Темы статей
Выбрать темы

Как спрятать расходы (скрыть убытки)

Солошенко Людмила, налоговый эксперт
Частенько предприятия в бухгалтерском учете выходят на убытки. Однако не хотят их показывать в отчетности, зная, что налоговики косо смотрят на отрицательный финрезультат. Можно ли каким-то образом спрятать (минимизировать) расходы? Есть ли пути выхода из ситуации?

Момент признания расходов

Порядок отражения (момент признания) расходов в бухучете определен НП(С)БУ 16. Согласно п. 7 этого стандарта расходы признают расходами периода одновременно с признанием дохода, для получения которого они понесены. Или если установить прямую связь с доходом определенного периода невозможно, то расходы признают в периоде их осуществления.

Тем самым для расходов четко обозначен момент возникновения. Поэтому отражать их когда вздумается/переносить в другой период/не отражать вообще было бы неправильно. Даже в угоду налоговикам. Ведь это приведет к искажению отчетности. Так как реальные расходы окажутся занижены, а финрезультат отчетного периода — искусственно завышен. А, как известно (согласно п. 3 разд. III НП(С)БУ 1),

информация, приведенная в финотчетности, должна быть достоверной (правдивой) и не содержать ошибок (искажений), способных повлиять на принятие решений пользователями

Вдобавок будет нарушен принцип осмотрительности, согласно которому методы оценки, используемые в бухучете, должны предотвращать занижение оценки обязательств и расходов и завышение оценки активов и доходов предприятия (п. 6 разд. III НП(С)БУ 1). Поэтому по всем законам бухучета в отчетность должен попасть не искаженный, а такой как есть — реальный финрезультат. Подстраивать его под контролеров неприемлемо!

Но что если вы все-таки отважились пренебречь такими правилами и даже с согласия (или требования) собственников решили спрятать лишние расходы и не светить убытки? Рассмотрим варианты и отметим риски каждого из них.

Нет документов

Порой расходы не показывают, ссылаясь на отсутствие первички. Мол, придут документы и расходы отразим потом, когда будут нужны. Однако такие действия являются нарушением правил бухучета, так как хозоперации должны быть отражены в учете в периоде их осуществления (ч. 5 ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финотчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-ХIV). И, в частности, признание расходов в бухучете не зависит от периода получения первичных документов от поставщиков, на что обращал внимание и сам Минфин (см. письмо от 22.04.2016 г. № 31-11410-06-5/11705).

И даже больше — порядок учета операций при запаздывающей первичке прописан в пп. 2.6, 3.5 Положения о документальном обеспечении записей в бухучете, утвержденном приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88 (подробнее см. «Налоги & бухучет», 2017, № 62, с. 29). Поэтому перетаскивать расходы в период, когда первичка была получена с опозданием (т. е. отражать их в «чужом» периоде), нельзя. Это ошибка. Если ее обнаружат контролеры при проверке, то выкосят расходы. И спорить с ними будет сложно.

Откладываем расходы (счет 39)

Придерживаем расходы: кидаем «лишние» расходы на счет 39 «Расходы будущих периодов» (потом их покажем в том периоде, когда нужны, т. е. переносим из убыточного периода на тот, когда получим прибыль).

Правда, должны опять-таки заметить: в действительности расходами будущих периодов (РБП) являются расходы, осуществленные в текущем периоде, но относящиеся к следующим периодам. Примером РБП являются авансы за аренду, подписку на периодические издания, сезонные расходы и т. п. (подробнее см. «Налоги & бухучет», 2017, № 17, с. 16). Поэтому при этом варианте лучше иметь обоснование того, что расходы будут потребляться на протяжении нескольких периодов (т. е. отвечают РБП).

Иначе, если принадлежность некоторых расходов к РБП окажется сомнительной, придется исправлять ошибку и возвращать расходы в свой период через механизм самоисправлений (подробнее об исправлении ошибок см. «Налоги & бухучет», 2020, № 79 и 2019, № 25). Поэтому такой вариант опасен искажением отчетности. К тому же он опасен и с позиций налогообложения: в отложенном отражении расходов «не в том периоде» контролеры могут усмотреть недоплату налога на прибыль со всеми вытекающими последствиями (снимут расходы и доначислят налог со штрафными санкциями).

Скрываем расходы (счет 44)

А что если вообще текущие расходы не показывать, а прямиком списать их за счет нераспределенной прибыли (в Дт 44)?

В таком случае отметим, что по правилам Инструкции № 291* использовать чистую прибыль можно на:

* Инструкция о применении Плана счетов…, утвержденная приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291.

— выплату дивидендов собственникам (Дт 443 — Кт 671);

— отчисления в резервный капитал (Дт 443 — Кт 43);

— увеличение уставного капитала (Дт 443 — Кт 401) (так называемое в Инструкции № 291 «прочее использование»).

В связи с этим напомним, что создание резервного капитала обязательно только для АО, размещающих как простые, так и привилегированные акции (ст. 19 Закона Украины «Об акционерных обществах» от 17.09.2008 г. № 514-VI), и для ООО — когда решено выкупить долю в собственном уставном капитале без его уменьшения (ст. 25 Закона Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» от 06.02.2018 г. № 2275-VIII). В других случаях он не обязателен. К тому же у резервного капитала свое предназначение — его используют исключительно для: (1) покрытия убытков (заметьте: не расходов!), (2) выплат дивидендов по привилегированным акциям, (3) в других случаях, предусмотренных законодательством (у ООО — для выкупа доли).

То есть по сути это часть собственного капитала, зарезервированная для особых случаев и неприкосновенная для расходования в повседневной деятельности. А вот для покрытия текущих расходов он не предназначен. Поэтому пускать текущие расходы в обход счетов класса 9 прямиком на счет 44 (списывать за счет резервного капитала) по меньшей мере некорректно! Стандартами это не предусмотрено.

Хотя налоговики наверняка такой подход только поприветствуют. Ведь ситуация способствует наполнению бюджета: завышенный объект налогообложения ведет к уплате налогоплательщиком налога на прибыль в большей сумме. Поэтому фискалы вряд ли возьмутся восстанавливать расходы. Тем более что иногда сами же советуют именно так и поступать. И при проверках ставят под сомнение возможность отражения некоторых расходов на счетах класса 9 и рекомендуют относить их на счет 44 как нехозяйственные. Тогда как на самом деле расходы в бухучете разграничены только по видам деятельности (операционной, инвестиционной, финансовой и прочей, см. Инструкцию № 291) и их деление на хозяйственные и нехозяйственные не предусмотрено. Подробнее см. «Налоги & бухучет», 2019, № 64, с. 2; 2020, № 55, с. 26.

Премирование (материальное поощрение). Правда, должны заметить, что, например, для предприятий госкоммунсектора прямо предусмотрена возможность направления (использования) части чистой прибыли на (п. 1.2 разд. IV Положения, утвержденного приказом Минфина от 19.12.2006 г. № 1213):

— материальное поощрение работников. Такие предприятия материальное поощрение (вознаграждение, пособие, премию), выплачиваемое согласно финансовому плану из прибыли предыдущего отчетного квартала (года), отражают записью Дт 443 — Кт 66. То есть признают не обычными расходами, а прямиком относят на уменьшение нераспределенной прибыли.

А значит, проводя параллель, этим подходом по аналогии могут воспользоваться и остальные (негосударственные) предприятия. Главное, чтобы возможность премирования работников была закреплена в Положении о премировании, которое обычно является приложением к коллективному договору (письмо Минфина от 08.08.2012 г. № 31-08410-07-10/19584; подробнее о премировании см. «Налоги & бухучет», 2019, № 15, с. 73);

развитие производства и создание фондов специального назначения, которые используются для осуществления капинвестиций (Дт 443 — Кт 426);

— отчисления в централизованный фонд (Дт 443 — Кт 682).

Так что, как видим,

в отдельных случаях покрытие некоторых расходов за счет нераспределенной прибыли законодательством все же допускается

Поэтому если цель — расходы не отложить, а спрятать навсегда (списать в Дт 44), то этот вариант, в общем-то, сойдет (с налоговых позиций — способ безопасный, поскольку занижения объекта не возникнет). И все же для такого расходования прибыли бухгалтеру стоит заручиться согласием собственников, так как вопрос использования прибыли лежит в их компетенции.

Теряем расходы по ошибке

Чтобы не было убытков, не показываем расходы в бухгалтерском и налоговом учете «по ошибке» — скажем, забыли об амортизации. Но этот способ не идеальный. Ведь если решим восстановить расходы, то сможем это сделать только через исправление ошибок. Другим способом вернуть неотраженные расходы ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете, к сожалению, не получится (признавать их расходами текущего периода нельзя).

В связи с этим напомним, что ошибки прошлых лет, повлиявшие на финрезультат, исправляют путем корректировки сальдо нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) на начало отчетного года (т. е. через сч. 44, п. 4 НП(С)БУ 6). Поэтому исправление ошибок — как раз тот допустимый случай, когда расходы разрешено восстановить путем уменьшения собственного капитала согласно предписаниям нацстандартов (п. 9.5 НП(С)БУ 16). Правда, тогда добавится хлопот, поскольку после исправления ошибки придется заново составить финотчетность и исправить ошибки в декларации по налогу на прибыль. Подробнее об исправлении ошибок см. «Налоги & бухучет», 2020, № 80, с. 4 и № 79; 2019, № 26, с. 23; 2018, № 56, с. 30 (ср. ).

Налоговые разницы

Известно, что налоговоприбыльный учет заточен на бухгалтерский учет. Объектом обложения является бухфинрезультат, который высокодоходники и малодоходники-добровольцы корректируют на разницы (п.п. 134.1.1 НКУ). Поэтому те, кто ведет учет разниц, иногда прибегают к следующему способу: финотчетность и бухфинрезультат не трогают (т. е. их не искажают), а допускают ошибку именно в налоговых разницах (т. е. только в декларации по прибыли). При этом каждый на свой вкус ищет строку для такой разницы в приложении РІ. Потом, если захотим исправить ошибку, придется уточнить только декларацию по прибыли.

Причем учтите: для тех, кто подпадает под обязательный аудит, намеренное искажение бухучета и финотчетности — не выход для сокрытия расходов (подробнее об обязательном аудите см. «Налоги & бухучет», 2020, № 103, с. 4 и № 38-39, с. 7). Скорее, им подойдут ошибки в прибыльной декларации.

Хотя такой вариант мы, конечно, тоже не приветствуем. Так как, по правде, не дело это бухгалтера — подавать отчетность такой, какой хотят ее видеть налоговики.

И все же рассмотренные способы, повторим, не безукоризненны и сопряжены с искажением отчетности или исправлением ошибок. Поэтому лучше подумать о предотвращении убытков наперед и планировать финрезультат.

Управляем финрезультатом

Если не нужны лишние доходы и расходы, об этом стоит позаботиться заблаговременно. Ведь можно контролировать доходы и расходы и управлять финрезультатом, используя законные бухинструменты. Вот несколько путей минимизации расходов:

— продлеваем срок использования основных средств (ОС);

— устанавливаем ликвидационную стоимость объектов ОС (см. «Налоги & бухучет», 2020, № 58, с. 7);

— проводим улучшения ОС/капитальные ремонты, а не текущие ремонты. Так как решение о характере работ принимает руководитель предприятия с учетом анализа ситуации и существенности расходов (п. 29 Методрекомендаций по бухучету ОС, утвержденных приказом Минфина от 30.09.2003 г. № 561). Подробнее о ремонтах и улучшениях ОС см. «Налоги & бухучет», 2020, № 85, с. 64;

— выводим временно не используемые ОС из эксплуатации/переводим на консервацию;

— снижаем бухучетный стоимостный критерий ОС (актуальнее для малодоходников, поскольку высокодоходники для сближения с налоговым учетом обычно устанавливают его в 20 тыс. грн);

— выдаем не безвозвратную финпомощь, а возвратный заем (последствий нет), потом прощаем/дожидаемся превращения займа в безнадежный (признаем расходы);

— осуществляем операции с учредителями (на условиях, отличающихся от рыночных): арендуем имущество/берем процентный заем. Тогда результаты операций с собственниками не должны повлиять на доходы и расходы (п. 5 НП(С)БУ 15 и п. 6 НП(С)БУ 16). Поэтому нерыночную арендную плату/проценты отразим мимо расходов: Дт 425 (441, 442) — Кт 685 (подробнее см. «Налоги & бухучет», 2020, № 53, с. 16 и № 89, с. 21).

Или зайдем с обратной стороны — регулируем доходы:

— передаем товары на комиссию вместо заключения договора купли-продажи (откладываем доход);

— сами становимся посредниками, а не простыми перепродавцами (минимизируем доходы и расходы);

— не продаем покупателю товар, а передаем на ответственное хранение (договор купли-продажи заключим позже — откладываем доход).

Перечень случаев не исчерпывающий. Наверняка у вас его получится добавить своими ситуациями. Поэтому, чтобы ничего не искажать/не исправлять, все-таки лучше контролировать финрезультат заранее.

выводы

  • В бухгалтерском учете расходы признают одновременно с доходом, для получения которого они понесены, или в периоде осуществления (если установить связь с доходом невозможно).
  • Отражение расходов не в том периоде, их неотражение или прямое отнесение на счет 44 ведут к искажению отчетности. Хотя списание на счет 44 налоговики только поприветствуют.
  • Лучше заранее подумать о предотвращении убытков и планировать финрезультат.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше