Чем запомнился 2009 год: основные моменты

Печать

Чем запомнился 2009 год: основные моменты

 

В истории нашей страны 2009 год был не самым легким. Колебания в мировой финансовой сфере затронули, пожалуй, каждое отечественное предприятие, что сказалось на общих показателях экономики Украины. Тем не менее надежда на лучшее помогла нам с достоинством пережить все моменты уходящего года. Давайте оглянемся назад и вспомним, какими налоговыми и околоналоговыми событиями был богат этот год.

Наталья БЕЛОВА, Екатерина СКРИПКИНА, экономисты-аналитики Издательского дома «Фактор», Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Налог на прибыль

 

Запрета на перенос убытков 2008 года в 2009 год нет

Несмотря на то что Закон о госбюджете-2009 не содержал норм, ограничивающих возможность переноса предприятиями убытков 2008 года в 2009 год, Кабмин решил воплотить этот запрет в жизнь, разместив соответствующее постановление от 22.04.2009 г. № 427 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 39) на своей интернет-странице. Вслед за этим документом появилась и телеграмма ГНАУ от 08.05.2009 г. № 9592/7/15-0217 с аналогичным содержанием.

Однако затем все сложилось в пользу налогоплательщиков. Сначала со страниц официальных сайтов правительства и ВР, так и не успев вступить в силу, исчезло указанное постановление, а затем и ГНАУ телеграммой от 14.05.2009 г. № 9908/7/15-0217 отозвала свою прежнюю телеграмму относительно учета отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль в 2009 году.

Таким образом, при расчете налога на прибыль в 2009 году предприятия имели возможность применить норму ст. 6 Закона о налоге на прибыль: включить в строку 04.9 декларации по налогу на прибыль в полном объеме отрицательное значение строки 08 декларации по налогу на прибыль за 2008 год.

Кстати, здесь следует вспомнить и о постановлении КМУ «Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на прибыль» от 26.08.2009 г. № 895, в котором Кабмин хотел, чтобы убытки прошлого, 2008, года были включены в декларацию за 9 месяцев 2009 года не полностью, а за вычетом сумм, сформированных за счет курсовых разниц по непогашенным задолженностям (в большинстве случаев это кредиты). То есть показатель стр. 04.9 декларации за 9 месяцев 2009 года не должен был включать эти суммы.

Однако данным нормам не суждено было воплотиться в жизнь. Благодаря Указу № 717 и обращению Президента Украины от 08.09.2009 г. в Конституционный Суд Украины действие указанного постановления было приостановлено, в связи с чем его предписания не подлежат исполнению.

 

Специальные правила налогообложения уступки права требования

Благодаря Закону № 1533 в Законе о налоге на прибыль появилась дополнительная норма, устанавливающая специальные правила налогообложения уступки права требования (п.п. 7.9.7). Хотя на самом деле такое дополнение имеет нулевой результат, поскольку абсолютно аналогичный текст в этом подпункте уже содержится (введен Законом № 1617). Подробно эти специальные правила проанализированы в статье «Новое в налоговом учете уступки права требования» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 66).

 

Подача декларации по налогу на прибыль предприятия (страховщика, банка) за 11 месяцев 2009 года не предусмотрена

Вы помните, что в течение нескольких последних лет предприятия обязаны были по результатам одиннадцати месяцев отчетного года подавать в налоговый орган декларацию, составленную по правилам, установленным для полного налогового периода, и уплачивать налоговое обязательство, начисленное согласно такой декларации, в сроки, установленные законом для месячного налогового периода.

А вот подача соответствующей декларации за 11 месяцев 2009 года ни одним законодательным актом не предусмотрена. Это подчеркнули специалисты ГНАУ в консультации, опубликованной в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 94, с. 46.

 

Ускоренная амортизация для промышленных предприятий

Закон № 694 предоставил промышленным предприятиям право на применение ежегодной 25-процентной нормы ускоренной амортизации основных фондов группы 3.

По разъяснениям ГНАУ, изложенным в письме ГНАУ от 17.04.2009 г. № 8167/7/15-0217 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 34), промышленные предприятия могли применить норму ускоренной амортизации в размере 25 % по итогам года к балансовой стоимости основных фондов группы 3 на начало такого года и отразить амортизационные отчисления с использованием такой нормы только в декларации по налогу на прибыль предприятия за отчетный год.

При этом по результатам отчетных периодов — квартал, полугодие и три квартала амортизационные отчисления на какие-либо основные фонды группы 3 не должны были начисляться и отражаться в составе строки 07 декларации по налогу на прибыль предприятия.

Ускоренная амортизация могла применяться налогоплательщиками начиная с 2009 года.

Через некоторое время нормы Закона № 694 были признаны неконституционными и со дня принятия Конституционным Судом Украины решения от 14.07.2009 г. № 18-рп/2009 утратили силу. Поэтому промышленные предприятия, которые ориентировались на начисление ускоренной амортизации по итогам года (как того требовала ГНАУ в вышеуказанном письме), не могут воспользоваться этой льготой.

 

Восстановлено действие порядка использования средств, высвобожденных в связи с применением книгоиздательской льготы

Кабмин постановлением от 29.10.2009 г. № 1143 восстановил действие постановления № 1643 до 1 января 2015 года.

Таким образом, книгоиздатели вновь должны будут вернуться к прежней схеме использования средств, высвобожденных в связи с предоставлением им льготы, предусмотренной п.п. 7.13.7 Закона о налоге на прибыль.

Напомним, что такие высвобожденные средства должны направляться субъектами, занятыми созданием, изготовлением и распространением издательской продукции, на переоснащение издательско-полиграфической базы, разработку и внедрение новейших технологий, расширение производства книжной продукции.

 

 

Налог на добавленную стоимость

 

Частные предприниматели — единоналожники: НДС-история

Кабмин постановлением «О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Украины от 16 марта 2000 г. № 507» от 20.12.2008 г. № 1118 (далее — постановление № 1118 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 4) фактически ввел запрет на совмещение частным предпринимателем статуса плательщика единого налога и плательщика НДС. Данное постановление вступило в силу с 30.12.2008 г. (с даты опубликования в газете «Урядовий кур'єр»).

Строго говоря, согласно Указу № 727 таким предпринимателям и ранее нельзя было являться плательщиками НДС. Но еще в 2000 году Кабмин все-таки разрешил им самостоятельно принимать решение по этому поводу, т. е. предоставил возможность по собственному желанию регистрироваться плательщиком НДС. И вдруг правительство пересмотрело предыдущие разъяснения.

Впрочем, справедливое решение не заставило себя долго ждать — постановлением КМУ от 28.01.2009 г. № 45 постановление № 1118 было отменено.

А чуть позднее постановление КМУ от 04.02.2009 г. № 67 дополнило постановление № 45 положением о том, что п. 4 постановления КМУ «О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 г. № 727» от 16.03.2000 г. № 507 действует в той же редакции, в которой действовал на дату вступления в силу постановления № 1118.

Таким образом, законодательная база для восстановления предпринимателями — плательщиками единого налога статуса плательщиков НДС юридически была урегулирована и предприниматели — плательщики единого налога вновь получили право подавать заявления на регистрацию плательщиками НДС.

 

Изменения в НДС-отчетности

Приказом ГНАУ от 21.01.2009 г. № 8 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 12), вступившим в силу с 10.02.2009 г., внесены изменения в порядок составления и подачи НДС-отчетности.

Так, изменения коснулись:

— формы общей декларации по НДС, а также приложения 1 к ней — расчета корректировки сумм НДС (с изложением его в новой редакции);

— формы сокращенной декларации по НДС (с изложением ее в новой редакции), которая должна подаваться с новыми приложениями: 1 — расчет корректировки сумм НДС, 2 — расшифровка налоговых обязательства и налогового кредита в разрезе контрагентов. Кроме того, список приложений пополнился третьим — расчетом удельного веса стоимости сельхозтоваров (услуг) к стоимости всех товаров (услуг).

Ряд изменений внесен и в Порядок № 166, в частности:

приложение 3 к Порядку № 166, которое подавалось в случае исправления ошибки, допущенной в общей декларации, поданной по форме в редакции приказа ГНАУ от 30.09.2003 г. № 466, утратило силу;

приложение 4 к Порядку № 166, которое подается в случае исправления ошибки, допущенной в специальной декларации, поданной по форме в редакции приказа ГНАУ от 21.01.2009 г. № 8, изложено в новой редакции.

А несколько позднее из-под пера ГНАУ вышел еще один документ о внесении изменений в налоговую отчетность по НДС — приказ от 28.04.2009 г. № 221.

Часть этих изменений носила косметический характер. Так, в общей и сокращенной декларациях в их вступительной части и в обязательных приложениях слово «название» заменено словом «наименование». Согласно п. 4.13 данного приказа такие же изменения внесены и в приложения 4 — 6 к Порядку № 166, которыми установлены формы уточняющих расчетов налоговых обязательств по НДС в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок (для двух видов деклараций: общей и сокращенной).

Другие изменения общей формы декларации по НДС и Порядка № 166 всецело связаны с утверждением п. 3 приказа № 221 для перерабатывающих предприятий, применяющих спецрежим обложения и направляющих суммы НДС по реализованным ими молоку и молочной продукции, мясу и мясопродуктам исключительно для выплаты дотаций сельхозтоваропроизводителям за проданные ими перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе, формы налоговой декларации по НДС (перерабатывающего предприятия).

 

Изменения в Положении о регистрации плательщиков НДС

ГНАУ приказом от 04.12.2008 г. № 755 внесла изменения в Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное ее приказом от 01.03.2000 г. № 79. Эти изменения коснулись сельскохозяйственных предприятий — субъектов специального режима обложения НДС и вступили в силу с 01.01.2009 г.

 

Расширена сфера применения нулевой ставки для международных автоперевозок

Благодаря Закону № 1451 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 58) расширена сфера применения нулевой ставки для международных автоперевозок. Теперь автомобильные международные перевозчики пассажиров, багажа и грузов при вывозе могут применять нулевую ставку не от границы (как это было раньше), а от пункта таможенного оформления и до пункта назначения за пределами Украины. Соответственно при ввозе — от пункта отправления за пределами Украины и не до границы (как было раньше), а до пункта таможенного оформления на территории Украины (см. п.п. 6.2.4 Закона об НДС).

Что касается посредников, действующих от имени перевозчиков и продающих их услуги посредством билетов, других проездных документов по брокерским, агентским и другим подобным договорам, то у них по ставке 20 % облагается лишь вознаграждение.

Подробнее о налогообложении международных перевозок читайте в статье «Новации в НДС: перевозки, международный ремонт, переработка...» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 58).

 

Запоздавшие налоговые накладные

В 2009 году Кабмин издал два следующих распоряжения:

1) «Некоторые вопросы администрирования налогов, сборов (обязательных платежей)» от 01.07.2009 г. № 757-р (далее — распоряжение № 757 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 58);

2) «Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на добавленную стоимость» от 17.07.2009 г. № 838-р (далее — распоряжение № 838 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 60).

Первый документ указывал на безоговорочное одновременное (синхронное) отражение сторонами последствий в налоговом учете (декларирование покупателем налогового кредита в том же отчетном периоде, в котором у продавца при этом возникали налоговые обязательства). Второй документ уже несколько смягчил ситуацию, устанавливая допустимый предельный 2-месячный запас для возможных расхождений, в рамках которого налогоплательщики могли бы исправить допущенные «несоответствия» (задекларировать налоговые обязательства, отразить налоговый кредит).

Затем под действием Указа № 706 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 74) Кабмин распоряжением № 1120 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 78) признал утратившими силу п. 2 распоряжения № 757 и распоряжение № 838. Однако при этом введены новые нормы:

— начисление налогового кредита с использованием налоговой накладной, полученной в предыдущих отчетных периодах, является основанием для проведения внеплановой выездной проверки;

— установление налоговым органом факта выписывания налоговых накладных, согласно которым плательщик НДС — поставщик товаров (услуг) не задекларировал налоговые обязательства, дает право для принятия мер по аннулированию НДС-регистрации такого плательщика.

ГНАУ в дополнение к распоряжению № 1120 указала в письме от 21.09.2009 г. № 20400/7/16-1517 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 79), что налоговые накладные, полученные с опозданием (а в терминологии ГНАУ, как известно, это означает, что они получены не в месяце выписки), налогоплательщикам следует показывать как исправление ошибки в порядке, установленном п. 4.4 Порядка № 166, при условии документального подтверждения задержки такого получения.

О «свежих» нюансах отражения в декларации по НДС запоздавших налоговых накладных вы можете прочитать в статье «Старые НН снова законны (по мотивам распоряжения КМУ от 09.09.2009 г. № 1120-р)» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 80).

 

Общий реестр налоговых накладных

Кабмин распоряжением № 1178 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 82) решил продолжить администрирование НДС и ввел Общий реестр налоговых накладных, в котором должны были отражаться налоговые накладные по крупным поставкам (общая сумма поставки от более чем 6 млн грн. (в том числе НДС — более 1 млн грн.) до более чем 600 тыс. грн. (в том числе НДС — более 100 тыс. грн.)). Общий реестр планировалось ввести с 1 ноября 2009 года.

Однако Указом № 872 действие этого незаконного документа было приостановлено, т. е. его фактически постигла участь двух прежних НДС-распоряжений Кабмина.

 

Льгота по НДС для промышленных предприятий, создающих новые производства с внедрением энергосберегающих технологий

Закон № 694 до 1 января 2011 года освободил от обложения НДС операции по ввозу основных фондов, материалов, оборудования, устройств и комплектующих изделий (кроме подакцизных товаров) промышленными предприятиями, которые создают новые производства с внедрением энергосберегающих технологий, в том числе ввоз таких товаров как взносов в уставные фонды этих предприятий. Порядок ввоза, перечень таких предприятий и товаров устанавливаются Кабинетом Министров Украины. Эта норма закреплена в п.п. 5.18.3 Закона об НДС.

Однако через время нормы Закона № 694 были признаны неконституционными и со дня принятия Конституционным Судом Украины решения от 14.07.2009 г. № 18-рп/2009 утратили силу. Поэтому воспользоваться описанной льготой могло только ограниченное число промышленных предприятий, да и то, вероятнее всего, не в полной мере.

Заметим, что те предприятия, которые успели воспользоваться льготой до принятия указанного решения, не должны производить какие-либо корректировки и дополнительно уплачивать в бюджет НДС.

 

Восстановление налогового кредита по НДС при продаже легкового автомобиля возможно

Долгое время налоговики на вопрос о возможности восстановления налогового кредита по приобретенным легковым автомобилям (включенным в состав основных фондов) в случае их продажи в следующем после приобретения периоде давали отрицательный ответ.

И вот, к счастью, их позиция изменилась. В письмах от 05.11.2008 г. № 22622/7/16-1517-21 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 6) и от 04.12.2009 г. № 27084/7/16-1517 главный налоговый орган признал возможность восстановления налогового кредита в части, приходящейся на несамортизированную стоимость легкового автомобиля, но не выше уровня обычной цены, сложившейся на момент такой продажи.

Сумма восстановленного налогового кредита отражается в строке 10.1 раздела II «Налоговый кредит» декларации по НДС.

 

 

Освобождение от налогообложения операций финансовых учреждений по поставке залогового имущества

Благодаря Закону № 1533 Закон об НДС «дополнен» льготой, освобождающей от налогообложения операции финансовых учреждений по поставке имущества, которое было передано неплательщиками НДС в залог (в том числе ипотеку) и на которое было обращено взыскание (п. 5.19). Однако эта норма уже присутствует в Законе об НДС (введена Законом № 1617), так что никаких реальных изменений это дополнение не повлекло.

 

 

Прочие налоги

 

Изменен Порядок установления нормативов экосбора и его взимания

Постановлением КМУ от 03.12 2008 г. № 1050 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 100) внесены изменения в Порядок № 303. Согласно этим изменениям с 1 января 2009 года субъекты хозяйственной деятельности, имеющие стационарные источники загрязнения либо осуществляющие сбросы или размещающие отходы, подают налоговый расчет сбора в зависимости от вида источника загрязнения. В таком же порядке происходит и уплата экосбора, а именно:

1) по месту нахождения стационарных источников загрязнения — в случае осуществления выбросов стационарными источниками загрязнения и сбросов;

2) по месту нахождения специально отведенных для размещения отходов мест или объектов — в случае размещения отходов;

3) по месту пребывания плательщика сбора на налоговом учете — в случае осуществления выбросов передвижными источниками загрязнения.

Если установленное таким образом место предоставления налоговых расчетов не совпадает с местом нахождения предприятия на налоговом учете, то оно подает копии соответствующих налоговых расчетов еще и по месту своей налоговой регистрации.

Рекомендации ГНАУ по исчислению экосбора в 2009 году изложены в письме от 24.01.2009 г. № 1246/7/15-0817 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 15).

 

Изменение ставок транспортного налога

Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения» от 25.12.2008 г. № 797-VI (далее — Закон № 797) изменены, в частности, ставки налога с владельцев транспортных средств. В связи с этим увеличилась сумма налога, уплачиваемая по автомобилям с большим объемом двигателя.

Хотя Закон № 797 вступил в силу 10.01.2009 г. и соответственно ставки налога изменились в середине месяца, налоговики требовали уплачивать налог по новым ставкам за весь 2009 год, пренебрегая периодом до 10 января (когда действовали старые ставки).

Позднее Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» от 05.03.2009 г. № 1075-VI (далее — Закон № 1075) были изменены (уменьшены) ставки налога на некоторые виды легковых автомобилей (код 8703). Этот Закон вступил в силу с 26 марта 2009 года, т. е. по окончании предельного срока подачи Расчета суммы налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов на 2009 год.

Учитывая это, налог с владельцев транспортных средств в I квартале 2009 года за транспортные средства, которые были учтены юридическими лицами на начало текущего года, исчислялся по ставкам, установленным Законом № 797. На это указано в письме ГНАУ от 29.04.2009 г. № 9001/7/17-0317 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 36 — 37).

В связи с уменьшением ставок налога в соответствии с Законом № 1075 предприятиям было предоставлено право сделать перерасчет суммы налога за 2009 год и подать в налоговые органы уточняющий расчет суммы налога.

 

Порядок уплаты госдивидендов в 2009 году

Постановлением КМУ «О порядке отчисления в 2009 году государственными унитарными предприятиями и их объединениями в государственный бюджет части чистой прибыли (дохода)» от 11.03.2009 г. № 184 установлено, что такие отчисления в текущем году осуществляются в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 05.03.2008 г. № 158, с учетом требований ст. 59 Закона о госбюджете-2009.

Согласно этому Порядку часть чистой прибыли (дохода), отчисляемая государственными унитарными предприятиями и их объединениями в госбюджет, определяется исходя из объема чистой прибыли (дохода), рассчитанной согласно положениям (стандартам) бухгалтерского учета, и размера отчислений части чистой прибыли (дохода), определенного в соответствующем госбюджетном законе.

Напомним: ст. 59 Закона о госбюджете-2009 установлено, что государственные унитарные предприятия (кроме государственного предприятия обслуживания воздушного движения Украины «Украэрорух» в соответствии с Законом Украины «О присоединении Украины к Многостороннему соглашению об уплате маршрутных сборов», а также государственных предприятий «Международный детский центр «Артек» и «Украинский детский центр «Молодая гвардия») и их объединения платят в Государственный бюджет Украины часть чистой прибыли (дохода) в размере 15 %. Для коммунальных унитарных предприятий размер отчислений устанавливается местными советами.

Хозобщества, в уставном фонде которых есть корпоративные права государства, обязаны были внести до 1 июня 2009 года дивиденды, начисленные за 2008 год, исходя из базовых нормативов отчислений части прибыли.

Дивиденды таких хозобществ (в отличие от унитарных предприятий) не приравнены к налоговым платежам. Поэтому за их несвоевременное внесение в бюджет ст. 59 Закона о госбюджете-2009 особо оговорена ответственность. Также установлены правила внесения средств в случае непринятия такими хозобществами решения о начислении дивидендов, в том числе за 2006 и 2007 годы (ст. 60).

 

Налоговую отчетность можно подавать не только в электронном виде

ГНАУ всячески стремилась приучить всех налогоплательщиков подавать налоговую отчетность в электронном виде, но Указ № 872 вынудил ее признать, что этот способ не единственный.

В письме от 20.11.2009 г. № 25716/7/31-1017 налоговики указали, что решение о подаче налоговой отчетности в электронном виде плательщик налогов принимает добровольно, при этом существует несколько альтернативных способов подачи налоговой отчетности: бумажные носители, бумажные носители с копией на магнитном носителе, почтовые отправления.

 

Антикризисные меры в сфере социального страхования

Значительные изменения, которые произошли в сфере социального страхования, связаны со вступлением с 13 января 2009 года в силу антикризисного Закона № 799.

С указанной даты страхованию на случай безработицы также подлежат:

— работающие лица, которые получают или имеют право на назначение пенсии по возрасту, в том числе на льготных условиях, пенсии за выслугу лет, а также лица, которые достигли установленного законом пенсионного возраста;

иностранцы и лица без гражданства, которые временно работают по найму в Украине, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

Действие ст. 5 Закона по страхованию на случай безработицы, согласно которой вышеуказанные лица не подлежали страхованию на случай безработицы, приостановлено до 01.01.2011 года.

Заработная плата указанных выше лиц, начисленная с даты вступления в силу Закона № 799, подлежит обложению взносом в Фонд социального страхования на случай безработицы как в части начислений, так и в части удержаний.

С 13 января 2009 года в объект для начисления взносов в Фонд социального страхования на случай безработицы включены суммы выплат по договорам гражданско-правового характера за выполненные работы (предоставленные услуги). При этом взносы в Фонд из сумм вознаграждения по договорам гражданско-правового характера за выполненные работы (предоставленные услуги) не удерживаются.

Начислять взносы в Фонд на суммы выплат по договорам гражданско-правового характера за выполненные работы (предоставленные услуги) обязаны в том числе юридические лица и физические лица — предприниматели, работающие на упрощенной системе (на едином налоге) (см. письмо Государственного центра занятости от 19.01.2009 г. № ДЦ-03-227/0/6-09).

Взносы в Фонд на суммы выплат по договорам гражданско-правового характера за выполненные работы (предоставленные услуги) начисляются по ставкам, предусмотренным Законом № 2213. В 2009 году их размер составил 1,6 % (если договор заключен со своим работником) или 2,2 % (если договор заключен с физическим лицом, которое не состоит в трудовых отношениях с юридическим лицом или физическим лицом — предпринимателем).

В случае если выплата по гражданско-правовому договору за выполненные работы (предоставленные услуги) производится физическому лицу — предпринимателю в рамках его предпринимательской деятельности, взносы в Фонд на сумму такой выплаты не начисляются.

Cо вступлением в силу антикризисного Закона № 799 лица, уволенные по соглашению сторон (п. 1 ст. 36 КЗоТ), были приравнены к лицам, которые потеряли работу без уважительной причины. Как и у лиц, уволившихся по собственному желанию, право на выплату пособия по безработице у них возникало начиная с 91 календарного дня после регистрации в службе занятости.

Однако 28 апреля 2009 года Конституционный Суд Украины принял решение № 9-рп/2009, которым признал неконституционными данные изменения.

Таким образом, с даты принятия решения Конституционным Судом Украины, т. е. с 28.04.2009 г., увольнение по соглашению сторон (п. 1 ст. 36 КЗоТ) снова считается потерей работы по не зависящим от застрахованных лиц причинам. Поэтому в ситуациях, когда с последнего места работы работник уволен по соглашению сторон, пособие по безработице выплачивается начиная с 8 дня после его (застрахованного лица) регистрации в службе занятости.

Соответствующие изменения были внесены в Закон по страхованию на случай безработицы.

 

Что изменилось в Законе о налоге с доходов

Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью преодоления негативных последствий финансового кризиса» от 23.06.2009 г. № 1533-VI, который вступил в силу с 24 ноября 2009 года, внесен ряд изменений в Закон № 889.

Теперь согласно измененному п.п. 4.2.11 Закона № 889 в налогооблагаемый доход физического лица включается задолженность налогоплательщика, по которой истек срок исковой давности и которая превышает сумму, равную 50 % месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года. Таким образом, если физическое лицо имеет задолженность, по которой истек срок исковой давности и сумма которой равна или меньше 50 % прожиточного минимума на трудоспособное лицо, то такая сумма задолженности не включается в налогооблагаемый доход физического лица.

В случае включения суммы задолженности, по которой истек срок исковой давности, в налогооблагаемый доход физического лица, физическое лицо самостоятельно уплачивает налог с такого дохода и отражает его в годовой налоговой декларации.

После внесения изменений в п.п. 4.2.17 Закона № 889 налогооблагаемый доход физического лица, которое переуступило права требования другим лицам, в том числе если такая уступка осуществлена на основании договора купли-продажи, также будет определяться как разница между суммой внесенных физлицом средств в фонд финансирования строительства и суммой средств, полученных в результате переуступки права требования.

В Законе № 889 (п. 10.1) появилась прямая норма, подтверждающая право на налоговый кредит по уплаченным процентам по ипотечному договору в иностранной валюте.

При уплате процентов за ипотечный жилищный кредит в иностранной валюте сумма платежа по таким процентам, осуществленным в иностранной валюте, пересчитывается в гривни по официальному валютному курсу НБУ, действующему на день уплаты таких процентов.

До 1 января 2013 года не подлежат налогообложению проценты на текущий счет или депозитный (вкладной) банковский счет (в том числе карточный счет), вклад в небанковские финансовые учреждения согласно закону или процентов (дисконтных доходов) на депозитный (сберегательный) сертификат.

 

Пенсионные доплаты единоналожников и фикспатенщиков приостановлены

С 1 мая 2009 года вступило в силу постановление № 366, согласно которому физические лица — субъекты предпринимательской деятельности, которые избрали особый способ налогообложения (фиксированный налог, единый налог), и члены семей указанных лиц, принимающие участие в осуществлении такими субъектами предпринимательской деятельности и не находящиеся с ними в трудовых отношениях, обязаны были уплачивать взнос в Пенсионный фонд как за себя, так и за указанных членов семьи. При этом сумма страхового взноса с учетом части фиксированного или единого налога, которая перечисляется в Пенсионный фонд Украины, должна составлять не меньше одного размера минимального страхового взноса за каждое лицо и не больше одного размера страхового взноса, исчисленного в пределах максимальной величины фактических расходов на оплату труда наемных работников, денежного обеспечения военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, налогооблагаемого дохода (прибыли), общего налогооблагаемого дохода, с которого уплачиваются страховые взносы.

В консультации нашего специалиста «КМУ вводит обязательную доплату в Пенсионный фонд единоналожниками и фикспатентщиками» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 36, указывалось, что, с юридической точки зрения, принятие КМУ постановления № 366 не является правомерным, поскольку в Законе № 1058 четко прописано, что фиксированный размер взноса в Пенсионный фонд для единоналожников и фикспатентщиков должен быть установлен именно законом.

Указом Президента Украины «О приостановлении действия отдельных постановлений Кабинета Министров Украины» от 02.11.2009 г. № 890/2009, который вступил в силу 5 ноября 2009 года, действие постановления № 366 приостановлено. В связи с этим доплату пенсионных взносов упрощенцы могут не осуществлять. Однако точку в споре должен поставить Конституционный Суд Украины, поскольку от его решения зависит, будет действие актов КМУ восстановлено или нет. Если КСУ признает постановление № 366 неконституционным, то оно будет считаться отмененным с даты вступления в силу Указа Президента. В противном случае с даты вынесения КСУ негативного решения постановление № 366 возобновит свое действие.

 

Увеличились размеры суточных для загранкомандировок

В соответствии с постановлением КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 23.04.99 г. № 663» от 20.05.2009 г. № 483, которое действует с 26 мая 2009 года, изменились нормы суточных расходов для загранкомандировок. Теперь предельные размеры суточных расходов на командировку за границу привязаны к доллару.

Согласно новым нормам предельные размеры суточных расходов для командировок за границу для работников предприятий, учреждений и организаций (кроме государственных служащих и лиц, которые направляются в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств), составляют:

— если в счета на оплату стоимости проживания в гостиницах не включены расходы на питание — сумма в гривнях, эквивалентная 50 долларам США по официальному курсу гривни к доллару США, установленному НБУ на день выдачи аванса;

— если в счета на оплату стоимости проживания в гостиницах включены расходы на одноразовое питание — сумма в гривнях, эквивалентная 40 долларам США по официальному курсу гривни к доллару США, установленному НБУ на день выдачи аванса;

— если в счета на оплату стоимости проживания в гостиницах включены расходы на двухразовое питание — сумма в гривнях, эквивалентная 27,5 доллара США по официальному курсу гривни к доллару США, установленному НБУ на день выдачи аванса;

— если в счета на оплату стоимости проживания в гостиницах включены расходы на трехразовое питание — сумма в гривнях, эквивалентная 17,5 доллара США по официальному курсу гривни к доллару США, установленному НБУ на день выдачи аванса.

При определении размера предельных суточных расходов на командировку за границу необходимо применять официальный курс гривни к доллару США, установленный НБУ на день выдачи аванса.

Размер суточных расходов для командировок по территории Украины остался прежним.

 

Банки контролируют перечисление взносов в Пенсионный фонд

В соответствии с постановлением Пенсионного фонда от 07.04.2009 г. № 12-1, которое действует с 11 мая 2009 года, выдача (перечисление) средств для выплаты заработной платы на основании платежных поручений или денежных чеков осуществляется при одновременной подаче страхователями расчетных документов о перечислении пенсионных взносов в размере не менее 1/3 средств для выплаты заработной платы, указанных в платежном поручении или денежном чеке.

Если в расчетном документе на перечисление пенсионных взносов суммы таких взносов меньше 1/3 суммы средств на выплату заработной платы, страхователю необходимо предоставить учреждению банка справку-расчет, согласованную с районным органом Пенсионного фонда по месту своего учета. Территориальные отделения Пенсионного фонда должны безотлагательно согласовать такую справку-расчет.

 

 

Бухгалтерский учет

 

Внесены изменения в нормативно-правовые акты по бухучету

Минфин издал приказ № 1125, целью которого является приведение бухгалтерской нормативки в соответствие с измененными нормативными актами как самого Минфина, так и других органов исполнительной власти, а также устранение противоречий между национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета и международными стандартами.

Данные изменения вступили в силу с 1 ноября 2009 года, а значит, финансовая отчетность за 2009 год должна составляться уже с учетом норм приказа № 1125.

Подробнее эти новации рассмотрены в статье «Бухгалтерское усовершенствование: комментарий к приказу Минфина № 1125» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 90).

 

Обновлены методические рекомендации по бухучету

Приказом Минфина «Об утверждении Изменений к некоторым методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету» от 10.11.2009 г. № 1307 внесены изменения в методические рекомендации по учету основных средств, биологических активов и запасов. Эти изменения коснулись лишь приложений к методрекомендациям, в которых приведены корреспонденции счетов бухгалтерского учета операций с основными средствами, биологическими активами и запасами.

Данный приказ и наш комментарий к нему под названием «Обновление методических рекомендаций по бухучету» опубликованы в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 94.

 

 

Сельское хозяйство

 

Утвержден перечень видов деятельности, подпадающих под новый спецрежим сельхоз-НДС

Кабмин постановлением от 21.01.2009 г. № 23 утвердил Перечень видов деятельности, на которые распространяются нормы статьи 81 «Специальный режим налогообложения деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства и рыболовства» Закона об НДС (далее — Перечень № 23).

В него перенесены определенные виды деятельности из классификатора «Классификация видов экономической деятельности ГК 009:2005», утвержденного приказом Госкомстата от 26.12.2005 г. № 375, за исключением отдельных позиций. Так, в Перечень № 23 (в его первоначальной редакции) не вошли, например:

— по коду 01.11.0 — выращивание прочих культур, не отнесенных к классам 01.12 и 01.13;

— по коду 01.12.0 — выращивание грибов, цветов, семян, рассады, цветочных луковиц, посадочного материала декоративных и цветочных культур;

— по коду 01.13.0 — выращивание цитрусовых, субтропических культур, культур для производства напитков, таких как чай, сбор лесных орехов, дикорастущих фруктов и ягод;

— по коду 01.25.0 — выращивание домашних животных, декоративных птиц.

Позднее Перечень № 23 согласно постановлениям КМУ от 11.02.2009 г. № 87 и от 01.07.2009 г. № 648 дополнили следующие виды деятельности:

— выращивание мицелия и грибов, сбор лесных грибов;

— смешанное сельское хозяйство;

— выращивание цветов, семян, рассады, цветочных луковиц, клубней и т. п.;

— обработка, переработка и/или консервирование плательщиком налога на добавленную стоимость продукции, полученной в результате осуществления видов деятельности, предусмотренных Перечнем № 23, при условии, что такая продукция выращивается, откармливается, вылавливается или собирается (заготавливается) непосредственно плательщиком налога (кроме приобретения ее у других лиц).

Подробнее порядок применения спецрежима сельхоз-НДС описан в статье «Перечень № 23 и спецрежим на сельхозуслуги» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 55) и в комментариях к письмам ГНАУ от 04.08.2009 г. № 16536/7/29-1017 и от 14.08.2009 г. № 17532/7/16-1517 на спецрежимную тематику (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 72 и № 80 соответственно).

 

Спецрежим обложения НДС перерабатывающих предприятий

В целях предупреждения негативных последствий влияния мирового финансового кризиса на развитие агропромышленного комплекса Законом № 922 в Закон об НДС были внесены изменения, а именно: ст. 11 была дополнена п. 11.21, устанавливающим спецрежим обложения НДС перерабатывающих предприятий с отчетностью по спецдекларации и с выплатой дотаций сельхозтоваропроизводителям. Эта норма действовала с 17.03.2009 г.

Однако позднее решением Конституционного Суда Украины от 24.11.2009 г. № 29-рп/2009 нормы Закона № 922 были признаны неконституционными, в связи с чем п. 11.21 со дня принятия данного решения утратил силу. Это привело к тому, что перерабатывающим предприятиям операции по поставке, осуществленные в ноябре 2009 года, пришлось делить по периодам: с 1 по 23 ноября и с 24 ноября и до конца месяца.

Начиная с 24 ноября операции подлежат отражению в общей декларации, а суммы НДС — направлению в бюджет.

Более подробно о влиянии отмены Закона № 922 на порядок предоставления перерабатывающими предприятиями налоговой отчетности по НДС изложено в статье «Переработчики снова без спецрежима НДС, а аграрии — без мясо-молочной дотации» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 102).

 

Поддержка сельского хозяйства в период кризиса

Законом № 922 были внесены изменения в Закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» от 24.06.2004 г. № 1877-IV. В соответствии с ними, в частности, НБУ предоставляет банкам кредиты рефинансирования при условии добровольной пролонгации такими банками задолженности заемщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей (при ее наличии) на срок не меньше срока, на который предоставляется рефинансирование (но не менее чем 365 дней). Также Законом предусматривалось введение запрета на продажу земель сельскохозяйственного назначения до 1 января 2010 года. Кроме того, Законом № 922 был установлен спецрежим обложения НДС перерабатывающих предприятий с отчетностью по спецдекларации и с выплатой дотаций сельхозтоваропроизводителям за проданные ими перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе.

Но, как сказано выше, решением Конституционного Суда Украины от 24.11.2009 г. № 29-рп/2009 нормы Закона № 922 были признаны не соответствующими Конституции Украины и со дня принятия такого решения 24.11.2009 г.) утратили силу.

 

ФСН: суммы от реализации виноматериалов включаются в расчет «сельхоз-доли»

Кабмин постановлением от 10.06.2009 г. № 576 внес изменения в п. 4 Положения о порядке взимания и учета фиксированного сельскохозяйственного налога, утвержденного постановлением КМУ от 23.04.99 г. № 658. В данном пункте определен перечень видов поступлений от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки, включаемых в расчет так называемой «сельхоз-доли» для применения фиксированного сельскохозяйственного налога (далее — ФСН).

Так, суммы, полученные от реализации подакцизных виноматериалов виноградных (коды согласно УКТ ВЭД 2204 29 — 2204 30), произведенных на предприятиях первичного виноделия для предприятий вторичного виноделия, использующих такие материалы для производства готовой продукции, включаются в расчет «сельхоз-доли», которая, напомним, для применения ФСН должна быть не менее 75 % общей суммы валового дохода предприятия.

 

Внесены изменения в Инструкцию по бухгалтерскому учету НДС

Согласно приказу № 41 изложен в новой редакции п. 13 Инструкции № 141. Им определен новый порядок отражения в бухгалтерском учете доходов (расходов) по результатам налоговой отчетности по НДС сельхозпредприятий, применяющих спецрежим налогообложения, установленный ст. 81 Закона об НДС.

Так, превышение налоговых обязательств по НДС (НО) над налоговым кредитом (НК) или, наоборот, — НК над НО, отражаемых соответственно в строках 18.1 и 18.2 сокращенной декларации по НДС, по согласованному с ГНАУ мнению Минфина, следует отражать в бухгалтерском учете как доходы/расходы от реализации (себестоимость реализации) соответственно.

По сути Минфин изменил прежний порядок отражения в бухгалтерском учете доходов/расходов, ориентируясь на новую налоговую НДС-отчетность сельхозпредприятий — спецрежимщиков НДС.

Детально с этим вопросом можно ознакомиться в статье «НДС-доходы (расходы) в бухучете сельхозпредприятий-спецрежимщиков» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 20).

 

 

Внешнеэкономическая деятельность

 

Сокращены сроки расчетов в иностранной валюте со 180 до 90 календарных дней

С 24 ноября 2009 года срок для зачисления выручки в иностранной валюте на счета резидентов в банках по экспортным операциям и отсрочки поставки товара по импортным операциям составляет не 180, а 90 календарных дней. Эти изменения введены в Закон № 185 Законом № 1533.

Такой уменьшенный срок распространяется на расчеты по экспортным, импортным операциям, если оформление ГТД (подписание актов или других документов, удостоверяющих выполнение работ, предоставление услуг, экспорт прав интеллектуальной собственности) по соответствующим экспортным операциям или платежи (выставление векселя в пользу поставщиков импортируемых продукции, работ, услуг) по соответствующим импортным операциям осуществляются с 24.11.2009 г. (после вступления в силу Закона № 1533).

Если оформление ГТД по экспортным операциям или платежи по импортным операциям происходили до 24.11.2009 г., на ВЭД-расчеты распространяются нормы Закона № 185, действовавшие до вступления в силу Закона № 1533.

Такие разъяснения предоставил Нацбанк в письме от 07.12.2009 г. № 28-311/4492-22644.

 

Лицензирование и квоты в ВЭД

Постановлением КМУ «Об утверждении перечней товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию, и объемов квот в 2009 году» от 27.12.2008 г. № 1123 на 2009 год определены:

— общие объемы квот товаров, экспорт которых подлежит лицензированию;

— перечень товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию;

— перечень озоноразрушающих веществ, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию;

— перечень продукции, которая может содержать озоноразрушающие вещества и экспорт и импорт которой подлежит лицензированию (кроме продукции, перевозимой в контейнерах с личным имуществом);

— перечень стран — сторон Монреальского протокола, экспорт/импорт озоноразрушающих веществ в/из которых разрешается;

— перечень продуктов (полуфабрикатов) с использованием легированных черных металлов, цветных металлов и их сплавов, изделий с использованием таких металлов, экспорт которых подлежит лицензированию;

— перечень товаров, импорт которых из Республики Македония подлежит лицензированию в рамках тарифной квоты в соответствии с положениями Соглашения о свободной торговле между Украиной и Республикой Македония;

— перечень товаров, экспорт которых подлежит лицензированию;

— перечень товаров, импорт которых подлежит лицензированию.

 

Порядок лицензирования экспорта товаров

Министерство экономики приказом от 09.09.2009 г. № 991 утвердило Положение о порядке лицензирования экспорта товаров. Данное Положение вступило в силу с 17 октября 2009 года и распространяется на всех субъектов внешнеэкономической деятельности независимо от формы собственности.

В Положении определен перечень документов, которые необходимо подавать для получения лицензии на экспорт товаров, определены основания, по которым может быть отказано в выдаче лицензии, установлен срок действия лицензии и порядок ее выдачи.

Кроме того, утверждены формы лицензии на экспорт товаров и заявки на получение лицензии, а также Инструкции по их заполнению.

 

Осуществление валютно-обменных операций на значительную сумму

С 20 ноября 2009 года валютно-обменные операции с иностранной валютой, дорожными и именными чеками на сумму, превышающую 15000 грн., должны осуществляться только через кассы банка, финансового учреждения, в операционном зале объекта почтовой связи после предъявления документа, удостоверяющего лицо, осуществляющее указанную операцию. В справках и квитанциях указываются фамилия, имя, отчество такого лица.

Если такие операции осуществляются на сумму, превышающую 50000 грн., то, кроме того, указываются данные паспорта лица, осуществляющего валютно-обменную операцию, и в отделении банка или финансового учреждения остается копия соответствующих страниц паспорта.

Такие новшества введены постановлением НБУ «Об утверждении Изменений к Инструкции о порядке организации и осуществления валютно-обменных операций на территории Украины» от 09.09.2009 г. № 538.

 

 

Земля

Договор аренды земли не требует нотариального удостоверения

Законом Украины от 11.06.2009 г. № 1509-VI был окончательно снят вопрос о необходимости нотариального удостоверения аренды земельного участка. Приоритет отдан норме, согласно которой договор аренды земли заключается в простой письменной форме и лишь по желанию одной из сторон может быть удостоверен нотариально. Данное правило является обязательным и для целей применения Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

 

Упрощен порядок оформления прав на землю

Законом Украины от 05.03.2009 г. № 1066-VI внесены изменения в некоторые законодательные акты Украины относительно документов, удостоверяющих право на земельный участок, а также порядка раздела и объединения земельных участков. Так, согласно данным изменениям право собственности на земельный участок, приобретенный в собственность из земель частной собственности без изменения его границ, целевого назначения, удостоверяется гражданско-правовым соглашением по отчуждению земельного участка, заключенным в порядке, установленном законом, или свидетельством о праве на наследство. При этом при приобретении права собственности на земельный участок на основании указанных документов государственный акт на право собственности на отчуждаемый земельный участок не оформляется заново, а приобщается к документу, на основании которого состоялся переход права собственности на земельный участок, в каждом таком случае отчуждения земельного участка. На государственном акте о праве собственности на земельный участок нотариус, который удостоверяет (выдает) документ, и орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и их ограничений, делают отметку об отчуждении земельного участка с указанием документа, на основании которого состоялось отчуждение.

 

 

Прочее

 

Антикризисные меры в строительстве

В 2009 году вступило в силу сразу несколько законов, направленных на борьбу с кризисом.

Это прежде всего Закон Украины «О предупреждении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства» от 25.12.2008 г. № 800-VI (подробный анализ его положений см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 28). Закон вступил в силу 14.01.2009 г. и предусматривал целый ряд антикризисных мер, в частности:

— выкуп у застройщиков и/или финансовых учреждений нереализованного жилья в объектах строительства, которые строились с привлечением средств физических лиц в случае неспособности застройщиков продолжать строительство жилья;

— предоставление гражданам государственной поддержки на строительство (приобретение) доступного жилья путем уплаты государством части его стоимости;

— получение гражданами жилья в аренду с выкупом за счет собственных средств граждан и средств государственной поддержки и ряд других.

Кроме того, Законом были внесены изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, которыми предусмотрены штрафные санкции за нарушение должностными лицами сроков выдачи технических условий относительно инженерного обеспечения объекта инфраструктуры.

Привлекли к себе внимание также изменения, внесенные в Закон Украины «О планировании и застройке территорий» от 20.04.2000 г. № 1699-III, которыми упрощена процедура получения исходных данных на проектирование, осуществление проектно-изыскательских работ после принятия соответствующим органом исполнительной власти или органом местного самоуправления решения о передаче (предоставлении) земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для размещения объекта градостроения.

Наиболее острые дискуссии возникли вокруг предписаний Закона, которые позволяют обращать взыскание на залоговое имущество во внесудебном порядке. Напомним, 17.02.2009 г. Минюст отозвал разъяснение «О невозможности принудительного взыскания имущества, которое выступает предметом залога или ипотеки, во внесудебном порядке» в связи со вступлением в силу Закона № 800. В указанном разъяснении речь шла о том, что «принудительное взыскание предмета ипотеки (или залога) возможно только на основании решения суда». Однако Законом № 800 были внесены изменения, в частности, в Закон Украины «Об ипотеке» от 05.06.2003 г. № 898-IV, согласно которым предостережение об удовлетворении требований ипотекодержателя, которое содержится в ипотечном договоре, приравнено по своим правовым последствиям к отдельному договору между должником и кредитором об удовлетворении требований кредитора. Иными словами, банки имеют право изымать у заемщиков залоговые квартиры при невыполнении условий ипотечного договора без решения суда.

 

Запрет игорного бизнеса

Законом Украины «О запрете игорного бизнеса в Украине» от 15.05.2009 г. № 1334-VI введен запрет в Украине игорного бизнеса и участия в азартных играх.

За организацию и проведение на территории Украины азартных игр Законом № 1334 предусмотрены финансовые санкции в виде штрафа в размере 8000 минимальных заработных плат с конфискацией игорного оборудования. Прибыль (доход) от проведения азартных игр подлежит перечислению в госбюджет.

 

Этикетирование пищевых продуктов с ГМО

Постановлением КМУ от 13.05.2009 г. № 468 был утвержден Порядок этикетирования пищевых продуктов, которые содержат генетически модифицированные организмы или изготовлены с их использованием и вводятся в обращение. Им были установлены требования по этикетированию пищевых продуктов, которые содержат генетически модифицированные организмы (ГМО) или изготовлены с их использованием и вводятся в обращение в Украине. Позже в Порядок постановлением КМУ от 01.07.2009 г. № 661 были внесены изменения. В соответствии с действующей редакцией Порядка пищевым продуктом, содержащим ГМО (изготовленным с использованием ГМО), считается такой продукт, содержание ГМО в котором составляет свыше 0,9 % (изготовленный с использованием продукции, в которой содержание ГМО превышает 0,9 %). Как предусмотрено Порядком, пищевые продукты, содержащие генетически модифицированные организмы объемом свыше 0,9 % или изготовленные из сельскохозяйственной продукции, содержание генетически модифицированных организмов в которой составляет свыше 0,9 %, на которых не выполнена соответствующая надпись в установленном порядке, подлежат изъятию из обращения. Однако на сегодня данный документ реально действующим так и не стал.

 

Вступил в силу Закон об АО

30.04.2009 г. вступил в силу Закон Украины «Об акционерных обществах» от 17.09.2008 г. № 514-VI. Напомним, Законом предусмотрены два типа АО:

публичные АО, которые могут осуществлять публичное и частное размещение акций; акционеры такого АО могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и общества;

частные АО, которые могут осуществлять только частное размещение акций, количественный состав акционеров не может превышать 100.

Подробный анализ Закона об АО см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 91.

 

Мораторий на проверки

Постановлением КМУ от 21.05.2009 г. № 502 «О временных ограничениях по осуществлению мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период до 31.12.2010 г.» введен запрет на проведение плановых проверок до 31.12.2010 г. Исключение сделано для проверок деятельности субъектов хозяйствования с высокой степенью риска, проверок соблюдения санитарного и налогового законодательства, а также проверок правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов.

Развернутый комментарий к постановлению см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 46.

 

Закупка товаров, работ и услуг за государственные средства

Закон № 694 ввел очень важное изменение в сфере закупок за государственные средства, а именно: до 1 января 2011 года закупка товаров, работ и услуг за государственные средства осуществляется у отечественных производителей этих товаров, работ и услуг (юридических и физических лиц), кроме товаров, которые не производятся в Украине. Эта норма действовала начиная с 03.02.2009 г., на что обращено внимание в письме Минэкономики от 06.02.2009 г. № 3303-27/48.

Напомним, Положением о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденным постановлением КМУ от 17.09.2008 г. № 921, было определено, что закупка товаров, работ и услуг осуществляется исключительно у непосредственных производителей товаров, исполнителей работ и предоставителей услуг или их официальных представителей (дилеров, агентов, дистрибьюторов и т. п.). С учетом «переходной» нормы Закона действие Положения (в части возможности закупки у дилеров, агентов и т. п.) было фактически приостановлено. Действие Закона в отношении госзакупок не ограничено никакой суммой, т. е. новая норма касалась любых закупок начиная с 0,01 грн.

Требование о закупке исключительно у отечественных производителей касалось всех закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых за государственные средства, а не только тех, которые проводятся с применением тендерных процедур.

Однако позднее нормы Закона № 694 были признаны неконституционными и со дня принятия Конституционным Судом Украины решения от 14.07.2009 г. № 18-рп/2009 утратили силу.

Очередные изменения в Положение № 921 внесены постановлением КМУ от 08.12.2009 г. № 1335.

 

Преимущества для арендаторов государственного и коммунального имущества

Законом Украины от 19.02.2009 г. № 1022-VI внесены изменения в Закон Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» от 10.04.92 г. № 2269-XII, в соответствии с которыми арендатор, который должным образом исполнял свои обязанности по договору аренды, имеет преимущественное право на заключение договора на новый срок, кроме случаев, если арендованное имущество необходимо для нужд его владельца. Если владелец намеревается использовать указанное имущество для собственных нужд, он должен письменно предупредить об этом арендатора не позже чем за три месяца до окончания срока договора аренды.

 

Утверждены новые формы кассовых документов

Нацбанк утвердил изменения в Положение № 637 (постановление от 29.04.2009 г. № 252).

Основные новшества сводятся к утверждению новых форм кассовых документов:

— Ведомости на выплату денег;

— Приходного кассового ордера (типовая форма № КО-1);

— Расходного кассового ордера (типовая форма № КО-2);

— Журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов (типовые формы № КО-3, № КО-3а);

— Кассовой книги (типовая форма № КО-4);

— Книги учета выданных и принятых старшим кассиром денег (типовая форма № КО-5).

 

Изменен размер платы за лицензии и принцип ее расчета

Изменился размер платы за лицензии (см. постановление КМУ от 21.05.2009 г. № 498). Так, вместо 20 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (340 грн.) теперь он составляет одну минимальную заработную плату (с 01.01.2009 г. — 605 грн., с 01.04.2009 г. — 625 грн., с 01.07.2009 г. — 630 грн., с 01.10.2009 г. — 650 грн., с 01.11.2009 г. — 744 грн.), если органом лицензирования выступает центральный орган исполнительной власти. Если же орган лицензирования — местный орган исполнительной власти, вместо 15 ннмдг (255 грн.) плата за лицензию составит 0,5 минимальной зарплаты.

Здесь обращает на себя внимание базовая величина, кратно которой рассчитывается плата за лицензию: вместо не облагаемого налогом минимума доходов граждан, который оставался неизменным долгое время и составлял 17 грн., теперь нужно ориентироваться на размер минимальной заработной платы, в связи с чем размер платы за лицензию будет периодически увеличиваться.

Поскольку размер минимальной заработной платы — величина изменяемая, важное значение имеет включенное в постановление правило о том, что плата за выдачу лицензии определяется исходя из размера минимальной зарплаты, который действует на момент выдачи лицензии.

 

Изменены минимальные цены на алкоголь

Постановлением КМУ от 23.09.2009 г. № 1055 было изложено в новой редакции приложение «Размер минимальных оптово-отпускных и розничных цен на отдельные виды алкогольных напитков отечественного производства» к постановлению КМУ «Об установлении размера минимальных оптово-отпускных и розничных цен на отдельные виды алкогольных напитков отечественного производства» от 30.10.2008 г. № 957 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 84, с. 6).

В результате таких изменений был увеличен размер минимальных оптово-отпускных и розничных цен на водку и ликеро-водочные изделия и розничных цен на коньяк, другие спиртовые дистилляты и спиртные напитки.

Несколько позднее постановлением КМУ «О внесении изменений в приложение к постановлению Кабинета Министров Украины от 30 октября 2008 г. № 957» от 29.10.2009 г. № 1186 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 94) к объектам ценового регулирования также добавились вина, другие сброженные напитки, смеси из сброженных напитков и смеси сброженных напитков с безалкогольными напитками.

Расчет минимальной цены на вина, винные и сброженные напитки принципиально отличается от аналогичного расчета на водку, ликеро-водочные напитки и коньяк. По вину минимальная цена рассчитывается исходя из объема тары. Так, например, пакет вина емкостью один литр должен стоить не менее 12 грн.

 

Утвержден новый реестр РРО

С 5 ноября 2009 года начал действовать новый Государственный реестр регистраторов расчетных операций, утвержденный приказом ГНАУ «Об утверждении Государственного реестра регистраторов расчетных операций в новой редакции» от 05.11.2009 г. № 612. Он включает информацию о названии модели, модификации, версии внутреннего программного обеспечения, сроке первичной регистрации в налоговых органах, области применения РРО.

 

Определены правила торговли транспортными средствами

Кабмин постановлением от 11.11.2009 г. № 1200 утвердил Порядок осуществления оптовой и розничной торговли транспортными средствами и их составными частями, имеющими идентификационные номера. Его действие распространяется на всех субъектов хозяйствования независимо от формы собственности, которые осуществляют передачу для реализации транспортных средств и их составных частей, имеющих идентификационные номера, оптовую и розничную торговлю ими и оформление необходимых документов.

Так, субъект хозяйствования для продажи указанных транспортных средств и их составных частей должен иметь справки-счета, а предприятие-производитель — акты приемки-передачи транспортных средств и их составных частей, имеющих идентификационные номера, а также номерные знаки для разовых поездок. Оформление на товарных биржах договоров купли-продажи указанных товаров осуществляется с использованием бланков биржевых соглашений.

Для дистрибьюторов, которые ввозят транспортные средства в Украину и распределяют их в дилерской сети, но не осуществляют розничную торговлю ими, использование бланков справок-счетов не является обязательным.

Пожалуй, это все основные моменты, которыми запомнился уходящий год. Желаем, чтобы наступающий 2010 год стал для всех нас годом стабильности, благополучия и сбывшихся надежд!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше