(044) 581-10-10 Перезвоните мне
В этом номере :
 
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • в разработке
10/52
Налоги и бухгалтерский учет
Налоги и бухгалтерский учет, Золотой фонд.

Гостиничные услуги

 

Каждый из нас хотя бы раз останавливался в гостинице, находясь в командировке или на отдыхе, однако не всем известен порядок предоставления гостиничных услуг. Учитывая, что деятельности гостиниц посвящено немало нормативно-правовых актов, в данной статье мы рассмотрим основные из них, чтобы выяснить правовые аспекты предоставления гостиничных услуг.

 

Ольга ХАМАЙДЮК, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению

 

Документы статьи

Закон о туризмеЗакон Украины «О туризме» от 15.09.95 г. № 324/95-ВР.

Правила № 19Правила пользования гостиницами и аналогичными средствами размещения и предоставления гостиничных услуг, утвержденные приказом Государственной туристической администрации Украины от 16.03.2004 г. № 19.

Порядок № 297Порядок предоставления услуг по временному размещению (проживанию), утвержденный постановлением КМУ от 15.03.2006 г. № 297.

Приказ № 230 приказ Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики «Об утверждении форм документов первичного учета и Инструкции о порядке ведения документооборота при предоставлении гостиничных услуг в ГП «Укркоммунобслуживание» от 13.10.2000 г. № 230.

Исполнителями гостиничных услуг являются гостиницы, гостиничные объединения, мотели, кемпинги, туристические базы и туристические комплексы, пансионаты и т. п. независимо от форм собственности (далее — гостиницы). Потребителями гостиничных услуг являются граждане, проживающие в гостинице или желающие ими воспользоваться (к ним относятся как частные лица, так и работники юридических лиц).

Гостиничная услуга — это действия (операции) предприятия по размещению потребителя путем предоставления номера или места временного проживания в гостинице, а также другая деятельность, связанная с размещением и временным проживанием.

Гостиничная услуга состоит из основных и дополнительных услуг, предоставляемых во время размещения и проживания (п. 1.3 Правил № 19).

Так, к основным услугам относятся услуги гостиницы, которые включаются в цену номера (места) и предоставляются потребителю согласно заключенному договору. Это могут быть услуги по предоставлению номера (места) для временного проживания; выдаче и замене постельного белья; предоставлению полотенец и средств личной гигиены; питанию и т. п.

Дополнительные услуги — объем услуг, которые не относятся к основным услугам гостиницы, заказываются и оплачиваются потребителем дополнительно по отдельному договору, а именно следующие услуги: стоянки автомобилей; химчистки, стирки, утюженья личных вещей клиента; парикмахерской, сауны, бассейна, солярия; Интернета; бара, бильярда; бронирование авиа и железнодорожных билетов и т. п.

Это не полный перечень услуг, которые может предоставлять гостиница. В зависимости от категории гостиницы («звездности») их может быть больше и распределение их может быть осуществлено иначе.

«Звездность» гостиницы определяется в зависимости от уровня качества обслуживания и обозначается символом «*» (звезда). При этом, чем больше количество «звезд», тем выше уровень обслуживания в гостинице. Согласно Правилам обязательной сертификации гостиничных услуг, утвержденным приказом Государственного комитета Украины по стандартизации, метрологии и сертификации от 27.01.99 г. № 37, в настоящее время в Украине гостиницы классифицируются по пяти категориям (от одной до пяти «звезд»), а мотели — по четырем (от одной до четырех «звезд»).

 

Заключение договора о предоставлении гостиничных услуг

Взаимоотношения между исполнителями и потребителями гостиничных услуг базируются на договоре о предоставлении гостиничных услуг. Такой договор может быть заключен как в письменной форме, так и в устной.

Согласно п. 3.6 Правил № 19 договор о предоставлении основных гостиничных услуг потребителю считается заключенным, после того как будут оформлены документы на проживание (заполнены анкеты, проведена регистрация). Подтверждением того, что договор заключен, является расчетная квитанция или другой расчетный документ, подтверждающий заключение договора. В случае бронирования номера договор считается заключенным только после письменного акцепта гостиницей направленной ему заявки на бронирование и достижения сторонами соглашения в обусловленной форме по всем существенным условиям (п. 3.1 Правил № 19).

Следует указать, что до заключения договора о предоставлении гостиничных услуг гостиница обязана предоставить всю необходимую и достоверную информацию об услугах по гостиничному обслуживанию, их видах и особенностях, о порядке оплаты услуг и другую информацию, связанную с договором и внутренними правилами гостиницы. Гостиница должна иметь внутренние правила проживания в гостинице, которые не должны противоречить Правилам № 19, а также книгу отзывов и предложений (п. 1.12 Правил № 19).

Также с целью доведения до потребителя информации о качестве гостиничных услуг согласно п. 2.2 Правил № 19 в помещении, где оформляются документы на проживание в гостинице, должны быть размещены: перечень нормативных документов, согласно которым предоставляются гостиничные услуги; Правила № 19; свидетельство о присвоении гостинице соответствующей категории (если она присвоена); копия сертификата на услуги, подлежащие обязательной сертификации; копия лицензии, если данный вид деятельности подлежит лицензированию; цена номера (места в номере); перечень основных услуг, входящих в цену номера (места в номере); перечень и цена дополнительных услуг, предоставляемых за отдельную плату; сведения о форме и порядке оплаты услуг; перечень категорий лиц, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот при предоставлении услуг в соответствии с законодательством; сведения о работе заведений (предприятий) общественного питания, торговли, связи, бытового обслуживания и других, расположенных в гостинице. В случае их отсутствия — данные о местонахождении и режиме работы ближайших к гостинице предприятий питания, связи и бытового обслуживания; сведения об органах, осуществляющих защиту прав потребителей. Кроме того, в каждом номере гостиницы должны быть внутренние правила проживания в гостинице, правила противопожарной безопасности и инструкции по действиям в экстремальных условиях, перечень дополнительных услуг и прейскурант цен на них, сведения о работе заведений (предприятий) общественного питания, торговли, связи, бытового обслуживания и других, расположенных в гостинице, внутренний телефонный справочник (п. 2.3 Правил № 19).

Таким образом, оформление потребителем документов на проживание означает его согласие с условиями договора, нормами Правил № 19, Порядка № 297 и с внутренними правилами гостиницы.

 

Лицензирование и сертификация гостиничных услуг

Гостиничные услуги относятся к категории туристических услуг, так как все гостиницы предоставляют услуги по размещению туристов (лиц, путешествующих по стране или находящихся на ее территории транзитом), которые согласно статьям 1 и 5 Закона о туризме отнесены к туристическим. При этом деятельность гостиниц по предоставлению гостиничных услуг не относится к туроператорской и турагентской, которые согласно п. 50 ст. 9 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-ІІІ и ст. 17 Закона о туризме подлежат лицензированию. Поэтому для предоставления гостиничных услуг гостинице не нужно получать лицензию.

В Украине гостиничные услуги и услуги питания, предоставляемые субъектами туристической деятельности, подлежат обязательной сертификации (п. 30 Перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, утвержденного приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 01.02.2005 г. № 28). Документом, подтверждающим соответствие таких услуг установленным нормам и стандартам, является сертификат соответствия. При этом, кроме сертификата на гостиничные услуги, который должна иметь гостиница, все заведения общественного питания гостиниц (рестораны, кафе, бары и т. п.) должны отдельно сертифицировать свои услуги.

 

Документальное оформление гостиничных услуг

Раньше документооборот гостиниц базировался на Правилах пользования гостиницами и предоставления гостиничных услуг в Украине, утвержденных совместным приказом Государственного комитета Украины по жилищно-коммунальному хозяйству и Государственного комитета Украины по туризму от 10.09.96 г. № 77/44, однако они утратили силу (приказ Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, Государственной туристической администрации Украины от 16.03.2004 г. № 50/18).

Вместе с тем образцы новых форм документов первичного учета гостиничных услуг не утверждены, хотя в п. 12 Порядка № 297 имеется указание о том, что это должно сделать Министерство культуры и туризма. При этом в настоящее время действует приказ № 230, пунктом 2 которого утвержденные формы документов первичного учета и Инструкция о порядке ведения документооборота при предоставлении гостиничных услуг в ГП «Укркоммунобслуживание» рекомендуются для применения гостиничными предприятиями Украины независимо от подчиненности и формы собственности.

Так, оформление проживания в гостинице гражданина Украины начинается с заполнения им анкеты проживающего (ф. № 1-г), куда вносятся данные его паспорта или другого документа, удостоверяющего личность (военного билета, водительских прав и т. п.). Иностранные граждане и лица без гражданства поселяются в гостиницу в случае предъявления национальных паспортов иностранцев или других документов, удостоверяющих личность, при этом они заполняют регистрационную карточку (ф. № 2-г) на двух языках: украинском и английском.

После оформления анкеты проживающего и оплаты гостиничного номера гражданину выдается визитная карточка (ф. № 3-г) гостиницы, которая заполняется портье (администратором) гостиницы на основании анкеты проживающего или регистрационной карточки и дает право на выдачу постояльцу ключей от номера и обслуживание службами гостиницы.

Для оперативного учета гостиничных услуг используются следующие документы:

журнал учета граждан, проживающих в гостинице (ф. № 5-г) применяется для учета всех лиц, проживающих в гостинице;

журнал учета иностранцев, проживающих в гостинице (ф. № 6-г) — заполняется администратором на основании регистрационных карточек (ф. № 2-г), паспортов и виз и ведется по форме, утвержденной МВД Украины;

ведомость учета движения номеров в гостинице (ф. № 9-г) — ведется ежедневно дежурным администратором по состоянию на 9.00 часов для учета свободных и занятых номеров гостиницы, а также для учета проведения ремонтных работ в номерах;

журнал учета проживающих на этаже
(ф. № 10-г)
— заполняется ежедневно дежурным по этажу и содержит сведения, необходимые горничным для проведения текущих уборочных работ.

 

Порядок оплаты гостиничных услуг

Расчеты с постояльцами за полученные ими основные и дополнительные гостиничные услуги оформляются счетом (ф. № 4-г), который используется при любой форме обработки документа (электронной, ручной) и при любом виде расчета (наличном, безналичном).

Оплата гостиничных услуг может производиться как в день поселения гражданина, так и в последний день его проживания в гостинице. Вообще срок, форма и размер оплаты проживания устанавливаются администрацией гостиницы.

В счете (ф. № 4-г), который оплачивает постоялец, указаны перечень основных и дополнительных услуг гостиницы, предоставленных ему за отчетный период, сумма налогов на эти услуги. Общая сумма к уплате расшифровывается ежесуточными расчетами согласно перечню фактически полученных услуг вместе с суммами НДС и курортного сбора. В счете сумма к уплате с НДС вписывается в гривнях. После оплаты первый экземпляр счета (ф. № 4-г) выдается проживающему, второй сдается в бухгалтерию.

На основании счетов за отчетный период (чаще всего — за день) кассиром или портье, выполняющим расчеты, составляется кассовый отчет (ф. № 8-г), который составляется в одном экземпляре и содержит перечень услуг гостиницы, предоставленных проживающим за отчетный период. Ежедневно в бухгалтерию гостиницы сдаются: надлежащим образом оформленный кассовый отчет (ф. № 8-г), вторые экземпляры счетов (ф. № 4-г), контрольная кассовая лента ЭККА и в случае механизированного расчета — контрольная лента терминала кредитных карточек.

Возможна ситуация, когда постоялец отказывается от заказанных гостиничных услуг или преждевременно покидает гостиницу, в результате чего ему необходимо возвратить излишне уплаченную им сумму. Такая процедура возврата предусмотрена разделом 3 приказа № 230 и выглядит следующим образом:

1) администратор получает от проживающего предварительные расчетные документы;

2) проживающий подает заявление о возврате неиспользованных средств на имя руководства гостиницы в произвольной форме, которое является официальным основанием для возврата средств;

3) кассир (портье, выполняющий расчеты) возвращает при предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, проживающему средства в сумме неиспользованного аванса, на основании расчетно-кассового ордера;

4) постоялец гостиницы получает расчетные документы за фактически полученные услуги с отметкой о возврате неиспользованного аванса.

 

Услуги бронирования гостиничных номеров

Одной из составляющих гостиничных услуг является услуга бронирования гостиничных номеров. Так, согласно Правилам № 19 бронирование — это процесс заказа заказчиком гостиницы основных и/или дополнительных услуг в определенном объеме с целью использования услуг в обусловленные сроки конкретным потребителем или группой потребителей.

Номера в гостинице можно бронировать путем заключения двустороннего письменного договора или путем подачи гостинице заявки на бронирование с помощью почтовой, телефонной или другой связи (Интернета, факса). В случае подачи гостинице заявки на бронирование договор считается заключенным только после письменного подтверждения (факсом, по почте или через Интернет) гостиницей бронирования номера.

На основании заявок на бронирование (телеграмм, телефонных звонков, писем и т. п.) администратором гостиницы заполняется журнал регистрации заявок на бронирование номеров (ф. № 7-г).

Услуга бронирования может быть платной. В зависимости от категории гостиницы услуга бронирования может быть включена в основные услуги гостиницы (с оплатой при окончательном расчете или вообще без оплаты) или в дополнительные услуги.

При бронировании номера (места) гостиница может затребовать предоплату за предоставление гостиничных услуг, которая засчитывается в оплату гостиничных услуг при окончательном расчете, если иное не обусловлено заключенным договором (п. 3.2 Правил № 19). В случае отказа потребителя оплатить бронь его размещение в гостинице производится в порядке общей очереди.

В случае отказа заказчиком гостиничных услуг от бронирования номера, гостинице направляется заявка на аннулирование бронирования.

 

Услуги питания

Заведения ресторанного хозяйства при гостиницах (кафе, рестораны, бары) в своей деятельности должны соблюдать требования Правил работы заведений (предприятий) ресторанного хозяйства, утвержденных приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 24.07.2002 г. № 219, а их услуги подлежат обязательной сертификации согласно требованиям Правил обязательной сертификации услуг питания, утвержденных приказом Государственного комитета Украины по стандартизации, метрологии и сертификации от 27.01.99 г. № 37. Кроме этого, если заведение ресторанного хозяйства планирует разрабатывать и самостоятельно готовить фирменные блюда, кулинарные и мучные кондитерские изделия, то оно должно выполнять требования Порядка разработки и утверждения технологической документации на фирменные блюда, кулинарные и мучные кондитерские изделия на предприятиях общественного питания, утвержденного приказом Министерства экономики Украины от 25.09.2000 г. № 210.

Услуга питания относится к основным услугам гостиницы и может включать завтрак, обед, ужин (по договоренности), хотя доставка в номер завтрака, обеда, ужина, чая или кофе в отдельно согласованное время является дополнительной услугой.

Блюда в заведениях ресторанного хозяйства гостиницы отпускаются потребителям (постояльцам) при условии наличия кассовых чеков, жетонов, талонов-абонементов, подтверждающих оплату. Их выдает администратор гостиницы при оформлении постояльца на проживание. По одному кассовому чеку (талону, абонементу) можно отпустить несколько блюд (комплексных обедов).

Об аспектах бухгалтерского и налогового учета гостиничных услуг читайте в одном из следующих номеров.

 Вход в систему ×  Сессия завершена × Вы осуществили вход на сайт с другого браузера или компьютера. Чтобы читать журналы, пожалуйста, авторизуйтесь еще раз
Показать пароль  Забыли пароль?
 Восстановление пароля × Введите Ваш e-mail, и мы вышлем Вам информацию для восстановления пароля на почтовый ящик
 Регистрация ×

Введите только ваше имя, чтобы мы знали как к вам обратиться.
Фамилию и отчество вы сможете позже указать в своем профиле.

 

Допускаются русские и украинские символы.

Телефон используется только для связи с вами.

Пример: +38 (066)870-10-10

Данный номер телефона уже используется пользователями:. Это случайно не вы?

Вы можете войти под одним из существующих email адресов. Если Вы забыли пароль, восстановите его.

Напоминаем, что один номер телефона может быть использован максимум 3 раза!

Почта станет вашим логином в системе. С ее помощью вы сможете войти и восстановить забытый пароль.

На почту приходят системные уведомления и полезная информация.

Показать пароль 

Укажите пароль при помощи которого вы сможете войти в систему.

Используйте кнопку "Показать пароль", чтобы увидеть введенные символы

Данный номер телефона привязан к email адресу:.

Вы можете:

 - использовать другой номер телефона для регистрации;

 - войти под одним из существующих email адресов;

 - восстановить забытый пароль

 ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК ×

Введите только ваше имя, чтобы мы знали как к вам обратиться.
Фамилию и отчество вы сможете позже указать в своем профиле.

 

Допускаются русские и украинские символы.

Телефон используется только для связи с вами.

Пример: +38 (066)870-10-10

Данный номер телефона уже используется пользователями:. Это случайно не вы?

Вы можете войти под одним из существующих email адресов. Если Вы забыли пароль, восстановите его.

Напоминаем, что один номер телефона может быть использован максимум 3 раза!

Данный номер телефона привязан к email адресу:.

Вы можете:

 - использовать другой номер телефона для регистрации;

 - войти под одним из существующих email адресов;

 - восстановить забытый пароль

Спасибо за вашу заявку! Наш специалист свяжется с вами в ближайшее время.
Телефоны × (044) 581-10-10 (066) 87-010-10 (097) 78-010-10 Перезвоните мне
Вы не авторизованы на сайте × Данная функция доступна только авторизированым пользователям. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.