Темы статей
Выбрать темы

Переход на ЕН с начала II квартала 2024 года: кто сможет

Томашпольский Сергей, налоговый эксперт
Кто имеет шанс со II начала квартала 2024 перейти с общей системы на единый налог (ЕН) в группы 1, 2, 3? В последнее время по этому поводу появилось много нюансов и разъяснений налоговиков. Поэтому выясним.

Базовые тезисы в отношении подачи и заполнения Заявления о применении упрощенной системы налогообложения найдете в статье «Заполнение Заявления на выбор единого налога» // «Налоги & бухучет», 2023, № 101. Здесь лишь отметим, что

срок подачи этого заявления для перехода с общей системы на ЕН с начала II квартала 2024 года (то есть с 01.04.2024) — 15.03.2024 (потому что 16.03.2024 — суббота). К заявлению прилагаем Расчет дохода за предыдущий календарный год

Опять же говорим (и дальше будем говорить) о переходе — с общей системы на ЕН. Потому что у вновь созданных плательщиков согласно НКУ имеет место не переход на ЕН, а избрание ЕН. И такое избрание никак к началу календарного квартала не привязано (интересные нюансы по этому поводу найдете в статье «Дважды на ЕН не зайдешь... А он зашел» // «Налоги & бухучет», 2023, № 28).

Лимит дохода

Много интересностей в последнее время появилось именно в отношении лимитных вопросов. Поэтому основное внимание сконцентрируем именно зд есь. При этом напомним, что ЕН-лимиту у нас был посвящен отдельный тематический номер «Налоги & бухучет», 2023, № 93.

Начнем собственно с пороговых лимитов для перехода в соответствующую группу ЕН внутри 2024 года, в частности, с 01.04.2024.

Группа ЕН

Предельный объем ЕН-дохода за календарный год

(с 01.01 по 31.12)

исходя из минзарплаты

Предельный объем ЕН-дохода (в грн)

в 2023 году*

в 2024 году**

группа 1

167 размеров минзарплаты

1118900 грн

1185700 грн

группа 2

834 размера минзарплаты

5587800 грн

5921400 грн

группа 3

(3 %, 5 %)

1167 размеров минзарплаты

7818900 грн

8285700 грн

* С учетом минзарплаты, установленной на 01.01.2023, — 6700 грн.

** С учетом минзарплаты, установленной на 01.01.2024, — 7100 грн.

И вот здесь имеем первый нюанс, связанный с тем, что плательщик переходит на ЕН внутри года, в нашем случае с 01.04.2024. Такому плательщику следует сравнить:

— свой доход за 2023 (посчитанный по ЕН-правилам) с лимитом дохода для 2023 года (см. столбец «в 2023 году») — для той группы ЕН, в которую он хочет перейти. При этом именно доход за 2023 год плательщик приводит в Расчете дохода за предыдущий календарный год, который предшествует году перехода на упрощенную систему налогообложения (который прилагается к Заявлению о применении упрощенной системы налогообложения);

— свой доход за 2024 год, то есть с 01.01.2024 по день подачи Заявления о применении упрощенной системы налогообложения (посчитанный по ЕН-правилам), с лимитом дохода для 2024 года (см. столбец «в 2024 году») — для той группы ЕН, в которую он хочет перейти. Этот доход плательщик нигде не указывает, но все равно должен его контролировать (категория 107.01.01 БЗ).

То есть

для перехода с 01.04.2024 на ЕН групп 1 — 3 плательщику необходимо вписаться:

— по доходам за 2023 год — в предельный объем дохода за 2023 год (то есть исходя из размера минзарплаты по состоянию на 01.01.2023);

— по доходам за первый квартал 2024 года — в предельный объем дохода за 2024 год (то есть исходя из размера минзарплаты по состоянию на 01.01.2024)

Например, доход плательщика (посчитанный по ЕН-правилам) за 2023 год составил 7818000 грн, а за первый квартал 2024 года — 3000000 грн. Плательщик хочет с 01.04.2024 перейти на ЕН группы 3. Тест для дохода за 2023 год пройден (7818000 грн < 7818900 грн). Тест для дохода при 2024 году также пройден (3000000 грн < 8285700 грн*). Поэтому плательщик по критерию дохода может с 01.04.2024 перейти на ЕН группы 3.

* Здесь никакой пропорциональности не применяем.

Больше деталей по этому поводу, в т. ч. в отношении правил перерасчета дохода по правилам упрощенной системы, найдете в статье «Переходим на упрощенку среди года: как определить доход» // «Налоги & бухучет», 2023, № 93 (ср. ).

Рост размера минзарплаты. Выше мы говорили, что доход за 2023 год следует сравнивать с предельным объемом дохода за 2023 год, то есть исходя из размера минзарплаты по состоянию на 01.01.2023.

Этот подход считаем логичным. Ведь мы не сомневаемся, что он работает при переходе на ЕН с 01.01.2024. И трудно найти какие-то основания, почему при переходе на ЕН с 01.04, 01.07, 01.10.2024 в этом плане должно что-то изменяться.

То есть увеличение лимита с 01.01.2024 за счет увеличения размера минзарплаты никаких дополнительных возможностей нам здесь не даст. В том плане, что если доход за 2023 год был больше 7818900 грн, но меньше чем 8285700 грн, это не открывает нам возможность перейти на ЕН группы 3 внутри 2024 года.

Впрочем в действительности ли налоговики будут так считать, предугадать трудно.

Ведь, например, в категории 107.01.01 БЗ налоговики считают, что рост размера минзарплаты (и, соответственно, ЕН-лимита) открывает возможность плательщику группы 2 ЕН, который в текущем году превысил ЕН-лимит для этой группы и перешел в старшую группу ЕН, в следующем году вернуться в группу 2 ЕН — если не был превышен лимит, посчитанный исходя из нового (!) размера минзарплаты.

Также о размере минимальной зарплаты на 01.01.2024 в контексте перехода на ЕН в 2024 году налоговики говорят в категории 107.01.01 БЗ. И ситуация из этой консультации, кстати, близка к нашей.

Поэтому

либеральный подход налоговиков (что в случае перехода на ЕН внутри 2024 года доход по результатам 2023 должен вписаться в лимит, посчитанный выходя из размера минзарплаты на 01.01.2024) исключать нельзя

С другой стороны, даже если налоговики в таком случае переведут плательщика на ЕН, постоянно будет оставаться риск, не передумают ли они позже и не сбросят ли с ЕН задним числом.

Превышение пропорционального лимита — 2023.

Если плательщик не был в 2023 году на спецЕН (2 %), то никакого отношения к пропорциональному лимиту он не имеет

То есть за ориентир для сравнения с доходом плательщика за 2023 год берем именно полный лимит для 2023 года (см. таблицу выше). Ведь правило о пропорциональном лимите содержится в п.п. 91.4.3 подразд. 8 разд. XX НКУ и является особенностью, установленной для плательщиков, которые до 01.08.2023 были на спецЕН (см. п.п. 91.4 подразд. 8 разд. XX НКУ).

А вот если плательщик был в 2023 году на спецЕН, то правило о пропорциональном лимите должно применяться. И содержание этого правила таково, что в 2023 отчетном году объем дохода для соответствующей группы плательщиков ЕН определяется пропорционально к количеству календарных месяцев текущего календарного года, в течение которых плательщик ЕН не применял спецЕН.

Примеры можно найти в статье «С 01.01.2023 — на спецЕН, с 01.08.2023 — на ЕН: лимит дохода для 2023 года» // «Налоги & бухучет», 2023, № 93.

Кое-кто это правило, кстати, не учел и, как следствие, должен был перейти на общую систему то ли 01.10.2023, то ли с 01.01.2024 (см., в частности, статью «Не учли «пропорциональность» ЕН-лимита и превысили его: как теперь действовать?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 6).

Но здесь интересно другое. Может ли экс-плательщик спецЕН, который по результатам 2023 года превысил пропорциональный лимит и перешел на общую систему то ли с 01.10.2023, то ли с 01.01.2024, перейти на ЕН в 2024 году, если он не превысил полный лимит-2023?

Казалось бы, ответ должен быть отрицательным. Но налоговики дают неожиданный положительный ответ: ФЛП — экс-плательщик спецЕН, который за август, сентябрь 2023 года превысил пропорциональный лимит дохода для 2023 и перешел с начала IV квартала на общую систему, имеет возможность опять зайти на ЕН в 2024 году (в том числе с 01.01.2024), если будет соблюдать требования в отношении лимита дохода (категория 107.01.01 БЗ).

Мы комментировали эту консультацию в статье «Пропорциональный» лимит экс-плательщика спецЕН: если превышен в 2023 году» // «Налоги & бухучет», 2023, № 88. И пришли к заключению, что

налоговики, судя по всему, пропорциональное правило расчета лимита из п.п. 91.4.3 подразд. 8 разд. ХХ НКУ не будут применять при определении права экс-плательщика спецЕН перейти на ЕН с общей системы в 2024 году (в т. ч. с 01.04.2024)

То есть смотреть будут (при решении вопроса, переводить ли плательщика в 2024 году с общей системы на ЕН), не превысил ли плательщик за 2023 год полный лимит для соответствующей группы (в которую он хочет перейти в 2024 году).

Опять же это разъяснение касалось ФЛП. Для юридических лиц подобных разъяснений нет. Но логика должна быть одинаковой. Ведь в поисках аргументов, почему налоговики считают именно так, напрашивается вывод, что налоговики:

— во-первых, лимит для пребывания на ЕН в 2023 году считают иначе, чем лимит для захода на ЕН в 2024 году;

— во-вторых, обращают внимание на то, что в п.п. 91.4.3 подразд. 8 разд. XX НКУ сказано «Установить, что в 2023 отчетном году...». То есть это правило для перехода на ЕН в 2024 году уже не работает.

И здесь никакой ризницы нет, ФЛП это или юрлицо. Поэтому,

по логике, либеральное заключение налоговиков может быть распространено и на юридические лица

Следовательно, если экс-плательщик спецЕН в 2023 году превысил пропорциональный лимит и перешел на общую систему то ли с 01.10.2023, то ли с 01.01.2024, то, судя по разъяснениям налоговиков, они согласятся перевести его в 2024 году (в т. ч. с 01.04.2024) на ЕН при условии, что его доход за 2023 год не превысил полного лимита для соответствующей группы (на которую плательщик имеет желание перейти).

СпецЕН-доход — вне игры. Экс-плательщикам спецЕН важно понимать, что доход, заработанный на спецЕН, с лимитом не сравнивается (п.п. 91.4.1 подразд. 8 разд. XX НКУ).

То есть

спецЕН-доход, какого бы размера он ни был, не имеет в интересующем нас вопросе никакого значения. В т. ч. его не следует показывать в Расчете дохода за предыдущий календарный год, который предшествует году перехода на упрощенную систему налогообложения

Налоговики, кстати, этот вывод под сомнение не ставят.

Налоговый долг

Отказать в регистрации плательщиком ЕН могут из-за наличия налогового долга на день подачи Заявления о применении упрощенной системы налогообложения (п.п. 291.5.8 НКУ). Поэтому этот момент важно заблаговременно промониторить.

В частности, узнать о наличии налогового долга можно, направив налоговикам запрос по форме J/F1300204 «Запит про отримання витягу щодо стану розрахунків з бюджетами та цільовими фондами за даними органів ДПС» (на который придет ответ по форме J/F1400204 «Витяг з інформаційної системи органів ДПС щодо стану розрахунків платника з бюджетом та цільовими фондами») или из интегрированной карточки плательщика в Электронном кабинете (раздел «Стан розрахунків з бюджетом»).

И здесь следует обратить внимание на ряд важных моментов.

Маленький налоговый долг. Налоговый долг размером до 3060 грн тоже является основанием для отказа в переводе на ЕН. Ведь когда речь идет о сбросе с ЕН из-за наличия налогового долга, то в п.п. 8 п.п. 298.2.3 НКУ есть ограничение по его минимальному размеру. Он должен превышать сумму, определенную абз. 3 п. 59.1 НКУ, то есть превышать 3060 грн. А вот

когда речь о невозможности перейти на ЕН при наличии налогового долга (п.п. 291.5.8 НКУ), то о его минимальной сумме речь не идет

Налоговый долг ФЛП как обычного гражданина. По мнению фискалов, основанием для отказа в переводе на ЕН является и наличие у ФЛП налогового долга по налогам, по которым налоговики определили ему обязательства как обычному физлицу. Например, по тому же налогу на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка, земельному налогу и т. п.

Поэтому ФЛП, который собирается на ЕН, важно не иметь и таких гражданских налоговых долгов.

ЕСВ-недоимка не является налоговым долгом. Налоговики соглашаются, что сумма ЕСВ, своевременно не начисленная и/или не уплаченная в установленные сроки, не считается налоговым долгом, а является недоимкой по ЕСВ. Поэтому наличие недоимки из ЕСВ не является препятствием для перехода на ЕН.

Особенности для экс-плательщиков ЕН групп 1 и 2. В п.п. 91.4.5 подразд. 8 разд. XX НКУ у нас есть такая интересная норма, что в 2022 и 2023 годах при определении размера налогового долга для применения п. 8 п.п. 298.2.3 НКУ для плательщиков ЕН групп 1 и 2 в него не включаются суммы налогового долга, которые возникли за налоговые периоды 01.04.2022 — 31.07.2023. Это может натолкнуть на ошибочную мысль, что о таких долгах, типа, можно вообще не думать. Но в действительности это не так.

Эта норма лишь говорит о том, что такие долги не должны считаться для 2022 и 2023 года налоговым долгом для целей именно сброса с ЕН групп 1 и 2. Для всех остальных целей такие долги учитываются на общих основаниях. Да и на улице уже 2024 год. Поэтому такие долги могут стать в т. ч. препятствием для перевода с общей системы на ЕН в 2024 году — если эти долги не убраны налоговиками или не погашены самим плательщиком.

Поэтому экс-плательщикам ЕН групп 1 и 2 (которые в свое время перешли на общую систему, а теперь опять хотят перейти на ЕН) важно проконтролировать, в частности, списали ли налоговики технические (которых не должно быть) долги по ЕН групп 1 и 2 за периоды, когда ФЛП воспользовался военной возможностью не уплачивать ЕН. Потому что раньше налоговики с таким списанием медлили.

Безнадежный налоговый долг. Не является препятствием для перехода на ЕН безнадежный налоговый долг, который возник вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств). Об этом прямо сказано п.п. 291.5.8 НКУ. И очевидно здесь имеется в виду налоговый долг, в отношении которого осуществляются процедуры списания согласно п.п. 6 п. 1 разд. II Порядка № 220*.

* Порядок списания безнадежного налогового долга налогоплательщиков, утвержденный приказом Минфина от 28.07.2022 № 220.

Запрещенные виды деятельности

Для ЕН групп 1 — 3 есть определенные ограничения по видам деятельности. Они приведены в п. 291.5 НКУ. Перечислять их здесь не будем (вы их сможете найти в статье «Кому открыта дорога на упрощенку» // «Налоги & бухучет», 2021, № 94). Хотим отметить лишь один интересный нюанс, в отношении которого часто возникают вопросы. Речь о ситуации, когда по одному и тому же коду КВЭД может осуществляться как запрещенная, так и разрешена для упрощенки деятельность.

Так как тогда заполнять Заявление о применении упрощенной системы налогообложения, чтобы налоговики, увидев в нем такой код КВЭД, нам не отказали. Ведь мы не собираемся осуществлять запрещенную деятельность. Проблема лишь в том, что и у запрещенной деятельности тот же код КВЭД.

В категории 107.01.01 БЗ есть следующая рекомендация по этому поводу: «Если код вида деятельности по КВЭД ДК 009:2010 предусматривает несколько видов хозяйственной деятельности, в том числе те, которые не дают права на применение упрощенной системы налогообложения, то физическое лицо — предприниматель —

плательщик единого налога в заявлении о применении упрощенной системы налогообложения указывает перечень видов деятельности, которые отнесены к соответствующему коду, кроме видов хозяйственной деятельности, на которые установлен запрет»

Техника здесь очевидно может быть разная. Если это возможно, то просто можно в названии вида деятельности согласно КВЭД не упоминать запрещенный вид деятельности. Если так сделать невозможно, то очевидно можно в скобках сделать оговорку наподобие «(кроме ...)» и назвать запрещенную деятельность, которой вы не собираетесь заниматься на ЕН.

Больше практических рекомендаций по этому поводу найдете в статьях «Может ли ФЛП на едином налоге торговать моторными маслами?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 18, «Когда отказывают в регистрации упрощенцем» // «Налоги & бухучет», 2021, № 94.

Также отметим, что налоговики не могут отказать в переводе на ЕН, если запрещенные виды деятельности будут фигурировать только в ЕГР или в уставе юрлица. Ведь те виды деятельности, которыми плательщик собирается заниматься на ЕН, он перечисляет в поле 8 Заявления о применении упрощенной системы налогообложения. И именно они не должны конфликтовать с работой на упрощенке.

Наличие/отсутствие статуса плательщика НДС

Наличие/отсутствие статуса плательщика НДС не является ограничением как таковым при переходе на ЕН. Но если НЕплательщик НДС замедлит с НДС-регистрацией, то может остаться без ЕН по ставке 3 %. Смотрите.

Переход на ЕН без НДС. Если плательщик НДС переходит на ЕН без НДС, то его регистрация плательщика НДС будет аннулирована. Для этого даже не нужно подавать отдельное заявление об аннулировании по ф. № 3-ПДВ. Достаточно в Заявлении о применении упрощенной системы налогообложения сделать соответствующую отметку. Больше деталей найдете в статье «Переход плательщика НДС на ЕН 5 %: «закрываем» НДС» // «Налоги & бухучет», 2023, № 102.

Переход на ЕН с НДС.

А если НЕплательщик НДС хочет перейти на ЕН группы 3 ставка 3 %, то ему обязательно следует подать заявление на НДС-регистрацию по ф. № 1-ПДВ

То есть недостаточно лишь заполнить поле 5.2 и проставить отметку в поле 5.3 «Прошу зареєструвати платником ПДВ…». Заявления о применении упрощенной системы налогообложения.

Регистрационное заявление по ф. № 1-ПДВ подается не позже чем за 15 календарных дней до начала календарного квартала, с которого такое лицо желает перейти в уплату ЕН по ставке 3 %. То есть срок фактически тот же, что и для Заявления о применении упрощенной системы налогообложения. С той лишь разницей, что в Положении № 1130* прямо сказано о «празднично-выходном» переносе срока (п. 3.11 разд. III).

* Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом Минфина от 14.11.2014 № 1130.

Если налоговики примут решение об отказе в регистрации лица плательщиком НДС, такое лицо должно отказаться от применения упрощенки или избрать ставку ЕН, которая не предусматривает уплату НДС (п.п. 3 п. 3.6 разд. III Положения № 1130).

Экс-плательщики ЕН, которые/которых ушли с ЕН

Если плательщик был плательщиком ЕН в 2023 году и в 2023 году сам (!) перешел на общую систему, то с начала 2024 года он может снова переходить на ЕН (конечно, если отвечает установленным требованиям), в т. ч. с 01.04.2024. Потому что факта повторного перехода на ЕН в течение одного календарного года нет.

Единственное, если в 2023 году ФЛП превысил лимит для группы 1 или 2, то в 2024 году он может перейти только в группу 3 ЕН. Единственный нюанс может быть, если ФЛП не превысил лимит, посчитанный исходя из размера минзарплаты на 01.01.2024 (больше деталей найдете в статье «Превышение в 2023 году ЕН-дохода + ликвидация: можно ли на ЕН в 2024 году?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 100 + см. подраздел «Рост размера минзарплаты» этой статьи).

А если с ЕН плательщика сбросили налоговики по результатам проверки, которой было выявлено нарушение требований в отношении упрощенки? Здесь следует учесть норму п. 299.11 НКУ. В таком случае плательщик имеет право избрать / перейти на ЕН только после окончания четырех последовательных кварталов с момента принятия налоговиками решения об аннулировании ЕН-регистрации.

Выводы

  • Срок подачи этого заявления для перехода с общей системы на ЕН с начала II квартала 2024 года (то есть с 01.04.2024) — 15.03.2024 (потому что 16.03.2024 — суббота). К заявлению прилагаем Расчет дохода за предыдущий календарный год.
  • Для перехода с 01.04.2024 на ЕН групп 1 — 3 плательщику необходимо вписаться
    — по доходам за 2023 год — в предельный объем дохода за 2023 год (то есть исходя из размера минзарплаты по состоянию на 01.01.2023);
    — по доходам за первый квартал 2024 года — в предельный объем дохода за 2024 год (то есть исходя из размера минзарплаты по состоянию на 01.01.2024).
  • При этом нельзя исключать либеральный подход налоговиков, что в случае перехода на ЕН внутри 2024 года доход по результатам 2023 должен вписаться в лимит, посчитанный исходя из размера минзарплаты на 01.01.2024.
  • Если плательщик не был в 2023 году на спецЕН (2 %), то никакого отношения к пропорциональному лимиту он не имеет.
  • Если экс-плательщик спецЕН в 2023 году превысил пропорциональный лимит и перешел на общую систему то ли с 01.10.2023, то ли с 01.01.2024, то, судя по разъяснениям налоговиков, они согласятся перевести его в 2024 году (в т. ч. с 01.04.2024) на ЕН при условии, если его доход за 2023 год не превысил полного лимита для соответствующей группы (на которую плательщик имеет желание перейти).
  • СпецЕН-доход, какого бы размера он ни был, не имеет в интересующем нас вопросе никакого значения. В т. ч. его не следует показывать в Расчете дохода за предыдущий календарный год, который предшествует году перехода на упрощенную систему налогообложения.
  • Отказать в регистрации плательщиком ЕН могут из-за наличия налогового долга любого размера на день подачи Заявления о применении упрощенной системы налогообложения. Поэтому этот момент важно заблаговременно промониторить.
  • Если код вида деятельности по КВЭД ДК 009:2010 предусматривает несколько видов хозяйственной деятельности, в том числе те, которые не дают права на применение упрощенной системы налогообложения, то в Заявлении о применении упрощенной системы налогообложения следует указать перечень видов деятельности, которые отнесены к соответствующему коду, кроме видов хозяйственной деятельности, на которые установлен запрет.
  • Если неплательщик НДС хочет перейти на ЕН группы 3 ставка 3 %, то ему обязательно следует подать еще и заявление на НДС-регистрацию по ф. № 1-ПДВ.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше