30.12.2024
Возможность неуплаты единого налога (ЕН) теперь предоставлена ФЛП на ЕН групп 1 и 2, налоговый адрес которых находится на территориях боевых действий или на временно оккупированных территориях «по состоянию на дату начала боевых действий или временной оккупации» (п. 11 подразд. 8 разд. XX НКУ).
Эта норма в течение 2024 года не изменялась и переходит без изменений в 2025 год
Но здесь следует обратить внимание на ее толкование налоговиками. В частности, они настаивают, что воспользоваться этой возможностью могут только ФЛП, которые успели получить статус плательщика ЕН группы 1 или 2 на соответствующей территории на момент, когда согласно Перечню № 309* на этой территории начались боевые действия / возможность боевых действий или временная оккупация (категории 107.01.05 БЗ).
Есть и другие нюансы, о которых узнаете из статьи «Военные льготы для ФЛП: ЕСВ, ЕН и т. п.» // «Налоги & бухучет», 2024, № 53.
Здесь налоговики отметились тем, что открестились от свои предыдущих либеральных разъяснений и поставили ФЛП на ЕН группы 1 в один ряд с другими плательщиками ЕН.
Если раньше они несколько лет подряд разъясняли, что ФЛП на ЕН группы 1 к учету товарных запасов (который ведется согласно п. 12 ст. 3 Закона об РРО*) вообще не имеют отношения, то теперь уже нет.
Если ФЛП на ЕН группы 1 занимается реализацией технически сложных бытовых товаров, которые подлежат гарантийному ремонту (или других «рисковых» товаров из п. 12 ст. 3 Закона об РРО), то он обязан вести учет товарных запасов в общем порядке (категория 109.02 БЗ)
Это то, о чем мы постоянно предупреждали плательщиков невзирая на либеральные разъяснения налоговиков. Больше деталей найдете в статье «ФЛП на ЕН группы 1 и товарный учет: налоговики передумали» // «Налоги & бухучет», 2024, № 60.
Здесь вообще произошло возмутительное событие. Без каких-либо изменений на уровне НКУ налоговики решили, что интернет-провайдеры не имеют права работать на упрощенке (см., в частности, категорию 107.05 БЗ, информационное сообщение, ответ КМУ на соответствующую петицию). Как следствие, большинство интернет-провайдеров налоговики «сбросили» с упрощенки начиная с 01.10.2024. Детали найдете в статье «Интернет-провайдеры и упрощенка: положение дел на сейчас» // «Налоги & бухучет», 2024, № 66.
Здесь наоборот налоговики проявили либерализм и разъясняют, что производство электрической энергии из возобновляемых источников энергии, в т. ч. из энергии солнечного излучения с помощью собственной солнечной электростанции и использование ее исключительно для собственных нужд (без продажи третьим лицам) не влияет на возможность пребывания на упрощенке (категория 107.05 БЗ, категория 108.05 БЗ).
То есть
плательщик ЕН может установить солнечные панели исключительно (!) для обеспечения электроэнергией своей хозяйственной деятельности. При этом у него не должно быть кодов КВЭД на производство (35.11), передачу (35.12), распределение (35.13) и торговлю (35.14) электроэнергией
Больше деталей найдете в статье «Использование солнечных батарей: есть ли угроза пребыванию на упрощенке?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 80.
Имеем изменение многолетнего подхода налоговиков. Теперь они уже говорят, что если возврат суммы средств (аванса, предоплаты) покупателю за товары (работы, услуги) происходит в другом налоговом периоде, ФЛП на ЕН должен уточнить показатели всех предварительно поданных ЕН-деклараций, в которых в доходы была включена такая сумма (аванса, предоплаты).
Такой перерасчет осуществляется путем подачи уточнений к ранее поданным ЕН-декларациям (категория 107.01.07 БЗ)
В то время как раньше налоговики утверждали, что в таком случае ФЛП не должен прибегать к уточнению ранее поданной ЕН-отчетности, зато он должен корректировать (уменьшать) текущий доход. Больше деталей найдете в статье «Возврат средств и ФЛП на ЕН: новый подход налоговиков» // «Налоги & бухучет», 2024, № 90.
Мы стали свидетелями некоторого смягчения в вопросе (не)включения в ЕН-доход собственных средств ФЛП (не от предпринимательской деятельности), которыми он пополняет свой текущий счет.
В своих индивидуальных налоговых консультациях (ИНК) налоговики начали признавать, что есть случай, когда такое пополнение не увеличивает ЕН-доход. Это когда ФЛП пополняет счет собственными средствами, которые уже облагались налогом во время их начисления (выплаты) в порядке, определенном НКУ, и при наличии документов, которые подтверждают уплату налогов и сборов, в частности, но не исключительно, сведений из Государственного реестра физических лиц — налогоплательщиков об источниках и суммах начисленного дохода, начисленного (перечисленного) налога и военного сбора, расчетных документов и т. п. Это может быть, например, зарплата, дивиденды и т. п.
Впрочем в Базе знаний налоговиков и до сих пор таких разъяснений нет, поэтому лучше по этому поводу получить ИНК. Детали найдете в статье «Пополнение счета ФЛП собственными средствами: квест от ГНСУ» // «Налоги & бухучет», 2024, № 44.
В 2024 году налоговики отметились разъяснениями для ФЛП на ЕН, которые получают доход на счета в системах Payoneer и WISE (категория 107.01.03 БЗ).
Налоговики заявляют, что валютная выручка, которая попадет на счета в международных платежных системах, будет признаваться именно предпринимательским доходом только тогда, когда будет перечислена до конца отчетного налогового периода на предпринимательский счет ФЛП, открытый в украинском банке
В ином случае такие средства облагаются налогом по правилам для обычных физлиц. Больше деталей найдете в статьях «Валютные доходы плательщика единого налога: как считать и когда возникают» // «Налоги & бухучет», 2024, № 95, «ФЛП — плательщик единого налога и доходы на Payoneer и Wise» // «Налоги & бухучет», 2024, № 14.
Налоговики усилили свое наступление на плательщиков ЕН, которые сдают недвижимость в аренду, и уже
открытым текстом заявляют, что размер арендной платы, установленный в договоре аренды недвижимости, должен быть не меньше, чем минимальная сумма арендного платежа (категории 107.01.05 БЗ)
В действительности, такие выводы являются крайне противоречивыми, если брать ситуацию именно с ФЛП на ЕН. Но судебная практика особых надежд не дает. Поэтому тем, кто не хочет проблем с налоговиками, очевидно лучше прислушиваться к их требованиям. Чтобы проблем не было ни у ФЛП-арендодателя, ни у арендатора (которому здесь могут навесить лавры налогового агента). Подробнее — в статье «ФЛП на ЕН сдает помещение в аренду: есть ли минимальный арендный платеж?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 100.
ФЛП на ЕН без НДС (любой группы), которые покупают электронные услуги у нерезидентов, следует обратить внимание на фискальное разъяснение налоговиков в отношении НДС.
По мнению налоговиков, если ФЛП — неплательщик НДС приобрел у нерезидента, не зарегистрированного плательщиком НДС, электронные услуги, то ФЛП обязан согласно ст. 208 НКУ начислить и уплатить НДС с услуг нерезидента (независимо от причин, по которым нерезидент не зарегистрирован плательщиком НДС, в том числе если объем операций меньше 1 млн грн) (категория 101.01 БЗ) (подробнее — в статье «ФЛП покупает электронные услуги у нерезидента: что с НДС?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 92).
Здесь уже имеем дело с изменениями в НКУ. Благодаря Закону № 4015* ФЛП на ЕН групп 1, 2 и 4 стали плательщиками военного сбора (ВС) за себя.
Первым месяцем, за который ФЛП на ЕН групп 1, 2 и 4 следует уплачивать ВС, является январь-2025 (с учетом изменений, предусмотренных Законом № 4113*)
* Закон Украины «Об изменениях в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты в отношении стимулирования развития цифровой экономики в Украине» от 04.12.2024 № 4113-IX.
Ставка ВС для ФЛП на ЕН групп 1, 2 и 4 для всех месяцев 2025 года — 800 грн ежемесячно. Порядок уплаты — по тем же правилам, что и ЕН (например, ВС за январь-2025 следует уплатить в срок не позже 20.01.2025).
Все детали (в том числе о возможности неуплаты ВС плательщиками ЕН групп 1 и 2) найдете в статье «Закон о повышении налогов: военный сбор для ФЛП» // «Налоги & бухучет», 2024, № 101.
Плательщики ЕН группы 3 (как ФЛП, так и юрлица) благодаря Закону № 4015* также оказались в рядах плательщиков ВС за себя.
Старт уплаты — с 01.01.2025 (это с учетом изменений, предусмотренных Законом № 4113). То есть первым кварталом, за который плательщик ЕН группы 3 будет уплачивать ВС, является I квартал 2025 года
Ставка ВС для ФЛП на ЕН группы 3 представляет 1 % от ЕН-дохода (дохода, определенного согласно ст. 292 НКУ) (п.п. 3 п.п. 1.3 п. 161 подразд. 10 разд. XX НКУ).
Срок уплаты ВС тот же, в который согласно п. 295.3 НКУ уплачивается ЕН.
Все детали об этом найдете в статьях «Закон о повышении налогов: военный сбор для ФЛП» // «Налоги & бухучет», 2024, № 101, «Военный сбор для юрлиц-упрощенцев» // «Налоги & бухучет», 2024, № 101.
Ближе к концу 2024 года налоговики таки пришли к пониманию того, что мобилизованные ФЛП имеют не отсрочку, а именно освобождение от уплаты ЕН / подачи ЕН-деклараций (при условии выполнения определенных требований, о которых мы говорили, в частности, в статье «ФЛП мобилизован: что делать с бизнесом» // «Налоги & бухучет», 2024, № 93).
Проблема была в том, что налоговики неадекватно воспринимали п. 25 подразд. 10 разд. XX НКУ. Типа, он уступает специальным нормам военного положения из НКУ.
Но интересный момент заключается в том, что свежим Законом № 4113 законодатель этот п. 25 подразд. 10 разд. XX НКУ подправил — прописал в нем освобождение от ВС для мобилизованных ФЛП. Этим он в том числе подтвердил применимость этой нормы во время военного положения. Поэтому, получается, нет сомнений, что мобилизованные ФЛП на ЕН освобождены и от уплаты ЕН, и от уплаты в 2025 году ВС за себя (опять-таки, при условии выполнения определенных требований, о которых мы говорили в вышеуказанной статье).
До конца 2024 сохраняется «военная» возможность неуплаты ЕСВ за себя для всех ФЛП (предусмотренная п. 919 разд. VIII Закона о ЕСВ*).
То есть если ФЛП на ЕН не имеет желания уплачивать ЕСВ за себя, то его можно не уплачивать в т. ч. за декабрь-2024 (пусть даже срок его уплаты приходится уже на 2025 год).
При этом для отчетности за 2023 год налоговики давали разъяснение (в частности, в категории 107.01 БЗ), что если ФЛП воспользовался «военной» возможностью неуплаты ЕСВ за себя и не уплатил ЕСВ ни за один из месяцев отчетного года, то приложение 1 (по ЕСВ за себя) к ЕН-декларации он может не подавать (подробнее в статье «ФЛП не платил ЕСВ «за себя» — ЕСВ-приложение с декларацией за 2023 год подавать не нужно» // «Налоги & бухучет», 2024, № 6).
Очевидно, эти разъяснения будут актуальными и для отчетности за 2024 (не видим оснований для изменения позиции налоговиков).
А вот с уплатой ЕСВ за себя / отчетностью за периоды 2025-го ситуация уже другая (см. дальше).
Законом о госбюджете — 2025* на 2025 год приостановлено действие п. 919 разд. VIII Закона о ЕСВ (см. статью «Госбюджет-2025: к чему готовиться?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 98).
* Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2025 год» от 19.11.2024 № 4059-IX.
А это как раз и норма, которая дает без каких-либо условий всем ФЛП возможность неуплаты ЕСВ за себя во время войны. То есть
начиная с уплаты за январь 2025 года ФЛП не смогут пользоваться «военной» возможностью неуплаты ЕСВ
Получается, если у ФЛП нет льгот по уплате ЕСВ за себя (ФЛП не является пенсионером, лицом с инвалидностью, не работает по трудовому договору на основном месте работы, не является мобилизованным и т. п.), то ему придется обязательно уплачивать ЕСВ за себя за периоды 2025 года на общих основаниях (не меньше чем 1760,00 грн за месяц (8000,00 грн х 22 %)).
Больше деталей (в частности, полный перечень ФЛП-льготников, которые смогут не уплачивать ЕСВ за себя и в 2025 году) найдете в статье «ЕСВ для ФЛП в 2025 году: возвращение обязательности?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 82. Также см. статью «Закон о повышении налогов: военный сбор для ФЛП» // «Налоги & бухучет», 2024, № 101.
Размер лимита дохода для плательщиков ЕН привязан к минзарплате, установленной на 1 января налогового (отчетного) года. По Закону о госбюджете — 2025 это 8000 грн. Также к этому показателю привязана ставка ЕН группы 2 и ее максимальный размер. А ставка ЕН группы 1 и ее максимальный размер привязаны к размеру прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленному законом на 1 января налогового (отчетного) года. По Закону о госбюджете — 2025 это 3028 грн.
Поэтому в 2025 году нас ожидает очередное повышение этих показателей (см. ниже). Интересные детали найдете также в статье «Превышение лимита ЕН-дохода: спасет ли новый размер минзарплаты» // «Налоги & бухучет», 2024, № 95.
Лимиты дохода для плательщиков ЕН на 2025 год
Группа ЕН | Предельный объем ЕН-дохода исходя из минзарплаты | Предельный объем ЕН-дохода (в грн) в 2025 году* |
группа 1 | 167 размеров минзарплаты | 1336000 |
группа 2 | 834 размера минзарплаты | 6672000 |
группа 3 (3 %, 5 %) | 1167 размеров минзарплаты | 9336000 |
* Исходя из размера минзарплаты, установленного на 01.01.2025, — 8000 грн. |
Уплата плательщиками ЕН в 2025 году ЕН, ВС и ЕСВ
ЕН | ВС (за себя) | ЕСВ (за себя) | |
ФЛП на ЕН групп 1, 2 | Ставка ЕН, установленная в местном решении (для группы 1 максимум 302,80 грн, для группы 2 максимум 1600,00 грн *) | 800 грн за месяц (8000,00 х 10 %) | Не меньше чем 1760,00 грн за месяц (8000,00 грн х 22 %) Срок уплаты: ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за кварталом, за который уплачивается ЕСВ |
Срок уплаты: не позже 20-го числа (включительно) текущего месяца | |||
ФЛП на ЕН группы 3 | 3 % или 5 % от ЕН-дохода | 1 % от ЕН-дохода | |
Срок уплаты: в течение 10 календарных дней после предельного срока подачи декларации плательщика ЕН за налоговый (отчетный) квартал | |||
ФЛП на ЕН группы 4 | Ставка налога (из п.п. 293.9 НКУ) от НДО | 800 грн за месяц (8000,00 грн х 10 %) | |
Срок уплаты: ежеквартально в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала | Срок уплаты: не позже 20-го числа (включительно) текущего месяца | ||
Юрлицо на ЕН группы 3 | 3 % или 5 % от ЕН-дохода | 1 % от ЕН-дохода | — |
Срок уплаты: в течение 10 календарных дней после предельного срока подачи декларации плательщика ЕН за налоговый (отчетный) квартал | |||
* Ставка ЕН для группы 1 устанавливаются в процентах к размеру прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленному законом на 1 января налогового (отчетного) года. Для 2025 года — в процентах от 3028 грн. Но не больше 10 % (то есть не больше 302,80 грн в месяц). Ставка ЕН для группы 2 устанавливается в процентах к размеру минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года. Для 2025 года — в процентах от 8000 грн. Но не больше 20 % (то есть не больше 1600,00 грн в месяц). |
ФЛП на ЕН группы 1 весь 2025 год еще смогут работать без платежных терминалов (п.п. 4 п. 1 постановления № 894*).
Все остальные плательщики ЕН должны применять его даже в селах (за некоторыми исключениями, о которых узнаете из статьи «POS-терминалы: кто может не применять в 2025 году?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 98).
Законом № 4015 в НКУ добавилось еще одно основание для сброса с ЕН (новый п.п. 81 п.п. 298.2.3 НКУ):
«81) в случае наличия налогового долга по единому налогу у плательщика единого налога, который самостоятельно определил положительное значение разницы между суммой общего минимального налогового обязательства и общей суммой уплаченных налогов, сборов, платежей и расходов на аренду земельных участков за последний налоговый (отчетный) год, на каждое первое число месяца в течение двух последовательных кварталов — в последний день второго из двух последовательных кварталов».
Здесь также следует обратить внимание на изменения, введенные Законом № 4015. Так, в п. 74 подразд. 10 разд. ХХ НКУ появился минимальный размер МНО (минимальное налоговое обязательство), на который аграрий должен ориентироваться при определении МНО по отдельному земучастку, который является сельхозугодиями. А именно этим пунктом установлено, что
сумма МНО не может представлять меньше 700 грн с 1 га, а для земучастков с долей пашни не менее 50 % — 1400 грн с 1 га (кроме территорий возможных боевых действий)
При этом ориентироваться на вышеупомянутые минимальные показатели размера МНО аграрии должны уже начиная с расчета МНО за 2024 год.
Еще одно нововведение — начиная с расчета МНО за 2025 год и следующие годы, заканчивая годом, в котором будет прекращено или отменено военное положение, считать МНО следует с использованием не обычной ставки МНО 0,05 (пп. 381.1.1 и 381.1.2 НКУ), а увеличенной — в размере 0,057 (п. 671 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Больше деталей об этом найдете в статье «МНО-нововведения» // «Налоги & бухучет», 2024, № 101.
В 2024 году действовало и продолжит свое действие в 2025 году освобождение от ответственности за нарушение требований Закона об РРО, которые совершены на: 1) временно оккупированных территориях; 2) территориях активных боевых действий, 3) территориях возможных боевых действий. Понятно, совершенные в то время, когда эта территория имела соответствующий статус согласно Перечню № 309 (п. 14 разд. ІІ Закона об РРО). Впрочем оно не касается нарушений порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров. Больше деталей найдете в статьях «Военные послабления в отношении РРО/ПРРО» // «Налоги & бухучет», 2024, № 53, «Защита от штрафов по Закону об РРО: для кого она актуальна сегодня» // «Налоги & бухучет», 2024, № 41.
Но как быть, если нарушение совершено не на вышеупомянутых территориях. Для ФЛП на ЕН есть интересный нюанс. Так, к ФЛП на ЕН — неплательщикам НДС, которые осуществляют продажу товаров, кроме «рисковых» по перечню*, или предоставление услуг, в период по 31.07.2025 (но не позже, чем до окончания военного положения) за «наиболее ходовые»** нарушения требований Закона об РРО применяются уменьшенные размеры штрафов 25 % и 50 % (п. 15 разд. ІІ Закона об РРО). Больше деталей по этому поводу найдете в статье «Военные послабления в отношении РРО/ПРРО» // «Налоги & бухучет», 2024, № 53 (ср. ).
* Подакцизные товары, технически сложные бытовые товары, которые подлежат гарантийному ремонту, лекарственные средства, изделия медицинского назначения, ювелирные и бытовые изделия из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней.
** Проведение расчетных операций с использованием РРО, ПРРО или расчетных книг на неполную сумму стоимости проданных товаров (предоставленных услуг), непроведение расчетных операций через РРО и/или ПРРО с фискальным режимом работы, невыдача (в бумажной и/или электронной форме) соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетной операции, или проведение ее без использования расчетной книги на отдельном хозяйственном объекте такого субъекта хозяйствования.
Стабильной остается ситуация с самоисправлением ошибок в ЕН-декларации. Напомним, что с 01.08.2023 и до конца военного положения без «самоштрафа» и пени можно исправлять занижение налоговых обязательств по ЕН как военных, так и довоенных периодов (п. 69.38 подразд. 10 разд. XX НКУ).
Также до конца военного положения продолжает действовать норма из п. 69.37 подразд. 10 разд. XX НКУ. Согласно ей, если налоговиками документальная проверка была осуществлена (начата/возобновлена) после 01.08.2023 и по ее результатам осуществили доначисление ЕН, то при условии уплаты доначисленного обязательства в течение 30 к. дн. со дня, следующего за днем получения НУР, штрафные (финансовые) санкции (штрафы), начисленные на сумму такого налогового обязательства, считаются отмененными, а пеня не начисляется.
До 01.12.2024 действовал мораторий на проведение документальных проверок (плановых и внеплановых) плательщиков ЕН групп 1 и 2 (кроме проверок, связанных с прекращением предпринимательской деятельности ФЛП и/или таких, которые проводятся по обращению налогоплательщика) (п. 69.351 подразд. 10 разд. XX НКУ). Указанная дата уже позади. Поэтому такой мораторий теперь не действует.