Вы нам писали. Может ли физлицо-предприниматель быть наемным работником?

Печать

Может ли физлицо-предприниматель быть наемным работником?

 

К нам в редакцию в последние две недели поступило немало звонков с вопросом о том, действительно ли с 1 января 2011 года физические лица — предприниматели не могут заключать договоры подряда либо услуг с предприятиями, на которых работают по трудовому договору? Ответ на него мы даем в этой статье.

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Источником информации, вызвавшей такие массовые волнения, стало сообщение пресс-службы ГНАУ, которая, ссылаясь на материалы Департамента налогообложения физических лиц, распространила информацию, согласно которой для самозанятых лиц не предусмотрена возможность быть наемными работниками в пределах своей хозяйственной деятельности. В связи с этим у многих предприятий, чьи сотрудники имеют свидетельство физлица-предпринимателя, да и у самих предпринимателей, возник вопрос, могут ли они в рамках своих трудовых обязанностей выполнять работу, аналогичную виду их предпринимательской деятельности. Наш ответ — могут. Приведем аргументы.

Поводом для такой позиции налоговиков стал тот факт, что между предприятиями и работниками заключаются гражданско-правовые договоры на выполнение работ либо оказание услуг, по которым осуществляется оплата как самозанятому лицу вместо начисления заработной платы. К примеру, физлицо может быть юристом на предприятии и одновременно быть зарегистрировано как физическое лицо — предприниматель со Свидетельством об уплате единого налога с видом предпринимательской деятельности «Услуги в сфере права». Ни для кого не секрет, что предприятие несет меньшую нагрузку в плане обязательных перечислений в бюджет, оплачивая услуги физлица, оказанные им как предпринимателем, чем выплачивая ему заработную плату.

Так было и до вступления в силу Налогового кодекса, и налоговые органы также с этим боролись. Выглядело это так, что если между предприятием и физическим лицом заключен гражданско-правовой договор на выполнение работ либо оказание услуг, но при этом фактически отношения являются трудовыми, налоговые органы подавали иски к работодателям с требованием о взыскании суммы налога с доходов физических лиц, который не был перечислен в бюджет в связи с тем, что отношения были оформлены как договор с физлицом-предпринимателем, а не как трудовой договор. Аналогичные иски подавали органы Пенсионного фонда и других соцфондов в части взыскания соцвзносов.

О признаках, позволяющих разграничить трудовые и гражданско-правовые отношения, мы не раз писали (см., например, «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 99, 2007, № 28 и др.). Если обобщить те мнения, которые высказывались госорганами по данному вопросу (см. письма Минтруда от 11.03.2002 г. № 06/2-4/42, от 26.12.2003 г. № 06/1-4/200, от 14.10.2010 г. № 208/06/186-10, ГНАУ от 22.06.2009 г. № 7346/5/17-0716, от 23.12.2008 г. № 10094/С/30-1415, от 29.03.2007 г. № 1558/П/17-0715, от 08.08.2006 г. № 4212/С/17-0715, ГлавКРУ от 19.12.2008 г. № 24-18/562) и позиции судебных инстанций (см., например, определение ВАСУ от 11.12.2007 г. № К-9665/06, постановление ВАСУ от 28.09.2010 г. № К-22868/10), то можно привести такой перечень отличающих признаков (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, спецвыпуск № 4, с. 23):

1) по гражданско-правовому договору исполнитель обязуется за вознаграждение выполнять для субъекта хозяйствования индивидуально определенную работу либо предоставить услугу, а не осуществлять трудовую деятельность, которая предусматривает систематичность и подчиненность работника работодателю;

2) трудовым законодательством регулируется процесс трудовой деятельности, ее организация. По гражданско-правовому договору процесс организации трудовой деятельности остается вне сферы его регулирования, целью заключения договора является получение определенного материального результата;

3) сторона гражданско-правового договора, в отличие от работника, не подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, она сама организовывает свою работу и выполняет ее на свой риск;

4) по трудовому договору работника принимают на работу (должность), включенную в штат предприятия, для выполнения определенной трудовой функции по конкретной квалификации, профессии, должности. Работнику гарантируется заработная плата, установленные трудовым законодательством гарантии, льготы, компенсации. По гражданско-правовому договору оплачивается не процесс труда, а его результат, который определяется после окончания выполнения обязанностей исполнителя по договору и оформляется актами сдачи-приемки выполненных работ (предоставленных услуг), на основании которых проводится их оплата. Например, предметом договора подряда является конкретный результат, т. е. подрядчик должен предоставить заказчику «на выходе» какой-либо конечный материальный результат выполнения своих работ. Так, договор подряда может быть заключен на изготовление каких-либо изделий, выполнение ремонтных работ и т. д.

Существенным различием гражданско-правовых и трудовых отношений является порядок и условия оплаты труда. В рамках трудового договора выплачивается заработная плата, а по гражданско-правовому договору — осуществляется оплата выполненной работы, предоставленной услуги и т. д. Статьей 95 Кодекса законов о труде и положениями Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР предусмотрено, что оплата труда работников должна осуществляться в размере не ниже законодательно установленного размера минимальной заработной платы. В то же время ГКУ не содержит каких-либо ограничений относительно минимального размера оплаты по гражданско-правовым договорам. Следовательно, размер оплаты определяется в договоре исключительно по соглашению сторон. Статья 24 Закона об оплате труда предусматривает, что заработная плата должна выплачиваться не реже двух раз в месяц. В гражданско-правовом же договоре стороны вольны сами оговорить порядок и сроки осуществления оплаты по договору.

Перечисленные отличия в характере отношений, возникающих на основании трудового или гражданско-правового договоров на выполнение работ либо оказание услуг, обусловливают и отличия условий, которые включаются в содержание каждого из них. Так, в трудовом договоре указываются трудовые обязанности работника, обязанности работодателя, размер и порядок выплаты заработной платы, рабочее время и время отдыха, порядок увольнения, дисциплинарная и материальная ответственность и т. д. Гражданско-правовой договор содержит условия относительно предмета договора, взаимных прав и обязанностей сторон, срока выполнения работ (оказания услуг), размера и порядка оплаты по договору, ответственности сторон.

Это, безусловно, приблизительный перечень и в каждой конкретной ситуации те или иные признаки могут проявляться по-разному.

В то же время существование угрозы того, что предприятие с целью минимизации отчислений в бюджет вместо выплаты зарплаты будет выплачивать вознаграждение по гражданско-правовому договору, не может служить основанием для установления в отношении физических лиц — предпринимателей запрета работать по трудовым договорам, трудовые обязанности по которым совпадают с видом предпринимательской деятельности предпринимателя. При этом налоговые органы видами деятельности предпринимателя, на которые следует распространить указанное ограничение, считают виды деятельности, указанные в регистрационной карточке при госрегистрации (у общесистемщиков), либо в Свидетельстве об уплате единого налога (у единоналожников).

В то же время Минтруда, например, признает, что работник при желании может заключать с работодателем гражданско-правовые договоры на время своего нахождения в отпуске, каких-либо ограничений для этого законодательство не устанавливает (письмо Минтруда от 06.08.2004 г. № 18-429).

Следует сказать, что до вступления в силу Налогового кодекса некоторые специалисты высказывали точку зрения, что «переквалификация» гражданско-правовых отношений в трудовые должна осуществляться в судебном порядке. Но как видим, практика пошла по иному пути, и, похоже, уже с него не свернет (см., например, постановление ВАСУ от 28.09.2010 г. № К-22868/10). Тем более что теперь у налоговиков появился дополнительный, по их мнению, аргумент — определение самозанятого лица, приведенное в п.п. 14.1.226 Налогового кодекса. В соответствии с ним самозанятое лицо — налогоплательщик, который является физическим лицом — предпринимателем либо осуществляет независимую профессиональную деятельность при условии, что такое лицо не является работником в пределах такой предпринимательской или независимой профессиональной деятельности.

Толковать приведенное предписание следует с учетом требований других актов законодательства. Налоговый кодекс не может устанавливать запретов на заключение самозанятыми лицами трудовых договоров. Это не сфера его регулирования. Он может только указать на то, что если отношения фактически являются трудовыми, то положения Налогового кодекса о налогообложении дохода самозанятого лица к осуществляемым в рамках таких отношений выплатам не применяются. Именно из этого и следует исходить.

Такое толкование подтверждает и п.п. 14.1.222 Налогового кодекса, предусматривающий, что для целей Кодекса к работодателю (т. е. лицу, несущему обязанность по начислению, удержанию и уплате налога на доходы физических лиц в бюджет, начислений на фонд оплаты труда) приравнивается юридическое лицо (его филиал, отделение, другое обособленное подразделение или представительство), постоянное представительство нерезидента либо самозанятое лицо, которые начисляют (выплачивают) доход за выполнение работы и/или предоставление услуги в соответствии с гражданско-правовым договором в случае, если будет установлено, что отношения по такому договору фактически являются трудовыми.

Другими словами, если лицо, к примеру, будет приходить на работу в девять, уходить в восемнадцать часов, подчиняться трудовому распорядку и т. п., но при этом выплачиваемые ему суммы будут оформлены как доход от предпринимательской деятельности, то нарушение действительно будет иметь место, налоговый орган сможет квалифицировать отношения как трудовые, а осуществляемые выплаты как зарплату, на что он может указать в акте проверки. По результатам такой проверки будет составлено налоговое уведомление — решение, в котором будут определены налоговые обязательства налогоплательщика.

Если же, например, лицо с девяти до восемнадцати работает на предприятии системным администратором, а потом по выходным на заказ того же предприятия пишет компьютерные программы, то во втором случае отношения могут быть оформлены по гражданско-правовому договору. И в этой части это вполне может быть предпринимательской деятельностью.

К слову, на практике также часто возникают вопросы о том, может ли физлицо в рамках своей предпринимательской деятельности сдавать в аренду помещение юрлицу, которое к тому же является его работодателем. Каких-либо ограничений в отношении таких операций действующее законодательство не устанавливает. Работайте спокойно.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше