Налогообложение переводов физлицам из-за границы

Печать

Налогообложение переводов физлицам из-за границы

 

 

В последнее время активно обсуждается информация о том, что Миндоходов усилил контроль за налогообложением средств, перечисляемых из-за границы физическим лицам — резидентам Украины. В большинстве случаев речь идет о переводах денег на Родину так называемыми гастарбайтерами, реже — о получении выплат по гражданско-правовым договорам, наследства, дивидендов или роялти.

В данной статье мы поговорим о том, как в Украине происходит налогообложение таких поступлений и что необходимо знать получающим их гражданам Украины.

Александр ОЛИШЕВКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 2121 — Закон Украины «О банках и банковской деятельности» от 07.12.2000 г. № 2121-III.

СКУ — Семейный кодекс Украины от 10.01.2002 г. № 2947-III.

 

Вопрос налогообложения переводов, получаемых физическими лицами — резидентами Украины из-за границы, приобрел в последнее время особую актуальность.

Так, Миндоходов 28 мая 2013 года на своем сайте разместил заявление пресс-службы (см. с. 43), в котором говорится о том, что согласно НКУ средства, перечисленные из-за пределов Украины на текущие или карточные счета граждан, считаются иностранными доходами, и при их получении гражданин должен подать годовую декларацию, в которой указать полученную сумму и соответственно уплатить с нее налог на доходы физических лиц.

Всегда ли денежные переводы из-за границы являются иностранными доходами, а также какие существуют виды иностранных доходов, разберемся далее.

 

Виды иностранных доходов

Пунктом 162.1 НКУ установлено, что плательщиками налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) являются физические лица — резиденты, получающие доходы как из источника их происхождения в Украине, так и иностранные доходы.

Под иностранным доходом для целей налогообложения следует понимать доход, полученный от источников за пределами Украины, т. е. любой доход, полученный резидентами, в том числе от любых видов их деятельности за пределами таможенной территории Украины, включая (п.п. 14.1.55 НКУ):

— проценты, дивиденды, роялти и любые другие виды пассивных доходов;

— наследство;

— подарки;

— выигрыши;

— призы;

— доходы от выполнения работ (предоставления услуг) по гражданско-правовым и трудовым договорам;

— доходы от предоставления резидентам в аренду (пользование) имущества, расположенного за пределами Украины;

— доходы от продажи имущества, расположенного за пределами Украины;

— доход от отчуждения инвестиционных активов, в том числе корпоративных прав, ценных бумаг и т. п.;

— прочие доходы от любых видов деятельности за пределами таможенной территории Украины или территорий, неподконтрольных таможенным органам.

Учитывая, что налоговики в своих разъяснениях делают упор на необходимости включения в налогооблагаемый доход сумм денежных средств, полученных из-за границы от физических лиц, являющихся родственниками, остановимся на этом вопросе более подробно.

Итак, первый вопрос, который здесь возникает, — будут ли являться доходом для физлица — получателя таких средств суммы этих средств? По нашему мнению, здесь все будет зависеть от того, кто перечисляет эти средства физлицу — резиденту Украины. Объясним свою позицию.

Согласно нормам СКУ установлена обязанность:

жены и мужа материально поддерживать друг друга (ст. 75 СКУ). При этом заработная плата, пенсия, стипендия, другие доходы, полученные одним из супругов, являются объектом права общей совместной собственности (ч. 2 ст. 61 СКУ);

родителей содержать своих несовершеннолетних детей (до 18 лет) (ст. 180 СКУ), совершеннолетних детей, которые продолжают учиться (до 23 лет) (ст. 199 СКУ), совершеннолетних нетрудоспособных детей, нуждающихся в материальной помощи (при условии, что родители ребенка имеют возможность предоставлять такую помощь) (ст. 198 СКУ);

— совершеннолетних детей содержать нетрудоспособных родителей, нуждающихся в материальной помощи (ст. 202 СКУ).

Учитывая наличие такой обязанности, можно утверждать, что перечисление средств из-за границы женой (мужем) для мужа (жены), матерью (отцом) для детей в вышеуказанных случаях, а также детьми нетрудоспособным родителям, является по сути передачей денежных средств внутри семьи и должно рассматриваться как выполнение обязанности по содержанию, установленной СКУ, а не как получение дохода с источником происхождения из-за границы. То есть если физлицо получает денежные средства от своего мужа (или супруги, или родителя), работающего за границей, то сумма таких средств не будет являться для этого физлица доходом.

Вместе с тем физическое лицо — резидент Украины, получающее доход за границей, согласно действующему законодательству обязано задекларировать такой доход в Украине и уплатить с него НДФЛ.

Во всех остальных случаях переводы, полученные из-за границы от родственников или других физических лиц, подлежат налогообложению, однако только в том случае, если такие поступления не упоминаются в ст. 165 НКУ среди тех, которые не включаются в состав общего месячного (годового) облагаемого дохода (например, выдача и возврат займа, алименты и т. п.).

 

Порядок налогообложения

Согласно п.п. 163.1.3 НКУ объектом налогообложения физического лица — резидента являются в том числе и иностранные доходы — доходы (прибыль), полученные из источников за пределами Украины. Налогообложение таких доходов регулируется п. 170.11 НКУ.

Иностранные доходы включаются в состав годового налогооблагаемого дохода и в соответствии с п.п. 170.11.1 НКУ облагаются НДФЛ по ставкам 15 и 17 %. Исключение составляют дивиденды с иностранным источником происхождения, облагаемые по ставке 5 % в соответствии с п. 167.2 НКУ.

Согласно п.п. 170.11.2. НКУ в случае получения иностранных доходов при подаче годовой декларации налогоплательщик может уменьшить сумму годового налогового обязательства на сумму налогов, уплаченных за границей, если между страной, в которой выплачивается доход, и Украиной заключен договор (конвенция) об избежании двойного налогообложения.

Перечень стран, с которыми Украиной заключены международные договоры об избежании двойного налогообложения (по состоянию на 01.01.2013 г.), приведен в письме ГНСУ от 14.01.2013 г. № 536/7/12-10-17 (см. «Налоги и бухгалтерский учет» 2013, № 31, с. 47).

В соответствии с п. 13.5 НКУ для получения права на зачисление налогов и сборов, уплаченных за пределами Украины, плательщик обязан получить от государственного органа страны, из которой был выплачен такой доход, справку о сумме уплаченного в этой стране налога, а также о базе и/или объекте налогообложения. Указанная справка подлежит легализации в соответствующей стране, соответствующем заграничном дипломатическом учреждении Украины, если иное не предусмотрено действующими международными договорами Украины.

Обращаем внимание: нельзя будет зачесть в уменьшение суммы годового налогового обязательства налогоплательщика:

— налоги на капитал (прирост капитала);

— налоги на имущество;

— почтовые налоги;

— налоги на реализацию (продажу);

— другие косвенные налоги независимо от того, относятся ли они к категории подоходных налогов или считаются отдельными налогами согласно законодательству иностранных государств.

При расчете суммы годового налогового обязательства следует иметь в виду, что сумма налога с иностранного дохода налогоплательщика-резидента, уплаченная за пределами Украины, не может превышать сумму налога, рассчитанную на базе общего годового налогооблагаемого дохода такого налогоплательщика в соответствии с законодательством Украины (п.п. 170.11.4 НКУ).

Отдельно остановимся на ситуации, когда резидент Украины легально работает за границей и перечисляет денежные средства своим родственникам или другим лицам, в отношении которых СКУ не установлена обязанность по их содержанию. Получается, что «гастарбайтер» должен по итогам года задекларировать свои иностранные доходы. Если работал он официально, то с его заработной платы уплачивался налог по правилам страны получения дохода. При наличии договора (конвенции) об избежании двойного налогообложения между Украиной и страной получения дохода налогоплательщик может получить вышеуказанную справку и в таком случае уменьшить сумму годового налогового обязательства. Что же касается физлица, которому «гастарбайтер» перечислял денежные средства, то для него такой доход будет являться иностранным. По итогам года с такого дохода должен быть уплачен НДФЛ (причем получатель уже не сможет уменьшить свое годовое налоговое обязательство, так как непосредственно он не уплачивал налог за границей).

 

Порядок декларирования иностранных доходов

О порядке декларирования доходов физических лиц мы подробно уже писали (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 23, с. 28). В рамках данной статьи напомним основные правила декларирования иностранных доходов налогоплательщиками, получавшими в течение года такие доходы.

В соответствии с пп. 168.2.1 и 170.11.1 НКУ если источник выплат любых налогооблагаемых доходов является иностранным, то сумма такого дохода подлежит включению в общий годовой налогооблагаемый доход налогоплательщика-получателя, который при этом обязан подать годовую налоговую декларацию.

В соответствии с п. 164.4 НКУ при начислении (получении) доходов в виде валюты такие доходы пересчитываются в гривни по валютному курсу НБУ на момент начисления (получения) таких доходов.

Срок подачи декларации в соответствии с п.п. 49.18.4 НКУдо 1 мая года, следующего за отчетным, кроме отдельных случаев, предусмотренных разделом IV НКУ*.

* 1. В случае отсутствия у налогоплательщика подтверждающих документов относительно суммы полученного им дохода из иностранных источников и суммы уплаченного им налога в иностранной юрисдикции такой плательщик обязан подать в орган государственной налоговой службы по своему налоговому адресу заявление о переносе срока представления налоговой декларации до 31 декабря года, следующего за отчетным. (п.п. 170.11.2. НКУ).

2. Налогоплательщики-резиденты, которые выезжают за границу на постоянное место жительства, обязаны подать в орган государственной налоговой службы налоговую декларацию не позднее 60 календарных дней, предшествующих выезду (п. 179.3. НКУ).

За непредставление или несвоевременное представление декларации о доходах п. 120.1 НКУ предусмотрен штраф в размере 170 грн.

Кроме того, если физическое лицо в отчетном году имело доходы, подлежащие налогообложению, и не задекларировало их в установленном порядке и об этом стало известно контролирующим органам (в данном случае ГНИ Миндоходов) и если они смогли доказать факт получения таких доходов налогоплательщиком, то на основании п. 123.1. НКУ такие контролирующие органы имеют право самостоятельно определить сумму налогового обязательства, что влечет наложение на налогоплательщика штрафа в размере 25 % суммы такого обязательства.

Согласно п. 179.7 НКУ физическое лицо обязано самостоятельно до 1 августа года, следующего за отчетным, уплатить сумму налогового обязательства, указанную в представленной им налоговой декларации.

В случае если налогоплательщик не уплатил сумму денежного обязательства по декларации в течение указанного срока, в соответствии с п. 126.1. НКУ он привлекается к ответственности в виде штрафа в таких размерах:

— при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, — в размере 10 процентов погашенной суммы налогового долга;

— при задержке более 30 календарных дней, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, — в размере 20 процентов погашенной суммы налогового долга.

Также, если физическое лицо обязано было задекларировать иностранные доходы и уплатить сумму налога по декларации, но своевременно не сделало это, возникшая неуплата налога может быть квалифицирована как умышленная, и в этом случае физическому лицу грозит уголовная ответственность, предусмотренная ст. 212 Уголовного кодекса Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.

Как видим, действующее на сегодня законодательство требует от физических лиц декларировать доходы с источником их происхождения за границей, а при отсутствии их декларирования или неуплате в срок согласованного в декларации налогового обязательства предусматривает ответственность вплоть до уголовной.

Как уже отмечалось, в тех случаях, когда речь идет о перечислениях денежных средств между членами одной семьи, у получающего лица не возникает доход в понимании п.п. 14.1.55 НКУ, и соответственно декларировать такие перечисления и уплачивать с них налог в соответствии с п.п. 17.11.1 НКУ нет оснований.

 

Контроль Миндоходов

Для Миндоходов ключевым моментом системы контроля за получением физическими лицами — резидентами Украины доходов из-за границы является возможность централизованно получать сводную информацию о международных транзакциях физлиц, которые осуществляются с помощью банков или международных платежных систем (Western Union, MoneyGram и др.).

Рассмотрим, каким образом контролирующие органы на сегодня могут попытаться отследить получение таких доходов.

В соответствии со ст. 60 Закона № 2121 сведения о банковских счетах клиентов, операциях, проведенных в пользу или по поручению клиента, осуществленных им сделках, а также сведения о финансово-экономическом состоянии клиентов являются банковской тайной. Обязанность сохранения банковской тайны учреждениями банков закреплена в ст. 61 Закона № 2121.

В соответствии с п.п. 20.1.3 НКУ Миндоходов имеет право получать от учреждений Национального банка Украины, банков и других финансовых учреждений в порядке, установленном Законом № 2121 и НКУ, справки и копии документов о наличии банковских счетов, а на основании решения суда — информацию об объеме и обращении средств на счетах. Это подтверждается также ст. 62 Закона № 2121, которой установлен порядок раскрытия банковской тайны.

Право Миндоходов запрашивать информацию у банков также оговорено в п. 73.3 НКУ, согласно которому информация на запрос предоставляется НБУ, другими банками безвозмездно в порядке и объемах, установленных Законом № 2121.

Однако по отдельным гражданам налоговики получить информацию все-таки смогут и без такого серьезного документа, как решение суда.

Речь идет, во-первых, о тех случаях, когда в соответствии с п.п. 72.1.6 НКУ Миндоходов для информационно-аналитического обеспечения деятельности может получить информацию «добровольно или по запросу». Это может быть любая информация как о суммах доходов, так и о суммах расходов конкретного физического лица, предоставленная в налоговую любым юридическим или физическим лицом. В последнее время налоговики все активнее стимулируют сознательных граждан сообщать об известных им фактах уклонения от налогообложения.

Во-вторых, налоговая служба может получать информацию от других государственных органов, в частности от Государственной службы финансового мониторинга Украины.

Согласно ст. 15 Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» от 28.11.2002 г. № 249-IV обязательному финансовому мониторингу, в частности, подлежат финансовые операции, соответствующие одновременно двум следующим признакам:

1. Сумма, на которую проводится операция, равна или превышает сумму в иностранной валюте, эквивалентную 150000 грн.

2. Имеет один или более следующих признаков (котрые могут касаться физических лиц в рамках рассматриваемого вопроса):

2.1. поступление денежных средств с анонимного (номерного) счета из-за границы;

2.2. зачисление или перевод средств, проведение других финансовых операций в случае, если хотя бы одна из сторон — участников финансовой операции является физическим лицом, имеющим соответствующую регистрацию, место жительства или местонахождение в стране (на территории), которые не выполняют или ненадлежащим образом выполняют рекомендации международных, межправительственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

В заключение отметим, что, несмотря на жесткую риторику налоговиков по вопросу налогообложения иностранных доходов физических лиц в Украине, на сегодня у Миндоходов не имеется действенных способов массового контроля в этом вопросе, также как не существует оснований для налогообложения большей части перечислений в пользу физических лиц в Украине (в частности, переводов между членами одной семьи).

Очевидно, что дальнейшее усиление фискального давления в этой сфере приведет к тенизации денежных переводов, а их официальный рынок, скорее всего, значительно сократится.

На сегодняшний день, на наш взгляд, существует единственный законный способ переместить заработанные за границей деньги своим родственникам в Украину, не привлекая внимания контролирующих органов.

Речь идет об открытии карточного счета в зарубежном банке. Вариант подойдет для тех, кто легально проживает и законно трудоустроен в другой стране, что дает возможность открыть в банке страны проживания счет, на который оформляется несколько платежных карт. Одна из них передается лицу, которое находится в Украине и может снимать деньги в банкоматах или использовать карту для расчетов в торговых сетях.

Для этих же целей можно открыть счет и в одном из крупных украинских банков (желательно с иностранным капиталом) с возможностью пополнения счета через банкоматы за рубежом, хотя этот вариант будет несколько дороже вышеописанного.

Лицам, отправляющим переводы из-за рубежа, как и получающим такие переводы в Украине, будет небезынтересна следующая информация: 5 июля 2013 года в Верховную Раду поступил законопроект № 2535а, которым предлагается доработать ст. 170 НКУ с целью установления нулевой ставки налогообложения для физических лиц — налогоплательщиков, получивших доход с иностранным источником происхождения от членов семьи первой степени родства, опекунов или попечителей путем получения средств в подарок в результате заключения договора дарения. Авторы законопроекта, таким образом, считают подобные перечисления подарками, что противоречит нашей точке зрения на этот вопрос, изложенной выше. Тем не менее, если этот законопроект будет принят в существующем виде, Миндоходов будет гораздо труднее обосновать необходимость налогообложения перечислений, получаемых украинцами от своих родственников, работающих в других странах.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше