Меняем систему налогообложения (с общей на упрощенную или наоборот)

Печать

Меняем систему налогообложения (с общей на упрощенную или наоборот)

 

Как известно, наряду с общей сегодня широкое распространение получила упрощенная система налогообложения. А потому неудивительно, что с завершением года некоторые субъекты предпринимательства, взвесив показатели своей годовой работы, могут задуматься о выборе иного порядка налогообложения осуществляемой деятельности, например, о переходе с общей системы налогообложения на упрощенную. В то же время, наоборот, может случиться и так, что налогоплательщик, уже являющийся «упрощенцем», будет вынужден (или, к примеру, решит по собственному желанию) покинуть ряды единоналожников, став обычным плательщиком налога на прибыль. О таких сменах в порядке налогообложения, возможных в деятельности предприятий, мы сегодня и поговорим.

Людмила СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон о налоге на прибыль — Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон о хозобществах — Закон Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.91 г. № 1576-ХII.

Закон об НДС — Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Положение № 79 — Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом ГНАУ от 01.03.2000 г. № 79.

Порядок № 476 — Порядок выдачи Свидетельства о праве уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом, утвержденный приказом ГНАУ от 13.10.98 г. № 476 (в редакции приказа ГНАУ от 12.10.99 г. № 555).

Постановление № 507 — постановление КМУ «О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 г. № 727» от 16.03.2000 г. № 507.

Указ № 727 — Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98 (в редакции Указа Президента Украины от 28.06.99 г. № 746/99).

 

С общей на упрощенную

Упрощенная система налогообложения, введенная с целью поддержки малого предпринимательства, как известно, дает свои преимущества. А потому налогоплательщики, сохранившие по итогам года небольшую численность работников и объемы выручки (или у которых, предположим, эти показатели снизились) и, следовательно, попадающие в число субъектов малого предпринимательства, могут отдать предпочтение альтернативному способу налогообложения — в частности, покинуть ряды плательщиков налога на прибыль и стать единоналожниками, перейдя при этом с общей системы налогообложения на упрощенную. Главное для такого перехода — чтобы предприятием были соблюдены единоналожные условия, оговоренные Указом № 727 (относительно выручки, численности, осуществляемых видов деятельности и т. п.). Напомним, что в свое время такие условия-ограничения подробно рассматривались в тематическом номере газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 94, посвященном переходу на единый налог.

Итак, остановимся на некоторых важных моментах такого перехода.

 

Подача заявления

Желающим перейти (со следующего квартала) на единый налог необходимо своевременно уведомить об этом налоговые органы. Так, для перехода на упрощенную систему налогообложения субъекту малого предпринимательства предстоит подать письменное заявление (Заявление о выдаче Свидетельства о праве уплаты единого налога по форме, приведенной в приложении к Порядку № 476) в налоговый орган по месту государственной регистрации не позднее чем за 15 дней до начала следующего отчетного квартала. Поэтому, чтобы, к примеру, стать единоналожниками с I квартала 2009 года, такое заявление нужно подать не позднее 16 декабря 2008 года (т. е. 16 декабря считается последним днем его подачи). Хотя перейти на единый налог предприятие (при соблюдении, повторим, единоналожных условий пребывания) может, конечно, как с начала года (т. е. с первого квартала года), так и с любого другого квартала в течение года («Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 10, с. 55). При этом в заявлении юрлицо обязательно должно указать выбранную ставку единого налога (6 % или 10 %).

Заметим, в ситуации, когда предприятие имеет филиалы (без статуса юридического лица), такие филиалы отдельно от юрлица перейти на единый налог не могут, поскольку плательщиком единого налога согласно Указу № 727 является субъект предпринимательской деятельности — юридическое лицо. Если же субъект малого предпринимательства переходит на упрощенную систему налогообложения вместе с филиалами, то в заявлении приводится также информация и о филиалах («Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 44).

Таким образом, подав заблаговременно заявление и получив затем Свидетельство единоналожника, предприятие со следующего квартала становится субъектом упрощенной системы налогообложения.

 

Отсутствие налогового долга

Нужно учесть, что переход на единый налог возможен при условии уплаты всех установленных налогов и обязательных платежей за предыдущий отчетный (налоговый) период, срок уплаты которых наступил на дату подачи заявления (ст. 4 Указа № 727, п. 3 Порядка № 476). Иначе говоря, перейти на упрощенную систему налогообложения может предприятие, не имеющее на момент подачи заявления налогового долга. А значит, предстоит заранее побеспокоиться об отсутствии такой налоговой задолженности.

Напомним, что традиционно под налогами и обязательными платежами понимают налоги и сборы, предусмотренные Законом Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-ХII (перечни которых, в частности, приведены в его ст. 14 и ст. 15).

В связи с этим заметим, что:

— наличие у налогоплательщика задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд (как по взносам, не включенным в систему налогообложения и на которые потому не распространяется налоговое законодательство) не является основанием для отказа в регистрации субъекта малого предпринимательства плательщиком единого налога (письмо ГНАУ от 27.01.2007 г. № 1471/7/15-0417; письмо Госкомпредпринимательства от 12.10.2005 г. № 8895). От себя добавим, что это же справедливо и в отношении остальных страховых взносов;

— задолженность по уплате штрафных санкций за нарушения законодательства об РРО (как не попадающая в категорию налоговой задолженности) также не может служить основанием для отказа в выдаче Свидетельства плательщика единого налога (письмо ГНАУ от 28.03.2007 г. № 2963/6/15-0416).

Подробнее эти вопросы также рассматривались в статье «Упрощенная система и налоговый долг» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 94.

 

Переходные НДС-особенности

Как известно, предприятие может стать единоналожником, выбрав при этом ставку единого налога:

6 % (с условием обязательного пребывания в рядах плательщиков НДС и уплатой НДС, независимо от объема налогооблагаемых операций) или

10 % (не являясь при этом плательщиком НДС, в том числе и в случае превышения 300-тысячного предела, и соответственно такой налог не уплачивая, за исключением разве что ввозного импортного НДС — п. 8 постановления № 507).

А потому для предприятия, сохраняющего при переходе на единый налог статус плательщика НДС (например, будучи плательщиком НДС на общей системе налогообложения и выбирая при переходе на единый налог ставку 6 %), в этом смысле все останется по-прежнему. Единственное, если ранее налоговики оставляли за единоналожником право выбора по НДС отчетного периода (месяц или квартал — письма ГНАУ от 23.03.2006 г. № 2725/7/16-1515-26, от 27.10.2005 г. № 21067/7/16-1517-26, от 19.01.2006 г. № 867/7/16-1517-26 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 23), то в последнее время из их разъяснений следует, что единоналожники могут быть исключительно квартальными плательщиками НДС, отчитываясь при этом поквартально на протяжении всего периода пребывания на упрощенной системе налогообложения, даже в случае если объем налогооблагаемых операций у них превысит 300 тыс. грн. (письмо ГНАУ от 21.04.2008 г. № 8230/7/16-1517 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 39; консультация в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 23)*.

* В связи с этим вызывает удивление другая недавняя консультация налоговиков (в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 36), где опять говорится о возможности выбора отчетного периода (месяца или квартала) единоналожником. Однако полагаем, ее вряд ли пока можно считать возвратом налоговиков к своей прежней позиции.

Другое дело, когда ситуация изменяется: например, налогоплательщик, НДС до этого на общей системе не уплачивающий, переходит на уплату единого налога по ставке 6 % (а значит, должен в обязательном порядке зарегистрироваться плательщиком НДС) или наоборот, предприятие — плательщик НДС, пребывающее на общей системе налогообложения, при переходе выбирает ставку единого налога 10 % (в связи с чем его НДС-регистрация подлежит аннулированию).

В первом случае, при переходе на единый 6 % налог, зарегистрироваться плательщиком НДС нужно, начиная с первого числа квартала перехода на упрощенную систему налогообложения (п. 12.2 Положения № 79). Для этого предприятие должно подать налоговому органу заявление о регистрации плательщиком НДС (по форме приложения 1 к Положению № 79) не позднее чем за 15 дней до начала квартала перехода на упрощенную систему налогообложения (п.п. «г» п. 13 Положения № 79). Напомним, именно такие обновленные сроки подачи заявления на НДС-регистрацию при переходе на единый 6 % налог ввел приказ ГНАУ от 01.09.2008 г. № 560, внесший изменения в Положение № 79 (подробнее такие изменения законодательства рассматривались в статье «Анализируем изменения в порядке регистрации плательщиков НДС» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 86).

Во втором случае, при выборе единоналожной ставки в 10 %, для аннулирования НДС-регистрации налогоплательщику соответственно придется подать заявление об аннулировании такой регистрации (по форме приложения 3 к Положению № 79) с приложенными к нему Свидетельством плательщика единого налога и его копиями (п.п. «в» п. 9.8 Закона об НДС, п.п. «в» п. 25 Положения № 79).

При этом, переходя на единый налог (по ставке 10 %), нужно учитывать, что:

— предприятие в соответствующие сроки обязано погасить сумму налоговых обязательств или налогового долга по НДС, возникших до такого аннулирования НДС-регистрации, независимо от того, будет или нет оно оставаться зарегистрированным плательщиком НДС на дату такого погашения;

— предприятие, задекларировавшее в последней НДС-декларации бюджетное возмещение, теряет право на получение такого бюджетного возмещения (п. 9.8 Закона об НДС, консультация в газете «Налоговый, банковский, таможенный КОНСУЛЬТАНТ», 2007, № 18);

— предприятию, в учете которого на день аннулирования НДС-регистрации числятся товарные остатки или основные фонды, по которым был отражен налоговый кредит, следует признать условную продажу таких товаров или основных фондов и начислить налоговые обязательства в периоде аннулирования (п. 9.8 Закона об НДС). Соответственно, такие налоговые обязательства войдут в НДС-декларацию последнего отчетного периода. Заметим, если по товарным остаткам и ОФ входной налоговый кредит не отражался, начислять налоговые обязательства по НДС не нужно (консультации в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 12, 2006, № 19).

 

Переходные операции

Сразу укажем, что особенности налогообложения переходных операций при смене системы налогообложения на законодательном уровне не урегулированы. Поэтому в этих вопросах в большей степени приходится опираться на разъяснения налоговых органов. Заметим, что подробно переходные моменты рассматривались нами в статье «Переходные сделки при смене общей системы налогообложения на упрощенную» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 90. Сегодня вкратце в табличной форме напомним «переходные» налоговые последствия:

 

Переходные операции: налоговые последствия

(при переходе с общей системы налогообложения на упрощенную)

Ситуации

Система налогообложения

общая

упрощенная

налог на прибыль

НДС

ЕН

НДС

1

2

3

4

5

1. Продажа товара

Ситуация 1. Оплата от покупателя получена в период пребывания юрлица на общей системе налогообложения, а отгрузка товаров состоялась уже после того, как лицо перешло на ЕН

получение предоплаты

отгрузка товара

с общей на ЕН 6 % (или 10 %)

+

(возникают ВД)*

+

(НО по НДС)

* В данном случае, ввиду действия п. 5.9 Закона о налоге на прибыль стоимость товаров фактически так и не увеличит ВР (так как товар будет отгружен позже, уже в период уплаты ЕН)

Ситуация 2. Отгрузка товара произведена в период пребывания юрлица на общей системе налогообложения, а оплата от покупателя поступила на ЕН

отгрузка товаров

получение оплаты

с общей на ЕН 6 % (или 10 %)

+

(возникают ВД)*

+

(НО по НДС)

* При этом в периоде отгрузки товаров предприятие сможет фактически увеличить по отгруженным товарам ВР через механизм п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

2. Покупка товара

Ситуация 3. Товары получены на общей системе налогообложения, а оплачены после перехода на ЕН

получение товаров

перечисление оплаты

с общей на ЕН 6 %

+

(отражены ВР)

+

(НК по НДС)

с общей на ЕН 10 %

+

(отражены ВР)

+

(НК по НДС)

 

+

(НО по НДС)*

 

 

Ситуация 4. Оплата за товар перечислена на общей системе налогообложения, а товары получены на ЕН

перечисление предоплаты

получение товара

с общей на ЕН 6 %

+

(отражены ВР)

+

(НК по НДС)

с общей на ЕН 10 %

+

(отражены ВР)

+

(НК по НДС)

 

+

(НО по НДС)*

 

 

* Поскольку переход на ЕН по ставке 10 % сопровождается аннулированием НДС-регистрации, то предприятием должны быть соблюдены требования п. 9.8 Закона об НДС, согласно которому налогоплательщик, имеющий на день аннулирования регистрации товарные остатки или основные фонды, по которым был отражен налоговый кредит, обязан признать условную продажу таких товаров по обычным ценам и начислить налоговые обязательства по НДС по итогам периода такого аннулирования (в учете при этом начисление НО отразится записью Дт 949 — Кт 641).

 

А теперь поговорим об обратной ситуации — переходе с единого налога на общую систему налогообложения.

 

С упрощенной на общую

Перейти с упрощенной системы налогообложения на общую налогоплательщик может в силу разных причин: как добровольно (по собственному желанию), так и в обязательном порядке. В связи с этим напомним, что уход с упрощенной системы обязателен при несоблюдении установленных Указом № 727 условий пребывания на едином налоге, в частности:

— в случае превышения юрлицом предельных годовых размеров выручки (более 1 млн грн.) и численности работников (более 50 человек);

— в случае осуществления предприятием бартерных операций (т. е. неденежных расчетов за реализуемую продукцию, товары, работы, услуги);

— в случае если субъект хозяйствования, к примеру, решит заняться видами деятельности, налогообложение которых не может осуществляться по единому налогу (к таковым, в частности, относятся деятельность в сфере игорного бизнеса; производство, экспорт, импорт, оптовая торговля подакцизными товарами, оптовая и розничная торговля подакцизными ГСМ; операции обмена валюты и пр.; подробнее — см. тематический номер газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 94).

 

Если превышен объем выручки в 1 млн грн.

Превысив предельный объем выручки в 1 млн грн., в квартале превышения вся сумма поступившей выручки подлежит обложению единым налогом (соответственно по ставке 6 % или 10 %). Поэтому дополнительно уплачивать с суммы превышения еще и налог на прибыль не нужно. На это обращал внимание и Госкомпредпринимательства, который в письме от 15.07.2008 г. № 5968 разъяснял, что «сверхпредельные» доходы предприятия-единоналожника, полученные на упрощенной системе налогообложения и обложенные по соответствующей ставке единого налога, не могут быть повторно обложены налогом на прибыль. С этим согласны и налоговики (письмо ГНА в г. Киеве от 18.10.2006 г. № 826/10/31-106; консультация в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 35), отмечая, что вся выручка в квартале превышения (в том числе и сумма превышения) облагается единым налогом*. При этом в письмах напоминалось о необходимости субъекта предпринимательства перейти со следующего квартала на общую систему налогообложения с ведением налогового учета в порядке, установленном Законом о налоге на прибыль (ст. 5 Указа № 727).

* В отличие, заметим, от ситуации с превышением выручки предпринимателями-единоналожниками, когда налоговики, напомним, настаивают на обложении суммы превышения налогом с доходов физических лиц в порядке, установленном разделом IV Декрета КМУ от 26.12.92 г. № 13-92 «О подоходном налоге с граждан» (письмо ГНАУ от 04.09.2008 г. № 8352/Х/17-0714), с чем мы, увы, не можем согласиться (подробнее см. статью «Если выручка предпринимателя-единоналожника превысила 500 тыс. грн.» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 90). Кстати, не разделяет такого мнения налоговиков в данном случае и Госкомпредпринимательства (письмо от 22.09.2008 г. № 8032).

Говоря о превышении выручки «упрощенцами», попутно напомним также подход налоговых органов в отношении порядка определения объемов выручки для лиц, осуществляющих посредническую деятельность. Как разъясняют налоговики (письмо ГНАУ от 08.05.2007 г. № 4441/6/15-0416; письмо ГНАУ от 06.07.2006 г. № 12710/7/16-1517 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 71), субъекты малого предпринимательства — посредники, осуществляющие, в частности, комиссионную торговлю, оказывающие экспедиторские, брокерские услуги:

с целью обложения единым налогом учитывают только сумму причитающегося им вознаграждения, а вот прочие средства, поступающие на счета и являющиеся для них транзитными, в базу обложения единым налогом не включают,

в то время как

с целью определения права пребывания на упрощенной системе налогообложения такие субъекты малого предпринимательства должны учитывать все поступления средств, полученных на расчетный счет и в кассу от продажи продукции (товаров, работ, услуг), т. е. в том числе и поступающие к ним транзитные средства.

Как видим, налоговики говорят о разных подходах к определению объемов выручки в целях ее обложения единым налогом и в целях определения ее размеров для пребывания на упрощенной системе налогообложения, что, конечно же, удивляет. Тем не менее именно такой позиции по данному вопросу в последнее время настойчиво придерживаются проверяющие, а стало быть, налогоплательщикам стоит помнить об этом.

Заметим, что по общему правилу для отказа от применения упрощенной системы налогообложения и перехода со следующего квартала на общую систему налогообложения субъекты малого предпринимательства должны подать налоговым органам соответствующее заявление не позднее чем за 15 дней до окончания текущего квартала, в данном случае — квартала превышения выручки (ст. 4 Указа № 727; письма Госкомпредпринимательства от 15.07.2008 г. № 5968; от 25.04.2007 г. № 2987). Вместе с тем если превышение выручки допущено в IV квартале, то, как разъясняли налоговики (консультация в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 35), для перехода с нового года (т. е. с I квартала) на общую систему налогообложения заявление подавать не нужно. В таком случае достаточно вернуть Свидетельство плательщика единого налога выдавшему его налоговому органу и с нового года предприятие автоматически будет считаться пребывающим на общей системе налогообложения.

Также при этом хотим отметить письмо ГНАУ от 29.10.2008 г. № 22169/7/15-0217 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 89, в котором обращалось внимание на определение первого отчетного периода по налогу на прибыль для предприятий, перешедших с IV квартала 2008 года с упрощенной системы налогообложения на общую. Поскольку переход на общую систему при этом осуществляется с первого числа квартала (с 1 октября), то, как разъяснялось в письме, став плательщиком налога на прибыль, предприятию следует отчитываться по этому налогу по результатам налоговых периодов, предусмотренных законодательством в общем порядке. Поэтому таким налогоплательщикам предстоит подать декларацию по налогу на прибыль за 11 месяцев 2008 года (отразив в ней соответственно данные за октябрь — ноябрь), а также годовую декларацию — за 2008 год (включив в нее данные октября — декабря).

И еще один момент. Контролирующие органы настаивают на том, что в случае превышения в текущем году предельного объема выручки субъект предпринимательства лишается возможности весь следующий календарный год перейти на упрощенную систему налогообложения (письмо ГНАУ от 04.09.2008 г. № 8352/Х/17-0714, письмо Госкомпредпринимательства от 25.04.2007 г. № 2987, консультация в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 36). Таким образом, превысив однажды выручку, снова вернуться на единый налог, предприятие, по мнению ГНАУ, сможет лишь только спустя полный календарный год работы.

 

Переходные остатки запасов и ОФ: определяем балансовую стоимость

Запасы. Налогоплательщиков, переходящих с упрощенной системы налогообложения на общую, конечно же, заинтересует вопрос: а можно ли имеющиеся остатки запасов, приобретенных за период пребывания на едином налоге, теперь учесть при определении объекта обложения налогом на прибыль. Иначе говоря, смогут ли такие остатки, к примеру, участвовать в перерасчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль и посредством такого перерасчета увеличивать валовые расходы налогоплательщика?

Разъяснения на этот счет приводились в письмах ГНАУ от 29.03.2007 г. № 3046/6/15-0316; п. 2 письма от 25.02.2008 г. № 3613/7/15-0217; от 06.02.2007 г. № 2169/7/15-0217 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 21; вопрос 6 письма ГНАУ «Ответы на актуальные вопросы плательщиков налогов относительно порядка составления и подачи декларации по налогу на прибыль предприятия» от 07.09.2006 г. № 16636/7/31-3017 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 83. В них пояснялось, что учесть затраты на приобретение таких запасов в валовых расходах при переходе с упрощенной на общую систему налогообложения налогоплательщик не может. Поэтому их стоимость не подлежит отражению в таблице 1 приложения К 1/1 к декларации по налогу на прибыль и соответственно в перерасчете по п. 5.9 не учитывается. Кстати, также не видит оснований для учета стоимости товаров, приобретенных в период пребывания на едином налоге, в валовых расходах после перехода на общую систему налогообложения и Госкомпредпринимательства (письмо от 28.12.2007 г. № 9779). Получается, что, перейдя на уплату налога на прибыль, при продаже таких запасов налогоплательщику придется показывать валовые доходы без возможности отражения при этом по ним валовых расходов.

Подобные разъяснения контролирующих органов, конечно же, огорчают (заметим, что прежде в этих вопросах налоговики были справедливее, наоборот, допуская возможность учета «переходных» запасов в перерасчете по п. 5.9 — консультации в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2003, № 16 и 2002, № 13 — однако теперь, как видим, их мнение изменилось). Помня о такой позиции проверяющих, в сложившейся ситуации налогоплательщику, возможно, окажется более выгодным сбыть (реализовать) такие остатки запасов еще до перехода на общую систему налогообложения.

Вместе с тем хотим обратить внимание еще на один случай. В числе «переходных» могут отказаться запасы, приобретенные еще во времена, когда до перехода на единый налог предприятие находилось на общей системе налогообложения и являлось плательщиком налога на прибыль. В таком случае, как пояснялось в письмах, стоимость таких запасов, после возврата на общую систему налогообложения, налогоплательщик сможет учесть в валовых расходах. Поэтому такие переходные запасы отражаются в таблице 1 приложения К 1/1 (в графе 3 — как остатки на начало) и соответственно, принимают участие в пересчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль в общеустановленном порядке.

Ну и конечно, однозначное право на валовые расходы налогоплательщик получает по запасам, приобретенным и оприходованным уже после перехода на общую систему налогообложения (т. е. когда обе операции по таким запасам — и оприходование, и оплата — свершились после того, как предприятие стало плательщиком налога на прибыль).

И все же существующие разъяснения налоговиков, касающиеся переходных моментов, нельзя назвать до конца последовательными. Так, например, интерес представляет другая недавняя консультация налоговиков в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 14 (см. рубрику «Мнение специалистов официальных органов» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 42), в которой речь, правда, шла о переходных услугах. В ней налоговики уже указывали на возможность отражения валовых расходов по услугам, предоставленным в периоде пребывания на едином налоге, однако оплата за которые поступила предприятию после перехода на общую систему налогообложении. Как разъяснялось в консультации, при увеличении валового дохода на сумму средств, полученную за услуги, оказанные до перехода с упрощенной системы налогообложения на общую, предприятие вправе включить расходы, связанные с получением этих средств, в состав валовых расходов.

Основные фонды. Сразу хотим отметить вопрос 11 письма ГНАУ «Ответы на вопросы плательщиков налога о налоговом учете и порядке начисления амортизации» от 07.09.2006 № 16636/7/31-3017 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 83. В нем разъяснялось, что для предприятия, сперва находившегося на общей системе налогообложения и амортизирующего купленные ОФ, затем перешедшего на упрощенную систему налогообложения и впоследствии снова вернувшегося с упрощенной на общую систему налогообложения, начисление амортизации по таким ОФ в налоговом учете возобновляется. При этом балансовой стоимостью таких ОФ в целях начисления налоговой амортизации считается остаточная стоимость ОФ на момент возврата на общую систему налогообложения, определенная по данным бухгалтерского учета.

Как видим, налоговики соглашаются с возможностью налоговой амортизации ОФ, приобретенных еще до перехода на упрощенную систему налогообложения. Считаем, что такой же подход должен распространяться и на основные средства, приобретенные предприятием за время нахождения на едином налоге. Поэтому, на наш взгляд, перейдя на общую систему налогообложения, предприятие вправе начислять налоговую амортизацию и по основным средствам, купленным в единоналожный период. При этом исходной балансовой стоимостью таких ОФ в целях начисления амортизации, полагаем, также должна служить их остаточная стоимость, определенная на момент перехода на общую систему налогообложения согласно данным бухгалтерского учета (а значит, заметим, в том числе, и с учетом стоимости капитализированных в бухучете по таким ОС ремонтов, если, конечно, таковые проводились). Кстати, аналогичные разъяснения на этот счет в свое время можно было встретить и в консультациях в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2002, № 13 и 2003, № 16.

И еще один момент, касающийся отражения ремонтных расходов. На наш взгляд, перейдя с упрощенной системы налогообложения на общую, налогоплательщик вправе применить 10 % ремонтный лимит (согласно п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль) уже в году перехода, причем как в случае, когда переход на общую систему налогообложения происходит с начала отчетного года (когда тем самым в налоговом учете предприятия будет сформирована балансовая стоимость ОФ на 1 января), так и в случае такого перехода с любого другого квартала в течение года (так как в налоговом учете у такого налогоплательщика уже будет сформирована балансовая стоимость ОФ на начало его первого отчетного периода). По крайней мере, именно такой вывод можно сделать, опираясь на недавнее письмо ГНАУ от 04.07.2008 г. № 13412/7/15-0217 («Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 56), касающееся порядка определения первого налогового периода, начисления амортизации и отражения ремонтных расходов у лиц, становящихся плательщиками налога на прибыль. Поэтому хотя графа 3 таблицы 3 приложения К 1/1 и именуется как «совокупная балансовая стоимость на начало отчетного года», считаем, что в данном случае приоритет должен сохраняться за основополагающим ремонтным п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль, говорящим об отсчете 10 % от совокупной балансовой стоимости всех групп ОФ по состоянию на начало отчетного периода (а, следовательно, началом такого периода для лиц, переходящих с упрощенной системы налогообложения на общую, будет являться начало квартала перехода).

 

Уходим с единого налога (по ставке 10 %): обязательна ли НДС-регистрация?

Рассмотрим случай, когда плательщик единого налога (по ставке 10 %) переходит на общую систему налогообложения. Тут возникает вопрос: нужно ли ему, покидая ряды единоналожников, в обязательном порядке регистрироваться плательщиком НДС?

В данном случае будет важно, подпадает он или нет при таком переходе под критерии обязательных плательщиков НДС. Ведь необходимость НДС-регистрации, как известно, зависит от соответствия условиям п. 2.3 Закона об НДС. Поэтому если переход на общую систему налогообложения, предположим, происходит в добровольном порядке (а не, к примеру, из-за превышения объемов выручки), и если при этом 300-тысячный предел лицом еще не превышен, а также налогоплательщик не осуществляет операций из п.п. 2.3.2 — 2.3.4 Закона об НДС, то НДС-регистрация для него не является обязательной (консультация в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 23). Хотя, конечно, в таком случае предприятие может зарегистрироваться плательщиком НДС по собственному желанию, в добровольном порядке на основании п. 2.2 Закона об НДС.

А вот если же такие условия не выполняются (в частности, велики объемы поставок — более 300 тыс. грн. или есть особые операции из п.п. 2.3.2 — 2.3.4), то зарегистрироваться плательщиками НДС при переходе, конечно же, придется. На это указывает и п.п. 12.1 Положения № 79, согласно которому не зарегистрированное плательщиком НДС лицо, уплачивающее единый налог и превысившее ограничение относительно годового объема выручки, обязано зарегистрироваться плательщиком НДС, начиная с первого числа квартала перехода на общую систему налогообложения. В связи с чем ему предстоит подать налоговому органу заявление о регистрации плательщиком НДС не позднее чем за 15 дней до начала квартала перехода на общую систему налогообложения (п.п. «г» п. 13 Положения № 79). Вместе с тем заметим, что Положение № 79 не уточняет, как быть единоналожникам, переходящим на общую систему по другой причине — в связи с превышением численности, и в какие сроки следует подавать регистрационное заявление в таком случае. Считаем, что в данной ситуации безопаснее придерживаться того же срока и подать заявление также за 15 дней до начала квартала перехода (подробнее об этом см. статью «Анализируем изменения в порядке регистрации плательщиков НДС» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 86).

 

Переходные операции

Как уже отмечалось, при налогообложении переходных операций остается учитывать разъяснения контролирующих органов. Напомним также, что подробно переходные моменты рассматривались в статье «Переходные сделки при смене упрощенной системы налогообложения на общую» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 90:

 

Переходные операции: налоговые последствия

(при переходе с упрощенной системы налогообложения на общую)

Ситуации

Система налогообложения

упрощенная

общая

ЕН

НДС

налог на прибыль

НДС

1

2

3

4

5

1. Продажа товара

Ситуация 1. Оплата от покупателя получена в период пребывания юрлица на ЕН, а отгрузка товаров состоялась уже после того, как лицо перешло на общую систему налогообложения

получение предоплаты

отгрузка товара

с ЕН 6 % на общую

+

(ЕН)

+

(НО по НДС)

— (ВД не возникают)

налоговых последствий не возникает, так как налогообложение операции произошло в периоде пребывания лица на едином налоге

с ЕН 10 % на общую

+

(ЕН)

— (ВД не возникают)

— *

* НО по НДС начислять не нужно, поскольку первое событие произошло в периоде пребывания лица на упрощенной системе налогообложения, когда предприятие, по сути, уплатило НДС с суммы полученной выручки в составе 10 % единого налога (п. 35 письма ГНАУ от 28.01.2003 г. № 1399/7/15-3317).

Ситуация 2. Отгрузка товара произведена в период пребывания юрлица на ЕН, а оплата от покупателя поступила уже после перехода на общую систему налогообложения

отгрузка товара

получение оплаты

с ЕН 6 % на общую

— *

+

(НО по НДС)

+

(возникают ВД)*

* О том, что стоимость товаров, отгруженных в период пребывания на упрощенной системе налогообложения, не облагается единым налогом, а поступившая впоследствии оплата включается в валовые доходы, говорилось в консультациях в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 11 и № 28. Однако при этом налоговики говорят об увеличении валовых доходов без возможности отражения при этом соответствующих валовых расходов по реализованным товарам.

с ЕН 10 % на общую

+ (возникают ВД)

— *

* НО по НДС не начисляются (если предприятие, зарегистрировавшееся плательщиком НДС, конечно, не выбрало кассовый метод начисления налоговых обязательств), так как отсутствует объект налогообложения. Ведь объектом налогообложения, как известно, являются операции по поставке товаров (работ, услуг), а такая операция уже состоялась в периоде пребывания лица на ЕН. Последующее же получение от покупателя денежных средств является лишь погашением возникшей задолженности (письмо ГНАУ от 15.03.2007 г. № 1192/Б/17-0415, п. 35 письма ГНАУ от 28.01.2003 г. № 1399/7/15-3317).

Кстати, попутно хотим отметить письмо ГНАУ от 19.07.2006 г. № 13708/7/16-1517-26, в котором рассматривалась схожая ситуация, правда, речь тогда шла о переходных работах, т. е. когда первое из событий по таким работам (выполнение работ или получение за них предоплаты) состоялось на едином налоге (по ставке 10 %), а завершающая операция (соответственно оплата или выполнение работ) совершилась уже на общей системе налогообложения.

В нем (по аналогии с переходными «товарными» операциями) разъяснялось, что если при переходе с единого налога (по ставке 10 %) на общую систему налогообложения предприятие регистрируется плательщиком НДС, то в целях обложения таких переходных операций НДС нужно руководствоваться правилом первого события. Поэтому:

— если предоплата за работы поступила в единоналожный период (на ставке 10 %), а выполнение работ произошло на общей системе налогообложения, то НДС не начисляется;

— если выполнение работ произошло на едином налоге (по ставке 10 %), а оплата за них поступила на общей системе — НДС не начисляется (за исключением случая, когда налогоплательщик выбрал кассовый метод учета НДС);

— если и выполнение работ, и получение оплаты (т. е. оба события) произошли после перехода на общую систему налогообложения, то НДС начисляется налогоплательщиком в общеустановленном порядке.

2. Покупка товара

Ситуация 3. Товары получены на ЕН, а оплачены на общей системе налогообложения

получение товаров

перечисление оплаты

с ЕН 6 % на общую

+

(НК по НДС)

— *

с ЕН 10 % на общую

— *

— **

* Товары, приобретенные в периоде пребывания на ЕН, при переходе на общую систему налогообложения не включаются в валовые расходы и не учитываются в перерасчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль (письмо ГНАУ от 06.02.2007 г. № 2169/7/15-0217 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 21; вопрос 6 письма ГНАУ «Ответы на актуальные вопросы плательщиков налогов относительно порядка составления и подачи декларации по налогу на прибыль предприятия» от 07.09.2006 г. № 16636/7/31-3017 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 83). Поэтому, по-видимому, для предприятия будет благоприятнее избегать подобных переходных операций и по возможности не иметь переходных остатков (скажем, товары, приобретенные в единоналожный период, реализовывать также в периоде пребывания на едином налоге). ** Правда, если предприятие, зарегистрировавшись плательщиком НДС, выбрало кассовый метод НДС, то оно сможет отразить налоговый кредит по оплате.

Ситуация 4. Оплата за товар перечислена на ЕН, а товары получены на общей системе налогообложения

перечисление предоплаты

получение товара

С ЕН 6 % на общую

+

(НК по НДС)

— *

С ЕН 10 % на общую

— *

* Налоговики не признают за предприятием возможности отражения валовых расходов по переходным операциям при переходе на общую систему налогообложения.

 

Таковы переходные особенности, о которых стоит знать субъектам предпринимательства при смене системы налогообложения.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше