(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
5/13
Налоги и бухгалтерский учет
Налоги и бухгалтерский учет
Декабрь , 2016/№ 103

Оптимизируем налог на прибыль

Кому из плательщиков не хотелось бы «выкроить копеечку» и сэкономить на уплате в бюджет, тем более когда завершение отчетного периода по налогу на прибыль уже не за горами? Так вот, сегодня напомним вам приемчики (конечно же, только те, которые дружат с законом), помогающие привести прибыльный учет в порядок и, что главное, оптимизировать его.

Сразу признаемся: говорить будем только о бухучетных приемах, ведь ориентир для налога на прибыль — бухгалтерский финрезультат. И для того чтобы под конец отчетного периода добиться желаемого финрезультата, иногда плательщику на руку ускоренное отражение расходов или увеличение их размера. Пригодится и отсрочка момента отражения доходов.

Не боимся расходов…

Существующий сегодня учет налога на прибыль (ориентированный на бухгалтерский финрезультат) сам по себе позволяет уже эффективно оптимизировать объект налогообложения. Напомним: в бухучете нет никаких запретов относительно учета расходов, не связанных с хоздеятельностью предприятия. Их в общем порядке признают на основании норм П(С)БУ 16 «Расходы».

Причем не бояться любых расходов могут не только малодоходники (с доходом не более 20 млн грн.), но и высокодоходники (с доходом свыше 20 млн грн.) корректирующие свой финрезультат на разницы. Ведь разд. III и подразд. 4 разд. ХХ НКУ не содержат корректировок на признанные в бухучете нехозяйственные расходы (исключение: нехозяйственные основные средства (ОС) — они не участвуют в расчете налоговой амортизации для определения разниц).

Не против нехозрасходов и налоговики. Напомним некоторые из них, которые до сих пор по старинке пугают плательщиков:

Наименование расходов

Разъяснения налоговиков

Расходы на питание и воду для работников

письма ГФСУ от 23.11.2016 г. № 25308/6/99-99-13-02-03-15 и от 09.06.2015 г. № 11999/б/99-99-19-01-01-1; письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 23.05.2016 г. № 11375/10/26-15-12-05-11

Перерасход запасов: в части ГСМ учитывают как стоимость ГСМ в пределах Норм № 43, так и сверхнормативные затраты

письмо ГФСУ от 09.06.2015 г. № 11999/6/99-99-19-01-01-15

Штрафы, пеня и неустойки, начисленные:

— согласно гражданскому законодательству и гражданско-правовым договорам;

— налоговыми или другими госорганами

письма ГФСУ от 12.11.2015 г. № 24195/6/99-99-19-02-02-15, от 05.10.2015 г. № 21051/6/99-99-19-02-02-15, консультация в БЗ 101.02

НДС-расходы, отраженные в соответствии с Инструкцией по бухучету НДС, утвержденной приказом Минфина от 01.07.97 г. № 141

письма ГФСУ от 18.11.2016 г. № 24924/6/99-99-15-02-02-15 и от 12.03.2016 г. № 5302/6/99-95-42-03-15

Так что пока законотворцы не подрезали некоторым из них крылья, пользуемся ими и не стесняемся (подробнее о планах в части налога на прибыль см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 93, с. 6).

Далее предлагаем «поиграть» с учетными оценками (сроком полезного использования (эксплуатации) объектов необоротных активов, их стоимостного критерия). Это вполне удобно, ведь изменения в учетных оценках отражают перспективно ( п. 8 П(С)БУ 61).

1 Положение (стандарт) бухгалтерского учета 6 «Исправление ошибок и изменение в финансовых отчетах», утвержденное приказом Минфина от 28.05.99 г. № 137.

Уцениваем запасы

Следующий прием: уценить «завалявшиеся» под конец года запасы. Напомним: согласно п. 25 П(С)БУ 9 обязательную уценку запасов до чистой стоимости реализации проводят, если на дату баланса: (1) их цена снизилась, (2) они испорчены, (3) они устарели, утратили свою первоначально ожидаемую экономическую выгоду.

Если по вашим оценкам произошло одно из вышеперечисленных событий, то вам непременно следует провести уценку до чистой стоимости реализации.

Напомним: проводится она по решению руководителя, а оформляется актом уценки ( п.п. 3.15 Методрекомендаций № 22).

2 Методические рекомендации по бухучету запасов, утвержденные приказом Минфина от 10.01.2007 г. № 2.

Тогда уже в месяце составления и утверждения акта разницу между первоначальной стоимостью и чистой стоимостью реализации товаров вы спишете в расходы отчетного периода (по дебету субсчета 946 «Потери от обесценивания запасов») ( п. 5.8 Методрекомендаций № 2). И тем самым уменьшите свой финрезультат (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 86).

Заметим: этот прием хорош тем, что выгоден как малодоходным предприятиям, принявшим решение не корректировать свой финрезультат на разницы, так и остальным плательщикам налога на прибыль.

Уменьшение полезности ОС

Оценку на предмет возможного изменения полезности объектов ОС нужно проводить один раз в год — на дату годового баланса ( п. 5 П(С)БУ 283). Почему бы этим не воспользоваться и не уменьшить полезность объектов ОС4?

3 Положение (стандарт) бухгалтерского учета 28 «Уменьшение полезности активов», утвержденное приказом Минфина от 24.12.2004 г. № 817.

4 Процедурные вопросы см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 17, с. 30.

Ведь потери от уменьшения полезности ОС попадают в состав прочих расходов (с одновременным увеличением суммы накопленной амортизации по такому объекту: Дт 972 — Кт 131). Тем более уменьшение полезности активов никоим образом не повлияет и на ваш НДС-учет (см. письмо ГФСУ от 02.12.2016 г. № 26145/6/99-99-15-03-02-15).

Правда, этот прием придется по душе только малодоходникам, не корректирующим финрезультат на разницы. Ведь вся сумма потери полезности тут же по итогам периода уменьшит финрезультат и для целей налогового учета.

А вот остальным плательщикам налога на прибыль этот способ совсем не на пользу: уменьшенный финрезультат будет «компенсирован» на ту же сумму через разницу из п. 138.1 НКУ.

Прочие маневры с амортизацией

Амортизация — это систематическое распределение амортизируемой стоимости необоротных активов в течение срока их полезного использования. Причем она включается в расходы — или напрямую (к примеру, в части административных/сбытовых), или через себестоимость продукции. Что здесь можно сделать?

1. Изменить метод амортизации на более «интересный». От выбора метода (или его изменения по уже используемым ОС) меняется ежемесячная сумма амортизации. В основном все пользуются прямолинейным методом — он проще. Но есть методы и поинтереснее (например, метод ускоренного уменьшения остаточной стоимости).

Заметим: этот прием хорош как для малодоходников, так и для высокодоходников (они в налогоговом учете ОС/нематериальных активов пользуются методами из бухучета, кромепроизводственного). Изменение метода амортизации — это изменение учетных оценок (см. письмо Минфина от 02.11.2009 г. № 31-34000-20-23-5535/5708). Так что пересчитывать ранее начисленную «прошлую» амортизацию, корректировать нераспределенную прибыль на начало отчетного периода и подавать сравнительную информацию в отношении предыдущих отчетных периодов не нужно (подробнее об этом см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 79, с. 11).

2. Увеличить сумму ежемесячной амортизации, снизив срок полезного использования объекта ОС (нематериальных активов). По сути, методы амортизации опираются на

срок полезного использования необоротного актива — чем он короче, тем больше сумма ежемесячной амортизации, попадающая в расходы

Напомним, предприятие устанавливает его самостоятельно с учетом ( п. 24 П(С)БУ 75):

5 Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 27.04.2000 г. № 92.

— мощности/производительности;

— физического и морального износа;

— правовых и прочих ограничений.

Других требований на этот счет бухучетные правила не содержат. Так что при зачислении объекта на баланс либо по уже используемым объектам вам, по сути, ничто не мешает зафиксировать в приказе меньший срок их полезного использования, чем тот, которые объекты могли бы отслужить по факту. Правда, такой прием подойдет лишь малодоходникам (с годовым доходом не больше 20 млн грн., решившим не корректировать финрезультат на разницы).

Остальным плательщикам налога на прибыль — высокодоходникам (с годовым доходом свыше 20 млн грн.) этот прием не в помощь. Им следует ориентироваться еще и на предельные сроки амортизации, установленные п.п. 138.3.3 НКУ. Так что в налоговом учете сильно уменьшить срок использования не получится. А корректировка на амортизационную разницу по ОС (нематериальным активам) из пп. 138.1, 138.2 НКУ выровняет финрезультат, к сожалению, только в пользу бюджета.

3. Если остаточная стоимость объекта существенно отличается от справедливой (это в основном касается полностью самортизированных объектов), вы можете провести его дооценку. Как результат это позволит сформировать дополнительные расходы в части амортизации. Правда, опять-таки этот способ хорош только для малышей. Высокодоходнику эти дооценки до «звездочки» — налоговики против их учета при расчете налоговой амортизации в налоговом учете (см. письмо ГФСУ от 28.01.2016 г. № 2784/7/99-99-19-02-02-17), а значит, амортразница нивелирует все ваши попытки оптимизации.

Однако учтите! Если решите продать полностью самортизированный объект ОС, то даже и не думайте его дооценивать перед продажей. Пока не найдете покупателя, оставьте его в учете как есть и используйте дальше. Каких-то запретов на это нет. К тому же, если вы плательщик НДС, вам не придется переживать насчет минимальной базы налогообложения. Ведь по ОС она отвечает бухучетной балансовой стоимости объекта ( п. 188.1 НКУ), а она в вашем случае равна нулю (подробнее об этом см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 57, с. 32).

4. Еще один прием в части амортизации ОС/нематериальных активов — не устанавливать ликвидационную стоимость объектов или же установить ее на как можно меньшем уровне.

Напомним, что в общем случае для ОС устанавливать ее не обязательно — это требуется лишь в ряде случаев: при переоценке ОС, остаточная стоимость которых равнялась нулю, или при использовании метода амортизации уменьшения остаточной стоимости.

Так же и в отношении нематериальных активов. Их ликвидационная стоимость приравнивается к нулю ( п. 28 П(С)БУ 8 «Нематериальные активы»), за исключением случая, когда есть безоговорочная обязанность другого лица по покупке объекта до конца срока полезного использования либо в отношении объекта существует активный рынок.

Так вот, этот прием призван уберечь ваши расходы. Ведь ликвидационная стоимость не участвует при определении амортизации объекта ОС, а потому снижает размер амортизационных отчислений.

Стоимостный критерий

Этот прием подойдет тем плательщикам, которые в текущем периоде сделали или только планируют сделать вложения в покупку необоротных активов. Так вот, чтобы не тянуть с отражением расходов на их приобретение, их вполне можно «ускоренно» самортизировать, определив их в разряд малоценных необоротных материальных активов (далее — МНМА).

Вспомните, для амортизации МНМА есть два особых метода ( п. 27 П(С)БУ 7): 50 %/50 % (в первом месяце использования и в месяце списания с баланса) и 100 % (в первом месяце использования).

Применив их, стоимость объекта необоротных активов попадет на расходы намного быстрее, чем если вы будете использовать стандартные методы, которые предусмотрены для основных средств. Так что

предприятию куда выгоднее квалифицировать объект как МНМА, чем как ОС

Как это провернуть? Очень просто. Подстроить под себя стоимостный критерий, утвердив «накануне» к приказ об учетной политике должные изменения (изменения в учетную политику можно вносить на любую дату). И это вполне возможно, без особых на то трудностей.

Дело в том, что в бухучете критерий малоценности предприятие устанавливает на свое усмотрение ( п.п. 5.2.7 П(С)БУ 7). То есть это может быть как 6000 грн. (по НКУ), так и любая другая сумма — например, 20 тыс. грн. (при его увеличении можно, например, сослаться на то, что вы этот критерий давно не пересматривали, а за это время рыночная стоимость необоротных активов увеличилась в разы, т. е. мотивируя это более достоверным отражением операций в финотчетности).

Изменение критерия малоценности расценивают как изменение учетных оценок (а не изменение учетной политики) ( п. 2.6 Методрекомендаций № 6356, письмо Минфина от 14.05.2012 г. № 31-08410-07-25/12004). То есть новый размер стоимостного критерия на прошлые периоды не будет распространяться, а будет действовать по отношению к операциям с даты его установления.

6 Методические рекомендации об учетной политике предприятия, утвержденные приказом Минфина от 27.06.2013 г. № 635.

Поэтому группировать «новые» необоротные активы вы будете в бухучете уже по новому критерию. Правда, этот прием с МНМА подходит только малодоходным предприятиям (с годовым доходом до 20 млн грн.), принявшим решение не корректировать свой финрезультат на разницы.

Остальным плательщикам налога на прибыль — высокодоходникам (с годовым доходом свыше 20 млн грн.) следует ориентироваться еще и на стоимостный критерий в 6000 грн., установленный п.п. 14.1.138 НКУ (ср. 025069200). Менять его, увы, нельзя. Так что он в рядах малоценки оставит далеко не каждый необоротный актив, ставший таковым в бухучете. Как следствие: корректировка на амортизационную разницу из пп. 138.1, 138.2 НКУ выровняет финрезультат, к сожалению, только в пользу бюджета.

Однако неплохой совет есть и для этой категории плательщиков налога на прибыль: можно обыграть налоговый стоимостный критерий, раздробив дорогой необоротный актив на несколько недорогих.

Как вы знаете, объектом ОС может считаться не только актив в целом (конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций), но и его части ( п. 4 П(С)БУ 7). То есть, если высокодоходнику в руки попадется сложный объект ОС, он его преспокойно может учесть по частям (отдельно каждый). В таком случае у него наверняка будет больше шансов квалифицировать отдельные объекты сложного необоротного актива как МНМА, и, применив метод амортизации 50/50 % или «100 %», тут же уменьшить свой финансовый результат (уйдя по этим объектам от корректировки на амортизационную разницу).

Ремонт vs улучшения

Этот способ могут применять абсолютно все плательщики налога на прибыль. Учет ремонтов/улучшений ОС как малодоходные предприятия, так и высокодоходные (в силу отсутствия специальных налоговых норм— см. письмо ГФСУ от 29.09.2016 г. № 21113/6/99-99-15-02-02-15) ведут по правилам бухучета. И если заглянуть в пп. 14 и 15 П(С)БУ 7, то:

— ремонты (как текущие, так и капитальные, а также обслуживание объекта ОС) относятся на расходы в периоде их осуществления;

— улучшения (модернизация, модификация, достройка, реконструкция и т. п.) направляются на увеличение первоначальной стоимости объекта ОС.

Так вот, выгоднее, конечно же, проводить ремонты — они сразу же попадают в расходы и сразу же пойдут на уменьшение финрезультата, т. е. объекта для обложения налогом на прибыль. Насчет ремонтов/улучшений ОС ничего в приказ об учетной политике (учетной оценку) вносить не нужно.

Правда, иногда достаточно сложно определить характер проведенных работ (особенно в ходе проведения капремонтов). Ориентируемся на главный критерий: улучшения приводят к росту будущих экономических выгод, а ремонты — нет.

Важно! Решение о характере и признаках ремонтных работ (т. е. на что они направлены: на поддержание или улучшение) принимается руководителем предприятия с учетом результатов анализа существующей ситуации и существенности таких расходов ( п. 29 Методрекомендаций № 5617). Определиться с этим помогают «нужные» работники: техническое заключение о направленности проведенных мероприятий руководителю подает специалист соответствующего профиля (главный инженер, начальник цеха или другое компетентное лицо).

7 Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина от 30.09.2003 г. № 561.

И чтобы в этом деле не перегнуть палку, напомним примеры улучшений, которые названы в п. 31 Методрекомендаций № 561:

а) модификация, модернизация объекта ОС с целью продления срока его полезной эксплуатации или увеличения его производственной мощности;

б) замена отдельных частей оборудования для повышения качества продукции (работ, услуг);

в) внедрение более эффективного технологического процесса, который позволит уменьшить первоначально оцененные производственные расходы;

г) достройка (надстройка) здания, увеличивающая количество мест (площадь) здания, объемы и/или качество или условия выполняемых работ (услуг).

Дельный совет плательщикам, улучшающим здание (в том числе и арендованное): даже если вы все-таки вышли на улучшение объекта ОС, то и здесь в некоторой степени можно аккуратно уйти от долгоиграющей амортизации в составе улучаемого объекта. Например,

проводя улучшение здания и цепляя на него некоторые отделимые системы, лучше учесть их отдельно

Это отлично подойдет высокодоходникам: признав отделимые части улучшения объектами ОС — оборудованием, амортизировать их не в течение 20 (12, если арендуемое) лет (как улучшение в составе здания), а только 5 лет (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 19, с. 39). Да и малодоходникам хорошо: они, по возможности, смогут затолкать все в МНМА и, применив метод амортизации «100 %», тут же уменьшить свой финрезультат.

Создаем резерв сомнительных долгов

Этот прием хорош только для малодоходников (с объемом дохода не более 20 млн грн. за год), которые не изъявили желания применять налоговые разницы. Им создание резервов сомнительных долгов (РСД) в бухгалтерском учете только «на руку» (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 45, с. 11). Ведь

уже в периоде формирования РСД малодоходник уменьшает объект обложения налогом на прибыль

Но не увлекайтесь раздуванием РСД и помните: остаток резерва сомнительных долгов на дату баланса не может превышать сумму дебиторской задолженности на ту же дату ( п. 8 П(С)БУ 10 «Дебиторская задолженность»).

У остальных плательщиков операции по созданию РСД нивелируются налоговыми разницами из пп. 139.2.1 и 139.2.2 НКУ и их влияние на налоговоприбыльный учет исключается. Но что поделать. Создание РСД обязательно практически для всех предприятий, в учете которых числится текущая дебиторская задолженность. Исключение среди плательщиков налога на прибыль: предприятия, составляющие финотчетность по МСФО и субъекты микропредпринимательства8.

8 Субъект микропредпринимательства — это юридическое лицо, которое отвечает следующим критериям: среднее количество работников за отчетный период (календарный год) не превышает 10 человек, а годовой доход — не превышает сумму, эквивалентную 2 млн евро, определенную по среднегодовому курсу НБУ ( ч. 3 ст. 55 ХКУ).

Так что высокодоходникам, которым не уйти от РСД, остается только правильно славировать: чтобы по максимуму учесть дебиторскую задолженность, ставшую безнадежной в расходах, выгодно максимально уменьшить РСД. Тогда сумма, не покрытая резервом, уменьшит финрезультат — объект налогообложения (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 78, с. 33).

То же самое можно провернуть и с резервом/обеспечением гарантийных обязательств (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 37, с. 14).

Если нет первички

Не получив от поставщика первичку на товар/услугу, вы вполне можете оформить ее самостоятельно. Минфин в подобной ситуации разрешает отражать расходы уже в периоде их фактического осуществления исходя из расчетной суммы по самостоятельно составленному документу — бухсправке, отвечающей критериям первичного документа — с обязательными реквизитами из ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 16.07.99 г. № 996-XIV (см. письмо Минфина от 22.04.2016 г. № 31-11410-06-5/11705 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 35-36, с. 4).

Далее, получив от поставщика первичку, следует откорректировать отраженные вами расходы (как это сделать смотри наш комментарий к письму Минфина). Это вариант хорош для высокодоходников.

А вот малодоходным предприятиям в подобной ситуации имеет смысл в отношении поступивших товаров/полученных услуг без первички создать резерв обеспечений ( пп. 13 и 14 П(С)БУ 11 «Обязательства») — отразив его на субсчете 474 «Обеспечение прочих расходов и платежей», а по приходу документов — откорректировать в том же периоде без исправления ошибок. При списании задолженности за счет обеспечения делаем запись: Дт 631 — Кт 474.

Доходы «на потом»

В части доходов можно попытаться оттянуть момент отражения доходов на следующий отчетный период. Это может пригодиться, к примеру, если вы опасаетесь превысить 20-миллионный критерий (тем же, кто уже основательно погряз в доходах — «непоправимо» превысил 20 млн грн. — см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 101, с. 21).

Вспомните, доходы от продажи товаров признаются при соблюдении всех условий ( п. 8 П(С)БУ 15 «Доход»):

— покупателю переданы риски и выгоды, связанные с правом собственности на такой товар;

— предприятие больше не осуществляет управление и контроль за реализованным товаром;

— сумму дохода/выручки можно достоверно определить;

— есть уверенность, что в результате операции произойдет увеличение экономических выгод предприятия, а расходы, связанные с этой операцией, можно достоверно определить.

Вы наверняка знаете, что риски и выгоды, связанные с правом собственности, переходят к покупателю, а контроль над товаром теряется — при фактической передаче имущества. При этом такая передача может произойти как до, так и после перехода права собственности.

Поэтому

если хотите перенести какую-то часть доходов на следующий отчетный период, то передачу рисков лучше произвести в таком следующем периоде

Причем учтите: иногда фактическая отгрузка товара еще не говорит о передаче рисков. Предположим, по условиям договора поставки риски (согласно правилам ИНКОТЕРМС) переходят к иностранному покупателю уже после пересечения таможенной границы Украины. Так вот, на дату отгрузки товара и пересечения границы внимания не обращаем, а ориентируемся на дату передачи товара на складе покупателя.

Само же право собственности на такой товар можно передать как в текущем, так и в следующем периоде (в зависимости от договоренностей с контрагентом). На бухдоход это событие напрямую не влияет.

Аналогично можно отодвинуть доход и в части работ/услуг.Однако не забывайте: если договор на предоставление услуг является долгосрочным, то тут придется оценивать степень их завершенности. Для этого п. 11 П(С)БУ 15 предлагает несколько способов:

1) изучение выполненной работы;

2) определение удельного веса объема услуг, предоставленных на определенную дату, в общем объеме услуг, которые должны быть предоставлены;

3) определение удельного веса расходов, которые несет предприятие по этой услуге, в общей ожидаемой сумме таких расходов.

В ряде случаев, в зависимости от периода, в котором будут понесены основные расходы по услуге, данные способы могут давать разные результаты. При этом, если контрактом не предусмотрено оформление документа, подтверждающего такое «частичное» оказание услуги на дату баланса, то предприятию следует самостоятельно составить какой-либо документ (например, бухгалтерскую справку), содержащий все реквизиты первичного документа, который и будет подтверждать дату возникновения дохода.

Нет денег на налог

И напоследок выход из ситуации для тех, у кого туго с деньгами для уплаты налога на прибыль.

Здесь можно посоветовать «специально допустить» в декларации по налогу на прибыль ошибку: показать совсем маленький финрезультат. Затем, как только деньги появятся, такую ошибку можно быстренько исправить (как это сделать подробнее, см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 42). И хотя от самоштрафа после истечения предельного срока уплаты денежного обязательства, задекларированного в «ошибочной» декларации, вам не уйти, но в то же время, исправившись в пределах 90 календарных дней, хотя бы не придется платить пеню.

Наши рекомендации вы услышали, остальное — за вами.

выводы

  • Бухучетный финрезультат уменьшают расходы, не связанные с хоздеятельностью предприятия. Значит, они уменьшают и объект обложения налогом на прибыль.
  • В расходы попадает уценка запасов. Причем в налоговом учете нет корректировок для таких сумм.
  • Потери от уменьшения полезности ОС позволят уменьшить налог на прибыль. Но помогает это только малодоходникам.
  • Изменение метода амортизации и срока полезного использования ОС позволяет увеличить сумму амортизации.
  • Увеличение критерия малоценности позволит большему числу объектов попасть в состав МНМА. Это выгоднее, чем отражать их как ОС.
  • Сложные объекты ОС (состоящие из самостоятельных частей с разными сроками использования) выгоднее учитывать по частям.
  • Внимательно анализируем суть ремонтно-улучшительных мероприятий. Если они не приводят к увеличению экономических выгод, то расходы не капитализируем.
  • Резерв сомнительных долгов на руку малодоходникам. Ведь уже в периоде его формирования можно показать расходы.
Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
налог на прибыль, прибыльный учет, оптимизация учета добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье