Организация работы заведений ресторанного хозяйства

Печать

Организация работы заведений ресторанного хозяйства

 

Не так давно легким росчерком пера заведения общепита переименованы в модное название «заведения ресторанного хозяйства». Теперь бары, кафе, закусочные, буфеты и даже столовые считаются заведениями ресторанного хозяйства. Об организации деятельности таких заведений и пойдет речь в данной статье.

Наталия ДЗЮБА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон № 4004 — Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24.02.94 г. № 4004-XII.

Закон № 2806 — Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV.

Закон № 3745 — Закон Украины «О пожарной безопасности» от 17.12.93 г. № 3745-XII.

Закон № 1699 — Закон Украины «О планировании и застройке территорий» от 20.04.2000 г. № 1699-III.

Закон № 2406 — Закон Украины «О подтверждении соответствия» от 17.05.2001 г. № 2406-III.

Закон об НДС — Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон № 1775 — Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

Закон № 481 — Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

Закон о патентовании — Закон Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 23.03.96 г. № 98/96-ВР.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 01.06.2000 г. № 1776-III.

Декрет № 56-93 — Декрет КМУ «О местных налогах и сборах» от 20.05.93 г. № 56-93.

Порядок № 150 — Порядок выдачи органами государственного пожарного надзора разрешения на начало работы предприятий и аренду помещений, утвержденный постановлением КМУ от 14.02.2001 г. № 150.

Правила № 219 — Правила работы заведений (предприятий) ресторанного хозяйства, утвержденные приказом Минэкономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 24.07.2002 г. № 219.

Порядок № 599 — Порядок выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденный приказом ГНАУ от 29.10.99 г. № 599.

Порядок № 559 — Порядок проведения обязательных профилактических медицинских осмотров и выдачи личных медицинских книжек, утвержденный постановлением КМУ от 23.05.2001 г. № 559.

Порядок № 833 — Порядок проведения торговой деятельности и правила торгового обслуживания населения, утвержденные постановлением КМУ от 15.06.2006 г. № 833.

Правила № 185 — Правила розничной торговли продовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики Украины от 11.07.2003 г. № 185.

Правила № 854 — Правила розничной торговли алкогольными напитками, утвержденные постановлением КМУ от 30.07.96 г. № 854.

Порядок № 493 — Временный порядок выдачи лицензий на право импорта, экспорта спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий и розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями, утвержденный постановлением КМУ от 13.05.96 г. № 493.

Перечень № 1336 — Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336.

 

Классификация объектов

Основные требования относительно работы субъектов хозяйственной деятельности в сфере ресторанного хозяйства установлены Правилами № 219. Для начала разберемся с определениями.

Ресторанное хозяйство (РХ) — это вид экономической деятельности субъектов хозяйственной деятельности по предоставлению услуг относительно удовлетворения нужд потребителей в питании с организацией досуга или без него.

Заведение ресторанного хозяйства* — это организационно-структурная единица в сфере ресторанного хозяйства, которая осуществляет производственно-торговую деятельность: производит и (или) доготавливает, продает и организует употребление продукции собственного производства и закупных товаров, может организовывать досуг потребителей.

* Обратите внимание: в большинстве нормативно-правовых документов фигурирует старый термин «общественное питание».

Заведения ресторанного хозяйства подразделяются по типам и классам, расшифровка которых приведена в письме МВЭСторга Украины от 09.09.98 г. № 15-03/29-577.

 

Тип заведения

Класс заведения

Что собой представляет

Ресторан

«первый» «высший»

«люкс»

Заведение РХ с высоким уровнем комфорта, материально-технического оснащения, квалификации работников, широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая фирменные, винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, с повышенным уровнем обслуживания в соединении с организацией отдыха потребителей

Бар

Заведение РХ с барной стойкой, реализующее алкогольные, безалкогольные, смешанные алкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, кондитерские и булочные изделия, покупные товары

Кафе

Заведение РХ с ограниченным по сравнению с рестораном ассортиментом блюд, винно-водочных напитков, табачных, булочных, кондитерских изделий и покупных товаров

Столовая

Заведение РХ (общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей) с разнообразным ассортиментом блюд, булочных, кондитерских изделий и покупных товаров

Закусочная

Заведение РХ с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления, предназначенное для быстрого обслуживания потребителей

Буфет

Предприятие РХ, оборудованное буфетной стойкой, реализующее ограниченный ассортимент готовых блюд, напитков, мучных кондитерских и булочных изделий, покупных товаров

Магазин кулинарных изделий

Термин в письме не расшифрован

Кафетерии

Заведение РХ самообслуживания с ассортиментом блюд несложного приготовления и напитков, торговый зал которого оборудован торгово-технологическим оборудованием, предназначенным для раздачи пищи

Фабрики-кухни

Заведение РХ, предназначенное централизованно готовить и поставлять готовую к употреблению пищу в разные места

Фабрики-заготовительные

Заведение РХ, предназначенное для механизированного производства собственной продукции и централизованного обеспечения ею других заведений РХ и объектов розничной торговли

 

Выбор типа заведения ресторанного хозяйства и класса ресторана или бара осуществляется субъектом хозяйственной деятельности самостоятельно с учетом требований законодательства Украины.

 

Разрешительные документы

Деятельность в сфере ресторанного хозяйства осуществляется субъектами хозяйствования после их государственной регистрации в установленном законодательством порядке. Открытие заведения ресторанного хозяйства согласовывается с органами местного самоуправления, а также с заведениями государственной санитарно-эпидемиологической службы (СЭС). Требования согласования с СЭС установлены в ст. 15 Закона № 4004, а порядок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы утвержден приказом от 14.03.2006 г. № 120 (см. письмо Главного санитарного врача Днепропетровской области от 28.09.2006 г. № 2/8-11/3-1113).

А вот в отношении получения предприятием, решившим открыть заведение ресторанного хозяйства, разрешения на размещение объекта торговли и разрешения на начало работы в органах пожарного надзора отметим следующее.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 2806 необходимость получения документа разрешительного характера, разрешительный орган, уполномоченный выдавать данный документ, и условия его получения должны быть установлены исключительно законами, регулирующими отношения, связанные с получением таких документов.

В настоящее время законом регламентирована лишь уплата сбора за выдачу разрешения на размещение объекта торговли (ст. 15 Закона Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII). Механизм уплаты сбора устанав-ливается местными органами самоуправления (ст. 18 Декрета № 56-93). Так как решение органа местного самоуправления Законом не является, значит, отсутствует и необходимость получения данного разрешения и, соответственно, уплаты сбора.

Подобную позицию отстаивает и Госкомпредпринимательства (см. письма от 20.12.2006 г. № 8080, от 10.11.2006 г. № 8104). Так, в письме № 8104 он указывает, что «со вступлением в силу части первой статьи 4 Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» с 05.10.2006 г. правовых оснований для выдачи органами местного самоуправления разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг нет...». В то же время Госкомпредпринимательства отмечает (см. там же), что органы местного самоуправления имеют полномочия осуществлять выдачу разрешения на размещение зданий и сооружений социально-культурного, бытового, торгового и другого назначения (п. 10 ст. 10 Закона Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06.09.2005 г. № 2807-IV).

Однако обратите внимание: по информации, размещенной на официальном сайте Госкомпредпринимательства, в настоящее время райгосадминистрации, нарушая ч.1 ст. 4 Закона № 2806, продолжают выдавать разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг.

А вот без разрешения органа пожарного надзора на открытие объекта ресторанного хозяйства точно не обойтись, ведь такое требование установлено ст. 10 Закона № 3745. Исключением будет тот случай, когда ведение хозяйственной деятельности возможно по декларативному принципу. Декларативный принцип — принцип, согласно которому субъект хозяйствования приобретает право на осуществление определенных действий по осуществлению хозяйственной деятельности без получения документа разрешительного характера путем уведомления администратора или соответствующего разрешительного органа о соответствии его материально-технической базы требованиям законодательства.

Так, если открываемый объект не относится к взрывопожароопасным и объектам с массовым пребыванием людей и не размещается на территории или внутри указанных объектов, то он может начать свою деятельность, воспользовавшись декларативным принципом, не получая разрешения (п. 11 Порядка № 150). Здесь нужно обратить внимание, что Порядок № 150 выдвигает дополнительные условия для применения декларативного принципа — заключение договоров гражданской ответственности перед третьими лицами. Мы с таким условием не согласны, так как его нет в Законе.

Для этого предприятие должно составить (желательно при помощи компетентных лиц) Декларацию соответствия объекта (объектов) требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности по форме согласно приложению 3 к Порядку № 150 и подать ее в орган государственного пожарного надзора не позже чем за 10 дней до начала хозяйственной деятельности.

Обязательность применения декларативного принципа предусмотрена Законом № 3745 и для осуществления деятельности в арендованных помещениях. Однако эта норма противоречит ч. 5 ст. 4 Закона № 2806, в соответствии с которой повторное получение арендатором разрешительных документов не требуется (при условии сохранения вида деятельности и состояния этих помещений и оборудования).

И еще. Если же предприятие к основному объекту РХ решит открыть либо летнюю площадку, либо иное структурное подразделение, подпадающее под определение малых архитектурных форм (МАФ)*, то предприятию придется получить разрешение на размещение такого объекта (ст. 24 Закона № 1699). Более подробно с разрешительными документами вы можете ознакомиться на страницах газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 19, № 65, а также «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 8.

* МАФ — небольшое одноэтажное сооружение, которое выполняется из облегченных конструкций и устанавливается временно без обустройства фундамента. Передвижная МАФ — сооружение, которое не имеет закрытого помещения для временного пребывания людей (например, торговое оборудование, низкотемпературный прилавок, лоток, емкость, торговый автомат и др.). Стационарная МАФ — сооружение, которое имеет закрытое помещение для временного пребывания людей и по внешнему контуру имеет площадь до 30 кв. м (например, павильоны, киоски, летние площадки кафе).

 

Помещение и оборудование

При обустройстве открываемого заведения ресторанного хозяйства собственник должен позаботиться о наличии соответствующих избранному типу (классу) заведения производственных, торговых и бытовых помещений, а также оборудования для приготовления и продажи продукции. Санитарное состояние производственных, складских и торговых помещений заведения ресторанного хозяйства должно соответствовать требованиям специальных Санитарных правил. Кроме того, на предприятиях ресторанного хозяйства (независимо от типа и класса) должны быть отведены специальные места для курения, оборудованные вытяжной вентиляцией или иными средствами удаления табачного дыма (п. 3.10 Правил № 219).

Средства измерительной техники должны быть в исправном состоянии, иметь четкий оттиск поверочного клейма и проходить поверку в установленном законодательством порядке.

В абз. 2 п. 1.8 Правил № 219 указано, что на торгово-технологическое оборудование, инвентарь и посуду, подлежащие обязательной сертификации, нужно иметь сертификат соответствия, а те их виды, которые не сертифицируют, должны быть изготовлены из материалов, разрешенных Главным государственным санитарным врачом Украины.

Вместе с тем в настоящее время не обязательно иметь в наличии сертификат соответствия (его копию) на покупаемый товар, оборудование и проч. Теперь информацию о сертификации продукции производитель предоставляет покупателю путем указания регистрационных номеров сертификатов соответствия в документах, согласно которым передается такая продукция (ст. 13 Закона № 2406).

Режим работы заведений ресторанного хозяйства устанавливается субъектом хозяйствования самостоятельно, а в случаях, предусмотренных законодательством, — по согласованию с органами местного самоуправления. Для заведений ресторанного хозяйства, обслуживающих потребителей на предприятиях, в учреждениях и организациях, режим работы устанавливается по договоренности с администрацией таких предприятий.

Как и любое другое рознично-торговое предприятие, заведение ресторанного хозяйства должно иметь уголок потребителя, где согласно п. 10 Порядка № 833 должны быть размещены:

— информация о наименовании собственника или уполномоченного им органа;

— книга отзывов и предложений;

— адреса и номера телефонов органов, обеспечивающих защиту прав потребителей;

— информация о расположении мест для курящих и вреде курения (п. 3.10 Порядка № 219).

Что касается таких документов, как Правила № 219, Порядок № 833, Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII, Санитарные нормы, ветеринарные документы, правила продажи отдельных видов товаров, то размещать их в Уголке потребителя необязательно, главное, чтобы они были в наличии и предоставлялись по требованию потребителя.

Кроме того, в уголке потребителя может быть размещена и лицензия на право торговли, а также копия Свидетельства о регистрации плательщиком НДС, ведь их следует размещать на доступном для обзора месте торговли (п. 27 Порядка № 493 и п. 9.7 Закона об НДС).

А вот Свидетельство об уплате единого налога должно размещаться не в Уголке потребителя, а на рабочем месте плательщика (п. 5 Порядка № 599), торговый патент — возле РРО (ч.1 ст. 7 Закона о патентовании).

 

Требования к персоналу

Согласно п. 1.9 Правил № 219 работники, которые занимаются производством, хранением и продажей пищевых продуктов в заведении ресторанного хозяйства, обязаны иметь профессиональное специальное образование (подготовку). Помимо этого, все работники, занятые в ресторанном хозяйстве, проходят медосмотр, результаты которого отражают в их личных медицинских книжках. Медицинские книжки хранятся у работодателя, так как санэпидемстанция может потребовать их для проверки. Хотя в отдельных случаях, когда хранение личной медицинской книжки у работодателя нецелесообразно или невозможно, допускается ее хранение у работника (п. Порядка № 559).

Кроме того, работники, которые будут заняты хранением и реализаций алкогольных напитков, также должны иметь специальное профессиональное образование или подготовку (абз. второй п. 3 Правил № 854). В частности, такие работники должны разбираться в ассортименте и качественных характеристиках напитков, признаках брака, правилах подготовки напитков к продаже, принципах их размещения и выкладки.

Кроме того, собственник объекта ресторанного хозяйства, в котором будут реализовываться продовольственные товары, обязан обеспечить каждого работника форменной или другой одеждой, соответствующей санитарным требованиям (п. 9 Правил № 185).

 

Лицензия

Деятельность в сфере ресторанного хозяйства не требует приобретения лицензии, т. е. не лицензируется. Однако если заведение ресторанного хозяйства планирует продавать потребителям алкогольные напитки и табачные изделия, то ему необходимо получить соответствующие лицензии на торговлю такими товарами. Алкогольными напитками являются продукты, полученные путем спиртового брожения сахаросодержащих материалов или изготовленные на основе пищевых спиртов с содержанием спирта этилового свыше 1,2 % объемных единиц, которые относятся к товарным группам Гармонизированной системы описания и кодирования товаров под кодами 22 04, 22 05, 22 06, 22 08 (абз. седьмой ст. 1 Закона № 481). К алкогольным напитками относятся и напитки «Бренди-кола», «Ром-кола», «Джин-тоник» (см. письмо ГНАУ от 23.08.2001 г. № 11516/7/17-0217 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2001, № 78).

Порядок получения лицензий на торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями определен Законом № 481.

Лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями выдаются органами исполнительной власти, уполномоченными КМУ (ст. 15 Закона № 481). Сейчас таким органом является Департамент по вопросам администрирования акцизного сбора и контроля за производством и оборотом подакцизных товаров ГНАУ. Лицензии на розничную торговлю оформляются на местах его региональными отделениями. Однако ввиду того, что структурные подразделения этого органа есть далеко не в каждом населенном пункте, в районных (межрайонных) ГНИ в Автономной Республике Крым и областях созданы пункты приема документов и выдачи оформленных бланков лицензий на право розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями согласно приказу ГНАУ от 16.11.2004 г. № 652.

Лицензии выдаются сроком на один год и подлежат обязательной регистрации в налоговом органе, а в сельской местности — и в органах местного самоуправления по месту торговли субъекта предпринимательской деятельности.

 

Место торговли

Стоимость лицензий

торговля алкогольными напитками

торговля табачными изделиями

В городах

8000 грн.

на каждый РРО (КУРО), который находится в месте торговли

2000 грн.

на каждое место торговли

На территории сел и поселков, за исключением находящихся в пределах территории городов

500 грн.

на каждый РРО (КУРО), который находится в месте торговли

250 грн.

на каждое место торговли

За пределами территории городов областного подчинения и городов Киева и Севастополя на расстоянии до 50 км и при наличии торговых залов площадью свыше 500 кв. м

8000 грн.

на каждый РРО (КУРО), который находится в месте торговли

2000 грн.

на каждое место торговли

 

Так, лицензия на розничную торговлю алкоголем выдается на каждый РРО (КУРО), имеющийся в месте торговли. Лицензия на розничную торговлю табачными изделиями выдается на каждое место торговли.

Напомним, что под местом торговли понимается место реализации товаров, в том числе на разлив, в одном торговом помещении (строении) по месту его фактического расположения, для торговли табачными изделиями — без ограничения площади, алкогольными напитками — торговой площадью не менее 20 кв. м, оборудованной РРО или с наличием КУРО (независимо от их количества), в которых фиксируется выручка от продажи алкогольных напитков и табачных изделий независимо от того, оформляется ли через них продажа других товаров (ст. 1 Закона № 481).

Согласно ст. 15 Закона № 481 для получения лицензии субъект хозяйствования подает:

— заявление;

— копию Свидетельства о государственной регистрации субъектом предпринимательской деятельности;

— справку налогового органа о регистрации РРО (КУРО), которые находятся в месте торговли (подается для получения лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками).

Лицензия оформляется в течение 10 календарных дней со дня подачи заявления.

 

Патент

Патентованию подлежит торговая деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности в пунктах продажи товаров, под которой, в частности, согласно ст. 3 Закона о патентовании понимается и торгово-производственная деятельность (общественное питание). При этом согласно ч. 3 ст. 3 Закона о патентовании к пунктам продажи товаров в сфере общественного питания относятся фабрики-кухни, фабрики-заготовительные, столовые, рестораны, кафе, закусочные, бары, буфеты, открытые летние площадки, киоски и другие пункты общественного питания. То есть к пунктам продажи товаров относятся все заведения ресторанного хозяйства.

Торговый патент приобретается на каждый пункт продажи товаров, где производятся расчеты за наличные. Если субъект предпринимательской деятельности имеет структурные (обособленные) подразделения, торговый патент приобретается за плату отдельно для каждого структурного (обособленного) подразделения (торговой точки).

Если заведение ресторанного хозяйства, например кафе, расположено в одном помещении, на одном этаже, но имеет несколько торговых залов с отдельными выходами, то в этом случае отдельной торговой точкой считается именно кафе и необходимо приобрести только один торговый патент. Если будет принято решение увеличить кафе путем достройки еще одного зала, то, при условии, что достроенный торговый зал будет являться частью помещения, в котором расположено кафе (будет находиться по одному адресу), и расчеты с клиентами будут производиться в помещении кафе, то еще один патент не понадобится.

Обратите внимание: открытые летние площадки имеют статус отдельного пункта продажи, если они не являются частью стационарного кафе, расположенного в помещении (т. е. являются самостоятельными объектами). Что касается летней площадки, расположенной возле стационарного капитального сооружения, эксплуатируемой по принципу увеличения посадочных мест, то такая площадка отдельным пунктом продажи не является и приобретать на нее торговый патент не надо.

В случае осуществления в одном пункте продажи двух или трех видов торговой деятельности (розничная, оптовая торговля, общественное питание) приобретается один торговый патент по максимальной стоимости.

При осуществлении в одном пункте продажи товаров, в отдельном помещении, строении или их частях двух и более видов деятельности, подлежащей патентованию (розничная торговля, общественное питание и один из видов бытовых услуг; общественное питание и несколько видов бытовых услуг и т. п.), приобретаются два торговых патента отдельно для каждого вида патентуемой деятельности — на торговую деятельность и на деятельность по предоставлению бытовых услуг (п. 20 Положения об изготовлении, хранении и реализации торговых патентов, утвержденного постановлением КМУ от 13.07.98 г. № 1077).

Стоимость торгового патента устанавливается органами местного самоуправления в зависимости от местонахождения пункта продажи товаров и ассортиментного перечня товаров (возможный разброс стоимости патента составляет от 30 до 320 грн. в месяц). Срок действия торгового патента — 12 месяцев.

Торговый патент приобретать не нужно, если вновь созданный субъект ресторанного хозяйства является:

1) плательщиком единого налога;

2) плательщиком фиксированного сельскохозяйственного налога;

3) СПД, уплачивающим фиксированный налог.

Также без торгового патента осуществляется торговая деятельность в сфере общественного питания на предприятиях, в учреждениях и организациях, в том числе учебных заведениях, в которых обслуживаются исключительно работники этих предприятий, учреждений, организаций, а также учащиеся и студенты в учебных заведениях (ч. 12 ст. 3 Закона о патентовании).

Торговый патент также не нужен, если субъекты предпринимательской деятельности (или их структурные подразделения) реализуют исключительно товары отечественного производства (ч. 6 ст. 3 Закона о патентовании), такие как хлеб и хлебобулочные изделия; муку пшеничную и ржаную; соль, сахар, масло подсолнечное и кукурузное; молоко и молочную продукцию, кроме молока и сливок сгущенных с добавками и без них; продукты детского питания; безалкогольные напитки; мороженое; говядину и свинину; домашнюю птицу; яйца; рыбу; ягоды и фрукты; мед и другие продукты пчеловодства, пчелоинвентарь и средства защиты пчел; картофель и плодоовощную продукцию; комбикорма для продажи населению.

Например, если предприятие ресторанного хозяйства возле входа торгует на вынос мороженым и безалкогольными напитками, то приобретать дополнительный торговый патент на торговлю такими товарами не нужно. Если же он параллельно пожелает осуществлять торговлю хотя бы одним из видов патентуемых товаров, торговый патент нужно будет приобрести.

Иногда у субъектов предпринимательства возникает вопрос: можно ли торговать без патента, если продаются не сами товары из перечня, а изделия из них: например, сахарная вата, пирожки из муки, блюда из говядины и овощей и т. д.? Нельзя, так как продажа за наличные средства изделий из вышеперечисленных «непатентуемых» товаров от приобретения патента не освобождена.

И еще. Нужен ли патент предприятию ресторанного хозяйства, доставляющему разного рода вкуснятину заказчику-покупателю на дом? Здесь следует отметить, что к пунктам продажи товаров причислены и автомагазины, развозки и другие виды передвижной торговой сети (см. п. 3 ст. 3 Закона о патентовании). Причем согласно п. 3 Правил работы мелкорозничной торговой сети, утвержденных приказом Министерства внешнеэкономических связей и торговли Украины от 08.07.96 г. № 369, средствами передвижной сети являются автомагазины, автокафе, авторазвозки, автоцистерны, лавки-автоприцепы, тележки, специальное технологическое оборудование (низкотемпературные лотки-прилавки), разноски, лотки, столики и т. п., через которые и осуществляется продажа товара.

Доставляя товар заказчику на дом и производя расчет за товар на дому (вне автомобиля), по сути пункт продажи товаров согласно требованиям Закона о патентовании отсутствует, а следовательно, реализация товара таким способом не требует приобретения патента.

Однако реализацию еды посредством ее доставки заказчику на дом за наличные налоговики наверняка будут истолковывать как передвижную торговлю. Поэтому осторожным плательщикам советуем все же приобрести патент. В этом случае патент выдается в ГНИ по месту регистрации субъекта предпринимательской деятельности (см. п. 3 ст. 2 Закона о патентовании), с обязательным указанием «выездная торговля». В соответствии со ст. 7 Закона о патентовании патент должен быть размещен на табличке в автомобиле, на котором товар доставляется заказчику.

 

РРО (КУРО)

Субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие расчеты с потребителями в сфере ресторанного хозяйства за наличные, обязаны производить такие расчеты через надлежащим образом зарегистрированные РРО. Порядок применения РРО регулируется Законом об РРО. В некоторых случаях наличные расчеты могут осуществляться без РРО (КУРО) либо с использованием расчетных книжек.

 

Кто может работать без РРО

Лица, которым разрешено работать

Нормативный документ

Без РРО, РК и КУРО

Частные предприниматели, уплачивающие фиксированный налог, не торгующие подакцизными товарами (кроме пива на разлив)

п. 5 ст. 9
Закона об РРО

Частные предприниматели — единоналожники, не торгующие подакцизными товарами (кроме пива на разлив)

п. 6 ст. 9
Закона об РРО

Лица, продающие блюда и безалкогольные напитки в столовых и буфетах общеобразовательных заведениий, ПТУ во время учебного процесса

п. 11 ст. 9
Закона об РРО

Без РРО, но с использованием РК и КУРО

 

Частные предприниматели, уплачивающие фиксированный налог, торгующие пивом в бутылках и жестяных банках при отсутствии в продаже других подакцизных товаров

п. 1 Перечня № 1336

Частные предприниматели — единоналожники, торгующие пивом в бутылках и жестяных банках при отсутствии в продаже других подакцизных товаров

п. 1 Перечня № 1336

Лица, осуществляющие розничную торговлю через средства передвижной торговли (автомагазины, авторазвозки, автоцистерны, цистерны, бочки, бидоны, низкотемпературные лотки-прилавки, разноски, столики)

п. 2 Перечня № 1336

Предприятия потребительской кооперации, торгующие на территории села, а также сельскохозяйственные товаропроизводители, которые используют продукцию собственного производства

п. 4 Перечня № 1336

Лица, которые продают блюда и безалкогольные напитки в буфетах высших учебных заведений, в столовых и буфетах УТОС и УТОГ

п. 5 Перечня № 1336

Лица, которые занимаются розничной торговлей и общественным питанием на территории закрытых военных гарнизонов и городков, а также воинских частей, расположенных в пределах сел

п. 6 Перечня № 1336

Лица, реализующие товары и занимающиеся общественным питанием на территории сел и поселков городского типа, которым согласно Закону Украины «О статусе горных населенных пунктов в Украине» от 15.02.95 г. № 56/95-ВР предоставлен статус горных

п. 22 Перечня № 1336

Обратите внимание! Предприятия, работающие с КУРО на основании пп. 2, 5, 6 и 22 Перечня № 1336, превысив предельный размер годового объема продаж 200 тысяч гривень по субъекту в целом, применяют РРО на общих основаниях (п. 2 постановления КМУ от № 1336). Применять РРО на общих основаниях также будут лица, указанные в п. 4 Перечня № 1336, годовой объем расчетных операций которых превысит 75 тысяч гривень на точку продажи.

 

В заведениях ресторанного хозяйства, работающих по принципу самообслуживания, а также в магазинах кулинарных изделий, расчетный документ (кассовый чек, расчетная квитанция) выдается потребителю после оплаты стоимости продукции наличными.

В заведениях ресторанного хозяйства, в которых посетителей обслуживает официант, оплата стоимости продукции осуществляется потребителем непосредственно официанту согласно счету, выписанному на бланке установленной формы. После расчета официантом потребителю предоставляется расчетный документ (кассовый чек или расчетная квитанция).

Ну вот, с организационными премудростями открытия и работы заведений ресторанного хозяйства мы разобрались. В следующих статьях поговорим об учетной стороне деятельности таких заведений.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше