Ликвидируем ненужный РРО

Печать

Ликвидируем ненужный РРО

азбука учета

В газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 89, с. 11, вы имели возможность ознакомиться с новым порядком отмены регистрации РРО, в соответствии с которым следует снимать с регистрации и те РРО, которые не обеспечивают выполнение современных требований. Теперь самое время перейти к учетным особенностям их выбытия. И здесь всплывает важный вопрос: что субъекту хозяйствования делать дальше с еще исправными, но уже морально устаревшими РРО? «Вычеркнутые» из Госреестра РРО уже никому не нужны, и продать их тоже вряд ли получится. Несомненно, выход один — ликвидировать их по негодности. Как это сделать? Читайте ниже!

Наталия Дзюба, налоговый эксперт

Что ликвидируем?

Использовать «выбывшие» из Госреестра РРО модели РРО для подачи информации об их работе в электронном виде субъекты хозяйствования не могут. Соответственно, извлечь в будущем экономические выгоды от них в рамках хозяйственной деятельности им вряд ли удастся.

Поэтому непригодные модели РРО субъекты хозяйствования могут смело ликвидировать, даже несмотря на то, что они исправны и срок их использования не закончился

Но перед тем, как приступить к учету ликвидации, определимся, какой же объект учета будем ликвидировать.

РРО как объект учета, в большинстве случаев числившийся в налоговом учете у субъектов хозяйствования в составе основных средств, соответствует «налоговому» определению основных средств, приведенному в п.п. 14.1.138 НКУ, как по сроку эксплуатации (больше года), так и по стоимости (свыше 2500 грн.).

Причем налоговики также рассматривают РРО как объект основных средств. В консультации, размещенной в подкатегории 102.09.01 Базы знаний, они указывают, что РРО (электронные контрольно-кассовые регистраторы, компьютено-кассовые системы, електронные таксометры, автоматы по продаже товаров (услуг) и т. д.) относятся к группе 4 основных средств и минимально допустимый срок их полезного использования — 2 года. В этом случае снятие с регистрации старого РРО в учете проводим как ликвидацию объекта основных средств.

Не исключено, что устаревший и непригодный РРО был куплен дешевле 2500 грн. (а если до 01.01.2012 г., то дешевле 1000 грн.), и в учете у субъекта хозяйствования он попал в состав малоценных необоротных материальных активов (МНМА). Тогда снятие с регистрации такого РРО проводим как ликвидацию объекта МНМА.

Но сперва нужно позаботиться о документах.

Готовим документы

Документы о списании непригодных основных средств, как правило, готовит постоянно действующая комиссия, утвержденная руководителем предприятия (п. 41 Методрекомендаций № 561). Так и в случае с РРО: о факте его непригодности должна принять решение и зафиксировать его именно она.

Приняв решение о ликвидации РРО, комиссия должна составить Акт списания основных средств типовой формы № ОЗ-3 (формы первичного учета основных средств утверждены приказом Министерства статистики Украины от 29.12.95 г. № 352).

Потребуются два экземпляра Акта, подписанные членами комиссии, главным бухгалтером и утвержденные руководителем предприятия. Первый экземпляр акта нужно будет отдать в бухгалтерию. Второй — оставить у лица, ответственного за сохранность РРО (например, кассира или другого ответственного работника). Этот экземпляр Акта будет основанием для передачи ликвидируемого РРО на склад как запасных частей, материалов, комплектующих, составных частей или отходов для утилизации.

Попутно не забудьте отразить операцию о ликвидации в инвентарной карточке учета основных средств (типовая форма № ОЗ-6), карточке учета движения основных средств (типовая форма № ОЗ8) и инвентарном списке основных средств (типовая форма № ОЗ-9).

Учитывая, что МНМА в бухучете являются разновидностью основных средств, то ввиду отсутствия отдельного порядка документирования их списания списание РРО-МНМА можно оформить так же.

А вот вывод из эксплуатации объекта основных средств по результатам ликвидации осуществляется на основании приказа руководителя предприятия (п. 146.18 НКУ).

Налог на прибыль

Если РРО — объект ОС. Согласно п. 146.16 НКУ в случае ликвидации объекта основных средств «налоговые» расходы увеличиваются на недоамортизированную стоимость объекта основных средств.

В свою очередь, амортизируемая стоимость основных средств это первоначальная или переоцененная стоимость ОС, прочих необоротных и нематериальных активов за вычетом их ликвидационной стоимости (п.п. 14.1.19 НКУ). То есть если установлена ликвидационная стоимость РРО, то она в расходы не включается. Подробнее см. спецвыпуск «Основные средства на предприятии», 2012, № 10, с. 111.

Учтите, прекращают амортизировать ликвидируемый объект основных средств с месяца, следующего за месяцем вывода его из эксплуатации (п. 146.15 НКУ)

Поэтому определять расходы при ликвидации РРО следует с учетом последней начисленной амортизации (за месяц ликвидации) (см. подкатегорию 102.09.01 Базы знаний).

В декларации по налогу на прибыль расходы нужно зафиксировать в составе прочих расходов — в строке 06.4.16 приложения ІВ.

Кроме того, снятие РРО с регистрации может сопровождаться сопутствующими расходами (например, оплатой услуг ЦСО). Такие расходы, как расходы на ликвидацию объекта основного средства, включаются в «налоговые» на основании п. 144.2 НКУ. Их следует показать в строке 06.4.39 приложения ІВ к декларации по налогу на прибыль (см. подкатегорию 102.09.01 Базы знаний). В то же время возможен также другой вариант отражения «ликвидационных» расходов — по направлению использования ликвидируемых основных средств (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 94, с. 19). Тогда их место будет в расходах на сбыт и соответственно в строке 06.2 декларации по налогу на прибыль.

Если РРО — объект МНМА. При списании РРО, числящегося в составе МНМА, п.п. 145.1.6 НКУ дает возможность налогоплательщику в периоде списания отнести его остаточную стоимость (сумму амортизируемой стоимости за вычетом сумм накопленной амортизации) в расходы. При списании РРО, по которому амортизация начислялась методом 100 %, остаточной стоимости у объекта просто не будет.

А при списании РРО, по которому амортизация начислялась методом 50 %/50 %, амортизация будет доначислена в периоде списания с баланса. Доначисленная сумма амортизации по РРО отражается в графе 2 таблицы 1 приложения АМ декларации по налогу на прибыль в периоде, на который припадает месяц исключения РРО из активов (см. подкатегорию 102.09.01 Базы знаний). В самой декларации по налогу на прибыль сумму амортизации по таким объектам следует показать в строке 06.2. Также о ликвидации МНМА см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 9, с. 17.

НДС

А как же быть с ликвидацией старого РРО в учете по НДС?

Если РРО — объект ОС. Если основные средства ликвидируются по самостоятельному решению плательщика налога, такая ликвидация для целей налогообложения рассматривается как их поставка по обычным ценам, но не ниже балансовой стоимости на момент ликвидации (см. абз. первый п. 189.9 НКУ). Но в нашем случае, чтобы не начислять налоговые обязательства, воспользуемся исключением, предусмотренным абз. вторым п. 189.9 НКУ: подадим органу ГНС соответствующий документ об уничтожении, разборке или преобразовании основных средств другим способом, в результате чего они не могут использоваться по первоначальному назначению. Из разъяснений налоговиков (см. письмо ГНАУ от 29.08.2011 г. № 15693/6/15-3415-26 и консультацию в подкатегории 101.06 Базы знаний), соответствующий документ — это:

— Акт о списании основных средств типовой формы № ОЗ-3;

— вывод (решение) экспертной комиссии.

Заметьте, налоговики по-прежнему требуют подавать Акт по форме № ОЗ-3 и решение комиссии вместе с отчетной декларацией по НДС (см. подкатегорию 101.6 Базы знаний)*

* Хотя, например, в письме ГНАУ от 29.08.2011 г. № 15693/6/15-3415-26 они говорили о том, что такой Акт достаточно предъявить при проверке.

Корректировать «входной» НДС в пределах недоамортизированной части ликвидируемого РРО не нужно.

Если РРО — объект МНМА. Что касается начисления НДС при ликвидации, то подобное требование, заметим, установлено п. 189.9 НКУ только в отношении основных средств. Стало быть, на МНМА (не являющиеся в налоговом учете основными средствами) оно не распространяется. Поэтому начислять НДС при ликвидации РРО-МНМА не нужно.

Вместе тем не исключено, что в случае «досрочного» списания РРО-МНМА (не отработавшего предполагаемого срока службы) налоговики, ссылаясь на положения п. 189.1 НКУ и «нехозяйственное использование», начнут говорить о необходимости начисления налоговых обязательств исходя из балансовой стоимости, но не ниже цены приобретения объектов (как, например, они это делают в отношении ликвидации нематериальных активов, даже при наличии документа, подтверждающего невозможность их дальнейшего использования — подкатегория 101.5 Базы знаний).

Однако заметим, в данном случае досрочная ликвидация РРО — мера вынужденная и происходит не по воле налогоплательщика. Поэтому с учетом этих обстоятельств она не должна оборачиваться для налогоплательщика начислением налоговых обязательств по НДС.

Бухгалтерский учет

Если по каким-либо причинам объект основных средств (а также его разновидность — МНМА) не соответствует критериям признания активом, то его списывают с баланса (п. 33 П(С)БУ 7). Это происходит тогда, когда объект полностью теряет свои первоначальные качества (вследствие физического или морального износа, а также прошедших событий), восстановление которых не представляется возможным или целесообразным. А это как раз и характерно для непригодного РРО.

Результат ликвидации определяем как разницу между доходом от выбытия РРО и его остаточной стоимостью, косвенными налогами и расходами, связанными с его выбытием (п. 34 П(С)БУ 7). При определении результата в полном объеме учитываем и сумму амортизации, начисленную в месяце выбытия объекта, т. е. в последнем месяце его эксплуатации. Расходы отражаем в составе прочих (п. 29 П(С)БУ 16).

Бухгалтерский и налоговый учет списания непригодного РРО

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

доходы

расходы

Списание РРО — объекта МНМА

По причине невозможности дальнейшего использования списывается РРО первоначальной стоимостью 2400 грн.

Ситуация 1. Если амортизация начислялась методом 100 %

1

Списана сумма начисленной амортизации при ликвидации РРО

132

112

2400

Ситуация 2. Если амортизация начислялась методом 50 % на 50 %

1

Доначислены оставшиеся 50 % амортизации в месяце списания РРО

93

132

1200

1200*

* В налоговом учете сумма амортизации по РРО отражается в графе 2 таблицы 1 приложения АМ декларации по налогу на прибыль в периоде, на который припадает месяц исключения РРО из активов (см. подкатегорию 102.09.01 Базы заний). В самой декларации по налогу на прибыль сумму амортизации по таким объектам следует показать в строке 06.2.

2

Списана сумма начисленной амортизации при ликвидации РРО

132

112

2400

Списание РРО — объекта ОС

По причине невозможности дальнейшего использования списывается РРО первоначальной стоимостью 3600 грн.

1

Списана сумма начисленной амортизации ликвидируемого РРО

131

104

3000

2

Списана остаточная стоимость ликвидируемого РРО

976

104

600

600*

* Балансовая стоимость ликвидируемого РРО включается в расходы по данным налогового учета (может отличаться от бухучетной как за счет 10 % «ремонтного» лимита, так и за счет ликвидационной стоимости).

3

Отражены расходы в связи с ликвидацией РРО

976

685

100

100*

* Расходы на ликвидацию основных средств включены в расходы периода в налоговом учете на основании п. 144.2 НКУ.

4

Оприходованы ТМЦ в связи с ликвидацией РРО

209

746

60

60*

* Подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 89, с. 36; 2013, № 60, с. 17.

 

 

выводы



 
 
  • Чтобы избавиться от моделей, «выбывших» из Госреестра РРО и не позволяющих передавать информацию о работе РРО в электронном виде, нужно снять их с регистрации, а затем ликвидировать.

  • В налоговом учете необходимо увеличить расходы на амортизируемую стоимость РРО за вычетом суммы накопленной амортизации.

  • Чтобы не начислять налоговые обязательства по НДС, нужно подать в контролирующий орган Акт по форме № ОЗ-3 и решение постоянно действующей комиссии о невозможности дальнейшего применения РРО.

 

Документы статьи

  1. НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

  2. П(С)БУ 7 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92.

  3. П(С)БУ 16 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31.12.99 г. № 318.

  4. Методрекомендации № 561 — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Министерства финансов Украины от 30.09.2003 г. № 561.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше