(044) 581-10-10 Перезвоните мне
В этом номере :
 
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • в разработке
22/45
Налоги и бухгалтерский учет
Налоги и бухгалтерский учет, Золотой фонд.

Почему не приходят квитанции о приеме электронной налоговой отчетности?

 

В последнее время в письмах наших читателей, сдающих налоговую отчетность в электронном виде, все чаще проскакивают нотки беспокойства. Вот, к примеру, одно из таких писем: «В последний раз при отправке электронной отчетности по адресу ГНАУ ответные квитанции были получены с большой задержкой. А когда наконец пришли, то в них была еще и реклама услуг спецоператора электронной отчетности. Бухгалтеру на другом предприятии квитанции и вовсе не пришли, но она позвонила в свою налоговую и выяснила, что отчет поступил и его приняли. Почему не приходят квитанции? Означает ли это, что налоговая больше не будет сама принимать отчетность на этот централизованный адрес и скоро всех заставят подключиться к спецоператору?»

Юрий ЦЫГАНОК, главный редактор «Бухгалтер & Компьютер»

 

Очень актуальный и злободневный вопрос. Информация, которой располагает редакция на момент подачи этого номера в печать, дает основания полагать, что сервер Центра обработки электронной отчетности (ЦОЭО) Государственной налоговой администрации Украины — zvit@sta.gov.ua — продолжит свою работу. И налогоплательщики, как и раньше, смогут бесплатно отправлять электронную отчетность непосредственно налоговым органам без всяких посредников.

Однако вопрос возник не на пустом месте. Действительно, еще в начале сентября у многих плательщиков появились проблемы с работой сервера ЦОЭО. К кому-то пришли с задержкой, а то и вовсе не пришли, подтверждающие квитанции. Еще бы, ведь как можно быть уверенным в успешной сдаче отчетности, не получив электронные квитанции о ее приеме? Ну а те плательщики, кто получил квитанции, обнаружили в них рекламу услуг спецоператора электронной отчетности, который обещал 100-процентные гарантии доставки отчетности. Естественно, большинство плательщиков, отсылающих отчетность в электронном виде, начали небезосновательно беспокоиться. Неужели ГНАУ откажется бесплатно принимать электронную отчетность и заставит всех пользоваться услугами спецоператора?

И словно в ответ на эти опасения на сайте ГНАУ и спецоператора электронной отчетности появилось сообщение о том, что услуги по передаче налоговой отчетности от налогоплательщиков в ГНАУ и квитанций от ГНАУ налогоплательщикам предоставляются бесплатно. Однако эта информация требует уточнения. Ведь для того чтобы отправлять любую отчетность через спецоператора, нужно пройти процедуру регистрации у него на сайте, которая, в свою очередь, невозможна без оплаты его услуг. Эта оплата включает в себя комплекс услуг по передаче отчетности целому ряду получателей, в числе которых не только налоговые органы, но и Пенсионный фонд, фонды соцстраха, Центр занятости, органы госстатистики и т. д. Другими словами, спецоператор предоставляет услугу «единого окна» для приема электронной отчетности.

Вот в рамках этого самого «единого окна» отправка отчетности в налоговую и является бесплатной. Но за всю остальную отчетность нужно платить, и немало (тарифы приведены на сайте спецоператора), а отказаться от нее невозможно. Такая вот интересная получается «бесплатность». Как пошутил один знакомый бухгалтер: «Купите за двойную цену левый ботинок, и правый получите бесплатно!». Добавим к этому, что в «едином окне» пока видны не все из заявленных госорганов — получателей отчетности. К примеру, пока что органы госстатистики в порядке эксперимента принимают электронную отчетность только в Киеве и области. Стало быть, плательщики в других регионах вынуждены платить за непредоставляемые услуги.

А еще спецоператор обещает за те же деньги (т. е. якобы «бесплатно») предоставить клиентам электронные ключи для наложения ЭЦП. Однако cпецоператор не является аккредитованным центром сертификации ключей, стало быть, попросту выступит посредником в получении ключей одного из аккредитованных центров, и их стоимость уже заложена в его тарифах. Спрашивается, зачем налогоплательщикам, которые уже имеют действующие ключи ЭЦП, фактически оплачивать еще один не нужный им комплект ключей?

Впрочем, оставим на совести руководства спецоператора его ценовую политику. Сейчас даже не будем давать моральную и правовую оценку самому факту продвижения услуг коммерческой структуры силами государственной налоговой службы (хотя и просматриваются некоторые параллели с недавней историей с Центром занятости).

В конце концов наверняка найдутся плательщики, которых не смутят подобные моменты, да и цены вряд ли можно назвать неподъемными... Тем более, что предоставление электронной отчетности по принципу «единого окна» — отнюдь не отечественное изобретение. В той же России (не говоря уже о западных государствах — там это само собой разумеется) успешно работают, конкурируя между собой, несколько спецоператоров электронной отчетности. И многие плательщики с удовольствием пользуются их услугами, потому что удобно, быстро, надежно. Вот только не дискредитировали бы у нас саму идею подобных услуг...

Итак, кто хочет пользоваться услугами спецоператора, тот пусть пользуется. Но далеко не все налогоплательщики горят таким желанием. В конце концов, так же как подача отчетности — обязанность налогоплательщиков, ее прием — прямая обязанность налоговых органов. А действующим законодательством предусмотрена как традиционная бумажная, так и современная электронная форма отчетности.

Так, п.п. 4.4.2 «з» Закона Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» предусмотрено, что налоговая отчетность может быть подана по добровольному решению плательщика налогов налоговому органу в электронной форме, при условии регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством. Заметьте, речь здесь идет именно о подаче налоговому органу (о посреднике пока речи вообще не идет). И отсюда следует, что если плательщик налогов возжелал подать отчетность в электронном виде (и ведь совсем недавно плательщиков буквально склоняли к этому), то налоговый орган обязан ее принять, не отсылая плательщика к каким-то там коммерческим спецоператорам. Виданное ли дело, чтобы свою прямую обязанность государственный орган исполнял только через коммерческого посредника?!

Если копнуть глубже, то выбор формы подачи отчетности дают налогоплательщику и подзаконные нормативные акты. К примеру, п. 4.2 Порядка заполнения и подачи налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166, в редакции приказа от 15.06.2005 г. № 213 разрешает плательщику подавать расшифровки налоговых обязательств и кредита (приложение 5):

— на бумажных носителях с копией, по желанию плательщика — на магнитных носителях;

— или в электронном виде в формате, утвержденном ГНАУ, при помощи телекоммуникационных сетей общего пользования.

Наконец, и в действующую Инструкцию по подготовке и представлению налоговых документов в электронном виде средствами телекоммуникационной связи, утвержденную приказом ГНАУ от 16.04.2008 г. № 233 (далее — Инструкция № 233), по поводу подачи электронной отчетности никаких изменений не внесено (и лишь во внутренних методрекомендациях ГНАУ упоминается о возможном спецоператоре, как еще об одном альтернативном способе подачи отчетности). То есть действующая нормативная база не предусматривает ограничения возможности подавать налоговую отчетность через одного только спецоператора. А если кто-то захочет такую возможность ограничить, то плательщики в массовом порядке могут вспомнить о своем законном праве подавать отчетность на бумажных носителях. В конце концов, все та же Инструкция № 233 предусматривает, что подписанный с налоговой инспекцией договор о признании электронной отчетности не обязывает, а лишь дает право такую отчетность подавать. Хотя плательщики, конечно, пойдут навстречу своим инспекторам (зачем же ссориться) и будут приносить электронные копии отчетов на магнитных носителях.

Впрочем, подобный сценарий развития событий неинтересен сегодня никому. Работники районных ГНИ, с которыми довелось общаться на эту тему, уверяют, что отчетность плательщиков продолжает поступать к ним с бесплатного сервера ЦОЭО (zvit@sta.gov.ua). Они не склонны связывать проблемы с хождением квитанций с чьими-то злонамеренными происками и объясняют их исключительно техническими причинами. На сегодняшний день проблемы главным образом наблюдаются в основном у тех плательщиков, которые отправляют отчетность с российских (mail.ru , yandex.ru , rambler.ru и т. п.) и почему-то отдельных украинских (ukr.net) бесплатных почтовых интернет-сервисов. В связи с этим они рекомендуют для налоговой корреспонденции использовать «фиксированные» почтовые ящики на серверах интернет-провайдеров, непосредственно предоставляющих услуги подключения к Сети (как правило, провайдер, подключая вас к Интернету, в придачу дает и «ящик» электронной почты).

Итак, почтовый сервер ЦОЭО (zvit@sta.gov.ua) продолжает работать и должен работать впредь. Но пока ситуация не «утрясется», не откладывайте отправку отчетности на последний день предельного срока, отсылайте ее заранее и держите «руку на пульсе». Если не приходит подтверждение, не поленитесь позвонить в налоговую и узнать о судьбе отосланного отчета — быть может, он уже принят. В крайнем случае не забывайте о своем неотъемлемом праве подать отчет на бумажном носителе.

 Вход в систему ×  Сессия завершена × Вы осуществили вход на сайт с другого браузера или компьютера. Чтобы читать журналы, пожалуйста, авторизуйтесь еще раз
Показать пароль  Забыли пароль?
 Восстановление пароля × Введите Ваш e-mail, и мы вышлем Вам информацию для восстановления пароля на почтовый ящик
 Регистрация ×

Введите только ваше имя, чтобы мы знали как к вам обратиться.
Фамилию и отчество вы сможете позже указать в своем профиле.

 

Допускаются русские и украинские символы.

Телефон используется только для связи с вами.

Пример: +38 (066)870-10-10

Данный номер телефона уже используется пользователями:. Это случайно не вы?

Вы можете войти под одним из существующих email адресов. Если Вы забыли пароль, восстановите его.

Напоминаем, что один номер телефона может быть использован максимум 3 раза!

Почта станет вашим логином в системе. С ее помощью вы сможете войти и восстановить забытый пароль.

На почту приходят системные уведомления и полезная информация.

Показать пароль 

Укажите пароль при помощи которого вы сможете войти в систему.

Используйте кнопку "Показать пароль", чтобы увидеть введенные символы

Данный номер телефона привязан к email адресу:.

Вы можете:

 - использовать другой номер телефона для регистрации;

 - войти под одним из существующих email адресов;

 - восстановить забытый пароль

 ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК ×

Введите только ваше имя, чтобы мы знали как к вам обратиться.
Фамилию и отчество вы сможете позже указать в своем профиле.

 

Допускаются русские и украинские символы.

Телефон используется только для связи с вами.

Пример: +38 (066)870-10-10

Данный номер телефона уже используется пользователями:. Это случайно не вы?

Вы можете войти под одним из существующих email адресов. Если Вы забыли пароль, восстановите его.

Напоминаем, что один номер телефона может быть использован максимум 3 раза!

Данный номер телефона привязан к email адресу:.

Вы можете:

 - использовать другой номер телефона для регистрации;

 - войти под одним из существующих email адресов;

 - восстановить забытый пароль

Спасибо за вашу заявку! Наш специалист свяжется с вами в ближайшее время.
Телефоны × (044) 581-10-10 (066) 87-010-10 (097) 78-010-10 Перезвоните мне
Вы не авторизованы на сайте × Данная функция доступна только авторизированым пользователям. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.