Темы статей
Выбрать темы

Разместили рекламу в Facebook, Google, OLX — последствия

Войтенко Татьяна, налоговый эксперт
Предприятие — общесистемщик, плательщик НДС планирует размещать рекламу в Интернете и корпоративной (бизнесовой) платежной картой (КПК) уплачивать за эту рекламу Facebook, Google и OLX. Имеют ли эти компании представительства в Украине? Как предприятию подтвердить расходы на рекламу и отразить их в учете? Какие последствия будут иметь эти операции по НДС, налогу на прибыль и налогу с доходов нерезидента? На что еще следует обратить внимание?

Статус интернет-гигантов и документирование расходов

Facebook-реклама. Корпорация Meta Platforms, Inc., которой принадлежит соцсеть Facebook, — это нерезидент, который не имеет зарегистрированного представительства в Украине. Поэтому получение рекламных услуг от Facebook — это чистой воды импорт услуг.

Настраивают рекламу в Facebook через рекламный аккаунт. Вот только функция оплаты рекламы в Facebook непосредственно через банковский счет украинским предприятиям в настоящее время пока что не доступна. Поэтому обычно наши рекламодатели уплачивают за рекламу в Facebook с помощью КПК через международные платежные системы Mastercard или Visa. Преимущественно реклама оплачивается в автоматическом режиме. То есть на определенную дату Facebook самостоятельно списывает средства с КПК, указанной в рекламном аккаунте.

На сегодня расчеты с нерезидентами с использованием гривневой КПК — не проблема. Ведь п. 321 Положения № 2* и п.п. 2 п. 109 Положения № 5** позволяют юрлицам осуществлять расчеты с нерезидентом с помощью КПК по одному договору в один операционный день на незначительную сумму — сумму, которая не превышает эквивалент 400 тыс. грн (см. статью «Валютные изменения: 400 тыс. вместо 150» // «Налоги & бухучет», 2020, № 30).

* Положение об осуществлении операций с валютными ценностями, утвержденное постановлением Правление НБУ от 02.01.2019 № 2.

** Положение о мероприятиях защиты и определении порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте, утвержденное постановлением Правление НБУ от 02.01.2019 № 5.

Главное, чтобы ваш установленный ежедневный лимит на списание средств в рекламном аккаунте Facebook не превысил порог в 400 тыс. грн. Следовательно,

если с КПК за рекламные услуги Facebook в течение дня будет списываться сумма меньше чем 400 тыс. грн, то проблем с такими расчетами не возникнет

Что касается подтверждающих документов о предоставлении в течение определенного периода рекламных услуг, то их Facebook не предоставляет. Можно только загрузить квитанции по аккаунту о списании средств за рекламу в разделе «Биллинг» в Meta Ads Manager. В таких квитанциях детализирована информация о транзакциях, осуществленных по аккаунту предприятия в Facebook. Однако эти документы не отвечают признакам первичного документа, который подтверждает рекламные расходы. Поэтому на получение рекламных услуг в Facebook придется создать собственный первичный документ — самоакт или бухсправку (см. статью «Опаздывают документы от поставщиков: бухсправка — вместо самоакта, Минфин не против» // «Налоги & бухучет», 2023, № 28).

Подробно о том, как предприятию подтвердить расходы на рекламу в Facebook, читайте в статье «Оплатили рекламу в Фейсбуке с КПК: как подтвердить расходы?» // «Налоги & бухучет», 2019, № 52. А об изменениях в отношении подотчетных документов, которые доверенное лицо должно приложить к авансовому отчету для подтверждения расходования средств с КПК, можно прочитать в статье «Подотчетная революция» // «Налоги & бухучет», 2023, № 12.

Google-реклама. Невзирая на то, что Google — это компания-нерезидент, у нее в Украине есть официальное представительство — ООО «Гугл», которое представляет интересы Google на украинском рынке. Из-за этого у предприятия возможна полноценная работа с интернет-платформой Google. ООО «Гугл» — резидент, налогоплательщик на общей системе, плательщик НДС. Поэтому, по сути, проблем с документами на поставку услуг рекламы быть не должно (см. Условия размещения рекламных объявлений).

Однако заметьте!

Интернет-гигант предоставляет документы исключительно тем клиентам, которые зарегистрировали свою учетную запись со статусом «юридическое лицо»

Поэтому для того, чтобы предприятие, которое заказало рекламу в Google, могло получать соответствующие подтверждающие бухгалтерские документы на приобретение услуг рекламы, еще на стадии регистрации/настройки важно присвоить аккаунту налоговый статус — «юридическое лицо». И во время настройки указать данные предприятия: код ЕГРПОУ, индивидуальный налоговый номер, налоговый номер плательщика налога, юридический и почтовый адреса. Более подробную информацию о документах и банковском переводе можно получить по этой ссылке.

А вот если заказчиком рекламы будет физлицо (пусть даже директор) — получить документы будет сложно. О том, на основании каких документов предприятие может учесть в расходах оплаченную Google-рекламу, читайте в статье «Реклама в Google: документы для учета» // «Налоги & бухучет», 2019, № 54.

Также учтите! Если услуги будут получены от Google, который не является официальным представителем в Украине — то здесь будут действовать те же правила, что и при оплате рекламных услуг Facebook.

OLX-реклама. Чтобы не возникло проблем с документами, сразу следует регистрироваться от имени субъекта хозяйствования и на веб-сайте OLX.ua. Тогда и акты предоставленных услуг будут оформлены так как нужно, и налоговые накладные (НН) попадут к вам своевременно. Правда, учтите: акты приема-передачи могут быть предоставлены бизнес-пользователям, которые являются ФЛП или юрлицами, только в случае оплаты, которая проведена непосредственно ООО «ЕМАРКЕТ УКРАИНА» (olx.ua). При этом можно выбрать способ получения первичных учетных документов: по почте на бумажных носителях или в электронном виде через сервис «Вовремя» (см. Правила сервиса OLX.ua).

Поскольку рекламные услуги через сервис OLX.ua предоставляет резидент, учетные и налоговые последствия будут одинаковыми с услугами Google-рекламы. Поэтому в дальнейшем мы их отдельно выделять не будем.

НДС-учет услуг интернет-рекламы

Facebook-реклама. Предоставление рекламных услуг в сети Интернет относится к электронным услугам (п.п. 14.1.565 НКУ). А место поставки любых электронных услуг определяют по местонахождению их получателя, независимо от субъектного состава участников операций (п. 186.31 НКУ). Подробно о том, как определить место поставки услуг через Интернет, см. в статье «Услуги через Интернет: где место поставки?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 41.

Следовательно с учетом правил п. 186.31 НКУ

электронные услуги, поставленные получателю-резиденту, будут объектом НДС (облагаются НДС)

Поскольку корпорация Meta Platforms, Inc. является нерезидентом, у которого нет зарегистрированного представительства в Украине, то здесь работают общие НДС-правила получения услуг от нерезидента. Поэтому получатели электронных услуг (юрлица и ФЛП — плательщики НДС) становятся налоговым агентом нерезидента и должны начислить с услуг нерезидента НДС. Значит предприятию — получателю услуг по рекламе в Facebook придется начислить налоговые обязательства (НО) по НДС (п. 180.2 НКУ). Ведь по услугам рекламы в Facebook возникает НДС-объект.

Базой НДС-обложения в таком случае является договорная (контрактная) стоимость услуг в иностранной валюте. То есть НДС начисляют сверху на сумму, уплаченную/начисленную за рекламу. Ее пересчитывают в гривни по курсу НБУ на дату возникновения НО (п. 190.2 НКУ). Определяют такую дату по общему правилу первого события (п. 187.8 НКУ).

В зависимости от настроек рекламного аккаунта в Facebook в отношении пополнения/списания денег с КПК в счет оплаты рекламы (или авансом, или на основании выставленных счетов) предприятие и должно начислять НО по дате первого события — списания денег со счета плательщика в банке или выставленного в последний день месяца еще не оплаченного счета.

На указанную дату договорную стоимость пересчитывают в гривни по курсу НБУ (см. статью «Заплатили за рекламу в Фейсбуке: какой валютный курс брать для НДС?» // «Налоги & бухучет», 2022, № 73. И этой же датой на гривневую стоимость рекламных нерезидентских услуг сверху начисляют НДС по ставке 20 % (п. 208.2 НКУ).

На дату возникновения НО заказчик рекламных услуг — плательщик НДС должен составить НН с типом причины «14» и зарегистрировать ее в ЕРНН. Как заполнить такую НН, см. в статье «НН на услуги от нерезидента» // «Налоги & бухучет», 2022, № 48.

Зарегистрированная НН по услугам нерезидента не только подтверждает начисление НО, но и одновременно является основанием для отражения плательщиком НДС суммы налога в составе налогового кредита — НК (п.п. «в» п. 198.1, п. 198.2, п.п. «г» п. 201.11, пп. 201.12, 208.2 НКУ).

И еще один момент. НО по НДС с услуг рекламы, полученных от Facebook, угрожают и юрлицамнеплательщикам НДС. В таком случае юрлица — неплательщики НДС НН не составляют, а должны подать специальный Расчет (п. 208.4 НКУ). Подробности его составления см. в статье «Услуги от «нереза» неплательщику НДС» // «Налоги & бухучет», 2019, № 20. Права на НК эти лица не имеют. Ведь НН они не составляют.

Что касается предоставления нерезидентом электронных услуг физлицам — неплательщикам НДС (в том числе ФЛП — неплательщикам НДС), то в таком случае нерезидент должен зарегистрироваться плательщиком НДС и сам уплатить НДС с электронных услуг, поставленных таким физлицам (п.п. «д» п.п. 14.1.139, п.п. 9 п. 180.1, ст. 2081 НКУ).

Google-реклама. Если речь идет об официальном представительстве интернет-гиганта в Украине — ООО «Гугл», тогда все просто. Поскольку это обычное приобретение услуг у украинского предприятия. Поэтому на стоимость услуг по размещению рекламы в Google вы получите НН. Ведь ООО «Гугл» зарегистрировано в Украине как плательщик НДС. Поэтому при наличии НН, зарегистрированной в ЕРНН, отразите НК:

— в периоде оформления НН — если Google-поставщик зарегистрировал НН вовремя;

— в периоде регистрации НН — если НН зарегистрирована с опозданием.

Бухучет интернет-рекламы в соцсетях

Расходы на размещение рекламы в Facebook и Google являются обычными рекламными расходами. Поэтому их следует включать в расходы отчетного периода в составе расходов на сбыт (п. 19 НП(С)БУ 16 «Расходы»). То есть в периоде, когда такие расходы были понесены, их списывают в дебет счета 93.

Facebook-реклама. Услуги по размещению рекламы в Facebook могут быть оплачены с КПК в иностранной валюте или же с гривневой КПК. Если задействована КПК в инвалюте, тогда применяют правила НП(С)БУ 21 «Влияние изменений валютных курсов». Однако обычно используют гривневую КПК. Тогда нормы НП(С)БУ 21 не действуют.

При расчетах за рекламу в Facebook гривневой КПК целесообразно открыть отдельные аналитические счета к субсчету 313 (311 ли) для учета доступных денежных средств на банковском счете и заблокированных банком сумм для приобретения инвалюты. Например, это могут быть субсчета: 313/1 «Денежные средства в национальной валюте, доступные для использования с применением КПК» и 313/2 «Денежные средства в национальной валюте, заблокированных банком». То есть здесь действуем по аналогии с использованием гривневой КПК при заграничных командировках (см. статью «Гривневая КПК при командировках за границу» //«Налоги & бухучет», 2023, № 25). Тогда в бухучете операции отразим так:

Дт 372 — Кт 333 — оплачена с помощью КПК стоимость услуг рекламы в Facebook;

Дт 313/2 — Кт 313/1 — заблокированы банком средства для приобретения валюты;

Дт 333 — Кт 313/2 — списаны банком средства для приобретения валюты;

Дт 942 — Кт 333 или Дт 333 — Кт 711 — отражена разница между коммерческим курсом и курсом НБУ на дату приобретения валюты;

Дт 92 — Кт 313/2 — отражена комиссия банка за приобретение валюты.

Расхождения, которые возникли из-за разных курсов НБУ на дату оплаты расходов на рекламу в Facebook и на дату списания средств со счета в банке, закрывают проводками: Дт 949 — Кт 333 или Дт 333 — Кт 719

Начисление НО по НДС с услуг нерезидента покажем записью: Дт 643/НДС — Кт 641/НДС, а НК до регистрации НН в ЕРНН: Дт 644/1 — Кт 644/НДС. По факту регистрации НН отразим НК с услуг нерезидента: Дт 641/НДС — Кт 644/1. А потом выполним зачет сумм по транзитным счетам: Дт 644/НДС — Кт 643/НДС (см. статью «Учитываем услуги от нерезидента на таможенной территории Украины» //«Налоги & бухучет», 2022, № 92).

Google-реклама. Когда рекламную услугу предоставляет резидент — ООО «Гугл», осуществленную предоплату за услуги рекламы покажем записью: Дт 371 — Кт 311 и одновременно зафиксируем право на НК по НДС: Дт 644/1 — Кт 644/НДС. А после получения зарегистрированной НН в ЕРНН отразим НК по НДС: Дт 641/НДС — Кт 644/1.

Расходы по полученным услугам рекламы отражаем проводкой Дт 93 — Кт 631. Одновременно закрываем расчеты по НДС: Дт 644/НДС — Кт 631 и осуществляем зачет задолженностей: Дт 631 — Кт 371.

Если оплата была авансом за несколько периодов заранее, сначала всю сумму заводим на дебет счета 39 «Расходы будущих периодов», а уже потом постепенно списываем на счет 93.

Налог на прибыль с интернет-рекламы

Специальных рекламных разниц для расходов на рекламу разд. ІІІ НКУ не предусматривает. Поэтому эти расходы отражают согласно правилам бухучета даже прибыльщики-высокодоходники и малодоходники-добровольцы.

В то же время если нерезидентские услуги получает высокодоходник или малодоходник-доброволец, он должен откорректировать финрезультат на налоговые разницы по:

п.п. 140.5.2 НКУ — на сумму превышение договорной (контрактной) стоимости приобретенных услуг над ценой, определенной по принципу «вытянутой руки», при осуществлении контролируемых операций по ст. 39 НКУ;

п.п. 140.5.4 НКУ — на 30 % стоимости услуг (кроме контролируемых операций по ст. 39 НКУ), приобретенных у особых нерезидентов (в том числе нерезидентов — связанных лиц), (1) из низконалоговых стран (по п.п. 39.2.1.2 НКУ и Перечню, утвержденному постановлением КМУ от 27.12.2017 № 1045) или (2) с особой организационно-правовой формой (по п.п. «г» п.п. 39.2.1.1 НКУ и Перечню, утвержденному постановлением КМУ от 04.07.2017 № 480). Подробности, как работает эта разница, читайте в статье «Покупки у нерезидентов: когда с 30 % разницей?» // «Налоги & бухучет», 2022, № 13 (ср. ).

Facebook-реклама. При работе с Facebook такие разницы высокодоходному предприятию не угрожают, поскольку вряд ли операции в Facebook будут контролируемыми. Да и компания Meta Platforms, Inc. не относится к особым нерезидентам. Она зарегистрирована в США, штат Калифорния, — то есть на территории, которая не подпадает под п.п. 39.2.1.2 НКУ. Не включена организационно-правовая форма компании Meta Platforms, Inc. и в Перечень № 480. Потому на рекламные услуги в Facebook корректировки финрезультата из п.п. 140.5.4 НКУ не распространяются. Однако

если рекламные услуги Facebook предоставляет нерезидент Meta Platforms Ireland Limited, то Ирландия входит в Перечень № 1045. Следовательно, тогда 30 % разницы по п.п. 140.5.4 НКУ не избежать

Google-реклама. К низконалоговым странам (согласно Перечню № 1045) относятся Ирландия и Сингапур, где, например, зарегистрированы международные офисы Google (подробнее об этом читайте в статье «ФЛП на едином налоге продает приложение через Google Play» // «Налоги & бухучет», 2021, № 37). Поэтому если услуги рекламы будут получены от международного офиса Google, вероятнее всего, что это будет дублинский офис (Ирландия). Так как именно этот офис традиционно обслуживает европейские страны. Следовательно, высокодоходнику тогда придется применять 30 % разницу по п.п. 140.5.4 НКУ.

Налог на репатриацию с услуг рекламы

Начиная с 1 января 2022 года отменено спецправило п.п. 141.4.6 НКУ, по которому при оплате рекламы нерезиденту заказчики таких услуг уплачивали налог на репатриацию по ставке 20 % за свой счет (см. статью «Налог на прибыль» //«Налоги & бухучет», 2021, № 104). Соответственно с этой даты оплата, полученная нерезидентом за рекламу, будет рассматриваться НКУ как обычная выручка (п.п. «к» п.п. 141.4.1 НКУ). И налог с доходов нерезидента с услуг рекламы с 2022 года больше не уплачивается.

Выводы

  • Facebook не предоставляет подтверждающих документов о предоставлении в течение определенного периода рекламных услуг. Поэтому придется создать собственный первичный документ — самоакт или бухсправку.
  • Для того чтобы получать соответствующие подтверждающие бухгалтерские документы на приобретение услуг рекламы в Google, еще на стадии регистрации/настройки важно присвоить аккаунту налоговый статус — «юридическое лицо».
  • Поскольку корпорация Meta Platforms, Inc. является нерезидентом, предприятию — получателю услуг по рекламе в Facebook придется начислить НО по НДС.
  • На стоимость услуг по размещению рекламы в Google ООО «Гугл» составит НН — ведь это зарегистрированный плательщик НДС. Поэтому при наличии НН, зарегистрированной в ЕРНН, можно отразить НК.
  • Специальных рекламных разниц для расходов на рекламу разд. ІІІ НКУ не предусматривает. Поэтому даже прибыльщики-высокодоходники и малодоходники-добровольцы отражают эти расходы согласно правилам бухучета.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше