госрегистрация прав на землю |
В предыдущей статье мы неоднократно упоминали о том, что права на землю возникают лишь с момента их госрегистрации. Теперь пришло время узнать, как ее производить. Сразу же заметим: порядок госрегистрации прав на землю, по большому счету, такой же, как при госрегистрации прав на другую недвижимость. Но в нем есть и свои особенности.
Виталий Смердов, налоговый эксперт
С общим порядком госрегистрации вещных прав на недвижимость вы могли ознакомиться в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 43, с. 4. Но с момента публикации этого номера в данном вопросе произошло немало изменений. Одно из основных — появление нового Порядка № 868 (об этом читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 103, с. 6). С 12 февраля 2014 года он заменит собой действующий на сегодня Порядок № 703. Причем заметьте: данные изменения произойдут совсем скоро, а потому мы будем ориентироваться уже на Порядок № 868 (даже несмотря на то, что на дату подготовки номера он еще не вступил в силу). Теперь переходим к делу.
Общий порядок госрегистрации прав на земельный участок
Перед тем, как рассмотреть его, ответим на вопрос: к кому обращаться для такой госрегистрации? Ответ на него нужно искать в Законе № 1952 и Порядке № 868. Причем он отличается в зависимости от оснований возникновения прав на землю. Так, с этой целью вам придется обратиться к одному из двух субъектов:
1) нотариусу. Именно к нотариусам вы будете обращаться чаще всего. Связано это с тем, что они регистрируют вещные права во всех случаях, когда осуществляют нотариальные действия с недвижимостью (ч. 5 ст. 3, ч. 1 ст. 16 Закона № 1952). При этом учтите: регистрацию может производить любой нотариус — как частный, так и государственный. Главное условие: права на землю регистрирует только тот нотариус, который осуществляет нотариальное действие, связанное с такой землей;
2) органу госрегистрации. Обращаться к нему вы будете во всех остальных случаях. Кроме того, общаться с органом госрегистрации придется и тогда, когда переход права собственности при продаже земли привязан к наступлению/ненаступлению определенного события (как правило, оплаты) — если такое событие наступит после заключения и нотариального удостоверения договора. Заметьте: госрегистрацию производит только тот орган, который находится по месту расположения недвижимости*. С их адресами и телефонами вы можете ознакомиться на сайте Укргосрегистра: drsu.gov.ua. Исключение предусмотрено лишь для обременений — они регистрируются независимо от месторасположения земельного участка (ч. 7 ст. 3 Закона № 1952).
* Если земельный участок находится на территории, в рамках которой действуют два и более органов госрегистрации, обращаться можно к любому их них — на ваш выбор (ч. 7 ст. 3 Закона № 1952, п. 2 Порядка № 868).
Теперь разберемся с тем, как же вам зарегистрировать права на земельный участок. Рассмотрим этот процесс поэтапно.
Первый этап (заполнение заявления и подготовка документов). И на этом этапе ответим на вопрос: кто вообще этим должен заниматься — получатель прав на землю или же тот, кто их отчуждает? Сделать это должно так называемое заинтересованное лицо. Им является собственник, другой правополучатель или сторона сделки, в отношении которой возникли права (п. 35 Порядка № 868). Проще говоря, это покупатель, арендатор или иное лицо, получившее права на землю.
Для госрегистрации прав заинтересованному лицу нужно прежде всего заполнить заявление (в бумажной форме)
Его форма утверждена приказом Минюста от 17.04.2012 г. № 595/5. Заметьте: им утверждены несколько форм заявлений. Из них вы должны выбрать одну — в зависимости от конкретных условий (о них вы прочтете в названиях форм заявлений и/или уточнениях в скобках). Но это еще не все. К заявлению вам придется приложить ряд документов/их копий* (п. 13 Порядка № 868):
1) документ, подтверждающий возникновение, переход или прекращение вещных прав на земельный участок. С перечнем таких документов вы можете ознакомиться в п. 37 Порядка № 868. Это, в частности, договоры (купли/продажи, аренды и т. п.), решения суда, свидетельства о праве на наследство и т. п. При этом заметьте: если в данном документе нет сведений о кадастровом номере земельного участка, то дополнительно придется подать и извлечение из Государственного земельного кадастра (п. 43 Порядка № 868). О том, как его получить, читайте в ст. 38 Закона № 3613;
2) копию документа, удостоверяющего личность заинтересованного лица. Им, в частности, выступает паспорт гражданина Украины, вид на жительство лица, проживающего в Украине, национальный, дипломатический или служебный паспорт иностранца или заменяющий его документ (п. 10 Порядка № 868). Обратите внимание: если заявление подает уполномоченное лицо (о том, кто им может быть, читайте дальше), то ему, кроме указанного выше документа, придется подать и копию документа, удостоверяющего его личность;
3) копию регистрационного номера учетной карточки плательщика (кроме случаев, когда лицо отказалось от его принятия). Если заявление подает уполномоченное лицо, то оно должно подать копию регистрационной карточки заинтересованного лица. Заметьте: формально в этом случае Порядок № 868 не требует подавать и копию регистрационной карточки уполномоченного лица. В то же время это лучше сделать. Как минимум потому, что соответствующие сведения указываются в заявлении;
4) документ об уплате госпошлины, а также документ, подтверждающий внесение платы за получение извлечения из Госреестра прав. Напомним, что сумма госпошлины составляет: 119 грн. (7 ннмдг) за регистрацию права собственности и 51 грн. (3 ннмдг) за регистрацию прочих вещных прав и их обременений (ст. 3 Декрета Кабмина «О государственной пошлине» от 21.01.93 г. № 7-93). В свою очередь, плата за получение извлечения составляет 120 грн. (п. 1 постановления Кабмина от 21.11.2012 г. № 1204). На этот момент обратите особое внимание: ведь если данные документы не подать, то нотариус/орган госрегистрации не примет заявление (п. 13 Порядка № 868). Исключение из этого правила предусмотрено лишь для ситуаций, когда заинтересованное лицо освобождено от уплаты госпошлины/внесения платы за получение извлечения. В таком случае подавать соответствующие документы об оплате не нужно. Например, такое освобождение предусмотрено для регистрации прав, возникших до 2013 года (см. письмо Укргосрегистра от 03.01.2013 г. № 395-06-15-13).
* Заметьте: ч. 3 ст. 16 Закона № 1952 содержит требование о том, что такие копии должны быть удостоверены в установленном порядке. О том, что считать таким удостоверением, вы можете прочитать на официальном сайте Укргосрегистра: www.drsu.gov.ua/show/10508. Здесь же мы лишь укажем, что такое удостоверение совсем не обязательно производится у нотариуса.
Общие требования к оформлению заявления и указанных документов прописаны в ст. 17 Закона № 1952. В частности, их текст должен быть разборчивым, а Ф.И.О. физлиц и их место проживания, а также наименование юрлиц и их местонахождение должны быть написаны полностью. Но при заполнении заявления вам придется учесть и специальные предписания Требований, утвержденных приказом Минюста от 17.04.2012 г. № 595/5. Они указывают, что заявление нужно заполнять на украинском языке (!), разборчивыми печатными буквами, шариковой ручкой синего цвета. Даты в форме заявления заполняются арабскими цифрами в формате: «день, месяц, год». Кроме того, отдельные нюансы заполнения заявления вы почерпнете из самой формы. К примеру, если заявление на регистрацию права собственности подает заинтересованное лицо, то в таком заявлении нужно проставить отметку в поле «Суб’єкт права є заявником». При этом в таком случае раздел заявления «Відомості про заявника (уповноважену особу) заявник» заполнять не нужно.
Второй этап (подача заявления и документов).Переходим к следующему этапу: теперь заполненное заявление и указанные документы нужно предоставить надлежащему субъекту. Им может выступать нотариус или орган госрегистрации (п. 8 Порядка № 868), о чем читайте выше. Давайте разберемся, как это сделать.
В настоящий момент (и до 12.02.2014 г.) способ всего один — подать заявление в бумажной форме лично или через уполномоченное лицо*. Заметьте: Порядок № 703 умалчивает о том, кого считать таким лицом. В отличие от Порядка № 868. Он указывает, что уполномоченным является лицо, которому на основании договора или иного документа, предусмотренного законодательством, предоставлены полномочия подавать документы для госрегистрации прав. Так что уполномочить на подачу заявления можно, к примеру, по доверенности.
* Мы не принимает во внимание электронный способ подачи заявления, так как он доступен очень ограниченному числу субъектов. А именно Государственным кадастровым регистраторам и государственным исполнителям (ч. 1 ст. 16 Закона № 1952). Причем заметьте: это правило действует как до 12 февраля 2014 года, так и после.
При подаче заявления данным способом заявитель (заинтересованное или уполномоченное лицо) должен предъявить нотариусу/органу госрегистрации:
1) документ, удостоверяющий его личность. О том, что считать таким документом, мы рассказывали выше;
2) документ, который подтверждает полномочия, — если заявление подает уполномоченное лицо (ч. 11 ст. 16 Закона № 1952, п. 10 Порядка № 868).
Подтверждением приема заявления в этом случае будет карточка приема заявления. В ней фиксируется и момент приема заявления. Заметьте: именно он считается моментом регистрации соответствующих прав/обременений (ч. 12 ст. 15 Закона № 1952, п. 23 Порядка № 868). Данный нюанс влияет в том числе и на учет.
С 12 февраля 2014 года у вас появится возможность направить заявление и указанные документы и по почте
Это обусловлено вступлением в силу Порядка № 868. В таком случае вам придется учесть следующие нюансы. Почтовое отправление должно содержать опись вложения, а достоверность подписи заявителя (в заявлении) должна быть удостоверена нотариально (пп. 5 и 10 Порядка № 868). При получении заявления по почте нотариус/орган госрегистрации регистрирует его не позднее следующего рабочего дня. При этом карточка приема заявления не выдается.
В завершение данного этапа заметим: срок для подачи заявления/документов не установлен. Несмотря на это, затягивать с данным процессом не нужно. В том числе это обусловлено учетными последствиями (с ними вы можете ознакомиться на с. 16). Ведь, как мы уже говорили в предыдущей статье, права на земельный участок передаются исключительно по дате их госрегистрации. Вне зависимости от момента заключения/нотариального удостоверения договора и/или фактической даты передачи земельного участка. Проще всего этот вопрос решается при совершении сделок, подлежащих нотариальному удостоверению. В данном случае заявление/документы нужно подать одновременно с совершением соответствующего нотариального действия.
Третий этап (рассмотрение заявления/документов и регистрация). После получения заявления/документов нотариус или орган госрегистрации проверяет, есть ли основания для приостановки рассмотрения заявления или отказа в его удовлетворении. Если таковых нет, то нотариус/орган госрегистрации принимает решение о регистрации заявленных прав/обременений. Сделать он это должен в такие сроки:
1) нотариус — одновременно с совершением нотариального действия (ч. 9 ст. 15 Закона № 1952);
2) орган госрегистрации — в общем случае, в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты поступления заявления (ч. 5 ст. 15 Закона № 1952).
Подтверждением госрегистрации прав будет извлечение из Госреестра прав и в перечисленных в ч. 1 ст. 18 Закона № 1952 случаях, Свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество. Эти документы могут быть получены лично (в этом случае для их получения придется предъявить документ, удостоверяющий личность) или же по почте.
Наглядно процесс регистрации можно представить следующим образом:
Алгоритм регистрации прав на землю
Регистрация прав с участием Государственного кадастрового регистратора
Одна из главных особенностей госрегистрации вещных прав на земельные участки — возможность привлечения к данной процедуре Государственных кадастровых регистраторов (с их правовым статусом можете ознакомиться в ст. 9 Закона № 3613). Так, заявление о госрегистрации права собственности на земельный участок или права аренды земельного участка государственной/коммунальной собственности по письменному заявлению правополучателя может подаваться Государственным кадастровым регистратором, осуществившим госрегистрацию такого земельного участка (ч. 1 ст. 16 Закона № 1952). Обратите внимание на несколько моментов.
Во-первых, как видите, привлекать Государственного кадастрового регистратора можно для госрегистрации лишь очень ограниченного набора вещных прав:
1) права собственности на земельный участок;
2) права аренды земельного участка государственной/коммунальной собственности. В свою очередь, например для регистрации права аренды земельного участка частной собственности или же права постоянного пользования придется ориентироваться на общий порядок (о нем читайте выше).
И то только на этапе государственной регистрации соответствующего земельного участка (ч. 4 ст. 281 Закона № 1952, ч. 4 ст. 30 Закона № 3613).
Во-вторых, привлекать или не привлекать государственного кадастрового регистратора — это ваше дело. Для этого нужно лишь подать соответствующее письменное заявление (читайте об этом дальше).
В-третьих, привлечь с целью госрегистрации вещных прав можно лишь того Государственного кадастрового регистратора, который произвел госрегистрацию данного земельного участка. При этом для того, чтобы уполномочить его на подобные действия, заявитель должен предоставить ему (п. 35 Порядка № 868):
1) заявление в письменной форме. О форме такого заявления ничего не сказано. Так что она, судя по всему, является произвольной;
2) другие документы, необходимые для осуществления государственной регистрации согласно Закону № 1952 и Порядку № 868: в частности, документы, подтверждающие возникновение права собственности/аренды.
В-четвертых, заявление Государственному кадастровому регистратору может подать только получатель соответствующих прав.
После того, как Государственный кадастровый регистратор получит заявление и все необходимые документы, он должен в этот же день переслать их в электронной форме госрегистратору. Он рассмотрит эти документы и, если они в порядке, примет положительное решение. В этот же день он направит Государственному кадастровому регистратору свидетельство (в случаях, прописанных в ч. 1 ст. 18 Закона № 1952) и извлечение (п. 33 Порядка № 868).
выводы |
||
|