Темы статей
Выбрать темы

Возобновляем деятельность после приостановки: о чем нужно знать

Казанова Марина, налоговый эксперт
К сожалению, война в Украине продолжается. Но, к счастью, все больше субъектов хозяйствования выходят из ступора и возобновляют деятельность. В настоящей статье мы приведем шпаргалку в отношении того, что нужно сделать / о чем не забыть, возобновляя деятельность предприятия. Также вы сможете найти ссылку на статьи, где можно найти более подробную информацию по тому или иному вопросу.

Издаем приказ о возобновлении деятельности предприятия

Начать возобновление деятельности целесообразно с приказа о возобновлении деятельности предприятия. В нем нужно зафиксировать дату, с которой предприятие возобновляет свою деятельность. Этот приказ станет основанием для возобновления действия приостановленных трудовых договоров с работниками. Кроме того, этот документ понадобится и для освобождения предприятия от ответственности за несвоевременное выполнение налоговых обязанностей, которые возникли у него до начала возобновления деятельности (о чем скажем еще дальше).

«Возвращаем» работников

Если трудовые договоры с работниками были приостановлены, то в случае принятия решения о возобновлении деятельности предприятия (отмены приостановки действия трудового договора)

работодатель должен за 10 календарных дней до возобновления действия трудового договора сообщить работнику о необходимости начать работу (ст. 13 Закона № 2136*)

* Закон Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» от 15.03.2022 № 2136-IX.

Больше деталей найдете в статьях:

«Приостановка действия трудового договора» // «Налоги & бухучет», 2022, № 52;

«Трудовой договор: военные особенности» // «Налоги & бухучет», 2022, № 54.

Проводим инвентаризацию на предприятии

Для того чтобы определиться с состоянием активов предприятия, особенно если оно находилось в зоне боевых действий, целесообразно провести инвентаризацию. Напомним, что в соответствии с п. 7 разд. I Положения № 879* проведение инвентаризации является обязательным, в частности в случае:

* Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.2014 № 879.

— установление фактов краж или злоупотреблений, порчи ценностей;

— в случае техногенных аварий, пожара или стихийного бедствия (в объеме, определенном руководителем предприятия).

В течение какого времени должна быть проведена такая инвентаризация?

В п. 8 разд. I Положения № 879 сказано, что ее проводят после возобновления безопасного и беспрепятственного доступа к активам.

В общем случае «пострадавшие» предприятия (предприятия, которые имели/имеют местонахождение в районах проведения боевых действий или если структурные подразделения предприятия находятся в этих регионах) обязаны:

— провести инвентаризацию по состоянию на 1 число месяца, следующего за месяцем, в котором исчезли препятствия для доступа к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учета. Вместе с тем руководители пострадавших от войны предприятий могут принять решение о проведении инвентаризации отдельно определенного имущества в случае установления фактов его хищения (разворовывания), недостачи, уничтожения (порчи) на день установления таких фактов;

— отразить результаты инвентаризации в бухучете соответствующего отчетного периода.

По результатам инвентаризации:

1. Списываем поврежденные/утраченные активы. Здесь отметим, что если активы уничтожены/утерянные в результате действия обстоятельств непреодолимой силы во время действия военного положения, то

начислять «компенсирующие» налоговые обязательства по НДС на основании п. 198.5 НКУ не нужно (п. 321 подразд. 2 разд. ХХ НКУ)

Правда, говоря о списании активов, уничтоженных/утерянных из-за войны, налоговики намекают на то, что для списания активов одного акта инвентаризации будет маловато. Сначала они говорили, что нужно еще иметь и индивидуальный сертификат ТПП. Но потом, кажется, отказались от этой идеи. Теперь в категории 101.15 БЗ сказано, что с целью фиксации уничтожения (потери) товаров в результате действия обстоятельств непреодолимой силы в период военного положения целесообразно:

— провести инвентаризацию;

— обратиться к органам ГСЧС, которые должны составить акт повреждения имущества с указанием причины;

— обратиться к местным органам власти, которые могут дополнительно подтвердить факт уничтожения товаров;

осуществить все возможные мероприятия по фиксации факта повреждения имущества (фото/видео съемка).

Подробности об этом смотрите в статье «Чтобы подтвердить уничтожение (утрату) товаров во время войны, сертификат ТПП ни к чему!» // «Налоги & бухучет», 2022, № 47.

Об отражении в учете уничтоженных/списанных активов вам будут полезными статьи:

«Уничтоженная/утраченная подакцизка: как платить розничный акциз во время войны» // «Налоги & бухучет», 2022, № 41;

«Ликвидация уничтоженных активов в условиях войны» // «Налоги & бухучет», 2022, № 22;

«Неподконтрольные активы: учетная судьба» // «Налоги & бухучет», 2022, № 22.

2. Также проводим оценку активов на предмет их обесценивания. Это же касается и дебиторской задолженности (резерва сомнительных долгов) (см. статью «Изменилась платежеспособность дебиторов: не забудьте о резерве сомнительных долгов» // «Налоги & бухучет», 2022, № 47.

3. Фиксируем размер убытков, нанесенных войной. Невзирая на достаточно мутную ситуацию с правовыми механизмами возмещения убытков, нанесенных военной агрессией, уже сейчас нужно позаботиться о документальной фиксации нанесенных убытков. Алгоритм действий в отношении этого мы приводили в статье «Как взыскать «военные» убытки?» // «Налоги & бухучет», 2022, № 43.

«Инвентаризируем» первичку

Если окажется, что первичные документы утеряны или повреждены, здесь есть два варианта действий:

Вариант 1. Руководствоваться «общим» алгоритмом действий при потере первички (закрепленный п. 44.5 НКУ), в соответствии с которым в случае потери, повреждения или досрочного уничтожения документов налогоплательщик обязан:

(1) в 5-дневной срок со дня такого события в письменном виде сообщить налоговикам о потере (с предоставлением оформленных в соответствии с законодательством документов, подтверждающих наступление события, которое привело к такой потере, повреждению или досрочному уничтожению документов);

(2) в течение 90 дней восстановить утерянные документы.

Обратите внимание, течение срока (5 и 90 дней) останавливается (то есть продлевается) на время военного положения (п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Подробно об «общей» процедуре восстановления документов вы можете прочитать в статье «Утрата документов: порядок действий» // «Налоги & бухучет», 2022, № 50. Также вам может пригодиться статья «Бумажная» первичка уничтожена: можно ли их восстановить в электронном виде?» // «Налоги & бухучет», 2022, № 41.

Вариант 2. Если утрата первички связана с боевыми действиями/оккупацией, можно воспользоваться спецнормой (п. 69.28 подразд. 10 разд. XX НКУ). Эта норма

фактически разрешает обойтись и без восстановления утраченных документов

Плательщик должен сообщить налоговикам о налоговых периодах и составе документов, которые уничтожила война, а также об обстоятельствах, в результате которых это случилось. Если сообщение плательщика будет учтено, периоды, указанные в сообщении, налоговики не будут проверять.

Подробнее о «спецнорме» в отношении утраты документов смотрите в статье «Первичка уничтожена войной — что делать?» // «Налоги & бухучет», 2022, № 50.

Обратите внимание: воспользоваться этой спецнормой могут только налогоплательщики, которые осуществляли деятельность в зоне, где есть/были боевые действия и на территориях, временно оккупированных вооруженными формированиями РФ. При этом налоговики имеют право доказывать, что плательщик не имеет права на пользование п.п. 69.28 подразд. 10 разд. XX НКУ (ср. ). В таком случае (если налоговики будут настаивать на том, что плательщик не имеет права на пользование спецнормой) плательщик имеет право или обжаловать такое решение налоговиков, или ему придется восстанавливать документы по общей процедуре (см. выше).

Также обращаем внимание, что эта спецнорма касается именно бухпервички. А вот, например, кадровые документы, даже если они утрачены в результате боевых действий, придется восстанавливать.

Релокация предприятия / переход на спецЕН 2 %

Возможно, вы возобновляете деятельность уже на территории другого региона, тогда вам пригодится статья «Релокация предприятия: а что с зарплатными налогами?» // «Налоги & бухучет», 2022, № 45.

Также напомним, что на время военного положения почти все субъекты хозяйствования имеют право избрать спецЕН 2 % (то есть могут уплачивать 2 % от объема оборота; все операции по поставке на территории Украины не облагаются НДС). Подробности о спецЕН смотрите, в частности, в статьях: «Работа на спецЕН: основные правила» // «Налоги & бухучет», 2022, № 54, «Переходные операции плательщика спецЕН: шпаргалка на все случаи» // «Налоги & бухучет», 2022, № 54, «Плательщик ЕН на ставке 2 %: что с НДС в чеке РРО/ПРРО?» // «Налоги & бухучет», 2022, № 58.

Отчетность / налоги / налоговые накладные

С момента возобновления деятельности субъекта хозяйствования возобновляется и обязанность регистрации налоговых накладных (если вы — плательщики НДС), подачи налоговой отчетности и уплаты налогов.

Отчетность/налоги/НН/РК, предельные сроки подачи/уплаты/регистрации которых приходятся на период ПОСЛЕ возобновления деятельности предприятия Нужно подавать/платить/регистрировать в стандартные сроки, предусмотренные НКУ. Иначе — штраф.

Например, предприятие — плательщик НДС возобновило свою деятельность 01.08.2022. В таком случае НН за август 2022 года нужно зарегистрировать в «стандартные» сроки, то есть НН, составленные с 01.08.2022 по 15.08.2022, — не позже 31 августа включительно. НН, составленные с 16.08.2022 по 31.08.2022, — не позже 15.09.2022.

Отчетность/налоги/НН/РК, предельные сроки подачи/уплаты/регистрации которых приходятся на период военного положения ДО возобновления деятельности Допустим, вы вынуждены были приостановить свою деятельность с 24.02.2022, вследствие чего остались, например, незарегистрированные НН за февраль 2022 года, неподанной декларация по налогу на добавленную стоимость за февраль 2022 года или налогу на прибыль за 2021 год. В таком случае выполнить эти налоговые обязательства вы должны

в течение 60 календарных дней с первого дня месяца, следующего за месяцем восстановления возможности выполнять такие налоговые обязательства (п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ)

Опять-таки, это касается тех налоговых обязательств, предельный срок выполнения которых приходится на период с 24.02.2022 до дня восстановления возможности выполнять налоговые обязательства.

Например, не зарегистрирована НН от 02.02.2022. Деятельность вы возобновили 01.08.2022. В таком случае зарегистрировать без штрафов такую НН можно до 29.09.2022 включительно (01.08.2022 + 60 календарных дней). Если бы, например, деятельность возобновилась с 04.08.2022, то срок в 60 дней начал бы свой отсчет с 01.09.2022. То есть зарегистрировать такую НН нужно было бы не позже 30.10.2022.

Правда,

чтобы к вам не применили штрафы за эти периоды, нужно будет сообщить налоговикам о том, что вы не имели возможности своевременно выполнять налоговые обязательства

Сам порядок такого подтверждения и документы, которые должны предоставляться на такое подтверждение, должен еще утвердить Минфин. Пока что имеем лишь проект такого порядка (больше деталей о нем найдете в статье «Подтверждение «налоговой» невозможности: проект Порядка» // «Налоги & бухучет», 2022, № 49).

Кстати, одними из таких подтверждающих документов могут быть приказы о приостановке и возобновлении деятельности предприятия.

Отчетность за периоды приостановки деятельности Формально нет никаких освобождений от подачи отчетности за периоды, когда предприятие не работало. Но здесь можно воспользоваться нормой п. 49.2 НКУ, которая позволяет не подавать отчетность, если в отчетном периоде отсутствуют одновременно: (1) объект налогообложения и (2) какие-либо показатели, которые нужно задекларировать.

Правда, этой нормой надо пользоваться с осторожностью. Даже если объектов налогообложения нет, нужно убедиться, что нет и других показателей для декларирования.

Да и есть перечень «исключительных» плательщиков, которые должны подавать отчетность в любом случае:

— определенные п.п. 212.1.15 НКУ — лица (в том числе юрлицо, которое ведет учет результатов по договору о совместной деятельности без создания юрлица), постоянное представительство, которые реализуют горючее или спирт этиловый;

— которые имеют действующие (в том числе приостановленные) лицензии на право осуществления деятельности с подакцизной продукцией, которая подлежит лицензированию.

Здесь вам пригодится таблица «Отчетность при отсутствии деятельности», которую вы найдете в статье «Приостановили деятельность на время войны: подавать ли отчетность» // «Налоги & бухучет», 2022, № 29.

Штрафов за несвоевременную подаччу такой отчетности (предельные сроки подачи которой пришлись на период военного положения до возобновления деятельности предприятия) не будет, если вы ее подадите в течение 60 календарных дней с первого дня месяца, следующего за месяцем возобновления таких возможностей (п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Расходы за период, когда деятельность не осуществлялась

Даже если предприятие не работало, это не значит, что за время «приостановки» деятельности (простоя) у него не было расходов. У него могли быть расходы по коммунальным услугам. Также отметим, что на время простоя основных средств (ОС) в соответствии с НП(С)БУ 7 нет основания приостанавливать начисление амортизации.

Правда, отметим, что налоговики для налоговых целей (актуально для тех, кто применяет налоговые ризницы) расценивают простой ОС как их использование в нехозяйственной деятельности и, соответственно, считают, что налоговая амортизация на такие объекты за это время не начисляется

Куда в таком случае относить расходы в учете, которые возникли во время «простоя» предприятия?

Если речь идет об общепроизводственных расходах, то в периодах (месяцах), в которых полностью было остановлено производство, все эти расходы собираем по Дт 949. Объясняется это тем, что если производство полностью отсутствовало, то, по сути, можно говорить и об отсутствии расходов, связанных с производством. А следовательно, нет и оснований для отражения общепроизводственных расходов на счете 91. Указанные расходы следует непосредственно отражать в составе прочих операционных расходов (Дт 949).

Если речь идет о других расходах, например административных/«сбытовых» и т. п., то отражаем их в «обычном» порядке. То есть на счете 92, 93, 94 — в составе расходов того отчетного периода, в котором они были осуществлены (п. 7 НП(С)БУ 16).

РРО

Если субъект хозяйствования закрыл свою торговую точку на длительное время, то он не проводил и расчетные операции. Соответственно робота РРО была заблокирована (РРО блокируется в случае непередачи информации на сервер ГНСУ в течение 72 часов). Эта блокировка снимется автоматически после восстановления связи РРО с сервером. Поскольку расчетных операций не было, то никаких отчетов РРО за эти периоды субъекту хозяйствования формировать не нужно. Единственное — нужно иметь приказ о том, что деятельность не проводилась (была приостановлена).

Выводы

  • Начать возобновление деятельности целесообразно с приказа о возобновлении деятельности предприятия.
  • Если трудовой договор с работником был приостановлен, то работодатель должен за 10 к. дн. до возобновления его действия сообщить работнику о необходимости начать работу.
  • Для того чтобы определиться с состоянием активов предприятия, особенно если оно находилось в зоне боевых действий, целесообразно провести инвентаризацию.
  • Если потеря первички связана с боевыми действиями/оккупацией, можно воспользоваться спецнормой из п.п. 69.28 подразд. 10 разд. XX НКУ, что фактически позволяет обойтись и без восстановления утраченных документов.
  • С момента возобновления деятельности субъекта хозяйствования возобновляется и обязанность регистрации налоговых накладных (если вы — плательщики НДС), подачи налоговой отчетности и уплаты налогов. А, чтобы к вам не применили штрафы по срокам, которые истекли, нужно будет сообщить налоговикам о том, что вы не имели возможности своевременно выполнять налоговые обязательства.
  • РРО разблокируется сам (автоматически) после его включения и восстановления связи между ним и сервером.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше