в связи со вступлением в силу Закона № 466, однако, полагаем, мнение налоговиков на этот счет не изменилось.

Тип декларации — «Звітна».

Последний отчетный период — тот, в котором налоговики получили уведомление о регистрации в ЕГР прекращения предпринимателя (п. 294.6 НКУ)

Для плательщиков единого налога групп 1 и 2 это период пребывания на едином налоге в отчетном году. Для плательщиков группы 3 — квартал, в котором они разрегистрировались в ЕГР.

Обратите внимание: единый налог начисляется до последнего дня (включительно) календарного месяца, в котором аннулирована регистрация ФЛП (п. 295.8 НКУ). При этом единый налог не уплачивается (см. подкатегорию 107.01.09 БЗ):

— с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором контролирующим органом получено от госрегистратора уведомление о проведении государственной регистрации прекращения, — если единоналожник числился в группе 1 или 2;

— с 1-го числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) кварталом, в котором контролирующим органом получено от госрегистратора уведомление о проведении государственной регистрации прекращения, — если предприниматель был упрощенцем группы 3.

Таким образом, согласно п. 195.1 НКУ

единоналожники групп 1 и 2 последний раз уплатить авансовый взнос** по единому налогу должны до 20-го числа (включительно) месяца, в котором произошла разрегистрация ФЛП

** Больше об уплате авансового взноса ФЛП-единоналожниками групп 1 и 2 см. в «Налоги & бухучет», 2019, № 85, с. 12.

Если, конечно, предприниматель не уплатил авансовый взнос за более длительный период — квартал или год.

Так, если ФЛП прекратился 06.07.2020 г., то последний раз авансовый взнос необходимо перечислить за июль — до 20.07.2020 г. включительно. При этом единый налог уплачивается в полном размере независимо от того, в какой день месяца произошла разрегистра- ция.

Если авансовый взнос по единому налогу на основании абзаца второго п. 295.1 НКУ был уплачен за квартал или год, которые не истекли на последний день (включительно) календарного месяца аннулирования регистрации ФЛП, то переплаченные суммы единого налога должны быть возвращены предпринимателю в порядке, установленном НКУ (п. 295.6 этого Кодекса).

А вот единоналожники группы 3 должны уплатить указанную в ликвидационной декларации сумму единого налога в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока предоставления налоговой декларации за последний отчетный (налоговый) квартал (п. 295.3 НКУ).

Так, если разрегистрация произошла 06.07.2020 г., единоналожнику группы 3 уплатить единый налог придется не позднее 19.11.2020 г.

Уплата осуществляется по месту налогового адреса единоналожника.

Расчеты по ЕСВ

ФЛП (как общесистемщик, так и единоналожник) подает ликвидационный Отчет по ЕСВ за себя (форма № Д5*) в течение 30 календарных дней со дня внесения записи о прекращении предпринимательской деятельности в ЕГР. Это следует из п. 11 разд. ІІІ Порядка № 435.

* Приложение 5 к Порядку № 435.

Тип формы — «Ліквідаційна».

Последний отчетный период в этом случае — период со дня окончания предыдущего отчетного периода до дня разрегистрации ФЛП в ЕГР (абзац четвертый ч. 8 ст. 9 Закона № 2464, п. 9 разд. ІІІ Порядка № 435). Так, если запись «припинено» внесена в ЕГР 06.07.2020 г., то отчетным будет период с 01.01.2020 г. по 06.07.2020 г.

Но тут помните:

ЕСВ в случае прекращения нужно уплатить за полный месяц, в котором ФЛП разрегистрировался

Ведь уплата ЕСВ пропорционально отработанным дням месяца действующим законодательством не предусмотрена. То есть в нашем случае, несмотря на то что в июле 2020 года ФЛП проработал только 6 дней, ЕСВ придется заплатить за полный месяц.

Уплачивается ЕСВ в течение 10 календарных дней после предельного срока подачи ликвидационного Отчета по ЕСВ (п.п. 1 п. 13 разд. IV Инструкции № 449). Подтверждение этому находим и в консультациях налоговиков (см., в частности, разъяснение ГУ ГФС в Киевской обл. от 27.11.2018 г.). Подробнее о начислении и уплате ЕСВ «за себя» предпринимателями см. в спецвыпуске «Налоги & бухучет», 2019, № 85, с. 72.

Последняя декларация по НДС

Если предприниматель был плательщиком НДС, не забудьте также подать НДС-декларацию за последний отчетный период и осуществить расчеты по этому налогу.

Последним отчетным периодом для ФЛП, прекратившего предпринимательскую деятельность, будет период, который начинается со дня, следующего за последним днем предыдущего налогового периода, и заканчивается днем аннулирования НДС-регистрации (п. 184.6 НКУ).

Поскольку никаких специальных сроков предоставления отчетности при НДС-разрегистрации законодательно не установлено, то подавать ее нужно в общие сроки, установленные пп. 49.18 и 203.1 НКУ. То есть в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) периода (месяца**), в котором состоялось аннулирование НДС-регистрации.

** Напомним: Законом № 466 из НКУ исключен п. 202.2, позволявший единоналожникам выбрать квартальный отчетный период.

В заключительной части такой декларации проставляют ликвидационную отметку «Х» в специальном поле «Відмітка про подання за останній звітний (податковий) період у разі анулювання реєстрації платником податку».

Важно! Не забудьте о начислении условных налоговых обязательств по НДС согласно п. 184.7 НКУ. Так, если товары (услуги, необоротные активы), суммы НДС по которым были включены в налоговый кредит, не были использованы в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности ФЛП, ему необходимо в последнем отчетном (налоговом) периоде*** определить налоговые обязательства по НДС исходя из обычной цены таких товаров (услуг, необоротных активов). Подробнее об этом см. в подразделе 8.2.

*** Не позднее даты аннулирования его регистрации как плательщика НДС.

Уплатить сумму НДС за отчетный период, в котором произошла НДС-разрегистрация, необходимо в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока подачи декларации.

9.4. Прочие постразрегистрационные действия

Закрытие счетов в банках

Одно из постразрегистрационных действий, которое ждет ФЛП, — это закрытие всех текущих предпринимательских счетов в банках. Как правило, этим занимается сам предприниматель. Для этого он подает в обслуживающий банк заявление о закрытии текущего счета, составленное в произвольной форме (в бумажном или электронном виде).

Но учтите, что такое заявление обязательно должно содержать следующие реквизиты (п. 148 Инструкции № 492):

— наименование банка;

— Ф. И. О предпринимателя;

— регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов или серию (при наличии) и номер паспорта*;

* Если предприниматель из-за своих религиозных убеждений отказался от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и имеет соответствующую отметку в паспорте.

— номер закрывающегося счета;

— реквизиты счета, на который должен быть перечислен остаток средств на текущем счете предпринимателя, или его требование о выдаче остатка средств наличными;

— дату составления заявления.

Заявление о закрытии текущего счета подписывает сам ФЛП или уполномоченное им лицо.

Кроме того, помните, что в каждом банке есть еще и внутренние правила. При этом требования к пакету документов для закрытия счета у разных финучреждений могут различаться.

Датой закрытия текущего счета считается рабочий день, следующий после проведения последней операции по этому счету

Если на текущем счете ФЛП нет остатка средств, а заявление подано в операционное время банка, датой закрытия счета будет день получения банком заявления такого ФЛП (абзац второй п. 149 Инструкции № 492).

Банк закрывает счет и выдает предпринимателю справку о таком закрытии бесплатно.

Обратите внимание: конкретного срока, в течение которого предприниматель должен закрыть свои текущие счета, нет. Вместе с тем, если не поторопиться, инициативу проявят налоговики.

В частности, они сообщат финучреждениям, в которых остались незакрытые счета ФЛП, дату и номер записи о прекращении предпринимательской деятельности в ЕГР, а также дату снятия со своего учета (п.п. 7 п. 11.18 Порядка № 1588).

Подача формы № 20-ОПП

Уведомление по форме № 20-ОПП с информацией о закрытии объекта/объектов налогообложения (при их наличии) предприниматель должен подать в орган ГНСУ по основному месту учета.

Что касается срока подачи такого уведомления, то тут есть нюансы. Дело в том, что 10-дневный срок подачи формы № 20-ОПП установлен только для тех случаев, когда подается информация о регистрации, создании или открытии новых объектов налогообложения (п. 8.4 Порядка № 1588). Если же субъект хозяйствования подает форму № 20-ОПП, чтобы уведомить налоговиков об изменении состояния объекта налогообложения (например, о закрытии магазина, кафе, парикмахерской и т. п.), конкретный срок подачи формы № 20-ОПП не установлен.

Вместе с тем свое слово на этот счет промолвили налоговики. Так, по их мнению, изложенному в разъяснении из подкатегории 116.11 БЗ,

в случае закрытия объекта налогообложения уведомление по форме № 20-ОПП необходимо подать в течение 10 рабочих дней после его закрытия

При этом есть несколько особенностей заполнения этой формы при прекращении деятельности (см. разъяснение из подкатегории 116.11 БЗ):

в графе 2 «Код ознаки надання інформації» указывают «6» (подразумевается закрытие объекта налогообложения);

в графе 9 «Стан об’єкта оподаткування» указывают «7» (изменение назначения/перепрофилирования);

в графе 10 «Вид права на об’єкт оподаткування» указывают информацию об объекте, в котором ФЛП занимался предпринимательской деятельностью: право собственности, право владения, право долгосрочного пользования или аренды, право краткосрочного пользования, аренды или найма и т. п.;

графу 11 «Прошу взяти на облік за неосновним місцем обліку за місцезнаходженням об’єкта оподаткування» не заполняют;

в графе 12 «Реєстраційний номер об’єкта оподаткування (зазначити у разі наявності)» указывают в случае регистрации недвижимости, автомобиля или другого объекта в соответствующем госоргане: кадастровый номер, регистрационный номер объекта недвижимого имущества, номер кузова/шасси транспортного средства, регистрационный знак и т. п.

Обратите внимание: подать форму № 20-ОПП можно как в бумажном виде (в том числе по почте*), так и в электронном (п. 8.4 Порядка № 1588).

* См. разъяснение в подкатегории 116.13 БЗ.

Разрегистрация РРО

Если у ФЛП были регистраторы расчетных операций (далее — РРО), зарегистрированные в налоговой, их нужно распломбировать и снять с регистрации.

Для распломбирования РРО предпринимателю необходимо обратиться в центр сервисного обслуживания (далее — ЦСО), с которым у него заключен договор о техобслуживании и ремонте РРО. При этом с собой нужно взять справку об опломбировании такого РРО.

ЦСО распломбирует РРО, изымает справку об опломбировании и выдает субъекту хозяйствования справку по форме № 1-ЦСО (приложение 2 к Порядку опломбирования РРО) с данными о распломбировании. Параллельно ЦСО направляет в орган ГНСУ по месту регистрации РРО средствами электронной связи в электронной форме экземпляр справки о распломбировании РРО (абзац четвертый п. 7 Порядка опломбирования РРО).

Далее следует разрегистрация РРО. При этом если в орган ГНСУ поступили сведения из ЕГР о прекращении ФЛП или предприниматель подал в орган ГНСУ форму № 20-ОПП о закрытии той точки, на которую был зарегистрирован РРО, налоговики сами примут решение об отмене регистрации РРО (пп. 10 и 13 п. 1 гл. 4 разд. ІІ Порядка № 547). На это у них есть один месяц.

Такое решение оформляется по форме № 5-РРО (приложение 5 к Порядку № 547). Должностное лицо органа ГНСУ в течение 5 календарных дней со дня принятия решения об отмене регистрации проводит отмену регистрации РРО и предоставляет ФЛП справку об этом по форме № 6-РРО (приложение 6 к Порядку № 547).

Вместе с тем ФЛП может пойти на опережение и запустить процесс добровольной разрегистрации РРО (абзац первый п. 2 гл. 4 разд. ІІ Порядка № 547). Для этого предприниматель или его представитель подает в орган ГНСУ по месту регистрации РРО следующие документы (п.п. 1 п. 1, абзац третий п. 3 гл. 4 разд. ІІ Порядка № 547):

— заявление об отмене регистрации РРО по форме № 4-РРО. В заявлении следует указать способ получения справки об отмене регистрации РРО (по почте или непосредственно в органе ГНСУ) либо ее копии (по электронной почте);

— регистрационное удостоверение.

В этом случае орган ГНСУ должен осуществить отмену регистрации РРО в течение 5 календарных дней, следующих за днем получения соответствующих документов при наличии справки ЦСО о распломбировании РРО (абзац первый п. 4 гл. 4 разд. ІІ Порядка № 547).

Обратите внимание:

если на РРО была зарегистрирована Книга учета расчетных операций, вместе с РРО автоматически аннулируется и ее регистрация

Поэтому отдельное заявление об аннулировании регистрации такой Книги подавать не нужно.

Отмена электронной подписи

Если у ФЛП была оформлена электронная подпись и он подавал отчетность в электронном виде, то такую подпись аннулировать не обязательно.

Она в любом случае утратит свою силу по окончании срока действия сертификата ключа.

К тому же бесплатные ключи ГНС для ФЛП генерируются как для физлица.

Если же все-таки захотите аннулировать электронную подпись, то нужно будет обратиться туда, где она была сгенерирована, — к квалифицированному представителю электронных доверительных услуг (ранее — аккредитованный центр сертификации ключей).

Аннулирование лицензий

Для аннулирования лицензий, как правило, усилий прилагать не нужно.

Если вы посмотрите п. 3 ч. 12 ст. 16 Закона о лицензировании, то увидите: основанием для аннулирования лицензии является, в частности, наличие в ЕГР сведений о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности ФЛП.

Таким образом,

сама по себе запись «припинено» в общем случае будет основанием для аннулирования лицензии

При этом орган лицензирования должен принять решение о таком аннулировании в течение 5 рабочих дней с даты установления указанного основания (ч. 14 ст. 16 Закона о лицензировании).

Такое решение вступает в силу со дня его принятия.

Орган лицензирования вносит информацию о решении об аннулировании лицензии в лицензионный реестр, а также обнародует такое решение на своем официальном веб-сайте на следующий день после его принятия и информирует о нем лицензиата в течение 5 календарных дней путем направления заказного письма.

Однако это относится лишь к тем лицензиям, которые выдают по Закону о лицензировании. Что касается лицензий, выдача и аннулирование которых регулируются другими нормативными актами, то там могут быть свои особенности.

выводы

  • Для разрегистрации ФЛП необходимо подать госрегистратору заявление по форме 1.
  • Снятие с учета ФЛП как плательщика налогов и сборов происходит на основании информации, полученной налоговиками из ЕГР.
  • Разрегистрированный ФЛП должен подать в органы ГНСУ ликвидационную отчетность за последний налоговый (отчетный) период.
  • Для закрытия своих текущих банковских счетов предприниматель подает в обслуживающий банк заявление о закрытии текущего счета, составленное в произвольной форме.
  • В случае закрытия объекта налогообложения уведомление по форме № 20-ОПП необходимо подать в течение 10 рабочих дней после его закрытия.
  • Если у ФЛП, прекратившего деятельность, были РРО, зарегистрированные в налоговой, их нужно распломбировать и снять с регистрации.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше