Учетная политика-2010: главное

Печать

Учетная политика-2010: главное

 

Начался очередной отчетный год, а значит, пришло время обстоятельно продумать будущую учетную политику: подправить действующую или принять новую.

На какие главные моменты стоит при этом обратить внимание, обсудим в данной статье.

Татьяна ВОЙТЕНКО, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»

 

Документы статьи

Закон о налоге на прибыль — Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.97 г. № 283/97-ВР, с изменениями и дополнениями.

Закон о бухучете — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV, с изменениями и дополнениями.

П(С)БУ 1 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к финансовой отчетности», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31.03.99 г. № 87, с изменениями и дополнениями.

П(С)БУ 6 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 28.05.99 г. № 137, с изменениями и дополнениями.

Положение № 1213 — Положение о порядке бухгалтерского учета отдельных активов и операций предприятий государственного, коммунального секторов экономики и хозяйственных организаций, владеющих и/или пользующихся объектами государственной, коммунальной собственности, утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 19.12.2006 г. № 1213, с изменениями и дополнениями.

МСБУ (IAS) 8 — Международный стандарт бухгалтерского учета (IAS) 8 «Учетные политики, изменения в учетных оценках и ошибки».

МСБУ (IAS) 16 — Международный стандарт бухгалтерского учета (IAS) 16 «Основные средства».

План счетов — План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. № 291.

Письмо № 27793 — письмо Министерства финансов Украины «Об учетной политике» от 21.12.2005 г. № 31-34000-10-5/27793.

 

Обязанность самостоятельного формирования предприятием учетной политики для целей составления финансовой отчетности закреплена законодательно п. 5 ст. 8 Закона о бухучете. При этом, с точки зрения ст. 1 упомянутого Закона и п. 3 П(С)БУ 1, учетная политика представляет собой совокупность принципов, методов и процедур, которые используются предприятием для составления и предоставления финансовой отчетности. Несколько иначе трактует данное понятие МСБУ (IAS) 8 — международный стандарт, раскрывающий сущность учетной политики, устанавливающий правила ее выбора, применения и изменения. Так, его параграф 5 определяет учетные политики как конкретные принципы, основы, договоренности, правила и практику, примененные субъектом хозяйствования при составлении и предоставлении финансовых отчетов.

Несложно заметить, что МСБУ (IAS) 8 говорит об учетной политике во множественном числе. Связано это с тем, что по международным правилам учетная политика, установленная в отношении конкретного объекта учета, считается отдельной учетной политикой. А вот исходя из национального определения термина совокупность таких учетных политик как раз и составляет единую учетную политику предприятия.

Из приведенных выше определений учетной политики видно, что МСБУ (IAS) 8, делая акцент на достоверности финансовой отчетности, допускает, что при отсутствии предписанных действующими МСФО* принципов и требований, в качестве учетной политики можно расценивать договоренности, национальные правила и учетную практику. А ввиду того, что отечественная система бухгалтерского учета основывается на международных стандартах, украинскому бухгалтеру в ходе разработки учетной политики своего предприятия тоже допустимо руководствоваться не только принципами составления финансовой отчетности и требованиями, жестко прописанными в действующих бухучетных стандартах и других нормативных актах, но и (при отсутствии таковых) своими профессиональными суждениями, ориентируясь на сходные операции, сложившуюся отраслевую практику, а также используя специализированную (профессиональную) литературу по учету. Главное при этом, чтобы была сформирована такая учетная политика, при использовании которой финансовая отчетность содержала бы уместную, сопоставимую и понятную информацию, необходимую пользователям для принятия решений, достоверно отражающую финансовое положение, финансовые результаты деятельности и движение денежных средств субъекта хозяйствования.

*Международные стандарты финансовой отчетности, включающие собственно МСФО (IFRS), международные стандарты бухгалтерского учета (IAS), интерпретации, разработанные Комитетом по интерпретации международной финансовой отчетности (IFRIC) или бывшим Постоянным комитетом по интерпретации (SIC).

Справедливости ради надо сказать, что Минфин по этому поводу выразил другую точку зрения. Так, письмом № 27793 и п. 1 раздела II Положения № 1213 предписано определять учетную политику исключительно на основе положений (стандартов) бухгалтерского учета и других нормативно-правовых актов в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности. А каким образом следует поступать предприятиям при выработке собственной учетной политики в нерегламентированных названными документами ситуациях (т. е. при отсутствии прямо применимых правил), Минфин умалчивает.

Вопросы установления учетной политики на предприятии относятся к компетенции его собственника (собственников) или органа, уполномоченного управлять государственным имуществом и корпоративными правами государства.

Принятая предприятием учетная политика оформляется соответствующим организационно-распорядительным документом — приказом или распоряжением. При этом текст учетной политики может быть изложен как в самом приказе (распоряжении), так и может являться приложением к нему.

Обратите внимание, что при утверждении учетной политики нет необходимости указывать, на какой отчетный год она принимается, так как учетная политика должна применяться последовательно из года в год, а значит, разрабатывается предприятием не на какой-то определенный срок, а на длительный период его деятельности. К слову, Минфин в письме № 27793 также говорит о возможности принятия распорядительного документа об учетной политике в качестве базисного «на время деятельности предприятия, в который при необходимости вносятся изменения с определенного времени».

 

Составляющие учетной политики

Пункт 23 П(С)БУ 1 обязывает предприятия освещать избранную учетную политику путем описания:

принципов оценки статей отчетности;

методов учета относительно отдельных статей отчетности.

Другими словами, основная информация, которую должна содержать учетная политика, — это описание принципов оценки статей отчетности предприятия и выбор одного из предложенных П(С)БУ методов учета, которым надо неукоснительно следовать, чтобы составить достоверную финансовую отчетность.

Официальная позиция Минфина в отношении требований, предъявляемых к учетной политике предприятия по установлению методов оценки, учета и процедур, приведена в письме № 27793. В соответствии с положениями данного письма распорядительный документ, регламентирующий выбор учетной политики предприятия, должен определить применение:

— методов оценки выбытия запасов;

— периодичности определения средневзвешенной себестоимости единицы запасов;

— порядка учета (идентифицированно или в общем) и распределения транспортно-заготовительных расходов;

— методов амортизации необоротных активов;

— стоимостных признаков предметов, входящих в состав малоценных необоротных материальных активов;

— периодичности (периода) зачисления сумм дооценки необоротных активов в состав нераспределенной прибыли;

— метода исчисления резерва сомнительных долгов;

— перечня создаваемых обеспечений предстоящих расходов и платежей;

— порядка оценки степени завершенности операций по предоставлению услуг;

— сегментов, приоритетного вида сегмента, принципов ценообразования во внутрихозяйственных расчетах;

— перечня и состава переменных и постоянных общепроизводственных расходов, базы их распределения;

— перечня и состава статей калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг);

— порядка определения степени завершенности работ по строительному контракту;

— даты признания приобретенных в результате систематических операций финансовых активов;

— базы распределения расходов по операциям с инструментами собственного капитала;

— порога существенности в отношении отдельных объектов учета;

— переоценки необоротных активов;

— периодичности отражения отсроченных налоговых активов и отсроченных налоговых обязательств.

Наряду с этим письмо № 27793 предлагает в распорядительный документ, устанавливающий учетную политику предприятия, включать также вопросы:

— применения отдельного субсчета учета транспортно-заготовительных расходов;

— открытия счетов класса 8 «Расходы по элементам» и/или счетов класса 9 «Расходы деятельности» Плана счетов;

— составления отдельного баланса филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями предприятия.

Однако, на наш взгляд, означенные мероприятия, как не имеющие прямого отношения к учетной политике, целесообразно отражать в качестве составляющих элементов совершенно другого распорядительного документа, оформляемого предприятием, — приказа об организации бухгалтерского учета на предприятии.

Предприятия государственного и коммунального секторов экономики при разработке собственной учетной политики обязаны руководствоваться нормами Положения № 1213, раздел II которого так и называется: «Учетная политика предприятий государственного, коммунального секторов экономики».

Перечень вопросов, подлежащих освещению в распорядительном документе об учетной политике названных предприятий, приведен в п. 2 раздела II Положения № 1213. Этот перечень практически полностью повторяет составляющие учетной политики, перечисленные в вышеупомянутом письме № 27793, за одним-единственным исключением. Так, согласно Положению № 1213 распорядительный документ об учетной политике должен определить, кроме прочего, еще и порядок учета финансовых расходов. Такое дополнение вполне объяснимо. Ведь раздел II Положения № 1213 был актуализирован внесением в него изменений приказом Минфина от 05.03.2008 г. № 353, а вот письмо № 27793 никаким правкам с момента его выхода не подвергалось, хотя за это время выпущены новые стандарты бухгалтерского учета (в частности, П(С)БУ 31 «Финансовые расходы», утвержденное приказом Минфина от 28.04.2006 г. № 415), а многие из действующих подкорректированы. Вполне очевидно, что установление порядка учета финансовых расходов относится к области учетной политики всех предприятий, а не только государственного и коммунального секторов экономики, поэтому соответствующий выбор должен найти отражение в учетной политике предприятий и других форм собственности тоже.

При установлении учетной политики в отношении порядка учета финансовых расходов важно помнить о подходе ГНАУ к вопросу отнесения к валовым расходам процентов по кредитам на приобретение основных фондов, изложенном в письме от 10.11.2008 г. № 22025/7/15-0217 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 96). В нем ГНАУ ставит в прямую зависимость возможность включения в состав валовых расходов процентов по кредитам, полученным на приобретение основных фондов, от положений учетной политики предприятия, делая такой вывод: «...если учетная политика предприятия предусматривает капитализацию финансовых расходов, связанных с созданием (ремонтом) основных фондов, то выплата процентов по долговым обязательствам, которые фактически осуществлены на дату создания таких основных фондов, включается в их балансовую стоимость». Безусловно, такая позиция налогового органа прямо противоречит специальной норме п.п. 5.5.1 ст. 5 Закона о налоге на прибыль, но о ней надо знать, а возможно, и принимать во внимание, предусматривая учетной политикой предприятия капитализацию финансовых расходов, связанных с созданием квалификационного актива.

 

Что включать в учетную политику

Формирование учетной политики предприятия по конкретному направлению (вопросу) заключается в выборе одного варианта из нескольких — альтернативных, предусмотренных нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету. При этом, поскольку учетная политика предприятия определяется на основании принципов, методов и процедур, регламентированных не только П(С)БУ, при избрании того или иного варианта могут использоваться также другие нормативно-правовые документы, регулирующие методологию бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

Надо сказать, что подавляющее большинство принципов, методов и процедур, используемых для составления и предоставления финансовой отчетности, безальтернативно (однозначно) прописаны в нормативных документах по бухгалтерскому учету, поэтому перечислять их в учетной политике нет надобности. Ведь таковые нормы подлежат безусловному исполнению, т. е. являются императивными для применения предприятием. О нецелесообразности включения в распорядительный документ об учетной политике предприятия безальтернативных методов оценки, учета и процедур (императивных норм) Минфин высказался в письмах № 27793 и от 21.03.2006 г. № 31-34000-20-16/5770.

Освещать избранную учетную политику путем описания принципов оценки и методов учета отдельных статей финансовой отчетности с указанием одного или нескольких допустимых вариантов нужно только тогда, когда нормативно-правовые акты в области бухгалтерского учета предоставляют возможность выбора (содержат более одного варианта). На это указывает и Минфин в письме от 06.03.2006 г. № 31-34000-20-10/4555. Причем из всех допустимых вариантов следует выбрать тот, который наиболее полно отражает специфику хозяйственной деятельности конкретного предприятия. Выбор подходящего варианта должен быть закреплен в распорядительном документе, устанавливающем учетную политику предприятия.

При этом, рассматривая в процессе выработки собственной учетной политики все теоретически возможные варианты, в приказ (распоряжение) об учетной политике необходимо заносить те из них, которыми предприятие будет руководствоваться в своей повседневной деятельности либо предполагает воспользоваться в ближайшем будущем. К примеру, если предприятие не осуществляет и не планирует осуществлять строительную деятельность, то ему нет надобности устанавливать его учетной политикой методы определения степени завершенности работ по строительному контракту. Предугадывать наперед все события и операции, а тем более перечислять в приказе (распоряжении) об учетной политике все возможные варианты принципов оценки и методов учета не следует, так как при возникновении в будущем на предприятии фактов хозяйственной деятельности, не имевших места ранее, учетная политика может быть дополнена, а в отдельных случаях изменена.

 

Изменение учетной политики

Один из основополагающих принципов подготовки финансовой отчетности — принцип последовательности — предусматривает постоянное (из года в год) применение предприятием избранной им учетной политики (п. 18 П(С)БУ 1). Посредством данного принципа достигается соответствие финансовой отчетности такой качественной характеристике, как сопоставимость, что в дальнейшем дает возможность пользователям сравнивать финансовые отчеты предприятия за различные периоды для установления тенденций в его финансовом состоянии, финансовых результатах деятельности и денежных потоках. Предпосылкой сопоставимости является подача соответствующей информации предыдущего периода и раскрытие информации об учетной политике и ее изменениях.

Согласно ст. 4 Закона о бухучете изменить учетную политику предприятие может только в исключительных случаях, прямо установленных в П(С)БУ. Причем пересмотр учетной политики должен быть обоснован, а все изменения раскрыты в финансовой отчетности (ст. 4 Закона о бухучете, п. 18 П(С)БУ 1).

Случаи, когда могут быть внесены изменения в учетную политику, приведены в п. 9 П(С)БУ 6, а именно при:

изменении уставных требований (для предприятий государственного, коммунального секторов экономики по п. 3 раздела II Положения № 1213 — требований учредительных документов предприятия);

изменении требований органа, утверждающего П(С)БУ (каковым в соответствии с п. 2 ст. 6 Закона о бухучете является Минфин), а для предприятий государственного, коммунального секторов экономики — еще и органа управления (п. 3 раздела II Положения № 1213).

Пересмотр отдельных положений учетной политики возможен также при наличии уверенности предприятия в том, что такие изменения обеспечат более достоверное отражение событий или хозяйственных операций в его финансовой отчетности. От предприятий государственного и коммунального секторов экономики п. 3 раздела II Положения № 1213 прямо требует, чтобы данный факт был подтвержден соответствующими обоснованиями бухгалтерской службы (бухгалтера) предприятия.

Одновременно с этим п. 10 П(С)БУ 6 приводит перечень случаев, которые не могут расцениваться в качестве изменений учетной политики. Так, изменением учетной политики не считается установление учетной политики для событий или операций, которые:

— отличаются по содержанию от предыдущих событий или операций;

— не происходили ранее.

По общему правилу учетная политика применяется предприятием к событиям и операциям с момента их возникновения (п. 11 П(С)БУ 6). Исключение составляют те ситуации, когда при внесении изменений в учетную политику невозможно определить достоверно сумму корректировки нераспределенной прибыли на начало отчетного года. При таком развитии событий учетная политика распространяется только на события и операции, которые происходят после даты изменения учетной политики (п. 13 П(С)БУ 6). Теоретически такой датой может быть любая, избранная предприятием. Однако с практической точки зрения наиболее приемлемым является 1 января (начало финансового года), поскольку корректировка учетной политики с начала нового отчетного года обеспечит последовательность учетного процесса в течение этого периода и большую сопоставимость показателей финансовой отчетности.

Дополнять же учетную политику предприятия могут в любое время, а не только с начала нового календарного года. Например, если предприятие начинает деятельность, которой не занималось раньше, то внести поправки в учетную политику в виде описания принципов и методов отражения фактов хозяйственной жизни, отличных по существу от имевших место ранее или возникших впервые, оно вправе с такого момента. Каких-либо корректировок финансовой отчетности за прошлые периоды это не потребует, поскольку данное событие не является изменением учетной политики.

Изменения и дополнения учетной политики оформляются в том же порядке, что и уже принятая предприятием учетная политика — соответствующим распорядительным документом — приказом (распоряжением), которым собственно и корректируется базовый приказ (распоряжение) об учетной политике предприятия. В ситуации, когда внесенные в учетную политику изменения по объему охватывают большую часть текста или существенно влияют на ее содержание, Минфин в своем письме № 27793 рекомендует распорядительный документ об учетной политике предприятия полностью изложить в новой редакции.

 

Отражение изменений в отчетности

Как уже упоминалось, в соответствии с нормами п. 11 П(С)БУ 6 учетная политика применяется к событиям и операциям с момента их возникновения.

Влияние изменения учетной политики на события и операции прошлых периодов п. 12 П(С)БУ 6 требует отражать в финансовой отчетности путем:

корректировки сальдо нераспределенной прибыли на начало отчетного года;

повторной подачи сравнительной информации за предыдущие отчетные периоды.

В международной практике такой механизм обозначен как ретроспективный метод корректировки финансовой отчетности. При этом ретроспективное отражение изменений заключается в применении вновь избранной учетной политики к событиям и операциям таким образом, как будто такая новая учетная политика применялась всегда, а не с момента ее установления. То есть корректировка влияет на показатели не только текущего и будущих периодов, но и на показатели предшествующих отчетных периодов.

В том случае, когда сумму корректировки нераспределенной прибыли на начало отчетного года достоверно определить невозможно, осуществляется перспективное отражение изменений учетной политики (п. 13 П(С)БУ 6), заключающееся в распространении влияния учетной политики на события и операции, которые происходят после даты изменения учетной политики. При этом не производится никаких корректировок показателей прошлых отчетных периодов — ни в отношении сальдо нераспределенной прибыли на начало периода, ни в отношении отраженной в отчетности суммы чистой прибыли (или убытка), так как существующие остатки на начало отчетного года в данном случае не пересчитываются, а сравнительная информация повторно не подается. В указанной ситуации п. 22 П(С)БУ 6 обязывает в примечаниях к финансовым отчетам раскрывать:

— обоснование невозможности достоверного определения суммы корректировки нераспределенной прибыли на начало отчетного года;

— нецелесообразность пересчета сравнительной информации о предыдущих отчетных периодах.

В то же время зачастую на практике трудно разграничить пересмотр учетной политики и изменения учетных оценок. При таких обстоятельствах принятое изменение рассматривается п. 14 П(С)БУ 6 как изменение учетных оценок.

Под учетной оценкой п. 3 П(С)БУ 6 понимает предварительную оценку, используемую предприятием в целях распределения расходов и доходов между соответствующими отчетными периодами. Исходя из определения термина «учетная политика» несложно заметить, что учетная оценка является неотъемлемой составляющей учетной политики предприятия и обеспечения достоверности финансовой отчетности. Тем не менее порядок отражения в финансовой отчетности предприятия изменений в учетных оценках отличается от порядка корректировки отчетности в связи с пересмотром учетной политики. Ведь последствия изменения учетных оценок показывают в финансовой отчетности в том периоде, в котором произошло такое изменение, а также в последующих отчетных периодах, если изменение влияет на эти периоды (п. 8 П(С)БУ 6). Это означает, что пересмотр учетных оценок не ведет к корректировке нераспределенной прибыли прошлых периодов и необходимости повторного предоставления сопоставимой информации, так как касается текущего и будущего периодов, а влияние таких изменений отражается соответственно в текущем и последующих отчетных периодах. Проще говоря, изменения в учетных оценках не влекут за собой ретроспективного пересчета соответствующих показателей финансовой отчетности.

Вполне очевидно, что для правильного отражения в финансовой отчетности влияния изменений необходимо четко установить, что произошло: пересмотр учетной политики или изменение учетных оценок.

Ярким примером неоднозначного толкования выступает изменение метода амортизации необоротного актива: расценивать ли такое изменение как изменение учетной политики или же относить его к сфере изменения учетной оценки?

Свою точку зрения по поводу изменения метода амортизации основных средств поведал Минфин в своем письме от 02.11.2009 г. № 31-34000-20-23-5535/5708 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 95), где, ссылаясь на нормы п. 3 П(С)БУ 6, он заключил: «изменение метода амортизации считается изменением учетной оценки».

Примечательно, но тот же Минфин в письме № 27793 установление методов амортизации необоротных активов относит к области учетной политики и рекомендует предприятиям определять их применение распорядительным документом об учетной политике. Этого же требуют нормы п. 2 раздела II Положения № 1213 — документа, заметьте, имеющего нормативный, а следовательно, обязательный к исполнению характер. На наш взгляд, процедура выбора метода амортизации полностью вписывается в определение термина «учетная политика», а сами методы вполне можно рассматривать в качестве составляющей учетной политики. Кстати, то, что формирование и раскрытие учетной политики предприятия должны осуществляться с учетом рекомендаций, изложенных в письме № 27793, Минфин подтвердил в письме от 29.12.2008 г. № 31-34000-20-16/45983 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 57).

Что касается смены метода амортизации необоротных активов, то однозначно относить его к изменению учетных оценок не позволяют и нормы международных стандартов. В частности, параграф 61 МСБУ (IAS) 16 на этот счет говорит, что метод амортизации, примененный к активу, следует пересматривать по крайней мере на конец каждого финансового года, и если произошло значительное изменение в ожидаемой форме потребления будущих экономических выгод, воплощенных в активе, метод следует изменить для отражения измененной формы. Такое изменение следует учитывать как изменение в учетной оценке в соответствии с МСБУ 8. Отсюда можно заключить, что причисление изменения метода амортизации к изменению учетных оценок справедливо для ситуаций, когда оно вызвано существенным изменением ожидаемого способа получения будущих экономических выгод от актива. Проще говоря, если изменение метода амортизации оправдано изменившимся характером использования актива, то это будет считаться изменением учетной оценки.

Проиллюстрируем разницу между учетной политикой и учетной оценкой следующим примером. Допустим, приобретенный предприятием компьютер изначально эксплуатировался отделом информационных технологий, а амортизация по нему начислялась с применением метода уменьшения остаточной стоимости. Потом компьютер был передан секретарю директора. Исходя из характера работы (условий эксплуатации) метод начисления амортизации такого объекта был заменен на прямолинейный. Применение в данной ситуации нового метода амортизации для этого объекта основных средств не будет расценено как изменение учетной политики. Переход на другой метод начисления амортизации при передаче компьютера секретарю директора является изменением учетной оценки, поскольку в данном случае изменились обстоятельства, на которых базировалась эта оценка (п. 6 П(С)БУ 6). И, наоборот, если в характере эксплуатации названного объекта ничего не изменится (компьютер по-прежнему будет находиться в отделе информационных технологий), но предприятие в целях большей достоверности финансовой отчетности к этому объекту применит иной метод начисления амортизации, то вот это, на наш взгляд, можно считать изменением учетной политики.

Как бы там ни было, но придавать чересчур большое значение отнесению изменения метода амортизации не к области учетной политики, а к изменениям учетных оценок не стоит. Ведь подтвердить свою позицию в правильности выбора перспективного метода корректировки финансовой отчетности всегда можно, основываясь на положениях п. 13 и п. 14 П(С)БУ 6.

Итак, избранные предприятием методы амортизации необоротных активов, как и прежде, следует указывать в приказе об учетной политике, а вот как будет истолковано изменение метода амортизации (как изменение учетной политики или как изменение в учетных оценках), будет зависеть от профессионального суждения бухгалтера. Безусловно, для него последний вариант более предпочтителен, поскольку не предполагает необходимости осуществления пересчета суммы амортизации с момента ввода объекта основных средств в эксплуатацию, корректировки сальдо нераспределенной прибыли на начало отчетного года и повторного предоставления сравнительной информации за предыдущие отчетные периоды.

Раскрываются изменения учетной политики, а сама учетная политика приводится в примечаниях к годовой финансовой отчетности в описательной форме либо же приложением к финансовой отчетности копии распорядительного документа об установлении или изменении учетной политики (письмо № 27793, п. 4 раздела II Положения № 1213).

Ознакомиться с образцом и содержанием приказа об учетной политике можно, обратившись к тематическому номеру газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 3, «Учетная политика», а с допустимыми вариантами элементов учетной политики — заглянув на сайт www.nibu.factor.ua.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше